Увольнение при сокращении госслужащих. Выплаты госслужащим при сокращении штатов Расчет при сокращении госслужащего

Если учреждение планирует сокращать госслужащих в 2016 году, важно соблюсти нормы законодательства. Как избежать трудовых споров при сокращении, расскажет этот материал.

Сообщить о предстоящем увольнении по сокращению штатов госслужащим нужно не менее чем за два месяца, причем в письменной форме (часть 2 статьи 31 Закона № 79-ФЗ). Помимо увольняемых сотрудников, необходимо письменно уведомить о предстоящем сокращении штатов выборный профсоюзный орган учреждения. Сделать это нужно также за два месяца до намеченного увольнения (ст. 38 Закона № 79-ФЗ). Расторгнуть служебный контракт с государственным служащим можно и до истечения двухмесячного срока, но только с его письменного согласия (часть 7 статьи 31 Закона № 79-ФЗ).

В течение срока предупреждения об увольнении госслужащего по сокращению штатов учреждение обязано предложить госслужащему все имеющиеся вакантные должности гражданской службы. При этом надо учесть:

  • категорию и группу замещаемой им должности;
  • уровень его квалификации;
  • профессиональное образование;
  • стаж гражданской службы или работы по специальности.

При отсутствии в учреждении таких должностей можно предложить вакансии в иных госорганах в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. № 822 (ч. 5 ст. 31 Закона № 79-ФЗ). Однако госслужащий вправе отказаться от предложенных ему вакантных должностей. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Закона № 79-ФЗ.

В день увольнения с гражданской службы госслужащий обязан сдать служебное удостоверение (ч. 4 ст. 37 Закона № 79-ФЗ).

Увольнение по сокращению штатов отдельных категорий госслужащих

При принятии решения о сокращении того или иного госслужащего 2016 году учреждение оценивает каждого кандидата по следующим критериям:

  • уровню квалификации и профессионального образования;
  • стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
  • результатам профессиональной служебной деятельности.

Сотрудники с более высокой квалификацией и уровнем образования, таким образом, получают преимущество при готовящемся сокращении штатов. Это подтверждает часть 4 статьи 31 Закона № 79-ФЗ. Однако такие преимущества действуют при прочих равных условиях, то есть для подлежащих сокращению госслужащих, которые занимают аналогичные по квалификационным требованиям должности. Учтите, что правильность применения учреждением этих критериев при проведении сокращения штата по заявлению госслужащего может проверить суд.

Положениями Закона № 79-ФЗ не предусмотрен особый порядок увольнения с госслужбы по сокращению штатов для матерей, воспитывающих детей. Следовательно, на них распространяется гарантия, предусмотренная частью 4 статьи 261 Трудового кодекса РФ, которая запрещает увольнять по инициативе работодателя:

  • женщину с ребенком в возрасте до трех лет;
  • одинокую мать ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
  • одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до 14 лет.

Кроме того, учтите, что учреждение не может уволить госслужащего по сокращению штатов в период его временной нетрудоспособности. В том числе в связи с его:

  • увечьем;
  • профессиональным заболеванием;
  • иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей.

Продолжительность периода болезни сотрудника при этом не имеет значения (часть 3 статьи 37 Закона № 79-ФЗ).

Компенсации при увольнении госслужащих по сокращению штата

При увольнении по сокращению госслужащие получают:

  • денежное содержание за отработанное служебное время;
  • компенсацию за дни отпуска, не использованные на дату увольнения;
  • компенсацию, равную четырехмесячному денежному содержанию.

Отметим, что в данном случае выходное пособие, которое выплачивается в соответствии с трудовым законодательством, сокращаемому государственному служащему не положено (ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ).

Обратите внимание на особенности выплаты компенсаций госслужащим, увольняемым по сокращению штатов из учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При сокращении такого госслужащего денежное содержание сохраняется за ним в течение пятого и шестого месяцев после увольнения, если он обратился в службу занятости, но не был трудоустроен (ч. 3.2 ст. 37 Закона № 79-ФЗ).

При расторжении с госслужащим контракта до истечения двухмесячного срока предупреждения об увольнении ему надо выплатить дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания. Она исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ч. 7 ст. 31 Закона № 79ФЗ). При этом учреждению следует учитывать, что такой порядок расторжения контракта влечет за собой дополнительные расходы федерального бюджета. Поэтому подобные решения руководитель учреждения принимает персонально (под личную ответственность) и с учетом целесообразности увольнения. Такие разъяснения дала ФТС России в письме от 29 марта 2011 г. № 01-11/13779 .

