Угроза возникновения чрезвычайной ситуации. Виды чрезвычайных ситуаций, характеристика и классификация. Понятие чрезвычайной ситуации

Техногенные чрезвычайные ситуации классифицируются по типам аварий, которые являются источниками основных видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера, и частично характеризуют также сферу и особенности проявления этих опасных событий.

Классификация техногенных чрезвычайных ситуаций

Вид техногенной чрезвычайной ситуации

Опасные события

Транспортные аварии (катастрофы)

Аварии грузовых железнодорожных поездов, аварии пассажирских поездов, поездов метрополитена, аварии (катастрофы) на автомобильных дорогах (крупные автодорожные катастрофы), аварии транспорта на мостах, в туннелях и железнодорожных переездах, аварии на магистральных трубопроводах, аварии грузовых судов (на море и реках), аварии (катастрофы) пассажирских судов (на море и реках), аварии (катастрофы) подводных судов, авиационные катастрофы в аэропортах и населенных пунктах, авиационные катастрофы вне аэропортов и населенных пунктов, наземные аварии (катастрофы) ракетных космических комплексов, орбитальные аварии космических аппаратов

Пожары, взрывы, угроза взрывов

Пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов, пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ, пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах, пожары (взрывы) в зданиях, сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения, пожары (взрывы) на химически опасных объектах, пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах, обнаружение неразорвавшихся боеприпасов, утрата взрывчатых веществ (боеприпасов)

Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ

Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ при их производстве, переработке или хранении (захоронении), аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ, образование и распространение опасных химических веществ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии, аварии с химическими боеприпасами, утрата источников химически опасных веществ

Аварии с вы-бросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ

Аварии на АЭС, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ, аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на предприятиях ядерно-топливного цикла

Аварии с выбросом (угрозой вы-броса) радиоактивных веществ

Аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом радиоактивных веществ на борту, аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ, аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения или установки, утрата радиоактивных источников

Аварии с выбросом (угрозой вы-броса) биологически опасных веществ

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях промышленности и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях), аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) биологических веществ, утрата биологически опасных веществ

Гидродинамические аварии

Прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений, прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек) с образованием прорывного паводка, прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек), повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях

Внезапное обрушение зданий, сооружений

Обрушение производственных зданий и сооружений, обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения, обрушение элементов транспортных коммуникаций

Аварии на электроэнергетических системах

Аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей, аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий, выход из строя транспортных электроконтактных сетей

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

Аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ, аварии на тепловых сетях (система горячего водоснабжения) в холодное время, аварии в системах снабжения населения питьевой водой, аварии на коммунальных газопроводах

Аварии на промышленных очистных сооружениях

Аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ, аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ

Техногенные чрезвычайные ситуации связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с и без загрязнения окружающей среды. Наибольшую опасность в техногенной сфере представляют транспортные аварии, взрывы и пожары, аварии с выбросом и др.

Нарастание риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций в России обусловлено тем, что в последние годы в наиболее ответственных отраслях потенциально опасные объекты имеют выработку проектного ресурса на уровне 50-70%, иногда достигая предаварийного уровня. В техногенной безопасности есть и другие общие черты неблагополучия: снижение уровня профессиональной подготовки персонала предприятий промышленности, производственной и технологической дисциплины; распространены технологическая отсталость производства и низкие темпы внедрения безопасных технологий. Показатели риска возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах в России превышают показатели приемлемых рисков, достигнутых в мировой практике.

На территории страны функционирует более 45 тыс. опасных объектов. В их числе 3 600 объектов, имеющих значительные запасы аварийно химически опасных веществ (АХОВ), свыше 8 тысяч взрыво- и пожароопасных объектов, 10 АЭС с 30 ядерными энергетическими установками, 113 исследовательских ядерных установок, 12 предприятий ядерного топливного цикла, 16 специальных комбинатов по переработке и захоронению радиоактивных отходов. Все они представляют потенциальную опасность в случае возникновения на них аварий и катастроф, сопровождающихся выбросами АХОВ и радиоактивных веществ. Тяжесть последствий может усугубляться и тем, что на радиационно дестабилизированных территориях проживает 10 млн. человек, а на территориях возможного химического заражения — 60 млн. человек.

