В ряде стран практикуется избрание населением других должностных лиц местного самоуправления , помимо членов представительного органа и главы муниципалитета. В частности, в некоторых городах США избираются: городской казначей, городской клерк, городской контролер, городской адвокат, шериф полиции, аудитор и др. Цель подобных мер ¾ повысить статус данных должностных лиц, обеспечить их независимость от корпоративных интересов отдельных групп.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к иным органам местного самоуправления могут относиться: контрольный орган муниципального образования, муниципальная избирательная комиссия, муниципальная милиция, а также специальные органы местного самоуправления, наделенные статусом юридического лица , ¾ муниципальные учреждения, создаваемые для осуществления управленческих функций. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены также другие органы и должностные лица местного самоуправления.
Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется для контроля над исполнением местного бюджета, порядком подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета , отчета о его исполнении, а также для контроля над соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом .
В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено два способа формирования контрольного органа муниципального образования: на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования. Способ формирования определяется уставом муниципального образования. Деятельность контрольного органа должна осуществляться в условиях открытости и гласности, результаты проведенных проверок подлежат опубликованию (обнародованию). Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган по его требованию необходимую информацию и документы.
Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, референдумов и голосования населения по вопросам, предусмотренным законодательством. Порядок формирования и организации деятельности муниципальной избирательной комиссии определяется уставом и правовым актом муниципального образования.
Муниципальная милиция . Конституция Российской Федерации относит охрану общественного порядка к вопросам местного значения . Однако в настоящее время эти вопросы относятся к компетенции милиции общественной безопасности, входящей в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено формирование в муниципальных районах и городских округах органов муниципальной милиции, обеспечивающих охрану общественного порядка на соответствующей территории. Практическая реализация этих положений отложена до принятия и вступления в силу отдельного федерального закона, определяющего порядок организации и деятельности муниципальной милиции.
Муниципальные учреждения с управляющими функциями . Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица , являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций. В соответствии с указанным федеральным законом они подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц. Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц служат устав муниципального образования и решение о создании такого органа. В ряде городов статус муниципального учреждения имеют органы управления жилищно-коммунальным хозяйством, здравоохранением, образованием.
Юридические лица в структурах местных администраций . На момент написания данного учебника правами юридического лица в местных администрациях наделены многие отраслевые структурные подразделения. Они выполняют функции заказчиков муниципальных услуг и распорядителей бюджетных средств, заключают хозяйственные договоры на закупки материалов, выполнение работ и оказание услуг, имеют собственные бухгалтерии. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ перечень органов местной администрации, наделенных статусом юридического лица, устанавливается представительным органом муниципального образования , который выступает в качестве их учредителя и утверждает положения о них. Данные органы также подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц. 4
15.7. Направления совершенствования организационных
структур местного самоуправления
Анализ современного состояния местного самоуправления в Российской Федерации показывает, что традиции местного самоуправления, организации и функционирования местной власти еще не закреплены. Поэтому местная власть воспринимается населением как обычная, привычная государственная власть. Главный ресурс муниципальной власти ¾ максимальная приближенность к населению ¾ часто не используется. Образовался перекос в сторону единоличного управления муниципальными образованиями, в большинстве случаев роль и значение представительных органов местного самоуправления ослаблены. Следствием этого становится усиление критики данной формы власти, противостояние и конкуренция между мэрами крупных городов и губернаторами , пассивное участие населения в осуществлении местного самоуправления, ослабление взаимодействия органов местного самоуправления с населением и контроля над деятельностью органов местного самоуправления со стороны населения.
С целью укрепления властной вертикали в нашей стране была проведена законодательная унификация системы органов местного самоуправления. Установление данной системы органов не противоречит конституционным положениям о том, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Население должно иметь право самостоятельно выбирать и устанавливать структуру органов местного самоуправления на основе установленных федеральным законом принципов и элементов системы местного самоуправления.
Унификация системы органов местного самоуправления означает, прежде всего, законодательное закрепление принципа разделения властей на уровне местного самоуправления, без чего становится реальной перспектива возникновения малоэффективных и недемократических моделей организации власти на уровне местного самоуправления, а также укрепляется традиционно сложившийся перекос в сторону полномочий (а значит, доминирования) местных администраций, которые формируются, как правило, одним, пусть даже выборным лицом. При слабой представительной власти исполнительный орган может быть полностью выведен из-под ее контроля. Отсутствие принципа разделения властей может привести в будущем и к еще одной столь же негативной тенденции ¾ к усилению или полному доминированию представительного органа местного самоуправления, совмещающего исполнительные и контрольные функции.
Таким образом, принцип разделения властей и основанное на этом принципе разделение полномочий как между органами местного самоуправления внутри муниципальных образований, так и между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть основополагающими при формировании моделей организации муниципальной власти, предусматривающих определенную структуру органов местного самоуправления, которая закрепляется в уставе муниципальных образований . Такая унификация может решить две задачи:
1) предотвратить анархию на муниципальном уровне и диктат со стороны субъектов Российской Федерации в отношении органов местного самоуправления;
2) укрепить положение федеральных органов государственной власти в условиях российского федерализма.
