Конкурсы по пожарной безопасности в школе. Конкурс «Школа пожарной безопасности» в Благовещенске. А.Н.Толстой “Золотой ключик или Приключения Буратино”

Урок на тему «Веселая эстафета по противопожарной безопасности»
Оборудование: - Листочки для ответов. (8 штук) - Костюм ОЗК (3 штуки), респиратор (3 штуки) или костюм пожарного (тоже 3 штуки). - Карточка со знаками (3 штуки). Крупные рисунки знаков (8 штук). - Противогаз ГП – 7 (3 штуки, 2 размер). - Брус (3 штуки). - Стулья (6 штук). - Альбомные листы (3 штуки), фломастер (3 штуки). - Одинаковые отрезки веревок (90 штук). - Аэрозольный баллончик. - 3 одинаковых воздушных шарика (сдутых). - 3 надутых шарика. - Пакет с кубиками. - 3 маски. - 6 ведер и 6 пластиковых стаканчиков.

Вводное слово:

Вы бор жюри. Члены жюри усаживаются за стол с контрольными листками (прил. 1)
- Как вы думаете, что означают эти числа? – ведущий показывает залу несколько цифр. Ребята пытаются отгадать. - Как видите, пожары очень опасны. Они подстерегают нас всегда и везде. В самый критический момент люди бегут к телефону и набирают заветные цифры 01. Чтобы побыстрее приехали пожарные. Пожарные приезжают очень быстро, и часто рискуя жизнью, спасают людей и дома. Ведущий показывает еще цифры. И обсуждает с ребятами результат деятельности пожарных. - В пожарную охрану берут далеко не каждого человека. По состоянию здоровья он должен быть не хуже, чем космонавт или десантник, он должен действовать на высоте как самый бесстрашный верхолаз, в критической ситуации действовать как спецназовец и должен владеть самой совершенной и сложной техникой. Давайте посмотрим, смогли бы ребята нашей школы стать пожарными. Мы подвергнем их тестам, которые покажут, насколько они обладают качествами нужными настоящему пожарному. Тесты, конечно, шутливые, но в каждой шутке есть большая доля правды. А заодно мы повторим некоторые важные факты, которые могут пригодиться людям при пожарах. Для начала я предлагаю командам придумать себе название и выбрать капитана. Название должно иметь отношение к теме пожары, быть четким, бодрым и поднимать боевой дух команды. За наиболее интересное название команда получит первый балл. Капитан тоже должен быть толковым парнем, чтобы принести команде дополнительные баллы. Ребята совещаются. Затем хором объявляют свое название и называют капитана. Жюри присуждает за название первое и второе место. 1 место – 2 балла. 2 место – 1 балл. Итак, начинаем первый конкурс.

Конкурс 1: «Боевка».

В конце дорожки каждой из команд ставиться стул, на который кладется боевка (или, за неимением - ОЗК). - Одно из важных умений настоящего пожарного – умение быстро одеться. По нормативам, промежуток между звонком о пожаре и выездом машины не должен превышать 45 секунд. А норматив одевания спецодежды, которая называется боевка – 20 секунд. Посмотрим, насколько быстро могут собираться наши ребята. Учащиеся по очереди должны добежать до контрольного стула, надеть боевку (ОЗК), встать по стойке смирно, раздеться и добежать до начальной точки.
Вопрос: «Определи Знак». Учащиеся получают карточки со знаками (приложение 2) противопожарной безопасности и определяют их. Пока они работают, ведущий показывает знаки зрителям. Команды сдают карточки, ведущий рассказывает о знаках, жюри подводит итоги. 1 место – 3 балла. 2 место – 2 балла. 3 место – 1 балла. Переходим ко второму конкурсу.

Конкурс 2:

«Эстафета с противогазом».


В конце дорожки каждой из команд ставится стул, на который кладется лист А4 и фломастер с колпачком. В начале дорожки ставится длинная скамья в середине – стул. Первые участники берут в руки по противогазу ГП – 7, второго размера. - Настоящий пожарный должен уметь действовать в средствах защиты органов дыхания и хорошо ориентироваться в них. Ваша задача – надев противогаз, пробежать по скамье, пролезть под стулом, взять фломастер, как можно более аккуратно написать на листке слово ВОДА, надеть колпачок, положить фломастер и проделать остальные действия в обратном порядке. Побеждает та команда, чей участник первым вернется на точку старта, в том случае если на листке аккуратно написаны 4 слова ВОДА. 1 место – 3 балла. 2 место – 2 балла. 3 место – 1 балл.
Вопрос: «Ошибка»: - 16 января 2007 года в 11 часов утра во Владивостоке в приморском отделении Сбербанка начался пожар. Огонь распространился быстро и люди на 8 этаже оказались отрезанными от выхода. Погибли 9 человек, 23 человека получили тяжелые травмы, в том числе очень тяжелые, потому что многие люди прыгали из окон. Попробуйте предположить, какую ошибку совершили участники и очевидцы этого события. Именно эта ошибка стоила жизни девяти человек. Имейте в виду, что такую ошибку чаще совершают на крупных пожарах, когда свидетелями и участниками становится большинство человек. На обдумывание дается двадцать секунд. Учащиеся пишут ответы на карточках и относят их на стол жюри. Ответ: Никто из очевидцев и пострадавших не догадался позвонить в пожарную охрану. Не позвонил охранник, который заметил дым и начал эвакуацию с нижних этажей. Не пострадавшие, мечущиеся в дыму. Они звонили домой, прощались и звали на помощь. Не позвонил никто из огромной толпы зевак, собравшихся внизу, не позвонили телерепортеры, которые уже вели с места происшествия прямой репортаж. Таком образом о пожаре знали все…. Кроме пожарных. Только одни очевидец через полчаса, наконец, позвонил 01, но он не смог правильно определить масштаб происшествия, поэтому была выслана только одна машина. Драгоценное время было потеряно. За правильный ответ команды получают по одному баллу.