За год происходит около 220 тыс. пожаров, 70% которых приходится на непроизводственную сферу. Ежегодно во время пожаров погибает 12-16 тыс. человек. Величина потерь от пожаров превышает общий ущерб государства от чрезвычайных ситуаций техногенного характера и является, по существу, безвозвратной. Урон от пожаров не только невосполним, но и требует еще больших затрат для восстановления уничтоженных материальных ценностей.

В стране эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных отходов. Гидротехнические сооружения на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов эксплуатируются без реконструкции более 50 лет и находятся в предаварийном состоянии.

В целом на территории страны в период до 2010 г. не исключается возникновение 1 трансграничной, 1-2 федеральных, 2-10 региональных, 50-100 территориальных, до 3 000 местных аварий и катастроф.

Природная чрезвычайная ситуация

Природная чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате источника чрезвычайной ситуации, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Природные явления и процессы могут приводить к природным бедствиям, которые ежегодно уносят тысячи человеческих жизней и наносят огромный материальный ущерб. Природные бедствия представляют собой сложную совокупность разнообразных неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов (НОЯ), которые в зависимости от их масштабов и интенсивности подразделяются на неблагоприятные природные явления, стихийные бедствия и природные катастрофы.

Под неблагоприятным природным явлением понимается стихийное событие природного происхождения, вызывающее сравнительно небольшие негативные последствия для жизнедеятельности людей и экономики.

Стихийным бедствием называется разрушительное или природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого возникла угроза жизни и здоровью людей, могут произойти разрушения или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды. Стихийные бедствия — основной источник чрезвычайных ситуаций природного характера, возникающих достаточно часто и имеющих значительный масштаб.

Природная катастрофа — стихийное бедствие особо крупных масштабов и с наиболее тяжелыми последствиями, сопровождающееся необратимыми изменениями ландшафта и других компонентов окружающей природной среды. Такие события являются редкими, но наиболее разрушительными.

Большинство неблагоприятных явлений или процессов инициируют возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера различных масштабов и служат их источниками.

Техногенная чрезвычайная ситуация — обстановка, при которой в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Основным и наиболее распространенным понятием, обозначающим чрезвычайное техногенное событие, является авария. Авария — опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

В последнее время широко применяется термин “катастрофа техногенного характера” или “техногенная катастрофа”. Под техногенной катастрофой понимается крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение либо уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде.

Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение нормативных правовых положений и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.

Инцидент, как правило, не ведет к возникновению чрезвычайной ситуации даже локального масштаба. При этом выделяются несколько возможных для объекта ситуаций: нормальные условия работы (эксплуатации); нарушение нормальных условий работы (эксплуатации); проектная аварийная ситуация; запроектная аварийная ситуация; гипотетическая авария. Реагируя на различного рода опасности, общество создает соответствующие организационные структуры, внедряет технические системы защиты, осуществляет различные мероприятия по противодействию опасным явлениям и событиям, формируя таким образом систему безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях — состояние защищенности населения, объектов экономики и окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Безопасность различают по видам (промышленная, радиационная, химическая, пожарная, экологическая), объектам (население, объект экономики, окружающая природная среда) и основным источникам чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации природного характера классифицируются на:

  • Космогенную
  • Геофизическую
  • Геологическую
  • Метеорологическую
  • Гидрометеорологическую
  • Гидлологическую и пр.

Стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Где-то в большей мере, в другом месте менее. Стопроцентной безопасности не существует нигде. Природные катастрофы могут приносить колоссальный ущерб, размер которого зависит не только от интенсивности самих катастроф, но и от уровня развития общества и его политического устройства.

К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, обвалы, засухи, ураганы и бури. К таким бедствиям в ряде случаев могут быть отнесены так же пожары, особенно массовые, лесные и торфяные.

Опасными являются, кроме того, производственные аварии. Особую опасность представляют аварии на предприятиях, нефтяной, газовой и химической промышленности.