Госслужащие, которые проработали в органе власти от 5,5 до 11 месяцев и не использовали своего права на отпуск, при увольнении по сокращению штатов получают также полную компенсацию за неиспользованный отпуск (пункт 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30 апреля 1930 г. № 169). Это средний заработок за календарные дни, предусмотренный статьей 46 Закона № 79-ФЗ. Компенсацию за неиспользованный отпуск за второй рабочий год выплачивают пропорционально отработанному времени (п.7 письма Роструда от 4 марта 2013 г. № 164-6-1). Однако в Рекомендациях, утвержденных протоколом от 19 июня 2014 г. № 2 , служба занятости высказала иную точку зрения. При выплате компенсации за неиспользованный отпуск продолжительностью 28 календарных дней следует исходить из того, что период, за который предоставляется отпуск, равен рабочему году, а не общей продолжительности работы в конкретном учреждении. Иное толкование пункта 28 Правил № 169 означало бы неравное положение сотрудников, проработавших в госоргане менее года, и тех, кто трудится более длительный срок. То есть их дискриминацию. Таким образом, государственный служащий, проработавший в учреждении более одного года и увольняемый в связи с сокращением, вправе получить полную компенсацию за неиспользованный отпуск и за последний рабочий год, если у него в этом периоде накопилось не менее 5,5 месяцев стажа, дающего право на отпуск.

Важно запомнить

Об увольнении в связи с сокращением штата госслужащие должны быть предупреждены не менее чем за два месяца. Запрет дискриминации в сфере труда, а также равенство прав и возможностей работников - это важнейшие принципы правового регулирования трудовых отношений (ст. 2 Трудового кодекса РФ).

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик , или подпишитесь на журнал.

В апреле 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ в законодательстве о государственной гражданской службе появилось «новое» основание увольнения - сокращение должностей гражданской службы в государственном органе. Неужели раньше государственные органы не нуждались в оптимизации своей численности? Процесс этот, конечно же, происходил и ранее, а вот соответствующая статья для прекращения служебных правоотношений отсутствовала. В настоящее время законодатель исправил этот недочет, включив сокращение должностей гражданской службы в государственном органе в перечень оснований для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Какие же особенности присущи сокращению должностей в государственных органах?

Как и в случае прекращения трудовых отношений в связи с сокращением численности или штата работников организации, особенности расторжения служебного контракта можно условно разделить на две группы:

  • связанные с процедурой увольнения;
  • связанные с предоставлением гарантий и компенсаций.

Общее правило, которое зачастую кардинальным образом влияет на применение Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о госслужбе), содержится в ст. 73 Закона. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом о госслужбе.

Данное правило распространяется и на случаи, связанные с сокращением штата государственного органа.

Сокращение должностей регламентировано ст. 31 и 37 Закона о госслужбе. В связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ названные нормы претерпели существенные изменения.

Рассмотрим порядок увольнения госслужащих в связи с сокращением в свете произошедших изменений.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБ УВОЛЬНЕНИИ

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы служащий предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Вместе с тем в отличие от трудовых правоотношений служебные отношения в связи с сокращением должностей в большинстве случаев увольнением не заканчиваются. В силу ч. 1 ст. 31 Закона о госслужбе при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления ему (с письменного согласия) иной должности гражданской службы в том же либо в другом государственном органе.

Таким образом, общая схема действий представителя нанимателя на данном этапе сводится к тому, чтобы в установленном порядке известить служащего о сокращении должности, которую он замещает в государственном органе, и предложить ему имеющиеся вакансии.

Можно ли досрочно прекратить контракт со служащим, предупрежденным о сокращении?

Возможность расторгнуть контракт со служащим без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца и ранее в законе предусматривалась. Однако никак не решался вопрос, связанный с выплатой денежной компенсации.

Суды, руководствуясь ст. 73 Закона о госслужбе, применяли к этой ситуации положения ст. 180 ТК РФ, обязывая государственные органы к выплате дополнительной денежной компенсации.

Теперь пробел устранен. Пункт 7 ст. 31 Закона о госслужбе устанавливает, что представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе досрочно расторгнуть с ним служебный контракт, выплатив ему с выходным пособием дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

УЧЕТ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА

Обратите внимание! В отличие от аналогичных положений ст. 179 ТК РФ стаж гражданской службы либо работы (службы) по специальности является преимуществом для оставления на службе

При решении вопроса о расторжении служебного контракта с конкретным гражданским служащим, замещающим одну из сокращаемых должностей, необходимо руководствоваться положениями о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы.

Законодательно установленными критериями данного права согласно п. 4 ст. 31 Закона о госслужбе являются:

  • более высокая квалификация;
  • уровень профессионального образования;
  • большая продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности;
  • наиболее высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

К концу 2013 г. в нашем управлении должны быть сокращены две единицы по одной должности. Для того чтобы выяснить, с кем из сотрудников будет расторгнут контракт, нужно оценить преимущественное право на оставление на работе. Но сделать это достаточно сложно. Неправильная оценка может привести к иску о восстановлении на службе. Что можно предпринять, чтобы оценка преимущественного права была всесторонней и объективной?

Для всесторонней оценки служащих, занимающих должность, по которой предполагается провести сокращение, можно организовать внеочередную аттестацию.

Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. При этом результаты аттестации могут служить подтверждением уровня квалификации служащего и использоваться для оценки результатов его профессиональной деятельности.

Частью 3 ст. 31 Закона о госслужбе прямо предусмотрено, что в течение двухмесячного срока уведомления в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Вместе с тем проведение аттестации является правом, а не обязанностью представителя нанимателя. На практике аттестация зачастую не проводится, что, на наш взгляд, является серьезной стратегической ошибкой.

