Проект по исследованию. План исследовательской работы и проекта. этап - организационный

В данном разделе мы рассмотрим план исследовательской работы учащихся и его основные разделы для осуществления индивидуальной исследовательской деятельности в школе, написания и оформления исследовательского проекта с целью развития поисковых, исследовательских и творческих навыков детей.

Также мы подробно опишем содержимое каждого пункта плана исследовательского проекта школьника и дадим важные пояснения и рекомендации, которые помогут правильно и грамотно спланировать и оформить исследовательскую работу.

Постараемся дать ответы на вопросы и план как писать исследовательскую работу, приведем пример написания и выполнения учебно-исследовательской работы, а также каждого раздела проекта школьника. Данные рекомендации будут важны и педагогам для осуществления исследовательской и проектной деятельности в школе.

План исследовательской работы

Пример и образец плана исследовательской работы школьника также является планом индивидуальной научно-исследовательской работы, проектно-исследовательской работы, планом индивидуального проекта , осуществляемыми под руководством учителя определенного предмета, педагога дополнительного образования или воспитателя в ДОУ (детском саду).

1. Титульный лист исследовательской работы

3. Введение исследовательской работы

Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования(если имеется).

Также во введении определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) исследовательской работы (проекта).

Согласно плану, после заключения принято помещать в текст индивидуальной исследовательской работы список литературы, использованной при изучении материала теоретической части исследования, проведения поисковой работы в сети Интернет или архивах.

Каждый включенный в список литературы источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы в исследовательском проекте.

8. Приложения

В приложении исследовательской работы и проекта размещаются диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты. Согласно плану раздел приложения размещается последним в работе.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.

ПОРТАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/9582.html

РАЗДЕЛ «ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ»

«Цветочки васильки!»

Маргарита очень веселая и улыбчивая девочка. Любит рисовать гуашью и восковыми мелками. Маргарита очень много знает стихотворений и поет песенки.

Проект «Условия роста подсолнуха»

Даша узнала, в каких условиях может расти росток подсолнуха. Даша приготовила материал для посадки семян на участке детского сада, а эксперимент провела в домашней обстановке.

Проект «Витаминное мыло»

Даша вместе с мамой изготовила мыло в домашних условиях.

Проект «Иголка – волшебница»

Если бы не было вышивки лентами, то изделия были бы скучными, и у них не было неповторимого облика.

Проект «Есть у человека хвост?»

Читая книгу о представителях животного мира, я задумалась, а почему у человека нет хвостика? Мне захотелось разобраться в этом вопросе, и я выполнила исследование на тему «Есть у человека хвост?»

Проект «Морские свинки»

Проект содержит информацию об одомашнивании, содержании, уходе и кормлении морских свинок.

Проект «Как я научился произносить звук [Р]»

Данный проект выполнил ребёнок, который столкнулся с проблемой нарушения звукопроизношения. В проекте описана работа над постановкой и автоматизацией звуков [Р] и [Р"].

Проект «Спаси дерево»

Исследовательский проект о том,как можно использовать макулатуру, создать в домашних условиях бумагу, тем самым внести свой вклад в сохранение лесов.

Проект «Осенний лес в воде»

Сделать свои первые открытия можно и в привычном рисовании, например, в поиске нестандартного художественного решения изображения предметов в воде.

Проект «Первая лыжня»

Первое открытие может быть разным. Сегодня я делюсь опытом открытия дошколятами первой лыжни в настоящем лесу.

www.o-detstve.ru/forchildren/research-project.html

Проект «Подводный мир»

В изобразительной деятельности развивается креативность ребёнка: дети создают работы по индивидуальному замыслу, экспериментируя с нетрадиционными изобразительными материалами.

Шпалерный способ выращивания огурцов

Шпалерный способ позволяет получить более высокий урожай огурцов, продлить сезон плодоношения данной культуры и увеличить сроки потребления свежих овощей, более полезных для здоровья.

Проект «Большой успех маленького человека»

В работе представлен анализ проблемы роста на примере героев детской литературы, былин, успешных деятелей науки, искусства, которые демонстрируют несостоятельность стереотипа о том, что успех и высокий рост идут рука об руку.

Проект «Обереги. Возвращение к истокам»

Проектная деятельность по изучению и изготовлению оберегов как способ помощи детям в преодолении страхов.

Проект «Молоко и молочные продукты»

Цель проекта: обогатить знания детей о молоке как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.

Проект «Тайны воды»

Познавательный, интересный проект, который помогает лучше узнать свойства воды. Является замечательным дополнительным материалом для уроков окружающего мира и для внеклассной работы.

Проект «Первый весенний цветок»

Гиацинт – цветок необычной красоты, он больше всего привлек внимание детей, вот тогда дети захотели больше узнать об этом цветке, о происхождении и условиях его роста.

Проект «Расследования с Шерлоком Холмсом»

Опыты всегда любопытны малышу. Поэтому с удовольствием включаю на занятия «Заниматики» различные небольшие опыты. И однажды заинтересовались мы, как ловят преступника!

Как влияет минеральная и водопроводная вода на рост цветка каланхоэ

Изучить влияние водопроводной и минеральной воды«Тассай» на рост цветка каланхоэ. Сравнить рост цветка каланхоэ после полива водопроводной и минеральной водой.

Проект «Нестандартные игрушки»

Нестандартные игрушки изготовлены из бросового материала, дополнительного и текстиля. Такие игрушки развивают фантазию, способствуют поиску необычных решений при их изготовлении.

www.o-detstve.ru/forchildren/research-project.html?start=10

Проект «Жевательная резинка: польза или вред»

Жевательная резинка. Что в ней больше: пользы или вреда? Этому я посвятила свою работу, изучив историю происхождения, состав и свойства жевательной резинки.

Проект «Дворовые игры. Прошлое и настоящее»

Ушло в прошлое живое общение со сверстниками, дворовые игры. Поэтому возникла острая потребность вернуть ребятам радость этих игр, соблюдая баланс и нормы пользования средствами современной массовой информации.

Проект «Чем украсить дерево?»

Каждый год на Новый год украшают ёлку, а березки только весной начинают наряжаться в свой зеленый наряд. Чем можно украсить березку зимой? Ну конечно же, разноцветными гирляндами!

Проект «Радуга – это радость»

В этом проекте мы исследовали радугу со всех сторон, проводили опыты и пришли к выводу, что радуга приносит радость.