Стихийные бедствия, пожары, аварии… По-разному можно встретить их. Растерянно, даже обреченно, как веками встречали люди различные бедствия, или спокойно, с несгибаемой веры в собственные силы, с надеждой на их укрощения. Но уверенно принять вызов бедствий могут только те, кто, зная, как действовать в той или иной обстановке, примет единственно правильное решение: спасет себя, окажет помощь другим, предотвратит, насколько сможет, разрушающие бедствия стихийных сил. Природные катастрофы происходят внезапно, совершенно опустошают территорию, уничтожают жилища, имущество, коммуникации, источники питания. За одной сильной катастрофы, словно лавина, следуют другие: голод, инфекции.

Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территорией, сложившаяся в результате аварии опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой, человеческие действия, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая чрезвычайная ситуация имеет свою физическую сущность, причины возникновения и их характер развития, а так же свои особенности развития на человека и окружающую его среду обитания.

Чрезвычайные ситуации природного характера угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Размер ущерба зависит от интенсивности природных катастроф, уровня развития общества и условий жизнедеятельности.

ЧС природного происхождения в последние годы имеют тенденцию к росту. Активизируются действия вулканов (Камчатка), учащаются случаи землетрясений (Камчатка, Сахалин, Курилы, Забайкалье, Северный Кавказ), возрастает их разрушительная сила. Регулярными становятся наводнения, нередки оползни вдоль рек и в горных районах. Гололед, снежные заносы, бури, ураганы и смерчи стали почти привычным явлением.

Следует заметить, что человечество уже не так беспомощно; ряд катастроф можно предсказать, а некоторым успешно противостоять. Однако любые действия против природных процессов требуют глубоких знаний причин их возникновения и характера проявления.

Воздействию природной катастрофы может быть подвергнута любая часть земной поверхности. Между всеми ЧС природного характера существует взаимная связь. Наиболее тесная зависимость между землетрясениями и цунами. Тропические циклоны почти всегда вызывают наводнения. Кроме того, к природным катастрофам добавляются и другие воздействия, связанные с деятельностью человека. Землетрясения вызывают пожары, взрывы, прорывы плотин. Вулканические извержения - отравления пастбищ, гибель скота, голод. Паводок приводит к загрязнению почвенных вод, отравлению колодцев, инфекциям, массовым заболеваниям.

Планируя защитные меры против природных катастроф, необходимо максимально ограничить вторичные последствия и путем соответствующей подготовки постараться их полностью исключить. Предпосылкой успешной защиты от природных ЧС является изучение их причин и механизмов. Зная физическую сущность процесса, можно его предсказать. А своевременный и точный прогноз опасных явлений - важнейшее условие эффективной защиты.

В любой момент могут произойти нежелательные события, реальные события с обычными людьми. Пожары, транспортные происшествия, коммунальные аварии, промышленные катастрофы, криминальные происшествия, гражданские волнения, террористические акты, войны, лесные пожары, наводнения, землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, сели, оползни, эпидемии и т.п.

Многие из них могут заставить человека и всю семью спешно покинуть жилище, унося только то, что успели схватить и унести на себе.

Существует укомплектованный рюкзак (или сумка), другими словами тревожный чемоданчик, предназначенный для эвакуации в случае ч резвычайной с итуации.

Содержимое тревожного чемоданчика призвано обеспечить владельца вещами, необходимыми для минимально комфортного существования в обществе, в дикой природе и т.д.

Собирая одежду для «тревожного чемоданчика», необходимо отдать предпочтение вещам, способным обеспечить максимальный комфорт, созданным из дышащих, непромокаемых и износоустойчивых тканей. Позаботиться нужно и о дождевике, который защитит от дождя и влаги.

Одежду хранить необходимо рядом с «тревожным чемоданчиком» - так, в случае чрезвычайной ситуации, будет удобно быстро переодеться, взять рюкзак и покинуть помещение.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

Организация жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

Определение уровня чрезвычайных ситуаций, регламент представления информации об их угрозе или возникновении.

План.

Угроза возникновения чрезвычайной ситуации любого класса или уровня - это реальная угроза для жизни и здоровья людей, угроза нарушения нормальных условий их жизни и деятельности или значительных материальных потерь.

