Административно правовая ответственность за информационные правонарушения. Оформить дарственную в МФЦ в одном окне - оформление и регистрация договора дарения

Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере. Она наступает вследствие совершения лицом административного правонарушения, т.е. нарушения законодательства об административных правонарушениях, посредством которого осуществляется защита личности, общества и государства от административных правонарушений. Административная ответственность представляет собой реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных наказаний.

Во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Этим административная ответственность существенно отличается от гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности.

Следует отметить, что административная ответственность приобрела формальные признаки самостоятельного вида юридической ответственности в российском законодательстве в результате первой кодификации в 1985 г. И в этом качестве она используется как универсальное средство казуального регулирования самых разнообразных по своей природе общественных отношений .

Универсальность административной ответственности в информационной сфере определяется не только широким кругом лиц, подлежащих этому виду ответственности (физические, юридические, но и индивидуальные предприниматели, должностные лица, причем они конкретизированы как субъекты административных правонарушений вплоть до персоналий), а также по широкому кругу субъектов КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях от судей различных судов до должностных лиц практически всех органов исполнительной власти и даже некоторых государственных учреждений (гл. 13 КоАП РФ).

Основными отличительными признаками административного информационного правонарушения являются: то, что объектом посягательства является порядок государственного управления в информационной сфере, связанный с обеспечением прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка и нравственности, установленного порядка государственной власти и безопасности; противоправность как признак, подчеркивающий направленность деяния на нарушение установленных нормами административного наказания правил поведения.

Таким образом, административное информационное правонарушение можно определить как общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, посягающее на установленный порядок государственного управления в информационной сфере и (или) с использованием информационных средств и информационных технологий либо иных видов информационной деятельности.

Наказания как меры административной ответственности также отличаются разнообразием - от морального предупреждения до административного ареста.

Однако, по мнению ряда специалистов в области административного права, в настоящее время отмечается репрессивная тенденция административной ответственности, которая приводит к конкуренции с уголовной ответственностью, очевидно явное и скрытое дублирование административных запретов в КоАП РФ и законах субъектов РФ, сохранение неопределенности части составов и т.д. .

Таким образом, формальное различие административной и уголовной ответственности за информационные правонарушения можно определить следующим образом.

Во-первых, применяется различный порядок реализации административной и уголовной ответственности в формах уголовного и административного процессов (УПК РФ и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ).

Во-вторых, задачи законодательства об административных правонарушениях сформулированы в ст. 1.2 КоАП РФ шире и более детализированы, чем задачи уголовного законодательства в ч. 1 ст. 2 УК РФ (включают дополнительную защиту личности, общественной нравственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства и другие ценности). При этом УК РФ в отличие от КоАП РФ охраняет также конституционный строй Российской Федерации.

В-третьих, существенное различие связано с определением предметов ведения, поскольку в ст. 71.2 Конституции РФ закреплено, что уголовное законодательство отнесено к ведению Российской Федерации, а административное - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Кроме того, легальные дефиниции преступления и административного информационного правонарушения различаются по признаку общественной опасности (как угрозы общественной безопасности), а также наличием ответственности юридических лиц (в российском уголовном праве такая ответственность отсутствует). Административная и уголовная ответственность за информационные правонарушения различается и по перечням видов наказаний, размерам одинаковых видов наказаний, правовым последствиям в виде судимости или административной наказуемости и т.д.

Субъектами административного правонарушения согласно ст. 2.1 КоАП РФ являются физические и юридические лица. Большинство статей, регламентирующих ответственность в информационной сфере в гл. 13 КоАП РФ, предусматривают административную ответственность юридических лиц.

Для привлечения к ответственности за правонарушение в информационной сфере необходимо наличие всех четырех элементов административного правонарушения (субъекта, объекта, субъективной и объективной стороны). Отсутствие хотя бы одного из них делает применение мер административной ответственности невозможным.

В информационной сфере действующим законодательством предусмотрен перечень мер административного наказания, применяемых к правонарушителям.

Прежде всего отметим специальные составы, предусмотренные в гл. 13 КоАП РФ, посвященной административным правонарушениям в области связи и информации. Обособление данных составов, а их уже более 30, и объединение их в отдельную главу свидетельствует о необходимости подробного государственного регулирования в области обеспечения информационной безопасности.

Специальными (видовыми) объектами в данной главе определены общественные отношения в области связи, защиты информации, порядка работы с информацией ограниченного доступа, использования СМИ, статистики и архивного дела, порядка обработки информации. К специальным составам административных информационных правонарушений относятся: самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования (ст. 13.2), самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (ст. 13.3), нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (ст. 13.4), нарушение правил охраны линий или сооружений связи (ст. 13.5), использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи (ст. 13.6), несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи (ст. 13.7), изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех (ст. 13.8), самовольные строительство или эксплуатация сооружений связи (ст. 13.9), изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты, международных ответных купонов, использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей (ст. 13.10), нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11), распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера (ст. 13.11.1), нарушение правил защиты информации (ст. 13.12), незаконная деятельность в области защиты информации (ст. 13.13), разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14), злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15), воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16), нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17), воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм и работе сайтов в сети Интернет (ст. 13.18), нарушение порядка представления статистической информации (ст. 13.19), нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ст. 13.19.1), нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ст. 13.19.2), нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20), нарушение порядка изготовления или распространения продукции средств массовой информации (ст. 13.21), нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 13.22), нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров (ст. 13.23), повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24), нарушение требований законодательства о хранении документов (ст. 13.25), нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений (ст. 13.26), нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети Интернет (ст. 13.27), нарушение требования о размещении на территории РФ технических средств информационных систем (ст. 13.27.1), нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 13.28), заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи неуполномоченным лицом (ст. 13.29), невыполнение предусмотренных законом требований лицом, действующим от имени оператора связи (ст. 13.30), неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети Интернет (ст. 13.31).

