Что проверяет фас на предприятии. Планы проверок. Как проводят внеплановые проверки

Федеральная антимонопольная служба - контролирующий орган в сфере закупок. Ее задача заключается в том, чтобы пресекать нарушения закона о защите конкуренции, а если таковые допущены - требовать от нарушителей их устранения. Ведь именно обеспечение равных условий доступа к исполнению государственных контрактов для всех заинтересованных лиц является одним из основополагающих принципов системы закупок.

Основными инструментами, применяемыми ФАС для осуществления своих функций, являются проверки . Рассмотрим, какие они бывают, а также их специфику.

Виды проверок ФАС по 44-ФЗ

Антимонопольные органы осуществляют проверки двух типов :

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  1. Плановые . Максимально возможная частота - 1 раз в 3 года. План проверок составляется заранее и публикуется на сайте системы госзакупок.
  2. Внеплановые . Основанием служит любой сигнал - , информация в СМИ, обращение органов охраны правопорядка и так далее. Не имеют определенной законом частоты проведения.

По статистике, внеплановые проверки являются более эффективными, то есть в большинстве случаев в их ходе выявляются нарушения, выносятся предписания и налагаются штрафы.

Правовая основа

Проводя проверки в сфере госзакупок, антимонопольные органы руководствуются такими документами :

  • законом 44-ФЗ;
  • приказом ФАС РФ от 11.02.2014 № 75/14;
  • методическими рекомендациями из письма ФАС РФ от 25.05.2007 № АЦ/8325.

Предметом проверки может стать все, что связано с закупками и .

Плановые проверки

Итак, плановые проверки ФАС, как следует из их названия, проводятся на основании заранее утвержденного плана. Его составляют на полгода, утверждают приказом и размещают в ЕИС. Изменения в план вносятся и публикуются в том же порядке.

Перед конкретной процедурой проверки выпускается отдельный приказ о ее проведении . В таком документе непременно должны быть следующие данные:

  • наименование органа, который будет проводить проверку;
  • наименование проверяемого субъекта;
  • имена и должности специалистов ФАС (не менее 2-х человек), которые вошли в проверочную комиссию;
  • что и за какой период будет проверяться;
  • сроки проверки (даты начала и окончания).

Важно! Проверка органами ФАС должна длиться не более 30 дней . Продлить этот срок можно на основании отдельного приказа, но лишь в исключительных случаях.

Не позднее, чем за 7 рабочих дней до начала проверки, проверяемая организация должна быть уведомлена об этом. Информация должна быть доведена до субъекта вовремя - это обязан обеспечить антимонопольный орган.

Вместе с уведомлением о проверке в организацию направляется перечень документов, которые нужно будет предоставить инспекторам, а также условий, необходимых для их работы. В частности, проверяющим может понадобиться место, оргтехника, телефон.

Сам процесс проверки делится на два этапа:

  1. Рассмотрение документов и информации.
  2. Проведение заседания инспекции, по итогам которого выносится решение . В нем содержатся выводы о наличии либо отсутствии правонарушений.

Помимо решения, проверяющие могут выдать:

  • протокол об административном нарушении (последует административное дело и );
  • предписание об устранении выявленных нарушений.

Кроме того, орган ФАС по результатам проверки может обратиться с иском в суд, дабы признать отдельные процедуры закупки недействительными.

Внеплановые проверки

Поскольку оснований для внеплановых проверок множество, то и проводятся они гораздо чаще. Большинство проверок ФАС, которые инициированы жалобами и обращениями, заканчивается выявлением нарушений.

Внеплановая проверка может проводиться как на территории проверяемого субъекта , так и без выезда к нему. Срок внеплановой проверки короче - до 5 дней . В итоге ФАС вынесет предписание, причем оно может последовать как для заказчика, так и для прочих участников закупки.

Что касается предмета внеплановой проверки по 44-ФЗ , то все начинается с обстоятельств, изложенных в жалобе или обращении. Однако этим дело может не ограничиться. В процессе инспекторы могут выявить иные нарушения, что приведет к расширению предмета проверки. Максимально возможная «зона охвата» - вся закупочная деятельность в пределах 3 последних лет .