Задачей безопасности жизнедеятельности как области научно-практической деятельности является: защита здоровья и жизни человека и среды его проживания от опасностей, а также разработка и реализация соответствующих средств и мероприятий в отношении создания и поддержки здоровых и безопасных условий жизни и деятельности человека. Выполнение этой задачи особенно остро стоит во время угрозы возникновения и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Количественную характеристику всех чрезвычайных ситуаций можно получить благодаря использованию концепции приемлемого риска , заложенную в классификационных карточках чрезвычайных ситуаций, которые собрано в Классификаторе чрезвычайных ситуаций в Украине (принцип сравнения риска абсолютно разных опасностей). Для упрощения машинной обработки информации классификатор определяет оригинальный код каждой чрезвычайной ситуации, которая состоит из 5 цифр, которые указывают на класс, группу и вид чрезвычайной ситуации, и одной буквы, которая указывает уровень чрезвычайной ситуации (О - объектовый, М - местный, Р - региональный, Д - государственный).

К чрезвычайным ситуациям техногенного характера (код 10 000) относятся группы (в скобках указан код группы):

o транспортные аварии (катастрофы - 10 100);

o пожары, взрывы (10 200);

o аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых веществ (СДОР) на объектах экономики (10 300);

o наличие в окружающей среде вредных веществ свыше предельно - допустимых концентраций (10 400);

o аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (10 500);

o внезапное разрушение сооружений(10 600);

o аварии на электроэнергетических системах (10 700);

o аварии на системах жизнеобеспечения (10 800);

o аварии систем связи и телекоммуникаций (10 900);

o аварии на очистных сооружениях (11 000);

o гидродинамические аварии(11 100).

Чрезвычайные ситуации природного характера (код 20 000) включают группы:

o геологические (20 100);

o метеорологические (20 200);

o гидрологические морские и гидрологические пресноводные (20 300 и 20 400);


o пожары в природных экосистемах (20 500);

o инфекционная заболеваемость людей (20 600);

o отравление людей (20 700);

o инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных (20 800);

o массовая гибель диких животных (20 900);

o поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями (20 950).

К чрезвычайным ситуациям социально-политического характера (код 30 000) относятся:

o вооруженные нападения, захват и удержание важных объектов или реальная угроза совершения таких акций в отношении органов государственной власти, дипломатических и консульских учреждений, правоохранительных органов, телерадиоцентров и узлов связи, военных гарнизонов, государственных учреждений, атомных электростанций или других объектов атомной энергетики (30 100);

o покушение на руководителей государства и народных депутатов Украины (30 200);

o нападение или покушение на членов экипажа воздушного или скоростного морского (речного) судна, похищение или попытка похищения, уничтожение или попытка уничтожения таких судов, захват заложников из числа членов экипажа или пассажиров (30 300);

o установка взрывного устройства в общественном месте, учреждении, организации, предприятии, жилом секторе, на транспорте (30 400);

o исчезновение или похищение из объектов хранения, использования, переработки или во время транспортировки огнестрельного оружия, боеприпасов, артиллерийского вооружения, взрывчатых материалов, радиоактивных веществ, СДЯВ, наркотических веществ, препаратов и сырья (30 500);

o выявление устаревших боеприпасов (30 600);

o аварии на арсеналах, складах боеприпасов и других объектах военного назначения с выбросом обломков, реактивных и обычных снарядов (30 700).

Указанный классификатор не содержит ни конкретных, ни специальных признаков опасных ситуаций военного характера и не дает их деления на группы. Особенности оценки и реагирования на чрезвычайные ситуации военного характера определяются законодательством Украины, отдельными нормативными и соответствующими оперативными и мобилизационными планами и не изучаются в пределах учебной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Каждая квалификационная карточка чрезвычайной ситуации содержит информацию о виде, группе и классе чрезвычайной ситуации, признаки вида чрезвычайной ситуации и уровень этих признаков, когда ситуация считается чрезвычайной, когда требуется срочное оповещение о ней и когда она требует государственного реагирования. Признаки вида чрезвычайной ситуации характеризуют угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации и делятся на конкретные (физические, химические, технические, статистические и прочие) и специальные.

В процессе определения уровня чрезвычайной ситуации (ЧС) последовательно рассматриваются три группы факторов: территориальное распространение; размер причиненного (ожидаемого) экономического ущерба и человеческих потерь; классификационные признаки чрезвычайных ситуаций.

