Фонд защитных сооружений. Создание фонда защитных сооружений. Основные термины и определения

  • 1.1.9.2. Состав комиссии по чс объекта
  • 1.1.9.3. Основные задачи комиссии по чс объекта
  • 1.1.10. Функциональные обязанности членов комиссии по чс объекта
  • 1.1.11. Классификация и краткая характеристика чс
  • 1.1.12. Основные принципы защиты населения от чс
  • 1.2. Особенности защиты населения при радиационном, химическом заражении и при наводнениях
  • 1.2.1. Защита населения при радиационном и
  • Химическом заражении
  • 1.2.2. Защита населения при наводнениях
  • 1.3. Инженерные мероприятия по защите населения в чс
  • 1.3.1. Основные инженерно-технические мероприятия по защите населения
  • 1.3.2. Организация защиты населения в чс
  • 1.3.3. Организация укрытия населения в чрезвычайных ситуациях
  • 1.3.3.1. Подготовка к приему людей
  • 1.3.3.2. Создание запасов воды и продовольствия
  • 1.3.3.3. Заполнение защитного сооружения и правила поведения в нём
  • 1.3.3.4. Укрытие людей в метрополитене
  • 1.3.4. Организация и планирование эвакуационных мероприятий
  • 1.3.5. Классификация защитных сооружений
  • 1.3.5.1. Защитные сооружения гражданской обороны
  • 1.3.5.2. Основные типы защитных сооружений го
  • 1.3.6. Создание фонда защитных сооружений
  • 1.3.7. Объемно-планировочные решения защитных сооружений
  • 1.4. Средства индивидуальной защиты
  • 1.4.1. Средства индивидуальной защиты органов дыхания
  • 1.4.1.1. Фильтрующие противогазы
  • 1.4.1.2. Изолирующие противогазы
  • 1.4.1.3. Респираторы
  • 1.4.1.4. Простейшие средства защиты органов дыхания
  • 1.4.2. Средства индивидуальной защиты кожи
  • 1.4.2.1. Легкий защитный костюм (л-1)
  • 1.4.2.2. Общевойсковой защитный комплект (озк)
  • 1.4.2.3. Подручные средства защиты кожи
  • 1.4.3. Порядок накопления, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты
  • 1.4.4. Медицинские средства защиты
  • Глава 2. Устойчивость работы объектов экономики в чрезвычайных ситуациях
  • 2.1. Понятие об устойчивости функционирования объекта экономики в чс
  • 2.2. Проблема повышения устойчивости функционирования организаций в со­временных условиях
  • 2.3. Основные направления по повышению устойчивости функционирования предприятий
  • 2.4. Порядок определения оценки промышленного предприятия по устойчивости функционирования в условиях чс
  • 2.5. Порядок разра­ботки декларации безопасности промышленного объекта рф
  • 2.7. Факторы, влияющие на устойчивость работы промышленных объектов
  • 2.8. Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий и требования к устойчивости в энергомашиностроении
  • 2.8.1. Повышение надежности инженерно-технического комплекса объекта
  • 2.8.2. Мероприятия по умень­шению ущерба от вторичных факторов поражения
  • 2.8.3 Обеспечение надежности и оперативности управления производством
  • 2.8.4. Организация надежных производственных связей и повышение надежности системы энергоснабжения
  • 2.8.5. Подготовка объектов энергомашиностроения к переводу на аварийный режим работы
  • 2.8.6 Подготовка объектов энергомашиностроения к восстановлению нарушенного производства
  • 2.9. Организация исследования устойчивости функционирования промышленного предприятия в чс мирного времени
  • 2.10. Методика выбора мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования промышленного предприятия в чс
  • 2.11. Оценка устойчивости объектов экономики
  • 2.12. Методика оценки производствен­ных возможностей объекта экономики в условиях воздействия поражающих факторов чс
  • Глава 3. Организация и проведение аварийно-спасательных работ на промышленных объектах в ходе ликвидации последствий чс
  • 3.1. Состав спасательных и других неотложных работ
  • 3.1.1. Аварийно – спасательные работы
  • 3.1.2. Другие неотложные работы
  • 3.1.3. Мероприятия, обеспечивающие ликвидацию чс
  • 3.2. Порядок организации и осуще­ствления аварийно-спасательных и других неотложных работ
  • 3.3. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне бедствия
  • 3.4. Меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
  • 3.5. Силы и средства, применяемые для проведения асднр
  • 3.5.1. Создание аварийно-спасательных служб
  • 3.5.2. Комплектование аварийно-спасательных служб
  • 3.5.3. Состав аварийно-спасательных служб
  • 3.6. Спасатели и их статус
  • 3.6.1. Права спасателей
  • 3.6.2. Обязанности спасателей
  • 3.7. Назначение, состав, задачи и возможности сводной команды объекта экономики (СвК)
  • 3.7.1 Назначение сводной команды объекта экономики
  • 3.7.2. Состав сводной команды объекта экономики и основные технические средства
  • 3.7.3. Задачи сводной команды объекта экономики
  • 3.7.4. Возможности сводной команды объекта экономики
  • 3.8. Действия командира сводной команды объекта экономики в ходе ликвидации последствий чс
  • 3.9. Особенности проведения асднр на территории, зараженной (загрязненной) радиоактивными и отравляющими (аварийно химически опасными) веществами
  • 3.9.1. Асднр в зоне радиоактивного загрязнения
  • 3.9.2. Спасательные работы в очагах химического поражения
  • Глава 4. Организация обучения производственного персонала и населения способам защиты в чс
  • 4.1. Принципы и задачи обучения производственного персонала и населения способам защиты в чс
  • 4.1.1. Основные организационные прин­ципы
  • 4.1.2. Основные задачи обучения населения в области го
  • 4.1.3. Финансирование подготовки и обучения населения в области го
  • 4.2. Формы и методы обучения различных категорий населения
  • 4.2.1. Деление населения, подлежащего обучению способам
  • Защиты в чс, на категории
  • 4.2.2. Формы и методы обучения в области го (по группам обучаемых)
  • 4.2.3. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чс
  • 4.2.4. Проверка подготовленности населения в области защиты от чс
  • 4.2.5. Права граждан, привлекаемых на учения и тренировки в области защиты от чс
  • 4.3. Планирование и учёт подготовки производственного персонала
  • 4.4. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чс
  • 4.5. Права и обязанности граждан рф в области защиты населения и территорий от чс и социальная защита пострадавших
  • 4.5.1. Права граждан рф в области защиты населения и территорий от чс
  • 4.5.2. Обязанности граждан рф в области защиты населения и территорий от чс
  • 4.5.3. Ответственность за нарушение законодательства рф в области защиты населения и территорий от чс
  • 1.3.6. Создание фонда защитных сооружений

