Если человек смотрит влево вниз. Определение лжи по глазам. Как распознать ложь по глазам

Одно из открытий Милтона Эриксона состоит в том, что движения глазных яблок связаны с типом мышления человека - точнее, с его основным способом обработки внутреннего опыта. Поскольку наблюдение за движением глаз позволяет узнать многое о внутреннем мире человека, этот раздел эриксонианского гипноза стали называть "глазными сигналами доступа".

Здесь и далее я не провожу четкой границы между тем, что делал или начинал делать в эриксонианском гипнозе сам М.Эриксон, и тем, что было позже доработано и значительно усовершенствовано его учениками и коллегами. Работы Эриксона имели большое значение для создания группой психологов и практиков (Дж.Гриндер. Р.Бэндлер. Л.Камерон-Бэндлер, Дж.Делозье) так называемого "нейро-лингвистического программирования" (НЛП).

Вы, наверное, не раз замечали, что если задать человеку вопрос, требующий обдумывания, то ваш собеседник перестает смотреть прямо на вас. Он "уходит в себя"; он либо смотрит "сквозь вас" (отсутствующий взгляд), либо смотрит вверх, как бы пытаясь найти ответ на потолке; либо смотрит в сторону, как бы ожидая, что его ухо услышит нужный ответ; либо смотрит вниз, на свои ноги... Понятно, что "уход в себя" - это обращение к своей памяти, внутреннему опыту, к способности вообразить или сконструировать что-то новое на основании известного. Взгляд человека достоверно показывает, к какой разновидности памяти или внутреннего опыта он прибегает сейчас.

Вы можете проверить это самостоятельно. Задайте кому-нибудь вопрос, заставляющий прибегнуть к зрительной памяти, например: Какого цвета костюм был вчера на вашей знакомой? Как выглядит теперь ваша дочь? Когда вы в последний раз видели живую лошадь?" - и вместе со словесным ответом вы получите типичный для зрительных воспоминаний взгляд влево вверх (если ваш собеседник - правша; здесь и далее имеется в виду сторона правая или левая для вашего собеседника - см. схему.

Схема 1. Глазные сигналы доступа для типичного правши

В ответ на предложение представить себе что-то, сконструировать зрительный образ ("Представьте себе проекцию данного предмета на плоскость. Представьте себе зеленую корову. Представьте себе, как вы выглядите, если посмотреть на вас с другого края комнаты.") - ваш собеседник посмотрит вправо вверх. В общем и целом направление взгляда вверх совпадает с обращением к зрительному опыту. Вы можете попросить партнера обратиться к его слуховому опыту. Вопросы типа "вспомни, как звучит..." ("Как звонит твой телефон? Какой голос у твоего начальника? Вспомни звучание скрипки.") - уводят взгляд партнера налево по горизонтали, что соответствует слуховому воспоминанию. Можно сконструировать звук, который мы никогда раньше не слышали. Это достигается вопросами типа: "Как бы прозвучало ваше имя, если его произнести наоборот?", "Как бы звенел твой будильник, если его накрыть пластмассовым ведром?". Слуховой конструкции соответствует взгляд направо по горизонтали. Отметьте, что взгляд по горизонтали соответствует обращению к слуховому опыту.

Теперь - опыт ощущений движения, прикосновения, температуры, напряжения и расслабления мышц, опыт вкуса и запаха. Эта категория внутреннего опыта называется кинестетической и совпадает с направлением взгляда вправо вниз (можно вызвать это направление взгляда вопросами типа "Что ты чувствуешь, когда бежишь?", "Вспомни, как жжется горчичник"). Взгляд вправо вниз соответствует кинестетическому воспоминанию. Интересно, что конструкций в кинестетике нет - мы не можем вообразить ощущения, которых не испытывали на самом деле. И, наконец, направление взгляда влево вниз. Оно свидетельствует о том, что человек занят внутренним диалогом: задает себе вопросы или что-то говорит себе. Это направление взгляда совпадает еще с функцией контроля речи, когда человек тщательно отбирает слова, которые собирается произносить; это направление взгляда часто можно видеть у переводчика во время устного перевода, у докладчика, делающего ответственное сообщение, у человека, дающего интервью.

Стенограмма семинара С.Горина, посвященная глазным сигналам доступа и модальностям

С. Горин: "Глаза - зеркало души...". Я хочу, чтобы вы сейчас повторили открытие Милтона Эриксона. Можете называть это упражнением на подстройку к движениям глазных яблок.

Упражнение

Разбейтесь по парам. Партнер и наблюдает за движением глазных яблок партнера А, который выполняет то, что я ему предложу. Когда вы в первый раз занимаетесь наблюдением за движением глаз, вы можете сделать много ошибок, поэтому я уточню: вот я сказал что-то, партнер А начал это осмысливать, и в этот самый момент его глаза куда-то прыгнули! Он, конечно, может сделать это немного погодя, он ведь тоже за вами наблюдает, ему ведь интересно, что вы там такое хотите рассмотреть... Когда человек воспринимает внешний мир, он смотрит прямо на интересующий его предмет, а если он сейчас никуда конкретно не смотрит, его глаза начинают бегать - значит, он обрабатывает внутренний опыт. Итак, сели лицом к лицу, задание партнера А: вспомните цвет костюма, оставленного дома. Куда направлен взгляд?

Ответы из зала: Влево вверх. А мой партнер продолжает смотреть на меня...

С. Горин: Вы что, не стали выполнять задание? Ах. уже выполнили... Партнер смотрел действительно прямо на вас?

Ответ: Не совсем, он смотрел как-то сквозь меня...

С. Горин: То есть он смотрел расфокусированным взглядом, вроде куда-то вдаль. Запишите: взгляд влево вверх или расфокусированный взгляд прямо перед собой - зрительное воспоминание. Пойдем дальше. Поменяйтесь ролями в парах. Задание партнеру А: представьте, как вы выглядите, если смотреть на вас с потолка. Куда пошел взгляд?

