Афоризмы и цитаты франца кафки

Кафка родился в еврейской семье, жившей в Пражском гетто. У него было два младших брата и три младших сестры. Мальчики скончались до того, как Францу исполнилось шесть лет, а девочки Элли, Валли и Оттла погибли в нацистских концентрационных лагерях. Закончив Карлов университет, Кафка получил степень доктора права, после чего поступил на службу в страховое ведомство, где и проработал на скромных должностях до преждевременного выхода на пенсию по болезни.

Работа для писателя была занятием второстепенным и обременительным: в своих многочисленных дневниках и письмах он не раз признавался в ненависти к своему начальнику, сослуживцам и клиентам. На первом для него всегда была литература, "оправдывающая всё его существование".

Свой творческий путь Кафка начал в 1909 году, когда им были напечатаны два отрывка из неоконченного рассказа "Описание одной борьбы". В 1911 году писатель путешествовал по Италии, Франции и Швейцарии, а в 1912 начал работу над романом "Пропавший без вести" (позже получившем название "Америка"). В это же время были написаны новеллы "Приговор" и "Превращение" . Следующий год был ознаменован выпуском сборника "Созерцание", после чего Кафка принялся за роман "Процесс" . В 1919 году был опубликован сборник новелл "Сельский врач".

В жизни писателя было много проблем: он постоянно болел, никак не мог наладить отношения с отцом и создать семью. Всё это нашло отражение в его сложных, абсурдных, атмосферных и подчас шокирующих произведениях. Среди четырёх людей, которых писатель, "не претендуя сравниться с ними в силе и разуме", ощущал "своими кровными братьями", были Гюстав Флобер, Франц Грильпарцер, Фёдор Достоевский и Генрих фон Клейст.

В 1922 году из-за обострения тубуркулёза, был вынужден выйти на пенсию. В это время он начал работу над романом "Замок" , подготовил к печати сборник новелл "Голодарь" , повесть "Исследования одной собаки" и рассказ "Нора". 3 июня 1924 года писателя не стало.

Кафка оставил после себя три неоконченных романа, несколько сборников новелл и притч, писем и дневников. Слава пришла к нему посмертно, когда вопреки завещанию, его душеприказчик не стал уничтожать рукописи, а опубликовал их.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку знаменитых цитат и афоризмов писателя, творчество которого признано уникальным явлением в мировой литературе.

"У меня нет интереса к литературе, литература - это я сам, это моя плоть и кровь, и быть другим я не могу".

"Иногда я удивляюсь тому, как люди сумели изобрести понятие "веселье"; вполне возможно, что они его вычислили лишь теоретически - в противовес печали".

"Что ясно в душе, столь же неопровержимо и ясно на бумаге".

"Всё несчастье моей жизни происходит от писем или от возможности их писать".

"Женщины - это капканы которые повсюду дожидаются мужчин с тем, чтобы затащить их обратно, в Конечное".

"Начиная с определённой точки, возврат уже невозможен. Этой точки надо достичь".

"Истинный путь идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он предназначен, кажется, больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему".

"Один из самых действенных соблазнов зла - призыв к борьбе".

"Теоретически существует полнейшая возможность счастья: верить в нечто нерушимое в себе и не стремиться к нему".

"Вера - это топор гильотины, так же тяжела, так же легка".

"Две возможности: делать себя бесконечно малым или быть им. Второе - завершение, значит, бездеятельность, первое - начало, значит, действие".

"Ты можешь отстраняться от страданий мира, это тебе разрешается и соответствует твоей природе, но, быть может, как раз это отстранение и есть единственное страдание, которого ты мог бы избежать".

"Первый признак начала познания - желание умереть".

"Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно".

"Высказанная вслух мысль сразу же и окончательно теряет значение; записанная, она тоже всегда его теряет, зато иной раз обретает новый смысл".