Иные составы действий, квалифицируемых в качестве административных правонарушений в информационной сфере, содержатся практически во всей Особенной части КоАП РФ. Это так называемые общие составы, т.е. основным объектом по таким правонарушениям являются иные права и свободы лиц, однако дополнительно они посягают и на информационные правоотношения, поскольку информационное право - это комплексная отрасль, тесно и непосредственно связанная с другими отраслями права.

  • Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966 С. 104; Шергин Л. П. Административная юрисдикция. М., 1979. С. 14
  • Зырянов С. М . Административная ответственность в системе публично-правовой ответственности // Журнал российского права. 2014. № 1. С. 15-16

В механизме правового обеспечения в информационной сфере значимое место занимают борьба с нарушениями информационного законодательства и их предупреждение. Для этого действует так называемый институт юридической ответственности, закрепленный в российском законодательстве.

В настоящее время практически сформирована основная нормативная база по предупреждению и пресечению правонарушений в информационной сфере, предусматривается как гражданско-правовая, дисциплинарная (включая материальную), административная ответственность, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений и преступлений в информационной сфере, разработаны и действуют многочисленные законы и подзаконные акты в информационной сфере. Но их практическое применение довольно слабое, отсутствуют конкретные механизмы применения и соблюдения законодательства на практике, существуют трудности по наложению взысканий за его нарушения, отсутствует систематизация действий правоохранительных органов по осуществлению своих обязанностей и прав и информационной сфере.

В Уголовном кодексе РФ к преступлениям в информационной сфере можно отнести более 50 статей, причем отдельная глава УК РФ (глава 28) посвящена составам преступлений в сфере компьютерной информации. В ней содержатся три статьи преступлений (ст. 272-274). В Кодексе РФ об административных правонарушениях, существенным новшеством которого является возможность привлечения за правонарушения к административной ответственности юридических лиц, также имеется глава 13 и отдельные статьи в ряде глав, посвященные административным правонарушениям в информационной сфере.

Основанием для возникновения юридической ответственности является совершенное субъектом (участником) информационных правоотношений правонарушение в информационной сфере.

Правонарушением в информационной сфере принято считать виновное, противоправное деяние (действие, бездействие) конкретного субъекта, посягающее на установленный информационный правопорядок и причиняющее вред информационной сфере либо создающее реальную угрозу такого причинения.

Для реализации юридической ответственности важно установить причинно-следственные связи между негативными последствиями, наступившими в результате правового предписания, и действиями (бездействием) предполагаемого правонарушителя. Основной целью применения юридической ответственности к правонарушителям является поддержание информационного правопорядка, основанного на соблюдении большинства субъектов информационных правоотношений установленным материальным нормам информационного права, а не только наказание виновного субъекта.

К сожалению, не все субъекты правоотношений соблюдают информационный правопорядок. Многие из них нарушают этот правопорядок и подвергаются воздействию норм информационного права, устанавливающих юридическую ответственность. Однако на часть субъектов сам факт наличия таких норм права, которые устанавливают юридическую ответственность, действует как сдерживающий фактор, предупреждающий их неправомерные действия в информационной сфере. Отсюда вытекает, что установление юридической ответственности носит еще и некое нравственно-воспитательное значение.

Таким образом, юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере - это применение к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер воздействия, предусмотренных санкцией нарушенной нормы информационного права в определенном регламентированном порядке.

Юридическим основанием привлечения к ответственности является наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава правонарушения в информационной сфере, предусмотренного нормами права.

Состав правонарушения, в том числе и информационного, включает в себя четыре обязательных элемента (признака):

­ объект,

­ объективную сторону,

­ субъект и

­ субъективную сторону.

Объектом правонарушения является совокупность общественных отношений в информационной сфере. В качестве объектов могут выступать отношения в области обеспечения информационной безопасности, в области массовой информации, авторского права, библиотечного дела, в области законодательно установленных правил создания, сохранения и использования Архивного фонда Российской Федерации и архивов, отношения в сфере установленного правового режима распространения сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную тайну, тайну частной жизни и т.д.

Информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления), документированная информация, компьютерная информация могут являться предметом правонарушения в информационной сфере.

Сложность регулирования информационных правоотношений заключается также в том, что здесь применяются все виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.

Субъектами правонарушения в информационной сфере могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.

Российская правовая система предусматривает четыре вида ответственности физических лиц за правонарушения - дисциплинарную (включая материальную), административную, гражданско-правовую (имущественную) и уголовную. Юридические лица (предприятия, учреждения и организации) привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности.

Отнесение правонарушения к тем или иным видам зависит в основном от степени причиненного природе и обществу вреда, личности правонарушителя, иных обстоятельств дела, влияющих на уровень ответственности. В Уголовном кодексе Российской Федерации и в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при наказании. В определенной степени они имеются также в Трудовом кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ.