Видеозапись внеплановой проверки ФАС:

Итак, если назначена проверка ФАС, то, вполне вероятно, в результате будут выявлены нарушения. Такова статистика. Естественно, этот факт не вселяет оптимизма. Тем не менее есть шансы «снизить градус» негативных последствий, если к проверке подготовиться.

В первую очередь, нужно уведомить о предстоящей ревизии все службы организации , которых она может коснуться. Помимо отдела закупок, контрактной службы (управляющего) и так далее, стоит предупредить юридический отдел, бухгалтерию, канцелярию. Эти подразделения также должны быть готовы к тому, что проверяющие из ФАС захотят с ними пообщаться.

Важно помнить, что осуществлять проверку имеют право только те лица (минимум двое), которые указаны в уведомлении . Поэтому в обязательном порядке следует проверить документы представителей антимонопольного органа. Если явились лица, не указанные в уведомлении, вы имеете полное право не пустить их на территорию организации и не предоставлять им документы.

Если с документами у инспекторов все в порядке, им следует обеспечить беспрепятственный доступ в помещение, а также указанные в уведомлении условия работы. Запрещено препятствовать проверяющим - отказывать в предоставлении документов, не идти на контакт и так далее. В то же время не стоит давать им лишнюю информацию и документы. Не нужно пускать их деятельность на самотек, оставлять одних в помещении.

Внимание! Инспекторы имеют право забрать для изучения оригиналы документов. Все изъятия должны оформляться актами приема-передачи .

Инспекторы не должны превышать своих полномочий. В этом плане целесообразно обеспечить в процессе проверки присутствие юриста - он поможет защитить интересы проверяемого лица. Важно следить, чтобы акты и протоколы составлялись проверяющими правильно. Кроме того, специалисты рекомендуют записывать весь ход проверки. Это может помочь в том случае, если впоследствии придется оспаривать ее результаты в суде.

О проверках ФАС по картельным сговорам:

ФАС России будет вести контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии с новым регламентом. Документ установил порядок и периодичность проведения проверок.

Федеральная антимонопольная служба России определила, как она будет следить за соблюдением антимонопольного законодательства. Новый административный регламент утвержден приказом ФАС. Документ определяет порядок проведения проверок, права и обязанности сторон, основания для обжалования действий сотрудников ведомства. ФАС будет проверять, как соблюдают антимонопольное законодательство государственные органы, государственные внебюджетные фонды, коммерческие и некоммерческие организации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Планы проверок структурные подразделения ведомства будут составлять ежегодно. Сводный план утверждает центральный аппарат ФАС. Кроме того, документ согласовывает Генеральная прокуратура РФ. Окончательная редакция размещается на сайте антимонопольного ведомства. Плановая проверка проходит раз в три года. Проверяемое лицо должны предупредить об инспекции не позднее чем за три рабочих дня. О внеплановой проверке оповестят за 24 часа. Регламент определяет основания для неожиданного визита. В частности, выделяются следующие поводы для инспекции:
  • материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений;
  • сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщений средств массовой информации;
  • истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;
  • поручение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  • обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Организация должна обеспечить должностным лицам ФАС беспрепятственный доступ на территорию или в помещение. Инспекторы вправе потребовать документы, объяснения в письменной или устной форме, а также информацию, составляющую коммерческую и служебную тайну. Кроме того, проверяющие могут запросить сведения, cоставляющие государственную тайну. В этом случае член инспекции должен предъявить документ, предоставляющий ему доступ к секретной информации. Осмотр территорий, помещений и знакомство с документами должно проходить в присутствии двух понятых. Проверяемое лицо или его представитель также могут участвовать в осмотре. Создание препятствий для работы должностных лиц ФАС может обернуться штрафом. Наказание за неповиновение органу, осуществляющему государственный надзор, предусмотрено в статье 19.4 КоАП РФ. Штрафы по этой статье достигают 4 тысяч рублей. По результатам проверки инспекторы составляют акт. Причем если один из членов инспекции не согласен с содержанием акта, он может письменно в произвольной форме изложить свое мнение. Материалы дела направляются заместителю руководителя антимонопольного органа, который делает итоговое заключение. В частности, он может составить докладную записку о необходимости проведения правовой экспертизы и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Материалы проверки могут передаваться в другие государственные органы. Также бумаги могут приобщить к ранее начатому делу. Если нарушений не выявлено, документы вернут в структурное подразделение ФАС. Действия и решения должностных лиц можно обжаловать в досудебном и судебном порядке. После вступления в силу нового административного регламента прекратит действие прежняя версия документа, утвержденная приказом антимонопольного ведомства от 24.02.2010 N 89. Напомним, ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы, госзакупок, конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти и местного самоуправления. Также ФАС России контролирует деятельность естественных монополий. Полномочия Службы определены законом "О защите конкуренции" и Положением о Федеральной антимонопольной службе. Добавим, что отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и ИП в ходе контрольно-надзорных мероприятий регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ. В нём прописаны, в частности, основные принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора), полномочия органов власти, осуществляющих контроль, ответственность органа контроля при проведении проверки, а также права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки. Согласно документу, результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями, не могут служить доказательствами несоблюдения требований законодательства. Результаты такой проверки подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя. Административный регламент вступит в силу через 10 дней после дня официального опубликования. Пока документ опубликован не был.