Ответы из зала: Вправо вверх. У меня - сначала вправо вверх, потом вниз...

С. Горин: Самое первое движение - куда оно было направлено? Ответ: Вправо вверх.

С. Горин: Записываем - вправо вверх - зрительное представление, зрительная конструкция, воображение того, чего нет в памяти. Итак, если человек смотрит вверх, он обращается к зрительному опыту, рассматривает "картинки". На ваше мимическое возражение - он неосознанно этим занимается, ну, вы еще разберетесь... Снова поменялись ролями, задание партнеру А: вспомнить, как звонит будильник, дверной звонок, телефон. Куда взгляд?..

Игорь: У него сначала - вправо вверх, потом вниз...

С. Горин: Похоже, у него нет будильника, и он сначала представил, как этот предмет выглядит. Я прав? Потом взгляд пошел вниз, но разве он совсем опустился? Игорь: Нет, остановился на горизонтали.

С. Горин: Пишите: налево по горизонтали - слуховое воспоминание. Потом вы все это нарисуете, так проще будет запомнить. Поменяйтесь ролями, задание партнеру А: услышьте, как бы прозвучало ваше имя, если его произнести наоборот.

Игорь: Он опять вверх смотрит...

С. Горин: Ну, не только он, у нас сейчас многие обратились к зрительному опыту - сначала надо прочитать свое имя наоборот, и только потом услышать... Так, после "прочтения" куда направлен взгляд?

Ответы из зала: Направо по горизонтали.

С. Горин: Пишите - направо по горизонтали - слуховая конструкция. Если верхний этаж зрительный, то средний - слуховой. Задание партнеру А: вспомните свои ощущения в горячей бане.

Ответы из зала: Все дружно вниз смотрят...

С. Горин: Вниз куда? Вниз направо... Это кинестетическое воспоминание. Кинестетикой называется все, что касается чувств, эмоций, и кожно-мышечных ощущений - грубость, мягкость, тепло, холод, тяжесть, легкость и т. д., движения рук и ног. В кинестетике мы только вспоминаем, если мы предложим кому-нибудь вспомнить, как жжется горчичник, а ему горчичников не ставили, он этого ощущения представить не сможет... Ну, и последнее задание. Для знающих иностранные языки - переведите мысленно мою последнюю фразу на любой язык. Для незнающих - задайте себе какой-нибудь вопрос и получите ответ. Куда направлен взгляд?

Ответы из зала: Влево вниз.. У меня - по горизонтали и влево вниз.

С. Горин: По горизонтали вы поймали звуковую помеху, отзвук воспоминания. Влево вниз - внутренний диалог, и там есть еще одна функция - контроль речи. Это прекрасно видно в телеинтервью, особенно у людей неопытных или у тех, кто привык постоянно контролировать себя - "как бы не ляпнуть чего лишнего". По моему опыту телезрителя - типичное направление взгляда у военных.

Реплика из зала: У тех, кто привык что-то скрывать...

С. Горин: Хранить военную тайну... Итак, верхний этаж зрительный, средний - слуховой, нижний делится между кинестетикой и контролем речи. Контроль речи, действительно, свидетельствует о том, что человек хочет что-то скрыть. Есть даже типичный шаблон движений глазных яблок, который называют "детектором лжи": направление взгляда от зрительной или слуховой конструкции (вправо вверх, вправо по горизонтали) к контролю речи (влево вниз); во внутреннем опыте это соответствует такой последовательности - сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего... Это хорошо заметно у детей, у больных истерией.

Вопрос из зала: Значит, если захочешь что-то скрыть - не двигай глазами, это легко сделать.

С. Горин: На самом деле этот навык невозможно проконтролировать. Смотреть прямо - значит, ничего не вспомнить, ничего не представить, то есть, перестать думать. Вы можете поступить и так, но тогда вы выпадаете из общения. Но если вы не хотите прекращать общение, вам придется думать, значит, обращаться к внутреннему опыту, значит, ваши глаза будут двигаться, и все зависит только от знаний и наблюдательности вашего делового партнера. Тут довольно интересно получилось... Незадолго до семинара я перечитывал М.Булгакова, "Мастера и Маргариту", и там выбрал несколько примеров. Ну, сначала - описания персонажей: "секретарь редакции Лапшенникова со скошенными к носу от постоянного вранья глазами". Или фельдшерица Прасковья Федоровна, у которой забегали глаза при вопросе Ивана Бездомного о том, что случилось с его соседом по этажу. Вы уже знали это выражение - "забегали глаза" - оно означает готовность соврать, теперь будете знать, в каком направлении они бегают - по той самой диагонали, вправо вверх - влево вниз. И вот, наконец, блестящее описание, эпизод со сновидением Никанора Ивановича Босого, "Сдавайте валюту":

"... Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил вам, что основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете значение человеческих глаз. Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза - никогда! Вам задают внезапный вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убедительно говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!".

Булгаков, конечно, не знал эриксонианского гипноза; он, как всякий талантливый писатель, хорошо описывал то, что видел. Вы составили схему глазных сигналов доступа для типичного правши, и вы можете свободно применять ее, поскольку 90 процентов людей - правши. Учтите, что у левши воспоминания и конструкции зеркально поменяются местами, а общая закономерность распределения зрительного, слухового и кинестетического опыта по этажам останется той же. У нас осталось свободным направление взгляда по центру вверх и вниз, оно может относиться к воспоминанию или конструкции у каждого отдельного индивидуума. Здесь нужно просто запомнить, что данный человек, скажем, ваша начальница Марья Ивановна, всегда реагирует на вопрос о кинестетических воспоминаниях направлением взгляда вниз по центру.

