Виды категорий водительских удостоверений. Водительские права: все, что нужно знать при получении или замене

То мы просто не можем обойти тему истории их возникновения. Разумеется, нужда в создании водительских прав появилась вместе с появлением первых автомобилей, поскольку они начали представлять опасность для окружающих. Именно тогда и решили выпустить документ, дающий право на управление автомобилем.

У истории появления водительских прав имеется две версии, одна из которых принадлежит Германии, а вторая - Франции.

Согласно Германской версии первые водительские права появились благодаря немецкому изобретателю Карлу Бенцу, усовершенствовавшему своего автомобиля. Долгое время он пытался убедить людей и местные власти в безопасности своего автомобиля, и получил согласие от великого герцога министерства внутренних дел 30 ноября 1893 года, где содержались следующие правила, которые необходимо соблюдать, передвигаясь по городским улицам:

  • Скорость вне населенных пунктов не должна быть более 12 км/ч, а в пределах населенного пункта и на крутых поворотах - не более 6 км/ч.
  • Скорость необходимо снижать при встрече с другим транспортом, всадниками и вьючными животными.

Данное разрешение было выдано на срок с 1 января по 31 декабря 1894 года, но у начальства герцогства оставалось право его отозвать или дополнить новыми правилами.

Согласно Французской версии первые водительские права выданы по распоряжению префекта полиции Парижа Луи Лапина в августе 1893 года, однако водительское удостоверение тогда называлось «Справкой о способности управлять транспортным средством с механическим мотором».

Для получения такой справки не требовалось сдавать экзамены, а нужно было просто продемонстрировать умение управлять своей машиной. Спустя 6 лет, в 1899 году, во Франции появился первый экзамен на проверку навыков вождения автомобиля, и после его сдачи экзаменуемый получал «Национальное удостоверение о пригодности к вождению». В то же время подобные удостоверения начали выдавать в США.

История российских водительских прав

Истории российских водительских прав уже более ста лет, и началась она в 1895 году, когда градоначальником Санкт-Петербурга генерал-лейтенантом бароном фон Валь было выдано двум горожанам разрешение на езду по городу на моторных велосипедах.

Когда же в 1896 году появились первые автомобили, князем М.И. Хилковым было подписано постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». Далее на основании этого постановления в 1900 году Городской Думой Санкт-Петербурга было утверждено постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях». Водители должны были проходить медобследование, раз в год техосмотр своего авто, а также обязательную регистрацию с получением госномеров. Управлять автомобилем можно было с 17 лет, а разрешенная скорость передвижения по городским улицам не должна была превышать 12 верст в час, что примерно составляет 13 км/ч.

С 1909 года российские водительские права приобрели европейский облик, когда Россией была подписана международная конвенция по урегулированию автомобильного движения и она приняла «Общие правила езды по дорогам на автомобилях». С этого времени права стали выдавать с 18 лет, появились первые дорожные знаки и штрафные санкции. Так, за первое нарушение правил грозил штраф в 100 рублей, за втрое - арест на 14 дней, а иногда и больше, а за третье нарушение лишали прав . Автомобили же делились только на 2 класса: «А» (двигатель внутреннего сгорания) и «Б» (электрический двигатель).

Курсы для обучения водителей впервые были открыты А.М. Фокиным в 1908 году, на которых обучали навыкам вождения и ремонту автомобилей.

В 1910 году появилась первая школа шоферов в Санкт-Петербурге, а в 1917 году число школ достигло 6.

С 1936 года водительские права были отданы в ведение органов внутренних дел, а с 1963 года появились первые международные водительские права в связи с присоединением СССР к Женевской конвенции об автомобильном движении.

С 1999 года водительские права приобрели облик пластиковой кредитной карты.

Казалось бы, с особенностями категорий водительских прав хорошо знаком каждый водитель независимо от того, каким именно транспортным средством он управляет. Тем не менее последние изменения в законодательстве РФ и других стран СНГ внесли некоторые коррективы в обычные представления о категориях водительских прав. Негодование и некоторую растерянность вызвали подкатегории, например - В1, о которой многие даже не имеют понятия.