Не все российские граждане понимают, чем занимается антимонопольная служба и какими вопросами она ведает. Информация, изложенная в статье, позволит внести ясность в этот вопрос. Функции и полномочия Федеральной антимонопольной службы определены постановлениями Правительства от 7 апреля 2004 года № 189 и от 30 июля 2004 года № 331, а также законом "О защите конкуренции" и другими документами.

Основной миссией ФАС является эффективная защита конкуренции и предпринимательства ради развития экономики России. Антимонопольный орган в своей деятельности преследует достижение следующих целей:

  • Создание положительных условий для развития конкуренции.
  • Обеспечение равного доступа на рынок среднего и малого бизнеса.
  • Достижение высокого уровня эффективности бюджетных расходов при осуществлении государственных закупок.
  • Обеспечение равного доступа к продукции естественных монополий.
  • Устранение ограничивающего конкуренцию влияния органов публичной власти на функционирование рынков.

Структура антимонопольной службы России

Названное ведомство с момента основания и по настоящее время возглавляет Структура же антимонопольной службы включает руководителя и одиннадцать его заместителей, включая статс-секретаря, помощников руководителя, а также подразделения по основным сферам деятельности - управления, возглавляемые начальниками. Внутри управлений функционируют отделы.

Федеральная антимонопольная служба включает в себя центральный аппарат и территориальные управления. Центральный аппарат размещается в г. Москве по адресу ул. Садовая-Кудринская, 11.

В регионах Российской Федерации антимонопольное регулирование ФАС осуществляет через территориальные органы, которых на настоящий момент насчитывается 82. Они осуществляют те же полномочия, что и центральный аппарат, за исключением принятия нормативных актов. Также следует отметить, что контроль оборонного заказа осуществляет только шесть территориальных управлений ФАС России.

Защита конкуренции и свободного предпринимательства

Главным направлением деятельности антимонопольного органа является контроль за соблюдением Федеральных законов «О защите конкуренции» и «О естественных монополиях».

Перечислим, чем занимается Федеральная антимонопольная служба в рамках указанного законодательства:

  1. Осуществляет рассмотрение дел о нарушении такого законодательства.
  2. Выдает организациям (в том числе субъектам естественных монополий) и органам власти обязательные к исполнению предписания о прекращении нарушений контролируемого законодательства или об устранении последствий таких нарушений.
  3. Выдает предупреждения о завершении действий, нарушающих а также предостережения о недопустимости таких действий.
  4. Привлекает к административной ответственности за нарушение законодательства.
  5. Устанавливает доминирующее положение организации на рынке.
  6. Осуществляет инспекцию за деятельностью предприятий, осуществляющих торговлю на рынках определенных товаров.
  7. Осуществляет другие полномочия, предусмотренные указанными федеральными законами.