Виды юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере:

В тех случаях, когда правонарушения в информационной сфере носят систематический, злостный характер, виновные привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

По современному российскому законодательству преступлением признается виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14). При этом не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ч. 2 ст. 14).

Следовательно, под информационным преступлением следует понимать виновное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания, совершенное в области информационных правоотношений.

Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее установленного законом возраста, с которого начинается уголовная ответственность. За информационные преступления по общему правилу уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста ко времени совершения преступления. Исключением является преступление, предусмотренное ст. 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), за совершение которого подлежат уголовной ответственности лица, достигшие 14-летнсго возраста (ст. 20 УК РФ).

Уголовная ответственность является важным элементом в системе мер правового обеспечения информационной безопасности, зашиты прав граждан, общества и государства в информационной сфере. Действующее законодательство содержит группу норм, предусматривающих уголовную ответственность за информационные преступления.

В действующем Уголовном кодексе РФ из всего объема информационных отношений, подлежащих специальной охране, выделены отношения, возникающие в области компьютерной информации, объединены в главе 28, где содержатся нормы, объявляющие общественно опасными деяниями конкретные действия в сфере компьютерной информации и устанавливающие ответственность за их совершение. Такие нормы появились в российском законодательстве впервые.

К уголовно наказуемым отнесены:

­ неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272),

­ создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273)

­ нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274).

Таким образом, преступления в области компьютерной информации, выделенные в отдельную главу Уголовного кодекса РФ, являются частью информационных преступлений, объединенных единым инструментом обработки информации - компьютером. Ранее в российском законодательстве, регулирующем информационные правоотношения, определения информации как «компьютерной» не существовало. По мнению ряда ученых, определение «компьютерная» применительно к информации возникло для отграничения данного объекта посягательства от информационных преступлений, предусмотренных другими разделами Уголовного кодекса РФ.

В тех случаях, когда общественно опасные действия в области информационных отношений совершаются без применения компьютерных средств, законодатель нередко относит их к соответствующим родовым объектам.

Так, в разделе «Преступления против личности» находятся составы таких преступлений, как клевета (ст. 129) или оскорбление (ст. 130), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140) и др.

Преступления, совершенные в сфере информационных технологий, караются законом. В число нарушений входят деяния, направленные на нарушение прав авторов и пользователей сети Интернет, распространение вредоносных вирусов и противоправной информации, кражу личной информации, мошенничество. Перечислим статьи Уголовного кодекса РФ, координирующие нарушения в этой сфере.

Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни

1. Гражданин РФ, собирающий и распространяющий незаконно, публично (через СМИ, выступления) данные о частной жизни какого-либо человека, будет:

  1. Оштрафован на 200 тыс.руб. или на весь доход за 18 месяцев.
  2. Привлечен к обязательным работам на 360 часов.
  3. Задействован в исправительных работах в течение 1 года.
  4. Обязан выполнять принудительные работы 2 года, а также он не сможет заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности 3 года.
  5. Арестован на 4 месяца.
  6. Направлен в тюрьму на 2 года и лишен права заниматься некой деятельностью и занимать некие должности в течение 3 лет.

2. Когда гражданином, который совершил такое же преступление, является лицо, использовавшее свое служебное положение, то ему грозит:

  1. Штраф до 100 тыс.руб., либо спишут доход за 1-2 года.
  2. Принудительные работы на 4 года и лишение права, перечисленного выше, на 5 лет. Либо только выполнение таких работ.
  3. Арест на полгода.
  4. Тюремное заключение на 4 года и лишение того же права на 5 лет.

3. Гражданин, распространивший информацию о несовершеннолетнем потерпевшем по уголовным делам (например, при изнасиловании ребенка, нанесении ему побоев и пр.) и нанесший при этом ребенку нравственные, физические страдания, психические расстройства или другие тяжкие последствия, будет наказан строже:

  1. Выплатит штраф – 150-350 тыс.руб., либо выплатит весь свой доход за 18-36 месяцев.
  2. Лишится права заниматься некой деятельностью и занимать некие должности в течение 3-5 лет.
  3. Выполнит принудительные работы в течение 5 лет и лишиться того же права на 6 лет, либо только выполнит работы.
  4. Будет находиться под арестом полгода.
  5. «Отсидит» за решеткой 5 лет и не сможет заниматься определенной деятельностью, занимать некие должности 6 лет.

Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

1. Злоумышленник, нарушивший тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан, может:

  1. Выплатить штраф – 80 тыс.руб., либо доход за полгода.
  2. Выполнять обязательные работы в течение 360 часов.
  3. Посещать и исполнять исправительные работы 1 год.

2. Когда такое же преступление совершил человек с использованием своего служебного положения, его ждет:

  1. Штраф от 100 до 300 тыс.руб., либо в размере дохода за 1-2 года.
  2. Лишение права занимать некоторые должности или заниматься некоторой деятельностью в течение 2-5 лет.
  3. Принудительные работы – 4 года.
  4. Арест – 4 месяца.
  5. Тюремное заключение – 4 года.