По этой причине и возникают различные недоразумения. Например, у водителя квадрицикла есть права категории В1, он решает себе приобрести такое транспортное средство, как квадроцикл, но при этом не знает, что уже имеющиеся у него права для законного вождения не подойдут. На самом деле есть разница между квадрициклами и квадроциклами, и она столь значительная, что для этих средств даже нужны водительские права разных категорий.

Так что же такое водительские права категории b1, и какими транспортными средствами они позволяют управлять? В этих вопросах мы постараемся разобраться далее.

Категории В и В1

Категория В - самая распространенная среди всех автолюбителей. В соответствии с законодательством РФ, наличие водительских прав В1 позволяет управлять машинами с массой до 3,5 тонны, а количество пассажирских мест - не более восьми. Автомобиль при этом может быть оборудован прицепом, с массой в 750 кг.

В1 - это подкатегория. Данный документ может выдаваться с 18 лет. Те, кто его получил, могут управлять квадрициклами и трициклами, то есть - трех- и четырехколесными транспортными средствами, объем двигателя которых не превышает 50 куб. см. Но квадроциклы в эту категорию транспортных средств не входят, в отличие от мотоколяски.

Не нужно путать два этих значения. Если у вас есть права категории В, это не значит, что можно водить квадрициклы и трициклы, так как в автошколе обучают нюансам управления ими и правилам дорожного движения.

Квадрициклы и трициклы

Квадрициклы - это четырехколесные транспортные средства, используемые для езды по дорогам общего назначения. Они подлежат регистрации в ГИБДД в том же порядке, что автомобили или мотоциклы. Трициклы - аналогичные ТС, но только - трехколесные. Для того чтобы более конкретно обозначить данную, категорию, следует указать следующие параметры:

  • нагруженная масса до 400 кг, либо - 550 - для грузовых ТС;
  • мощность двигателя до 15 кВ.

Соответственно, если транспортное средство весит меньше указанного значения, и мощность мотора не достигает 15 кВ, оно попадает под категорию «мотоциклы», и для управления ими требуются водительские права категории А.

Важно! Для управления мопедами нужна категория М, мотоциклами - А, квадрициклами и трициклами - В1.

Квадрициклы - сравнительно новое понятие для отечественных автолюбителей, так как новые японские и американские модели на наших дорогах можно встретить крайне редко. Тем не менее многие знакомы с советским аналогом новых зарубежных моделей, и это автомобили-инвалидки. Сегодня это чудо техники уже не производят, тем не менее его выпуск имел место в истории советского автопрома. Отличалось данное транспортное средство миниатюрными габаритами, ужасно неудобным и тесным салоном и скудными мощностными характеристиками.

Трициклы - еще один экзотический вид ТС. Он довольно распространен в азиатских странах, с его помощью перевозится люди и небольшие грузы. Если учесть экономичность и небольшие размеры, то в условиях перегруженности транспортных путей трициклы являются оптимальным решением для массового применения.

Существуют и трехколесные байки, способные затмить своим внешним видом даже самые дорогие автомобили на дрогах. Но они используются только отчаянными любителями мотоциклов, так как стоят почти столько же, сколько и машины, не могут облегчить движение в пробках, и езда на них в плохих погодных условиях не является достаточно комфортным.

Права для управления квадроциклами

Для управления как квадроциклами и снегоходами, как ни странно, нужны права тракториста. Данные ТС не предназначены для езды по дорогам общего назначения и относятся к типу самоходных внедорожных МТС. Тем не менее, квадроциклы и снегоходы подлежат обязательной регистрации в ГИБДД в течение 10 дней после покупки, или пока не закончится срок действия транзитных знаков.

В отличие от водительских прав категории b1, удостоверение А1 можно получить с наступлением 16 лет. Подготовиться на эту категорию можно либо самостоятельно, либо в специальном учебном заведении.

Как в первом, так и во втором случае наличие водительского удостоверения является обязательным, при его отсутствии во время проверки работниками дорожной инспекции предусмотрен штраф.

