Правовая семья и ее виды. Виды правовых семей К основным видам правовых семей относятся

Правовая семья -- одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.

Сам термин правовая семья был введён в научный оборот немецким учёным Готфридом Лейбницем опубликовавшем в 1667 году на латинском языке свой труд Nova Methodus Discendae Docendaeque Iurisprudentiae (новые методы изучения и преподавания юриспруденции). В данном труде содержится § 7 под названием "Theatrum legale als Projekt einerumfassenden Darstellung des Rechts aller Vцlker, Lдnder und Zeiten" (Представление права в качестве проекта: всех народов, стран и времён). Именно в данной работе, используя родственно-генетический подход Лейбниц и выдвинул идею о возможном объединении права ряда стран в своеобразные семьи, подчёркивая единый исток и сходство развития. Каждая правовая семья уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом, формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями. Правовая система -- совокупная связь системы права (в том числе системы законодательства), правовой культуры и правореализации.

Правовую систему не следует путать с системой права, которая является лишь частью правовой системы. Понятие правовой системы часто используется для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия права разных государств и народов. Если говорить о понимании самого понятия правовой системы, то следует обозначить следующий момент. Введение в научный оборот категории «правовая система» вызывало много споров, ещё С. С. Алексеев задавался вопросом, каким же понятием возможно охватить все нормативные и поднормативные элементы правовой действительности, чтобы в полной мере сохранить чёткость, «неразмытость» научной категории, выражающей объективное право, и пришёл к выводу, что им может служить понятие правовой системы.

Однако существует и противоположная точка зрения: некоторые исследователи полагают, что понятие «правовая система» не должно входить в категориальный аппарат правовой теории, поскольку не обладает научным статусом и является условным и размытым. Например, с точки зрения В. С. Нерсесянца «трактовки правовой системы в качестве какого-то нового правового понятия, охватывающие всё право (все правовые феномены и категории), по существу означают подмену общего понятия права неким довольно условным (и случайным) словосочетанием „правовая система“», и далее дополняет, что под правовой системой стали понимать совокупность всех правовых явлений и понятий, то есть фактически всё то, что в марксизме называется «юридической надстройкой», возвышающейся над «юридическим базисом».

В целом можно сказать, что появление понятия «правовой системы» было своеобразным компромиссом между сторонниками широкого и нормативного понимания права, или, как точнее было указано Ю. А. Тихомировым, «ещё одна грань в правопонимании -- попытка углубить представление о праве как о едином и целом с помощью понятия „правовая система“».

Однако, несмотря на то, что правовая система изучается в России уже несколько десятилетий, в современной теории права единообразия в определении предмета, объёма и содержания понятия «правовой системы» так и не появилось. Одни юристы отождествляют её с системой правовых норм, другие объединяют право как нормативное образование, правотворчество и правоприменение, третьи охватывают этим понятием внутренние связи правовых явлений, их организацию и структуру. Наконец, она характеризуется как совокупность юридических норм, принципов и институтов (нормативный элемент), как совокупность правовых учреждений (организационный элемент), как совокупность правовых идей и взглядов (идеологический элемент). Некоторые исследователи даже полагают, что категория правовой системы до сих пор остаётся слабо разработанной.

Существует множество определений понятия «правовой системы», которые можно свести к нескольким подходам. Например, по мнению В. В. Гаврилова в отечественной теории права таких подходов существует три.

Согласно первому подходу содержание понятия «правовая система» рассматривается в контексте различных форм внешнего выражения и закрепления правовых норм, а также их взаимодействия друг с другом. Так, например, Ю. А. Тихомиров определяет правовую систему как «структурно и функционально упорядоченный массив взаимосвязанных нормативно-правовых актов, создаваемых и действующих на основе единых принципов», другими словами правовая система это «базовое юридическое понятие, охватывающее все правовые акты и их связи в национально государственном масштабе». Здесь необходимо отметить, что, по мнению Ю. А. Тихомирова, доктринальная трактовка позволяет охарактеризовать правовую систему как «взаимодействие правовых идей и принципов правотворчества, правового массива и правоприменения. Именно в таком плане автор высказывал своё мнение около двадцати лет назад». К сторонникам первого подхода В. В. Гаврилов также относит С. Н. Егорова, который рассматривает правовую систему как «совокупность норм, изложенных в иерархической системе нормативных правовых актов, принятых политической властью».

В соответствии со вторым подходом понятие «правовая система» характеризуется через призму не только позитивного права, но и некоторых других тесно связанных с ним и между собой активных элементов правовой действительности. Сторонником этой точки зрения является С. С. Алексеев, согласно которому, правовая система -- «это всё позитивное право, рассматриваемое в единстве с активными элементами правовой действительности -- правовой идеологией и судебной (юридической) практикой». Третий подход отличает стремление относиться к понятию «правовая система» как категории, отражающей все правовые явления и всю правовую действительность, существующие в обществе. Данная позиция прослеживается в работах Н. И. Матузова, который считает, что «правовая система охватывает весь юридический аппарат, всю юридическую деятельность, осуществляемую в разных формах».

Необходимо также привести уже ставшую традиционной классификацию, согласно которой понятие «правовая система» рассматривается в широком и узком смыслах.

В широком смысле правовая система представляет собой правовую организацию общества, «совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей». Указанное определение близко согласуется с мнением Ж. Карбонье, согласно которому правовая система является «вместилищем, средоточием разнообразных юридических явлений, существующих в обществе в одно и то же время на одном и том же пространстве».

В узком смысле правовая система сводится к объективному праву и рассматривается как «целостное единство правовых актов и норм национального права, разделённых на основе внутреннего согласования на части (правовые институты и отрасли права) в соответствии с предметом и методом правового регулирования, связанные между собой иерархическими и координационными отношениями и имеющие своим центром правовые принципы, в концентрированной форме выражающие сущность, цель, основные задачи и функции права».

Право - это основной элемент, на котором строятся абсолютно все мировые державы. Данный тезис был выдвинут философами эпохи Нового времени. Они считали, что государство - это не политическая, а сугубо правовая структура. Таким образом, институты права являются теми отношений, без которых попросту невозможно построить государственную структуру. Реализация этих институтов производится путем создания специфического режима - правопорядка, который позволяет выделить важные однородные аспекты. Подобные особенности права существуют в каждой стране. Их появление напрямую зависит от многих факторов: территориальной расположенности, менталитета людей, культурных традиций и т. п. В учеными была проведена систематизация общих и разнородных моментов права каждого государства во всем мире. Она и привела к объединению наиболее схожих правовых систем в целые семьи.