Е. обратилась в суд с исками к управлению ЗАГС Амурской области о признании незаконным решения аттестационной комиссии и о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда . Иск мотивировала тем, что представителем нанимателя не было учтено ее преимущественное право на оставление на службе при сокращении должностей.

Судом было установлено, что до сокращения одной единицы должности ведущего специалиста - эксперта отдела ЗАГС в указанном отделе предусматривалось две единицы такой должности, одна из которых замещалась истицей, а вторая - Т. Соответственно при сокращении одной из этих штатных единиц ответчик обязан был решить вопрос о преимущественном праве Е. либо Т. на оставление в должности.

Для определения преимущественного права на замещение должности ведущего специалиста - эксперта отдела на основании приказа начальника управления ЗАГС была назначена внеочередная аттестация. Ее цель состояла в выявлении гражданских служащих, имеющих более высокую квалификацию и результаты профессиональной служебной деятельности.

Начальником отдела ЗАГС управления ЗАГС Амурской области Н. был представлен отзыв на Е., согласно которому истец соответствует замещаемой должности государственного служащего - ведущего специалиста отдела ЗАГС, однако допускает ошибки при государственной регистрации актов гражданского состояния, в работе с запросами граждан и организаций, неуверенно работает на компьютере. Истец была ознакомлена с отзывом под роспись и выразила свое несогласие с ним.

Также начальником отдела ЗАГС управления ЗАГС Амурской области Н. был представлен отзыв на Т., в котором каких-либо недостатков в работе служащей не отмечалось.

Как следует из материалов дела и подтверждается протоколом заседания, постоянно действующей конкурсной (аттестационной) комиссией управления ЗАГС Амурской области проведена внеочередная аттестация Е. с целью определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы области и для выявления преимущественного права на замещение должности гражданской службы. Как следует из аттестационного листа, Е., ведущий специалист - эксперт отдела ЗАГС, не соответствует замещаемой должности. С аттестационным листом истец ознакомлена под роспись. В отношении Т. аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии замещаемой должности.

Как следует из доводов Е., изложенных в иске, она считает, что в протоколе заседания аттестационной комиссией произведены умышленные искажения вопросов и ответов на них.

Проверяя указанные доводы истца, судом в качестве свидетеля была опрошена С., которая пояснила, что входит в аттестационную комиссию управления ЗАГС Амурской области уже около двух лет как независимый эксперт. Она участвовала в аттестации Е., подписывала протокол. Процедура была обычная, вопросы задавались по законодательству о государственной гражданской службе, профессиональных должностных обязанностях, а также касались работы со специальной программой на персональном компьютере.

С. должна была оценить правильность проведения процедуры. Нарушений она не отметила; она сама задавала вопросы, оценивала работу претендентов на компьютере. В протоколе есть ее мнение по поводу проведения внеочередной аттестации. Истица, по ее мнению, не соответствовала замещаемой должности по нескольким основаниям: неправильно составляла документы, неуверенно пользовалась ПК, давала неполные ответы. Комиссия пришла к выводу, что истица не соответствует замещаемой должности. В протоколе заседания аттестационной комиссии все изложено верно.

Рассмотрев все представленные доказательства, суд отказал в иске, признав увольнение законным и обоснованным.

Как видно из приведенного примера, результаты внеочередной аттестации помогают работодателю принять правильное решение по вопросу наличия/отсутствия преимущественного права. При этом опровергнуть результаты проведенной аттестации в суде действительно достаточно сложно.

В совокупности это значительно упрощает представителю нанимателя решение задачи, связанной с определением преимущественного права на оставление на службе.

Сотрудник, подлежащий увольнению в связи с сокращением штата, признан аттестационной комиссией не соответствующим занимаемой должности. Можно ли в связи с этим уволить его не по сокращению, а по основанию, предусмотренному подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе (несоответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы)?

В случае проведения внеочередной аттестации для целей установления преимущественного права на оставление на службе в связи с сокращением должности государственного органа принятие аттестационной комиссией решения о том, что гражданский служащий не соответствует замещаемой должности, не дает представителю нанимателя права уволить его по иному, нежели сокращение штата, основанию.

Статья 37 Закона о госслужбе действительно предусматривает, что служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от занимаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по причине несоответствия его замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Тем самым Закон о госслужбе фактически продублировал аналогичное основание увольнения, предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (расторжение трудового договора вследствие несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации).

Вместе с тем специфика аттестационной процедуры на государственной гражданской службе делает невозможным увольнение по данному основанию в рассматриваемой ситуации.

Так, в силу ч. 5 ст. 48 Закона о госслужбе внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Согласно ч. 15 той же статьи по результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

По результатам аттестации в течение месяца издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

1) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке долж ностного роста;

3) понижается в должности гражданской службы.

Данный перечень является исчерпывающим и не предусматривает возможность принятия решения об увольнении гражданского служащего непосредственно по результатам аттестации.