    Фонд защитных сооружений (ЗС) для наибольших работающих смен (НРС) создается на территории предприятий и вблизи них, а для остального населения - в районах жилой застройки.

    Создание фонда ЗС осуществляется заблаговременно, в мирное время, и при переводе ГО на военное положение.

    Основными направлениями по созданию фонда ЗС и его нара щиванию могут быть:

    1. Комплексное освоение подземного пространства городов для нужд экономики с учетом приспособления и использования его сооружений в интересах защиты населения:

    а) приспособление под ЗС подвальных помещений во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения;

    б) приспособление под ЗС вновь строящихся и существующих отдельно стоящих заглубленных сооружений различного назначения;

    в) приспособление под убежища метрополитенов;

    г) приспособление для защиты населения подземных горных выработок, пещер и других подземных полостей.

    2. Приспособление под ЗС помещений в цокольных и наземных этажах существующих и вновь строящихся зданий и сооружений или возведения отдельно стоящих возвышающихся ЗС.

    На объектах и в жилой застройке населенных пунктов в одном из ЗС должен быть оборудован ПУ объекта, населенного пункта, района города.

    1.3.7. Объемно-планировочные решения защитных сооружений

    Помещения убежищ подразделяются на основные и вспомогательные. К основ­ным относятся те, которые предназначены для размещения укрываемых, пунктов управления и медицинских служб. К вспомогательным - фильтровентиляционные камеры, санузлы, помещения дизельной электростанции и электрощитовой, помещения для хранения продовольствия, воды, станции перекачки фекальных вод, тамбуры-шлюзы, тамбуры.

    К объемно-плани­ровочным и конструктивным решениям защитных сооружений, к санитарно-техническим и другим устройствам и оборудованию устанавливаются следующие требования:

      в помещениях для укрываемых устанавливаются двух- и трехъярусные нары: нижние - для сидения из расчета 0,45х0,45 м на человека, верхние - для лежа­ния из расчета 0,55х1,8 м на человека;

      норма по площади для укрываемых составляет не менее 0,5 м 2 /чел. при двухъя­русном и 0,4 м 2 /чел. - при трехъярусном расположении нар, а в рабочих помеще­ниях пунктов управления 2 м 2 /чел;

      количество мест для лежания должно составлять 20% от вместимости убежища при двухъярусном и 30% - при трехъярусном расположении нар;

      высота "в чистоте" должна быть не менее 2,2 м, а свободный объем - не менее 1,5 м 3 на одного человека (учитывается в пределах зоны герметизации за выче­том объемов помещений дизельной и тамбуров);

      для оборудования санитарных постов выделяется площадь из расчета 2 м 2 на 500 чел., в убежищах вместимостью 900 - 1200 чел. должен оборудоваться медпункт площадью 9 м 2 и более (на каждые последующие 100 чел. сверх 1200 добавляется 1 м 2).

      в убежищах в необходимом количестве размещают оборудование, мебель, при­боры, инструменты, ремонтные материалы, противопожарное, медицинское иму­щество;

      для обеспечения заполнения в минимальный срок предусматривается, в зависи­мости от вместимости, необходимое количество входов (выходов), но не менее двух;

      один из них - аварийный может быть в виде тоннеля или вертикальной шахты с выводом на не заваливаемую территорию;

      для убежищ вместимостью 300 чел. и более предусматривается устройство при одном из входов тамбура-шлюза;

      входы оборудуются защитно-герметическими и герметическими дверями (люками, воротами);

      электроснабже­ние убежищ необхо­димо для питания электродвигателей систем вентиляции, откачки фекальных вод, освещения; оно осуществляет­ся либо от сети го­рода (предприятия), либо с помощью за­щищенной дизель­ной электростан­ции, а также в убежищах без дизельных электростанций предусмат­риваются местные источники освеще­ния (переносные электрические фо­нари, аккумулятор­ные светильники);