Конкурс 3: «Веревочки».

Учащиеся получают по 30-40 одинаковых (по 30 см) веревочных отрезков. - Пожарные должны уметь хорошо взаимодействовать, слаженно работать в команде, иначе серьезный пожар не потушить. Давайте посмотрим, как могут взаимодействовать наши ребята. За минуту команды должны связать как можно больше веревочек в одну. Засекается время, учащиеся выполняют задание, после чего приглашается представитель жюри, и сравнивается длинна веревок. 1 место – 3 балла. 2 место – 2 балла. 3 место – 1 балл.
Продолжим проверять, как ребята умеют взаимодействовать.

Конкурс 4: «Эстафета с веревочкой».

В конце дорожки каждой команды ставится по стулу. Первый участник команды берет веревку, обегает стул, возвращается, за веревку хватается другой игрок и они обегают уже вместе. Эстафета продолжается, пока дистанцию не пройдут все игроки. 1 место – 3 балла. 2 место – 2 балла. 3 место - 1 балл.
Вопрос: «Подъемник». - Назовите максимальную высоту пожарного подъемника, с которого пожарные тушат высокие дома. Ответ: 90 метров. Побеждает та команда, которая дала наиболее близкий ответ к правильному. За это – один балл.

Конкурс 5: «Конкурс капитанов».

- А теперь приглашаются капитаны команд. Руководители пожарных команд должны быть сильными, здоровыми и должны уметь хорошо соображать. Это мы сейчас и проверим.
А) Надувание шарика. Капитаны по команде начинают надувать шарик. Время – 20 секунд. Побеждает тот, у кого шарик больше или первым лопнул от большого объема воздуха. 1 место – 2 балла. 2 место - 1 балл.
Б) Средства пожаротушения. Капитаны по очереди называют средства пожаротушения. Побеждает назвавший последним. 1 место – 2 балла. 2 место – 1 балл.
Вопрос 5: «Аэрозольный баллончик» - Посмотрите на это предмет. Это аэрозольный баллончик. Такие предметы окружают нас везде. Но все ли знают, что это пожароопасный предмет, так как содержит легковоспламеняющееся вещество? При пользовании или хранении баллончика надо строго соблюдать определенные меры безопасности. Какие? Об этом нам сейчас напишут команды. Команды записывают ответы на листочках и относят их на стол жюри. Пока команды пишут ответы объявляется КОНКУРС СО ЗРИТЕЛЯМИ.

Конкурс со зрителями .

- Пока у нас есть время, проверим, кто у нас самый сильный в школе. Самым сильным будет тот, кто дальше всех метнет шарик. Желающие по очереди метают воздушный шар. Место падения шара помощник отмечает мелом. Побеждает тот, чья отметка окажется дальше всех.
Анализ ответов: Правила пользования баллончиком написаны на каждом баллончике. Смотрим: - не протыкать, не сжигать и не разбирать даже после использования, так как баллон находится под давлением. - беречь от прямых солнечных лучей и нагревания. - не курить во время использования. - не распылять вблизи огня и раскаленных предметов. - не давать детям. - хранить отдельно от пищевых продуктов в сухом прохладном месте. - не вдыхать пары и избегать попадания в глаза. Жюри подводит итоги. 1 место – 3 балла. 2 место – 2 балла. 3 место – 1 балл

Конкурс 6: «В дыму».

На площадке равномерно разбрасываются кубики разных размеров. Командам дается по маске, через которую ничего не видно и ее легко одевать. - Пожарным часто приходиться действовать в условиях ограниченной видимости, потому что все заполнено дымом. Поэтому настоящий пожарный должен уметь ориентироваться с закрытыми глазами. Эту способность наших ребят мы проверим в следующем конкурсе. Участник команды надевает маску идет на площадку и находить два кубика (не больше двух). После чего снимает маску и возвращается к команде. За ним следует другой и так далее, пока на поле не кончатся кубики или не окончится заданное время. Выиграет та команда, которая успеет насобирать больше кубиков. Жюри подводит итоги. 1 место – 3 балла. 2 место – 2 балла. 3 место – 1 балл.
Вопрос 6: «Эвакуация через чердак». Если при возгорании в подъезде, нам пришлось эвакуироваться через чердак, что мы должны захватить с собой? Ответ: молоток, топор или другой инструмент, которым можно будет сбить замок на чердачном люке.

Конкурс 7:

«Эстафета с водой».

В начале дорожек ставиться по ведру, полному водой. В конце – по пустому ведру. Командам вручается по двум пластиковым стаканчикам. - И последний конкурс. Кто самый надежный помощник настоящего пожарного? Конечно, вода. Без воды не потушить никакого пожара. Как умеют обращаться с водой наши учащиеся, мы сейчас проверим. Заодно еще раз посмотрим, как они могут взаимодействовать. Учащиеся должны как можно быстрее и аккуратнее перенести воду в стаканчиках из одного ведра в другое. Побеждает та команда, которая закончит первой и меньше прольет. Жюри подводит итоги: 1 место – 4 балла. 2 место – 3 балла. 3 место – 2 балла

Жюри поводит итоги и вручает призы.

Игра «На пожар»

По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульчиков, на которых разложена «амуниция пожарного»:

например, каска, перчатки, ремень и т.п. «Пожарные» должны приготовиться к выезду – облачиться в амуницию. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.