Расторжение служебного контракта при этом возможно, только если он:

а) отказывается от предложенной для замещения нижестоящей должности государственной гражданской службы;

б) отказывается пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

И все-таки вопрос о том, можно ли по итогам внеочередной аттестации (если аттестационная комиссия придет к выводу, что гражданский служащий не соответствует замещаемой должности, и при этом он откажется от перевода на нижестоящую должность) уволить гражданского служащего не в связи с сокращением должностей, а по результатам аттестации, т. е. по подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе, возникает очень часто. Ответить на него необходимо, поскольку в случае принятия подобного решения служащий лишается гарантий и компенсаций при расторжении контракта в связи с сокращением.

Посмотрим, как на такой вопрос отвечает суд.

П. обратилась с иском к ответчику - Управлению по контролю и надзору в сфере образования при Министерстве образования Республики Башкортостан (далее - Управление) о признании недействительными результатов внеочередной аттестации. В соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 04.08.2010 № УП-449 «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан» в Управлении была проведена процедура реорганизации в форме преобразования в отдельный республиканский орган исполнительной власти (Обрнадзор).

В соответствии с приказом начальника Обрнадзора была проведена внеочередная аттестация сотрудников структурных подразделений, в которых проводилось сокращение должностей гражданской службы. На основании выводов аттестационной комиссии П. была признана не соответствующей занимаемой должности и уволена по подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе за несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, что явилось основанием для иска.

Рассматривая данное дело, суд отметил, что основанием для увольнения П. послужили результаты внеочередной аттестации.

В данном случае представитель нанимателя нарушил требования ч. 1 и п. 1 ч. 5 ст. 48 Закона о госслужбе, согласно которым очередная аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы, а внеочередная - после принятия в установленном порядке решения о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе.

Несоответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами очередной аттестации, является основанием для увольнения по инициативе нанимателя. В свою очередь, результаты внеочередной аттестации применяются в иных целях, а именно: для определения наличия у служащего преимущественного права на замещение должности гражданской службы (в том числе если речь идет о службе в другом государственном органе). На этом основании суд признал увольнение истицы неправомерным.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ДОЛЖНОСТИ

Статья 81 ТК РФ предусматривает, что увольнение по сокращению штата допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Нарушение данной обязанности является безусловным основанием для восстановления на работе.

Ранее действовавшая редакция Закона о госслужбе устанавливала, что представитель нанимателя имеет право (но не обязан) предоставить гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможность замещения иной должности гражданской службы.

На практике суды зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований, мотивированных тем, что представитель нанимателя не предложил сокращаемому гражданскому служащему имеющиеся вакантные должности.

Служебный контракт с И. был расторгнут по п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе. Считая произведенное увольнение незаконным, поскольку ей не были предложены для замещения имеющиеся в государственном органе вакантные должности, служащая обратилась в суд с иском.

Рассматривая данное дело, суд отметил, что предложение вакантной должности, направление гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации не является обязанностью представителя нанимателя.

С вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ ситуация существенно изменилась в пользу государственных служащих.

Ныне, руководствуясь ч. 1 ст. 31 Закона о госслужбе, представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан предложить служащему иную должность гражданской службы в том же государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности;

2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности при условии прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации по образовательной программе, соответствующей направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

Таким образом, закон теперь четко закрепляет императивную обязанность представителя нанимателя предложить в указанных случаях увольняемому гражданскому служащему иную вакансию в том же государственном органе.

Если же в госоргане вакансии отсутствуют, то представитель нанимателя может предложить служащему вакансии в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ. Как видим, предоставление вакантных должностей гражданской службы в иных государственных органах по-прежнему является правом, а не обязанностью представителя нанимателя. И это вполне обоснованно, поскольку заполнение имеющихся вакансий является исключительной прерогативой работодателя (иного государственного органа).

Порядок предоставления таких вакантных должностей Правительством РФ в настоящее время не определен.

Законом о госслужбе предусматривается конкурсный порядок замещения должностей гражданской службы, исключения из которого исчерпывающим образом сформулированы в ст. 22 названного Закона. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 22 конкурс не проводится при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 28, ч. 1 ст. 31 и ч. 9 ст. 60.1 Закона о госслужбе.

Принимая во внимание п. 4 ч. 2 ст. 22 Закона о госслужбе, представитель нанимателя обязан предложить служащему вне конкурса иную должность гражданской службы в том же государственном органе.

Порядок реализации данного положения прописан ч. 2-5 ст. 31 Закона о госслужбе. Такой порядок, в частности, предусматривает, что предложение всех имеющихся вакансий в данном государственном органе является обязанностью представителя нанимателя. И при определении подходящей для данного государственного служащего вакансии представитель нанимателя обязан учитывать только: категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровень его квалификации, профессионального образования, стаж гражданской службы или работы по специальности.

Комплексное применение п. 4 части 2 ст. 22, частей 1 и 5 ст. 31 Закона о госслужбе позволяет сделать вывод, что представитель нанимателя обязан предлагать все имеющиеся свободные должности, которым служащий соответствует по установленным критериям, независимо от того, предусмотрен конкурс для замещения данной должности или нет. Иными

словами, при предоставлении гражданскому служащему иной должности гражданской службы в случае расторжения служебного контракта по сокращению штата конкурс проводиться не должен.