Контроль над соблюдением закона о рекламе

Иные полномочия

Отвечая на вопрос, чем занимает антимонопольная служба, нельзя не упомянуть и о том, что данное ведомство уполномочено также рассматривать обращения и заявления граждан и организаций по вопросам, которые входят в сферу ведения названной организации.

Она вправе проводить проверки соблюдения антимонопольного и другого подконтрольного ведомству законодательства различными организациями, в том числе органами власти различного уровня.

Кроме того, антимонопольная служба каждый год готовит доклад о состоянии конкуренции в стране, а также занимается нормотворческой деятельностью в установленных сферах ведения службы, подготавливает разъяснения о применении законодательства.

ФАС активно развивает международное сотрудничество по вопросам конкурентного правоприменения.

Как мы видим, ведомство обладает широким кругом полномочий и функций, что делает антимонопольную службу мощным и эффективным субъектом обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях современности.

Компанию не всегда заранее предупреждают о проверке ФАС. Госорган вправе посетить компанию внепланово и получить документы без ее согласия.

Антимонопольный орган контролирует компании различными способами. Проверки ФАС подразделяют на плановые и внеплановые, выездные и документарные. Как и другие контролирующие ведомства, ФАС переходит на риск-ориентированный подход при проверках . Тем не менее, госорган может проверить компанию во внеплановом режиме, если к тому будут основания.

В ходе проверки компании или после нее ФАС вправе затребовать любые документы компании, даже если дела о нарушении антимонопольного законодательства еще нет. Компания сможет обжаловать действия ФАС в судебном порядке, но если сотрудники ведомства потребуют документы, их придется предоставить.

Внимание!

5 июля онлайн-конференция с представителями ФАС. Регистрируйтесь, чтобы не пропустить >>

Варианты проверок ФАС

Проверки ФАС проводят в плановом варианте или в виде внеплановых. Это зависит от обстоятельств проверки. Правила проведения проверок антимонопольного органа содержит ст. 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ . Независимо от запланированности проверок их подразделяют на выездные и документарные. Документарную проверку проводят по месту нахождения инспекции ФАС, и сотрудники ведомства не осматривают территорию, бумаги и имущество компании.

О плановых проверках со стороны антимонопольного органа компания может узнать на сайте ФАС. Например, посмотреть план проверок на 2017 год . Кроме того, ведомство обязано известить компанию о плановой проверке минимум за три рабочих дня до начала мероприятия (ч. 12 ст. 25.1 закона № 135).

Внеплановые проверки ФАС

Если ФАС собирается провести внеплановую проверку компании, об этом предупреждают за 24 часа до начала (ч. 13 ст. 25.1 закона № 135). Причем о некоторых внеплановых проверках ФАС не вправе извещать в силу закона. Это верно для случаев, когда организацию подозревают в картельном сговоре (ч. 14 ст. 25.1 закона № 135).

Выездные проверки ФАС

ФАС осуществляет выездную проверку по месту нахождения компании. Во время мероприятия сотрудники антимонопольного органа ведут осмотр территории, объектов и документов компании (п. 3.43 м Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции <…>, утв. ).

По общему правилу выездная проверка ФАС обладает второстепенным характером. Она необходима, только если без этого нельзя убедиться в полноте и достоверности бумаг, которые компания передала инспекции. Также выездную проверку организуют, если иначе не удастся оценить, ведет ли организация деятельность в соответствии с антимонопольным законодательством (п. 3.39 Регламента № 340).

Обычно суды не считают, что при внеплановой ФАС обязана подтвердить ее необходимость (). Но иногда проверяют основания ведомства для проверки такого рода ().

Запрос информации при проверке ФАС

Нормы ст. 25.4 закона № 135 позволяют сотрудникам антимонопольных органов затребовать документы, которые не обнаружили во время выездной проверки ФАС. При этом суды указывают, что это распространяется на конфиденциальную информацию. ФАС вправе запросить ее как в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства, так и до возбуждения такого дела ().

Существует позиция КС РФ, что ФАС следует мотивировать запрос той или иной информации. Ведомство может требовать данные, только если это необходимо (). Но если прежде суды требовали от госоргана подробно объяснять, почему он запрашивает сведения, сейчас тенденция другая. Суды считают, что ФАС достаточно указать в запросе на процессуальный повод истребования и норму права (п. 14 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции <…>, утв. Президиумом ВС РФ 16.03.16).