Игру можно усложнить, если от каждой команды в ней будут участвовать несколько игроков – например, три.

Тогда каждый уже «одевшийся» игрок бежит к линии старта и передает эстафету своему товарищу.

Выигрывает та команда, игроки которой раньше оденутся и построятся на линии старта.

Можно сделать эстафету двухэтапной. Тогда каждая команда разбивается на две части. Тогда каждая команда разбивается на две части. Одни игроки – «одевающиеся пожарные», другие – «готовящие пожарную машину».

После того как члены первой группы оденутся и построятся на линии старта, они передают эстафету игрокам другой группы. В задачу последних входит собрать разрезную картинку – изображение пожарной машины.

Игра «Смелые пожарные»

От каждой команды выбирается один игрок.

По команде игроки должны пройти полосу препятствий, добраться до стульчиков с куклой и вынести ее «из огня». Побеждает тот, кто придет к финишу первым.

Игру можно усложнить, предложив «пожарным» двигаться с завязанными глазами.

Игра «После пожара»

От каждой команды выбирается два игрока.

Они садятся на стульчики и берут в руки катушку, к которой одним концом прикреплен шнур. По команде играющие начинают наматывать шнур. Побеждает тот, кто закончит первым.

Игру можно повторить несколько раз – с участием других членов команд.

Игра «Тушим пожар»

Правила игры: дети делятся на 2-3 команды, каждой команде выдается «огнетушитель». Невдалеке ставятся (по количеству команд) предметы, которые нужно тушить (большой кубик; резиновая надувная игрушка и т.п.) По команде участники бегут каждый к своему предмету, обегают его (тушат), ставят «огнетушитель» рядом и отбегают в сторону. Как только «огнетушитель» коснулся земли – бежит следующий участник игры. Победа присуждается той команде, которая первой потушит пожар.

Игра «Костер»

Правила игры: дети делятся на 2-3 команды. Нужно носить песок из песочницы маленьким детским совочком или ложкой (не рассыпав на бегу) и тушить костер (сыпать на лист бумаги с изображением костра). Побеждает та команда, которая за одинаковое время принесет к «костру» больше песка, т.е. лучше «потушит» костер.

Спортивная игра «Пожарные учения»

Ведущий приветствует всех участников, болельщиков, гостей и сообщает, что спортивная игра посвящена людям, профессия которых – пожарный.

Ведущий. Огонь приносит людям тепло, радость, но иногда он может стать опасным и жестоким врагом. На пути огня встают смелые и умные, быстрые и находчивые люди – пожарные. Они борются с огнем, спасают пострадавших.

Затем ведущий представляет команды детей, называет судей и объявляет о начале игры.

Предлагаем примерные игры и эстафеты.

Игра «Что нужно при пожаре»

Игра «Кто быстрее оденется»

Ход игры. Команды строятся за линией старта, на небольшом расстоянии от которой поставлены два чемодана с одинаковым набором предметов: каска, куртка, сапоги. По сигналу ведущего игрок каждой команды подбегает к своему чемодану, открывает его, одевается и бежит к линии старта. Там снимает одежду и передает следующему игроку, который, одевшись, бежит к чемодану, снимает и кладет вещи и возвращается к команде и т.д.

Эстафета «Верхний этаж»

Дети взбираются по наклонной скамейки на гимнастическую стенку, перелезают на соседний пролет, затем спрыгивают на мат.

Эстафета «Разборка брандспойтов»

Стоящий в колонне каждой команды первый ребенок бежит к пирамиде, на которую намотан канат, разматывает его и возвращается обратно. Второй бежит и наматывает канат на пирамиду. И т.д.

Эстафета «Тушение пожара»

Эстафета «Задымленный коридор»

Участники каждой команды выстраиваются перед своим туннелем, по очереди ползут по нему, затем бегом возвращаются назад.

Эстафета «Тушение пожара»

В руках у впереди стоящего ребенка каждой команды ведро с «водой». Он должен пробежать по скамейке, пролезть в «окно» (обруч), преодолеть расстояние, перешагивая через предметы, «вылить воду» и вернуться бегом обратно. То же выполняет следующий игрок.

Игра «Что нужно при пожаре»

Ход игры. Участники каждой команды выстраиваются друг за другом в одну шеренгу. По команде ведущего бегут к столу, на котором разложены предметы или изображения, связанные с профессией пожарного (каска, противогаз, огнетушитель и др.) и не имеющие отношения к этой профессии. Игрок должен быстро выбрать нужный предмет и возвратиться к команде. Затем те же действия выполняет следующей ребенок и т.д. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

С 4 по 6 мая 2011 года в г. Благовещенске впервые прошел конкурс - соревнования дружин юных пожарных общеобразовательных учреждений города «Школа безопасности - 2011». Конкурс проводился управлением образования администрации города Благовещенска, Главным управлением МЧС России по Амурской области и АОО ООО ВДПО. Это были не просто соревнования, а настоящий трехдневный праздник пожарной безопасности. Школьники состязались на полосе препятствий, оказывали первую доврачебную помощь, тушили условный пожар.

Конкурс собрал 192 ученика седьмых, восьмых, девятых и десятых классов из 24 школ города. Поскольку подобные состязания проводились впервые, организаторы ставку на высокие результаты не делали, но ребята удивили всех присутствующих и спортивными результатами, и своим видением мировых проблем.