В некоторых странах водительское удостоверение, кроме прямого его назначения, является заменой других документов, удостоверяющих личность, например, паспорта. В планах такое применение прав и в России. Однако, сейчас в документе указаны лишь категории водительских прав, разрешающие управление определенным видом транспорта.

Управление любым видом транспорта, регламентированного в Правилах дорожного движения, должно проводиться только при наличии соответствующего подтверждающего документа. При отсутствии удостоверения водитель будет оштрафован согласно действующей сетке от 5 до 30 тысяч рублей.

После введения новых категорий в водительском удостоверении, претерпел изменения и внешний вид документа. Кроме того, что расшифровка всех категорий водительских прав нового образца указана на пластике в виде схематических иконок, также обозначен конечный срок действия каждой из таких категорий для владельца.

В новых правах находится такая информация:

  • название документа на лицевой стороне;
  • фамилия, имя и отчество владельца документа;
  • даты получения и окончания действия прав;
  • место и дата рождения;
  • название органа, выдавшего документ;
  • фото и подпись владельца;
  • список категорий транспорта и отметки о допусках к этим категориям владельца удостоверения;
  • закодированная информация для прочтения с помощью сканера.

Водительские права

Записи сделаны буквами русского алфавита. Также информация продублирована латиницей для того, чтобы можно было пользоваться документом за рубежом. Категории и подкатегории транспорта обозначены только латиницей и арабскими цифрами.

Расшифровка обозначений на водительском удостоверении

Кроме названия документа на лицевой стороне присутствует обозначения страны, его выдавшей (RUS). В левой части расположено цветное 3х4 см фото владельца. На фотографии не должно быть головного убора или других предметов, искажающих восприятие. Допускается послабление при покрытии головы у верующих, с сохранением видимости овала лица. Также у водителей с плохим зрением на фото могут быть очки с нетонированными линзами. В качестве подтверждения получения удостоверения водитель ставит в документе свою подпись.

Фамилия, имя и подпись владельца напечатаны прописными («большими») буквами русского алфавита. Под каждым русским словом текст продублирован также прописными латинскими символами. Это правило относится и к месту рождения.

Лицевая сторона водительского удостоверения

Так как права выдаются на ограниченный срок (10 лет), то в строках 4 а) и 4 b) вписан интервал времени, в течение которого документ является действительным. После окончания его действия необходимо его продлить. Пользоваться просроченными правами нельзя. Пункт 4c) указывает место выдачи документа.

В пятом пункте находятся серия и номер удостоверения. Эти данные продублированы на тыльной стороне прав снизу.

На предпоследней строке указан регион проживания водителя, а под ним шифры категорий и подкатегорий, разрешенных к управлению.

С оборотной стороны в левой части нанесен штрих-код с дополнительной информацией о водителе. Для ее считывания понадобится сканер.

Основную площадь тыльной стороны занимает таблица. О том, что означают категории в новых правах, мы расскажем дальше. В первом столбце указаны маркировки категорий/подкатегорий и соответствующие иконки с изображением транспорта. Во втором столбце (графа 10) находится срок, с которого водитель допускается к управлению выбранной категорией транспорта. В третьем столбце (графа 11) указан срок окончания действия прав. В последнем столбце (графа 12) могут вноситься дополнения, например, если водитель может управлять авто только с автоматической коробкой передач (АТ).

В графе 14, расположенной под таблицей, может быть общая информация, касающаяся всех категорий, например, указывается водительский стаж.

Тыльная сторона водительского удостоверения

Актуальные категории в правах

После 2014 года, когда вступили в действие изменения в правилах дорожного движения, у многих водителей появился вопрос о том, какие машины можно водить с категорией B, ведь кроме старого обозначения появилась подкатегория B1. Кроме этого новшества в список были внесены другие подкатегории и категории автотранспорта. Всего для легкового и грузового транспорта было выделено 16 типов транспортных средств, без учета спецтранспорта.