Статья 138.1. Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

Согласно этой статье гражданин РФ, который незаконно производил, приобретал или сбывал специальные технические средства, необходимые для негласного получения информации, будет наказан так:

  1. Оштрафован на сумму 200 тыс.руб. или всего дохода за 18 месяцев.
  2. Ограничен в свободе на 4 года.
  3. Заставлен проходить принудительные работы в течение 4 лет. А также его могут лишить права занимать некие должности и заниматься некой деятельностью на 3 года.
  4. Направлен в тюрьму на 4 года. Кроме того, его может ожидать лишение того же права на 3 года.

Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Преступления, причиняющие вред правам и законным интересам граждан РФ и затрагивающие неправомерный отказ в выдаче необходимой информации со стороны должностного лица, координируются этой статьей.

Злоумышленнику грозит:

  1. Штраф до 200 тыс.руб. или сумма всего дохода за 18 месяцев.
  2. Лишение права заниматься некоторой деятельностью и занимать некоторые должности в течение 2-5 лет.

Статья 144. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

1. Гражданина, препятствующего законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации, ожидает:

  1. Штраф – 80 тыс.руб. или сумма дохода за полгода.
  2. Обязательные работы – 360 часов.
  3. Исправительные работы на 1 год.

2. Такое же нарушение, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, карается:

  1. Выплатой штрафа – от 100 до 300 тыс.руб. или весь доход за 1-2 года.
  2. Обязательными работами на 480 часов.
  3. Исправительными работами на 2 года.
  4. Принудительными работами на 2 года. К этому наказанию может прибавиться лишение права заниматься некой деятельностью и занимать некие должности в течение 3 лет.
  5. Тюремным заключением на 2 года. К этой мере наказания могут прибавить вышеперечисленное лишение права на 3 года.

3. Если к преступлениям, предусмотренным 1,2 частями данной статьи, прибавляется насилие над журналистом, его близкими, а также повреждение их имущества, то обвиняемого по такому делу ожидает наказание в виде:

  1. Принудительных работ в течение 5 лет.
  2. Нахождение в тюрьме на 6 лет. К этой мере наказания могут прибавить лишение права заниматься некоторой деятельностью и занимать некоторые должности в течение 3 лет.

Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав

  1. Выплачивать штраф – 200 тыс.руб. или сумма всего дохода за 18 месяцев.
  2. Проходить исправительные работы 1 год.
  3. Находиться под арестом полгода.

2. Преступнику, который незаконно использовал объекты авторского или смежных прав, приобретал их, хранил, перевозил в целях сбыта и нанес крупный ущерб, грозит:

  1. Штраф – 200 тыс.руб. или весь доход за 18 месяцев.
  2. Обязательные работы – 480 часов.
  3. Исправительные работы – 2 года.
  4. Принудительные работы – 2 года.
  5. Тюремное заключение – 2 года.

3. Если деяния, перечисленные во 2 части статьи, совершила группа лиц, предварительно договорившихся, либо организованная группа, либо должностное лицо, либо в особо крупном размере (свыше 1 млн.руб.), то преступников накажут:

  1. Принудительными работами на 5 лет.
  2. Временем провождения за решеткой в течение 6 лет. Кроме того, к этому наказанию могут прибавить выплату штрафа, сумма которого составит 500 тыс.руб. или доход за 3 года.

Статья 159.6. Мошенничество в сфере компьютерной информации

1. Преступление, связанное с хищением чужого имущества или права на него путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации или другого вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-телекоммуникационных сетей, наказывается :

  1. Штрафом – 120 тыс.руб. или доход за 1 год.
  2. Обязательными работами – 360 часов.
  3. Арестом на 4 месяца.

2. Когда такое же деяние совершила группой лиц, предварительно сговорившихся, либо с причинением значительного ущерба гражданину, то каждого участника преступления ожидает:

  1. Штраф – 300 тыс.руб. или доход за 2 года.
  2. Обязательные работы – 480 часов.
  3. Исправительные работы на 2 года.
  4. Принудительные работы на 5 лет. Могут прибавить еще и ограничение свободы на 1 год.
  5. Заключение в тюрьму на 4 года. Могут прибавить ограничение свободы на 1 год.

3. Если преступление, перечисленное в 1,2 части статьи, совершило должностное лицо, либо в крупном размере (более 1,5 млн.руб.), то его ждет:

  1. Штраф от 100 до 500 тыс.руб. или доход за 1-3 года.
  2. Принудительные работы на 5 лет. Могут добавить ограничение свободы на 2 года.
  3. Тюремное заключение на 5 лет. К этому наказанию могут прибавить еще два: штраф – 80 тыс.руб. или доход за полгода и ограничение свободы на 1,5 года.

4. Когда деяние, предусмотренное в 1,2,3 частях данной статьи, совершила организованная группа, либо в особо крупном размере (свыше 6 млн.руб.), то каждого участника преступления накажут:

  1. Лишением свободы на 10 лет. Могут также выписать штраф – 1 млн.руб. или спишут доход за 3 года. Либо прибавят ограничение свободы на 2 года.

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

1. Лицо, собирающее сведения коммерческой, налоговой, банковской тайны, похищая документы, подкупая или угрожая, наказывается:

  1. Штрафом – 500 тыс.руб. или доход за 1 год.
  2. Исправительными работами – 1 год.
  3. Принудительными работами – 2 года.
  4. Лишением свободы – 2 года.