Несмотря на то, что для старшеклассников последний учебный месяц осложнен подготовкой к выпускным экзаменам, от участия в соревнованиях юных пожарных они не только не отказались, напротив, с неподдельным азартом прошли «Школу безопасности». Строгое жюри проверило их знания основ безопасности жизнедеятельности «01», умения оказывать первую доврачебную медицинскую помощь и преодолевать препятствия. В последнем состязании - полосе препятствий - даже появились спортивные рекорды. Виктор Князев из МОУ СОШ № 15 прошел этап, включающий в себя преодоление веревочной переправы, тушение условного пожара, преодоление «болота» с помощью жердей и «пропасти» с помощью веревки, а также движение по-пластунски под невысокими дугами и «снайперское» метание волейбольного мяча в кегли, за 43 секунды. Некоторые из присутствующих заметили, что это расстояние пешком без препятствий не прошли бы за такое время, а парень преодолел всю дистанцию. Впрочем, это и не удивительно. Девятиклассник Виктор четыре года занимается туризмом, трижды был чемпионом областных соревнований, побеждал в областной «Школе безопасности» и региональных соревнованиях по пожарно-прикладному спорту. А в прошлом году Виктор в составе амурской команды представлял Дальний Восток во Всероссийском полевом лагере «Юный пожарный», который проходил в Свердловской области. Постоянными тренировками, спортивными победами молодой человек идет к заветной цели. «Я мечтаю связать свою жизнь с МЧС, после школы планирую поступить в одно из учебных заведений министерства», - скромно признался Витя.

Если к спорту и медицине творчески не подойдешь, то в конкурсах на лучший баннер, публикацию в газету и агитку юные пожарные дали волю фантазии. Например, дружине МОУ СПОШ № 2 для создания своего агитационного выступления пришлось изрядно покопаться в архивах советских песен. И не зря. Жюри признало выступление этой команды лучшим в конкурсе агитбригад. Ребята нашли многими забытую «Раненую птицу» Александры Пахмутовой. Как правильно подметил автор слов песни Роберт Рождественский, «небо без птиц - не небо, море без рыб - не море…». А ребята убеждены, что пожароопасный период не может проходить спокойно без соблюдения правил пожарной безопасности. Их плакаты яркими буквами громко кричат: «Запрещено разводить костры и поджигать сухую траву, мусор!». Песня равнодушных в зале не оставила, раздавались восхищенные обсуждения конкурентов: «Вот это да! Молодцы!».

Конкурсы на лучшую публикацию и лучший баннер на очень актуальные темы современности - «Нет ЧС на ГЭС и АЭС» и «Защита от пожаров – наша цель» - вызвал живой интерес и у жюри, и участников, и педагогов. Полные боли глаза маленького ребенка на баннере, победившем в конкурсе, переворачивает душу: люди должны сделать все, чтобы трагедии Чернобыля и Фукусимы не повторились никогда! Четверостишье, в котором подросток переживает за полыхающие огнем леса, или баннер с изображением аварийной АЭС и вопросом: «Что дальше?» заставляют задуматься. А все потому, что дети видят и чувствуют по-особенному. Они искренне переживают за будущее. Ведь их жизни в руках взрослых людей. Они верят нам, и мы не можем их подвести. Яркий пример тому: сочинение-победитель под названием «Без права на ошибку».

Не все, конечно, команды показали хорошие результаты, но после торжественной церемонии награждения участники расходились с огромным желанием подтянуть свои теоретические знания и спортивную подготовку. Организаторы уверены: конкурс должен стать традиционным.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 1имени П.М. Стратийчука»

Материалы

конкурса на лучшую организацию пожарно-профилактической работы с детьми среди летних оздоровительных учреждений «Безопасное лето»

в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Алый парус»

Подготовлено и выполнено:

Венедиктовой Н.Н. Вихоревой Г.В.

Рыжик Т.В.

учителями пришкольного лагеря «Алый парус»

5.Отзывы детей о мероприятиях по пожарной безопасности в лагере.

6.Приложения (листовки, памятки, СD-диск)

1.Описание деятельности летнего оздоровительного лагеря «Алый парус» по обучению детей правилам пожарной безопасности.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.

В нашем лагере отдыхают и оздоравливаются дети преимущественно с 6,5 до 12 лет. Этот возраст является наиболее оптимальным для привития первичных навыков в отношении пожарной безопасности. Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей школьного возраста.

Формирование представлений об опасных человека ситуациях и способах поведения в них;

Приобщение к правилам безопасного поведения;

Передача детям знаний о правилах безопасности.

Вся работа направлена на привитие навыков и умений безопасного пользования электроприборами, газовым оборудованием, осторожному обращению со спичками, нацелена на то, чтобы дети знали основные правила пожарной безопасности и умели применять их в случае ЧС.

В нашем лагере проводятся следующие профилактические мероприятия:

    Инструктажи по технике безопасности.

    Беседа «Правила поведения в ЧС при пожаре»

    Игра «Мы-пожарные»

    Конкурс рисунков «Всем детям нужно знать: с огнём опасно играть!»

    Дидактическая игра « Не бывает дыма без огня!»

    Конкурс детских стенгазет по отрядам «Его величество – огонь!»

    Игровые тематические конкурсы по ПБ.

    Экскурсия в пожарную часть

    Вручение листовок по пожарной безопасности на каникулы.

2. План-сетка мероприятий с детьми по пожарной безопасности на лагерную смену.

Дата

Мероприятие

Размещение по отрядам

Инструктаж по технике безопасности

Беседа «Правила поведения вЧС при пожаре»

Практические занятия по пожарной безопасности – отработка плана эвакуации

Показ презентаций по профилактике ПБ

Игра «Мы-пожарные»

Занятия по интересам. Конкурс рисунков « Всем детям нужно знать: с огнём опасно играть!»

Просмотр фильма по пожарной безопасности

Игра « Готовность 01!»