Закрепление в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ правового статуса исполнительного органа местного самоуправления призвано урегулировать его взаимоотношения как с представительными органами местного самоуправления, так и с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Важнейшее направление совершенствования системы муниципального управления ¾ вовлечение населения в решение вопросов местного значения , взаимодействие местной власти и населения. Решение этой проблемы заключается в развитии и укреплении территориального общественного самоуправления.
Развитие территориального общественного самоуправления особенно актуально для крупных городов, именно в этом состоит решение проблемы децентрализации муниципальной власти. Усиление института территориального общественного самоуправления поможет развитию гражданских инициатив, расширит базу местного самоуправления за счет привлечения большого числа людей к решению вопросов местного значения на территории их проживания. Развитие территориального общественного самоуправления соответствует принципам, заложенным в Европейской хартии о местном самоуправлении . Территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, прежде всего, связана с местным сообществом ¾ сообществом людей, проживающих на определенной территории и объединенных общими интересами в решении вопросов жизнедеятельности посредством развития местных материальных и социальных ресурсов на принципах самоуправления.
С усилением территориального общественного самоуправления будет укрепляться влияние населения на местную власть через развитие системы общественного контроля над деятельностью органов местного самоуправления. На базе территориального общественного самоуправления может быть создана система взаимодействия населения с органами государственной власти и местного самоуправления.
Серьезной проработки требует вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных образованиях необходимо создавать структуры, позволяющие населению участвовать в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии по привлечению населения к решению этих дел.
Развитие территориального общественного самоуправления соответствует концепции вырастания власти снизу вверх.
________________
1 Игнатов В. Г., Бутов В. И. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика. М.; Ростов-н / Д, 2000.
Игнатов В. Г. , Бутов В. И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Ростов-н / Д.: МарТ, 2005.
2 Закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 8 октября.
3 Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
4 Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.
О том, что есть некие органы местного самоуправления знает каждый россиянин. А вот что они представляют собой, для чего нужны и какими полномочиями наделены - вот с пояснением этих вопросов уже могут возникнуть затруднения. В нашей статье мы поможем читателям разобраться с тем, что же такое органы местного самоуправления в Российской Федерации.
Организация социальной активности граждан
В России две разновидности власти:
- Государственная (общая, политическая власть);
- Муниципальная (местная).
Согласно определению МСУ (расшифровка - местное самоуправление) - организация социальной активности граждан, которая делает возможным участие населения в самостоятельном решении вопросов местного значения:
- Обеспечение публичных интересов;
- Управление муниципальной собственностью;
- Развитие экономики и культурной сферы муниципалитета.
Осуществляется оно (МСУ) в муниципальных образованиях:
- В городе (части города);
- В селе (в нескольких селах, у которых общий район) и т. д.
Из этого видно, что государственная власть осуществляет «сверху», а вот предоставление возможности населению самому управлять своими делами, а также решать некоторые региональные вопросы обеспечивают органы местного самоуправления.
Примерами МСУ будут: муниципальный совет, муниципальная администрация и т. п.
Основы деятельности
Рассмотрим основы деятельности МСУ:
Сфера полномочий
Кратко представим описание того, какие вопросы решает местное самоуправление:
У муниципального самоуправления имеется и собственность:
Чтобы обеспечивать содержания всей этой собственности нужны финансы. Для этого муниципалитетом составляется свой бюджет. Доход в него приносят:
- Местные налоги (транспортный сбор, дорожный налог, коммунальные платежи), сборы, отчисления и штрафы;
- Отчисления с доходов муниципальных промышленных предприятий, торговых фирм, предприятий сферы услуг;
- Дотации;
- Финансовые поступления от приватизации имущества или от сдачи его в наем.
Права органов
Органы МСУ имеют право:
Структура МСУ
В нее включены:
- Орган контроля;
- Местная администрация;
- Представительный орган.
- Глава МСУ.
Орган контроля
Он занимается осуществлением надзора за расходами и имуществом муниципального самоуправления. Если в нем нет необходимости, то данные функции могут быть упразднены. Обычно контрольный орган представлен отделом ревизии и контрольно-счетной палатой. Подчиняется уставу, а формируется на выборах. Либо же по указу представительного органа. В ряде случаев обязанности по надзору осуществляет один человек.
Местная администрация
В ее задачи входит решение вопросов, возникающих в определенном муниципальном субъекте. Кроме этого, на местной администрации лежит обязанность по контролю за выполнением принятых законов.
Структура администрации утверждается представительным органом. В нее могут входить территориальные и отраслевые органы.
Глава МСУ
Это должностное лицо, подчиняющееся представительному органу. Согласно принятому уставу он наделяется определёнными полномочиями для решения ряда задач. Контроль за выполнением деятельности осуществляет представительный орган МСУ и население.
Прекращение деятельности полномочий главы предусмотрено Законом. Варианты досрочного прекращения:
- Отставка по собственному желанию;
- Отзыв избирателями;
- Отказ от должности и т. д.
Представительный орган
Представительный орган местного самоуправления представляет собой выборный инструмент предъявления волеизъявления народа. Состоит он из депутатов, которых выбирает народ при помощи тайного голосования. Количество депутатов определяется уставом.
Наделен полномочиями принимать решения от имени жителей населенного пункта. Кроме того, в его обязанности входит представление интересов муниципального образования и его жителей. Можно сказать, что именно этот орган реализовывает управление почти всеми вопросами.