      каждое убежище должно иметь телефонную связь с пунктом управления пред­приятия и репродукторы радиотрансляции, подключенные к городской и местной сети;

      водоснабжение и канализация убежищ осуществляется на базе городских и объектовых водопроводных и канализационных сетей, на случай их отключения или повреждения создаются аварийные запасы воды (из расчета 3 л/чел, питьевой воды в сутки) и аварийные резервуары для сбора стоков;

      отопление убежищ обеспечивается от сети предприятия (здания) по самостоя­тельным ответвлениям;

      в противорадиационных укрытиях, как и в убежищах, предусматриваются ос­новные и вспомогательные помещения; площадь помещения для укрываемых рас­считывается исходя из нормы на одного человека 0,4 - 0,5 м 2 , оборудуются не менее 2 входов с установкой обычных дверей при обеспечении их плотного при­легания;

      трубопроводы инженерных сетей внутри убежищ окрашиваются в определен­ные цвета: белый - воздуховоды режима частной вентиляции (ЧВ); желтый - режима фильтровентиляции (ФВ); красный - режима полной изоляции (ПИ) (до термокаталитического фильтра); черный - трубы электро­проводки; зеленый - водопроводные трубы; коричневый - трубы системы ото­пления, при этом стрелками указывают направление движения (воздуха или воды).

      приспособление под ПРУ любого пригодного помещения сводится в основном к выполнению работ по повышению его защитных свойств, герметизации и уст­ройству простейшей вентиляции показано на рисунке 1.4.

    Рисунок 1.4. Приспособленные под противорадиационные

    укрытия: а - подвал; б - подполье; в - отдельно стоящий погреб; г - помещение наземного здания.

      защитные свойства повышаются увеличением толщины стен, перекрытий, две­рей, заделкой окон и других элементов;

      для этого снаружи вокруг стен, выступающих выше поверхности земли, устра­ивают грунтовую обсыпку, заделывают оконные и лишние дверные проемы, пере­крытия засыпают грунтом (после предварительного усиления их конструкций).

      для герметизации помещений тщательно заделывают все трещины, щели, от­верстия в потолках, стенах, дверях, местах ввода отопительных и водопроводных труб;

      двери обиваются войлоком, рубероидом, линолеумом или другими плотны­ми материалами, а их края - пористой резиной.

    Вентилирование помещений осуществляется по следующим режимам:

      чистой вентиляции (режим I) - наружный воздух очищается от аэрозолей (обыч­ной пыли) в пылефильтрах и (или) предфильтрах. Норма подачи для убежищ 8 - 13 м 3 /ч*чел.;

      фильтровентиляции (режим II) - основной режим при возникновении или уг­розе возникновения ЧС, воздух проходит двух- или трехступенчатую очистку в пылефильтрах, предфильтрах и фильтрах-поглотителях; норма подачи для убе­жищ - не менее 2 м 3 на одного укрываемого в час;

      полной изоляции (режим III) - предусматривается в убежищах, на предприяти­ях и в других местах, где возможна загазованность наружного приземного воздуха продуктами горения или сильнодействующими ядовитыми и другими вредными веществами, защита от которых не обеспечивается обычными фильтрами-поглатителями, в них обеспечивается регенерация внутреннего воздуха и создание подпора.

    Система воздухоснабжения убежищ включает в себя: оголовки, воздухозаборы, противовзрывные уст­ройства, пылефильтры, предфильтры, фильтры-поглотители, вентиляторы, гермоклапаны, а также устройства (установки) регенерации воздуха и под­пора.

    Вентиляторы для систем вентиляции убежищ без дизельных электростанций предусматриваются с электроручным приводом, а в убежищах с защи­щенным электропитанием - с электрическим.

    Для защиты от пыли обычно используют ячей­ковый масляный фильтр. Он представляет собой металлическую снаряженную сетками коробку, зак­репленную пружинными защелками в установоч­ной рамке, показанных на рисунках 1.5. и 1.6.

    Рисунок 1.5. Ячейка противопыльного масляного фильтра:

    1 – сетка;

    2 – обойма ячейки;

    3 – кольцо для вынимания ячейки из корпуса фильтра.

    Унифицированный фильтр ФЯР заполняется 12 рядами гофрированных сеток различных но­меров, образующими три слоя. Размеры отвер­стий в сетках и относительные площади их се­чения уменьшаются по ходу движения воздуха. Частички аэрозоля, проходя с воздухом через сетки, смоченные минеральным маслом (висциновым, индустриальным и др.), прилипают к по­верхности сеток. Эффективность очистки у этих фильтров составляет примерно 50%.

    Для очистки воздуха от грубодисперсных аэрозолей используются предфильтры со смен­ными фильтрующими кассетами: ПФП-1000, ПФ-300, а также ПФ-1500 и ПФ-500. Эффективность очистки достигает 99,9%.

    Рисунок 1.6. Смена ячейки противопыльного масляного фильтра

    Для высокоэффективной очистки воздуха от любых аэрозолей, паров (газов) отравляющих веществ (ОВ) и некоторых СДЯВ в ФВУ (ФВК) использу­ются фильтры-поглотители ФП-300, ФП-300-1, ФПУ-200 и ФП-100у. Фильтры-поглотители показаны на рисунках 1.7. и 1.8.

    Рисунок 1.7. Фильтр-поглотитель

    Фильтры-поглотители могут монтироваться в колонки по 2-3 шт. в каждой, а ко­лонки (равноценные по числу ФП) объединяются в единую систему очис­тки воздуха в зависимости от потреб­ностей.