Конкурс детских стен газет по отрядам

«Его величество – огонь!»

Игровые тематические конкурсы по ПБ

Экскурсия в пожарную часть

Вручение листовок по пожарной безопасности на каникулы

3. Фотоотчет о проведении мероприятий по пожарной безопасности с краткой информацией о них.

Практические занятия по пожарной безопасности – отработка плана эвакуации

Беседа с сотрудником

Игра «Готовность 01»

Эстафета

« Мы юные пожарники»

Стенгазеты

«Его величество огонь

Посещение пожарной части

4. Сценарии мероприятий с детьми по пожарной безопасности.

Игровые тематические конкурсы

1. «Мы юные пожарные»
Перед командами (любое количество человек) стоят стулья с одинаковым набором вещей (колокольчик, пожарная форма, свеча). 1-й бежит к стулу и бьёт тревогу (звонит в колокольчик); 2-й бежит к стулу, надевает и снимает пожарную форму; 3-йподбегает к стулу и тушит «горящую» свечу и т.д.

2. «Пожарные едут на помощь»
Перед командами (любое количество человек) стоят кегли в ряд. Каждой команде даётся маленькая пожарная машинка на верёвочке. Дети поочерёдно змейкой оббегают кегли, везя за верёвочку машинку, старясь не сбить ни одной кегли.

3. «Спасатели»
Чтобы спасти людей из пожара, пожарным приходится преодолевать различные препятствия. Перед командами на расстоянии установлена корзина с кеглями. Каждый участник, чтобы «спасти» одну кеглю, должен пробежать по скамейке, сделать кувырок на мате, взять кеглю. Прыгая на одной ноге с кеглей в руках, он должен вернуться к своей команде.

4. «Пожарные тушат огонь »
Каждому участнику к ноге привязывается воздушный шарик (желательно красного цвета, имитирующий огонь). Дети, не задевая друг друга руками (убраны за спиной), должны «потушить огонь» (лопнуть шарики) у другой команды.

5. «Ловкость в деле не помеха»
Игра-шутка. От каждой команды берется по одному человеку. Они присаживаются на корточки. На спину участникам прикрепляются картинки с изображением первичных средств пожаротушения. Каждому необходимо узнать, какой предмет приколот на спину противника. Вставать с корточек нельзя. Руки во время игры нужно держать за спиной. Время на игру - 2 минуты. В конце игры участники должны объяснить, как применяется то средство пожаротушения, которое они угадали.

6. «Опасность»
Команды должны выложить из спичек на скорость выражение: «В спичках - огонь, спички не тронь!»

Приложение
Тематические пословицы и поговорки.

1. От искры пожар рождается.
2. Искра мала велик пламень родит.
3. Пока искра в пепле, тогда и туши.
4. Не шути с огнем - обожжешься.
5. Огонь да вода все сокрушат.
6. В огне и железо плавко.
7. Огонь не вода, схватит - не всплывешь.
8. С огнем не шути, сгореть можно.
9. Не играй кошка с огнем - лапу обожжешь.
10. Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Приложение

Вопросы и ответы тематической викторины

1.Чем опасны пожары?
При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.

2.Чем еще опасен пожар, кроме огня?
Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.

3. Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город?
Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу.

4. Чем можно тушить начинающийся пожар?
Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.

5. Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками?
Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара.

6. От чего бывают пожары?
Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнем.

7. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных?
Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит.

8. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем?
Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться выбежать из дома, если живешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения.

9. Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом?
Лифт во время пожара - настоящая дымовая труба, в которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться.

10. Может ли загореться искусственная елка?
Искусственная елка может загореться. Правда, искусственная елка разгорается не так быстро, как настоящая, но зато горящая пластмасса выделяет ядовитые вещества.
11. Вам на Новый год подарили замечательные фейерверки и бенгальские огни. Где вы будете их зажигать?
Фейерверки, свечи, бенгальские огни можно зажигать только со взрослыми и подальше от елки, а еще лучше вне дома.

12. Что входит в первичные средства пожаротушения?
Пожарная техника ныне сложна,
Но нам помогает
Не только она.
Простая лопата,
Багор и топор
Достались в наследство нам
С дедовских пор.
Багром дотянусь до горящих досок,
Лопатою
Пламя зарою в песок.

13. Как нужно выходить из задымленного помещения?
В руки ты себя бери –
Не пугайся, не ори,
А ползи на четвереньках
В направлении двери.
Если ты нашарил дверь,
То рукам сперва не верь:
Может это дверца шкафа -
Хорошенечко проверь!
Если выйдешь в коридор
Или выползешь во двор -
Позови на помощь взрослых
И заставь тушить костер.

14. Как тушить загоревшуюся одежду на человеке?
Нужно обернуть человека в плотную ткань (одеяло), покатать по полу, сбивая огонь.

15. Официальная дата празднования дня пожарной охраны.
30 апреля 1649 г. - дата издания «Наказа о градском благочинии», в котором были заложены основы профессиональной пожарной охраны, считается днем пожарной охраны.

16. Самый продолжительный пожар в России ?
Наиболее продолжительный пожар в Астрахани начался 1 августа 1858 г. и длился 6 суток.

17. Устройство для размещения пожарного рукава?
Устройство для размещения пожарного рукава - пожарный ящик.

18. Каков срок службы телевизора?
В основном телевизоры работают надежно 6-7 лет, после чего в результате старения используемых материалов, запыления и загрязнения монтажа нарушается изоляционное свойство материалов и повышается пожарная опасность.

19. Каково назначение уличного пожарного гидранта?
Гидрант пожарный предназначен для отбора воды из водопроводной сети при тушении пожара.