Все решения депутаты принимают в коллегиальном порядке.
В полномочия представительного органа включено:
Получается, что органы МСУ выступают в качестве посредника между населением и государством. Основной их задачей является обеспечение создания благоприятных условий для проживания людей. Но, одновременно с этим, МСУ несут ответственность за свои действия и, в первую очередь, перед населением.
Сурен Авакьян, заведующий кафедрой
конституционного и муниципального права МГУ
им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук,
профессор, заслуженный деятель науки РФ
С 2009 года официально вступил в силу в полном объеме принятый в 2003 году Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В недолгой современной истории России это уже третий такой закон — первый появился в 1991-м, второй в 1995 году, а им еще предшествовал Закон СССР 1990 года «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Местное самоуправление в России вводилось также и посредством внесения новелл в Конституцию РСФСР 1978 года, немало норм посвящено ему и в действующей Конституции Российской Федерации 1993 года.
Как видим, конституционно-законодательная основа местного самоуправления развивалась постоянно. Да и сейчас нельзя сказать, что процесс ее совершенствования остановился. Достаточно наглядны такие факты: намеченная в Федеральном законе от 6 октября 2003 года дата его вступления в силу - 2006 год — оказалась нереальной и неоднократно переносилась, пока законодатель не определил для этого 2009 год. После появления закона, начиная с 2004 года, в него непрерывно вносятся изменения и дополнения, до конца декабря 2008 года был принят 41 федеральный закон о внесении поправок, причем среди них есть как относительно мелкие, так и обширные. Однако процесс не остановился и после полномасштабного введения закона в действие, и уже в мае 2009 года в него вновь вносятся исправления. А вопрос, вынесенный в заголовок нашего материала, все равно остается! Так все же есть у нас местное самоуправление? Можно спросить и по-другому: будет ли местное самоуправление в России?
- Прежде всего все связано с тем, что в России предпочли, по моему мнению, абсолютно нереальную модель местного самоуправления.
В основном все формы организации местной власти можно свести к трем вариантам: а) местное самоуправление существует отдельно от государственной власти, государственного управления; б) местное самоуправление является частью, продолжением государственной власти, государственного управления на своем уровне, предполагая передачу в его ведение многих дел от государственных органов; в) возможен и вариант соединения общественного и государственного начал в местном самоуправлении, в этом случае существует модель «местные советы есть органы государственной власти и народного самоуправления». На протяжении более чем двух веков в различных странах мира идет «состязание» между этими формами организации власти на местах, причем каждая из них показывает как свои достоинства, так и недостатки.
В России предпочли первую модель — местное самоуправление, отделенное от государственной власти. Это отразили в статье 12 Конституции Российской Федерации 1993 года, которая гласит: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Хотели как лучше – подчеркнуть самостоятельность местного самоуправления, его независимость от государственной власти. Но получилась странная и нереальная формула: местное самоуправление существует ведь в государстве, и что же – оно независимо от него? Местное самоуправление не в состоянии жить на свои доходы, во всем мире оно получает финансовые вливания из государственного бюджета, это неизбежно, но, выходит, опять же независимо от своего «благодетеля»? Местное самоуправление, занимаясь территориальными делами, принимает решения, и порой непопулярные, но нужные, и в их реализации не может обойтись без поддержки государства — и оно независимо от государства? На территории местного самоуправления может случиться наводнение, пожар, пройдет ураган, совершаются преступления — вряд ли со всем этим можно справиться без государства, а тут снова говорят о самостоятельности местного самоуправления от государства!
И возникают резонные мысли: такая самостоятельность никому не нужна; местное самоуправление и государственная власть призваны взаимодействовать. Но если это формально, юридически не определить, начинаются всякие перекосы: государственная власть заявляет местному самоуправлению: ты самостоятельно от меня, вот и действуй как хочешь; если же ты просишь у меня помощи и поддержки тогда уж изволь быть частью вла-ной «упряжки», я буду тобой руководить. Таким образом, вместо цивилизованных отношений местного самоуправления и государственной власти рождаются всякие закулисные варианты нездоровых контактов: хочешь места у государственной «кормушки», изволь быть подчиненным и зависимым.
В попытках отделить местное самоуправление от государства создатели существующей модели местного самоуправления придумали категорию «вопросы местного значения». Идея вроде привлекательная - есть или должны быть местные дела, обозначаем их как вопросы местного значения, и тогда они решаются сугубо местным самоуправлением, а государственные органы вроде не вмешиваются. Однако это абсолютно неправильный подход. Дело в том, что любой вопрос местного значения на самом деле есть продолжение вопроса государственного значения. Другое дело, что решать его надо с учетом местных условий. Возьмем, к примеру, просвещение. Есть большие села, и там нужна просторная школа; есть и увядающие деревни, но и там ведь надо учить детей с учетом наполняемости классов. И учить-то детей надо везде по государственному стандарту, этого требует не только жизнь, но и Конституция Российской Федерации. По всей стране нужно изучать классику литературы, математику, осваивать компьютеры и т. д. Таким образом, нет вопросов местного значения в образовании, есть местные условия реализации конституционного права на образование.