«А» – с открытой этой категорией допускаются водители к управлению мотоциклами (двухколесными транспортными средствами (ТС) с боковым прицепом либо без него). В эту категорию допускаются ТС с тремя или четырьмя колесами и общей массой до 0,4 т.

«А1» – обладатели этой категории получают более ограниченные права, чем в предыдущем пункте. ТС должно иметь объем двигателя 50-125 см 3 и максимум 11 кВт мощности. Фактически под А1 попадают современные «скутеры». При наличии у водителей в более старых правах категории А, новая подкатегория А1 открывается автоматически.

«B» – эта отметка в правах дает возможность на вождение легкового авто с массой до 3,5 т и ограничение на сидячие места в салоне до 8 единиц, без учета водительского кресла. Дополнительным правом является присоединение прицепа более 0,750 т к такому ТС, но масса прицепа не должна быть более массы ТС, а общий вес пары ограничивается 3,5 т. Прицепом, согласно действующим ПДД, принято называть ТС, не оборудованное силовой установкой.

«B1» – такой пункт в водительском удостоверении разрешает вождение авто на трех либо четырех колесах, а масса порожнего ТС ограничивается 0,550 т. В таком авто производитель должен устанавливать ограничитель скорости на отметке в 50 км/ч. Также объем мотора не должен быть более 50 см 3 . В расчет массы не берутся данные водителя и не учитывается аккумулятор у ТС на электротяге. Однако, в общую массу входит полный бак топлива и остальные смазочные и охлаждающие жидкости. Наличие этой категории дает возможность обладателю водить трицикл или квадрицикл. При этом последнее ТС имеет существенное различие с квадрОциклом, у которого мотопосадка в кресле и управление осуществляется рулем, схожим с мотоциклетным.

«BE» – допускает вождение автомобилем, описанным в категории «B», но в этом случае массу прицепа разрешается делать больше 0,750 т, хотя общая масса такой конструкции также ограничена 3,5 т.

«С» – о том, какие машины можно водить с категорией С, говорится в новых ПДД. К таким авто относятся грузовые машины с массой только более 3,5 т и возможностью дополнительной сцепки с прицепами более 0,750 т. Ограничение на перевозку пассажиров составляет 8 человек без учета водителя.

«С1» – отметка о такой категории дает право водителю управлять авто с массой 3,5-7,5 т и осуществлять сцепку с прицепом до 0,750 т. Никаких дополнительных привилегий по пассажирам категория также не осуществляет.

«C1E» – водитель с такой категорией может перемещаться на машине 3,5-7,5 т с прицепом более 0,750 т, но общая масса такого подвижного состава ограничена 12 т.

«D» – такой разрешенный пункт в удостоверении водителя дает возможность управлять ТС, в котором находится более 8 пассажиров. Под эту категорию подпадают практически все крупные автобусы. К ним по правилам этой категории также можно присоединять прицепы с массой менее 0,750 т.

«D1» – подкатегория урезана в разрешенном количестве пассажиров в салоне. Количество оборудованных мест в салоне должно позволять перевозить от 8 до 16 «сидячих» пассажиров. Допускается прицеп до 0,750 т. При открытой «D», «D1» открывается автоматом.

«DE» – для водителей с такой категорией можно к автобусу, описанному в пункте «D», цеплять прицеп массой от 0,750 т до 3,5 т. Также в это описание попадают автобусы-«гармошки», имеющие сочленение.

«D1E» – при таком обозначении прицеп автобуса может быть более 0,750 т, но установлено общее ограничение на массу состава в 12 т. В прицепе во время движения не должны находиться люди. При открытии «DE», подкатегория «D1E» присваивается автоматически.

«E» – позиция исключена из современных правил, а ее функции перераспределены между основными категориями в качестве дополнений.

«M» – отметка в правах дает возможность легально водить мопеды и легкие квадрициклы. Часто ее параллельно открывают при открытии любой другой категории.

«Tm» , «Tb» – с такими позициями в современном водительском удостоверении можно водить трамваи и троллейбусы. Эти пункты перекачивали из особых отметок в полноценные категории.