"Для здорового человека жизнь, собственно говоря, лишь неосознанное бегство, в котором он сам себе не признается, - бегство от мысли, что рано или поздно придется умереть. Болезнь всегда одновременно и напоминание, и проба сил. Поэтому болезнь, боль, страдание - важнейший источник религиозности".

"Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Это выражение измены ей".

"Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет".

"Искусство всегда дело всей личности. Поэтому оно в основе своей трагично".

"Чтобы театр мог воздействовать на жизнь, он должен быть сильнее, интенсивнее повседневной жизни. При стрельбе нужно целиться выше цели".

"Случайность существует лишь в нашей голове, в нашем ограниченном восприятии. Она - отражение границ нашего познания. Борьба против случайности - всегда борьба против нас самих, борьба, в которой мы никогда не можем стать победителями".

"Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги".

"Всё, в том числе и ложь, служит истине. Тени не гасят солнца".

"Доктор, дайте мне смерть - иначе вы убийца (предсмертные слова Кафки)".

Франц Кафка — один из самых странных, необычных и шокирующих своими работами писатель 20 века. Из-за сложной и тяжелой жизни Кафка постоянно пытался идти против общества. К сожалению, его работы обрели популярность только после его смерти. Цитаты Франца Кафки достаточно резкие, но заставляют о многом задуматься.

Кто уходит, того нетрудно любить.

«У меня нет интереса к литературе, литература - это я сам, это моя плоть и кровь, и быть другим я не могу».

«Что ясно в душе, столь же неопровержимо и ясно на бумаге».

«Всё несчастье моей жизни происходит от писем или от возможности их писать».

«Женщины - это капканы которые повсюду дожидаются мужчин с тем, чтобы затащить их обратно, в Конечное».

«Начиная с определённой точки, возврат уже невозможен. Этой точки надо достичь».

«Истинный путь идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он предназначен, кажется, больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему».

«Один из самых действенных соблазнов зла - призыв к борьбе».

«Теоретически существует полнейшая возможность счастья: верить в нечто нерушимое в себе и не стремиться к нему».

«Вера - это топор гильотины, так же тяжела, так же легка».

«Две возможности: делать себя бесконечно малым или быть им. Второе - завершение, значит, бездеятельность, первое - начало, значит, действие».

«Ты можешь отстраняться от страданий мира, это тебе разрешается и соответствует твоей природе, но, быть может, как раз это отстранение и есть единственное страдание, которого ты мог бы избежать».

«Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Это выражение измены ей».


«Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет».

«Искусство всегда дело всей личности. Поэтому оно в основе своей трагично».

«Случайность существует лишь в нашей голове, в нашем ограниченном восприятии. Она - отражение границ нашего познания. Борьба против случайности - всегда борьба против нас самих, борьба, в которой мы никогда не можем стать победителями».

«Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги».

«Всё, в том числе и ложь, служит истине. Тени не гасят солнца».

«Доктор, дайте мне смерть - иначе вы убийца (предсмертные слова Кафки)».

«Первый признак начала познания - желание умереть».

«Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно».

«Высказанная вслух мысль сразу же и окончательно теряет значение; записанная, она тоже всегда его теряет, зато иной раз обретает новый смысл».

3 июля 1883 года в Праге родился один из будущих выдающихся немецкоязычных писателей XX века – Франц Кафка. При жизни Кафка опубликовал всего несколько коротких рассказов, составивших очень малую долю его работ, и его творчество привлекало мало внимания до тех пор, пока посмертно не были изданы его романы, вскоре признанные уникальным явлением в мировой литературе.

Цитаты Франца Кафки

Движение лишает нас возможности созерцания. Наш кругозор сужается. Сами того не замечая, мы теряем голову, не теряя жизни.

Это лирика: гладить мир, вместо того чтобы хватать его... Это еще не искусство. Это выражение впечатлений и чувств — робкое ощупывание мира. Глаза еще мечтательно прикрыты. Но со временем это проходит, а ищущая вслепую рука, возможно, отдернется, словно коснувшись огня. Но все это лишь слова. Искусство всегда дело всей личности. Потому оно в основе своей трагично.