    Рисунок 1.8. Общий вид ФВА-49 (тип 3)

    В убежищах относительно неболь­шой вместимости используются фильтровентиляционные комплекты ФВК-1 или ФВК-2. Для регенерации возду­ха - регенеративные установки (РУ-150/6, устройство регенерации 300) или баллоны со сжатым кислородом и регенеративные патроны РП-100.

    Для создания подпора воздуха в со­оружениях могут использоваться ката­литические фильтры ФГ-70, в которых оксид углерода окисляется кисло­родом воздуха до углекислого газа.

    Во исполнение Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", постановления Правительства Москвы от 18 марта 2008 г. N 182-ПП "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в городе Москве" и в целях реализации единой государственной политики в области создания фонда защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве, исключения неоднозначного толкования или индивидуального толкования положений нормативных документов в области защиты населения, обеспечения планомерного строительства общегородских объектов гражданской обороны в жилой застройке города Москвы на основе комплексного проектирования, необходимого финансирования и совершенствования нормативных требований к размещению защитных сооружений гражданской обороны Правительство Москвы постановляет:

    1. Утвердить Положение о размещении защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве (приложение).

    2. Признать утратившим силу пункт 1.4 распоряжения Правительства Москвы от 19 июня 2003 г. N 1051-РП "О размещении, финансировании, проектировании и строительстве объектов гражданской обороны на территории города Москвы" (в редакции распоряжения Правительства Москвы от 11 сентября 2008 г. N 2080-РП).

    3. Признать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 15 мая 2001 г. N 444-ПП "О порядке планирования, финансирования, проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны в г. Москве".

    4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П. и первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.

    Мэр Москвы Ю.М. Лужков

    Положение
    о размещении защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве

    1. Введение

    Выполнение задач по укрытию населения в коллективных средствах защиты является обязательной функцией всех органов исполнительной власти города Москвы и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

    Руководители органов исполнительной власти и организаций города Москвы независимо от формы собственности несут персональную ответственность за создание и обеспечение сохранности накопленных фондов коллективных средств защиты и обязаны планировать и осуществлять мероприятия по предоставлению населению защитных сооружений гражданской обороны:

    строительство новых, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению, эксплуатационно-техническое обслуживание и модернизация существующих защитных сооружений гражданской обороны и их систем жизнеобеспечения;

    приспособление в мирное время и военное время заглубленных помещений, метрополитена и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

    подготовка в мирное время и строительство в военное время (далее особый период) недостающих быстровозводимых убежищ гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

    Положение разработано на основании:

    Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 1993 г. N 643 "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998 г. N 1149 "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне", постановления Правительства Москвы от 7 мая 2002 г. N 330-ПП "О Концепции развития гражданской обороны города Москвы", постановления Правительства Москвы от 18 марта 2008 г. N 182-ПП "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в городе Москве", постановления Правительства Москвы от 15 мая 2001 г. N 444-ПП "О порядке планирования, финансирования, проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны в г. Москве", распоряжения Правительства Москвы от 19 июня 2003 г. N 1051-РП "О размещении, финансировании, проектировании и строительстве объектов гражданской обороны на территории города Москвы", распоряжения Правительства Москвы от 11 сентября 2008 г. N 2080-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 19 июня 2003 г. N 1051-РП", государственных стандартов, норм и правил, регламентирующих размещение защитных сооружений гражданской обороны в пределах территории города Москвы.

    2. Основные термины и определения

    Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, является составной частью национальной безопасности страны.

    Защита населения - комплекс взаимоувязанных по месту, времени, цели, ресурсам мероприятий по устранению или снижению на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов особого периода, стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.

    Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город, иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в особый период и мирное время.

    Трудоспособное население - часть населения страны, определяемая на основании данных государственной статистики, независимо от того, участвует оно в общественном производстве или нет.

    Наибольшая работающая смена - рабочие и служащие предприятий, учреждений и организаций, расположенных в границах проектной застройки города и продолжающих свою деятельность в особый период, а также работающей смены дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне.

    Работающая смена дежурного линейного персонала организаций - рабочие и служащие предприятий, учреждений и организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений, обеспечивающих жизнедеятельность города Москвы и не отнесенных к группе по гражданской обороне.

    Защитное сооружение гражданской обороны (убежище) - инженерное сооружение двойного назначения, отвечающее нормам проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и обеспечивающее в течение определенного времени укрытие людей, техники и имущества от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов и воздействия опасных химических и радиоактивных веществ, опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов и используемое в мирное время в интересах экономики.

    Быстровозводимое убежище гражданской обороны (БВУ) - инженерное сооружение с упрощенным оборудованием, отвечающее нормам проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и обеспечивающее в течение определенного времени укрытие людей, техники и имущества от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов и воздействия опасных химических и радиоактивных веществ, создается путем ускоренного строительства в особый период для восполнения недостающего фонда средств коллективной защиты населения.

    Укрытие населения в убежищах (защитных сооружениях гражданской обороны) - сбор, размещение и жизнеобеспечение населения с целью сохранения жизни и здоровья людей в мирное время и особый период.

    Нормативный радиус сбора - расстояние, обеспечивающее полное заполнение защитного сооружения гражданской обороны в установленные сроки.

    Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны (ИТМ ГОЧС) - совокупность реализуемых при строительстве проектных решений, направленных на обеспечение защиты населения и территорий, снижение материального ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного характера и природного характера, опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также диверсий и террористических актов.

    Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны - установленные нормативными документами требования по проектированию и осуществлению ИТМ ГОЧС, направленных на защиту населения, промышленно-производственного персонала и максимальное снижение возможного ущерба объектов экономики и инфраструктуры от природных, техногенных и военных опасностей, а также воздействий возникающих при этом вторичных поражающих факторов.

    Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей и природной среде.

    3. Область применения

    3.1. Документ предназначен для определения мест размещения и расчетной вместимости защитных сооружений гражданской обороны при разработке градостроительных планов развития территорий, проектов планировки (застройки) микрорайонов, градостроительных обоснований размещения объектов строительства, градостроительных планов земельных участков, проектов строительства предприятий, зданий и сооружений на территории города Москвы независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

    3.2. Документ предназначен для заказчиков строительства, проектных организаций, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы (далее - органы управления по делам ГОЧС), и иных юридических и физических лиц.

    4. Категории населения, подлежащие укрытию в защитных сооружениях гражданской обороны на территории города Москвы

    Укрытию в защитных сооружения гражданской обороны подлежат следующие категории населения города Москвы:

    трудоспособное население - в защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых по месту жительства в районах жилой застройки города и находящихся в нормативном радиусе сбора укрываемых;

    работники наибольшей работающей смены предприятий, учреждений и организаций, продолжающих свою деятельность в особый период, - в защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых на территории этих предприятий или вблизи них;

    работники работающей смены дежурного линейного персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятельность города Москвы в особый период, - в защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых в нормативном радиусе сбора укрываемых;

    нетранспортабельные больные, а также медицинский и обслуживающий персонал во вновь проектируемых, строящихся и действующих учреждениях здравоохранения (больницах и клиниках) - в защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых по месту расположения медицинских учреждений.

    5. Размещение защитных сооружений гражданской обороны на территории города Москвы

    5.1. Необходимое количество и вместимость защитных сооружений гражданской обороны определяется проектными организациями, имеющими соответствующую лицензию (разрешение) по расчетам, с учетом действующих норм и коэффициентов применительно к определению общего количества трудоспособного населения по городу Москве на текущий период времени.

    5.2. Защитные сооружения гражданской обороны планируются к размещению на стадии разработки документации по планировке территории с учетом необходимой потребности и достаточности по укрытию населения.

    5.2.1. На стадии разработки документации по планировке территории определяется общее количество населения, подлежащего укрытию, и общая потребность в защитных сооружениях гражданской обороны с учетом существующих.

    5.2.2. Защитные сооружения гражданской обороны предусматриваются в подземной части жилых домов, объектов общественного, торгового, спортивного, культурно-бытового, транспортного назначения, в отдельно стоящих подземных, подземно-наземных гаражах-стоянках в соответствии с утвержденной в установленном порядке документацией по планировке территорий, с учетом необходимой расчетной потребности и возможностей по освоению подземного пространства.

    5.2.3. На стадии разработки градостроительных планов земельных участков защитные сооружения гражданской обороны предусматриваются в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами планировки территорий.

    5.3. Размещение защитных сооружений гражданской обороны не предусматривается в составе объектов, прекращающих работу в особый период и не имеющих в нормативном радиусе сбора соответствующих категорий населения, подлежащих укрытию в защитных сооружениях гражданской обороны в соответствии с разделом 4 настоящего Положения.

    5.4. Необходимость размещения защитных сооружений гражданской обороны для защиты категорий населения, подлежащих укрытию (раздел 4) на предприятиях, в учреждениях и организациях федерального подчинения, определяется решением федеральных органов исполнительной власти и Правительства Российской Федерации.

    6. Финансирование строительства и имущественно-земельные отношения

    6.1. Финансирование проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны для трудоспособного населения, размещаемых в районах застройки, осуществляемой за счет средств бюджета города Москвы, производится за счет средств города в рамках городского государственного заказа.

    6.2. Финансирование проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны для трудоспособного населения, размещаемых в районах застройки, осуществляемой за счет внебюджетных источников финансирования, производится за счет средств застройщика.

    6.3. Финансирование проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны в организациях для наибольшей работающей смены предприятий, учреждений и организаций, продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, размещаемых на территории этих предприятий, осуществляется за счет средств учреждений и организаций.

    6.4. Финансирование проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны для нетранспортабельных больных, а также медицинского и обслуживающего персонала, размещаемых по месту расположения медицинских учреждений, осуществляется за счет средств субъектов, осуществляющих строительство (реконструкцию) объекта.

    6.5. В случаях отсутствия финансирования на строительство защитных сооружений гражданской обороны за счет средств бюджета города Москвы или за счет внебюджетных источников финансирования (пп. 6.1, 6.2) предусматривать свободные от застройки территории с площадью участков, соответствующей размещению БВУ необходимой по проекту численности укрываемых.

    6.6. По объектам, финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, а также по объектам, передача которых в собственность города Москвы предусмотрена договором (контрактом) с застройщиком (инвестором), заказчикам (застройщикам) строительства в месячный срок после сдачи объектов строительства в эксплуатацию представлять в Департамент имущества города Москвы надлежащий пакет документов для оформления прав собственности города Москвы на завершенные строительством объекты (защитные сооружения гражданской обороны) в установленном порядке.