ОФОРМЛЕНИЕ РАСТОРЖЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА

Увольнение государственного служащего оформляется приказом, составляемым по унифицированной форме № Т-8 (утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты») (приложение 1 ).

В приказе и трудовой книжке (приложение 2 ) запись об увольнении производится со ссылкой на п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе.

В силу ч. 4 ст. 37 Закона о госслужбе гражданский служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров. Несколько странно, что данное правило включено в статью, посвященную основаниям увольнения служащего по инициативе представителя нанимателя. Представляется, что указанная обязанность должна была быть зафиксирована в ст. 33 Закона о госслужбе.

В следующем номере журнала мы поговорим о том, какие гарантии и компенсации предоставляются государственным гражданским служащим в связи с сокращением численности или штата.

Приложение 1

Пример оформления приказа об увольнении государственного гражданского служащего по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе (унифицированная форма № Т-8)

Приложение 2

Пример внесения в трудовую книжку государственного гражданского служащего записи об увольнении по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе

В соответствии со ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (далее — ФЗ «О государственной гражданской службе») о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе все имеющиеся соответственно в том же государственном органе вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе» и при упразднении государственного органа в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст.

Порядок правильного увольнения с госслужбы

37 ФЗ «О государственной гражданской службе».

Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока (2 месяца), выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Согласно ст. 38 ФЗ «О государственной гражданской службе» при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.

В силу ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе» в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п. 8.1 — 8.3 ч 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе», гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

В соответствии с п. 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Таким образом, государственный гражданский служащий может быть уволен по сокращению, при наличии его заблаговременного уведомления о сокращении и предоставлении ему перечня вакантных должностей, при этом закон подразумевает предоставление всех возможных вакантных должностей. Помимо этого государственному гражданскому служащему выплачивается единовременная компенсация при сокращении.

Порядок сокращения государственного служащего

Сокращение штатов в государственном учреждении: увольняем служащих правильно

Увольнение госслужащих имеет свои нюансы и очень важно соблюдать все требования закона. В частности, стоит поговорить о том, как следует увольнять служащих в связи с намечающимся сокращением штата.

Увольнение госслужащего: общие правила

Все отношения, которые возникают в результате государственной службы, урегулированы специальным законом — ФЗ №79 от 27.07.2004 года (Далее в тексте — Закон). Если какие-либо моменты не урегулированы Законом, то применяются требования трудового законодательства.

Сокращение госслужащих в 2013 году продолжается

К такому выводу пришел уполномоченный Конституционный Суд РФ в ноябре 2011 года, описав его в своем постановлении. Для расторжения заключенного служебного контракта с сотрудником (в соответствии с инициативой работодателя) необходимо соблюдение оснований, исчерпывающий список которых указан в статье 37 Закона. В данной статье, среди других, указано такое основание для увольнения, как процесс сокращения штата. Для соблюдения всех требований необходимо подтвердить факт сокращения штатов специальным приказом, а так же штатным расписанием.

Госслужащий должен быть уведомлен о том, что он будет уволен не позже чем за 2 месяца до дня увольнения. Более того, уведомление сотрудника должно производиться в письменной форме (требование 31 статьи Закона). Кроме сотрудников, которые будут уволены, необходимо уведомить о намечающемся сокращении штатов профсоюзный орган учреждения. Профсоюзный орган так же уведомляется за два месяца до запланированных увольнений. Срок может быть нарушен и сотрудник будет уволен раньше, чем через два месяца, но это возможно только с его письменного согласия.

Данный двухмесячный срок отведен для того, чтобы предложить государственному служащему имеющиеся свободные должности в области госслужбы. Однако стоит учесть:

  1. группу и категорию замещаемой им должности;
  2. профессиональное образование;
  3. уровень квалификации служащего;
  4. стаж работы на занимаемой государственной должности или работы по специальности.

Если в аналогичных госорганах нет вакантных мест, то сотруднику могут предложить работы в государственных органах другого вида. Если сотрудник отказывается работать на предлагаемом месте, со служебный контракт разрывается. В день, когда сотрудник считается уволенным, он обязан сдать свое служебное удостоверение.

Нюансы увольнения госслужащих в связи с сокращением

В процессе сокращения штатов по каждому сотруднику проводится оценка:

  1. уровня квалификации;
  2. уровня профессионального образования;
  3. стажа на госдолжности, работы по специальности, а так же по направлению подготовки;
  4. результаты служебной профессиональной деятельности.

Естественно, чем больше опыт работы, чем выше уровень образования, тем больше шансов сотруднику остаться на своем рабочем месте в преддверии процесса сокращения штатов. Однако, сравниваются кандидаты, которые служат на одном рабочем месте, занимают аналогичные должности, для того, чтобы кандидаты сравнивались при прочих равных условиях. Стоит быть очень внимательным, справедливым и ответственным при принятии решения об увольнении в связи с сокращением штатов, так как такое решение может проверить суд.

