Правила постановки на очередь на улучшение жилищных условий. Как движется очередь на улучшение жилищных условий? Документы необходимые для постановки на очередь на улучшение жилищных условий

Узнайте, как встать на очередь на улучшение жилищных условий в России в 2019 году и некоторые нюансы данной процедуры. Жилищный вопрос – это актуальная проблема для многих граждан.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Каждый человек мечтает о своем собственном уютном уголке, но, к сожалению, далеко не каждый из нас может себе позволить его приобрести.

Поэтому государство старается заботиться о своих граждан и позволяет им получать бесплатные квадратные метры.

Рассмотрим актуальный вопрос, как можно улучшить жилищные условия в 2019 году на территории нашей страны.

Главные аспекты

– это специальная программа, которая проводится государством. Она направлена на решение проблем граждан с жилищной площадью.

Важные понятия

Нужно отметить, что улучшение условий для проживания – это одна из самых актуальных и острых проблем современного общества.

В первую очередь это касается государственного бюджета, ведь страна обязана выделять дополнительные средства на , которые в последствие будут переданы в собственность граждан.

На государственном уровне улучшение условий для проживания решается несколькими способами:

  • при помощи специальных жилищных сертификатов;
  • предоставление квадратных метров согласно «очереди»;
  • выдача в банке на особых условиях;
  • специальные жилищные субсидии;
  • присоединение дополнительной площади в коммунальной квартире;
  • другие способы.

Важно понимать, что далеко не каждый гражданин имеет правона получение дополнительных квадратных метров.

В учет берется несколько важных факторов, которые влияют на качество жизни человека и его семьи.

Куда обратиться в Москве

Если Вы хотите подать заявление на улучшение условий для проживания, то Вам обязательно нужно знать, куда в первую очередь необходимо обращаться.

В первую очередь Вам необходимо получить официальное подтверждение того, что Ваша семья действительно имеет право на участие в данной программе.

Первая инстанция, куда нужно обращаться – это жилищные отделы районных Управлений. Вы можете обратиться в две инстанции:

  • по месту проживания;
  • по месту работы.

Другими словами, если Вы действительно хотите стать в очередь на получение новой квартиры, то оббивайте пороги всевозможных инстанций. Только упорством можно добиться результата.

Правовая база

Основные законодательные акты, которые регулируют данный процесс:

Необходимые обоснования для участия

Как уже было сказано, квартира дается далеко не каждой семье. Основные основания для участия в данной программе:

  • жилищная площадь не соответствует минимально установленным нормам на одного человека;
  • жилищная площадь не соответствует нормам безопасности;
  • на одной жилищной площади проживает несколько семей, которые не являются родственниками (проживание в коммунальных квартирах, общежитиях);
  • на жилищной площади проживают люди, которые страдают хроническими заболеваниями.

Кто имеет право

Дополнительная площадь и улучшение условий для жизни полагается следующим категориями населения:

  • молодые семьи, в которых супругам до 35 лет;
  • семьи, на содержании которых есть ;
  • инвалиды;
  • люди, которые были ;
  • люди, которые выехали с Крайнего Севера и территорий, которые к нему приравниваются;
  • люди, которые подверглись радиации вследствие аварии на атомной станции в городе Чернобыль.

Также на участие в программе могут претендовать коренные москвичи и люди, которые в столице более 10 лет. Только это при условии того, что все это время человек трудился на благо столицы.

Но, если у человека нет прописки в Москве, ему нужно будет доказать, что все эти 10 лет он действительно находился и работал на территории столицы.

Для этого ему необходимо будет предоставить трудовую книгу, различные справки с места работы, с места проживания, а также принести показания свидетелей, которые могут подтвердить факт проживания.

Отличительные характеристики условий

Условия двух самых популярных Федеральных программ «Молодая семья» и «Молодая семья – доступное жилье» слегка отличаются. Основные отличия условий участия:

  • для участия в первой программе в семье обязательно должен быть ребенок;
  • для участия в программе «Молодая семья – доступное жилье» супруги обязательно должны подтвердить, что они являются гражданами РФ;
  • для участия в программе «Молодая семья» достаточно чтобы один супруг был гражданином РФ.

Некоторым положены дополнительные , а другие не могут на них претендовать. Рассмотрим условия для основных категорий населения.

Молодоженам

Каждая молодая семья, которая претендует на улучшение жилищной площади, должна соответствовать таким требованиям:

  • все члены семьи – граждане РФ;
  • семейная пара не старше 35 лет;
  • имеется официальное разрешение на участие в программе;
  • иметь постоянный и стабильный заработок и начальный капитал.

Наличие детей – это не обязательное условие. Дети могут только повлиять на размер (чем больше детей, тем больший процент «скидки»).

Многодетной семье

Семьи, у которых на содержании находится больше 2 детей, также могут претендовать на участие в программе. Требования следующие:

  • семья обязательно должна иметь статус многодетной семьи;
  • семья должна иметь статус ;
  • семья должна иметь официальный договор социального найма жилья или документы на свое собственное жилье.

Многодетной семье, у которой размер дохода не больше прожиточного минимума, получить дополнительные квадратные метры достаточно просто.

Матери-одиночке

могут претендовать на улучшение условий для проживания в нескольких случаях:

  • женщина не имеет своего собственного жилья;
  • жилье, в котором проживает мать и ребенок, не соответствует установленным нормам.

Для того чтобы претендовать на участие в программе, женщине достаточно подать соответствующие документы в жилищный отдел по месту проживания.

Блокаднику

Блокадники имеют право на улучшение жилищной площади при следующих условиях:

  • блокадник проживает в одном городе не меньше 10 лет;
  • в течение последних пяти лет жилищные условия специально не ухудшались;
  • по месту регистрации блокадника находится жилье меньше установленной учетной нормы.

Для получения льготы необходимо предоставить полный пакет документов.

При наличии ипотеки

Улучшение жилищных условий также возможно при наличии ипотечного кредита. Большинство банков предлагают выгодные на жилье с условием участие в Федеральной программе.