Правовая система - основной элемент правовой семьи

Нужно отметить тот факт, что правовые семьи основываются на выделении и сравнении правовых систем различных государств. В каждой подобной системе учеными были выделены наиболее схожие и различающиеся моменты, что помогло провести общую дифференциацию. Правовой системой принято называть трехэлементную структуру, состоящую из системы права, правовой культуры и правореализации. В свою очередь, каждый из этих элементов подразделяется еще на некоторые составляющие, например:

1. Система права состоит из отрасли, подотрасли, института и нормы.

2. Правовая культура - правовой идеи, поступка, учреждения и т. д. Основным регулирующим моментом правовой культуры является правовое сознание населения, которое проявляется в уровне подчинения законам и признании правопорядка.

3. Реализация права - использование, соблюдение, исполнение.

На основе внутренней структуры и других особенностей ученые включают различные правовые системы в правовые семьи. Следует отметить, что учение о правовых семьях появилось еще в эпоху Возрождения, но наибольший пик развития начался в XX веке.

Понятие правовой семьи

Правовая семья - это совокупность правовых систем разных государств, которые объединены с учетом определённых критериев. Теория была впервые выдвинута в 1667 году немецким ученым Лейбницем. Он утверждал, что право некоторых стран позволяет объединить их в отдельные группы. Каждая из них будет основана на сходствах и различиях процесса развития, отдельно взятых государств.

Именно на основе этой теории было выработано современное понятие правовой семьи. На сегодняшний день основными критериями разделения семей являются:

Источники права;

Терминологическая, методологическая основа правовой системы;

Особенности системы права;

Историческая характеристика государства;

Роль судебных инстанций;

Развитие и происхождение системы права.

Конечно, любая правовая система является уникальной, но ученые на основе приведенных выше критериев научились выделять схожие аспекты. Развитие учения о правовых семьях во многом повлияло на развитие научных знаний в области изучения государств. К тому же появилась реальная возможность познать государства в их соотношении друг с другом.

Классификация правовых семей

Все правовые семьи были сформированы в XX веке, однако существует большое количество подходов к их классификации, каждый из которых был выдвинут определенным ученым. «Первопроходцем» в был Давид, который в 60-х годах сформировал следующую классификацию:

1) романо-германская, англо-саксонская и социалистическая правовая семья;

2) религиозная, индусская и дальневосточная.

На сегодняшний день эта классификация существенно устарела. Ведь Давид брал за основу только исторический фактор. Иную точку зрения на проблематику классификации семей имел ученый по фамилии Кетц. Он выделял следующие семьи:

1) романская;

2) германская;

3) скандинавская;

4) англо-саксонская;

5) дальневосточная и т. п.

Помимо этого, совершенно иные классификации выдвигали ученые Бехруз и Осакве. В современной теории государства и права выделяют следующие основные правовые семьи:

1. Романо-германская.

2. Англосаксонская.

3. Религиозная.

4. Традиционная.

5. Дальневосточные.

Помимо исторического фактора, данная классификация основывается на особенностях юридической техники, что является достаточно важным аспектом в современном мире.

Романо-германская семья

Следует помнить, что всегда существует правовая основа семьи любого типа, вне зависимости от территориальных рамок. Она формируется из тех источников, которые повлияли на развитие правовой семьи в целом. Романо-германская правовая семья является системой всей континентальной Европы. Её источник - рецепции римского частного права. Нормативный акт признается основным источником права в государствах романо-германской правовой семьи. Все отрасли права включены в две группы: публичное и приватное право. Это позволяет точнее и эффективнее регулировать общественные правоотношения. Подавляющее количество стран этой системы имеют конституции писанной формы. В романо-германской правовой семье существует ряд «ответвлений», которые формировались с учетом различий исторического процесса в разных частях континентальной Европы. Таким образом, ученые выделяют подсистемы, группы в романо-германской правовой семье.

Подгруппы романно-германской семьи

Ученые на сегодняшний день выделяют всего три основных подгруппы:

1. Романско-правовая группы, в которую входят правовые системы следующих государств: Бельгии, Франции, Испании и Румынии, бывшие колонии Франции.

2. В группу германского права входят Греции, Монако, Украины, Чехии и Швейцарии.

3. Скандинавско-правовая группа представлена такими странами, как Дания, Норвегия, Швеция и Исландия.

Как мы видим, характеристика правовых семей романно-германского типа осуществлялась на основе территориальной расположенности, особенностей исторического и культурного развития, а также различительных аспектов элементов правовых систем. Тем не менее все представленные подгруппы относятся к романо-германской правовой семье, а их выделение является чисто номинальным.

Общее право - англо-американская правовая семья

Англо-американская правовая семья, или же общее право, является доминирующей в Великобритании и её бывших колониях, США, Канаде, Новой Зеландии и т. п. Прародительницей этой системы можно по праву назвать Англию, потому что обычаи именно этой страны доминируют в англо-американской правовой семье.

Судебный прецедент - это правовая основа семьи англо-американского типа. В отличии от стран романской семь, прецеденту в Англии и других сродных странах отводится гасподствующая роль. Следует отметить, что прецедент рассматривается как обычай, договор. Он играет первостепенную роль в самом процессе развитии и формирования права стран англо-американской семьи. Таким образом, судами, по сути, формируется право.

Как мы знаем, в странах романо-германской семьи суды играют роль правореализации. Тем не менее в последние годы роль нормативного акта как в Великобритании, так и в других странах семьи существенно возросла. Некоторые ученые на сегодняшний день ставят его вровень с судебным прецедентом, хотят данный вопрос так и остается спорным.

Религиозное право

Религиозная семья - это совокупность правовых систем, где основным источником формирования и развития права является религия в форме святого писания. Отсюда следует, что правовой статус семьи религиозного типа прямо отвечает религиозным нормам. Семья религиозного права в настоящий момент развита в исламских и иудейских государствах, хотя тенденция отождествления религии и права в последнее время идет на спад. В европейских странах религиозное право не прижилось даже в эпоху средневековья, потому что церковь имела власть исключительно в духовной сфере.

Семья традиционного права

Традиционная правовая семья наиболее древняя и практически вымершая. Она до сих пор встречается в некоторых государствах Центральной, Южной Африки, а также Азии и Океании. Некоторые племена Австралии живут по нормам традиционного права.

Суть этой правовой семьи в том, что наиболее важные общественные отношения регулируются обычаями, сформированными в родоплеменной общине.
При этом нормативный акт, судебный прецедент и другие источники права не играют весомой роли. По большей части это субъективное право. Как уже говорилось ранее, традиционно-правовая семья наиболее древняя и практически вымершая в наши дни форма регуляции поведения общества.

Дальневосточная правовая семья

Сегодня многие ученые утверждают, что подобной семьи не существует, так как правовые системы многих дальневосточных стран переняли многие институты из европейских. Тем не менее многие аспекты правовой культуры Китая, Японии и других стран этого региона заставляют задуматься о существовании дальневосточной правовой семьи.