2. Когда гражданин получил по службе или работе такие сведения и незаконно разглашает или использует их без согласия их владельца, то ему грозит:

  1. Штраф – 1 млн.руб. или доход за 2 года, а также лишение права заниматься некой деятельностью и занимать некие должности в течение 3 лет.
  2. Исправительные работы – 2 года.
  3. Принудительные работы – 3 года.
  4. Тюремное заключение – 3 года.

3. Если лицо совершило такие же нарушения из корыстных целей или причинившие крупный ущерб (примечания п.10 ст.169 УК РФ), то его наказывают:

  1. Штрафом – 1 млн.руб. или доход за 3 года, а также лишением заниматься некоторой деятельностью и занимать некоторые должности в течение 3 лет.
  2. Принудительными работами – 5 лет.
  3. Отбыванием в тюрьме – 5 лет.

4. Когда преступник осуществил деяния, предусмотренные 2,3 частями данной статьи и повлекшие тяжкие последствия, то его ожидает:

  1. Принудительные работы – 5 лет.
  2. Тюремное заключение – 7 лет.

Статья 185.1. Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах

Согласно данной статье, если уклонение от раскрытия или предоставления данных принесло гражданам, организациям, государству крупный ущерб (свыше 1 млн.руб.), то злоумышленники, причастные к этому преступлению, будут:

  1. Выплачивать штраф – 300 тыс.руб. или считается весь доход за 2 года.
  2. Исполнять обязательные работы в течение 480 часов.
  3. Выполнять исправительные работы в течение 2 лет.

Статья 185.3. Манипулирование рынком

1. Гражданин, умышленно распространяющий через СМИ, электронные, информационно-телекоммуникационные сети (в том числе Интернет) ложные сведения, совершающий операции с иностранной валютой, товарами или умышленно действующий не в рамках российского законодательства, при этом причиняющий гражданам, организациям, государству крупный ущерб (2,5 млн.руб.), карается:

  1. Принудительными работами на 4 года. Также к этому наказанию могут прибавить лишение права заниматься некой работой и занимать некие должности в течение 3 лет.
  2. Тюремным заключением на 4 года. Могут прибавить еще 2 наказания, либо 1 из: штраф – 50 тыс.руб. или доход за 3 месяца, либо лишение вышеперечисленного права на 3 года.

2. Если такое же деяние совершила организованная группа и причинила ущерб в особо крупном размере (10 млн.руб.), то каждого участника преступления ждет:

  1. Штраф от 500 тыс. до 1 млн.руб. или доход за 2-5 лет.
  2. Принудительные работы на 5 лет. Могут добавить в наказание лишение вышеперечисленного права на 3 года.
  3. Направление в тюрьму на 7 лет. Возможно, прибавится штраф – 1 млн.руб. или доход за 3 года и лишение вышеперечисленного права на 3 года.

Статья 185.6. Неправомерное использование инсайдерской информации

1. Тот, кто будет использовать инсайдерскую информацию для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой, товарами, к которым относится такая информация, при этом причинять крупный ущерб (2,5 млн.руб.), будет наказан:

  1. Штрафом от 300 до 500 тыс.руб. или доход за 1-3 года.
  2. Направлением в тюрьму на 2-4 года. Могут добавить 2 или 1 наказание из этих: штраф – 50 тыс.руб. или доход за 3 месяца, либо лишение права работать в определенной сфере и занимать некоторые должности в течение 3 лет.

2. Действия лица, умышленно передавшего информацию другим гражданам и повлекшего такие же последствия, как в 1 части этой статьи, караются:

  1. Штрафом от 500 тыс. до 1 млн.руб. или дохода за 2-4 лет.
  2. Помещением в тюрьму на 2-6 лет. К этому наказанию могут прибавить: штраф до 100 тыс.руб. или сумма дохода за 2 года и лишение вышеперечисленного права на 4 года.

Статья 205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма

Согласно 2 части этой статьи лицо, призывающее к терроризму через СМИ, будет наказано:

  1. Штрафом от 300 тыс. до 1 млн.руб. или сумма дохода за 3-5 лет.
  2. Принудительными работами на 5 лет. Также могут прибавить лишение права работать в определенной сфере, занимать некоторые должности в течение 5 лет.
  3. Тюремное заключение на 7 лет и лишение вышеперечисленного права на такой же срок.

Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

1. Когда лицо, ответственное за устранение опасности, скрывает информацию о ней, он карается:

  1. Штрафом до 300 тыс.руб. или сумма за 2 года.
  2. Принудительными работами на 2 года. Может прибавиться срок на 3 года лишения права работать в определенной сфере и занимать некие должности.
  3. Лишением свободы на 2 года. Возможно, прибавят лишение вышеперечисленного права в течение 3 лет.

2. Если лицом, совершившим преступление, описанное в 1 части, является государственный служащий или его действия повлекли тяжкие последствия, то злоумышленника ждет:

  1. Штраф – 100-500 тыс.руб. или доход за 1-3 года.
  2. Принудительные работы на 5 лет. Могут прибавить лишение права, перечисленного выше, на 3 года.
  3. Тюремное заключение на 5 лет. Возможно, прибавят лишение вышеперечисленного права на 3 года.