Проект «Железная дама Парижа»

«Ей давно уже перевалило за 90, но выглядит она моложе и держится совершенно прямо. ... Она не очень привлекательна. Кое-кто даже утверждает, что некрасива, но все-таки жизнь без нее была бы немножко иной». О ком это я говорю?

Проект «Почему так важен отец?»

Детям нужен отец. Им важно, чтобы отец с ними играл, читал, гулял. Пусть это будет рыбалка, поход или какая-то игра, чтобы ребенок мог сказать: «А вот я со своим папой всегда…».

Проект «Луна и моря»

Однажды, когда Луна на небе была полной, я обратил внимание, что на ней существуют какие-то пятна. Я задумался, что это может быть? И захотел узнать об этом подробнее.

Проект «Кухонная лаборатория»

Проект, в котором ученица ищет вопрос, чем кухня похожа на химическую лабораторию.

Проект «Волшебница-мука»

В проекте исследуется вопрос о том, что из муки можно приготовить разнообразные продукты: кондитерские, хлебобулочные изделия и многое другое.

Творческий проект «Пряник для моего города»

Я представила, что буду предпринимателем, организую своё дело в родном городе Когалыме по производству сувенирных пряников.

www.o-detstve.ru/forchildren/research-project.html?start=20

Проект «Что такое снег?»

Однажды во время экскурсии мы наблюдали за снегом, рассматривали снежинки, и мне стало интересно, а что такое снег, как он образуется, какие свойства есть у снега. Поэтому я захотела исследовать снег.

Проект «Колыбельные песни»

Недавно в нашей семье произошло радостное событие: родился мой двоюродный брат. Я обратила внимание на то, как ему нравится засыпать, слушая колыбельные песни. Мне стало любопытно: почему эти песни так называются, какие бывают колыбельные, чем они отличаются от других песен? Так возникла тема моего исследования.

Проект «Разведение «кавалерской звезды»

В работе представлен опыт по выращиванию семян гиппеаструма для разведения этого вида комнатного растения.

Проект «Самое популярное дерево»

На уроке краеведения мы с ребятами нашего класса провели мини-исследование, в ходе которого были посчитаны деревья вокруг нашей школы. Мне стало интересно, а какое же дерево самое популярное в нашем поселке и почему?

Проект «Моё детство»

Проект посвящен детской площадки, которая рушится у семилетнего ребенка на глазах. Автор проекта размышляет, что можно сделать для спасения своего дворика и детства.

Исследовательский проект «Лабиринты»

Цель проекта: доказательство возможности выхода из любого лабиринта.

Проект «Птицы на кормушке»

В программе проекта планируется провести наблюдения за птицами, прилетающими на кормушки с целью проследить особенности поведения птиц и их питания.

Проект «Голь на выдумки хитра»

Изучение фразеологизмов, которые употребляют учителя в работе с детьми, и выяснение понимания их значений учащимися.

Проект «Чтение как основа развития младших школьников»

В работе представлены сведения об особенностях чтения учащихся начальных классов современной школы.

Проект «Мультфильмы: что это?»

Я, как и все дети, очень люблю смотреть мультфильмы. Мне захотелось попробовать себя в роли мультипликатора.

www.o-detstve.ru/forchildren/research-project.html?start=400

Проект «Воздушные шары – весело и полезно!»

Исследовательская работа о влиянии воздушных шаров в дыхательной гимнастике на здоровье детей, на увеличение жизненной емкости легких.

Проект «Алтай во временах и судьбах: встречи с лётчиками-космонавтами»

Исследовательская работа посвящена космонавтам, которые были гостями средней школы № 38 г. Барнаула в разные годы.

Проект «Афганский дневник»

Работа посвящена мальчишкам 80-х годов, выпускникам средней школы № 38 г. Барнаула, которые выполняли свой интернациональный долг в Афганистане.

Проект «Матрёшка – любимая русская игрушка»

Цель исследования: создать декоративную композицию из матрёшек в технике инкрустации из соломки.

Проект «Распространение и употребление слов приветствия в русском языке»

Работа посвящена словам приветствия, которые употребляются в современном обществе. В частности, рассматриваются те приветствия, которые используют ученики 5-х классов.

Научно-исследовательская работа «Божья угодница»

Я считаю, что пчелу называют «божьей угодницей» потому что она по велению Бога, сотворителя природы, приносит пользу окружающей природе.

Проект «Наш земляк: художник Фёдор Семёнович Торхов»

Ф.С. Торхов – известный современный художник, которого знают в нашей стране и за рубежом. Большой друг Монголии, которую считает второй Родиной. Общественный деятель.

Проект «Скульптор Сергей Геннадьевич Мозговой»

Работа посвящена современному алтайскому скульптору Сергею Мозговому, занимающемуся корнепластикой, ледяными и парковыми скульптурами.

Исследование самодельных скульптур на детских площадках

Представляем социальный экологический мониторинг детских площадок. В данном проекте исследованы и сфотографированы несколько детских площадок одного микрорайона.

Лексика любовной лирики русских поэтов

Читая стихи о любви разных поэтов, я однажды задумалась, а менялись ли эти стихи на протяжении веков? И вот так родилась идея моего проекта.

http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project.html?start=410

Проект «Откуда хлеб на стол пришёл?»

Этот проект ставит перед собой профориентационную задачу: познакомить с людьми разных профессий, связанных с производством хлеба.

Проект «Все ли йогурты полезны?»

Сейчас в продаже множество йогуртов: «Данон», «Кампина», «Эрман» и т.д. Поэтому перед нами встала проблема: как выбрать правильно йогурт, чтобы он был полезен для нашего организма?

Проект «Компьютерные игры – хорошо это или плохо?»

Большинство школьников проводит много времени за компьютером, он является неотъемлемой частью их жизни, но не все из них знают, какие правила надо соблюдать, чтоб сохранить своё здоровье.

Проект: «Кукла – народная игрушка»

Цель исследования: пробудить интерес детей к русской народной культуре. Изготовить обереговые и игровые куклы.

Проект «Проблема утилизации твердых бытовых отходов»

Я заинтересовался, куда люди должны выбрасывать мусор, как его перерабатывать и как сделать так, чтобы наше село стало чище. И я решил провести собственное исследование.

Исследовательский проект «Цвет и дети»

Данная работа проводилась для изучения влияния цветового оформления помещений учебного учреждения на настроение, поведение и обучение школьников.

Проект «Скрапбукинг – красивое хобби»

Скрапбукинг – такое неизвестное слово. Я решила о нём всё узнать и рассказать всем. Моя исследовательская работа о создании фотоальбома своими руками.

Проект «Влияет ли зубная паста на прочность зубов?»