Установление факта отнесения аварийного события к рангу ЧС, определение вида и уровня ЧС проводится в такой последовательности. При наступлении аварийного события оперативный дежурный персонал объекта оповещает о нем постоянный орган управления местного уровня ЕГСПР, а также соответствующий, по подчинению, отраслевой орган управления местного, регионального или общегосударственного уровня. Постоянные органы повседневного управления местного уровня ЕГСПР и вышеуказанные отраслевые органы осуществляют первую оценку аварийного события на его соответствие требованиям отнесения к рангу ЧС. С этой целью выполняется целевой поиск необходимой классификационной карточки, а уже в ней похожего конкретного признака. В случае совпадения или значительной схожести аварийного события хотя бы с одним из приведенных в карточке конкретным признаком ведется сопоставление числовых критериев этого признака с реальным рубежом, который достигнут аварийным событием. При превышении хотя бы одного из критериев, аварийное событие заносится в журнал ЧС и об этом немедленно извещаются орган повседневного управления регионального уровня ЕГСПР и региональная структура отраслевых министерств и других центральных органов исполнительной власти, где также она регистрируется в журнале ЧС под определенным цифровым кодом с добавлением в конце буквы «М» (местная).

Даже если параметры аварийного события достигли уровня установленного в классификационной карточке первого критерия и это относит ЧС лишь к местному уровню, контроль ее развития должны обеспечить, одновременно подготавливая дополнительные силы и средства реагирования к направлению в место события, региональные органы управления ЕГСПР. Это распространяется и на случаи, когда аварийное событие произошло за пределами конкретного объекта и потому с самого начала является местным.

При дальнейшем ухудшении ситуации и достижении критериев, которые определены в колонке срочного извещения, ЧС переходит к региональному уровню управления, который должен взять на себя ответственность за своевременное, полное и адекватное реагирование на ЧС и срочно известить о ЧС в органы повседневного управления государственного уровня ЕГСПР (оперативно-дежурные службы МЧС Украины, отраслевых министерств и других центральных органов исполнительной власти). В этот период ЧС вносится в журнал ЧС государственного уровня под определенным цифровым кодом с добавлением в конце буквы «Р» (региональная). Одновременно изменяется буква в коде во всех журналах других уровней управления. С этого момента контроль ее развития должны обеспечить, одновременно подготавливая дополнительные силы и средства реагирования к направлению в место события, органы управления государственного уровня ЕГСПР. Ответственность за своевременное, полное и объективное информирование координационных органов управления государственного уровня ЕГСПР положена Кабинетом Министров Украины на отраслевые министерства и другие центральные органы исполнительной власти, которыми разработаны и согласованы соответствующие классификационные карточки.

В случае дальнейшего ухудшения ситуации и достижения критериев, которые определены в последней колонке карточки, ЧС переходит к государственному уровню управления, органы которого с этого момента берут на себя ответственность за своевременное, полное и адекватное реагирование на ЧС. В журналах регистрации всех уровней снова и уже окончательно изменяется буква в определенном цифровом коде с «Р» на «Д» (государственная).

В случае если проявления аварии (катастрофы) могут быть отнесены к различным областям или конкретным видам ЧС, окончательное решение в отношении ее классификации принимает комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям на том уровне, к которому относится ситуация.

В соответствии с Законом «О гражданской обороне Украины» «граждане Украины имеют право на защиту своей жизни и здоровья от последствий аварий, катастроф, значительных пожаров, стихийного бедствия и могут требовать от Правительства Украины, других органов государственной исполнительной власти, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования гарантий по его реализации. Государство как гарант этого права создает систему гражданской обороны, с целью защиты населения от опасных последствий аварий и катастроф техногенного, экологического, природного и военного характера».

Главной функцией органов государственной исполнительной власти, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования в случае возникновения ЧС является защита населения и организация его жизнеобеспечения.

Мероприятия по защите населения планируются и проводятся по всем районам, населенным пунктам, охватывают все население. Вместе с тем характер и содержание защитных средств устанавливается в зависимости от степени угрозы, местных условий, с учетом важности производства для безопасности населения, других экономических и социальных факторов. С этой целью города распределяются по группам важности, а объекты - по категориям в отношении средств защиты населения в случае чрезвычайной ситуации. Это распределение осуществляет Кабинет Министров Украины.