Национальные правовоые системы представленных стран основаны на большой роли семьи и её главы, почетании традиций, и т. п. При этом любые споры принято решать внутри семьи или общины, а к помощи государственных органов прибегать в самом крайнем случае. Также следует заметить, что целью обращения к органам власти является правовая защита семьи, а не отдельного индивида. Правопорядок в этих странах рассматривается, как способ обеспечения гармонии в обществе.

Заключение

Итак, в статье были представлены основные правовые семьи, которые выделяют в теории государства и права на сегодняшний день. Естетсвенно, некоторые ученые также предусматривают наличие иных видов, как, например, социальная правовая семья социалистического направления. Тем не менее вопрос их существования вызывает множество споров в научном сообществе.

В мире существует столько правовых систем, сколько и государств, т.е. правовая система присуща государству. Правовые системы, имеющие схожие черты объединяются в правовые семьи.

Правовая семья – комплекс правовых систем, выделенных на основе общности генезиса, принципов правового регулирования, источников права и структурного единства, а также единства терминологии, юридических категорий и понятий.

Существует множество классификаций правовых семей. Одной из самых популярных является классификация, данная известным французским ученым Р. Давидом. Основанием объединения правовых систем в правовые семьи выступает схожесть таких элементов правовой системы, как источники права, система права, принципы права, система законодательства (см. таблицу).

Наиболее распространенными в современном мире видами правовых семей являются (см. схему 15.2):

Романо-германская;

Англосаксонская;

Мусульманская;

Традиционного права.

Англо-саксонская правовая семья – одна из разновидностей правовых систем мира, имеющая свои истоки в Англии в XI-XII вв. Сегодня почти треть населения мира (Англия, Сев. Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, бывшие колонии Британской империи) живет по принципам, содержащимся в английском праве: 1) основным источником права служит норма, сформулированная в судебных прецедентах, т.е. в судебных решениях по конкретному делу, которым затем придается общеобязательность; 2) право делится на общее, выработанное судьями, и право справедливости, основанное на решениях от имени короля. Судебная реформа 1873-1875 гг. соединила общее право и право справедливости в единую систему права; 3) отсутствует деление права на частное и публичное; 4) отдается предпочтение процессуальному праву; 5) отсутствует четкая классификация отраслей права; 6) отводится огромная роль судебному толкованию закона, что обусловливает связанность правоприменительного органа не только текстом закона, но и «прецедентами толкования» предшествующих судебных решений и др. В США сложилась в основном дуалистическая система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии со статутным (законодательным) правом парламентского происхождения при приоритете прецедента. Однако законодательство в США имеет больший удельный вес, чем в Англии, причем значительным является не только объем федерального законодательства, в том числе кодексов, но и широкая законодательная компетенция штатов, которые активно ею пользуются.

Романо-германская (континентальная) правовая семья – одна из разновидностей правовых систем мира, возникшая на основе древнеримского права и являющаяся результатом его эволюции и приспособления к новым условиям. Существовала первоначально в странах континентальной Европы, затем распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Востока, Японию, что объясняется колонизаторской деятельностью многих европейских стран, имеющих высокий уровень кодификации законодательства (ГК Франции 1804 г., Гражданское Уложение Германии 1900 г., Единый торговый гражданский кодекс Италии 1924 г.). Отличительными чертами этой правовой системы являются: а) признание за конституцией высшей юридической силы и установление судебного контроля за конституционностью обычных законов; б) наличие иерархической системы источников права (закон – подзаконные акты), среди которых роль обычая и прецедента незначительна, а закону отведена приоритетная роль; в) проведение широкой кодификации законодательства (в большинстве стран приняты и действуют гражданские, административные, торговые, уголовные, гражданские процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы); г) деление систем права на отрасли; д) отведение скромной роли судебной практике; е) придание общепризнанным нормам международного права преимущества перед внутренними законами; ж) признание деления права на частное и публичное.

Мусульманское право как система норм, в той или иной степени санкционируемых и поддерживаемых теократическим мусульманским государством, в своей основе сложилось в Арабском халифате в VII-Х в. и основано на мусульманской религии – исламе.

Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий. Правда, теория мусульманского права признает, что божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, которое направлено на то, чтобы приспособить данное Аллахом право к практическому использованию.

Поскольку мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые обычно относят к правовой сфере. В этом смысле оно рассматривается как единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные регуляторы, а также обычаи.

Мусульманское право или фикх делится на две части: первая указывает мусульманину, какой должна быть его линия поведения по отношению к себе подобным (муамалат), вторая предписывает обязательства по отношению к Аллаху (ибадат). Основная функция фикха состоит в сохранении неразрывных связей между законодательством мусульманского государства и его первичными источниками.

Основными источниками мусульманского права выступают: Коран; сунна, т.е. рассказы о жизнедеятельности пророка; иджма, т.е. согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом по вопросу об обязанностях правоверного; кияс, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, сунной или иджмой.

В мусульманском праве отсутствует классическое деление на публичное и частное право. Глава следует за главой без всякого логического разграничения вопросов, которые следовало бы отнести к частному либо к уголовному праву. К числу основных отраслей мусульманского права относятся: уголовное право, судебное право и семейное право.

Мусульманское судоустройство отличалось простотой. Единоличный судья рассматривал дела всех категорий. Иерархии судов не существовало. В современных условиях некоторые мусульманские страны (например, Египет) полностью отказались от мусульманских судов. Однако в большинстве арабских стран они продолжают играть немаловажную роль в механизме социального действия права. В некоторых странах (Судан) система мусульманских судов приняла даже многоступенчатый характер (несколько инстанций), в других - имеются параллельные системы мусульманских судов, соответствующих разным толкам (к примеру, суннитские и джаффаратские суды в Ираке и Ливане).

Семья традиционного права наиболее архаичная из существующих правовых систем. Главная особенность данной семьи в том, что основным источником права является обычай (традиция). К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки, Папуа-Новой Гвинеи, Океании.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

Доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

Обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний. сложившихся естественным путем и признанных государствами;

Обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

Нормативные акты (писанные законы) имеют вторичное значение, хотя в последнее время их принимается все больше и больше;

Судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

Судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

Юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

Архаичность многих ее обычаев и традиций.

Схема 15.2 Виды правовых семей

Сравнение основных правовых семей представлено в таблице 15.1.