В данном проекте исследуется влияние зубной пасты на прочность зубов, проводятся опыты и наблюдения, в результате которых делаются выводы.

Проект «Роль традиций в моей семье»

Цель моей работы: выяснить роль традиций в становлении крепкой и дружной семьи.

Проект «Райский снежок»

Мороженое любят взрослые и дети. Мне стало интересно узнать, когда появилось мороженое, полезно ли оно.

http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project.html?start=380

Проект «Зачем Дуремару пиявки?»

Когда мы читали сказку А. Толстого «Золотой ключик или Приключение Буратино», то задумались, почему Дуремар продавал пиявок, и был уверен, что они лечебные. Нас это заинтересовало, и мы решили разузнать про них побольше.

Проект «Образ жизни животных зимой и их взаимодействие со свойствами снега»

В данной работе выдвинута гипотеза о том, что некоторые свойства снега оказывают большое влияние на животных зимой.

Проект «Тайна старой берёзы»

Исследовательская работа посвящена изучению разных способов определения возраста берёзы и применению их на практике.

Проект «Дыхание листа»

Цель проекта: узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух.

Проект «Кошка – домашнее животное»

Целью моей работы было просветить и воспитать нас так, чтобы мы искренне любили и защищали животных.

Проект «Влияние магнита на развитие комнатных растений»

Цель исследования: выяснить, влияет ли магнит на развитие растений и каким образом.

Работа представляет собой глубокий сопоставительный анализ технологий карвинга в различных сферах: кулинария, спорт, парикмахерское искусство и др..

Проект «Образ дракона в детской литературе»

Самыми известными и популярными мифическими существами являются драконы. В своей работе я решил рассказать, какими бывают драконы и на какие группы делятся.

Проект: Метеоцентр «Народные приметы» сообщает...

В работе рассматривается проблема надежности народных примет погоды в современном климате. Она носит междисциплинарный (компилятивный) и опытно-экпериментальный характер. Содержит информацию о природных явлениях, истории предков, фольклоре, народных традициях, секретах семейного мастерства предсказания погоды.

Изучение модели экрана и движение черапашки в ЛогоМирах

В данной работе экспериментальным путем были найдены координаты черепашки на границах области поля. Доказано, что поле, в этих приделах, имеет форму прямоугольника и представляет прямоугольную систему координат. А экран, по которому движется черепашка, за пределами прямоугольника, является тор. Составлены игровые программы для психолога.

http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project.html?start=370

Проект «Песни Победы»

Объектом исследования стали песни периода Великой Отечественной войны. Проектным продуктом нашей работы является создание мультимедийного альбома «Песни Победы».

От чего зависит «прилипчивость» чернил и красок к ткани и бумаге.

Долговременная исследовательская работа построена на чередовании практических (7 опытов) и теоретических частей.

Проект «Куда девается мусор?»

В ходе исследования проводятся опыты и эксперименты по переработке мусора. Работа призвана воспитывать экологическую культуру у младших школьников.

Проект «Можно ли вырастить фасоль осенью?»

На экскурсии мы заметили, что с наступлением осени отмирают все наземные части травянистых растений. Так растения готовятся к зиме. Возник вопрос: «Можно ли в классе искусственно создать условия для роста и развития травянистых растений осенью?».

Проект «Почему корабли не тонут»

Работа может использоваться на уроках окружающего мира и физики. Автор логично, доступно и обосновано доказывает закон Архимеда.

Проект «Современный учитель и его роль в обществе»

В своей работе я попытаюсь побольше узнать об этой профессии: кто такой учитель? Когда появился? Какие были учителя раньше и какие сейчас? И рассказать об этом своим ровесникам.

Проект «Молодежный жаргон в речи современных школьников»

Я наблюдала за речью учеников своего класса с целью выявления особенностей речевого общения школьников. Составила словарик характерных и употребляемых слов учеников 4 класса.

Проект «Что притягивает магнит?»

В работе выполнена опытная проверка некоторых свойств магнита.

Проект «Укоренение черенков комнатного растения березки»

Цель проекта: выяснить и проверить, при каких условиях черенок «березки» быстро укоренится.

Проект «Отношение к родному городу: Пермь и Екатеринбург»

Сравнительный анализ Перми и Екатеринбурга на примере отношения к родному городу жителей обоих городов.

http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project.html?start=360

Проект «Почему люди любят путешествовать?»

Я и моя семья очень любим путешествовать. Мы были в разных странах, посетили много городов нашей Родины. Мне захотелось узнать: почему же люди любят путешествовать?

Проект «АВЗ в годы Великой Отечественной войны»

Нам интересно узнать историю нашего города. На его территории во время войны был один завод на месте, где расположен АВЗ. Поэтому мы выбрали тему «АВЗ в годы Великой Отечественной войны».

Проект «Как беречь воду»

На уроках по окружающему миру я услышала, что пресной воды в мире всего 3 %. Тогда я решила узнать, как можно беречь воду и научиться бережно её расходовать.

Проект «Как живут растения?»

Мир растений очень многообразен. А что нужно, чтобы растение жило? Какая существует взаимосвязь между животным и растительном миром? Об этом расскажет наш проект.

Проект «Забытое наследие Урала. История одной экскурсии».

Исследование некоторых заброшенных православных храмов Свердловской области.

Проект «Что такое счастье?»

Очень часто пишут такие слова: «Желаю счастья!» или «Будьте счастливы!». В своей исследовательской работе я решила выяснить, что же такое счастье и что означает слово «счастье».

Проект «Кто делает неправильный мёд?»

Данная работа может быть использована как практическое пособие по проверки мёда на качество.

Проект «Речевая агрессия младших школьников или некоторые тайны слов»

Мы задумались: почему люди говорят друг другу обидные слова и можно ли исправить ситуацию?

Проект «Русский богатырь: воплощение моей мечты»

Работа «Русский богатырь: воплощение моей мечты» посвящена созданию образа русского богатыря на основе изучения произведений литературы и искусства.

Проект «Фруктовая и овощная батарейка»

В данной работе представлено исследование фруктов и овощей как возможных химических источников электроэнергии, а также рассмотрено их практическое применение.

Проект «Растения и свет»

Какую роль играет свет в жизни растений? Как он влияет на растения? Где надо ставить растения, чтобы они были красивыми? На эти вопросы я постаралась найти ответы.

Проект «Устаревшие слова в повести Пушкина»

Почему так странно говорят герои Пушкина? Только ли мне не понятны эти слова? И главное, зачем Пушкин использовал их в своем произведении? Так возник мой исследовательский проект.