Еще одна деталь. Когда вы излагаете какое-то длинное и заманчивое предложение, всегда делайте паузу, если видите, что у партнера начали двигаться глазные яблоки. Это значит, что сейчас он обратился к своему внутреннему опыту, осмысливает ваши аргументы, и, значит, не может воспринимать новые сведения. То же самое - при споре; если партнер обратился к внутреннему опыту, дайте ему время для этого, не напирайте с аргументами, учитывая, что партнер может либо вое принимать их, либо обдумывать. Ладно, возьмем чисто жизненную задачу. С курорта приезжает муж, и вы его спрашиваете: "Ну, как ты там отдохнул?" - "Знаешь, очень скучно было... (опускает глаза вправо вниз)".

Реплика из зала: Врет! (смех в зале).

С. Горин: Почему-то при ответе он уходит в кинестетические воспоминания... По крайней мере, ему есть, что вспомнить. Так, еще одна жизненно-песенная ситуация: справа кудри токаря, слева - кузнеца. Кого выбрать? Ответ из зала: Взять токаря и пойти с ним в кузницу! (смех в зале).

С. Горин: Не согласен, брать надо того, кто смотрит вправо вниз. Почему? Да потому, что его внутренний опыт связан с кинестетикой - с прикосновениями, поглаживаниями... Разумеется, он будет лучшим любовником, если все время уходит в кинестетический внутренний опыт. И теперь мы выходим еще на одну тему. Если продолжить исследования того, насколько часто люди обращаются к той или иной разновидности внутреннего опыта (или памяти), то обнаружится, что каждый человек "специализируется" на какой-то одной разновидности. Воспоминания об одном и том же событии будут разными у всех очевидцев: у одного - преимущественно зрительными, у другого - в основном слуховыми, у третьего - кинестетическими...

Модальности внутреннего опыта.

Давайте освоим несколько новых терминов. Во-первых, я хочу, чтобы вы имели возможность в будущем читать и понимать любую литературу по гипнозу, а там эти термины применяются; и во-вторых, нам будет удобнее использовать эти термины в нашей дальнейшей работе. Итак, то разделение внутреннего опыта на три категории (зрение, слух, ощущения), которое мы сделали, называется разделением на модальности внутреннего опыта. Все, что относится к зрению - воспоминания и представления зрительных образов - называется визуальной модальностью (от латинского "визус" - зрение). Слуховая память именуется аудиальной модальностью (у термина тот же латинский корень, что и в слове "аудиосистема"), и опыт движений, прикосновений - кинестетическая модальность. Человек, у которого преобладают в мышлении зрительные образы, который "специализируется" на зрительном внутреннем опыте, будет называться визуалистом, специализирующийся на слуховом опыте - аудиалистом, специализирующийся в ощущениях, в кинестетике - кинестетиком.

Я уже некоторое время наблюдаю за вами, и для себя ваши ведущие модальности определил. Так, например, я думаю, что внимание мужчин группы привлекается к Наташе не только потому, что она - симпатичная девица, но и потому, что она - кинестетик... Было бы несправедливо скрыть ведущие модальности всех остальных. Сделаем так: сядьте в круг, чтобы все друг друга видели. Я задам вам вопрос, на который вы ответите и при этом заметите ответы партнеров. Итак, вопрос: "Как вы узнаете о мире?.."

Игорь: Мы должны сказать об этом?..

С. Горин: Да ничего не надо говорить, вы уже ответили глазами! И вообще, я хотел бы знать, как можно словами ответить на этот вопрос, вы же не осознаете ответ! Вы все ответили глазами, и те, кто наблюдал, могут отметить для себя вашу ведущую модальность. Кстати, в этом упражнении можно было увидеть интересную деталь, я ее давно заметил: у подвида гомо сапиенс, человека разумного, называемого "гомо советикус" (человек советский, читайте Зиновьева), первое движение глаз в ответ на непонятные вопросы - во внутренний диалог, то есть, в контроль речи. Не проболтаться! Болтун - находка для шпиона! Скрытные мы люди, все-таки...

О ведущей модальности можно получить сведения не только по глазным сигналам доступа, собеседник всегда вам о ней говорит словами. Выбор слов связан у человека с его ведущей модальностью; если он говорит о "блестящем будущем, ярких перспективах, точке зрения", то он выбирает визуальные слова, соответствующие его ведущей визуальной системе. Аудиальной модальности соответствуют слова и выражения типа: "монотонный, приглушенный, говорите громче, давайте обговорим" и т. п. Кинестетические слова: "трогать, касаться, мягко, грубо, тепло, холодно, давит" и т. п. Слова, указывающие на основную модальность человека, тоже имеют свое название - "слова-предикаты". Есть и такие слова, которые не относятся ни к одной модальности: "знать, понимать, думать"" (иногда их относят к так называемой речедвигательной модальности, но этот термин применяется редко). До сих пор нас интересовало то, как надо говорить, а теперь мы займемся тем, что надо говорить.

Дело в том, что обычно мы организуем, оформляем свое сообщение так, чтобы нам было удобно его передавать... Но для эффективного влияния на человека гораздо важнее оформить информацию таким образом, чтобы ее было удобно принимать. Вы можете передать команду посредством сверхсовременной телевизионной станции, но что толку от этого, если у потенциального исполнителя нет даже детекторного приемника? Если в этой ситуации вы все же захотите, чтобы вас поняли, придется приглашать сигнальщика с флажком. Разве редко мы наблюдаем, когда в деловом общении один говорит: "Да ты только посмотри!", а другой возражает: "Нет, ты послушай!". Виталий - кинестетик; я могу битый час потратить на то, чтобы обрисовать ему блестящие условия и яркие перспективы сотрудничества со мной, показать открытые перед ним радужные горизонты, и предложить ему в итоге принять мою точку зрения. Пожалуйста - он сидит и недовольно качает головой. Но если я теплым и задушевным тоном дам ему почувствовать легкость нашего тесного контакта... как видите, он заинтересовался. Научитесь говорить с человеком так, чтобы ему было удобно вас слушать, чтобы ваши слова совпадали с его внутренним опытом.