Таблица 15.1 – Сравнение правовых семей

Правовая семья Романо-германская Англо- саксонская Религиозного права Традиционного права
Источник права Нормативный правовой акт Судебный прецедент Религиозные тексты Правовой обычай
Система права Имеется деление на отрасли права, частное и публичное право Нет отраслевого деления, частное и публичное право не выделяются Отрасли права имеются, но не выражены конкретно. Нет деления на частное и публичное право Наличие или отсутствие отраслевого деления связано, по общему правилу, с правовой системой бывшей метрополии
Особенности Сформировалось и функционирует под влиянием римского права Наряду с судебным прецедентом важную роль, хотя и второстепенную, играет нормативный правовой акт Формируется и функционирует под влиянием и на основе религии. Правовыми нормами являются нормы религии. Право формируется на основе обычаев, традиций, ритуалов

Контрольные вопросы

Краткая характеристика правовых семей

Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (восприятия, заимствования) римского права в XII–XVI вв. и получила распространение в континентальной Европе.

Особенности этой семьи состоят в следующем:

1) основным источником права служит нормативный правовой акт (закон);

2) существует единая иерархическая система источников права;

3) признается деление на публичное и частное право, а также на отрасли права;

4) законодательство носит кодифицированный характер;

5) существует общий понятийный фонд, т. е. сходство основных понятий и категорий, в частности, норма права понимается как правило поведения, исходящее от государства;

6) относительно единая система правовых принципов;

7) в законодательстве ведущая роль принадлежит конституции, обладающей высшим юридическим авторитетом. Существует и система кодексов, например гражданский, уголовный, процессуальный. Среди источников права большое место отводится подзаконным актам, обычаям и судебной практике. Однако прецедент не характерен для этой семьи, а судебная практика скорее служит вспомогательным источником, чем самостоятельным: следование решению кассационной инстанции необязательно для других судов, хотя и может восприниматься судами в качестве образца для решения аналогичных дел.

Правовая доктрина играет основную роль в процессе правотворчества. При правоприменении она используется лишь при толковании норм права, но судьи не могут ссылаться на мнения известных ученых-юристов в обоснование принимаемых решений.

Серьезное значение придается международному праву, нередко провозглашается его приоритет перед внутригосударственным правом (Германия, Россия). Рассматриваемой семье присущ и конституционный контроль в виде специальных конституционных судов или аналогичных органов.

Что касается обычая, то он имеет, как правило, ограниченное действие. Но его применение допускается в сфере частного права и нередко не только в дополнение к закону, но и кроме закона, если закон не регулирует ту или иную ситуацию.

Романо-германская правовая семья получила распространение в Латинской Америке, значительной части Африки, в странах Ближнего Востока, в Японии.

Семья общего (прецедентного) права (англосаксонская) существенно отличается от романо-германской правовой семьи. Здесь главным источником права выступает судебный прецедент, т. е. норма, сформулированная судьей в процессе рассмотрения дела. При этом прецеденты строго обязательны для других судей при разбирательстве аналогичных дел. Отсюда следует, что главными творцами права в этой семье являются судьи, которые, обобщая практику и руководствуясь уже сложившимися отношениями, вырабатывают на этой основе своеобразные юридические принципы - прецеденты, составляющие систему общего права.

Помимо указанных, семье общего права присущи следующие особенности:

1) своеобразное понимание норм права - они не отделены от судебного решения, поэтому носят казуистический характер. Каждому новому делу нужна новая норма права, но создавать прецеденты вправе не любые суды, а лишь вышестоящие судебные инстанции, например Апелляционный суд (состоящий из двух отделений - гражданского и уголовного), Высокий суд (все его отделения). Решения Суда короны, созданного в 1971 г. для рассмотрения особо тяжких преступлений, не считаются прецедентами. Прецеденты может создавать Палата лордов, выполняющая помимо прочего и судебные функции;

2) специфика структуры права: ей неизвестно деление на частное и публичное, а отрасли права не выражены четко. В структуре английского права выделяют: а) прецедентное право; б) право справедливости; в) статутное право. Право справедливости представляет собой совокупность норм, сформировавшихся из решений лорда-канцлера, который действовал от имени короля при рассмотрении жалоб на решения обычных королевских судов. При этом его решения основывались на «королевской справедливости» и восполняли пробелы в общем праве, вносили коррективы в деятельность королевских судов. Статутное же право - это право парламентского происхождения. Акт парламента требует судейских толкований, которые становятся судебными прецедентами. Следовательно, суд наделен широкими полномочиями усмотрения в отношении статутного права;

3) придание важного значения формам судопроизводства, процессуальным нормам, источникам доказательств;

4) большая автономия судебной власти по отношению к другим ветвям власти. Это выражается не только в правотворческих полномочиях судебной власти, но и в отсутствии прокуратуры и административной юстиции;

5) некодифицированный характер законодательства, и хотя в последние десятилетия были приняты парламентом акты, консолидирующие правовые нормы в институты и отрасли (прежде всего гражданское право), тем не менее английское право продолжает оставаться прецедентным по своему характеру.

Как уже отмечалось, в структуре общего права можно выделить группу английского права, куда входят Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, некоторые бывшие английские колонии, а также право США, которое имеет своим источником английское право, но отличается большим своеобразием. Оно проявляется в следующем:

1) в отличие от Великобритании в США имеется федеральная Конституция;

2) в дуализме правовой системы, поскольку наряду с прецедентным правом действует система законодательства. Но законодательные нормы входят в правовую систему США лишь после их неоднократного применения и истолкования судами, и ссылки делаются на судебные решения;

3) в федеральной системе США штаты обладают существенной самостоятельностью, и суды одного штата необязательно должны ссылаться на судебные решения другого штата, а могут принять иные решения;

4) в значительной маневренности, гибкости, приспособленности права к изменяющимся условиям, так как высшие судебные инстанции не связаны собственными прецедентами;

5) в кодифицированном характере законодательства многих штатов, например, уголовные кодексы действуют во всех штатах, во многих приняты гражданские и гражданские процессуальные кодексы, а в некоторых штатах - и уголовно-процессуальные;

6) в наличии судебного контроля за законностью федеральных законов и законов, принимаемых на уровне отдельных штатов. Особую роль здесь играет Верховный суд США, имеющий право толкования Конституции страны, а высшие судебные инстанции штатов - конституций своих штатов.

Славянская правовая семья стала называться в качестве самостоятельной только в самое последнее время. Считается, что еще дореволюционный русский юрист Н. М. Коркунов настаивал на ее выделении. В настоящее время активным поборником этой идеи выступает проф. В. Н. Синюков, сформулировавший особенности славянской правовой семьи. При этом указывается, что славянская ветвь правовой цивилизации основана главным образом на национально-культурных и географических факторах.