Проект «Почему птицы летают?»

Я очень люблю животных, смотреть про них передачи, читать книги, возиться с ними. Около Дома культуры много голубей, и я частенько за ними наблюдаю. Иногда голуби взлетают высоко на крышу здания. Как это у них получается? Я задумался: что помогает птицам летать. Эту загадку я и захотел разгадать.

Проект «Почему плывут облака?»

Безветренный день, не шелохнётся ни один листочек, a облака высоко в небе почему-то не стоят на месте, а плывут. Ведь ветра нет, почему облака плывут?

Исследовательская работа «Тектоник. Что это?»

Я занимаюсь в студии современного танца, и мне хотелось узнать, откуда берет начало направление Тектоник?

Проект «Непрошенные гости»

Осенью 2010 г. в наш город пришли медведи. Их обнаружили у мусорных баков и убили. Почему медведи пришли в город? Зачем люди их убили? Меня взволновала эта проблема, и я решила исследовать это в своём проекте.

Проект «Форматы растровой графики»

В ходе проекта я познакомилась с техническими ресурсами компьютера, необходимыми для работы с растровой графикой.

Проект «Культурное наследие моей семьи»

Цель проекта: сохранение культурного наследия моей семьи и передача его следующим поколениям.

Проект «Нашим мамам в день весенний»

Что подарить мамам на 8 Марта, чем их порадовать? Как говорится в известном стихотворении «Я знаю, мама любит гвоздику и сирень. Но в марте нет сирени, гвоздики не достать…». И тогда дети решили вырастить цветы.

Проект«Что я знаю об истории освоения космоса?»

Проект подготовлен группой учащихся 2 класса по проблеме общей осведомленности учащихся начальной школы по вопросу освоения космоса.

http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project.html?start=340

Проект «Сказка – ложь, да в ней намёк...»

Каждая сказка нас учит чему-то. Надо только присмотреться и прислушаться к ней. Цель работы: проследить, как русский народ через сказки учил детей относиться к старшим.

Проект «Математика на кухне»

Проект «Куда путешествовали Чук и Гек?»

Произведение Аркадия Гайдара «Чук и Гек» начинается со слов: «Жил человек в лесу возле Синих гор». Но где же находятся эти Синие горы? Куда лежал путь героев? Ответа на этот вопрос не нашлось ни на карте, ни в Интернете.

Проект: «Мы, природа и наше здоровье»

Цель проекта: Собрать в «лукошко здоровья» секреты, способы сохранения и укрепления здоровья.

Проект «Плесень – часть жизни на Земле»

Цель проекта: теоретическое и опытно-экспериментальное изучение плесени как биологической структуры.

Проект «Почему мыльные пузыри круглые?»

Почему мыльные пузыри имеют круглую форму? Быть может, если использовать для надувания пузыря проволочный каркас в форме куба или треугольника, получится пузырь другой формы? Рассмотрим...

Проект «Победа деда – моя Победа!»

В каждой семье есть своя маленькая история войны, и мы должны как можно больше узнать о подвиге наших дедов и прадедов – славных защитников Родины!

Проект «Как рождается валенок?»

Мне стало интересно узнать, как обычный клок шерсти превращается в валенок и возможно ли в домашних условиях самой изготовить валенки.

Проект «Математика и музыка»

Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и музыкой? Я предлагаю найти ответы на эти вопросы, доказать, что связь между музыкой и математикой существует.

Проект «Свиристель в Подмосковье»

В результате наблюдений и исследований ученик получает представление о птице. Определяет среду обитания, условия проживания свиристеля в его родном крае. Выясняет, чем грозит подмосковная зима птицам.

http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project.html?start=330

Проект «Можно ли похудеть за 10 дней?»

Данная работа об эффективном похудении на 3-4 кг за 10 дней без вреда для детского организма.

Проект «Это Волшебница – наша Вода»

Вместе с детьми изучаем свойства воды, учимся оберегать водные ресурсы, проводим практические опыты по исследованию свойств воды.

Проект «Мир ребёнка: взгляд сквозь время»

На уроках музыки часто звучали пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Слушая музыку, я задумалась: похожи ли интересы детей времен Чайковского и моих сверстников. Поиску ответа на этот вопрос посвящена моя работа.

Проект «Вся правда о шоколаде»

Шоколад – это лакомство не только детей, но и взрослых. Но немногие знают, как и где он появился, о его пользе и вреде.

Проект «Должна ли снежная шуба быть чистой?»

Цель проекта: изучить свойства растений, пророщенных в различной талой воде.

Проект «Мой прадед»

Я хочу, чтоб многие узнали, какой у меня был замечательный прадед, что он прошел всю войну и совершил много подвигов, защищая Родину.

Проект «Семья – частица космоса»

Автор сравнивает жизнь человека с устройством Вселенной, взяв за основу жизнь звёзд и жизнь человека в семье. Оказывается, по одним и тем же законам устроена не только человеческая жизнь, но и весь мир – наша Вселенная.

Проект «Маленькая история о моей большой семье»

Я живу в маленькой казачьей станице. Мне очень захотелось узнать историю моей семьи и как мы обрели новую Родину, где я нашла хороших друзей и обрела счастье.

Проект «Что такое загар и полезен ли он для человека?»

Цель моего исследования: узнать, почему появляется загар и полезен ли он для организма человека.

Проект «А греет ли шуба?»

В работе выполнен эксперимент по сравнению теплопроводности различных тканей и материалов. Показано, что наиболее теплыми являются одежда из Пуха и Шерсти.

http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project.html?start=320

Проект «Новогодний сувенир»

В проекте описана работа ребенка по изготовлению подарка своими руками к новогоднему празднику в технике кусудама.

Проект «Метаморфозы божьей коровки»

На листьях черемухи я увидела личинки божьих коровок. Удивилась, что дети совершенно не похожи на своих родителей и решила понаблюдать за их превращением.

Проект «Вышивка для души»

Я решила подробно исследовать весь процесс работы по вышивке, его этапы, материалы, ознакомиться с историей ее возникновения.

Проект «Русские сказки и Японские сказки»

Цель исследования: выяснить, похожи ли Русские и Японские сказки?

Проект «Серые вороны в городе»

В работе я описал свои наблюдения за серыми воронами в период строительства ими своего гнезда.

Проект «Копилка витаминов»

Зная, что овощи и фрукты – главный источник витаминов, мы предполагаем, что если регулярно включать их в рацион, то число больных детей станет меньше.