Упражнение

Выполняется в парах. Вначале нарисуйте для себя простую схему (см. схему 2): в центре листа бумаги изобразите более или менее схематично глаз и обозначьте 8 направлений взгляда - 3 направления вверх (вправо, по центру, влево); 2 направления по горизонтали (вправо и влево); и 3 направления вниз (вправо, по центру, влево). Теперь на каждом из этих направлений напишите по три-четыре слова, которые соответствуют совпадающей с направлением модальности. Например, для визуальной модальности это будут слова: "смотреть, яркий, блестящий"; справа можете добавить "представь себе".

Вопрос из зала: Слово "золото" можно?..

С. Горин: Ну, для меня "золото" - это что-то кинестетическое, хотя я его в слитках никогда не носил... Лучше пишите что-то более определенное. Да, направление взгляда прямо перед собой при расфокусированном взгляде, "отсутствующий взгляд" - на вашей схеме это направление показать нельзя, но вы помните, что это - тоже визуальное направление. "Отсутствующий взгляд" сопровождается еще и расширением зрачков, как правило. Для горизонтального направления взгляда используйте слова аудиальной модальности - "слушать, говорить, громко, тихо". Те же слова подойдут для направления взгляда влево вниз (внутренний диалог). Ну, и для кинестетических направлений - "трогать, касаться, горячо, холодно".

Схема 2. Словесное присоединение к направлению взгляда.

Теперь - само упражнение. Партнер А держит таблицу рядом со своим лицом и показывает партнеру Б все восемь направлений взгляда по очереди. Партнер Б читает со схемы слова, который соответствуют каждому из направлений, и произносит их вслух. Да, направление взгляда вы показываете, разумеется, своими глазами. Затем вы меняетесь ролями. Вторая часть упражнения, она выполняется тоже со схемой. Партнер А дает 3-4 направления взгляда вразброс, бессистемно, партнер Б также читает и произносит вслух соответствующие слова, затем меняетесь ролями. В третьей части упражнения вы делаете то же самое, только без схемы, по памяти. Приступайте.

Все, что вы делаете, по-прежнему имеет отношение к раппорту. Если раньше вы присоединялись к внешнему поведению партнера, то теперь вы отрабатываете присоединение к его внутреннему опыту. Очень простой пример - если я вам говорю "Смотрите-ка!", это значит, что я не просто предлагаю вам что-то рассмотреть, сконструировав для этого какую-то свою внутреннюю "картинку"; это значит, что я сам для себя такую "картинку" сконструировал и буду реагировать полноценно только на "визуальные аргументы". В распределении ведущих модальностей у разных людей есть некоторые закономерности (впрочем, довольно неточные). Так, например, женщины чаще специализируются в визуальной модальности, а мужчины - в кинестетической. Аудиальная модальность в качестве ведущей встречается достаточно редко: у музыкантов, у некоторых руководителей. По моим наблюдениям, советский начальник в своей речи использует процентов на 80 неопределенные и аудиальные слова (наш нынешний мэр, например, типичный аудиалист, обожающий красиво звучащие слова).

Реплика из зала: Поэтому наших руководителей мало кто понимает.

С. Горин: Да им это и не нужно. Но, став начальством, учтите, что самые распространенные модальности - визуальная и кинестетическая. Возможно, вы захотите быть понятыми... Поскольку пока вы рядовые работники, давайте приобретем еще один навык. Вам нужно научиться преодолевать речевые ограничения, связанные с вашей собственной модальностью. То есть вы должны стать квалифицированными переводчиками с языка одной модальности на язык другой. Я вам дам некое подобие словаря, впоследствии вы его дополните... Это - таблица (см. таблицу 1),в которой по вертикали даны слова из четырех групп: неопределенные, визуальные, аудиальные, кинестетические. По горизонтали слово из одного столбца соответствует словам из соседних столбцов.

Упражнение.

Сейчас у вас будет перерыв, и вы все равно будете что-то обсуждать, обмениваться взглядами, мнениями, ощущениями. Возьмите для себя одну-единственную модальность, оставайтесь в ходе разговора в пределах словарного запаса одного вертикального столбца таблицы. Можете успеть попробовать несколько модальностей, но на каждый отрезок времени оставайтесь только в одной из них.

Наташа: Можно взять свою родную модальность?

С. Горин: Можно, но тебе в ней будет слишком легко (смех в зале). Возьми чужую, потренируйся...

ТАБЛИЦА 1. Взаимный перевод языка модальностей.

Неопределенные Визуальные Аудиальные Кинестетические
Установка Перспектива, точка зрения

Невозможно найти человека, который всегда бы говорил только правду и ничего кроме правды. Ведь в жизни никак не обойтись без каких-то недосказанностей или даже откровенной лжи, потому что и она бывает необходима. Поэтому неплохо знать некоторые признаки лжецов. Например, куда смотрит человек, когда врет. Ведь если понимать, что человек говорит неправду, то это может многое изменить.

Единственное, обязательно стоит учитывать, что лица, когда человек врет, не может быть однозначной, поэтому все равно есть место некоторой погрешности в выводах.

Как понять по глазам, что человек врет?

Вообще мимика – это то, что человек не всегда способен полностью контролировать. Некоторые люди, конечно же, врут лучше других, так как обладают некоторой долей актерского таланта. Но все же мелкие мимические признаки бывает невероятно сложно контролировать или скрывать. В особенности это касается движения глаз, которое обычно происходит абсолютно неосознанно.