И еще одно. Когда местное самоуправление отделили в Конституции от государства и государственной власти, довольно скоро возник вопрос: а что за институция есть местное самоуправление? Это общественная структура? Если так, то почему она управляет территорией, по каким основаниям принимает решения, обладают ли они властной силой? И местные депутаты, и особенно главы муниципальных образований, местных администраций, да и население — все хотели в этом ясности. К тому же на территории местного самоуправления есть ведомственные объекты, их руководители считаются лишь с теми, у кого в руках реальная власть. И если местное самоуправление есть власть, но не власть государственная, тогда какая? Вопрос дошел до Конституционного Суда Российской Федерации, и он обозначил в ряде своих постановлений, что местное самоуправление есть одна из форм публичной власти, куда оно входит наряду с государственной властью, и его решения, следовательно, в такой же мере общеобязательны.
В итоге снова стало ясно, что модель местного самоуправления, отделенного от государственной власти, больше создает головной боли, чем дает преимуществ.
- Другая причина «неприживаемости» в России местного самоуправления состоит в том, что у него фактически ничего своего нет: ни финансов, ни хозяйства, ни серьезных сфер ведения, ни органов.
С финансами проблема извечная и, к сожалению, плохо решаемая. Свои налоговые источники дают местному самоуправлению очень мало. Основные налоги сконцентрированы в руках государства, местное самоуправление живет на отчисления от них. А государство предпочитает централизацию, оно не переводит ряд налогов даже на уровень субъектов Федерации, тем более в разряд муниципальных. Нет и твердости в бюджетной обеспеченности местного самоуправления. Вроде как минимальные стандарты в расчете на одного жителя определены, но и они не соблюдаются, каждый год идет перекраивание доходов. Приходится местному самоуправлению руководить территорией «с протянутой рукой», это неэффективно, не говоря уж о том, что и унизительно, ставит в ту самую зависимость от вышестоящей власти, о которой уже было сказано.
Своего, то есть местного, хозяйства у очень многих муниципальных образований нет. Муниципальных унитарных предприятий, которые приносили бы приличные прибыли и соответственно доходы в местные бюджеты, насчитываются единицы. Энергетические, газовые, водные и т. п. объекты разобраны по ведомствам. Местному самоуправлению сбросили свою жилищную и социальную сферу (жилые дома, детские учреждения и др.) заводы и фабрики, процветавшие в советский период. Все это требует огромных затрат, а средств нет.
Многое подкосила неразумная приватизация. Вместо того чтобы держать в муниципальной собственности здания, пристройки, первые этажи и т. д., сдавать их в аренду и от этого получать подпитку в местный бюджет, все отдали, как правило за бесценок, в частные руки. А без своего «хозяйства» даже король Лир, как известно, стал изгоем. Дело дошло до того, что даже булочные негде стало размещать, и теперь некоторые города кичатся тем, что создают магазины в «шаговой доступности» для населения, стыдливо умалчивая — ведь это же было раньше, при охаянной «административной» системе.
- Довольно решительно проводимая в стране централизация управления коснулась не только субъектов Российской Федерации, но и местного самоуправления. Казалось бы, действительно какие-то сферы управления должны быть в ведении государства, но если решение вопросов происходит на местах, почему к этому не имеют никакого отношения органы местного самоуправления! И обратим внимание, что это самые жизненные сферы, в соответствующие органы идет просто наплыв населения, люди стоят в очередях, порой не только днями, но и ночами. А что же местное самоуправление? Да ничего, все эти сферы вне его ведения. Чтобы не быть голословным, посмотрим конкретику.
Служба регистрации имущества. В связи с приватизацией квартир, земельных участков буквально толпы людей хлынули в управления (филиалы) Федеральной регистрационной службы в районах и городах, там даже на прием нельзя попасть. Местное самоуправление ничего не вправе сделать.
Земельные комитеты, бюро технической инвентаризации. Ситуация во многом сходная. Подчиняются они соответствующим комитетам, управлениям субъектов Федерации, от местного самоуправления независимы.
Налоговые службы. Есть в каждом районе, городе. Независимы от местного самоуправления, хотя туда обращаются тысячи граждан, проживающих на его территории.
Служба занятости, бюро по трудоустройству. Занимаются тем, что помогают населению в трудоустройстве, ведут учет нуждающихся в работе. Обслуживая жителей городов и районов, организационно независимы от местного самоуправления.
Органы внутренних дел. Обеспечивают правопорядок на территории городов и районов. Когда-то были отделами внутренних дел исполнительных комитетов районных и городских Советов, теперь находятся в вертикальном подчинении. Предусмотренная законом муниципальная милиция так и не создана.
Служба безопасности движения автотранспорта. Соответственно находится в ведомственном подчинении МВД. Обслуживает население городов и районов, туда по поводу оформления и регистрации транспортных средств обращаются еженедельно сотни граждан.
Миграционная служба. С недавних пор ведает не только внешними мигрантами, но и регистрацией граждан Российской Федерации, выдачей всех видов паспортов. Есть подразделение в каждом районе, городе, обслуживает местное население, но входит в единую федеральную систему.
Органы записи актов гражданского состояния. Известные каждому из нас службы есть везде, но они тоже находятся в ведомственном подчинении.