Для городов установлены следующие группы: особой важности; первой группы; второй группы; третьей группы.

Для предприятий и организаций установлены следующие категории: особой важности; первой категории; второй категории.

Основные мероприятия по защите населения планируются и осуществляются заблаговременно и имеют опережающий характер. Это касается, прежде всего, подготовки, поддержания в постоянной готовности индивидуальных и коллективных средств защиты, их накопление, а также подготовки к проведению эвакуации населения из зон повышенного риска.

Фалеев М.И. ВВЕДЕНИЕ

Безопасность России в изложении Закона Российской Федерации «О безопасности» (от 5.03. 92) – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В Концепции национальной безопасности России (2001 г.) уточнено: состояние защищенности … во всех сферах жизнедеятельности.

Специалистами Института социально-политических исследований РАН было выделено несколько ключевых показателей, непосредственно влияющих на жизнь и безопасность человека, и произведено сравнение их с критическими уровнями, считающимися катастрофическими в мировой практике (таб.1.1.1).

Таблица 1.1.1

Стратегические показатели состояния России

Индикатор Значение Последствия
Факт. Крит.
1. Уровень доверия к органам власти, % 15 25 Кризис власти
2. Неравномерность развития регионов, соотношение ВВП/душу населения 20:1 5:1 Дезинтеграция страны
3. Уровень падения производства, % 47 30 Деиндустриализация
4. Доля высоких технологий, % 1 15 Технологическое отставание
5. Доля в ВВП ассигнований в науку, % 0,4 2 Разрушение научного потенциала
6. Соотношение доходов граждан 20:1 10:1 Социальный кризис
7. Доля населения за чертой бедности, % 30 10 Социальный кризис
8. Потребление алкоголя, л/(чел. год) 15,5 8 Деградация населения
9. Условный коэциэффициент депопуляции 1,65 1,0 Вымирание нации
10. Средняя продолжительность жизни, лет 65,9 75 Снижение жизнеспособности
11. Доля риска преждевременной смерти 0,85 0,5 Снижение безопасности жизнедеятельности
12. Экономические потери в результате опасных процессов, % к ВВП 10 5 Снижение уровня жизни

Обратим внимание на десятую позицию, которая характеризует среднюю продолжительность жизни в нашей стране и, соответственно, на состояние всех сфер жизнедеятельности государства, от которых зависит этот показатель.

На рис.1.1.1 показаны риски преждевременной смерти в зависимости от различных причин, при этом природно-техногенные причины занимают третью позицию по влиянию на сокращение продолжительности жизни. В результате воздействия природно-техногенного фактора в России погибает один человек на 1000 жителей, при этом учитываются самые массовые потери - гибель людей при пожарах и на автодорогах. И это только прямые социальные потери.

Риски смерти (кол-во смертей/год) Риски преждевременной смерти (кол-во смертей/ год)

Рис. 1.1.1 Социальные риски России

На последнее десятилетие прошедшего века приходится почти половина погибших и 40% пострадавших в катастрофах и стихийных бедствиях XX столетия.

Интенсивное развитие экономики вызвало появление техногенно-природных опасностей, являющихся принципиально новыми или медленно развивающимися процессами, активизированными хозяйственной деятельностью человека, – наведенная сейсмичность, подтопление, опускание поверхности земли и др. С новыми, нетрадиционными видами опасностей приходится сталкиваться в информационной сфере, расширился спектр заболеваний человека и животных, все чаще используются террористические методы как средство достижения определенных (для террористов) целей.

Считается, что первопричиной большинства негативных процессов в природе и обществе явилась антропогенная деятельность, не сумевшая создать техносферу и механизмы управления необходимого качества как по отношению к человеку, так и по отношению к природе.

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от негативных воздействий. Однако результат во многом не оправдал надежды людей. Уровень природных, техногенно-природных, так и техногенных опасностей постоянно растет.

Основные тенденции и причины чрезвычайных ситуаций, сложившиеся в природно-техногенной сфере жизнедеятельности государства подробнее рассмотрим несколько ниже.