Для этого семье достаточно получить разрешение на участие в программе и для получения кредита.

Какие документы подготовить

Для того чтобы стать в очередь на участие в программе Вам нужно собрать следующие бумаги:

  1. Заявление на улучшение условий для проживания.
  2. Действующий паспорт гражданина РФ.
  3. Выписка из .
  4. План квартиры, в которой человек проживает.
  5. Справка об отсутствии или наличии собственного жилья.
  6. Справка о доходах с места работы.

Это основной список бумаг, которые требуются при первичном обращении. В дальнейшем ответственные сотрудники расскажут Вам, какие еще документы нужно предоставить для участия в программе.

Дополнительные вопросы

Каждого человека, который собирается встать на очередь на улучшение жилищных условий, возникает огромное количество дополнительных вопросов.

Порядок постановки

Порядок постановки в очередь на улучшение жилищных условий следующий:

  1. Человек собирает необходимый пакет документов и относит его в соответствующий орган.
  2. Человек подает заявление со всеми бумагами.
  3. Заявление регистрируется ответственными сотрудниками в журнале входящих документов.
  4. Ответственными сотрудниками производится проверка и оценка настоящих жилищных условий.
  5. Составляет акт проверки, и вопрос об улучшении жилищных условий выносится на рассмотрение специальной комиссии.

Как узнать свой номер в программе

Каждый человек, который стоит в очереди на улучшение жилищных условий, имеет свой собственный порядковый номер. Его выдают при первичной постановке на учет.

Если Вы потеряли свой номер или забыли его, то Вы всегда можете воспользоваться несколькими способами:

  • написать заявление в отдел, который занимается жилищными вопросами, с просьбой указать свой номер в очереди;
  • направить заказное письмо с просьбой уточнения своего номера;
  • лично обратиться в районную администрацию.

Порядок продвижения

Собственное движение по очереди на улучшение жилищных условий необходимо постоянно отслеживать. Обратите внимание на то, что скорость движения очереди в различных регионах может отличаться.

В каком-то городе она двигается быстрее, а каком-то медленнее. Какой либо закономерности в продвижении очереди нет.

Все напрямую зависит от местной власти, городского бюджета и общего экономического состояния региона.

Некоторые граждане вынуждены ждать по 10-20 лет перед тем, как получить дополнительную жилищную площадь или новую квартиру.

В каких случаях могут отказать

Отказать в улучшении жилищных условий могут по нескольким причинам:

  • семья теряет основания для улучшения жилищной площади;
  • семья перестала быть малообеспеченной;
  • семья сменила место проживания;
  • семья уже получила социальную помощь на улучшение условий жилищной площади;
  • семья получила отдельный земельный участок для строительства собственного дома;
  • семья подала недостоверные и неправдивые данные о своем положении.

Какая категория может воспользоваться ускорением

В некоторых случаях граждане могут ускорить свое продвижение по очереди. Это возможно только в двух исключительных случаях:

  • жилье, в котором на данный момент проживает человек или семья, признано непригодным для дальнейшего проживания, а также его невозможно восстановить;
  • один из членов семьи страдает от серьезного заболевания (полный список заболеваний можно уточнить у ответственных сотрудников).

В таких случаях срок ожидания новой квартиры может сократиться от нескольких лет до нескольких месяцев.

Региональные особенности

В различных регионах Российской Федерации существуют свои особенности предоставления возможности улучшения жилищных условий. Они определяются местной властью.

Всем известно, что сейчас в Москве очень дорогое жилье. Многие ее жители не имеют возможности собственными силами купить квартиру и тем самым улучшить свои жилищные условия. Хорошо еще, что некоторым категориям населения город предоставляет возможность увеличения жилой площади для проживания. Наиболее реальным из них является заключение договора социального найма. Получить в столице муниципальное жилье довольно трудно, но все-таки возможно. Учитывая, что в Москве в 2017 году запланирована масштабная , данная тема приобретает особый интерес. В связи с этим, мы решили разобраться, как встать в очередь на улучшение жилищных условий в столице?


Важно помнить, что в очередь на улучшение жилищных условий может встать далеко не каждый житель Москвы. Для этого необходимо соответствовать нескольким критериям, наиболее важным среди которых является проживание в городе не менее десяти лет. Все эти годы вы должны быть зарегистрированы (!!!) по месту жительства. Однако, кроме факта прописки, еще нужно доказать нуждаемость вашей семьи в улучшении жилищных условий. Если все это есть, значит, вы соответствуете одному из условий получения в наем муниципального жилья.

Интересно, что норма, требующая 10-летней прописки, в свое время вызвала недовольство граждан, которые проживали в Москве без прописки. Они считали это нарушением конституционных прав каждого гражданина на выбор места жительства и свободу перемещения. Пытаясь отстоять свои права, граждане неоднократно подавали в суды иски, в которых выдвигалось требование отмены этой нормы. Суды удовлетворили иски граждан, а норма, требующая обязательной 10-летней прописки для постановки на учет, была отменена. Тем не менее, в 2003 году эта норма снова была внесена в Закон об улучшении жилищных условий и действует по настоящее время.

Многие юристы считают, что эта восстановленная норма также не соответствует Конституции России и федеральным законам. Сейчас может быть подан повторный иск с целью ее отмены, но процесс пока никем не инициирован. Норма все так же активно применяется на практике муниципальными органами. Причем чиновники в качестве подтверждения проживания требуют только прописку, не принимая во внимание никакие другие доказательства, например, показания свидетелей. Разумеется, это явное нарушение действующего законодательства Российской Федерации, но пока нет конкретного судебного решения по данному вопросу, действия муниципальных чиновников являются правомерными.

Мало квадратных метров на одного члена семьи


Московские “хрущевки”

Второе важное условие для получения муниципального бесплатного жилья – это неблагоприятные жилищные условия вашей семьи. Чтобы соответствовать этому условию, на каждого проживающего должно быть меньше десяти квадратных метров жилой площади. Если же каждый член семьи располагает жилым пространством сверх этой нормы, то жилищные условия семьи признаются удовлетворительными, а семья – не нуждающейся в их улучшении за счет государственных средств. Для тех, кто живет в коммунальных квартирах нормы жилплощади несколько выше -15 квадратных метров, так как их жилье, в сравнении с квартирами для отдельной семьи, считается не совсем комфортным.