Пенсионный фонд. Ранее существовали отделы социального обеспечения исполкомов районных, городских Советов. Теперь есть общегосударственный и страшный монстр – Пенсионный фонд РФ. Это организация, без преувеличения, создана для издевательства над самой беззащитной частью общества — пожилыми людьми. Достаточно один раз туда прийти, увидеть толпы несчастных старых людей, послушать, как с ними разговаривают, чтобы убедиться, что автор нисколько не преувеличивает.
Интересно, что процесс централизации не останавливается. К примеру, во многих муниципальных образованиях финансовые отделы, занимающиеся составлением и реализацией муниципальных бюджетов, ликвидируются, а их функции на легальной основе, по договору передаются подразделениям Федерального казначейства.
Если сегодня войти в здание местной администрации, настораживает тишина в коридорах — мало посетителей. А зачем туда идти, если эти органы ничего не решают. Есть, к примеру, городской архитектор, но когда надо проложить трубы отопления прямо по земле, не зарывая в землю, его уговорят дать согласие, и он это сделает, мотивируя необходимостью спасать население от зимних холодов. Есть жилищные отделы, которые примут заявления от нуждающихся в жилье, а дальше разведут руками — квартир-то все равно нет. Есть отделы, занимающиеся приватизацией квартир, но основной поток посетителей там прошел.
А названные выше ведомственные службы, где, повторяем, не иссякают очереди, не зависят от местного самоуправления. Как быть?
Тут мы сталкиваемся с очередным парадоксом нашего законодательства о местном самоуправлении. В советский период, когда власть на местах была частью единой государственной власти, для местных органов управления использовалась не такая уж плохая модель, которая называлась двойным подчинением. Отраслевой отдел, например народного образования, подчинялся по горизонтали исполкому районного, городского Совета, по вертикали — аналогичному отделу, управлению исполкома областного, краевого Совета. Что это давало? Во-первых, необходимость учета местных условий и зависимость от районного, городского советского и партийного руководства; во-вторых, требование сочетания местных условий с общетерриториальными (общегосударственными) интересами и опять же зависимость от вышестоящего руководства. Естественно, бюрократического элемента при этом хватало. Но в то же время отраслевой отдел учитывал в связке все требования.
Что происходит сейчас? На деле, как мы уже сказали, все равно руководящие указания сверху приходят. И тот же районный, городской отдел народного образования (или департамент, так стало модно называть), входящий в систему местной администрации, работает реально в контакте, под руководством областного, краевого департамента, министерства народного образования.
Но перечисленные выше ведомственные органы не входят в структуру местной администрации. Они независимы от депутатов, главы муниципального образования, главы местной администрации. Более того, кое-где между ними не складываются деловые отношения, ведомственные руководители «посылают» подальше муниципалов.
Увы, ни Конституция, ни Закон о местном самоуправлении не дают шансов исправить положение. Вертикаль управления для местного самоуправления запрещена. А средств влияния на ведомственные системы просто нет. Даже кандидатуры на соответствующие должности и то реально не согласовываются с главой муниципального образования.
- Соответственно раз нет хозяйства, нет своих органов и влияния, федеральный закон в определении полномочий местного самоуправления и его органов зачастую использует обтекаемые и мало что дающие формулировки.
Например, в ст. 14 Федерального закона 2003 года, определяющей вопросы местного значения поселения, включены такие позиции, как организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов; содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства и т. д.
Когда читаешь все это, возникает лишь один вопрос: как поселение, особенно сельское, будет это делать? Чаще всего напрашивается ответ, отраженный в народном афоризме «и мы пахали». Разрешил открыть торговый киоск — вроде и «создал условия» для развития торговли, принял к сведению, что сельхозкооператив ремонтирует участок дороги — значит, поучаствовал в «дорожной деятельности».
Ведь совсем другое дело, когда читаешь в законе, что к ведению поселения относится «создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения». Понятно, что это конкретно. И таких вопросов местного значения и полномочий хотелось бы видеть побольше.
- Федеральный закон 2003 года оставляет немало вопросов, касающихся территориальной организации и уровней местного самоуправления.
Закон ввел пять территориальных видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, территориальное образование в городе федерального значения.
Но критерии их создания размыты. Вроде надо бы учитывать численность населения, для городов – экономический потенциал. В дополнение к этому вначале установили, что муниципальный район и городской округ могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Но попозже и за поселениями закрепили такое право.
Для сельской местности закон предусмотрел на верхнем уровне муниципальные районы, на низовом — сельские и городские поселения (это бывшие города районного подчинения). Однако используя термины «верхний», «низовой», «вышестоящий», «нижестоящий», я рискую сразу получить критику в свой адрес. Дело в том, что, как и предыдущие акты, Закон 2003 года проводит линию на отказ от соподчиненности уровней местного самоуправления. Не очень-то понятно, почему это делается. Ведь местное самоуправление, как уже сказано, публичная власть. Есть уровни ее осуществления. Каждый самостоятелен, но в рамках своих предметов ведения и полномочий. Каждый уровень обязан считаться с законными решениями органов вышестоящих уровней.