Есть особые нюансы при увольнении женщин в связи с сокращением, имеющих детей. Это связано с распространяющимися на них гарантиями. перечисленными в Трудовом кодексе РФ. Работодатель не может индивидуально принять решение об увольнении:

  1. женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет;
  2. одиноких матерей, ухаживающих за ребенком-инвалидом младше 18 лет;
  3. одиноких матерей, имеющих чадо младше 14 лет.

Так же госорган не может уволить сотрудника, если он в данный момент является временно нетрудоспособным. Так же невозможно уволить служащего, в связи с его:

  1. увечьем;
  2. некоторыми профессиональными заболеваниями;
  3. иными повреждениями здоровья, которые связаны с выполнением служебных обязанностей.

Так же Закон гласит, что длительность болезни не имеет отношение к принятию решения об увольнении.

Увольнение госслужащих по сокращению: выплата компенсации

При увольнении госслужащего при сокращении они получают:

  1. денежное вознаграждение за отработанное время;
  2. компенсация за неиспользованные дни отпуска в связи с увольнением;
  3. компенсацию, которая равна четырем месячным денежным содержаниям.

Не стоит забывать, что в Трудовом законодательстве есть нормы, регулирующие выходные пособия для работников вне сферы государственной службы. Такие пособия не выплачиваются госслужащим, так как на них распространяются нормы Закона

Вернуться назад на Сокращение 2018

За последний год, почти 10% рабочих было уволено, и рабочие места просто так простаивают.

И для того, чтобы получить более детальную информацию, мы обратились к нескольким источникам и информационным агентствам, в последствии которых нам стала известна следующая информация, которая будет изложена ниже.

Выплаты госслужащим при сокращении в 2018 году

Скажем наперед, что новости неутешительные, и надеяться на то, что вы снова сможете спокойно работать на своем старом месте не стоит, потому что сокращения как и в 2017 году – будут проходить и в 2018 году, и по своему характеру они будут более масштабными.

Но, не будет отходить от темы, и продолжим далее.

Да сокращения будут. Нас вновь ждут сокращения, только сейчас это называется оптимизация расходов.

Знакомый работал в Детском доме творчества на полставки.

Вел фотокружок для детей.

Дети учились работать с фотоаппаратом с различными редакторами.

Участвовали в различных фотоконкурсах на уровне области.

Дети становились и призерами и лауреатами различных уровней. За свою работу он получал в районе пяти тысяч рублей.

Но с 1 декабря 2018 года его и пять коллег совместителей попросили написать заявления по собственному желанию. Все это делается для того, чтобы повысить оклад основным работникам.

Ещё с 2014 года началась программа правительства по реорганизации государственных служащих.

Ещё с того времени пошли первые их сокращения.

Правительство боялось признаться, что денег в бюджете нет, и они не смогут обеспечить зарплатами всех работников.

Начали они с тех, кто находился не на своём рабочем месте, т.е. работали не по профилю.

По слухам продолжатся сокращения бюджетников и в 2018 году.

Вроде как причинами для сокращения будут служить совсем уж фантастические причины: работник должен знать в совершенстве русский язык, ориентироваться в политике и знать антикоррупционную политику.

Зачем необходимо знать это госслужащим, не совсем понятно.


Часто сотрудник сразу же получает двойное выходное пособие, по распоряжению работодателя. Работник, вставший на учет в государственный центр занятости вправе получить третий раз выходное пособие в размере среднего ежемесячного оклада от бывшего работодателя. Увольнение по сокращению штата регламентируется трудовым законодательством, где зафиксирован минимальный размер выходного пособия, на который может рассчитывать увольняемый по сокращению сотрудник. Причем, для госслужащих и работников муниципальных организаций это законы такие: No 79-ФЗ и No 25-ФЗ. Для сотрудников Министерства внутренних дел и силовых структур – отдельные. Условия для работающих по найму Трудовой кодекс Российской Федерации диктует, что размер пособия по сокращению равняется среднему ежемесячному заработку. Каким образом рассчитывать это расписано в статье 139 того же кодекса.

Выходное пособие при сокращении. расчет выплат после сокращения.

Увольнение по сокращению штата — крайняя мера для руководителя.

ВниманиеТакой необходимостью могут быть известные явления, к примеру, общий финансовый кризис.

Для человека, сокращение — это изменение его дел в худшую сторону.

ИнфоПотеря ежемесячного дохода никого не может порадовать.
Работодатель всегда выступает как более защищенная сторона, потому закон обязует руководство компании или организации при сокращении штатов частично восполнить потерю доходов уволенному сотруднику.Сколько окладов выплачивают при сокращении Трудовой кодекс РФ – гарантия соблюдения прав всех сторон трудового соглашения.

На какое количество окладов рассчитывать при сокращении

Ситуация может сложиться так, что работодатель и увольняемый сотрудник расторгнут трудовой договор раньше положенного 2 месячного срока, предусмотренного законом по сокращению.


Все причитающиеся работнику выплаты будут произведены в последний рабочий день.
То есть в этот день работодатель рассчитается с работником:

  • по заработной плате,
  • оплатит неизрасходованный отпуск, отгулы,
  • и выдаст выходное пособие.

С этого момента работник сможет еще раз явиться за заработной платой спустя 2 месяца безуспешных поисков работы.