Вместе с тем, на практике встречается множество случаев, когда постановка в очередь на улучшение жилищных условий производится без учета общих квадратных метров, приходящихся на одного члена семьи. В основном это происходит:

  • в случаях совместного проживания в квартире со смежными комнатами или однокомнатной квартире лиц, которые не находятся в родственных связях между собой;
  • если жильем являются непригодные для жизни помещения, такие как аварийные дома, или дома, на которые постоянно или периодически воздействуют вредные факторы;
  • если жильем являются дома или квартиры, имеющие коридорную планировку, а также помещения без водопровода холодной и горячей воды, канализации, газо- и электроснабжения, централизованного отопления;
  • при проживании в общежитиях, кроме граждан с временной пропиской;
  • при проживании в коммуналках с лицами, которые страдают от хронических заразных заболеваний, если врачи признали такое совместное проживание опасным для других жильцов;
  • граждане, проживающие в одной квартире, не имеющей изолированных комнат, вместе с больными хроническими заразными заболеваниями.

Кроме того, имеющими право встать в очередь на улучшение жилищных условий признаются граждане, которые больше сорока лет имеют московскую прописку и проживают в коммуналках.

Встаем в очередь на улучшение жилищных условий

Встать в очередь на улучшение жилищных условий можно по месту жительства. Проживание в определенном районе Москвы может быть подтверждено наличием регистрации в этом районе постоянного места жительства, то есть пропиской. Для того, чтобы стать на учет, нужно обратиться в жилищное управление с письменным заявлением, в котором должно быть указано:

  • какими жилищными условиями располагаете вы и ваша семья;
  • сколько лет вы и ваша семья проживаете в Москве;
  • какие льготы на получение муниципального жилья имеете вы и ваша семья;
  • статус вашей семьи – молодая семья, и т.д.
  • согласие на проверку для лиц, которые желают встать в очередь на улучшение жилищных условий.

При подаче заявления с указанными выше данными необходимо приложить следующие документы:

  • гражданина, желающего встать в очередь;
  • выписку из домовой книги для включения в очередь;
  • план квартиры;
  • справку об отсутствии или наличии собственности у гражданина, желающего встать в очередь на улучшение жилищных условий.

После того, как все эти документы поданы в соответствующие инстанции, гражданин считается вступившим в очередь на получение муниципального жилья в Москве.


Видео обзор “Как получить жилье в Москве?”

Вам понадобится

  • - паспорт (копии всех страниц);
  • - справка о составе семьи из паспортного стола;
  • - из бухгалтерии ЖКХ (управляющей компании) копия лицевого счета;
  • - свидетельство о браке (копия);
  • - свидетельство о рождении детей (копии);
  • - договор найма муниципального жилья;
  • - заявление об улучшении жилищных условий;
  • - справа БТИ о наличии или отсутствии собственности (берутся в последнюю очередь и годны 10
  • календарных дней);
  • - справка из Регистрационной палаты (Росреестра) о наличии или отсутствии собственности;
  • - справки из ЗАГСА о смене фамилии (если менялась);
  • - справка 2-НДФЛ с работы.

Инструкция

Согласно действующему законодательству РФ, граждане России имеют право приобретать жилье различными способами. Отсутствие заветных квадратных метров дает право гражданину вставать на учет для улучшения жилищных условий. Узнайте в администрации вашего населенного пункта о возможности участия в различных программах по субсидированию покупки жилья. Законодательно установлено, что учет граждан, нуждающихся в , положено вести жилищным отделам Управ района. Обращаться можно по месту проживания или по месту работы.

Для консультации о возможности получения субсидирования или о постановке на учет следует обращаться к юристу в районной администрации, если семья проживает в районе, или к специалисту городской администрации, если семья проживает в районном центре. Уточните, принадлежите ли вы к одной из категорий граждан, которым выдается жилье по социальному . Узнайте, есть ли возможность встать в очередь и получить квартиру.

Часто специалисты администрации всячески препятствуют прохождению необходимой процедуры, излишне усложняя ее. Каждая семья приходит с индивидуальной ситуацией, но перечень документов не может быть сильно раздут из-за каких-либо дополнительных условий. Если компромисс невозможен и на пути к постановке на учет стоит чиновник, следует обратиться в прокуратуру. В данном учреждении разъяснят, какие нормативы есть для постановки на учет, под какие программы семья может подойти. Следует также написать заявление о превышении своих полномочий чиновником.

Напишите заявление и предоставьте его в органы местного самоуправления. Предоставьте пакет документов, подтверждающих право на улучшение жилищных условий.

Поскольку процедура проверки происходит поэтапно и требует много времени, ожидайте уведомления о принятии решения. Такое сообщение в официальной форме будет отправлено по почте.

Для получения возможности встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, следует подходить под критерии малообеспеченной семьи. Обычно процедура признания данного статуса проходит одновременно с постановкой на учет, иногда нет. Следует уточнять в местных органах самоуправления.

Обратите внимание

В очереди на улучшение жилищных условий придется стоять не один год, в определенное время необходимо обновлять пакет документов.

Полезный совет

Прежде чем собирать документы для постановки на учет, позвоните в органы самоуправления и узнайте время работы специалиста и его имя и отчество. Вежливое обращение к чиновнику часто упрощает все начинания, связанные с государственными субсидиями.

Согласно последней редакции ЖК РФ все ходатайства унифицированы до формы . Соответственно, если вы хотите улучшить ваши жилищные условия или получить квартиру, вы должны обращаться в городскую администрацию именно с заявлением.