Еще по теме 1.1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ – УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. СТАТИСТИКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ: АНАЛИЗ, УРОКИ, ВЫВОДЫ:

  1. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ РИСКАМИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
  2. 1.1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ – УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. СТАТИСТИКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ: АНАЛИЗ, УРОКИ, ВЫВОДЫ
  3. 1.1.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БЕДСТВИЙ И КАТАСТРОФ И СМЯГЧЕНИЯ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

Ситуациях.

Обсуждена на заседании

ПМК ГО и БЖД

Протокол №1.

Севастополь 2010 г.

Введение.

1. Основы защиты населения и территорий при угрозе или возникновении ЧС.

2. Защитные сооружения ГЗ и требования предъявляемые к ним.

3. Средства индивидуальной защиты.

Заключение

Литература:

1.Закон Украины № 1809 " О защите населения и территорий от ЧС

техногенного и природного характера". 2001 г

2.Депутат О.П. и др. Гражданская оборона. Учебник. Львов – 2001г.

3.Шоботов В.М. и др. Гражданская оборона. Учебное пособие. Издание 2-е.

Центр учебной литературы. Киев - 2006


Введение:

Обеспечение защиты населения и территорий в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) является одной из важнейших задач государства.

Актуальность проблемы обеспечения природно-техногенной безопасности населения и территорий обусловлена тенденциями возрастания потерь людей и ущерба территории, которые причиняются опасными природными явлениями, промышленными авариями и катастрофами. Опасность возникновение ЧС техногенного и природного характера постоянно возрастает.

Возрастание количества ЧС техногенного и природного характера обуславливает необходимость создания надежной системы ГЗ населения.

I. Основы защиты населения и территорий в случае

Законом Украины "О правовых основах ГЗ", 2004г. определены правовые и организационные мероприятия в сфере ГЗ населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера.

Гражданская защита - это система организационных, инженерно - технических, санитарно - гигиенических, противоэпидемических и других мероприятий, которые осуществляются центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, подчиненными им силами и средствами, предприятиями, учреждениями и организациями

независимо от формы собственности, добровольными спасательными формированиями, которые обеспечивают исполнение этих мероприятий с целью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), угрожающих жизни и здоровью людей, наносят материальный ущерб в мирное время и в особый период.

Указанным законом Украины о правовых основах гражданской защиты (ГЗ) определены основные принципы гражданской защиты:

Гарантирование государством гражданам конституционного права на защиту жизни, здоровья и имущества, а юридическим лицам - права на безопасное функционирование;

Добровольности при привлечении людей к выполнению мероприятий в сфере гражданской защиты, связанной с риском для жизни и здоровья;



Комплексного подхода к решению задач гражданской защиты;

Создание системы рациональной превентивной безопасности с целью максимально возможного, экономически обоснованного снижения вероятности возникновения ЧС и минимизации их последствий;

Территориальности и функциональности единой системы ГЗ;

Минимизации причиненного ущерба окружающей среде;

Гласности, свободного доступа населения к информации в сфере гражданской защиты в соответствии с законодательством.

С целью эффективной реализации задач ГЗ, уменьшения материальных затрат и недопущения ущерба объектам, материальным и культурным ценностям в случае возникновения ЧС центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного - самоуправления и подчиненные им силы и средства, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, добровольные спасательные формирования осуществляют: оповещение и информирование, наблюдение и лабораторный контроль, укрытие в защитных сооружениях, эвакуацию, инженерный, медицинский, психологический, биологический, экологический контроль, радиационную и химическую защиту.

Оповещение и информирование:

1. Оповещение и информирование в сфере ГЗ включают:

Оперативное доведение до сведения населения информации о возникновении или возможной угрозе возникновения ЧС, через общегосударственные, территориальные и локальные автоматизированные системы централизованного оповещения;

Заблаговременное создание организационно - технически объединенной постоянно действующей локальной системы оповещения и информирования населения со специальными системами наблюдения и контроля в зонах возможного заражения.

Наблюдение и лабораторный контроль включают:

Создание и поддержание в постоянной готовности общегосударственной и
территориальных сетей наблюдения и лабораторного контроля;

Организацию сбора обработки и передачи информации о состоянии окружающей среды, загрязнении продуктов питания, продовольственного сырья, фуражу, воды радиоактивными, химическими веществами и инфекционными микроорганизмами.