    6.7. Эксплуатирующая организация защитных сооружений гражданской обороны на период от завершения строительства и ввода в эксплуатацию до оформления прав города Москвы определяется распорядительным документом Правительства Москвы (префекта административного округа города Москвы).

    6.8. После оформления имущественных прав города Москвы на защитные сооружения гражданской обороны защитные сооружения гражданской обороны передаются в хозяйственное ведение специализированным организациям города Москвы для дальнейшей эксплуатации в соответствии с действующими нормативными документами.

    6.9. Финансирование строительства защитных сооружений гражданской обороны для защиты категорий населения, подлежащих укрытию (раздел 4) на предприятиях, в учреждениях и организациях федерального подчинения, осуществляется из соответствующих статей расходов бюджета Российской Федерации.

    Постановление Правительства Москвы от 19 января 2010 г. N 25-ПП "Об утверждении Положения о размещении защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве"

    Защитные сооружения гражданской обороны (ЗСГО) - это сооружения, предназначенные для защиты населения от поражающих факторов современных средств поражения (боеприпасов оружия массового поражения, обычных средств поражения), а также от вторичных факторов, возникающих при разрушении (повреждении потенциально опасных объектов).
    Убежища обеспечивают защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения, бактериальных биологических средств, отравляющих веществ, а также при необходимости от катастрофического затопления, аварийно химически опасных веществ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожаре.

    Укрытие – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

    Укрытия создаются:

    1. для для работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, и населения, проживающего на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, находящихся за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений;

    2. для работников дежурной смены и линейного персонала организаций, расположенных за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений, осуществляющих жизнеобеспечение населения и деятельность организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;

    3. для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных разрушений, а также для обслуживающего их медицинского персонала.

    Противорадиационное укрытие (ПРУ) - предназначены для защиты людей от внешнего ионизирующего излучения при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и непосредственного попадания радиоактивной пыли в органы дыхания, на кожу и одежду, а также светового излучения ядерного взрыва. Кроме того, при соответствующей прочности конструкций ПРУ могут частично защищать людей от воздействия ударной и взрывной волны, обломков разрушающихся зданий, а также от непосредственного попадания на кожу и одежду капель отравляющих веществ и аэрозолей бактериальных средств.

    Простейшие укрытия - это сооружения, не требующие специального строительства, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от воздушной ударной волны, светового излучения ядерного взрыва и летящих обломков разрушенных зданий, снижают воздействие ионизирующих излучений на радиоактивно загрязнённой местности, а в ряде случаев защищают от непогоды и других неблагоприятных условий. Открытые щели и траншеи отрываются в течение первых 12 часов. В следующие 12 часов они перекрываются, а к концу вторых суток доводятся до требований к противорадиационным укрытиям.

    способ защиты населения путем укрытия их в защитных сооружениях, ускоренного их создания с возникновением опасностей, а также возведения инженерных сооружений (дамб, плотин и т.п.) и проведения других инженерно-технических мероприятий.

    Накопление фонда защитных сооружений. Пути и способы накопления фонда защитных сооружений гражданской обороны показаны на рисунке 2.

    Рисунок 2 - Основные направления накопления фонда защитных сооружений

    Работа в мирное время по обеспечению населения защитными сооружениями включает:

    сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений.

    дооборудование имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений, наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособление горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств и постановку их на учет;

    освоение подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения. В целях наращивания фонда защитных сооружений проводится обсле-дование и инвентаризация помещений в подземном пространстве городов, других подземных сооружений на предмет использования их в качестве защитных сооружений;

    строительство, при необходимом обосновании, заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;проведение необходимых подготовительных мероприятий для ускоренного возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным оборудованием и укрытий простейшего типа.

    При угрозе применения ядерного оружия в военное время защитные свойства защитных сооружений гражданской обороны доводятся до требований Норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в части защиты населения от поражающих факторов ядерного оружия.

    Как отмечалось в главе 1 создание защитных сооружений гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

    Происхождение опасностей по времени, локализации, вызываемым последствиям, приносимому ущербу и сфере появления опасностей

    Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека. Человеческая практика и научные исследования дают основания утверждать, что ни в одной сфере деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности (аксиома потенциальной опасности, имеющая исключительное методологическое и эвристическое значение).

    Признаки опасности: угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные.

    По происхождению опасности можно примерно разделить на 6 групп: природные, экологические, биологические, социальные, техногенные, антропогенные.

    По характеру воздействия на организм человека различают следующие группы опасностей: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.

    По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.

    По локализации опасности бывают связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

    По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы.

    По приносимому ущербу: социальный, технический, экономический, экологический.

    По структуре опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.

    Сферы проявления опасностей: бытовая, производственная, спортивная, учебная, дорожно-транспортная, военная и т. д.

    Поскольку любая опасность, как правило, носит потенциально латентный характер, чрезвычайно важное значение приобретает процесс ее идентификации, т. е. обнаружения и установление временных, пространственных, количественных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности. Главное в идентификации - установление причин и обстоятельств, инициирующих проявление опасности, возможных последствий, величины ущерба.

    Ущерб - это убыток, урон экономического, социального, экологического или смешанного характера, определяемый как условные средние потери за соответствующий период времени. Ожидаемый ущерб в ситуациях, связанных с риском, отличается неопределенностью своей величины.