«Талантливый скульптор – гордость нашего города»

Я узнала о том, что в нашем городе Фролово живёт настоящий скульптор. Я горжусь, что мы с ним живём в одном городе, и я тоже мечтаю стать настоящим скульптором.

Проект «Живая легенда войны»

Много памятных мест в городе Фролово, которые рассказывают об участии советских людей в Великой Отечественной войне, об их подвигах. Я решила встретиться с участницей войны, Костиной Марией Александровной.

Проект «Факторы роста тюльпанов»

Чтобы порадовать близких, сделать им подарок зимой, мы решили посадить цветы в горшке в группе, вырастив собственными руками подарок.

Проект «Зимующие птицы нашего края»

Если изменить условия проживания птиц зимой, то, возможно, не все перелётные птицы будут улетать в тёплые края? Ведь зимующие птицы – это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.

http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project.html?start=300

Проект «Загадка клавиатуры»

Почему клавиши на клавиатуре расположены именно так? Цель моего исследования – выявление параметров, от которых зависит скорость набора текста на клавиатуре.

Проект «Дрессировка декоративных крыс»

В работе исследуется вопрос дрессировки грызунов, в зависимости от темперамента и характера. Успех приручения крыс зависит от их взаимоотношений с человеком.

Проект «Почему коза даёт молоко?»

Работа представляет собой наблюдение за козами личного подворья. Цель проекта: узнать, почему не все козы дают молоко и как правильно за ними ухаживать.

Проект «Секрет газированной воды»

Очень часто от родителей мы слышим такие слова: «Газировка вредна, пить ее нельзя». Почему же в магазинах продают газированную воду? Я решила проверить, вредна ли газировка на самом деле.

Проект «Растения-хищники»

Недавно я узнал о том, что на Земле есть растения, которые выбрали удивительный способ получения питательных веществ. Они ловят и переваривают насекомых. Такие растения называют растениями- хищниками.

Проект «Краски в нашей жизни»

Краски в нашей жизни занимают огромное место. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность.

Проект «О чем расскажет капелька воды»

В настоящее время очень остро стоят вопросы нехватки чистой пресной воды. Часто ли мы задумываемся о том, какую воду пьем? От качества воды зависит здоровье людей.

Проект «Явление геотропизма в жизни растений»

Исследовательская работа направлена на подтверждение гипотезы: правильная посадка семян (корнем вниз) даст быстрые и здоровые всходы.

Проект «Проявление эмоций попугаем»

Попугаи занимают среди домашних питомцев особое место. Поведение попугая зависит от его эмоционального состояния и выражает свои эмоции он разными способами.

Проект «Почему у кошки светятся глаза в темноте?»

Я выбрал эту тему, потому что очень люблю своего кота, и мне нравится за ним наблюдать. Я решил разобраться: действительно ли глаза у кошки светятся в темноте.

http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project.html?start=290

Проект «Ледяные цветы»

Проект «Моя малая родина»

Проект «Цветок для мамы»

Проект «Там чудеса, там леший бродит…»

Работа включат в себя анализ и детский взгляд на отрицательных героев русских народных сказок.

Проект «Ледяные цветы»

Целью моей работы было выяснить, как появляются на окнах снежные узоры. Почему узоры в квартире, ведь мороз за окном? Почему снежные узоры бывают разные по форме?

Проект «Зимующие птицы города Калачинска»

В работе рассказывается, каких птиц увидела Настя у своей кормушки зимой в городе Калачинске Омской области.

Проект «Живой – одушевлённый, одушевлённый – неживой»

Исследовательский проект даёт ответы на вопросы о категории одушевлённости и неодушевлённости живых и неживых предметов.

Проект «Здоровье нации. Курение»

Курение является настоящим бедствием нашего времени. В своей работе я расскажу историю появления курения на земле и о том, какой вред оно наносит.

Проект «Моя малая родина»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Предмет исследования: история создания дивизии, городка, служба воинов ракетчиков.

Проект «Удивительные кристаллы»

Кристаллическую структуру имеют многие вещества. Кристаллы встречаются в жизни очень часто, но дети знают о них немного.

Проект «Цветок для мамы»

Проект «Ноги, крылья и … реактивный двигатель»

Готовясь к празднованию Нового Года, я надувала шарики, один из них вырвался из рук и полетел от меня. Я задала себе вопрос: что же произошло с шариком?

Проект «Кружки для родителей»

Мои родители любят пить чай. Мама любит теплый чай, а папа горячий. В разных кружках чай остывает по разному. Мне стало интересно, от чего это зависит.

Проект «Сатурн – планета солнечной системы»

Исследовательская работа посвящена изучению вопросов: Почему планета называется Сатурн? Когда и кто её исследовал?

Проект «Оригами и математика»

Исследовательский проект Королевой Даши на тему выявления взаимосвязи искусства оригами и математики.

Проект «Ох, уж эти динозавры!»

В данной работе Данил знакомит с историей жизни этих существ, средой их обитания. Работа интересна своей презентацией, в которой используется много фотографий.

Проект «Танец на пальцах в балете»

Я выбрала эту тему потому, что мне нравится балет. Мне захотелось узнать: как получается у балерин вставать на кончики пальцев и достигать высокого мастерства в танце.

Проект «Маленькая капелька большого мира»

В данной работе описывается история создания прудов в деревне Верхоуслино Яранского района Кировской области.

Проект «Как комнатные растения влияют на нашу жизнь»

Многие жители проводят до 20 часов в сутки в помещениях. Для улучшения самочувствия необходимо выращивать в них комнатные растения.

Проект «Прогноз погоды в феврале 2011г.»

Наблюдение за прогнозом погоды и сравнение температуры с 2010 годом.

Проект «Речка Ярань»

В данной работе изучается исток реки Ярани, ее притоки, растительный и животный мир данного водоема. Исследуются бывшие места купания. Выясняется, что река обмелела, ее берега заросли и мест для купаний не осталось. Проводится анкетирование «Где купаются дети?»

Проект «Мягкая игрушка Зайчик»

В данной работе изучается история возникновения мягких игрушек. Определяются основные этапы изготовления мягкой игрушки « Зайчик».

Проект «Дамские штучки»

Данная работа интересна тем, что за короткое время вы можете помочь вашим близким преобразить и украсить платья и костюмы, сумки и туфли.

http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project.html?start=270

Проект «Луковое» счастье

Интерес к проблеме выращивания лука обусловлен тем, что лук – один из тех овощей, который употребляется в пищу всеми.

Проект «Костюм из прошлого».