Для этого нужно будет предоставить оригинал трудовой книжки с отсутствием новых записей, письменное заявление.

Сокращение с муниципальной должности

Варианты продолжения трудовых отношений Законом №79-ФЗ (ч.

1 ст.31) предусматривается, что в случае сокращения должностей гражданской службы трудовые отношения с занимающими их служащими могут быть продолжены:

  • если госслужащему предоставят возможность замещения иной должности гражданской службы в этой же государственной организации, либо в другом госоргане с учетом стажа его работы (службы) по специальности или стажа гражданской службы, профессионального образования госслужащего и уровня его квалификации;
  • при направлении гражданского служащего на повышение квалификации либо профессиональную переподготовку.

3 ст. 30 Закона №79-ФЗ). В этом случае с госслужащим, попавшим под сокращение, заключается срочный служебный контракт (см.

Cколько окладов выплачивают при сокращении в 2017 году?

Статья 37 «Закона о госслужбе» говорит, что компенсация по сокращению равняется окладу за 4 месяца для гражданского лица, находящегося на гражданской службе.

ВажноОднако, выходное пособие для них не предусмотрено. Для тех государственных работников, стаж которых 20 и более лет полагается 7 ежемесячных окладов, согласно ч.
9 ст.31 Закона No 79-ФЗ. Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя 1.

Выплаты при сокращении госслужащих в 2017 году

В качестве небольшой справки хотелось бы сообщить, что в соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан уведомить работника о предстоящем сокращении не менее, чем за два месяца до дня предстоящего увольнения.

Процедура уведомления работников достаточно непростая и требует отдельного рассмотрения.

○ Сроки получения обязательных выплат. Пример расчета. Трудовой кодекс РФ определяет следующие особенности получения сокращённым сотрудником обязательных выплат:

  1. В день увольнения сотрудник вправе получить заработную плату, а также пособие за первый месяц (независимо от того нашёл человек новое место работы или нет).

Сокращение штата госслужащих. можно ли восстановиться на работе?

Исключения составляют работники, нанятые на сезонный характер работ (уборку овощей, к примеру).

Для таких работников предусмотрено выходное пособие в размере половины оклада.

Все о сокращении государственного служащего

За бывшим работником сохраняется право получить второй раз выходное пособие, если его поиск работы был в течение этих 2х месяцев безрезультатным.

То есть на это время законом сохранена за уволенным сотрудником его заработная плата.

Размер выходного пособия у работников Крайнего севера значительно отличается за счет положенной им компенсации.

Также эта льготная группа работников, увольняемых по сокращению, имеет дополнительно возможность получить второе выходное пособие спустя не 2, а 3 месяца.

Так же для них предусмотрены исключительные случаи, при которых срок сохранения заработной платы может быть продлен до 5 месяцев.

Размер выходного пособия для работников по совместительству.

Как уволить муниципального служащего?

После этого все нюансы согласуются с руководством, и решается вопрос с отработкой.

Ее при договоренности с руководством можно заменить неиспользованным отпуском.

Однако, на это необходимо согласие начальства, а если оно не согласно предоставлять отпуск ‒ то служащий обязан отработать положенный период. До даты увольнения работник обязан посещать рабочее место и следовать внутреннему трудовому распорядку органа местного самоуправления. По инициативе работодателя Работодатель может выразить инициативу для увольнения служащего по разным основаниям. Среди них находятся не только те, что связаны с виной служащего, как, например, прогул. К увольнению по инициативе нанимателя относится и сокращение штатов, а также иные основания.

Работник, попадающий под увольнение, должен быть оповещен путем направления ему соответствующего уведомления.

При сокращении государственных или муниципальных служащих также существуют определённые особенности, которые необходимо рассматривать отдельно, однако, выплаты им предоставляются на общих основаниях. Хочется отдельно обратить ваше внимание на выплаты, которые полагаются при сокращении сезонных работников. Статья 296 ТК РФ закрепляет обязанность работодателя оплатить работнику сумму в размере двухнедельного заработка. Последующие выплаты работодатель осуществлять не должен. Несколько другие сроки получения рассматриваемых выплат законодателем предусмотрены для работников районов Крайнего Севера (ст. 318

ТК РФ). При сокращении этой категории уволенному сотруднику положено оплатить три месяца, в случае, если человек не встал на учёт в центр занятости.

Увольнение госслужащих имеет свои нюансы и очень важно соблюдать все требования закона. В частности, стоит поговорить о том, как следует увольнять служащих в связи с намечающимся сокращением штата.

Увольнение госслужащего: общие правила

Все отношения, которые возникают в результате государственной службы, урегулированы специальным законом - ФЗ №79 от 27.07.2004 года (Далее в тексте - Закон). Если какие-либо моменты не урегулированы Законом, то применяются требования трудового законодательства. К такому выводу пришел уполномоченный Конституционный Суд РФ в ноябре 2011 года, описав его в своем постановлении. Для расторжения заключенного служебного контракта с сотрудником (в соответствии с инициативой работодателя) необходимо соблюдение оснований, исчерпывающий список которых указан в статье 37 Закона. В данной статье, среди других, указано такое основание для увольнения, как процесс сокращения штата. Для соблюдения всех требований необходимо подтвердить факт сокращения штатов специальным приказом, а так же штатным расписанием.