20. Как называется профессия людей, борющихся с огнем?
Пожарные.

21. Почему пожарных вызывают по телефону именно «01»?
«01» самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь.

22. Почему пожарная машина красная?
Чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет - цвет огня.

23. Как одеваются пожарные?
Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.

24. Назови произведения, где упоминается о пожаре?
С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое»; К. Чуковский «Путаница»; Л.Н. Толстой «Пожарные собаки»; Е.Пермяк «От костра до котла».

25. Неконтролируемое горение .
Пожар.

26. Активный «помощник» пожара.
Кислород

27. Искусство борьбы с огнем.
Тактика.

28. Головной убор пожарника .
Каска.

29. Прибор для направления струй воды, современное название брандспойта.
Ствол.

30. Первичный документ о пожаре.
Акт.

31. Емкость для хранения воды на случай пожара.
Резервуар.

32. За какое время сгорает полностью жилой деревянный дом?
В среднем за 40 минут.

33. Человек, жилище, которого уничтожено пожаром.
Погорелец.

34. Пожарное подразделение.
Караул.

35. Переносная пожарная лестница.
Штурмовка.

36. То же, что и шланг.
Рукав.

37. Высокая наблюдательная башня над зданием пожарной команды.
Каланча.

Приложение

Тематические загадки

Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром, пароходом,
Не бываю без огня. (ДЫМ).

Отец горяч и красен, бывает он опасен.
Накормишь – живет, напоишь – умрет.
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов – а кусает. (ОГОНЬ).

Я - друг ребят.
Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом,
И сжигаю все кругом! (ОГОНЬ).

В рубашке ярко-красной,
В работе безотказный.
Зовут меня ОП-5,
Каждый школьник обязан знать! (ОГНЕТУШИТЕЛЬ).

Я с пожарным рукавом.
Дружбою горжусь!
Познакомьтесь вы со мной –
Может, пригожусь! (СТВОЛ).

Малышу я говорю:
«Спички ты не тронь».
Мои спички не игрушки,
В спичках тех огонь. (КОРОБОК).

У меня спираль улиткой
Ты меня не тронь.
Спрыгнет с плитки пламя прытко
Будет вмиг огонь! (ЭЛЕКТРОПЛИТКА).

И рубашки, и штанишки

Глажу я для вас, детишки,
Но запомните, друзья,
Что со мной играть нельзя! (ЭЛЕКТРОУТЮГ).

Он красив и ярко-красен,
Но он жгуч, горяч, опасен. (ОГОНЬ).

Маленький конек,
Вместо гривы – огонек. (СПИЧКИ).

Если дым валит клубами,
Пламя бьется языками,
И огонь везде, и жар –
Это бедствие –… (ПОЖАР).

Он дает тепло и свет,
С ним шутить не надо, нет! (ОГОНЬ).

Валит дым, как из печи:
Не метайся, не кричи.
Ты не жди других картин
Звони скорее … («01»).

В мире есть она повсюду,
Без неё так трудно люду!
С огнём справится всегда.
Дети что это? ... (ВОДА).

Знают все - человек без огня
Не живёт ни единого дня.
Но когда у огня сильный жар,
Может просто случиться … (ПОЖАР).

Если вьется пламя,
Дым валит столбом,
«Ноль – один» мы набираем,
И кого мы позовём? … (ПОЖАРНЫХ).

Без рук, без ног,
А на гору полез. (ОГОНЬ).

В тёмном маленьком домишке
Тесно жмутся ребятишки.
Для игры ты их не тронь:
В голове у них … (ОГОНЬ).

Ростом невеличка
Маленькая спичка.
Только трогать спички
Не имей … (ПРИВЫЧКИ).

Приложение

Тематическая считалочка

Предлагаю вам считалку,
Очень веселую, так, на смекалку.
Вы на вопросы мои отвечайте,
И за это шарики воздушные получайте.

Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар -
Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой (Ведущий бросает шарик, тот, кого он выбрал должен закончить предложение) …пожар.

Раз, два, три, четыре -
У кого пожар в квартире?
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил (Ведущий бросает шарик) ... утюг?

Красный отблеск побежал.
Кто со спичками (Ведущий бросает шарик) ... играл?

Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над (Ведущий бросает шарик) ... газом?

Пламя прыгнуло в траву,
Кто у дома жег (Ведущий бросает шарик) ... листву?

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые (Ведущий бросает шарик) ... предметы?

Помни каждый гражданин
Этот номер (Ведущий бросает шарик) ... ноль один.

Дым увидел - не зевай
и пожарных (Ведущий бросает шарик) ... вызывай.

Легче, чем пожар тушить,
Нам его (Ведущий бросает шарик) …предупредить.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени П.М. Стратийчука»

Ставропольского края Андроповского района с.Курсавка

Цель мероприятия :

    Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, правилах поведения во время пожара; с профессией «пожарный»,

    Закрепить знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем.

    Воспитывать у детей уважение к труду пожарных; развивать чувства коллективизма, ответственности и выдержки у школьников.

Ход мероприятия :

    Подготовительный этап

    Проведение беседы с детьми по теме пожарной безопасности

    Проведение конкурса рисунков

    Подбор музыкального сопровождения конкурсов

    Организационный этап

Подготовлено все необходимое оборудование для подвижных игр и эстафет в спортивном зале: 2 ведра, ленточки синего и красного цветов (по 5 штук каждых), игрушки мягкие (8 штук), 2 листа формата А4, 2 маркера красного цвета, кегли, обручи, скакалки, барьеры, ткань синего и белого цвета.