Получение водительских прав любой категории

Получить право на вождение транспортным средством в России можно только после обучения в автошколе и успешной сдачи экзаменов. Они состоят из теоретической и практической частей.

Для поступления на обучение достаточно сдать документы, оплатить курсы, а затем заполнить и подписать договор. Обязательный документ для начала обучения – медицинская справка формы 083/у-89. Документ является бланком строгой отчетности, поэтому никаких замен ему найти не получится.

После прохождения обучения, надо сдать три обязательных экзамена. Первый – проверка теоретических знаний, второй – практика на полигоне, третий – практика в городских условиях. Именно в такой последовательности проводится сдача.

В теоретической части экзамен проводится на компьютере, где за 20 минут требуется ответить правильно на 20 вопросов. Успешным является результат с не более чем двумя ошибками. При наличии трех и более неверных ответов ученика к практической части не допускают.

На отведенной для экзаменов закрытой площадке необходимо правильно тронуться, остановиться, проехать задом, а также между тумбами, не задев их и не сбив. После успешного заезда можно отправляться с инструктором в городские условия. Там ученик не должен получить более 5 штрафных баллов.

Для повторного прохождения теоретической части соискателю могут дать 7 дней. Также он может в письменной форме получить отказ, который по процедуре обжалуется в судебных органах.

Если же все требования по сдаче экзаменов выполнены успешно, то можно оплачивать госпошлину и проходить фотографирование на удостоверение в ГИБДД. Через полчаса после фото выдаются водительские права. Они ограничены сроком действия на 10 лет.

Возраст получения водительского удостоверения

Мотоциклами и скутерами, попадающими под категории «А1» и «М», можно управлять при наличии прав с 16 лет. Для категорий «А», «B», «С» и подкатегорий «B1» и «C1» требуется достижение 18 лет. Послаблением для «В» является возможность обучения с 17 лет, но получить удостоверение можно лишь при наступлении 18 лет.

Для «D», «D1», «Tm», «Tb» учеба разрешена только после 21 года, а все, что имеет приставку «Е» можно получить после управления основной категорией в течение 12 месяцев. Активацию «C1E» и «D1E» можно провести после открытых «С» и «D» или «С1» и «D1».

Автотранспортные средства подразделяются на несколько категорий в зависимости от степени опасности и сложности управления ими. Объединение нескольких категорий в рамках одного пластикового документа существенно упрощает жизнь и водителя, которому не придется возить кипу документов, и государственного органа, которому не потребуется оформлять большое количество документов. При этом из-за время от времени меняющихся правил нередко возникают затруднения вроде того, какие категории водительских прав будут открыты при замене.

Все транспортные средства делятся на несколько видов. Этот порядок периодически меняется, поэтому возникают вопросы, как открывать категории при замене водительского удостоверения. В 2019 году установлен следующий перечень:

  • категория А – любые мотоциклы массой до 0.4 тонны с двигателем больше 125 кубов;
  • А1 – мотоциклы от 50 до 125 кубов;
  • В – легковушка до 3.5 тонны и с максимальной пассажировместимостью – 8 человек вместе с водителем, включая автомобиль с прицепом до 750 кг;
  • В1 – транспорт с параметрами массы до 550 кг, 50-кубовым двигателем и предельной скоростью в 50 км/ч (квадроцикл, трицикл);
  • С – грузовой автомобиль, который тяжелее 3.5 тонны;
  • D – автобус большей, чем 8 человек, пассажировместимости;
  • M – мопед либо квадрицикл с двигателем до 50 кубов;
  • Тм (Тb) – трамвай или троллейбус, соответственно;
  • добавление к категории буквы Е позволяет ездить с прицепом больше 750 кг.

Военнослужащим предоставлена возможность сдать экзамены на права категории (и соответствующей подкатегории) D с 19 лет, но до вождения они допускаются только в 21 год. Исключение – техника на балансе военного ведомства.