Инструкция

Подготовьте документы, доказывающие ваше право на получение дополнительной жилплощади. К таким документам относятся:
- заверенные копии паспортов всех членов вашей семьи;
- свидетельства о браке и свидетельства о рождении детей;
- кадастровый план квартиры и выписка из домовой книги;
- справка о доходах с места работы (Форма 2-НДФЛ) всех членов вашей семьи;
- трудовые книжки всех членов семьи (или иные документы с последнего места работы, если вы не работаете);
- справка о процентах по вкладам (если есть);
- сведения об имеющейся у вас недвижимости (если есть).

Если у членов вашей семьи имеются , то вы имеете право и на внеочередное получение жилплощади на основании документов, их подтверждающих. Обратите внимание: в некоторых регионах необходимо сначала обратиться в органы социальной защиты для подтверждения вашего статуса и нуждающегося в жилье (справка), а также для подтверждения права на внеочередное получение жилья (справка). Эти документы можно оформить в органах .

После того как пакет документов собран, обратитесь в городскую администрацию с заявлением. Напишите в правом верхнем углу на имя кого вы пишете заявление (на имя главы администрации или, например, на имя начальника Департамента жилищной политики, в зависимости от региона). Укажите его ФИО. Напишите, от имени кого составлено заявление (перечислите ФИО всех членов вашей семьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий), адрес регистрации, контактные телефоны.

Попросите представителя администрации о признании вас семьей (не для всех регионов) и об улучшении жилищных условий. Далее обязательно приведите учетные нормы жилья, действительные для вашего региона, и несоответствие их численности вашей семьи. Перечислите всех членов вашей семьи (ФИО, характер родственных отношений, паспортные данные). Перечислите всех ваших родственников, имеющих право на льготы (с указанием номеров свидетельств, удостоверений, справок и наименований этих документов).

Если у членов вашей семьи имеется в собственности недвижимость, то, во-первых, она должна быть учтена при расчетах норм жилплощади на 1 человека, а во-вторых, в заявлении должна быть приведена ее оценочная стоимость. Если у вашей семьи имеются дополнительные источник доходов, обязательно укажите их.

Поставьте дату и подпись. Если в семье имеются несовершеннолетние дети или недееспособные родственники, за них расписываются родственники по доверенности, полученной у нотариуса.

Если вы имеете право на бесплатное получение квартиры или улучшение имеющихся жилищных условий, вам нужно встать на очередь. Но перед этим придется собрать перечень документов и написать заявление. Ходатайство нужно заполнять в принятой форме и указать все известные сведения, что позволит быстрее решить проблему с жильем.

Инструкция

Возьмите бланк заявления в администрации или той организации, которая должна поставить вас в очередь на получение жилья. Для заполнения документа вам необходимо оформить справки о доходах всех членов семьи: о зарплатах, стипендиях, пенсиях и детских пособиях. Если кто-то из проживающих с вами жильцов учится, необходимо подтверждение из учебного заведения. Сделайте ксерокопии паспортов и свидетельств о рождении и заключении брака. Возьмите в БТИ план квартиры.

Подготовьте документы, которые подтверждают ваше право на получение жилплощади. Если вы претендуете на по причине того, что являетесь малоимущими, вам необходимо подтвердить свой статус. Обратитесь в отдел социальной защиты или к руководителю администрации, для присвоения нужной категории граждан. Также нужно доказать, что жилплощадь не соответствует нормам, т.е. на каждого прописанного не хватает положенных квадратных метров. Для этого оформите справку о составе семьи или выписку из домовой книги и сделайте копию ордера на жилье.

Заполните шапку заявления. Напишите свои Ф.И.О., адрес регистрации, место работы и контактные номера телефонов. Теперь приступайте к заполнению тела ходатайства. Нужные данные нужно вносить в таблицу. Напишите полностью Ф.И.О. всех членов семьи, проживающих в квартире. В следующей колонке укажите статус каждого из перечисленных. Вы в этом случае считаетесь заявителем, а остальные люди характеризуются по отношению к вам, например, дочь или сестра. Укажите даты рождения. В следующей строке перепишите данные из паспортов и свидетельств о рождении. В последний пункт таблицы нужно вписать наименования организаций, в которых вы трудоустроены или учитесь.

Напишите под таблицей, сколько человек на данный момент проживает в квартире, и ее площадь в квадратных метрах. Затем заполните таблицу с информацией о доходах семьи за текущий расчетный год. После этого перечислите налогооблагаемое имущество всех, кто проживает в квартире. Впишите все подтверждающие документы, которые вы прикладываете к заявлению. Поставьте подписи всех членов семьи.

Источники:

  • ходатайство на получение жилья

Многочисленные категории граждан имеют право на бесплатное или льготное улучшение жилищных условий (например, на покупку квартиры): это военные, госслужащие, многодетные семьи. Для постановки в очередь необходимо заполнить ходатайство – официальную просьбу к административным органам для вынесения решения по вашему вопросу.

Программа улучшения жилищных условий была введена как инициатива по улучшению демографической ситуации в стране. Государство старается поддерживать каждую нуждающуюся в помощи семью, предоставляя различные льготы, субсидии, пособия и прочую материальную помощь молодым семьям, семьям с детьми, многодетным родителям. Одной из таких льгот является помощь в улучшении жилищных условий.

Кому предоставляется право постановки на очередь

Поскольку эта государственная инициатива ставит перед собой цель помощи, прежде всего, нуждающимся семьям, встать в очередь смогут далеко не все граждане. Материальная помощь может быть оказана людям, чьи жилищные условия не превышают определенной нормы. Эта норма может определяться и изменяться, но в 2019 году в Москве действуют следующие правила: граждане могут встать в очередь на улучшение жилищных условий, если их жилплощадь меньше, чем количество членов семьи, умноженное на 10. Таким образом, правительство предполагает, что более 10 квадратных метров на одного человека в квартире уже считается достаточным и не предполагает необходимости в помощи.