Первое, на что сточит обратить , так это пристальность взгляда. Когда человек врет, то он начинает задумываться над тем, в какую сторону смотрит, потому что он переживает. Именно поэтому люди, которые не особенно умеют врать, стараются не смотреть на собеседника и постоянно отводят глаза, то есть, их характеризует бегающий взгляд. А опытные лгуны наоборот буду пристально смотреть в глаза собеседника, как бы бросая ему вызов.

Также, когда человек врет, он может непроизвольно начать чаще моргать. Это происходит на подсознательном уровне, так как человек стыдится и пытается скрыть свою ложь.

Стоит обратить внимание и на то, куда именно смотрят глаза человека, когда он врет. Движение глаз вправо и вверх говорит о том, что человек вспоминает действительно происходившие события, а вот если взгляд «идет» влево и вверх, то это значит, что он фантазирует и конструирует события в своей голове на ходу, прямо сейчас, то есть, врет.


Инструкция

Когда человек врет, глаза чаще всего его выдают. Можно научиться контролировать движения, можно научиться придумывать правдоподобную ложь. Но контролировать движение глаз очень и очень сложно. В момент лжи человек чувствует себя некомфортно, поэтому он отводит взгляд от глаз собеседника. По е, куда направлен взгляд собеседника, если он упорно не смотрит вам в глаза - это первый признак лжи.

Люди, которые знают этот признак, иногда делают противоположное действие. То есть смотрят человеку в глаза. И второй признак лжи – прямой немигающий взгляд прямо в глаза. Как правило, люди в этот момент пытаются обелить себя, поэтому их взгляд чересчур честный.

Из-за неприятной ситуации глаза лгущего человека меняются. И это контролировать вообще невозможно. Зрачок резко уменьшается в размерах. Посмотрите собеседнику в глаза. Если зрачок сужен, велика вероятность, что он лжет.

Когда человек лжет, кровь чуть сильнее приливает к лицу. Вокруг глаз появляются микроскопические красные пятна. Иногда это возможно заметить невооруженным взглядом. Пристально посмотрите на кожу вокруг глаз оппонента. Если вы увидели появившиеся небольшие пятна, то, скорее всего, человек говори неправду.

Посмотрите, в какую сторону смотрит человек, когда говорит. Если он смотрит в правую сторону, он врет. Если человек смотрит вправо и вверх, они в этот момент придумывает образ, картинку. Если он смотри вправо и прямо, то он прокручивает в голове звуки, подбирает фразы. Если же он смотрит вправо и вниз, то это значит, что он закончил обдумывать ситуацию и готов ее рассказать.

Применяйте эти правила, если вы уверены, что человек правша. Если же он левша, то он будет смотреть в левую сторону, когда говорит неправду. Учитывайте это, когда будете рассекречивать человека.

Иногда ложь можно определить еще одним способом. Наблюдайте за глазами оппонента. Если его взгляд начал быстро перемещаться от одного предмета к другому, его тоже можно заподозрить во лжи.

Видео по теме

Обратите внимание

Не спешите обвинять человека во лжи. Если во время разговора он не смотрит вам в глаза, а смотрит куда-то вдаль, то это может означать и то, что за вашей спиной находится телевизор, по которому транслируют футбол.

Полезный совет

Нет ни одного действия, которое бы говорило о том, что человек лжет, на все 100%. По этим признакам можно лишь предположить, что человек в этот момент не совсем откровенен.

В известной народной поговорке «глаза – зеркало души» заложен глубокий смысл. По глазам можно многое узнать о человеке. Движение век, глазных яблок, бровей, наклон головы говорят о собеседнике и его эмоциях больше, чем слова.

Инструкция

Зная некоторые секреты, по глазам можно определить, искренен с вами человек или нет. Давно замечено: если человек испытывает чувство вины, то опускает их вниз (иногда вниз и в сторону). Чтобы узнать, что именно испытывает ваш собеседник, достаточно сопоставить такое движение глаз с контекстом разговора.

Психологи считают, что «неподвижные глаза» могут служить признаком лжи. Если вы попросили собеседника что-либо вспомнить, а он, не отводя взгляда, продолжает смотреть прямо вам в глаза или на вас, то это один из признаков неискренности человека. Если он при этом, не раздумывая, отвечает на заданный вопрос – есть подозрения в его лицемерности.

Этот признак касается в основном ответов на неожиданные вопросы или просьбу вспомнить давние события. Если же человек рассказывает о том, что произошло с ним десять-пятнадцать минут назад, или сообщает важную для него информацию (номер своего телефона, адрес проживания), то признак «неподвижные глаза» тут не срабатывает.

Еще один признак возможной лжи «быстрый отвод глаз». Если ваш собеседник во время рассказа или ответа на вопрос смотрит на вас и вдруг быстро отводит в сторону взгляд, а затем так же быстро возвращает на вас, велика вероятность, что он что-то пытается скрыть.

Когда в течение разговора собеседник прямо и открыто смотрел на вас и при затрагивании той или иной темы начал избегать взгляда – это тоже может говорить, о лжи и попытке что-то скрыть. Но нельзя забывать, что некоторые неуверенные в себе люди зачастую во время разговора испытывают неловкость и от этого избегают взгляда, что совсем не говорит об их неискренности. Также вполне возможна ситуация, что вашему собеседнику просто неприятна затронутая тема.

Обратите внимание на зрачки собеседника. Человек не может контролировать свои зрачки. Если при ответе на вопрос вы заметили, что у собеседника зрачки сузились или расширились, это должно навести на подозрение, что с вами не до конца искренни.

Обратите внимание

Не стоит делать поспешных выводов при виде одного из признаков. Обязательно сопоставьте контекст разговора и ситуацию с перечисленными признаками. Если ориентировать только на них, можно ошибиться и обвинить во лжи честного человека.