Статья 242. Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов

1. Нарушитель, незаконно изготавливающий и перемещающий порнографические материалы через границу РФ для дальнейшего сбыта или публичной огласки, наказывается:

  1. Штрафом – 100-300 тыс.руб. или доход за 1-2 года.
  2. Принудительными роботами на 2 года.
  3. Направлением в тюрьму на 2 года.

2. Если злоумышленник – совершеннолетний гражданин РФ, который распространял порнографические материалы среди несовершеннолетних или вовлекал их в продажу продукции, то он будет:

  1. Отбывать наказание в тюрьме в течение 2-5 лет. Могут добавить лишение права заниматься некой деятельностью и занимать некие должности в течение 10 лет.

3. Когда преступления, перечисленные в 1,2 частях, осуществила группа лиц, заранее договорившаяся, либо организованная группа через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, даже Интернет, и при этом извлекла доход в крупном размере (более 50 тыс.руб.), то каждому участнику деяния грозит:

  1. Тюрьма в течение 2-6 лет. Могут лишить права заниматься определенной деятельностью и занимать некоторые должности в течение 15 лет.

Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации

1. Гражданин, незаконно уничтоживший, скопировавший, блокировавший, модифицировавший информацию на ПК, будет наказан:

  1. Штрафом – 200 тыс.руб. или доход за 18 месяцев.
  2. Ограничением свободы на 2 года.
  3. Принудительными работами на 2 года.
  4. Тюрьмой на 2 года.

2. Когда преступник, совершивший такое же деяние в корыстных целях, причинил крупный ущерб (1 млн.руб.), то его ждет:

  1. Штраф – 100-300 тыс.руб. или доход за 1-2 года.
  2. Исправительные работы на 1-2 года.
  3. Принудительные работы на 4 года.
  4. Тюрьма на 4 года.

3. Если деяния, предусмотренные 1,2 частью, осуществила группа лиц по предварительному сговору, организованная группа или лицо, занимающее служебное положение, то каждого участника преступления:

  1. Оштрафуют на 500 тыс.руб. или снимут доход за 3 года, а также лишат права работать в определенной сфере и занимать некоторые должности в течение 3 лет.
  2. Ограничат в свободе на 4 года.
  3. Заставят выполнять принудительные работы в течение 5 лет.

4. Когда нарушения, перечисленные в 1,2,3 частях, принесли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления , то обвиняемого по такому делу «посадят» в тюрьму на 7 лет.

Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ

1. Преступник, производящий, распространяющий или использующий программы, наносящие вред компьютерной информации или средствам ее защиты, карается:

  1. Ограничением свободы на 4 года.
  2. Тюремным заключением на 4 года, выплатой штрафа – 200 тыс.руб. или доход за 18 месяцев.

2. Если лицом, совершенным преступление 1 части, является участник группы лиц, сговорившихся заранее о деянии, организованной группы, либо служащий, причинивший крупный ущерб в корыстных целях, то ему грозит:

  1. Ограничение свободы на 4 года.
  2. Принудительные работы на 5 лет. Могут лишить права работать в определенной сфере и занимать некоторые должности в течение 3 лет.
  3. Тюремное заключение на 5 лет. Возможно, прибавят 1 или 2 наказания из этих: штраф – 100-200 тыс.руб. или доход за 2-3 года, либо лишение вышеперечисленного права на 3 года.

3. Когда преступник совершил деяния, предусмотренные 1,2, частями, и нанес тяжкие последствия или создали угрозу их наступления , его направят в тюрьму на 7 лет.

Статья 274. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей

1. Нарушившего эти правила и причинившего крупный ущерб накажут строго:

  1. Оштрафуют на 500 тыс.руб. или спишут доход за 18 месяцев.
  2. Заставят проходить исправительные работы на полгода-год.
  3. Ограничат свободу на 2 года.
  4. Заставят посещать принудительные работы в течение 2 лет.
  5. Направят в тюрьму на 2 года.

2. Когда преступник, совершивший деяние 1 части, своими действиями влечет появление тяжких последствий или создает угрозу их наступления, то его:

  1. Обязывают ходить на принудительные работы в течение 5 лет.
  2. Лишают свободы на 5 лет.

Статья 275. Государственная измена

Гражданин, который совершил государственную измену (осуществил шпионаж, выдал иностранному государству, международной организации сведения, составляющие государственную тайну, либо оказал финансовую, материально-техническую, консультационную помощь иностранным представителям), направленную против безопасности РФ, будет:

  1. Отбывать наказание в тюрьме в течение 12-20 лет. Его ограничат в свободе на 2 года и, возможно, заставят выплатить штраф – 500 тыс.руб. или спишут доход за 3 года.

Статья 276. Шпионаж

Человек, который совершил шпионаж (собирал, похищал или хранил информацию гостайны в целях передачи иностранному государству, организации или международным представителям, либо который выполнял задания иностранной разведки против безопасности РФ) , будет направлен в тюрьму на 10-20 лет. Причем неважно, если ли у гражданина гражданство РФ.

Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

1. Лицо, которое публично призывало к экстремистской деятельности, карается:

  1. Штрафом – 100-300 тыс.руб. или сумма дохода за 1-2 года.
  2. Арестом на 4-6 месяцев.
  3. Тюремным заключением на 4 года и лишением права работать в определенной сфере и занимать некие должности в течение того же времени.