В первый миг испуга нам лезет в голову всякий вздор, но стоит немного подумать — и все становится на свои места.

Эстетически наслаждаться бытием можно, только смиренно живя по законам нравственности.

Чем шире разливается половодье, тем более мелкой и мутной становится вода. Революция испаряется, и остается только ил новой бюрократии. Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги.

Кто в мире любит своего ближнего, совершает не большую и не меньшую несправедливость, чем тот, кто любит в мире себя самого. Остается только вопрос, возможно ли первое.

Между настоящим чувством и его описанием проложена, как доска, предпосылка, лишенная всяких связей.

Обычное — уже само по себе чудо! Я только записываю его. Возможно, что я немного подсвечиваю вещи, как осветитель на полу затемненной сцене. Но это неверно! В действительности сцена совсем не затемнена. Она полна дневного света. Потому люди зажмуривают глаза и видят так мало.

Истина — то, что нужно каждому человеку для жизни и что тем не менее он не может ни у кого получить или приобрести. Каждый человек должен непрерывно рождать ее из самого себя, иначе он погибнет. Жизнь без истины невозможна. Может быть, истина и есть сама жизнь.

В большинстве своем люди вовсе не злы. Люди поступают плохо и навлекают на себя вину потому, что говорят и действуют, не представляя себе последствий своих слов и поступков. Они лунатики, а не злодеи.

Случайностями называют стечение событий, причинность которых неизвестна. Но без причинности нет мира. Поэтому случайности существуют не в мире, а только в нашей голове, в нашем ограниченном восприятии. Они — отражение границ нашего познания. Борьба против случайности — всегда борьба против нас самих, борьба, в которой мы никогда не можем стать победителями.

Для здорового человека жизнь, собственно говоря, лишь неосознанное бегство, в котором он сам себе не признается, — бегство от мысли, что рано или поздно придется умереть.

Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Это выражение измены ей.

Судорожная веселость гораздо грустнее, чем открыто выраженная грусть.

Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет.

Франц Кафка – один из основных немецкоязычных писателей XX века, бо́льшая часть работ которого была опубликована посмертно. Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом – и являются уникальным явление в мировой литературе.

Кафка родился 3 июля 1883 г. в еврейской семье пражского коммерсанта, проживавшего в районе Йозефов, бывшем еврейском гетто Праги. У Кафки было два младших брата и три младших сестры. Оба брата, не достигнув и двухлетнего возраста, скончались. Сестры погибли во время Второй мировой войны в нацистских концентрационных лагерях в Польше.

В период с 1889 по 1893 гг. Кафка посещал начальную школу, потом гимназию, затем закончил в 1901 г. Пражский Карлов университет. В 1906 г. получил степень доктора юридических наук, поступил на службу чиновником в страховое ведомство, очень раздраженно относился к своей работе, проработал на скромных должностях до преждевременного (по болезни) выхода на пенсию в 1922 г.

Кафка был застенчивым, крайне неуверенным в себе человеком, высокого роста, но слишком худощав, что являлось следствием слабого здоровья. Он не любил собственное тело, постоянно сутулился, чтобы скрыть высокий рост. Однако, его острый ум, умение тонко пошутить заставляли особ противоположного пола обращать внимание на юношу.

Хронические болезни изводили его, помимо туберкулёза, он страдал от мигреней, бессонницы, запоров, импотенции, нарывов и других заболеваний. Он пытался противодействовать всему этому натуропатическими способами, такими как вегетарианская диета, регулярная гимнастика и употребление большого количества непастеризованного коровьего молока.

В период между 1912 и 1917 гг. он ухаживал за берлинской девушкой Фелицией Бауэр, с которой дважды был помолвлен и дважды расторг помолвку. Общаясь с ней главным образом через письма, Кафка создал её образ, который совсем не соответствовал действительности.