Полезный совет

Если человек отводит взгляд вниз и вправо – это один из признаков лжи, но если он отводит взгляд вниз и влево – он может просто подбирать нужные слова.

Источники:

  • Психология. Как распознать ложь
  • ложь во взгляде

Психологи утверждают, что в большинстве случаев ложь можно определить. Как бы ни старался лгущий человек, его тело на подсознательном уроне будет посылать определенные «маячки» о том, что он пытается обмануть. И узнать о том, что вам говорят неправду можно, просто понаблюдав за лицом собеседника.

Инструкция

Дети, когда говорят неправду, закрывают себе ладошкой рот. В более позднем возрасте у человека сохраняется эта привычка. Когда он пытается обмануть, его руки на подсознательном уровне тянутся ко рту. Но умом человек понимает, что так поступать нельзя. И поэтому пытается изменить движение. То есть если ваш собеседник во время разговора постоянно касается рукой лица, это один из первых признаков того, что вам лгут. Но единичный случай ничего не значит, у человека действительно может зачесаться нос. Поэтому наблюдайте тщательнее, чтобы не делать поспешных выводов.

Если во время всего разговора человек поддерживает рукой подбородок, это тоже может свидетельствовать о том, что он пытается вас обмануть. Обычно эта поза выгляди так: большой палец лежит на щеке, ладонь прикрывает часть губ.

Смотрите за выражением лица вашего собеседника. Если человек говорит правду, его слова соответствуют мимике. К примеру, он говорит, что рад и улыбается. Если же человек лжет, его речь не соответствует выражению лица или эмоции проявляются несинхронно. Например, он говорит, что ему очень приятно, но улыбка на лице появляется на несколько секунд раньше или позже (что бывает чаще) этих слов.

Понаблюдайте за взглядом собеседника. Если он лжет, то, скорее всего, будет избегать смотреть вам в лицо. Мужчины, говорящие неправду, чаще всего смотрят в пол, а женщины - на потолок. Если ваш собеседник знаком с невербальной психологией, то он, наоборот, может постоянно смотреть вам в глаза, доказывая, что он правдив.

Изучите эмоции собеседника. Если он лжет, то они будут меняться резко. Например, он только что сидел с нахмуренным лицом, а через секунду уже улыбается, но улыбка пропадает тоже внезапно. Человек, которому сказали что-то приятное или веселое, начинает проявлять эмоции постепенно. Сначала появляется выражение радости в глазах, потом проявляются мелкие мимические морщинки и только потом на лице появляется искренняя и открытая улыбка. Сходит она также постепенно. У человека, который пытается обмануть, эмоции меняются резко.

Улыбка лгущего человека , задействованы только губы, глаза же остаются холодными. Или же она может быть несимметричной, когда улыбаются только одной половиной рта. Это касается проявления практически всех эмоций. Асимметричное выражение лица чаще всего свидетельствует о том, что человек пытается солгать. Правая и левая стороны лица находятся под влиянием различных полушарий головного мозга. Левое полушарие контролирует мысли и речь человека, правое же отвечает за эмоции. Работа правого полушария отражается на левой половине лица. Поэтому если вы хотите понять лгут вам или нет, больше внимания обращайте именно на эту часть.

Видео по теме

Источники:

  • как распознать ложь по лицу

В жизни порой возникают такие ситуации, когда очень важно понять: лжет человек или нет. Распознать вруна можно и без применения детектора лжи. Иногда для этого достаточно посмотреть ему в глаза.

Инструкция

Посмотрите, куда направлен взгляд собеседника во время разговора. Если вверх и вправо – человек вспоминает реально произошедшие события, вверх и влево – он рассказывает вам о придуманных фактах. Взгляд, направленный влево, говорит о том, что собеседнику трудно подобрать слова, а если он глядит вправо – значит, вспоминает услышанное ранее. Вниз и влево во время разговора смотрят люди, погруженные в свои чувства и переживания, вниз и вправо – ведущие внутренний диалог с самим собой (у левшей правая сторона и левая меняются местами).

Обратите внимание на то, глядит ли собеседник в глаза. Неопытные лжецы часто отводят взгляд, или прикрывают глаза рукой. Опытные - умеют пристально смотреть жертве в глаза, однако их может выдать частое моргание.

Оцените размер зрачков собеседника. Расширенные – реакция на правдивые слова, суженые – на ложь. Это происходит из-за того, что организм говорящего неправду начинает производить особые химические соединения, влияющие на размер зрачков. Из-за этого, кстати, у лжеца еще может чесаться нос или ухо.

Понаблюдайте, как соотносится взгляд собеседника с его словами. Если человек искренне радуется, переживает, удивляется и т.д., то эти эмоции очень ясно будут отражаться и в его глазах. У лгуна взгляд либо не выражает никаких эмоций, либо эти проявления значительно запаздывают.

Видео по теме

Полезный совет

Существуют и другие способы определить лжеца. Одним из признаков того, что вам врут, является частое питье во время разговора – у человека как бы пересыхает в горле. Прислушайтесь к голосу собеседника: монотонная речь часто выдает того, кто тщательно продумывает свои реплики. Жестикуляция у человека, говорящего неправду, часто бывает неестественной и скованной, он как бы стремится сжаться и занимать как можно меньше места. Анализируя поведение человека, старайтесь обращать внимание на различные комбинации признаков – только так вы сможете точно определить, врут ли вам.

Связанная статья

Существует простая методика, позволяющая определить ведущую руку у человека. Ведущая рука связана с доминирующим полушарием головного мозга: у левшей - правое, у правшей - левое.

Задания на рисование и манипуляции с предметами

Нарисуйте на бумаге круг, закончив его стрелкой. Важно, в каком направлении будет указывать ваша стрелка. Если против часовой стрелки, это говорит о преобладании левого полушария и праворукости. Если по часовой стрелке, доминирует правое полушарие и вы левша.