Госслужащий должен быть уведомлен о том, что он будет уволен не позже чем за 2 месяца до дня увольнения. Более того, уведомление сотрудника должно производиться в письменной форме (требование 31 статьи Закона). Кроме сотрудников, которые будут уволены, необходимо уведомить о намечающемся сокращении штатов профсоюзный орган учреждения. Профсоюзный орган так же уведомляется за два месяца до запланированных увольнений. Срок может быть нарушен и сотрудник будет уволен раньше, чем через два месяца, но это возможно только с его письменного согласия.

Данный двухмесячный срок отведен для того, чтобы предложить государственному служащему имеющиеся свободные должности в области госслужбы. Однако стоит учесть:

  1. группу и категорию замещаемой им должности;
  2. профессиональное образование;
  3. уровень квалификации служащего;
  4. стаж работы на занимаемой государственной должности или работы по специальности.
Если в аналогичных госорганах нет вакантных мест, то сотруднику могут предложить работы в государственных органах другого вида. Если сотрудник отказывается работать на предлагаемом месте, со служебный контракт разрывается. В день, когда сотрудник считается уволенным, он обязан сдать свое служебное удостоверение.

Нюансы увольнения госслужащих в связи с сокращением

В процессе сокращения штатов по каждому сотруднику проводится оценка:
  1. уровня квалификации;
  2. уровня профессионального образования;
  3. стажа на госдолжности, работы по специальности, а так же по направлению подготовки;
  4. результаты служебной профессиональной деятельности.
Естественно, чем больше опыт работы, чем выше уровень образования, тем больше шансов сотруднику остаться на своем рабочем месте в преддверии процесса сокращения штатов. Однако, сравниваются кандидаты, которые служат на одном рабочем месте, занимают аналогичные должности, для того, чтобы кандидаты сравнивались при прочих равных условиях. Стоит быть очень внимательным, справедливым и ответственным при принятии решения об увольнении в связи с сокращением штатов, так как такое решение может проверить суд.

Есть особые нюансы при увольнении женщин в связи с сокращением, имеющих детей. Это связано с распространяющимися на них гарантиями. перечисленными в Трудовом кодексе РФ. Работодатель не может индивидуально принять решение об увольнении:

  1. женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет;
  2. одиноких матерей, ухаживающих за ребенком-инвалидом младше 18 лет;
  3. одиноких матерей, имеющих чадо младше 14 лет.
Так же госорган не может уволить сотрудника, если он в данный момент является временно нетрудоспособным. Так же невозможно уволить служащего, в связи с его:
  1. увечьем;
  2. некоторыми профессиональными заболеваниями;
  3. иными повреждениями здоровья, которые связаны с выполнением служебных обязанностей.
Так же Закон гласит, что длительность болезни не имеет отношение к принятию решения об увольнении.

Увольнение госслужащих по сокращению: выплата компенсации

При увольнении госслужащего при сокращении они получают:
  1. денежное вознаграждение за отработанное время;
  2. компенсация за неиспользованные дни отпуска в связи с увольнением;
  3. компенсацию, которая равна четырем месячным денежным содержаниям.
Не стоит забывать, что в Трудовом законодательстве есть нормы, регулирующие выходные пособия для работников вне сферы государственной службы. Такие пособия не выплачиваются госслужащим, так как на них распространяются нормы Закона


Каждому сотруднику очень приятно получать надбавки к зарплате, поощрительные выплаты и премии. Некоторые из них даются всем сотрудникам в преддверии каких-то государственных или...


Руководителям государственных, или как их еще величают муниципальных, учреждений могут самостоятельно выбирать способ ведения бухгалтерского учета. Среди таких видов:...


Сразу стоит отметить, что совместитель не может работать так же как и на основном месте работы, то есть на полную ставку. Именно поэтому многие бухгалтера задаются вопросом как...


Довольно часто на предприятие возникает ситуация, когда в отношении одного из сотрудников поступает исполнительный лист, требующий уплату алиментов в пользу несовершеннолетнего...

Здравствуйте! Работаю госслужащим. Мою должность хотят сократить. Каков порядок сокращения? Компенсация при сокращении мне будет выплачена единовременно или по частям?

  • Вопрос: №2468 от: 2016-02-15.

По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

В соответствии со ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (далее - ФЗ «О государственной гражданской службе») о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе все имеющиеся соответственно в том же государственном органе вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе» и при упразднении государственного органа в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе».

Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока (2 месяца), выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Согласно ст. 38 ФЗ «О государственной гражданской службе» при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.

В силу ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе» в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п. 8.1 - 8.3 ч 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе», гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

В соответствии с п. 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Таким образом, может быть уволен по сокращению, при наличии его заблаговременного уведомления о сокращении и предоставлении ему перечня вакантных должностей, при этом закон подразумевает предоставление всех возможных вакантных должностей. Помимо этого государственному гражданскому служащему выплачивается единовременная компенсация при сокращении.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.