Если вы вместе со своей семьей живете в одной квартире с другой семьей, причем квартира либо однокомнатная, либо имеет смежные неизолированные помещения, а между вашими семьями нет родственных отношений, то вы имеете право на постановку в очередь. Таким образом, под это условие попадают семьи, проживающие в коммунальных квартирах, не имеющие родства со своими соседями. В таких случаях право на оказание материальной помощи для улучшения жилищных условий предоставляется даже при превышении требуемой площади жилья.

Также независимо от площади квартиры материальная помощь оказывается семьям, проживающим в квартирах и домах, которые пришли в состояние, не подходящее для проживания людей. К такому жилью относятся помещения в аварийном или ветхом состоянии, а также некоторые другие типы жилья, установленные законодательством.

Финансовая поддержка оказывается государством семьям, проживающим в квартирах, не имеющих хотя бы одно из следующих благоустройств:

  • электричество (энергоснабжение);
  • душ или ванна;
  • водоснабжение;
  • плита (любого типа);
  • нагрев воды (либо горячее водоснабжение, либо газовая колонка для нагрева проточной воды).

При этом, опять же, площадь квартиры или дома не имеет значения.

Если семья проживает в общежитии, то она имеет право постановки на очередь на улучшение жилищных условий только в том случае, если ее члены имеют постоянную регистрацию на территории Москвы, то есть город является для них местом проживания, а не пребывания. В противном случае (при наличии временной регистрации или при отсутствии регистрации вообще) гражданам не предоставляется такой возможности.

Условием-исключением, которое позволяет любой ячейке общества встать в очередь за материальной помощью в Москве независимо от прочих обстоятельств, является проживание в одном помещении с хронически или тяжело больным человеком, чье состояние по заключению медицинского персонала не позволяет проживать с ним в одной квартире. Подобное условие предполагает наличие в семье хронически больного человека, по закону имеющего право на изолированное помещение для собственного проживания, но на практике его не имеющего. Список хронических заболеваний, предоставляющих человеку это право, нужно уточнять в законодательстве.

Существует еще одно условие. В городах федерального значения (то есть Санкт-Петербурге и Москве) введен так называемый «ценз оседлости». Это требование, предоставляемое к гражданам, желающим встать в очередь, заключается в том, что гражданин обязан проживать в этом городе более 10 лет. Подтверждать свое право на улучшение жилищных условий нужно справкой о регистрации по месту жительства, то есть постоянной регистрацией (иначе говоря, пропиской) на территории города.

Это условие продолжительное время было крайне спорным и проблемным для граждан Москвы. Долгие 10 лет желающие улучшить свои жилищные условия обращались в различные инстанции, вплоть до судов, пытаясь добиться от государства своего права получить субсидию. Граждане использовали такие права, прописанные в Конституции Российской Федерации, как право на свободный выбор места жительства, право на свободное перемещение по стране. И вот через какое-то время было принято решение о несоответствии требования с конституционными правами и свободами человека.

Однако в 2003 году это требование появилось вновь, и граждане вынуждены снова обращаться в суд для решения своих жилищных проблем в Москве. Но со стороны правительства никаких мер по ликвидации этого условия не было предпринято, и оно регулярно применяется московскими властями (в частности Управами и Префектурами), чтобы уклониться от предоставления материальной помощи нуждающимся семьям. В данный момент усилиями заинтересованных граждан ведется борьба за признание этой части закона не соответствующей действующей Конституции России. Чем закончится это противостояние – пока неизвестно.

Кроме того, до сих пор множество неточностей в законе не разрешено. Примером является то, что в условиях не оговорено обязательное проживание именно по месту постоянной регистрации. В законе речь идет лишь о проживании на территории Москвы. Таким образом, остается спорным требование постоянной регистрации, поскольку прописка является всего лишь доказательством пребывания в городе Москве в течение десяти лет. Следовательно, при обращении в суд можно использовать и другие виды доказательств – временную регистрацию в городе, справки и выписки с места работы, даже свидетельские показания.

Давайте подытожим вышесказанное. Право встать в очередь в Москве имеют семьи:

  • проживающие в квартирах или домах, общая площадь которых меньше, чем число членов семьи, умноженное на 10;
  • проживающие в домах или квартирах, по закону непригодных для проживания;
  • проживающие в домах или квартирах, где отсутствуют определенные удобства, обязательные для каждого жилья России;
  • проживающие в одной квартире со смежными комнатами с другой семьей, с которой не имеют родственных отношений;
  • проживающие в общежитиях (только для семей, имеющих постоянную регистрацию в Москве);
  • проживающие в одном помещении с тяжело или хронически больным человеком, чье состояние здоровья требует отдельного изолированного помещения для проживания.

Порядок постановки в очередь на улучшение жилищных условий в Москве

Пакет документов, который потребуется, чтобы встать в очередь, в каждом случае свой. Общий принцип перечня документов подразумевает предоставление справок и выписок, подтверждающих основание (или основания), по которому ваша семья имеет право на получение материальной поддержки от государства для улучшения жилищных условий. Например, если вы вместе с вашими родственниками проживаете в квартире, находящейся в аварийном состоянии, вам потребуются справки из отделов ЖКХ. Последние докажут, что ваше жилище действительно находится в состоянии, непригодном для вашего проживания.

Общим для всех случаев документом является справка о доходах семьи. Потребуются справки со всех мест работы каждого члена семьи.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

К пакету документов необходимо приложить заполненное заявление с просьбой о постановке в очередь, а затем подать его в жилищный отдел в Москве.

(в ред. Законов г. Москвы от 17.12.2003 N 76,

от 08.12.2004 N 83)

Настоящий Закон устанавливает порядок и условия улучшения жилищных условий москвичей с помощью города.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан на улучшение жилищных условий

1. Граждане имеют право:

1) получить жилые помещения из жилищного фонда города Москвы по договору:

социального найма;

найма (коммерческого найма);

безвозмездного пользования;

2) приобрести в собственность с помощью города жилые помещения:

используя безвозмездные субсидии;

с рассрочкой платежа;

используя ссуду на возвратной основе;

по другим законным основаниям.

2. Граждане, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы (далее - законодательство) нуждающимися в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет.

Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению в установленном порядке жилыми помещениями, а также имеют право на приобретение жилых помещений в собственность с помощью города.

3. Постановка граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений, а также обеспечение денежными средствами на их приобретение в собственность осуществляются бесплатно.

Глава 2. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ

ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 2. Норма постановки на учет

1. Норма постановки на учет - размер общей площади жилых помещений, приходящийся на долю каждого проживающего, в пределах которого граждане и члены их семей признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежат постановке на учет.

При определении числа проживающих учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования жилыми помещениями на срок их временного отсутствия.

В число проживающих не включаются граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания.

2. При определении размера общей площади, приходящейся на долю каждого члена семьи, учитываются жилые помещения (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования в соответствии с законодательством.

Супруги и их несовершеннолетние дети являются членами одной семьи.

Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.

3. Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.

Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Право на внеочередное или первоочередное улучшение жилищных условий членов одной семьи не распространяется на членов другой семьи, проживающих в одном жилом помещении, за исключением случаев, когда отселение другой семьи позволяет снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семью, обладающую таким правом, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Норма постановки на учет устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир.

5. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа.

Статья 3. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

1. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (и иное не установлено законодательством) и занимают независимо от формы собственности:

1) жилые помещения размером менее нормы постановки на учет;

2) жилые помещения, которые в соответствии с законодательством, нормативными правовыми актами, а также перечнем, приведенным в приложении 1, не подлежат коммунальному заселению при условии, что в жилом помещении, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

3) жилые помещения, которые на основании судебного решения об отказе гражданам в заключении отдельного договора социального найма на изолированное жилое помещение в соответствии с приходящейся на их долю площадью не подлежат коммунальному заселению при условии, что в квартире, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

4) жилые помещения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при условии, что на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет за вычетом дополнительной площади, право на пользование которой учитывается для каждого больного в соответствии с приложением 3, другими правовыми актами Российской Федерации;

5) жилые помещения, состоящие из одной комнаты или смежных неизолированных комнат, при отсутствии у проживающих в них граждан родственных отношений независимо от нормы постановки на учет;

6) жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для проживания, независимо от нормы постановки на учет;

7) жилые помещения в квартирах (домах) коридорной планировки, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающие стандартам благоустройства, установленным приложением 2, независимо от нормы постановки на учет;

8) жилые помещения в общежитиях, за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания, независимо от нормы постановки на учет;

9) жилые помещения в квартирах коммунального заселения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно, независимо от нормы постановки на учет;

10) жилые помещения, планировка которых в соответствии с законодательством не позволяет выделить в пользование изолированное жилое помещение гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний и имеющим право пользования изолированным жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от нормы постановки на учет.

2. Граждане, проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 40 лет, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от нормы постановки на учет при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее:

1) последних 10 лет и при наличии полного общего трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) последних 5 лет при наличии инвалидности I или II группы.

Граждане, перечисленные в настоящей части, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по категории "Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения" вместе с членами их семей при отсутствии у граждан и членов их семей отдельных квартир, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования.

3. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Глава 3. УЧЕТ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ

ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 4. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства

1. Граждане, желающие улучшить жилищные условия, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти города Москвы по месту жительства.

2. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином подается заявление с приложением документов, перечень которых утверждается правовыми актами города Москвы.

3. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится решением исполнительного органа государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

Общественная жилищная комиссия формируется при исполнительных органах государственной власти города Москвы в соответствии с правовыми актами города Москвы.

4. Граждане должны быть письменно уведомлены о принятом решении в месячный срок со дня подачи заявления.

5. В случае несогласия граждан с принятым решением граждане вправе обжаловать его в установленном порядке.

6. Территориальные органы исполнительной власти города Москвы предоставляют информацию о количестве граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивая свободный доступ к спискам очередников, а также спискам граждан, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями в соответствующих районах.

Статья 5. Сохранение за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

1. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения или приобретения отдельной квартиры, за исключением случаев:

1) выезда на место жительства за пределы территории города Москвы;

2) изменения жилищных условий, в результате которого отпали основания для улучшения жилищных условий;

3) использования в установленном порядке субсидий, ссуд на возвратной основе или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений;

4) выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет;

5) выявления случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на учет;

6) подачи по месту учета личного заявления о снятии с учета.

2. Снятие с учета граждан осуществляется с обязательным письменным уведомлением их о принятом решении в месячный срок со дня принятия решения.

3. Решение о снятии с учета может быть обжаловано в установленном порядке.

4. Не подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане:

1) не обеспеченные жилыми помещениями по нормам предоставления, кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилых помещений менее нормы предоставления;

2) проживающие в квартирах коммунального заселения, кроме граждан, получивших отдельную квартиру с учетом размера общей площади занимаемого жилого помещения, использовавших субсидии, ссуды на возвратной основе, иные виды государственной помощи на строительство или приобретение жилища, а также граждан и членов их семей, обладающих самостоятельным правом пользования отдельной квартирой.

Статья 6. Действия граждан, приведшие к необходимости улучшения жилищных условий

1. Граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении 5 лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в результате которых возникла необходимость в улучшении жилищных условий.

2. Ухудшением жилищных условий считаются следующие действия граждан:

1) изменение порядка пользования жилыми помещениями;

2) обмен жилого помещения;

3) невыполнение условий договора социального найма, коммерческого найма, безвозмездного пользования жилым помещением, купли-продажи с рассрочкой платежа, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

4) изменение состава семьи в результате вселения иных лиц, расторжения брака;

5) определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений;

6) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли.

3. Часть 1 настоящей статьи не подлежит применению в следующих случаях:

1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, иных граждан, объединенных признаками родства или свойства, если до вселения они:

не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, но не были обеспечены по норме предоставления;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания;

безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной власти или органам местного самоуправления либо жилое помещение было изъято указанными органами для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке;

2) расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;

3) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке.