Исследование знакомит с традициями чувашского народа и особенностями народного костюма. Очень важно знать основные символы и знаки, которые использовались для украшения женского платья.

Проект «Школа»

Мы каждый день ходим в школу. Мне стало интересно: какая же школа была раньше?

Проект «Осторожно – ЕДА!»

Я и мои друзья покупаем чипсы, кириешки, газированные напитки, чтобы утолить голод и жажду. Но мы постоянно слышим, что это вредно. И я решила разобраться: полезны или вредны продукты быстрого приготовления?

Проект «Влияние цвета на здоровье человека»

Цвет окружает человека повсюду. Целью моей работы является исследование проблемы воздействия цвета на психическое здоровье человека.

Проект «Нижневартовск в именах»

Моё исследование предлагает каждому задуматься о своих именах, ведь они даются человеку только один раз.

«Существуют ли в наше время родственники динозавров?»

Мне хотелось понять, как они жили, почему вымерли и нет ли у них родственников в нашем мире. Ведь очень многие существующие животные похожи на динозавров.

Проект «Фортепиано – лучший музыкальный инструмент»

Цель исследования: выяснить, почему фортепиано считают самым универсальным (популярным) музыкальным инструментом.

Проект «Птицы зимой»

Проектно-исследовательская работа учащихся 3 класса.

Проект «Мои домашние друзья»

ИНТЕРЕСНОЙ ВАМ РАБОТЫ, КОЛЛЕГИ!

«Исследовательская деятельность» - теория рефлексивного мышления Н.Г.Алексеева. Создание познавательной базы исследовательской компетентности. Задачи учебного исследования. Основные типы творческих работ учащихся. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся. Глоссарий. В.И.Загвязинский. Виды моделей исследовательской деятельности.

«Исследовательская литература» - Экспертиза. Источник надо «допрашивать» или хотя бы «ловить на проговорках». Предуведомление. Цель состоит в том, чтобы форсировать размышления, работать интенсивно, а не экстенсивно. Непонятный конспект смысла не имеет. Приобретать в собственность самое важное. Иностранные языки. Принципы составления (компьютерного) конспекта текста.

Институт становится известным не только в средневолжском регионе, но и в СССР, и за рубежом. Творческая деятельность В.М.Васильева была сложна и многогранна. Разведочные работы, наряду со спасательными, всегда были первоочередными. В 60-е годы изучение марийской музыкальной культуры составляло одну из актуальных задач.

«Исследовательская работа» - Основы информационных технологий. Сжатие и воспроизведение звуковой информации. Обучающая программа по разделу «Системы счисления». Углубленные курсы по направлениям подготовки Учебные проекты. Школы Омска в сети Интернет. Справочник по элементарной физике. Четкость выводов, обобщений. Индивидуальная работа Творческие и исследовательские проекты.

«Исследовательские работы учащихся» - Защита УИР – итоговый аттестационный экзамен (март). УИР является первой по-настоящему самостоятельной научной работой лицеистов. Выполнение УИР в 11 классе. Получение отзыва руководителя. Выдача дневников практики. Успешное обучение в вузе, раннее (с 1-2 курса) приобщение к научной работе на кафедрах.

«Исследовательский проект» - 4.1. Публичная защита проекта. 4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы. 4.3. Итоговая конференция. Очень часто учитель начальных классов слышит такие слова от своих учеников на уроках. Метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

«ОТКРЫТИЕ МИРА»

Секция: краеведение

«Почему реки Нижневартовского района имеют такие необычные названия?»

Макарова Екатерина Евгеньевна – 1 б

Руководитель:

Акулова Валентина Егоровна

учитель начальных классов

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа № 13»

2013

План исследования

Мне стали интересны следующие вопросы.

Гипотеза:

С целью изучения происхождения названий рек Нижневартовского района проведено исследование. Исследование проводилось поэтапно в течение трех месяцев (октябрь – декабрь 2012 года).

1 этап (октябрь): выбор темы исследования, формулирование цели и задач, определение методов исследования, работа с научной литературой и периодической печатью по проблеме.

2 этап (ноябрь): анализ и отбор подобранной литературы, статей, периодической печати; работа с материалами сети Интернет; проведение анкетирования.

3 этап (декабрь): анализ полученных результатов.

Методом исследования стало анкетирование. В нем приняли участие 39 (27 учеников и 12 родителей) респондентов. С помощью вопросов анкеты узнали, что многие ученики и их родители затруднились дать ответы на вопросы анкеты (прил.1).

Вопросами изучения происхождения рек Нижневартовского района занимались такие ученые как: Лёзин В. А. Реки Ханты-Мансийского автономного округа (1999 г.). Рассматриваемая тема встречается в интегрированном курсе краеведения «Мы – дети природы» для 1-4 класс 2003 г., также в учебнике «География Ханты - Мансийского автономного округа», 8-9 класс, 1996 г.

Введение 2

1. Теоретическая часть

1.1. Древние насельники Сибири и их названия 3

1.2. История происхождения названия рек Нижневартовского района 4

2. Практическая часть 7

Выводы 8

Список использованной литературы 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Разработанная анкета I

Исследовательская работа

Введение

Актуальность. Возвращаясь из очередного отпуска на машине, нам пришлось пересекать реки с необычными, можно даже сказать, загадочными названиями: Аган, Большой и Малый Юган, Тромъёган, Вах и другие.

Попросила родителей объяснить, почему реки так называются. Тогда мама предложила мне поближе познакомиться с происхождением названий рек моей малой родины.

Мне стало интересно:

Почему все- таки реки моего края имеют такие необычные названия?

Что обозначают эти названия?

Вопросами изучения происхождения рек Нижневартовского района занимались такие ученые как: Лёзин В. А. Реки Ханты-Мансийского автономного округа (1999 г.). Рассматриваемая тема встречается в интегрированном курсе краеведения «Мы – дети природы» для 1-4 класс 2003 г. также в учебнике «География Ханты - Мансийского автономного округа», 8-9 класс, 1996 г.

Цель исследования: изучение истории происхождения названий рек Нижневартовского района.

Задачи:

  • исследовать, что обозначают в названии рек слова «ёган, обь, ас, ега, янк» и другие;
  • узнать, как произошли названия рек;
  • оформить информационный буклет «История Югры в названии рек Нижневартовского района».

Объект исследования: реки Нижневартовского района.

Предмет исследования: историческое происхождение названий рек Нижневартовского района.

Методы исследования : анкетирование, поиск информации в сети интернет, в печатных изданиях, анализ и обработка полученных данных.