Для городской местности закон ввел два понятия — городское поселение, входящее в состав муниципального района, и городской округ, находящийся за пределами муниципального района. Закон разрешил включать в состав городского округа не только конкретный город, но и окружающие его сельские населенные пункты. И вот тут-то начался несколько неожиданный процесс. Дело в том, что при реализации прежнего Закона о местном самоуправлении 1995 года во многих субъектах Российской Федерации отказались от сельских муниципальных образований, оставили единое муниципальное образование -муниципальный район. Внедрение норм Федерального закона 2003 года требовало теперь воссоздать сельские муниципальные образования, а значит, разделить с ними собственность.. Районы не захотели этого и воспользовались недоработкой Закона 2003 года — если он разрешает включать в городской округ не только город, но и села, деревни, почему бы не преобразовать муниципальный район в городской округ? По нашим данным, это сделали в Калининградской области где-то по шести-семи единицам, в Московской области по трем, а в Свердловской области практически по всем районам. Мы ничего не имеем против этого, когда речь идет о таких крупных и сильных агломерациях, как, например, бывший район, теперь Домодедовский городской округ. Однако каждый такой случай требует конкретной оценки. А главное - даже в городском округе вполне возможно введение самоуправления населения в конкретных территориальных единицах. Надо в этом случае резко увеличить роль территориального общественного самоуправления.
Закон 2003 года разрешил местное самоуправление на внутригородских территориях только двух городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга. Остальным городам, в том числе и с миллионным населением, дается статус муниципального образования – городского округа с внутригородским административным управлением. Вряд ли это стоит поддержать. Ведь при такой системе население реально не имеет местного самоуправления на уровне города, но оно не участвует и в управлении районами городов, в которых проживает.
- Завершая свой критический анализ, не могу не сказать еще об одном – о юридическом исполнении и терминологии закона. К счастью, ему далеко до избирательных законов, где одна статья акта может растягиваться на 3-5 страниц. Статьи Закона 2003 года покороче. Однако в нем есть не до конца продуманные конструкции.
В частности, совсем неясно, нужно ли и можно ли теперь принимать законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, или Закон 2003 года становится актом прямого действия. И как тогда это совместить с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, которая относит к совместному ведению РФ и ее субъектов «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления».
Или еще пример — «шедевр», включенный в закон в 2005 году: «Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления» (пункт 2 статьи 39).
И о терминологии. В словарях русского языка — и это общепризнанно - поселением называют населенный пункт. Поэтому слова статьи 131 Конституции Российской Федерации о том, что местное самоуправление «осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях», создателям закона надо было понимать буквально - в городах, сельских населенных пунктах, а вот «другим территориям», где тоже осуществляется местное самоуправление, следует давать названия, чтобы не было путаницы. И дореволюционные устроители территориального деления страны это понимали и делали. Тогда был термин «волость», что означало группу сел и деревень. Путаница появилась в советское время, когда сначала органы власти — сельские Советы — создавались в каждой без исключения деревне, а потом деревни стали объединять одним, общим для них сельским Советом, а территорию, недолго думая, стали называть сокращенным словом «сельсовет». Пришло время новых законов, и вместо того чтобы вернуться к волости и исправить путаницу, ее еще и усилили новым понятием «сельское поселение», которое может быть приложено и к одному сельскому населенному пункту, и к нескольким, соединенным в одном муниципальном образовании. А ведь ничего не меняется, люди как жили в селе, деревне, поселке, так и продолжают жить (я уж молчу, что по словарю В. Даля поселением называли порой место жительства ссыльных).
Не лучше обстоят дела и с понятиями «городское поселение», «городской округ». По закону, кстати, городской округ — тоже городское поселение, но только большое и не входящее в муниципальный район. Но самое интересное состоит в том, что и городское поселение, и городской округ — город, хотя и с возможными примыкающими к нему сельскими населенными пунктами. И не очень-то ясно, город — это отдельная административно-территориальная единица или нет? По всей вероятности, наше население и далее будет считать, что оно живет не в городском поселении, а в городе, входящем в состав муниципального района, не в городском округе, а в городе, входящем в состав такого округа. А понятиями «городское поселение» и «городской округ» закон вольно или невольно поддержал амбиции городов на расширение зоны своего влияния за счет пригородных (и вообще прилегающих) территорий.
Итак, у местного самоуправления нет своих финансов, своего хозяйства, своего влияния на ведомственные структуры. Нет, кстати, и того, о чем рамки статьи не позволили сказать – отлаженных механизмов институтов непосредственной демократии, в целом народовластия.
В чем же пока сила местного самоуправления? В том, что оно владеет большими ресурсами земли и еще какой-то долей общественного имущества. Поэтому и идут битвы за муниципальные должности. Чтобы сидел на посту свой руководитель, помогал в отводе участков под застройку, в приватизации земель и строений. А совсем не для того, чтобы улучшал жизнь людей. Когда все поделят, совсем сникнет и без того чахлое местное самоуправление.
Внутренняя политика в РФ реализуется на двух уровнях. Ее осуществляют органы государственного и местного самоуправления. На втором уровне формируются исполнительные структуры муниципального значения. Государственное и местное самоуправление отличаются кругом полномочий, сферами их распространения. Муниципалитеты формируют самостоятельное направление реализации внутренней политики РФ. Они независимы от федеральных структур и неподотчетны им. Рассмотрим далее общие принципы организации местного самоуправления.