Открываем новые категории

Наличие одной открытой категории не позволяет водителю управлять транспортом другой категории. Гражданину все равно потребуется сдать экзамен. В зависимости от вида автомобиля, выбираются разные испытания и определяются этапы их прохождения. Сдача на категории А, А1, М и В1 проходит следующим образом:

  • кандидат сдает теоретическую часть (вопросы и порядок экзаменации не отличаются от аналогичного испытания на категорию В);
  • успешная аттестация позволяет приступить к последующему этапу – упражнениям на автодроме.

В рамках 3 упражнений выпускник автокурсов должен продемонстрировать умение маневрировать, парковаться и безопасно высаживать пассажиров. Даже при доступе к управлению транспортом всех остальных категорий сдавать на мотоцикл приходится обязательно. Таким образом, на вопрос, можно ли открыть категорию А при замене прав, следует ответить положительно. Однако перед этим все равно потребуется пройти перечисленные испытания. Не сдавать можно будет только теорию. На категорию В и В1 сдается:

  • теория;
  • автодром (испытание включает 6 заданий, однако, сдается только несколько выбранных сотрудником ГИБДД упражнений);
  • вождение в городе (допускается получение не более 5 штрафных балов).

Сдача на автотранспорт категорий С и D осуществляется по такому же порядку. Однако в билеты входят другие вопросы и на автодроме сдаются специализированные упражнения, предназначенные для грузовиков и автобусов. При сдаче на Е следует иметь в виду, что обязательным условием является годовой стаж вождения в той категории, к которой прибавляется Е (ВЕ, СЕ или DЕ). Особый порядок сдачи предусмотрен для кандидатов в водители трамваев и троллейбусов.

Переквалификация с «автомата» на «механику» осуществляется только путем проведения экзамена на площадке ГИБДД. Принимая решение о подготовке к открытию дополнительной категории, следует иметь в виду, что по современным требованиям к экзаменам допускаются только те кандидаты, которые окончили обучение на автокурсах. Сдача экстерном теперь под запретом. Также следует учесть имеющиеся возрастные ограничения.

Процедура замены прав

Срок действия водительских документов ограничен 10 годами. После этого ВУ следует переоформлять в ГИБДД. Использование просроченных документов грозит водителю штрафом в 5-15 тысяч и арестом автомобиля до исправления документов. происходит следующим образом.

  1. Водитель собирает необходимые документы и уплачивает госпошлину (ее размер в этом случае составит 2000 рублей).
  2. Далее документы подаются одним из трех способов: непосредственно в ГИБДД, через МФЦ или через сервис «Госуслуги».
  3. После рассмотрения поданных бумаг, заявителю выдаются права или он получает мотивированный отказ.
  4. Отказать могут только в случае представления не всех документов, наличия в них ошибок и неточностей, а также при обнаружении подлога (чаще всего подделывают медсправку).

Помимо указанной причины, права могут поменять в связи с изменением личных данных водителя, при утере или для замены украденных документов, в случае их повреждения. Сдача на новые категории – это еще одно основание для переоформления водительского удостоверения. Средний срок переоформления – 2-3 суток. Если в ГИБДД не будет больших очередей, процедура осуществится за один прием.

Перенос категорий в новые права


При замене ВУ, как и положено, имеющиеся категории переносятся в переоформленные документы. Однако проблемы возникают у тех, кто меняет документы старого образца на права современного стандарта. Рассмотрим, какие категории открываются автоматически при замене прав в этом случае.

Дающая право на управление мопедом и другим мототранспортом до 50 кубов категория М вписывается во все водительские права в дополнение к любым открытым категориям. Замена прав категории В и С происходит путем внесения в перечень доступных транспортных средств имеющиеся к ним подкатегории В1 и С1. То же самое и с правами на категорию D.

Больше всего вопросов вызывает перенос категории Е в новые права. Раньше это был отдельный пункт, который позволял управлять любым транспортом с прицепом. Теперь на каждую подкатегорию ВЕ, СЕ, DE приходится сдавать отдельно. Однако, если в старых правах были открыты В, С, D и Е, водителю должны предоставить права, позволяющие ездить с прицепом на любом транспорте из категорий В, С и D.