Гипотеза: предполагаем, что в названиях рек Нижневартовского района отражены национальные корни народов, населяющих наш край.

Новизна. При проведении данного исследования собран исторический материал по данному вопросу, который может быть применен на практике.

Практическая значимость. Собранный материал можно применять на уроках краеведения, окружающего мира в начальной школе. Мы думаем, что ребята, которые изучают этот предмет, тоже хотят знать о том, почему реки имеют такие названия.

1. Теоретическая часть.

  1. Древние насельники Сибири и их названия.

Как известно, русские пришли в Сибирь в XVI-XVII веках и нашли ее заселенною. На Крайнем Севере, в тундре и лесотундре, они столкнулись с ненцами. В лесной полосе познакомились с ханты, манси и селькупами. В южной части лесной зоны, а также в лесостепи они встретились с различными тюркскими народами. .

Кочуя по огромной территории или живя оседло, они прекрасно ориентировались на местности. Особенно хорошо эти народы знали названия рек, так как реки были единственным путем для передвижения в этом таежном крае. Вот почему названия рек передавались от народа к народу. Сибирские названия рек узнало и русское население, восприняло их и стало употреблять в своей речи. Естественно, что при этом прежние названия изменялись согласно законам русского языка, а часто просто искажались. Именно поэтому многие из них не только непонятны русскому человеку, но и представляют загадку для специалистов, знающих языки сибирских народов. .

И все же определенную часть названий рек достаточно надежно можно объяснить на основе языков аборигенов Сибири. Для этого надо знать, как в них строится географическое название.

В названиях рек просматривается диалектовая окраска народов ханты и манси: аган – река средней величины; ас – большая река; ега – яга – ех – маленькая речка; еган – ёган – большая река; янк – вода; об -вода, река; у манси река обозначается словом я, у ханты - словами иган, еган, юган, игай .

Ученые установили, что в большинстве языков географические названия состоят из двух слов, причем конечное имеет значение «река», «вода». По этому конечному слову можно узнать хантыйские, селькупские, тюркские и другие названия. Например, у ненцев «река» обозначалась словом яха: Табьяха, Мудуйяха, Еркутаяха, Хадытаяха, Мярояха; ханты передают ненецкое яха как яг, поэтому названия рек на яг в местах, где сейчас живут ханты, также имеют ненецкое происхождение: Ягыляг, Кругяк, Еголяк. У манси река обозначается словом «я»: Атымья, Волья, Толья, Калья; у ханты - словами иган, еган, юган, игай: Ларьеган, Ватъеган, Кульеган; у селькупов - словами кы, гы, превратившимися у русских в ка, га: Катальга, Корлига, Лозунга, Суйга; у южных самодийцев - словами бу, чу, чага, бы, которые у русских звучат как ба, ма, ва, чага: Аба, Амба, Куба, Кумлова, Андарма, Кондома, Касьма, Пача, Паральжа; у тюрок - «река» обозначается словами илга, юл, су: Илгай, Мрассу, Чичкаюл и др. .

Таким образом, географические названия - это не случайные слова. Их появление в тот или иной период исторически обусловлено.

1.2.История происхождения названия рек Нижневартовского района.

Используя эти сведения, попытаемся выяснить значение и хотя бы краешком глаза заглянуть в историю отдельных названий рек моей малой родины.

У народов Севера к рекам отношение особое. В понимании людей они не только «живые», но имеют и деление: мужчина и женщина. Так, «мужчинами» считаются Тромъеган, Пим, Вах и Васюган. «Женщина» лишь одна – Аган. Более того, Тромъеган и Аган – супружеская пара. Женой Пима называют его приток – Им-Яун.

Из интернет – источников и научной литературы узнала о том, что на территории Нижневартовского района протекает более 2 тысяч рек, речек. Среди рек выделяется великан – Обь. Самыми крупными притоками реки Оби являются реки Вах - 964 км, Аган -776 км и Куль-Еган - 342 км, Колек-Еган - 553 км, Сабун - 553 км, Кулун-Игол - 520 км. Маленькие реки: протоки Мулка, Мега, Большая Рязанка .

Если посмотреть на карту Нижневартовского района, можно сделать вывод: многоводные реки и малые речки настолько плотной сетью покрывают всю территорию Нижневартовского района, что нельзя назвать ни одного селения, удаленного от водотока более чем на 100 км.

Следовательно, люди, населяющие наш край, селились по берегам рек, так как единственное средство передвижения было водное.

Много предположений существует о происхождении названия реки Оби: от русского слова «обе» или «объять», от иранского «аб, об» - «вода», от коми-зырянских слов: «обва» - «тетка, бабушка» и «обва» - «снежная вода».

Литературные источники говорят о том, что нельзя объяснять происхождение названия этой могучей реки от русских слов, так как в Сибири нет рек, названных русским именем. Из истории известно, что впервые русские упомянули Обь в Новгородской летописи в 1364 году, назвав ее Обдорой. В это время им еще ничего не было известно об истоке реки Оби (из двух рек - Бии и Катуни). Откуда же русские узнали, что это река Обь? Судя же по летописи, впервые с этой рекой познакомились новгородцы, ходящие в Югру. Значит, они встретились с Обью в ее нижнем течении. Проводниками новгородцев были коми (их русские называли зырянами). Поэтому можно предположить, что и название Оби новгородцы услышали от коми. В этом особенно убеждает нас ранняя связь слова Обь со словом «дор», которое в языке коми означает «местность». .

Что же значит слово «об» в коми языке? Едва ли можно думать, что такую большую реку коми называли словом обва - «тетка, бабушка». На наш взгляд, правы те, кто связывает название Обь с обва в значении «снежная вода» (немецкий ученый В. Штейниц, томский профессор А. П. Дульзон). .

Это предположение хорошо согласуется и с географическими особенностями реки Оби.

Об особенностях местности, где протекает река Обь, старинная хантыйская легенда гласит: «Земля наша была плоской, травянистой и болотистой. Но вот встретишь гриву, а на ней бор. Залезь на самый высокий кедр и увидишь богатыря. Лежит он, весь порос травой, илом. Давно он погиб. Вот с тех пор есть на Югорской земле высокие места, которые называют богатырскими холмами.

Прорезая эти богатырские холмы, течет вдоль Западной Сибири с юга на север великая, могучая река Обь».

Обь еще иначе называют Ас-най, что можно перевести дословно как река-солнце, так как она является прародительницей всего живого. Текущая вода прекрасно понимает людей, она может на них сердиться или радоваться за них. Древние ханты не умели плавать, но во всем полагались на реку: если ты не совершил дурных поступков, река не даст тебе погибнуть. Когда же Ас сердилась, ей приносили в дар монетку, горсть муки, делили с ней трапезу.