    В настоящее время возникла и активно развивается теория рисков, которая положена в основу новой науки - рискологии. Ее становление связано с увеличением опасностей для человека в результате возросшей агрессивности среды его обитания. Несмотря на достижения научно - технического прогресса, значительное совершенствование технологии в производственных процессах, способствующие повышению безопасности, возникают новые виды опасностей, которые по своим последствиям превосходит ранее существование. Это обусловлено:

    • ? структурными и технологическими сдвигами в экономике, связанными с развитием принципиально новых производств, распространением микроэлектроники, робототехники, освоением космического пространства и др.;
    • ? ростом потребления всех видов энергии и природных ресурсов;
    • ? глобальными изменениями природной среды (потепление климата, образование «озоновых дыр» в атмосфере);
    • ? увеличением концентрации и возникновение новых загрязнителей и форм нарушения качества окружающей среды, в частности высокотоксичных химических соединений, мутагенных и канцерогенных органических веществ и др.;
    • ? информационным давлением на психику человека, приводящим к распространению большого числа психических расстройств;
    • ? появлением новых заболеваний (наркомании, СПИДа и др.);
    • ? усилием военного противостояния в локальных и межнациональных конфликтах и обострением криминогенной обстановки.

    В результате действия перечисленных опасностей увеличиваются масштабы и количество рисков. Управление рисками становится одной из актуальных и сложных проблем.

    Понятия опасности и риска являются основными в концепции безопасности жизнедеятельности человека в обществе, производственной и природной среде. Эта концепция базируется на необходимости достижения допустимых на данном этапе уровней риска и безопасности.

    Виды рисков. Существует ряд классификационных признаков рисков природных, социальных, финансовых, предпринимательских и прочих, позволяющих свести их в определенные группы. Ниже приводятся виды рисков, относящихся к вопросам безопасности жизнедеятельности.

    Опасность. Виды опасностей. Источники их формирования

    Воздействия, способные вызвать негативные нарушения в самочувствии и здоровье людей, называются опасностями.

    Опасность - свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб человеку, природной среде и материальным ценностям (ресурсам).

    Все опасности по источникам их возникновения (происхождению) принято делить на естественные и антропогенные.

    Естественные опасности возникают при стихийных явлениях в биосфере, таких как наводнения, землетрясения, цунами и т.п., а также обусловлены климатическими условиями и рельефом местности. Их особенностью является неожиданность возникновения, хотя некоторые из них человек научился предсказывать, например, ураганы, оползни. Естественные опасности, которые представляют угрозу жизни и здоровью человека, выделяют в природные опасности. Такие опасности как жара, холод, туман, естественные электромагнитные поля и излучения, обычно не рассматриваются, т.к. они не представляют непосредственной угрозы жизни человеку. Подразделяются на литосферные (горные обвалы, камнепады), гидросферные (водная эрозия, сели, приливы), атмосферные (ливни, снегопады), космические (солнечная радиация). Общие закономерности таких явлений следующие: чем больше интенсивность, тем реже такое явление; каждому виду опасности предшествуют определенные признаки; существует определенная пространственная приуроченность.

    Антропогенные опасности, в основном, связаны с преобразующей деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания, сооружения - все, что создано человеком (элементы техносферы). Ущерб от антропогенных опасностей тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств (технических систем). Человек всегда взаимодействует с техническими средствами (орудия труда, бытовые приборы), которые помогают ему в труде и быту, а с другой стороны - являются источником так называемых техногенных опасностей. Техногенные опасности воздействуют и на человека, и на природу. Опасность для человека определяется характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне. Подробную классификацию техногенных опасностей дадим выше (для производственной деятельности человека).

    Введение

    Глава 2. Убежища гражданской обороны

    Глава 3. Противорадиационные укрытия

    Глава 4. Быстровозводимые защитные сооружения гражданской обороны

    Глава 5. Простейшие укрытия

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Для защиты населения от поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях в мирное время и военный период, спасателей при ликвидации чрезвычайных ситуаций и работающих от опасных и вредных производственных факторов широко применяются коллективные и индивидуальные средства защиты. За последние годы номенклатура защитных средств значительно расширилась, появились принципиально новые средства, повысились их защитные свойства, улучшились эргономические характеристики.

    Эффективность использования средств защиты зависит от многих факторов, и в первую очередь от рационального выбора и грамотного применения конкретных средств защиты с учетом специфических особенностей условий труда, производственного процесса, типа поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций и современного оружия.

    В современных условиях инженерная защита является наиболее эффективным способом защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" (в редакции от 19.06.2007) предоставление населению защитных сооружений является одной из основных задач в области гражданской обороны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

    Обеспечение населения защитными сооружениями гражданской обороны представляет комплекс правовых, организационных, инженерно-технических, строительных, санитарно-гигиенических и других мероприятий, направленных на укрытие людей в защитных сооружениях. Организационно-правовые мероприятия включают: сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений в мирное время; его дальнейшее наращивание в угрожаемый период; ведение учета существующего и создаваемого фонда защитных сооружений и организацию его использования в мирное и военное время.