Самобытность славянской правовой семьи определяется следующими моментами:

самобытностью государственности. Как известно, восточные и южные славяне уже в VI–XI вв. имели собственные государственные образования со своими традициями, своим отношением к государственной власти, формам ее организации;

особыми условиями экономической жизни, где ведущей формой хозяйствования долгое время была крестьянская община, основанная на взаимопомощи, местном самоуправлении, ответственности по принципу «круговой поруки». Отсюда развитость начал коллективизма, кооперативности;

тесной связью государства и права с православной ветвью христианства, что значительно сказывалось и продолжает сказываться на духовной жизни славянских народов, в том числе на связи права и нравственности;

будучи прямой наследницей Византийской империи, славянская правовая семья через Византию унаследовала из юридических источников законодательные традиции римского права, а позднее - рецепцию германского права. Поэтому по технико-юридическим приемам она примыкает к романо-германской правовой семье.

Ведущее место в данной правовой семье принадлежит российской правовой системе, которая является своеобразным культурно-историческим и юридическим образованием, имеющим свои закономерности развития.

Латиноамериканская правовая семья характеризуется дуализмом, поскольку она восприняла, с одной стороны, романо-германскую правовую модель, а с другой - правовую систему США, как наиболее близко расположенной к Латинской Америке страны. Тяготение же к романо-германской правовой семье объясняется тем, что многие латиноамериканские государства были долгое время колониями Испании и Португалии, которые и перенесли в эти страны право метрополии.

Другая особенность латиноамериканских государств - заимствование у США президентской формы правления, конституции и некоторых конституционных институтов. В целом сфера публичного права у государств Латинской Америки сформировалась под воздействием США.

К числу особенностей латиноамериканской правовой системы следует отнести значительную роль делегированного законодательства, т. е. издание правительственных актов в форме законов, что объясняется длительными периодами правления военных и нефункционированием парламентов.

В федеративных государствах - Аргентине, Бразилии, Венесуэле и Мексике - правовая система носит федеративный характер, но основную массу составляет федеральное законодательство.

Обычай как источник права играет разную роль в отдельных странах, например, в Аргентине его роль достаточно велика, а в Уругвае - меньше. Но в целом обычай выступает дополнительным, а не основным источником права.

Серьезное внимание уделяется институту судебного контроля за конституционностью законов.

Латинская Америка, заимствовав у США судебную систему, серьезно изменила ее и судебную практику не рассматривает в качестве источника права. В литературе указывается, что латиноамериканские государства все чаще используют институты местного, национального происхождения.

Скандинавская правовая семья охватывает пять государств - Швецию, Норвегию, Финляндию, Исландию и Данию и отличается большой самобытностью. Несмотря на близость к континентальной Европе, названные страны не восприняли в полной мере романо-германскую модель. Например, судебная практика играет в Скандинавских странах более существенную роль, чем в странах, принадлежащих к романо-германской правовой семье. Скандинавскому праву неизвестно деление на публичное и частное право.

Скандинавское право действует как единая система, для него характерно большое число унифицированных актов, действующих в равной мере во всех Скандинавских государствах. Это объясняется сходством их языка, культуры, исторического развития, географического положения и экономического потенциала, отсутствием в целом политических различий, что обеспечило тесное правовое сотрудничество данных государств. Вместе с тем правовые системы Скандинавских стран принято делить на две группы . Первая группа включает Данию, Норвегию и Исландию, право которых исторически развивалось на идентичных по содержанию компиляциях датского и норвежского права второй половины XVIII века. Во вторую группу входят Швеция и Финляндия, правовые системы которых строятся преимущественно на праве Шведского государства.

Для скандинавской правовой семьи характерно отсутствие кодексов, систематизирующих отдельные отрасли права. Закон является основным источником права. Роль суда традиционно значительна в Скандинавских странах, функции судьи не сводятся исключительно к применению законодательства. Судья обладает большой свободой в толковании законов и договоров, но формально он не может при разрешении конкретного спора создавать правовые нормы.

Мусульманское право относится к религиозным правовым системам, так как основано на исламе. Оно отличается сложностью, большим своеобразием, необычностью источников, структуры, терминов и т. д. и включает в себя не только юридические нормы, но и религиозные, нравственные регуляторы, обычаи.

Особенности мусульманского права состоят в следующем.

1. Норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. В силу божественного происхождения этого правила оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. По содержанию нормы мусульманского права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. Так, мусульманское право определяет молитвы, которые мусульманин должен знать; посты, которые должен соблюдать; милостыни, которые необходимо подавать; паломничества, которые надо совершать. При этом нельзя принуждать к соблюдению установленных правил.

2. Выделяются четыре главных источника мусульманского права: Коран - священная книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка Мухаммеда; она посвящена вопросам религии, нравственности и лишь в очень незначительной части затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман. Второй источник - Сунна - сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий. В Сунне также доминируют нравственно-религиозные положения. Она содержит, по существу, интерпретации и пояснения правил Корана. Третий источник - Иджма - согласие мусульманского сообщества об обязанностях мусульманина. Четвертый источник - Кияс (Кийяс) - суждение по аналогии, т. е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой.

К второстепенным источникам относится закон, который не может противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине. Судья при рассмотрении дела ссылается не на Коран или Сунну, а лишь на автора, авторитет которого общепринят.

3. В структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяются в качестве основных отраслей уголовное, судебное и семейное право. Мусульманское уголовное право различает твердо установленные наказания (за воровство, убийство, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков и др.) и дискреционные, назначаемые по усмотрению судьи, который может наказать за любое другое нарушение закона.

Судоустройство по мусульманскому праву отличается простотой, так как судья единолично рассматривает любые категории дел. Но к судьям предъявляются высокие квалификационные требования, особенно в отношении их религиозно-правовой подготовки. Некоторые мусульманские государства не знают иерархии судов, но в Судане, например, существует несколько судебных инстанций.

Семейное право представлено «правом личного статуса» и регулирует не только семейные, но и наследственные и некоторые другие отношения. По мусульманскому праву юридическое положение лица определяется его вероисповеданием. Полноправный личный статус имеют только мусульмане. Характерной чертой права личного статуса является неравенство мужчины и женщины. Брак рассматривается как религиозная обязанность мусульманина.

Семья мусульманского права включает Иран, Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливан, Судан и др. В ряде мусульманских государств мусульманское право сохранило свое значение лишь в отдельных сферах (Алжир, Египет, Сирия), но в Турции, например, которая провозгласила себя светским государством, нормы мусульманского права значительно потеснены заимствованным романо-германским правом.

Индусская правовая семья основана на своеобразном религиозном комплексе - индуизме и составляет одну из религиозно-традиционных семей права. К этой семье относятся правовые системы государств: Бангладеш, Непала, Гайаны, Бирмы, Сингапура, Малайзии, некоторых стран восточного побережья Африки, например Танзании, Уганды, Кении.