Древняя алтайская легенда так гласит о рождении Оби: «Своенравная, гордая красавица Катунь не могла полюбить посватавшегося к ней властного князя по имени Бий. Она бросилась со скалы, но не погибла, а превратилась в стремительную красивую реку. Катунь мчалась от преследовавшего ее старика, яростно пробиваясь сквозь камни и горы, путала следы, пряталась в ущельях, виляла в сторону и только при выходе из гор, в предгорной степи, где уже было невозможно скрыться, властный старик нагнал ее. И родилась Обь…»

А вот другая легенда, рассказанная Ю.К. Айваседой, жителем поселка Варьеган, так объясняет появление у Оби притоков.

«Старик Обь выдал замуж свою дочь Аган за сына Торум-Ики, у которого было имя Торум-Ягун. Но так как у них характеры были, как у бурлящей реки, вместе прожили они недолго. Разошлись. Торум-Ягун - на северо-запад, а Аган – на восток, но тяга друг к другу осталась. И поэтому, когда хозяйка Агана вспомнит что-нибудь хорошее из совместной жизни – поворачивается в сторону своего мужа и начинает грызть северный песчаный берег ягельного бора. Как вспомнит ссору – рассердится, повернется спиной к нему, и начнет грызть глинистый берег Черного Урмана. Когда соскучится очень – посылает весточку в сторону мужа… Река Хаплимуты, как говорят ненцы, это одна из весточек, которые посылает хозяйка Агана своему мужу». .

Река Обь не только самая большая река Сибири. Она чрезвычайно живописна и красива и летними вечерами в час заката, и в период паводка, когда величаво разливается на многие километры и восхищает человека своей неукротимой мощью и силой, и подо льдом, когда закована в снежные латы.

По поверьям коренных народов югорского края, в каждой реке живет свой дух. Наиболее почитался дух Оби. Чтобы не утонуть (ханты не умели плавать), чтобы удачной была рыбалка, водяным духам приносили жертвы, почитали их.

Река Вах у остяков носит то же название, которым его называют русские, и оно означает на их языке и металл, и железо, однако причину этого они объяснить не могут, ибо на Вахе неизвестна железная руда, а тем более, чтобы ее добывали и использовали остяки. Возможно, что оно употребительно у живущих в верховьях Ваха тымских остяков. Если к названиям других рек остяки прилагают слово «логон», то в случае с рекой Вахом этого нет. Причиной этого различия служит его превосходство по величине надо всеми другими впадающими в Обь реками, так как его ширина в низовьях в некоторых местах достигает версты. Он течет, не делая значительных поворотов, с северо-востока. Дно песчаное. .

Большинство рек Западной Сибири являются культовыми, особое место среди них занимает река Тромъеган.

Тромъеган - река Бога в переводе с хантыйского языка. Она берет свое начало в водоразделе Сибирских Увалов и течет с севера на юг более восьмисот километров, разбиваясь на три больших рукава перед впадением в Обь. Река имеет значимые притоки в верхнем течении: Нятлонгаягун, Энтль - имиягун, в среднем течении Ингуягун, Ортъягун и в нижнем течении Каттым - еган и реку Аган, впадающие в Тромъеган слева. .

Аган - свое название река получила от хантыйского слова «еган», которое переводится просто – река. В наших краях река Аган считается самая клюквенная река – Ампута. Это название от ненецкого – Вампухта.

А по-хантыйски называется – Кавахын – кавэнг Ахын, то есть, Аган, но болотистый, клюквенный. А ненецкое название переводится как – река раздора.

Легенды описывают местность, характеризуют ландшафтные особенности бассейна реки Аган: в легендах об аганской богине раскрываются нрав и характер течения реки, обосновываются появление двухруслового устья, семиручьевого истока, направления течения многочисленных притоков. .

В Нижневартовском районе можно встретить реки с русским названием. О чем говорят русские названия рек? Часть из них понятна каждому человеку, часть также требует специального изучения. Русский человек, называя реку, прежде всего, обращал внимание на ее признаки. Эти признаки могли быть связаны как с ее природными качествами, так и с отношением человека к ней.

2. Практическая часть

В результате исследования нами получены следующие результаты.

Таблица 1.

№ воп-роса

Вопросы анкеты

Результаты

ученики

родители

Назовите реки, протекающие

в Нижневартовском районе.

Назвали 1-2 реки

Затруднились ответить

Назвали 3 реки

Назвали 4 - 5 рек

16 учеников

11 учеников.

7 родителей

5 родителей

Сможете ли объяснить,

почему они имеют

такие названия?

Смогли объяснить

Затруднились с ответом

Смогли объяснить

Затруднились с ответом

0 учеников

27 учеников

0 родителей

12 родителей

Важно ли сохранять историческое наследие народа?

Все ученики дали положительный ответ – да, важно, а объяснить, почему – затруднились.

Все родители дали положительный ответ, объяснили роль истории в жизни людей.

Ответы на вопросы анкеты

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: полученные результаты оказались не совсем утешительными: мои одноклассники не знают реки Нижневартовского района, а о происхождении названий рек не смогли сказать ничего. Результаты родителей оказались чуть лучше, но о происхождении названий рек затруднились что – либо сказать.

Выводы

Из литературных источников узнала об историческом происхождении названия рек Нижневртоского района. Исследовав значение слов «ёган, обь, ас, ега, янк» и других в названии рек узнала, что в названиях рек Нижневартовского района отражены национальные корни народов, населяющих наш край в далеком прошлом, сохранившемся до наших дней. Таким образом, можно сделать вывод, что наша гипотеза оказалась верной.

Собранный материал дал возможность узнать о культурном наследии, о том, что названия рекам Нижневартовского района давали люди, живущие по берегам рек, позволил глубже познать свой край.

С результатами исследования были ознакомлены учащиеся 1-х классов нашего образовательного учреждения на уроках экологии, окружающего мира.

В дальнейшем планируем продолжить свои исследования по данной теме и изучить историю рек Ханты – Мансийского автономного округа.

В завершение нам хочется, чтобы люди берегли историческое наследие малой родины, соблюдали экологический этикет по отношению к окружающей природе, чтобы и через сотни лет они могли восхищенно сказать: «Здравствуй, милый мой край! Я вернулся домой!» А для этого мы должны вместе со взрослыми беречь природу. Если мы будем всегда вместе в любом деле, то наша планета будет прекрасной! Человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».