    Этап проведения мероприятия

Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить о том, как опасен может быть огонь! Итак, мы начинаем наше соревнование «Готовность 01».

    «Готовность 01»

Если в комнате у вас слезы катятся из глаз,

Так как дым клубами вьется и огонь жует палас –

Нужно мужество найти к телефону подойти.

Постараться вспомнить цифры от ноля до девяти.

Смело трубку в руки взять, 01 суметь набрать.

Дети делятся на 2 команды. На другой стороне зала 2 стула с листочками и маркером, нужно добежать до «телефона», написать маркером 01, вызвать пожарных. Кто быстрее справится с заданием тот и победил.

    Игра «Огонь-вода»

Дети с красной ленточкой – это огонь, с синей ленточкой – это вода. Ленточки прикреплены к поясу детей таким образом, чтобы их можно было легко выдернуть. Дети с синей ленточкой должны собрать все красные, изображающие огонь, т.е. «потушить» огонь. Играем 1-2 раза.

Ведущий . Огонь приносит людям тепло, радость, но иногда он может стать опасным и жестоким врагом. На пути огня встают смелые и умные, быстрые и находчивые люди – пожарные. Они борются с огнем. На пути пожарного встречается много препятствий, прежде чем он доберется до пострадавшего, иногда в огне оказываются не только люди, но и их преданные животные. Сейчас мы с вами будем спасать этих животных. Будем сами – пожарными!

    Эстафета «Пожарная тревога»

В игре участвуют 2 команды по 5 человек от каждого класса. Дети встают в шеренгу. Нужно, преодолев препятствия, спасти животного и отнести его в больницу.

Побеждает тот, кто придет к финишу первым.

Игру можно усложнить, предложив «пожарным» двигаться завязанными глазами.

    Эстафета «Задымленный коридор»

Участники каждой команды выстраиваются перед своим туннелем (туннель сделан из гимнастических барьеров), по очереди бегут по нему, затем возвращаются назад.

    Игра «Два сапога – пара»

Связывают ноги (левая нога одного игрока, правая другого). Взявшись за руки, допрыгать до финиша. На пожаре очень важно умение работать дружно и сообща.

    Игра «На пожар»

От каждой команды выбирается один игрок. По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульчиков, на которых разложена «амуниция пожарного»:например, каска, перчатки, ремень и т.п. «Пожарные» должны приготовиться к выезду – облачиться в амуницию. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.

Игру можно усложнить, если от каждой команды в ней будут участвовать несколько игроков – например, три.

Тогда каждый уже «одевшийся» игрок бежит к линии старта и передает эстафету своему товарищу.

Выигрывает та команда, игроки которой раньше оденутся и построятся на линии старта.

Игру можно повторить несколько раз – с участием других членов команд.

    Игра «Тушим пожар»

Правила игры: дети делятся на 2-3 команды, каждой команде выдается «огнетушитель». Невдалеке ставятся (по количеству команд) предметы, которые нужно тушить (большой кубик; резиновая надувная игрушка и т.п.) По команде участники бегут каждый к своему предмету, обегают его (тушат), ставят «огнетушитель» рядом и отбегают в сторону. Как только «огнетушитель» коснулся земли – бежит следующий участник игры. Победа присуждается той команде, которая первой потушит пожар.

    Игра «Что нужно при пожаре»

Ход игры. Участники каждой команды выстраиваются друг за другом в одну шеренгу. По команде ведущего бегут к столу, на котором разложены предметы или изображения, связанные с профессией пожарного (каска, противогаз, огнетушитель и др.) и не имеющие отношения к этой профессии. Игрок должен быстро выбрать нужный предмет и возвратиться к команде. Затем те же действия выполняет следующей ребенок и т.д. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

Ведущий:

Труд пожарного в почете,

Опасней дела не найдете.

Пожарных мы за доблесть чтим,

За смелость их благодарим!

Чтоб никого не огорчать,

Будем правило мы знать:

Ночью темной, светлым днем

Осторожен будь с огнем!

Подведение итогов. Нам пришел приказ: «За мужество и героизм, находчивость в борьбе с огнем, за знание и умение выходить из трудных ситуаций объявить благодарность всем участникам лагерной смены». Спасибо.

5.

На столе лежат 6 пронумерованных конвертов. Играющие по очереди выходят и кидают кубик. Ведущий вынимает вопрос из того конверта, цифра которого совпала с цифрой на кубике. Правильно ответивший на вопрос получает жетон и имеет право еще участвовать. Если он не отвечает, то отдает свой жетон и на вопрос может ответить кто-то из зрителей. Зритель также получает жетоны становится участником игры. После этого к столу подходит второй играющий и кидает кубик и т. д.

Ведущий . Об огне сложено много легенд и сказок, потому что он дорог и нужен человеку. Огонь с древнейших времен играл важную роль в жизни человека. Подтверждением этому служат пословицы, поговорки и загадки об огне. Огонь может быть человеку другом, а может — врагом, и тогда надо знать, как правильно себя вести. Обо всем этом и многом другом вы сегодня узнаете, а кто-то расскажет на выпускном экзамене пожарников.

Конверт 1 «Пища огня»

1. Как называется пища огня? (Топливо)

2. Какой вид топлива самый распространенный и древний? (Дрова)

3. Как называется твердое блестящее горючее вещество, которое служит людям как топливо и этим помогает сохранить лес на Земле? (Каменный уголь)

4. Чем был первоначально каменный уголь? (Деревом)

5. Что называют «голубым топливом»? (Природный газ)

6. Как называется рыхлое, мягкое горючее вещество коричневато-бурого цвета? (Торф)

7. Где образуется торф? (На болотах)

8. Однажды русскому царю показали черный блестящий камень, обладающий удивительной способностью гореть. Он, взяв его в руки, сказал: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим весьма полезен будет». Как звали царя, так безошибочно определившего важность каменного угля? (Петр I)

9. Какое жидкое топливо, добываемое из недр земли, в старину называли «горным маслом»? (Нефть)

10. Какое горючее вещество, называемое «невидимым топливом», является частым спутником нефти? (Газ)

Конверт 2 «Пословицы»

1. Огонь не вода — схватит, не выплывешь.