При этом нередко в ГИБДД забывают о ВЕ и добавляют лишь СЕ и DE. Подобное ограничение является незаконным, поэтому водитель имеет все основания на обжалование ошибочного решения. Вначале следует жаловаться руководству ГИБДД. Если это не поможет, следует обратиться в орган правосудия с судебным иском.

Сергей-470

1. Мне надо это делать?

Закончился срок ВУ (были категории АВС). В поликлинике накосячили и проставили в мед. справке значки "V" в графах АВС и "-" во всех остальных. ГИБДД-шники, в связи с этим, сказали, что не могут открыть категории А1, В1, С1, М и не открыли их, таким образом в новом ВУ по прежнему АВС. Они же порекомендовали сходить в поликлинику, исправить мед. справку, вновь оплатить госпошлину и тогда они откроют мне недостающие подкатегории А1, В1, С1, М.

1. Мне надо это делать?

2. Должны ли они были автоматически открыть перечисленные подкатегории?

4. Каким нормативным актом это регламентируется?

ps: Это же ахинея какая-то и развод... Могу ездить на КАМАЗе, но не могу на Газели, могу на ИЖаке, но не могу на мопеде...)))

Сергей-470

Придётся идти в поликлинику, чтобы они выписали новую справку с нужными отметками. Но платить госпошлину за оформление нового ВУ придётся заново. Автоматически подкатегории Вам доступны без сдачи экзаменов на них. Но сотрудники ГИБДД открывают только те категории, которые прописаны в справке.

Пример: при сдаче на категорию А фактически сдаются экзамены и на категорию А1. Но в правах А1 появится только тогда, когда в медсправке будет разрешение на А1.

А зачем мне вообще в ВУ подкатегории А1, В1, С1, М, если они перекрываются категориями АВС. Я ведь, имея в ВУ категории АВС, могу автоматически управлять ТС, подпадающими под подкатегории А1, В1, С1, М?

Или я не правильно понимаю следующее:

Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"

Глава IV. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения

Статья 25. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами

7. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории "А", подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории "А1" и подкатегории "В1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории "В" - подкатегории "В1" (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории "С" - подкатегории "С1", категории "D" - подкатегории "D1", категории "СE" - подкатегории "С1E", категории "DE" - подкатегории "D1E".

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории "М".

Сергей , Вы правильно трактуете закон. Например, в категорию C входят все транспортные средства, относящиеся к подкатегории C1. Т.е. наличие этой подкатегории ни на что не влияет. Также и с остальными категориями.

Удачи на дорогах!

Сергей-470

Спасибо, Максим!

Меня только вот что поражает:

1. Если бы эти изменения в ФЗ были свежими, то это еще можно было бы понять. Но они действуют уже 3 года! И, соответственно, медперсонал и ГИБДД эти 3 года имеют с этим дело. Неужели они до сих пор так и не удосужились разобраться в деталях, чтобы не морочить людям голову!

2. Зачем вообще в медсправке нужна эта таблица с разрешенными категориями/подкатегориями. Разве тетеньке из поликлиники, заверяющей справку, это ведомо - разбираться в типах транспортных средств? Оно ей надо? Она все равно спрашивает у пациента: какие у него категории. Вот на обратной стороне справки все правильно - ограничения по медицинским показаниям. Это их компетенция. Но категории ТС???!!! Абсурд какой-то...

пс: распечатаю п.7 ФЗ, зайду к тому инспектору ГИБДД. Просто интересно, как он это прокомментирует...

Сергей , для разных категорий в медицинской справке предъявляются разные требования к состоянию здоровья. Вы можете изучить их .

Тем не мене, согласен с Вами. Перечень категорий можно было бы заменить на 3 большие группы. Если состояние здоровья соответствует одной из групп, то можно открывать все категории из этой группы в справке.

Удачи на дорогах!

Сергей-470

Да, с большими группами было бы более логично...