Индусская система права сформировалась более двух тысяч лет назад и, пройдя сложный путь развития, сохранила свое регулирующее значение до наших дней. Для этой правовой семьи характерны:

1. Связь с кастовой системой, основной догмой которой является положение о том, что все люди с рождения разделены на определенные социальные иерархические группы - касты, каждая из которых имеет свои права, обязанности, свое миропонимание и мораль. Касты живут по своим обычаям, и собрание касты голосованием разрешает споры внутри своей группировки, применяя меры принуждения. Наиболее суровое из них - отлучение от касты.

2. Источником права и религии считаются веды - сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих, по существу, правила поведения.

3. Индусское право основывалось на обычаях в регулировании вопросов права наследования, правового режима имущества отдельных членов неразделенной семьи и раздела семейного имущества. Поэтому в период британской колонизации, даже после введения системы общего права, семейное и наследственное право регулировалось главным образом обычаями.

4. Нормативные установления и решения судебной практики не составляли источника индусского права, которое опиралось на труды и комментарии ученых, представлявших собой описание обычного права.

5. После обретения Индией и другими британскими колониями независимости происходил процесс кодификации индусского права, был принят ряд законов, унифицировавших брачное право индусов и приспособивших его к современному мировоззрению, были приняты законы об опекунстве несовершеннолетних, о наследовании, об усыновлении и др., которыми современные судьи руководствуются при рассмотрении конкретных дел. Что касается кастовых дел, то суд не вправе пересматривать кастовые правила, он лишь следит за их соблюдением и правильным применением. Но суд может аннулировать решение собрания касты, если оно содержит «вызов национальному правосудию».

Семья обычного (традиционного) права охватывает страны Центральной и Южной Африки и Мадагаскар, в том числе государства Гану, Сьерра-Леоне, Гамбию, Малави, Сенегал, Берег Слоновой Кости, Того, Камерун и др. Для национальных правовых систем данной семьи характерно регулирование жизни обычаями . Эти обычаи многочисленны, и каждая община, племя, этническая группа имели свои обычаи и традиции. Повиновение обычаю было добровольным из-за уважения памяти предков, а также боязни сверхъестественных сил. Африканский обычай значительно отличается от обычаев европейских народов. В представлении африканцев повиновение обычаю означает уважение предков , останки которых слились с почвой, а дух витает над живыми. Нарушение обычая может повлечь негативную реакцию духов земли, так как естественное и сверхъестественное, т. е. поведение человека и явления природы, взаимосвязаны.

Другая особенность африканского обычного права состоит в том, что это право групп, сообществ , а не право индивидов, не субъективные права отдельной личности. Поэтому в африканской среде справедливым считается то, что способствует сплочению группы, восстанавливает согласие и взаимоотношения между ее членами. Отсюда еще одна особенность обычного права - идея примирения сторон, заинтересованных лиц. И если суд европейского типа устанавливал право какого-либо индивида на что-либо, последний не мог им воспользоваться, так как для него было важнее сохранить сплоченность той группы, к которой он принадлежал.

В соответствии с африканским обычным правом брачный договор есть соглашение двух семейных групп, а не союз двух людей, следовательно, и развод возможен только с согласия семей. Право собственности на землю принадлежит всей социальной группе, и по наследству имущество переходит не к отдельному лицу, а к семье или иной группе. Поэтому идея о том, что индивид может быть собственником земли, противоречит существующим обычаям.

Компенсация ущерба, причиненного одному из членов клана, выплачивается всей семье или иной группе.

Таким образом, в обычном праве регулирование сводится преимущественно к сфере частного права - семейных отношений, обязательств гражданского характера, наследования, отношений земельной собственности.

В результате колонизации Африки возникла дуалистическая система права, включающая в себя право метрополии и обычное право. Метрополии прежде всего стремились запретить некоторые варварские обычаи, а также регулировали административные отношения, ввели уголовное и торговое право. Произошла реформа судов, наряду с европейскими судами действовали и туземные суды, которые разбирали споры на основе обычного права. После обретения африканскими странами независимости существование в одном государстве двух видов юстиции оказалось неприемлемым. Поэтому в одних государствах туземные суды были упразднены (Сенегал, Мали, Бурунди), в других - временно сохранены, но в большинстве государств суды обычного права не существуют. Некоторые страны приняли решение о кодификации обычаев (Мадагаскар, Сенегал, Танганьика, Нигерия). Но и само обычное право переживает эволюцию, поскольку было направлено на обслуживание замкнутых сообществ. Широкие же международные связи, реалии рыночной экономики, появление рынка рабочей силы, распространение просвещения, возросшие возможности коммуникации, контакты с европейцами создают предпосылки для трансформации африканского обычного права и кардинальных реформ национальных правовых систем.

Дальневосточная правовая семья включает Китай, Японию, Гонконг, Индонезию, Корею и др.

Для данной правовой семьи характерно, во-первых , отрицательное отношение к праву вообще. Японцы, например, традиционно отождествляют право исключительно с уголовным законодательством, которое у них ассоциируется с тюрьмой. Во-вторых , в дальневосточных обществах господствует идея примирения, добровольного соглашения сторон спора, т. е. конфликты предпочитают решать внесудебным путем. Но при решении споров в суде они чаще всего завершаются примирением участников спора. В суд обращаются после того, как исчерпаны все другие способы разрешения конфликта. В-третьих , традиционный взгляд на общественный порядок как гармонию между человеком и природой, между самими людьми. Поэтому его охрана должна осуществляться методами убеждения, посредничества, самокритичными оценками поведения и не может быть втиснута в рамки юридических схем. Следовательно, законы не являются нормальным средством решения конфликтов. Их полезная роль ограничивается тем, что они предлагают образцы поведения и предостерегают тех, кто намерен совершить антиобщественный поступок. В-четвертых , большинству стран дальневосточного региона присуща идеология конфуцианства, согласно которой основная ячейка общества - семья с иерархической организацией и абсолютной властью главы семьи, с подчинением младших старшим и запрещением любых возмущений. И хотя в III в. до н. э. в Китае, в частности, школа легистов проповедовала, что власть должна основываться не столько на добродетели, сколько на подчинении закону, позиции конфуцианства в целом не удалось поколебать существенным образом и его господство является постоянным. Идеи конфуцианства оказали большое воздействие и на официальную идеологию Японии.

Однако после установления республиканского строя в Китае и особенно после провозглашения Китая в 1949 г. Народной Республикой китайская правовая система стала развиваться по социалистической модели. В настоящее время в Китае действует Конституция 1982 г., появились важные законы в области уголовного права, уголовного и гражданского процессов, законы о патентах, иностранных предприятиях, разработаны основные принципы гражданского права, т. е. происходит активизация законодательной деятельности. Но это не дает оснований забывать о китайском менталитете и вековых китайских традициях.