Статья 7. Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве

Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве и имеющих в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений во внеочередном и первоочередном порядке, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен или переоборудован в нежилой после капитального ремонта, ранее занимаемые помещения заселены в установленном порядке на основании решения органа исполнительной власти) производится исполнительными органами государственной власти города Москвы по месту нахождения утраченного жилого помещения.

Статья 8. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы

1. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилых помещений по месту работы в бюджетных учреждениях, финансируемых за счет бюджетных средств города Москвы и местных бюджетов муниципальных образований в городе Москве, которым в установленном порядке выделяются жилые помещения из городского жилищного фонда, осуществляются по решению администрации совместно с профсоюзным комитетом (профсоюзными комитетами), действующим в учреждениях на основании коллективного, иных договоров работников с администрацией предприятий и учреждений.

Наравне с работниками вышеуказанных учреждений на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются граждане, оставившие работу в этих учреждениях в связи с уходом на пенсию.

2. Решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений по месту работы утверждается решением исполнительного органа государственной власти города Москвы.

3. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, могут состоять по их желанию на учете и по месту жительства при соблюдении правил, установленных настоящим Законом.

Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 9. Очередность обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди в соответствии с законодательством.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения", имеют право на обеспечение жилыми помещениями в первую очередь.

3. На общих основаниях обеспечиваются жилыми помещениями:

1) граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие права на внеочередное и первоочередное обеспечение в соответствии с законодательством;

Статья 10. Порядок обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Решение об улучшении жилищных условий принимается исполнительным органом государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

2. Обеспечение граждан жилыми помещениями на условиях договора социального найма, договора безвозмездного пользования осуществляется в пределах нормы предоставления (18 квадратных метров общей площади на одного человека), если законодательством не предусмотрено иное.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения размером до 33 квадратных метров общей площади одиноко проживающему человеку и до 42 квадратных метров общей площади семье, состоящей из двух человек.

3. При принятии решения об улучшении жилищных условий граждан проверка сведений о наличии у граждан и членов их семей жилых помещений (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также действий, совершенных гражданами и членами их семей, приведших к ухудшению жилищных условий, осуществляется жилищными органами, ответственными за обеспечение граждан жилыми помещениями.

Указанные действия учитываются за пятилетний период, предшествующий решению о постановке на учет, и до решения вопроса об улучшении жилищных условий.

При совершении гражданами либо членами их семей гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями либо действий, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений либо к их отчуждению, размер предоставляемого гражданам жилого помещения уменьшается на соответствующее количество квадратных метров общей площади.

При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма граждане подтверждают, что доход, приходящийся на каждого члена семьи, превышает уровень, установленный законом города Москвы.

4. В зависимости от результатов проверки принимаются следующие решения:

1) граждане снимаются с учета;

2) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане не подлежали постановке на учет;

3) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане подлежат обеспечению по соответствующему договору с учетом дохода семьи и требований федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан;

4) жилое помещение предоставляется гражданам в порядке, установленном настоящей статьей.

5. Граждане, страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, обеспечиваются по их заявлению жилыми помещениями на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

6. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, иным категориям граждан, предусмотренным федеральным законодательством, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 квадратных метров общей площади, если иное не установлено федеральным законодательством.

7. Перечень заболеваний, дающих гражданам право на предоставление дополнительной площади по состоянию здоровья, устанавливается правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Не подлежат удовлетворению требования указанных граждан о предоставлении дополнительной площади, если они обеспечены изолированным жилым помещением в отдельной квартире в соответствии с нормой предоставления.

8. Граждане вправе приобрести либо получить жилое помещение менее нормы предоставления, но не менее 16 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.

9. Граждане, в отношении которых принято решение об улучшении жилищных условий, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти, осуществляющие предоставление жилых помещений, с заявлением о предоставлении жилого помещения свыше нормы предоставления.

При наличии у жилищных органов таких жилых помещений они предоставляются:

По договору социального найма в случае превышения нормы предоставления на семью до 9 квадратных метров общей площади;

По договору найма (коммерческого найма) в случае превышения нормы предоставления на семью свыше 9 квадратных метров общей площади при соблюдении общих требований к уровню дохода семьи;

По договору безвозмездного пользования независимо от размера превышения нормы предоставления.

10. По желанию граждан жилое помещение предоставляется с учетом размера общей площади занимаемого ими жилого помещения. При этом суммарная площадь всех жилых помещений, занимаемых по любым законным основаниям и предоставляемых по договору социального найма, договору безвозмездного пользования, не должна превышать норму предоставления, установленную для семьи данной численности.

11. При предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования граждане и члены их семей обязаны освободить и передать в установленном порядке занимаемое по договору социального найма или договору безвозмездного пользования жилое помещение, кроме случаев предоставления жилого помещения с учетом размера общей площади занимаемого и пригодного для проживания жилого помещения.

В случае вселения иных граждан в освобождаемое жилое помещение либо совершения действий, препятствующих его освобождению, решение о предоставлении жилого помещения подлежит отмене.

12. Гражданам и членам их семей, занимающим жилые помещения на праве собственности, жилые помещения предоставляются по договору мены, кроме случаев предоставления жилых помещений с учетом размера общей площади занимаемых жилых помещений.

13. Освободившиеся жилые помещения, в том числе в квартирах коммунального заселения, предоставляются гражданам в порядке улучшения жилищных условий в соответствии с законодательством.

Статья 11. Учет интересов граждан при предоставлении жилых помещений

1. При предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты или однокомнатной квартиры совершеннолетними гражданами, кроме супругов, а также лицами разного пола старше 9 лет.

2. Не допускается предоставление разным семьям жилых помещений в квартире, не подлежащей коммунальному заселению.

3. Жилые помещения предоставляются с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Сроки, предусмотренные законодательством города Москвы для обеспечения жилыми помещениями тяжелобольных граждан, сокращаются для граждан, ранее состоявших на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и впоследствии получивших право на первоочередное улучшение жилищных условий по состоянию здоровья.

Порядок сокращения сроков обеспечения вышеуказанных тяжелобольных граждан ежегодно устанавливается законом города Москвы.