Подозреваю, что в нашей поликлинике про этот перечень мед. ограничений не слыхали... Потому что на ВКК тетенька спросила: какие у вас категории? Ну я и ответил: АВС. Без задней мысли... Она проставила галочки в графах АВС, остальные оставила пустыми. Дальше пошел ставить печать МУ в приемную, секретарша сказала, что графы не должны быть пустыми, надо проставить z или -, затем чтобы я потом не смог проставить где захочу. Вернулся на ВКК: так говорю и так. Ну она и проставила "-", опять же без задней мысли. Хотя, по результатам медосмотра, вообще все практически идеально и, по логике, она должна была проставить галки во всех графах, как свидетельство того, что по мед показаниям ограничений нет. Это и поражает... они же обязаны знать эти элементарные нормы...

Андрей-307

Здравствуйте! У меня открыты категории,В, С. Хочу открыть А. Скоро замена ВУ. Необходимо учиться? Или может просто сдача экзамена? Не могу понять

Подкорректируйте фразу "Также существует возможность использования и прицепов, масса которых (превышает) 750 килограммов, при соблюдении следующих требований:"

Костик , спасибо за замечание! Статья обновлена.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте! Истек срок водительского удостоверения, были открыты все категории:АВСDE без каких либо отметок, при замене на удостоверение нового оброзца не досчитался подкатегорий BE,DE. Что получается я 10 лет того не подозоевая был злостным нарушителем правил и закона, таскал прицеп на легковом автомобиле превышающем массу 750 кг. А сейчас и вовсе не имею права. Вопрос каковы мои действия?

Павел , здравствуйте.

Обратитесь в ГИБДД в письменной форме. В заявлении попросите указать, по каким причинам не были открыты категории BE и DE. Результаты прошу написать сюда, подумаем, что делать дальше.

Удачи на дорогах!

Будут ли отмеченные подкатегории B1 C1 в водительском удостоверении если они не были отмечены в медицинской справке? С условием того что в категории B C были отмечены в медицинской справке!!!

Булат , наличие подкатегорий в данном случае не имеет принципиального значения, так как категории B и C включают в себя транспортные средства подкатегорий B1 и C1. То есть права будут иметь один и тот же смысл хоть с подкатегориями, хоть без.

Удачи на дорогах!

Михаил-148

Здравствуй у меня старые права с 2009 г категории в с д е при замене на новые какие категории у меня будут открыты

Михаил , здравствуйте.

В особых отметках Вашего удостоверения есть отметки "E к В", "Е к С" или другие подобные?

Дмитрий-366

А где в правах ставится отметка, что можно управлять только автомобилем категории "В" с АКПП, если учился и сдавал экзамены на автомобиле с АКПП.

Автобус имеет 16 мест для сидения пассажиров и 1 место для стоящего пассажира. Вопрос: ВУ какой категории или подкатегории необходимо иметь для управления таким ТС?

Андрей-359

Здравствуйте. Есть ли сейчас какие-либо ограничения по времени на управление мотоциклами с объёмом двигателя больше 125 см³ (к примеру 800 см³) если водитель недавно открыл категорию А? Или только через определённое время можно повышать объём?

Также касаемо перевозки пассажиров. Влияет ли стаж на это?

Сам я сдавал в 2012 году и таких вопросов и проблем не возникало ибо не было категорий А1 и М и можно было сразу хоть на литр садиться.

По объему двигателя никаких ограничений нет. А вот пассажира первые 2 года возить нельзя.

Денис , данным автобусом можно управлять при наличии подкатегории D1 или категории D. В описании подкатегории D1 количество стоящих мест для пассажиров не ограничивается, а количество мест для сидения соответствует требованиям.

Удачи на дорогах!

По документам, перезвоните

Абдуманнаб

Здравствуй как права минят можно

Добрый день

А теперь могу ли я управлять легковым автомобилем в прицеп массой более 750 кг, при условии что у меня нет "ВЕ" ?

Владимир174

Ruorloval , здравствуйте.

Управлять легковым автомобилем с "тяжелым" прицепом Вы не можете. Для этого Вам нужно открыть категорию BE, т.е. пройти обучение в автошколе и сдать соответствующие экзамены в ГИБДД.