Что касается Японии, то после Второй мировой войны на развитие ее правовой системы существенное влияние оказали США. Появились, в частности, Конституция 1947 г., а также экономическое законодательство (Закон о компаниях, антитрестовские законы). Япония избрала путь кодифицированного законодательства с преимущественным влиянием романо-германской правовой семьи; прецедент не является источником права, а главным источником считается закон. В качестве источника права фигурирует и судебная практика, особенно толкования законов Верховным судом. Структура японского права - отраслевая. К основным отраслям относятся гражданское и торговое право; семейное и наследственное; трудовое; право социального обеспечения; уголовное и уголовно-процессуальное. Несмотря на развитое законодательство, национальная правовая система Японии представляет собой сложное переплетение действия законодательных актов и традиционных представлений о нравственности, долге, совести, достоинстве и чести, а общее благо оценивается выше личных интересов.

Семья социалистического права ведет свое начало с Октябрьской революции 1917 г. в России и образования ряда социалистических государств в Восточной Европе, Азии. Данная правовая семья имеет следующие отличительные особенности:

является идеологизированным типом права, поскольку основывается на идеологии марксизма-ленинизма и концепции социалистического права как высшего типа;

носит ярко выраженный классовый характер, так как имеет своей направленностью воплощение в законах интересов классов, стоящих у власти, - пролетариата и крестьянства. В действительности формально декларируемые цели права сводятся к закреплению интересов партийно-государственной верхушки;

устанавливает узконормативное понимание права, отождествляет право и закон, понимает право как исключительно исходящее от государства;

объявляет основным источником нормативные правовые акты, причем приоритетное значение на практике придается не законам, а ведомственным актам, нередко ущемлявшим права и свободы населения;

императивный характер нормативных правовых установлений. Для регулирования общественных отношений используются главным образом запреты и обязанности, не дающие личности свободы выбора варианта поведения;

отрицает судебный прецедент как источник права. Судебным органам отводится роль лишь применителя права, и, хотя провозглашается принцип независимости судей, судебная власть не заняла самостоятельного места среди других государственных органов. Отсутствует конституционный контроль в стране;

отрицает деление права на частное и публичное, все сферы его действия объявляются публичными;

провозглашается приоритет государственных интересов перед личными и общественными, в частности за хищение государственного имущества в уголовном законодательстве устанавливается более строгая ответственность, чем за хищение личного имущества граждан;

централизирует управление хозяйственной жизнью и детально регламентирует договорные отношения, нормирует трудовую деятельность и распределение социальных благ;

отрицает свою преемственность от других правовых систем, в том числе и от предшествующей. Провозглашает свою исключительность.

В настоящее время к этой семье могут быть отнесены Китай, КНДР, Куба, Вьетнам. В этих государствах действуют социалистические по своему характеру конституции и законы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Закон о милиции автора Законы РФ

Статья 28.1. Право сотрудников милиции и членов их семей на охрану здоровья и медицинскую помощь Оказание всех видов медицинской помощи сотрудникам милиции и членам их семей (женам, мужьям, детям в возрасте до 18 лет и лицам, находящимся на иждивении сотрудников милиции) в

Из книги Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 24. Социальная защита членов семей военнослужащих, потерявших кормильца 1. Члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской

Из книги Прокуратура и прокурорский надзор автора Ахетова О С

14. Перечень отраслей прокурорского надзора, их краткая характеристика Статья 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» закрепляет виды прокурорского надзора.Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, федеральными службами и иными федеральными органами исполнительной

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 28.1. Право сотрудников милиции и членов их семей на охрану здоровья и медицинскую помощь (введена Федеральным законом от 31.03.1999 № 68-ФЗ)Сотрудники милиции имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

3. Организационно-правовые средства обеспечения безопасности личности, общества и государства (система и краткая характеристика) Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций

Из книги Обвиняется терроризм автора Устинов Владимир Васильевич

Краткая фабула дела Повторю кратко суть. В декабре 1995 года Дудаев, Радуев и другие руководители незаконных вооруженных формирований, для того чтобы понудить органы власти прекратить операцию по восстановлению в республике конституционного порядка, приняли решение о

Из книги Право социального обеспечения. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

58. Общая характеристика и виды правовых актов ОМС ОМС и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) нормативно-правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

Краткая история развития административного права России Развитие административного права России было долгим, зависело от политических, социальных, экономических и культурных факторов в каждый конкретный период времени.Зародилось административное право еще в

Из книги Экзамен на адвоката автора

Вопрос 150. Общая характеристика жилищных споров с участием военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Порядок и условия предоставления жилья военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей регулируются нормами:-

Из книги Культурные ценности. Цена и право автора Нешатаева Василиса О.

Вопрос 208. Производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений по ГПКРФ (общая характеристика, состав). Выделение специального подраздела III в ГПК отражает признанное в теории права деление на частное и публичное право. Государство может выступать как

Из книги История Российской прокуратуры. 1722–2012 автора Звягинцев Александр Григорьевич

3. Характеристика международно-правовых норм, регулирующих право на культурные ценности Нормативное регулирование существования культурных ценностей носит сложный комплексный характер. Комплекс состоит из принципов и норм международного права как публичного, так и

Из книги Русская правда автора Пономаренко Любовь

Краткая библиография Источники Российский государственный архив древних актов (РГАДА):Ф. 248. Оп. 80–81. Дела канцелярии генерал-прокурора;Ф. 310. Оп. 1. Следственная комиссия и комитет о хищении денег в артиллерийской конторе и главном кригс-комиссариате;Ф. 316. Оп. 1.

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

II. Краткая редакция 1. Если убьет человек человека, то мстить брату за брата, или сыну за отца, или отцу за сына, или сыну брата, или сыну сестры; если кто не будет мстить, то князю 40 гривен за убитого; если это будет русин, или гридин, или купец, или ябетник, или мечник, или

Важным в теории государства и права есть понятие "правовая семья". Это теоретико-синтетическое образование. В реальной жизни речь идет не о семье, а о национальные правовые системы. Исследование правовых систем разных стран формируют широкий массив эмпирических данных, которые позволяют увидеть особенности каждого государства. Однако накопление информации о правовых явлениях разных стран требует ее систематизации. Рассматривая особенности исторического возникновения права в разных странах, его построения, юридической практики и других факторов, можно зафиксировать закономерные связи между различными правовыми системами. Чтобы сформировать глубокие научные представления о закономерностях развития права в различных регионах мира, сложить его правовую карту, которая будет соответствовать действительности, сделать обоснованные прогнозы относительно путей дальнейшего развития правовых систем, необходимо объединить существующие национальные правовые системы в определенные группы и сконцентрировать внимание на сравнении разных "моделей", типов права, олицетворением которых и является "правовые семьи".

Правовая семья - совокупность национальных правовых систем, которые имеют общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей развития и функционирования права, доминировании определенных источников права и правовых идей, сходства правовых категорий И понятий.