Нарисуйте треугольник и квадрат каждой из рук по очереди. Оцените рисунки. Какой рукой получилось быстрее и ровнее, та рука и ведущая. Возьмите большую коробку или других предметов, которые можно поставить на поверхности вертикально. Обеими по очереди ставьте произвольное количество этих предметов. Если большее количество было поставлено вашей левой рукой, у вас доминирует правое полушарие и вы левша. Если правой, у вас ведет левое полушарие и вы правша.

Пятое задание заключается в том, что вы должны провести прямую вертикальную линию и разделить тем самым лист бумаги на две половины. Ваша линия будет неизбежно смещаться, как бы ровно вы ни метили. Если линия расположилась ближе к правому краю, у вас доминирует левое полушарие, вы – левша. Если же к левому краю, у вас доминирует левое полушарие, вы – правша.

И еще задание – возьмите в руку карандаш, так чтобы он смотрел вертикально вверх. Вытяните руку и смотрите на него, не отрываясь. Задержите взгляд на карандаше, по очереди закрывайте ладонью каждый глаз. Если карандаш визуально сместился при закрытии правого глаза, ведущее полушарие – левое, вы правша. Если же он сделал это при закрытии левого, ведущее полушарие – правое, вы левша.

Задания на положение тела

Первое задание – переплести между собой пальцы правой и левой руки. Посмотреть, какой палец непроизвольно оказался сверху. Если это большой палец левой руки, доминирует правое полушарие мозга. Соответственно, вы левша. И наоборот, сверху оказался большой палец правой руки – вы правша, и ведет у вас левое полушарие.

Положите ногу на ногу в положении сидя. Если сверху оказалась правая нога, ведущее полушарие – левое, вы правша. Если же это левая нога сверху, вы левша и ведет у вас правое полушарие. Покружитесь на месте, если вы делаете это против часовой стрелки, у вас доминирует левое полушарие и вы правша. Если вы кружитесь по часовой стрелке, доминирует правое полушарие и вы левша.

В следующем задании нужно изобразить аплодисменты. В этом случае сверху тоже непроизвольно окажется одна из рук. Если левая, у вас ведет правое полушарие, вы – левша. Если правое, у вас ведет левое полушарие, вы – левша.

Четвертое задание – воспроизведите позу Наполеона. Для этого необходимо положить кисть одной руки на предплечье противоположной. Если вы непроизвольно выбрали для этого левую руку, положив ее на правое предплечье – у вас доминирует правое полушарие, вы левша. Если же вы наоборот положили кисть правой руки на левое предплечье – у вас доминирует левое полушарие, вы правша.

Поведение лгущего человека всегда отличается от поведения искреннего. Маленькая деталь, иногда заметная только опытному психологу, все-таки выдаст обманщика, как бы он ни маскировался: это могут быть мимика, пантомимика, поза. Взгляд собеседника тоже может подсказать, говорит ли он правду.

Инструкция

Первый лжи – отведенный взгляд. Но это не абсолютный показатель. Некоторые люди и при обычной, искренней речи не смотрят на собеседника, а обращаются в сторону, так им проще найти слова . Такие люди, обманывая, напротив, могут смотреть вам в глаза и смотреть даже с некоторым вызовом.

Видео по теме

Обратите внимание

Глаза – не единственный показатель лжи. При анализе поведения смотрите на полную картину: жесты, выражение лица, позу. Анализируйте всю информацию о человеке, которую знаете: соответствуют ли слова тому, что вы знаете и что видите?

Всегда неприятно осознавать, что ваш собеседник говорит неправду, однако еще более неприятно поверить в заведомую ложь и почувстовать себя в глупом положении. Как же определить, обманывает ли вас собеседник?

Инструкция

Общаясь с человеком, внимательно следите за его жестами, мимикой и эмоциями – они могут сказать очень многое о том, лжет человек или говорит

Глаза - универсальный детектор лжи

Глаза один из самых совершенных детекторов лжи, по движению глазных яблок можно определить о чем думает человек в данный момент, говорит ли он правду или лжет. Люди перемещают глаза в определенных направлениях в зависимости от того, какой типа мышление задействован. Наблюдение за глазами один из самых простейших приемов получения информации про мысли и эмоции человека

Исследования показывают что зрачок расширяются всернем на 45 % если то что мы видим нам нравится, и наоборот сужается если не нравится. Так же человеку свойственно прищуривать глаза когда он испытывает негативные эмоции. Данные реакции глаз длятся около 1/8 секунды, но если внимательно наблюдать вы обязательно их заметите. Одним из вариантов невербальных сигналов с участием глаз является блокировка глаз. Когда человек в ответ на визуальную или аудиальную информацию прикрывает глаза рукой, прикасается к веку или просто закрывает глаза на долю секунды, это указывает на негативные эмоции от полученной информации. Такую реакцию могут вызвать даже собственные мысли. Стоит заметить что в момент стресса моргания глаз учишается. Когда человек испытывает позитивные эмоции глаза будут широко открыты, брови приподняты. Так же расширение глаз наблюдается в момент удивления. Внимательно изучите фотографии в галереи эмоций сайта. Определите какие группы мышц лица задействуются взависимости от эмоции.


Расшифровка движения глаз.


1.- Движение глаз вверх налево.

(Образ-воспоминание). Когда мы визуализируем что-то из нашего опыта: «Какого цвета Ваша машина?» и вместе со словесным ответом Вы получите типичный для зрительных воспоминаний взгляд влево вверх.

«Когда Вы последний раз видели этого человека?»

2. – Расфокусировка глаз.

Глаза расфокусированны, их положение фиксировано, зрачок несколько расширен. Визуальные образы могут быть из памяти или конструируемыми.