Второй невестой Кафки стала Юлия Вохрыцек, но помолвка опять вскоре была расторгнута. В начале 1920-х гг. он имел любовные отношения с замужней чешской журналисткой, писательницей и переводчицей его произведений – Миленой Есенской.

В 1922 г. из-за болезни, был вынужден выйти на пенсию. Начал работу над романом «Замок», подготовил к печати сборник новелл «Голодарь», повесть «Исследования одной собаки», рассказ «Нора». В 1923 г. Кафка вместе с девятнадцатилетней Дорой Димант на несколько месяцев переехал в Берлин в надежде отдалиться от влияния семьи и сконцентрироваться на сочинительстве. Но здоровье ухудшилось, и 3 июня 1924 г. Кафка умер в санатории под Веной. Тело перевезли в Прагу, где оно было захоронено на Новом еврейском кладбище, в общей семейной могиле.

При жизни Кафка опубликовал всего несколько коротких рассказов, и его творчество привлекало мало внимания до тех пор, пока посмертно не были изданы его романы. Перед смертью он поручил своему другу и литературному душеприказчику – Максу Броду – уничтожить все неопубликованные рукописи, но Брод нарушил завещание Кафки и уже в 1925-1926 гг. издал три его неоконченных романа: «Америка», «Процесс» и «Замок», а в 1931 г. – сборник рассказов «На строительстве китайской стены». В этих произведениях были пророчески нарисованы картины грядущего общества, попавшего под пяту гитлеризма, которые вскоре начали привлекать к себе внимание.

В жизни Кафки было много проблем, как внешних, так и внутренних. Он был очень болен огромным количеством заболеваний. Были сложные отношения с деспотичным отцом. Так и не удалось создать семью, не смотря на то, что женщины были в его жизни. Все это отразилось в его сложных, абсурдных и подчас ужасно-прекрасных, шокирующих произведениях, где философия теряется в абсурде, а реальность слишком тесно переплетена с вымыслом. Романы и рассказы Кафки в большинстве завораживающе увлекательны, порой извращенно жестоки, нередко производят тягостное впечатление.

В дневнике Кафки, который он вел с 27 лет, постоянно проступает тема самоубийства. До этого не дошло, но зато с предсказанием времени собственной смерти — «не доживу до 40 лет» – Кафка почти не ошибся.

Истинный путь идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он предназначен, кажется, больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему.

Все человеческие ошибки суть нетерпение, преждевременный отказ от методичности, мнимая сосредоточенность на мнимом деле.

Есть два главных человеческих греха, из которых вытекают все прочие: нетерпение и небрежность. Из-за нетерпения люди изгнаны из рая, из-за небрежности они не возвращаются туда. А может быть, есть только один главный грех: нетерпение. Из-за нетерпения изгнаны, из-за нетерпения не возвращаются.

Многие тени усопших заняты только тем, что лижут волны реки смерти, потому что она течет от нас и еще сохраняет соленый вкус нашего моря. От отвращения река эта вздымается, начинает течь вспять и несет мертвых назад в жизнь. А они счастливы, поют благодарственные песни и гладят возмущенную реку.

Начиная с определенной точки, возврат уже невозможен. Этой точки надо достичь.

Решающее мгновение человеческого развития длится вечно. Правы поэтому революционные духовные движения, объявляющие все прежнее ничтожным, ибо еще ничего не произошло.

Один из самых действенных соблазнов зла — призыв к борьбе.

Она — как борьба с женщинами, которая заканчивается в постели.

А. очень напыщен, он думает, что весьма преуспел в добре, поскольку, будучи, очевидно, объектом всегда заманчивым, испытывает все больше искушений с совершенно неведомых ему прежде сторон.

А верное объяснение состоит в том, что в него вселился большой бес и прибежала тьма маленьких, чтобы служить большому.