самой Распространенной современной классификации правовых семей есть такая: романо-германская (континентальная) семья (с выделением в ней романской и центрально-европейской (германской) групп); англо-американская семья; семья религиозного права (мусульманское право); семья традиционного права; в отдельную группу следует выделить смешанные правовые системы.

Романо-германская правовая семья

К ней компаративисты относят правовые системы, которые появились в континентальной Европе на основе Римских, канонических и местных правовых традиций.

Эта правовая система является самой древней и распространенной в мире. Это объясняется не только п историческими корнями (право Римской империи). Система отличается нормативной упорядоченностью и структуризованістю источников, устойчивыми демократическими правовыми принципами, обеспечением строгой юридической техники. "Носители" и движущими силами системы были могучие государства: два тысячелетия назад Римская империя, несколько позже государства Европы - Франция, Германия и т.д. их влияние на жизнь Европы и стран других континентов, как в культурологическом смысле, так и в военно-политическом и экономическом, был безоговорочным. Континентальная система приобрела характер универсальной, с определенными особенностями и модификациями в различных регионах мира.

Правовые системы этой семьи разделяют на две группы: романскую и германскую. К романской группе относятся правовые системы Франции, Италии, Испании, Бельгии, Люксембурга и Голландии; в германской - правовые системы ФРГ, Австрии, Швейцарии и некоторых других стран.

Общепризнанным центром развития романо-германской правовой семьи является континентальная Европа. Однако, бурное развитие семьи за последний век наблюдался и в других регионах. С учетом этого романо-германскую правовую семью иногда разделяют на латиноамериканскую, скандинавскую, латинский и другие правовые подгруппы. Исследователи выделяют три основных периода ее эволюции.

1. Период становления и развития романо-германской правовой семьи хронологически предшествовал ее эволюции к XIII в. В этот период элементы, из которых складывалась романо-германская правовая система, носили характер обычного права. Широко использовались кодексы, дігести и институции Юстиниана. Система правосудия была разрозненной. В судебных заседаниях царило "обращение к сверхъестественному". Исполнение судебных решений никак не обеспечивалось. Споры между частными лицами и социальными группами решались в этот период "по закону сильного".

2. Период развития романо-германской правовой семьи хронологически определяется с XIII-XVIII вв. Он непосредственно ассоциируется с Ренессансом, который был основан в Италии, а далее распространился на всю Западную Европу. Идея обращения к культурному наследию, в т. ч. и юридической, а именно к правовой системе Древнего Рима, распространилась практически на всю Европу. Новое общество вновь начало понимать необходимость обращения к праву, поскольку только оно может обеспечить порядок и безопасность. Передовые слои общества требовали от господствующих классов того, чтобы все общественные отношения основывались только на праве, чтобы был отстранен режим анархии и произвола. В это время зарождается идея рецепции римского права.

Романо-германская система в этот период и в последующие времена не была результатом расширения и усиления королевской или любой иной власти, не была следствием централізації. ее фундаментом с самого начала служила общность культуры и традиций западноевропейских стран. Основным средством углубления и распространения идей, ставших основой романо-германского континентального права, были европейские университеты. Университетская юстиция основывалась на понимании права как права - обязательства (каким оно должно быть), а не права-сущности (которыми оно есть). Изучение права рассматривался в тесной взаимосвязи с нормами морали. Судебная деятельность была ориентирована на положения права, а не на собственное усмотрение при вынесении решений по делу. В общем, одно из отличий континентального права от англо-американского.

Право рассматривали как своеобразную науку для судей в их профессиональной и общественной деятельности. Оно было совокупностью решений церковных соборов, а также постановлений и других актов, которые исходили от Римского Папы. С помощью норм канонического права регулировались вопросы внутренней жизни церковных организаций, а позже и некоторые семейные, брачные и имущественные отношения. Каноническое право постепенно кодифікувалося (например, Своды канонического права 1582 г. и др.).

Одним из разновидностей этого регулирования внутригосударственных связей и отношений стала инквизиция, действовавшая XIII - XIX вв., судебно-полицейская организация, учрежденная для борьбы с еретиками. Однако она фактически контролировала все общество и оказывала огромное влияние на все слои населения, особенно в Испании.

С дальнейшим развитием европейского общества меняются не только отношения к праву, но и представление о нем. В университетских программах и курсах приоритетное отношение к римского права постепенно трансформируется в намерение формулировать такие принципы права, которые были выражением не только академических, но и рациональных начал. Это новое течение, направление, школа (теория, доктрина) естественного права окончательно утвердилась в университетах Европы в XVII - XVIII вв. Здесь разрабатывались и реализовывались новые идеи, постулаты, теоретические положения, формировали "лучше право", "новое право", "справедливое право", выявлялись связи права с философией, религией, моралью.

3. Период, который начался в XIX в. и продолжается до сих пор. Он в значительной мере был подготовлен школой естественного права, ассоциируется с усилением развития законодательства в европейских странах и кодификацией. Буржуазные революции коренным образом изменили или отменили феодальные правовые институты как таковые. Закон стал основным источником романо-германского права. Возник интерес к позитивному праву. Впервые суверен смог создавать право и пересматривать его. Причины, обусловившие повышение роли позитивного права, закона и законодательства, определили также необходимость систематизации нормативного материала, а именно кодификации. Она стала окончательным завершением процесса формирования системы романо-германского права как целостного явления. Многие из европейских стран принимают кодексы. Так, во Франции (1804), в Германии (1896), в Швейцарии (1881-1907), в других странах также принимали гражданские кодексы, а впоследствии - уголовные, уголовно-процессуальные и другие аналогичные нормативно-правовые акты.

в настоящее время кодексы (наряду с другими правовыми актами и прежде всего с обычными действующими законами) регулируют практически все важные сферы общественной жизни. Они в романо-германской правовой семьи являются основными источниками права. На вершине пирамиды нормативно-правовых актов в системе романо-германского права находятся конституцию и конституционные законы, высшая юридическая сила которых и влияние на содержание и процесс развития системы романо-германского права бесспорны. Среди других источников права важная роль принадлежит подзаконным актам, праву обычаев, а также судебной практике. Публичное право регулирует все те общие потребности, отношения, интересы, без обеспечения которых невозможно удовлетворение личных интересов, так и загальнозначимих, публичных интересов в целом. Поэтому публичное и частное право органически связаны и взаимодействуют между собой. Развивается так называемое "социальное право", которое является средством обеспечения прав граждан, стандартов реализации их личных прав на образование, охрану здоровья, безопасную среду, достаточный жизненный уровень и т.д.

Публичное право находит свое материализованное, структурно-познавательное воплощение в построении правовых систем, отраслей законодательства, в законах и других источниках права, правовых актах, в методах правового регулирования.