Некоторые суды не требуют, что при проверке ФАС запрос документов был напрямую связан с предметом проверки. Например, суд посчитал, что запрос относится к предмету проверки, поскольку договоры касались той же сферы, что и предмет ().

В другом деле суд указал, что компания не вправе требовать от ФАС обоснования запроса (). Но такая позиция содержит противоречия разъяснениям КС РФ из определения от 20.11.14 № 2634-О. Высшая инстанция указывала, что компании обладают правом на судебный контроль действий госорганов.

Фактически, компания обязана при проверке ФАС предоставить любую информацию по запросу. Признать недопустимыми данные доказательства компания сможет только в судебном порядке.

Проверки ФАС России – контрольное мероприятие, проводимое антимонопольной службой, которое рано или поздно случается с каждым предпринимателем, поэтому так важно знать план проверок на 2017 год, административный регламент на плановые проверки и то, как проводится внеплановая проверка. Это поможет пройти ее без проблем и дальше продолжить свою работу.

Антимонопольное законодательство

Буквально в этом году был утвержден и определен порядок, в соответствии с которым происходит проведение проверок, права сторон и что может послужить причиной для обжалования результатов проверок. Основная проверка будет направлена на соблюдение антимонопольных законов государства, работу с внебюджетными фондами, взаимодействие коммерческих и некоммерческих организаций, действия юридических и физических лиц.

Поэтому даже продажа бизнеса может послужить поводом для приезда сотрудников ФАС, которые должны выяснить и зафиксировать причину, проследить за правильностью оформления документов и убедиться в том, что при этом не нарушается соответствующее законодательство.

Когда будут проводиться проверки?

План проверок будет составлен заранее. Здесь будет указано время приезда и место посещения. Узнать их можно на официальном сайте или в городской администрации. При этом о проверке оповещают минимум за сутки до приезда, чтобы предприниматель мог подготовить нужные документы.

В среднем проверка проводится каждые три года. При этом о плановых извещают за три дня, а о том, что состоится выездная, внеплановая, говорят хотя бы за сутки. Причиной последнего мероприятия может послужить целый ряд факторов:

  • Наличие информации или материалов, которые поступили из прокуратуры или местного муниципалитета.
  • Просьбы от физических, юридических лиц или средств массовой информации.
  • Просрочка выполнения предписания о нарушении антимонопольного законодательства.
  • Поручение от президента страны или от главы правительства.
  • Наличие нарушений сотрудниками антимонопольной организации.

Даже при жалобе от клиентов или покупателей может быть проведена проверка, о которой не всегда оповещают заранее. Поэтому основные документы лучше всегда хранить на месте или иметь их копии.

Даже при жалобе от клиентов или покупателей может быть проведена проверка, о которой не всегда оповещают заранее.

Как проходит проверка?

После прихода проверяющих владелец должен обеспечить доступ сотрудникам ко всем помещениям, документам и даже к тем, которые считаются секретными. У всех членов инспекции есть полномочия для ознакомления с ними, но лишь при наличии соответствующего документа. Никакая проверка не может происходить без участия понятых. Если создаются препятствия для проверки, можно заработать штраф или предупреждение.

По истечении проверки составляют специальный акт, в котором фиксируют найденные нарушения или их отсутствие. Далее этот документ направляют в правоохранительные органы или в главное подразделение ФАС. И только после этого можно , но лишь в том случае, если процесс проходит не в соответствии с нормами. Тогда и результаты не считаются достоверными. Отменить решение может только суд или вышестоящий орган.

Новые правила вступают в силу через 10 дней после опубликования документа, и тогда изменятся правила проверки, права обеих сторон. На это и нужно ориентироваться всем предпринимателям, которые работают в сфере продаж, услуг, рекламы, государственных закупок и на бирже. Наличие знаний защитит ваши права, обеспечит высокую скорость проверки и отсутствие проблем. А значит, со штрафами, приостановлением работы или закрытием предприятия вы не столкнетесь.