2. Когда такое же преступление человек совершил с использованием СМИ или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, то его ждет:

  1. Принудительные работы на 5 лет. Кроме того, могут лишить права заниматься определенной деятельностью и занимать некоторые должности в течение 3 лет.
  2. Направление за решетку на 5 лет, а также лишение вышеперечисленного права на 3 года.

Статья 280.1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации

1. В том случае, когда гражданин публично призывал к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности РФ, то ему грозит:

  1. Штраф – 100-300 тыс.руб. или весь доход за 1-2 года.
  2. Принудительные работы в течение 3 лет.
  3. Арест на 4-6 месяцев.
  4. Тюремное заключение на 4 года и лишение права работать в некоторой сфере и занимать некоторые должности в течение того же времени.

2. Если такое же преступление злоумышленник совершал посредством СМИ, электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, а также в Интернете, то его ожидает:

  1. Обязательные работы на 480 часов и лишение вышеперечисленного права в течение 3 лет.
  2. Направление за решетку на 5 лет и лишение права, связанного со сферой деятельности и должностями, на 3 года.

Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

1. Гражданин, публичные действия которого направлены на возникновение вражды, ненависти, унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а также совершенные посредством СМИ или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, будет наказан:

  1. Штрафом – 100-300 тыс.руб. или весь доход за 1-2 года.
  2. Лишением права работать в определенной сфере и занимать определенные должности в течение 3 лет.
  3. Обязательными работами на 360 часов.
  4. Исправительными работами на 1 год.
  5. Принудительными работами на 4 года.
  6. Лишением свободы на 4 года.

2. Когда такое же преступление совершило лицо, применяющее свое служебное положение, либо насилие или угрозу его появления, либо организованная группа, то злоумышленника:

  1. Оштрафуют на 300-500 тыс.руб. или спишут весь доход за 2-3 года.
  2. Лишат права заниматься определенной работой и занимать некоторые должности в течение 5 лет.
  3. Принудят выполнять обязательные работы 480 часов.
  4. Заставят ходить на исправительные работы 1-2 года.
  5. Обяжут выполнять принудительные работы 5 лет.
  6. Направят за решетку на 5 лет.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. Человек, который по службе, работе, учебе узнал и владел информацией, составляющей государственную тайну, и передал ее другим лицам (при отсутствии преступлений статей 275,276 УК РФ), наказывается:

  1. Арестом на 4-6 месяцев.
  2. Тюремным заключением на 4 года. Также злоумышленника могут лишить права заниматься некоторой деятельностью и занимать некие должности в течение 3 лет.

2. Если такое же деяние повлекло по неосторожности тяжкие последствия , то гражданина, разгласившего гостайну, принудят к тюремному заключению на 3-7 лет, а также могут лишить вышеперечисленного права на 3 года.

Статья 283.1. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну

1. Человек, похитивший, обманувший, шантажирующий, принуждающий, угрожающий применить насилие ради получения информации, составляющей гостайну (при отсутствии преступлений статей 275,276 УК РФ), будет наказан:

  1. Выплатой штрафа – 200-500 тыс.руб. или весь доход за 1-3 года.
  2. Направлением в тюрьму на 4 года.

2. Гражданина РФ могут «посадить» в тюрьму на 3-8 лет, когда деяние, предусмотренное 1 частью данной статьи, было совершено:

  • Группой лиц.
  • С применением насилия.
  • С использованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Такое же наказание ждет человека, если преступление, совершенное им, повлекло наступление тяжких последствий, либо было сопряжено с распространением сведений, составляющих государственную тайну, или с перемещением носителей таких сведений за пределы Российской Федерации.

Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации

1. Гражданину, который является должностным лицом и неправомерно отказал в предоставлении информации, либо уклонился от предоставления сведений, документов, материалов, либо подавшего ложные данные Совету Федерации, Госдуме, Счетной палате РФ, грозит:

  1. Штраф – 200 тыс.руб. или доход за 18 месяцев.
  2. Лишение права работать в некой сфере, занимать некие должности в течение 2-5 лет.
  3. Принудительные работы на 3 года.
  4. Арест на полгода.
  5. Тюремное заключение на 3 года.

2. Когда лицом, совершенным те же деяния, является государственный служащий, то его:

  1. Обяжут выплатить штраф – 100-300 тыс.руб. или спишут с него весь доход за 1-2 года.
  2. Заставят проходить принудительные работы в течение 5 лет. Кроме этого, могут лишить права занимать некоторые должности и заниматься некоторой деятельностью в течение 3 лет.
  3. Направят за решетку на 5 лет. Также могут лишить вышеперечисленного права на 3 года.

3. Если преступления, предусмотренные 1,2 частями данной статьи:

  1. Скрывают нарушения, которые совершили должностные лица органов госвласти.
  2. Осуществлены группой лиц, заранее договорившихся.
  3. Организованной группой.
  4. Повлекли тяжкие последствия.

То участников данного деяния ждет наказание в виде:

  1. Принудительных работ на 5 лет. Возможно, прибавят лишение права работать в определенной сфере и заниматься некие должности на 3 года.
  2. Тюремного заключения на 8 лет, а также лишения вышеперечисленного права в течение 3 лет.

Статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

1. Человека, публично призывавшего к развязыванию агрессивной войны, накажут:

  1. Тюремным заключением на 3 года.