Основные сведения
Местная власть и самоуправление выступают в качестве одной из форм выражения волеизъявления населения страны. Оно реализуется на уровне МО - в сельских и городских поселениях, городах или их отдельных районах. Местное самоуправление решает вопросы, касающиеся жизни МО. Причем ключевую роль в этом играют граждане, проживающие в пределах конкретного муниципалитета. Волеизъявление населения выражается на выборах, референдумах, собраниях, и пр.
Какие вопросы решает местное самоуправление?
Конституцией, федеральными, региональными законами, а также Уставами МО определен круг проблем, отнесенных к ведению территориальных структур. Говоря о том, какие вопросы решает местное самоуправлением, следует в первую очередь отметить, что в функции административно-территориальных единиц входят распоряжение, владение и пользование их собственностью. Соответственно, в полномочия территориальных структур входит реализация мероприятий по содержанию и эксплуатации нежилого и жилищного фондов. Они определяют перечень объектов, отнесенных к той или другой категории, категории граждан, которые могут получить их в аренду, пользование или собственность. Муниципальные устанавливают порядок предоставления объектов, а также правила их эксплуатации. При этом нормативные предписания должны соответствовать федеральным законам. В качестве ключевых объектов собственности выступают земля, жилые здания, образовательные, культурные учреждения, предприятия здравоохранения, торговли, промышленности и бытового обслуживания.
Говоря о том, какие вопросы решает местное самоуправлением, необходимо отметить важнейшую обслуживающую функцию уполномоченных структур. В их обязанности входит обеспечение надлежащего состояния коммуникационных сетей. В частности, речь об электро-, газо-, водо-, теплоснабжении, водоотведении и канализации. Кроме этого, в задачи структур входят дорожное строительство и содержание трасс, связывающих разные населенные пункты в границах конкретного МО. Нельзя не упомянуть и о том, какие вопросы решает местное самоуправление в сфере благоустройства территории. В задачи структур входят озеленение улиц, содержание садово-паркового хозяйства.
Финансовый контроль
Далеко не многие знают, какие вопросы решает местное самоуправление в сфере бюджетного обеспечения. Между тем для надлежащей реализации своих полномочий каждое МО должно иметь на это необходимые средства. В качестве источников доходов выступают:
- Сборы и налоги, штрафы, часть государственных отчислений, предусмотренных в ФЗ и Уставе.
- Поступления от приватизации либо сдачи в аренду имущества.
- Отчисления с прибыли промышленных, обслуживающих, торговых и прочих предприятий.
- Дотации.
Общая организация местного самоуправления
Структура системы определена в законодательстве формально. В соответствии с ФЗ, местное самоуправление в Российской Федерации состоит из выборных (избираемых непосредственно гражданами) либо образуемых представительным институтом МО структур. Они наделяются собственными полномочиями. Эти территориальные структуры не входят в систему государственных органов. Для них определяется конкретный перечень направлений работы. Местное самоуправление реализуется на территории всей страны. Границы МО изменяются и устанавливаются по законодательству субъектов РФ.
Виды территориальных структур
Выше мы рассмотрели, какие вопросы решает местное самоуправление в целом. Однако в его структуре образуются службы, учреждения и предприятия, которые наделяются полномочиями в конкретных сферах. Органы территориального самоуправления представляют собой уполномоченные институты МО, образованные для реализации административных функций в пределах его границ в целях развития экономики, социально-культурной сферы, обеспечения интересов населения. Среди основных структур следует выделить:
Обязательным считается наличие выборных структур и администрации. Последняя выступает в качестве исполнительно-распорядительного института. Правила создания, круг и срок полномочий, подконтрольность и подотчетность местных органов определяются в Уставе МО. Наименования территориальной администрации и ее главы, представительной структуры устанавливаются региональным законодательством. При этом учитываются культурно-исторические традиции населенного пункта.
Представительная структура
Местное самоуправление включает в себя выборный институт, наделенный правом представлять интересы граждан и принимать от их имени постановления и прочие нормативные акты, действие которых распространяется на всю территорию МО. Представительная структура включает в себя депутатов. Они выбираются гражданами, проживающими на территории МО по принципу всеобщего, прямого, равного, тайного голосования. Структура считается сформированной при избрании не меньше 2/3 от установленного в Уставе общего числа депутатов.
Направления деятельности
В лице представительных структур местное самоуправление решает проблемы, касающиеся:
- Принятия Устава МО, внесения в него дополнений/изменений.
- Утверждения бюджета и отчетности по его исполнению.
- Установления, изменения и отмены сборов и налогов на территории МО.
- Принятия программ и планов развития населенного пункта, утверждения отчетов по их реализации.
- Определения порядка распоряжения и управления имуществом, составляющим собственность МО.
- Контроля реализации территориальными структурами и их должностными лицами своих полномочий.
- Порядка принятия решений, связанных с созданием, ликвидацией учреждений и предприятий МО, а также установления тарифов на их услуги.
- Определения правил материально-технического обеспечения работы уполномоченных структур.
- Участия МО в организациях межмуниципального взаимодействия.
Прочие полномочия представительных структур устанавливаются ФЗ, а также региональными законами и Уставами.
Глава МО
Это высшее муниципалитета. Глава МО наделяется полномочиями Уставом и является подконтрольным населению и представительной структуре. К его ведению относятся проблемы территориального значения, утверждение приказов о назначении служащих в администрацию. В законодательстве предусматривается порядок досрочного прекращения полномочий главы в случае отставки по личному желанию, отзыва избирателями и в ряде иных ситуаций.
Администрация
Местное самоуправление в Российской Федерации может осуществлять отдельные гос. полномочия. Они определяются ФЗ и региональными нормативными актами. Эти полномочия передаются в первую очередь администрации МО. В качестве руководителя может выступать непосредственный глава муниципалитета либо лицо, назначаемое на эту должность по контракту. Он, в свою очередь, заключается по результатам конкурса. Срок полномочий руководителя определяется в Уставе. утверждается представительным территориальным органом. В нее могут входить функциональные (отраслевые) и прочие отделы.
Права территориальных структур
Вопросы, решаемые органами местного самоуправления, зачастую не терпят отлагательств. В этой связи у уполномоченных структур должны быть соответствующие полномочия, позволяющие устранить те или иные проблемы в кратчайшие сроки. Российское местное самоуправление наделяется рядом прав, которые передаются:
В качестве важнейшего направления реализации функций выступает издание обязательных для исполнения нормативных актов. К ним, в частности, относят постановления и решения, содержащие правила поведения граждан и должностных лиц на территории МО. За невыполнение либо нарушение предписаний предусматривается ответственность.
Особенности распоряжения собственностью
В полномочия местного самоуправления входят:
- Управление казной МО - единым нераспределенным денежным фондом.
- Определение порядка пользования лесов, водных объектов и земельных участков.
- Контроль деятельности муниципальных предприятий.
Уполномоченные структуры вправе:
Дополнительно
Правовая основа функционирования местных органов устанавливается Конституцией в ст. 130-133 и 12, ФЗ, региональном законодательстве. В Уставах МО могут предусматриваться различные должности, в том числе главы администрации и представительных структур. Руководитель муниципалитета может избираться населением, проживающим непосредственно на его территории. Глава МО может также выдвигаться представительным органом из состава своих членов. Избранный населением руководитель вправе председательствовать на заседаниях законодательной структуры, если это предусматривается в Уставе. Продолжительность полномочий главы и выборных лиц представительного органа не может составлять менее двух лет.
Ответственность
Территориальные структуры подконтрольны в первую очередь населению. Они также несут ответственность перед государством в порядке, установленном в законодательстве. Она наступает по решению соответствующей судебной инстанции при нарушении уполномоченной структурой положений Конституции, ФЗ, региональных нормативных актов или Устава МО. Должностные лица привлекаются к ответственности и в случае неисполнения ими либо ненадлежащего исполнения отдельных гос. полномочий. Глава региона вправе издать нормативный акт о снятии с поста главы МО в порядке, определенном законодательством. Это допускается при выявлении нарушений в работе должностного лица по результатам проверки. Период, в который он утверждается, не может быть меньше 1 мес. с даты вступления в действие последнего судебного решения, выступающего в качестве основания для его принятия. Надзор за исполнением положений Конституции и законодательных актов территориальными структурами и их служащими осуществляется прокуратурой и прочими уполномоченными федеральными органами. В нормах предусматривается возможность обжалования действий/бездействий, постановлений и иных юридических документов, изданных территориальными структурами.
Заключение
Местное самоуправление выступает в качестве связующего звена между населением и государством. Ключевой задачей территориальных структур выступает обеспечение благоприятных условий для населения, проживающего на территории МО. Для ее реализации местные органы наделяются соответствующими полномочиями. Вместе с этим территориальные структуры несут ответственность в первую очередь перед гражданами.
Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.
Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.
Вконтакте
Местное самоуправление
Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.
В России признается и реализуется местное самоуправление , не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.
Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.
Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.
Основой такого самоуправления считаются юридические , прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо , однако она не является звеном государственной власти.
Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.
Структура
Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями . В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:
На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:
- созывается представительный орган;
- определяется, кто будет главой;
- формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
- создается контрольный комитет или иная структура.
Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов . Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: , спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.
Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.
Состав представительного органа:
- председатель, заместители;
- комиссии, комитеты.
Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.
В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.
При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.
Его функция – возглавлять общую деятельность . Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.
Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным голосованием. Депутаты выбираются по определенным правилам.
На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.
Глава
Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.
Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы , иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.
Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.
Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.
В компетенцию главы входит несколько направлений:
- представительство;
- нормотворчество;
- контроль.
Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные
.
Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, и пр.
Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.
Контрольный орган
Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.
Контроль может выполняться следующими формами:
- инициатива граждан правотворческого характера;
- собрания;
- выборы;
- голосование;
- слушания;
- опрос.
В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным . Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.
Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.
Администрация муниципального образования
Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.
Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.
Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.
Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.
Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.
Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много . Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.
Полномочия МСУ
Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:
- принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);
- решать вопросы попечительства, опеки, (народное образование);
- следить за порядком;
- издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;
- распоряжаться собственностью муниципалитета;
- распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;
- принимать решение о сборах определенных видов налога.
То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета , касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.
Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:
- принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений;
- утверждение бюджета;
- определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена;
- создание программ, реализация их с ведением полной отчетности;
- распоряжение имуществом, которое считается муниципальным;
- определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений , устанавливать тариф за их услуги;
- определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня;
- представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня;
- выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.
Важно! Представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.
Полезное видео
При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.