3. – Движение глаз вверх направо.

Конструируемый образ. Зрительное представление образов, явлений или предметов, которые мы не видели раньше, или представление явлений и предметов не такими, какими мы их видели раньше. «Как будет выглядеть корова?».

Слуховое вспоминание, тех звуков, которые мы уже слышали раньше. «Как звучит Ваша любимая песня? »

Слуховая конструкция. Слуховое представление звуков, которые мы никогда не слышали раньше. «Как звучит песня Вашей мечты?». «Как бы звучал Ваш телефон, если его накрыть рукой?».

6. Движение глаз вниз налево.

Внутренний разговор. Это направление глаз совпадает еще с функцией контроля речи, когда человек выбирает слова, которые хочет произносить. Это направление взгляда часто можно видеть у переводчика во время устного перевода, у студента на зашите диплома у человека, дающего интервью.

7. – Глаза вниз направо.

Ощущение эмоций, осязательные ощущения, чувства движения, обоняния. «Как Вы чувствуете себя, когда ощущаете гнев?». «Что ты чувствуешь, когда занимаетесь спортом? «Вспомните как печет ожог?» Важный момент в том что конструировать ощущения нельзя – мы не можем вообразить те чувства, которых не испытывали на самом деле.

Есть типичный шаблон движений глазных яблок, который называют «детектором лжи»: направление взгляда от зрительной конструкции (вправо вверх, вправо по горизонтали) к контролю речи (влево вниз); во внутреннем опыте это соответствует такой последовательности – сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего.

А теперь пару примеров из жизни.

Следователь на допросе задает вопрос женщине: В каких отношениях вы были с гражданином «К»?

Ответ: Мы были друзьями» – и опускает глаза вправо вниз. Она уходит в кинестетические (чувственное воспоминания). Судя по реакции глаз, а именно воспоминания ощущений можно сделать вывод что женщина сказала неправду.

Аналогичная ситуация: Муж возвращается с отпуска, жена спрашивает: Как отдохнул? Муж отвечает: Скучновато было и опускает глаза вправо вниз. Он уходит в кинестетические (чувственное воспоминания). О лжи выводы делать рано, но можно сказать что ему есть что вспомнить.

Вопрос: Что произошло на вашей встречи?

Ответ: Ничего особенного, мы поговорили и попрощались. Глаза уходят в лево – вверх, при этом зрачки сужаются. Встреча действительно была, но воспоминания он ней вызывают негативнее эмоции. Можно предположить что на встречи произошла ссора.

Когда человек прикрывает рукой глаза, это означает, что он подсознательно стыдится того, что видит или делает ("глаза б мои не видели"), как бы физически пытается отгородиться от постыдной (т.е. той, которой он стыдится) лжи, не смотреть в глаза собеседнику.

Классические, канонические жесты лжи, прописанные во всех учебниках: помните, как маленькие дети, соврав, и испугавшись этого, зажимают рот ладошкой? В каждом человеке навсегда остается такой вот ребенок. И поэтому говоря неправду, он часто неосознанно стремится прикрыть рот рукой. Чаще всего это делается более завуалированно (прикосновение к уголку губ, потирание носа, и др.).

Прикосновение пальцами к шее означает примерно то же, что и прикосновение к лицу – разве что жест более глубоко "запрятан" и замаскирован. Этот жест (в отличие от почесывания шеи, означающего неуверенность) означает, что человек как бы "держит руку на пульсе", контролирует себя, а также испытывает некое "удушье" от того, что говорит ложь (также: оттягивание воротника).

Еще один показатель "честности" – это направление взгляда. В психологии и НЛП известно, что направление взгляда человека выдает то полушарие, которое является для него доминирующим в данный момент времени. Так, взгляд влево (в сторону левой руки партнера - т.е. на самом деле: взгляд вправо ) свидетельствует о том, что активно левое полушарие, контролирующее правую часть тела и отвечающее за логическое, рациональное мышление. Взгляд вправо (в сторону правой руки партнера) означает активность правого полушария, связанного с левой частью тела и обеспечивающее образное, эмоциональное творческое мышление. Поэтому, как давно известно, лгущего человека легко можно вычислить по движению глаз: несознательно он делает движения глазами вправо, чтобы придумать, а не влево, чтобы вспомнить (подробнее см. таблицу).

Взгляд вправо вверх
означает создание зрительных образов, фантазию связанную с тем, «как это могло бы выглядеть» или ложь («как это якобы выглядело»)
Взгляд влево вверх
означает припоминание зрительных образов, существовавших в реальности или давно созданных мысленно
Взгляд вправо по горизонтали
означает создание слуховых образов (сочинение звуков музыки, речи и пр.), а также ложь
Взгляд влево по горизонтали
означает припоминание звуков, когда- либо услышанных
Взгляд вправо вниз
означает размышления, оценку или переживание эмоций и ощущений
Взгляд влево вниз
означает внутренний диалог или концентрация на физических ощущениях

Когда человек врет, он говорит сквозь зубы. Есть выражение: "врать сквозь зубы" (вариант – "цедить сквозь зубы"). Это отнюдь не лирическое определение, а опять же – физиологическая реакция организма, для которого ложь – это стресс, который желательно предотвратить. Поэтому человек инстинктивно сжимает зубы.

Еще один признак лжи: прикусывание кончика языка. Объясняется этот жест очень просто – сказав неправду, человек как бы наказывает себя за это и в буквальном смысле прикусывает язык (иными словами: "е-мое, че ж я сделал-то..." только – на подсознательном уровне). У жеста есть и другой аспект: такое "прикусывание" - это запоздалая реакция организма, который по-прежнему стремится не допустить стрессовой для него лжи (зубы сжимаются, но не образуют барьера, а прикусывают язык).