2. Когда лицо, совершившее то же деяние путем СМИ, занимает госдолжность, то злоумышленника обяжут:

  1. Выплатить штраф – 100-500 тыс.руб. или доход за 1-3 года.
  2. «Отсидеть» в тюрьме 5 лет. Кроме того, обвиняемого лишат права занимать некие должности и работать в определенной сфере в течение 3 лет.

Статья 354.1. Реабилитация нацизма

1. Гражданин, отрицающий факты, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, либо одобряющий преступления, установленные указанным приговором, либо распространяющий ложную информацию о деятельности СССР в годы ВОВ, будет наказан:

  1. Штрафом – 300 тыс.руб. или доход за 2 года.
  2. Принудительными работами на 3 года.
  3. Тюрьмой на 3 года.

2. Если те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или с использованием СМИ, либо с искусственным созданием доказательств обвинения, наказываются строже. Злоумышленника ожидает:

  1. Штраф – 100-500 тыс.руб. или доход за 3 года.
  2. Принудительные работы на 5 лет.
  3. Тюремное заключение на 5 лет и лишение права работать в определенной сфере и занимать некие должности в течение 3 лет.

    Одни люди хотят начать строительство загородного дома, другие ищут информацию о получении разрешения на возведение промышленного объекта. Какая бы стройка не планировалась, получение разрешения обязательно, иначе неминуемы проблемы с регистрацией объекта и ввода в эксплуатацию. А всего-то требуется получить разрешение на строительство желаемого типа постройки и соответствовать плану при строительстве. Законы о получении разрешения неоднократно изменялись, поэтому мы собрали самую свежую информацию для 2020 года, как получить разрешение на строительство, и какие документы для этого потребуются.

  4. Оформить дарственную в МФЦ в одном окне - оформление и регистрация договора дарения

    Процедуры дарения – одни из самых частых сделок в России, вместе с куплей-продажей жилья, авто или земли. Подарить родственнику или другому лицу квартиру, дом, автомобиль или земельный участок не представляет сложностей – эта процедура отлажена и давно известна. С другой стороны, процесс не такой легкий, как кажется, потому что требуется выполнение некоторых обязательных условий, без которых сделка не состоится, или позже может быть признана неправомерной.

  5. Сырая стена в квартире: что делать и куда обращаться

    Иногда случается, что и в квартирах старых построек, и в новостройках, стены становятся влажными, появляется плесень, промерзание и т.д. Причины такого явления могут быть разными, но большая их часть относится к несоблюдению технических правил при строительстве или ремонте, использовании плохих материалов и браку в исполнении работ. Бывает, что и сами проживающие виновны в появлении сырых стен в жилище. Как выяснить, кто виновен в данной неприятности, и как добиться, чтобы недостатки строительства или ремонта были устранены допустившей их компанией?

под информационным преступлением следует по­нимать виновное общественно опасное деяние, запрещенное Уго­ловным кодексом РФ под угрозой наказания, совершенное в облас­ти информационных правоотношений.

Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее установленного законом возраста, с которо­го начинается уголовная ответственность. За информационные пре­ступления по общему правилу уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста ко времени совершения пре­ступления. Исключением является преступление, предусмотренное ст. 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), за совер­шение которого подлежат уголовной ответственности лица, достиг­шие 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ).

Уголовная ответственность является важным элементом в системе мер правового обеспечения информационной безопасности, защиты прав граждан, общества и государства в информационной сфере. Дей­ствующее законодательство содержит группу норм, предусматриваю­щих уголовную ответственность за информационные преступления.

Уголовная ответственность за правонарушения в информацион­ной сфере определяется рядом статей Уголовного кодекса Россий­ской Федерации, расположенных в различных разделах и главах. Они приведены в приложении 2 учебного пособия.

В действующем Уголовном кодексе РФ из всего объема инфор­мационных отношений, подлежащих специальной охране, выделе­ны отношения, возникающие в области компьютерной информации, объединены в главе 28, где содержатся нормы, объявляющие обще­ственно опасными деяниями конкретные действия в сфере компь­ютерной информации и устанавливающие ответственность за их совершение.

К уголовно наказуемым отнесены неправомерный доступ к ком­пьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распро­странение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273) и нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274).

В главе 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» предусмотрена ответственность: за нарушение уста­новленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11) и правил защиты информации (ст. 13.12);

за незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13);

разглаше­ние информации с ограниченным доступом (ст. 13.14);

злоупотреб­ление свободой массовой информации (ст. 13.15);

воспрепятствова­ние распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16);

нарушение правил распространения обязательных сооб­щений (ст. 13.17);

нарушение порядка представления статистиче­ской информации (ст. 13.19);

нарушение правил хранения, ком­плектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20);

нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (ст. 13.21);

нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 13.22);

нарушение по­рядка представления обязательного экземпляра документов, пись­менных уведомлений, уставов и договоров (ст. 13.23).

Административная ответственность за нарушение информаци­онного законодательства в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ может быть установлена и соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно 3.2 КоАП РФ за совершение административных пра­вонарушений могут устанавливаться и применяться следующие ад­министративные наказания:

    предупреждение;

    административный штраф;

    возмездное изъятие орудия совершения или предмета адми­нистративного правонарушения;

    конфискация орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения;

    лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

    административньгй арест;

    административное выдворение за пределы Российской Феде­рации иностранного гражданина или лица без гражданства;

    дисквалификация.