    Глава 1. Классификация защитных сооружений

    В современных условиях в системе мероприятий гражданской обороны укрытие людей в защитных сооружениях, как способ защиты от опасностей, возникающих в военное время, в сочетании с эвакуацией из зон поражения (загрязнения) и использованием средств индивидуальной защиты, повышает надежность защиты населения, а в условиях, когда по ряду причин могут быть затруднены эвакуационные мероприятия из крупных городов в короткие сроки, этот способ защиты становится единственно возможным и эффективным.

    В последние годы в результате реализации планов инженерно-технических мероприятий гражданской обороны на объектах экономики, в городах и населенных пунктах создан определенный фонд защитных сооружений гражданской обороны. Эти сооружения на сегодня составляют основу системы инженерной защиты населения, создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья людей не только в условиях военного времени, но и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и иного характера.

    Существующая организационная система инженерной защиты населения решает задачи по улучшению содержания и использования в мирное время имеющихся защитных сооружений гражданской обороны, поддержанию их в готовности к защите работающих смен важнейших объектов и населения от опасностей; приспособлению в мирное время и в угрожаемый период заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства под убежища и укрытия; подготовке к строительству в угрожаемый период недостающих защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

    Защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) - это сооружения, предназначенные для защиты населения от поражающих факторов современных средств поражения (боеприпасов оружия массового поражения, обычных средств поражения), а также от вторичных факторов, возникающих при разрушении (повреждении) потенциально опасных объектов.

    Эти сооружения в зависимости от защитных свойств подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия ( ПРУ). Кроме того, могут применяться и укрытия простейшего типа (схема 1.1).

    Убежища обеспечивают защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств, отравляющих веществ, а также при необходимости от катастрофического затопления, аварийно химически опасных веществ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожаре. Убежища классифицируются по ряду свойств и признаков.

    По защитным свойствам убежища подразделяются в зависимости от избыточного давления во фронте ударной волны ядерного взрыва и кратности ослабления ионизирующего излучения.

    По времени возведения различают заблаговременно построенные убежища (в мирное время) и быстровозводимые, построенные в угрожаемый период с упрощенным внутренним оборудованием.

    По месту расположения относительно застройки убежища подразделяют на встроенные и отдельно стоящие. Кроме того, убежища могут быть расположены в горных выработках, подземном пространстве городов, в метрополитенах и др.

    По вертикальной посадке убежища могут быть: заглубленные (подвальные), полузаглубленные и возвышающиеся (встроенные в первые этажи зданий).

    Противорадиационные укрытия предназначены для защиты людей от внешнего ионизирующего излучения при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и непосредственного попадания радиоактивной пыли в органы дыхания на кожу и одежду, а также от светового излучения ядерного взрыва. Кроме того, при соответствующей прочности конструкций ПРУ могут частично защищать людей от воздействия ударной и взрывной волны, обломков разрушающихся зданий, а также от непосредственного попадания на кожу и одежду капель отравляющих веществ и аэрозолей бактериальных средств.

    По защитным свойствам выделяют группы противорадиационных укрытий: П-1, П-2, П-3, П-4, П-5, П-6, П-7.

    По месту расположения относительно застройки, по времени возведения и вертикальной посадке противорадиационные укрытия подразделяются аналогично убежищам.

    Простейшие укрытия - это сооружения, не требующие специального строительства, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от воздушной ударной волны, светового излучения ядерного взрыва и летящих обломков разрушенных зданий, снижают воздействие ионизирующих излучений на радиоактивно загрязненной местности, а в ряде случаев защищают от непогоды и других неблагоприятных условий. Открытые щели и траншеи отрываются в течение первых 12 часов. В следующие 12 часов они перекрываются, а к концу вторых суток доводятся до требований к противорадиационным укрытиям.

    В качестве простейших укрытий наряду с траншеями и щелями могут быть использованы землянки, а также подвалы, подполы, погреба, внутренние помещения зданий. При наличии времени и материалов эти помещения также доводятся до требований к противорадиационным укрытиям.

    При создании системы коллективных средств защиты руководствуются следующими общими принципами и положениями:

    для осуществления укрытия людей в военное время и при необходимости в чрезвычайных ситуациях мирного времени следует предусматривать необходимое количество защитных сооружений гражданской обороны;

    в мирное время защитные сооружения гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (принцип "двойного назначения");

    защитные сооружения гражданской обороны следует приводить в готовность для приема укрываемых в сроки, не превышающие 12 часов. Защитные сооружения в зонах возможного опасного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения и убежища в зонах вероятного катастрофического затопления должны содержаться в готовности к немедленному приему укрываемых;

    проектирование защитных сооружений необходимо осуществлять в соответствии со строительными нормами и правилами проектирования защитных сооружений гражданской обороны и другими нормативными документами системы нормативных документов в строительстве;

    защитные сооружения, входящие в состав химически опасных объектов, атомных станций, установок для производства и переработки ядерного топлива и ядерных материалов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов необходимо включать в состав пусковых комплексов или объектов первой очереди строительства. При этом ввод в эксплуатацию убежищ при строительстве атомных станций следует предусматривать до физического пуска их первого энергоблока;

    защитные сооружения для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) предприятий следует располагать на территориях этих предприятий или вблизи них, для остального населения - в районах жилой и общественной застройки;

    создание системы объектов коллективной защиты населения в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с соответствующими министерствами;

    убежища и противорадиационные укрытия следует размещать в пределах радиуса сбора укрываемых согласно схемам размещения защитных сооружений гражданской обороны.