2. Воры обкрадут, стены останутся, а огонь в разор разорит.

3. Огню да воде бог волю дал.

4. Спи, царь Огонь, — говорит царица Водица.

5. Счастливый и в огне не горит, и в воде не тонет.

6. Бежал от дыма, а упал в огонь.

7. Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

8. Много дыму, да мало пылу.

9. Любовь не пожар, а загорится — не потушишь.

10. Огонь силен, Вода сильнее огня, Земля сильнее воды, Человек сильнее земли.

Конверт 3 «Это должен знать каждый»

1. Какие средства могут помочь вам в загоревшейся квартире, если нет огнетушителя? (Плотная ткань, лучше мокрая, и вода.)

2. Почему во время пожара нельзя открывать окна? (С притоком кислорода огонь вспыхивает сильнее.)

3. Как нужно дышать в задымленной квартире? (Через мокрую тряпку. Если есть возможность, надеть противогаз или респиратор.)

4. Как нужно передвигаться по задымленным коридорам? (На четвереньках или ползком.)

5. Что делать, если загорелся телевизор? (Его надо сразу отключить от сети, а затем, стоя сбоку, тушить водой через верхние отверстия стенки.)

6. Что делать, если загорелась ваша квартира? (Позвонить 01 и затем тушить пожар своими средствами.)

7. Что прежде всего нужно сделать при тушении электропроводки? (Отключить электричество, чтобы избежать удара током.)

8. Как помочь человеку, на котором вспыхнула одежда? (Нужно помочь ему сбросить воспламенившуюся одежду, либо погасить ее водой или снегом, при необходимости накинуть на него одеяло, пальто; вызвать «Скорую помощь»; оказать первую доврачебную помощь.)

9. Что опаснее на пожаре — огонь или дым? (Дым. Хватит несколько глотков, чтобы потерять сознание и отравиться продуктами горения различной синтетики.)

10. Что нельзя делать, чтобы избежать пожара? (Играть со спичками; уходя, оставлять включенным глаз; оставлять без присмотра электроприборы; включать в одну розетку два прибора большой мощности; сушить белье над плитой; держать легковоспламеняющиеся вещества в доступных местах; хранить на балконах горючие вещества.)

Конверт 4 «Доскажи словечко»

1. Раз, два, три, четыре —

У кого пожар в...? (квартире)

2. Дыма столб поднялся вдруг

Кто не выключил...? (утюг)

3. Красный отблеск побежал,

Кто со спичками... ? (играл)

4. Стол и шкаф сгорели разом,

Кто сушил белье над... ? (газом)

5. Столб огня чердак объял,

Кто там спички...? (зажигал)

6. Побежал пожар во двор,

Это кто там жег...? (костер)

7. Пламя прыгнуло в листву,

Кто у дома жег,..? (траву)

8. Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые...? (предметы)

9. Помни каждый гражданин

Этот номер... (07)

10. Дым увидел — не зевай

И пожарных... (вызывай)

Конверт 5 «Огонь с "интересом"»

1. Что применяли много лет назад разные народы для передачи информации на большие расстояния? (Дым костра)

2. Как люди называли огонь, разведенный в пещере для приготовления пищи? (Красный зверь)

3. В древнем мифе написано, что один из богов украл из кузницы своего друга божественный огонь и принес его человеку. Узнав это, Зевс наказал юношу: приказал приковать его цепями к скале и послал орла, чтобы тот рвал и раздирал когтями тело и печень молодого бога. Как звали этого бога? (Прометей)

4. В старину огонь был судьей в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был пройти между двумя расположенными близко друг к другу кострами. Если его одежда не загоралась, он считался невиновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает опасность, говорят, что он находится... (Между двух огней)

5. В старых книгах рассказывается, как византийцы выиграли морской бой у арабов с помощью нефти. В разгар сражения арабы увидели чудо — загорелось море. Они испугались и растерялись, византийцы воспользовались этим и уничтожили их флот. Что сделали византийцы? (Они вылили в море много бочек нефти. Более легкая, чем вода, нефть собралась па поверхности, разлившись топким слоем. Византийцы подожгли эту пленку нефти.)

6. В XVII веке в Сибири, на берегу реки Томи, крестьянин Михаил Волков открыл «горелую гору». Назвал он ее так потому, что из трещин горы шел дым. Волков отправил в столицу куски угля. Так было открыто знаменитое угольное месторождение. Как оно называется? (Кузнецкий угольный бассейн — Кузбасс)

7. Огонь стал для нас символом всего доброго и прекрасного. Про никчемного, мелкого человека, думающего только о себе, говорят, что он.... (Не светит и не греет)

8. Про добросовестного, хорошего работника говорят, что трудится... (С огоньком)

9. В годы правления какого царя была создана первая профессиональная пожарная команда и открыто первое пожарное Депо? (Петр I)

10. Много лет назад был подписал указ о создании первой российской противопожарной службы. В документе были заложены основы профессиональной пожарной охраны, введено постоянное дежурство, а пожарным дозорам предоставлено право наказывать жителей столицы за нарушения правил обращения с огнем. Какой царь подписал этот указ? (Алексей Михайлович)