В настоящем Законе к тяжелобольным гражданам отнесены лица, перечень заболеваний которых установлен правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 12. Права граждан, ранее принятых на учет

1. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие настоящего Закона:

1) сохраняют свою очередность и право на предоставление жилого помещения по договору социального найма;

2) имеют преимущественное право на улучшение жилищных условий по договору коммерческого найма, договору безвозмездного пользования при соблюдении общих положений (уровень дохода, положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан);

3) имеют преимущественное право на приобретение жилого помещения в собственность с использованием безвозмездных субсидий, ссуды на возвратной основе, рассрочки платежа.

2. Граждане, принятые на учет для приобретения жилого помещения в доме ЖСК до 1 февраля 1998 года, при соблюдении общих положений (норма постановки на учет, уровень дохода, а также положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан) имеют право на предоставление жилого помещения по договору коммерческого найма. При этом учитывается период пребывания в очереди для приобретения жилого помещения в доме ЖСК.

При предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования период пребывания в очереди на приобретение жилого помещения в доме ЖСК не учитывается.

Глава 5. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

С ПОМОЩЬЮ ГОРОДА

Статья 13. Приобретение гражданами жилых помещений с использованием безвозмездных субсидий и ссуд на возвратной основе

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, вправе получить безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных законодательством города Москвы.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, вправе получить ссуду на возвратной основе на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы.

Статья 14. Приобретение гражданами жилых помещений с рассрочкой платежа

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на приобретение жилых помещений по договору купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа, в соответствии с законодательством города Москвы.

2. После государственной регистрации договора купли-продажи с рассрочкой платежа граждане подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3. Граждане, которым предоставлены жилые помещения по договору коммерческого найма, имеют право на выкуп (в том числе с рассрочкой платежа) занимаемого ими жилого помещения по соглашению с собственником или управомоченным им лицом, предоставившим это жилое помещение, в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Глава 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

НЕ ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 15. Право граждан на замену жилого помещения на жилое помещение меньшего размера

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны в установленном порядке по обращению граждан о замене благоустроенного и отвечающего санитарным, техническим нормам и требованиям жилого помещения предоставить взамен занимаемого жилого помещения жилое помещение меньшего размера в пределах социальной нормы.

2. Замена производится гражданам, занимающим жилое помещение:

1) на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на праве собственности, по договору мены.

3. Замена жилого помещения не допускается, если в результате ее граждане становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 16. Право граждан на замену жилого помещения по состоянию здоровья

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны по обращению граждан, страдающих заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, заменить занимаемое жилое помещение на жилое помещение на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

2. При наличии согласия граждан замена производится:

1) на равнозначное по общей площади жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на равноценное по рыночной стоимости жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на праве собственности, по договору мены.

3. Граждане, в отношении которых решение о необходимости замены жилого помещения было принято до введения в действие настоящего Закона, сохраняют это право.

4. Решение о необходимости замены гражданам жилого помещения не является основанием для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 17. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться в случаях:

1) ликвидации коммунального заселения квартир в порядке и на условиях, установленных законодательством;

2) отселения граждан, проживающих в квартире коммунального заселения, с целью улучшения жилищных условий граждан, проживающих в той же квартире и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления в пользование (собственность) жилого помещения (субсидии либо ссуды на возвратной основе на его приобретение) при наличии согласия всех проживающих в квартире.

Выкуп жилого помещения в квартире коммунального заселения осуществляется в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы;

3) отказа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, от получения жилых помещений по договору коммерческого найма.

В этом случае жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены гражданам, проживающим в условиях коммунального заселения либо занимающим жилые помещения размером менее социальной нормы на каждого проживающего.

При отсутствии граждан, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящей части, жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены иным гражданам в порядке, установленном законодательством города Москвы;

4) в иных случаях, установленных законодательством.

Статья 18. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не являющихся жителями города Москвы

Лица, не являющиеся москвичами, подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 19. Заключение договора, дающего право пользования жилым помещением

1. Договор, дающий право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, заключается собственником этого жилого помещения либо управомоченным им лицом с гражданами, которым предоставлено жилое помещение, на основании решения исполнительного органа государственной власти города Москвы.

2. Порядок и условия заключения договора, дающего гражданам право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, устанавливаются правовыми актами города Москвы.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении порядка и условий постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления гражданам жилых помещений, предоставления гражданам денежных средств на строительство или приобретение жилых помещений с помощью города, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу постановление Московской городской Думы от 31 января 2001 года N 12 "О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве".

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

Приложение 1

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАСЕЛЕНИЮ

НЕСКОЛЬКИМИ СЕМЬЯМИ (КОММУНАЛЬНОМУ ЗАСЕЛЕНИЮ)

1. Однокомнатные квартиры.

2. Квартиры со смежными комнатами, не имеющими отдельного входа.

3. Квартиры из двух изолированных комнат, одна из которых имеет жилую площадь менее 9 квадратных метров, при условии, что доля общей площади квартиры, приходящаяся на эту комнату, составляет менее 16 квадратных метров общей площади.

4. Квартиры из двух и более изолированных комнат, из которых только одна пригодна для проживания в соответствии с правовыми актами по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания.

Приложение 2

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

СТАНДАРТОВ, КОТОРЫМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ БЛАГОУСТРОЕННЫЕ

ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Благоустроенные жилые помещения в городе Москве должны соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен.

Приложение 3

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРАВОВЫХ АКТОВ, ДАЮЩИХ ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ ГРАЖДАНАМ,

СТРАДАЮЩИМ ТЯЖЕЛЫМИ ФОРМАМИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ,

ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПЛОЩАДЬ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Право на дополнительную площадь по состоянию здоровья имеют граждане, заболевания которых перечислены в следующих правовых актах:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года N 214 "Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты";

циркуляр НКВД РСФСР от 13 января 1928 года N 27 и НКЗдрава РСФСР от 19 января 1928 года N 15 "Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью".