Основные навыки мышления. Какие существуют способы мышления у человека

Довольно часто термин «критическое мышление» трактуется неверно, подменяется такими понятиями, как творческое мышление, умение строить логические выводы, принятие здравого решения, умение анализировать информацию. На самом деле, перечисленные обозначения не синонимы, а (кроме первого) составляющие процесса критического мышления. Творческое можно считать антагонистом критическому. Поэтому такая подмена понятий неуместна.

Что такое критическое мышление и нужно ли его развивать?

Происхождение термина

Слово критика образовано от греческого kritike и буквально переводится как "умение разбирать или судить" (составлять мнение, опираясь на факты).

Такая способность человека как мышление на протяжении многих лет изучается разными науками (логика, психология, лингвистика, философия, патопсихология, нейропсихология). Обобщенно мыслительный процесс можно определить как способность к мотивированному достижению поставленной цели через систему определенных действий и планирование с предсказуемым результатом. Естественно, что в зависимости от науки, рассматривающей или изучающей мышление, будут меняться и определения этого явления. Для правильного толкования термина «критическое мышление» достаточно понятия о том, что это - особая деятельность человека с определенной структурой и видами.

Из всего перечисленного можно вывести определение: что такое критическое мышление. предложил свою формулировку, в которой описал один из видов интеллектуальной деятельности с объективным подходом к окружающей действительности и информационным потокам. Данная способность человека основывается на системе правил и действий.

Признаки

Прежде чем перечислить способы развития критического мышления, следует описать признаки, присущие этому виду :

  1. Одним из ключевых признаков является самостоятельность в умозаключениях, оценках явлений и предметов и убеждениях. Это - способность добывать и анализировать информацию с опорой на свой личный опыт и известные схемы решения проблем. Отсюда, чем полнее информация о решаемой проблеме и многообразнее палитра способов разрешения проблемы, тем достовернее будет спрогнозирован результат (минуя устоявшиеся стереотипы людей).
  2. Еще одной отличительной чертой можно считать отношение к информации: ее нахождение, анализ, отбор и применение. Человек, умеющий из любой информации выделить нужные зерна и установить связи с интересующим объектом, может справиться с проблемами любых уровней.
  3. Признаками также можно считать постановку правильных вопросов, которые, как известно, представляют собой решение половины задачи, и разработку стратегии решения проблемы.
  4. Важным признаком является и исчерпывающая аргументация, рационализация и разумные и обоснованные доводы.
  5. Одна голова хорошо, а две - еще лучше. Очередным признаком является и учет социальных факторов в решении задачи, ведь Поэтому дебаты и дискуссии - это приемлемая форма работы по достижению цели.

Как развить критическое мышление при помощи известных приемов без посторонней помощи? Достаточно практиковаться ежедневно, пока этот процесс не станет образом жизни.

Приемы развития навыка

Из-за большого количества приемов развития критического мышления перечислить все не представляется возможным (и необходимым). Поэтому достаточно перечислить наиболее популярные из них и остановиться на описании эффективно применяемых.

Как развить критическое мышление самостоятельно? К популярным приемам относятся:

  1. «Кластеры».
  2. «Корзина идей».
  3. «Обратные логические цепочки».
  4. «Верные и неверные утверждения».
  5. «Шесть шляп».
  6. Fishbone.
  7. «Синквейн».
  8. «Бортовые журналы».
  9. «РАФТ».
  10. «Дерево предсказаний».
  11. «Пометки на полях».
  12. «Вопрос дня».

«Кластеры»

Прием хорошо использовать при систематизации добытой информации и установлении связей между явлениями.

Принцип построения кластера основан на модели строения солнечной системы. Интересующий вопрос или проблема занимают положение Солнца. Вся остальная информация располагается на позициях планет солнечной системы с их спутниками.

Fishbone

Еще одним приемом систематизации информации и нахождения оптимального решения проблемы представляется Fishbone.

Его помощь в вопросе того, как развить критическое мышление, неоспорима. Прием отображается в виде скелета рыбы. Голова и хвост обозначаются как проблема и ее решение соответственно. На ребрах расположены причины возникновения проблемы и факты, подтверждающие их. Этот прием позволяет выявить взаимосвязь проблем и систему их взаимодействия.

«РАФТ»

Этот прием хорош для работы над устной речью, развитием риторики и навыком убеждения. Название образовано из первых букв слов - Роль, Аудитория, Форма, Тема. Данный прием подразумевает обсуждение темы от лица определенного персонажа (роль), на аудиторию (определенного уровня потребностей), в выбранной заранее форме (диалог, рассказ, анекдот и т. д.) повествования и заданном количестве тем.

«Шесть шляп»

Как развить критическое мышление при помощи шляп? Прием подходит и для самостоятельной работы, и для работы с аудиторией (и большой, и не очень). Количество шляп соответствует определенным взглядам на проблему. Цвета закреплены за определенными элементами:

  • белый - факты;
  • желтый - возможности;
  • синий - смысл;
  • зеленый - креатив;
  • красный - эмоции;
  • черный - критика.

Можно заметить, что рассмотрение проблемы происходит комплексно, с разных позиций, что позволяет принять наиболее приемлемое и рациональное решение.

«Дерево предсказаний»

Прием для развития умения аргументированно и обоснованно составлять прогнозы на заданную тематику.

Тема представлена стволом дерева. Прогнозы (возможно, вероятно) - ветки по двум сторонам. Аргументы - листья на ветках. Таким способом можно не только составить вероятностную модель развития ситуации, но и определить решающие факторы в создавшейся ситуации.

в системе образования

Современное образование слишком сконцентрировано на самом процессе обучения, что находит свое выражение в чрезмерном увлечении (нужными и не очень) технологиями. Коренным образом применение технологий практически ничего не меняет (кроме названий частей урока, согласно требованиям технологии, ЗУНов - компетенциями и т.д.). По итогу ученик должен запомнить определенный материал. Правда, приветствуется применение на уроках развивающих головоломок в определенной дозировке. Такой вид деятельности вносит разнообразие в строго регламентированную жизнь ученика. Ведь для того, чтобы найти ответ на вопрос о том, как собрать головоломку, требуется мобилизация всех знаний, умений и навыков, а также самостоятельность в достижении поставленной цели.

Для того чтобы технология развития критического мышления не выглядела декоративным дополнением в школьной жизни нужно изменить саму систему образования. А это в ближайшем будущем сделать практически невозможно.

На уроках часто применяются многие элементы критического мышления (вопрос дня и др.), но основа остается тайной за семью печатями.

Вместо заключения

Развитие критического мышления доступно для человека примерно с 5-6 лет. До этого времени еще не развиты достаточно и нервная система и не сформированы определенные отделы головного мозга. Для старшего дошкольника решение вопроса: "Как собрать головоломку?" - и есть это развитие. Для младших приемов расширяется. А для ребят среднего и старшего звена доступна вся палитра приемов развития критического мышления.

Взрослые могут самостоятельно, по мере надобности или для самопроверки, пользоваться перечисленными приемами. К тому же, применение критического мышления в повседневной жизни помогает сохранить молодость мозга на долгие годы. С другой стороны, именно критическое мышление позволяет человеку оставаться Личностью, то есть не поддаваться на провокации хорошо отработанной системы управления общественным мнением.

Развитые навыки логического мышления полезны в работе, учебе и межличностных отношениях. Существует множество способов улучшить свои мыслительные навыки. Для этого потребуется заниматься делами, которые задействуют критическое мышление, изменить свой образ мыслей и научиться распознавать иррациональные мысли.

Шаги

Часть 1

Занимайтесь делами, которые задействуют критическое мышление

    Пробуйте новое. Это отличный способ развивать свои мыслительные навыки. Наш мозг работает так же, как и другие мышцы. Ему нужны тренировки и стимуляция. Убедите себя регулярно пробовать новые хобби и занятия.

    Тренируйтесь. Физические нагрузки действительно полезны для памяти и мышления. Результаты многих исследований подтверждают, что участки мозга, отвечающие за мышление и рассуждение, увеличиваются при регулярных занятиях физкультурой. К тому же физические упражнения помогут снизить стресс и тревожность, а также улучшить настроение. Это благотворно скажется на вашей способности концентрироваться и учиться. Старайтесь заниматься физкультурой каждый день. Так вы сможете улучшить навыки критического мышления. Исследователи пока не пришли к единому мнению о том, являются ли одни упражнения полезнее других, но некоторые из них полагают, что аэробные упражнения наиболее полезны для стимуляции работы мозга.

    Ведите дневник. Ежедневные записи развивают навыки критического мышления, так как вы не только вспоминаете минувший день, но также осмысливаете произошедшие события.

    Читайте художественную литературу. Вообще, чтение – отличный способ развития критического мышления. Но именно художественная литература помогает приспособиться к неопределенности и неоднозначности жизни, что способствует развитию творческих и мыслительных навыков.

    Играйте в логические игры. Множество игр заставляют нас мыслить: стратегические настольные игры, шахматы, игры в слова.

    Занимайтесь творчеством. Регулярные занятия творчеством способны развивать мыслительные способности. Для этого не обязательно быть адептом творческой деятельности. Достаточно лишь пробовать что-то новое: научитесь играть на музыкальном инструменте, начните рисовать, писать стихи или придумывать песни.

    Часть 2

    Измените образ мыслей
    1. Обращайте внимание на цель ваших действий. Каждое решение, которое мы принимаем, несет в себе определенную цель. Из-за сумбурности повседневной жизни люди иногда перестают видеть цели и намерения своих действий. Старайтесь понимать, какие цели направляют вас в течение дня.

      Предубеждения и предвзятость. Все люди имеют предубеждения, даже если не осознают этого. Если вы хотите развить свои мыслительные способности, то научитесь распознавать предвзятое отношение.

      Учитывайте последствия каждого варианта. Каждый сделанный выбор влечет за собой определенные последствия. Хороший способ улучшить свои мыслительные способности – заставить себя учитывать эти последствия на сознательном уровне.

Когда мы не можем добиться поставленных целей, используя естественные, автоматические реакции, начинаем размышлять и таким образом находим выход.

Особенности развития мышления

Развитие и формирование мышления , проходит постепенно. На каждом этапе развития отражаются и индивидуальные характеристики человека, и возрастные.
Мышление человека, развивается в разных направлениях. Разделяют множество видов мышления. Некоторые зависят от других в меньшей степени (например, теоритическое и практическое), в некоторых случаях, одно является следствием другого, а развивается при получении новой информации. Но развитие одного непременно приводят к совершенствованию остальных.
Мышление – целостный процесс, обеспечить который могут и интеллектуальное и креативное мышление. В первом случае, ведущую роль играет логика, во-втором – подсознание.

Методы развития мышления

Развитие мышления проходит в результате приобретения новой информации по мере взросления и развития в повседневной жизни, при приобретении жизненного опыта. В этом случае, процесс развития можно рассматривать как естественный процесс.
Развитие мышления проходит так же при систематическом, намеренном обучении. Этот процесс условно считают неестественным. Хотя, сегодня разграничить эти варианты невозможно и они оба должны применяться, как при становлении ребёнка, так и более зрелом возрасте.

Практические упражнения для развития мышления

Для развития мышления необходимо не просто накапливать жизненный опыт, это так же постоянная работа. Предлагаем использовать несколько интеллектуальных игр или упражнений для развития мышления, которые будут интересны и детям и взрослым.

Перечисляйте как можно больше предметов, которые могут быть охарактеризованы каким либо словом. Например, красных, мягких, гладких и т.д.
Усложните первое задание и перечисляйте слова, которые можно охарактеризовать несколькими свойствами: тёплые и тяжёлые, лёгкие и холодные и т.д.
Несколько минут перечисляйте слова, в которых не повторяется ни одна буква: кузнец, сорт, реглан, шкаф и т.д.

Для развития мышления творческого, выполняйте такие упражнения:

Составляйте цепочки слов. Например, цепочку существительных в именительном падеже, в которых используются те же буквы, что и в предыдущем, добавляя одну букву. Например: ад, сад, град, склад и т.д. Так же посвятите этому несколько минут.
Можно читать и писать фразы, используя только гласные буквы. Как в известных всем буквосочениях ТЧК и ЗПТ. Точка и запятая.

Упражнения для развития мышления: развитие воображения

Представьте некоторые геометрические тела: например, куб, пирамиду, октаэндр и др. Не старайтесь сразу воссоздать образ. Представьте и изучите каждую его грань, в своём воображении проводите действия с ними, рассматривайте со всех сторон. Ощутите их обьёмность.
Перечисляйте как можно больше слов, соответствующих поставленным требованиям, например, все слова должны состоять из определённого количества букв, причём, третей (или любой другой) пусть будет буква А (Б, В и т.д.). Вы должны получить цепочку как краска, платье, грабли и т.д.
Составьте цепочку из слов, состоящих из одного и того же количества букв, которые отличаются только одной. Причём, остальные буквы менять местами нельзя. Пример: суп, суд, сад, лад и т.д.
Выберите любое слово и перечислите как можно больше синонимов к нему.

Упражнения для развития мышления ассоциативного

Подберите несколько существительных и перечислите слова ассоциации к ним. Сначала, прилагательные, затем глаголы. «Переверните» задание: подберите прилагательные, а к ним ассоциации глаголы и существительные, затем, подбирайте ассоциации к глаголам.
Выберите любое слово, к нему придумайте как можно больше аналогов, точнее, предметов, которые схожи с ним. Классифицируйте эти слова, согласно свойствам, по которым они похожи. Например, Слово самолёт: ракета и дирижабль так же летательные аппараты, птица и стрекоза так же летают и т.д.
Описывайте предмет или явление, словами, которые определяют значительные его признаки и не подходят ни к одному другому.

Повторяйте упражнения для развития мышления , как можно чаще, усложняя или немного меняя условия, это занимает не так много времени, зато даёт значительные результаты.

Всесторонне развитого человека невозможно представить без критического мышления – элемента, позволяющего ему сформировать свой взгляд на вещи и не зависеть от чужого мнения. Оно способствует личностному росту и подталкивает человека к развитию. Анализ ситуации и выбор пути решения – способность личности, без которой невозможно иметь свое мнение. Как развить критическое мышление?

Чтобы научиться критически мыслить, необходимо все время тренироваться. Начинать развиваться можно в любом возрасте. Тренируя мышление, человек способен выйти на новый уровень развития и приблизиться к реализации целей.

Тренировать мышление и следовать по намеченному пути не так просто, как кажется. Но определив жизненные задачи и разработав с помощью критического мышления план их выполнения, человек способен достичь успеха.

Как начинать развивать мышление

Для тренировок мышления нужно выделить время, которое обычно человек тратит впустую. Для этого необходимо проанализировать распорядок дня. Для развития мышления может быть использовано время, которое раньше тратилось на:

  • просмотр телевизора;
  • компьютерные игры;
  • социальные сети.

Первым шагом к выработки критического мышления является ежедневное проведение анализа. Под конец дня необходимо взвесить и изучить совершенные за день достижения. Требуется учитывать и количество промахов. Анализ должен заключаться в выявлении действий, во время выполнения которых были допущены ошибки. Выявив недостатки за прошедший день, следует подумать, как их можно устранить. Под конец необходимо сделать вывод, приблизило ли произошедшее к поставленной цели или отдалило от нее. На основе этих простых действий разовьется мышление, перерастающее впоследствии в критическое. Можно вести записи для выявления повторяющихся действий.

Необходимо решать по 1 задаче в день. Спеша на работу, по дороге нужно наметить какую-то главную проблему и постараться решить ее в течение дня. Человек должен стремиться получить как можно больше информации, способствующей решению соответствующей задачи. Для решения проблемы нужно проанализировать различные варианты и выбрать лучший. Определив план действий, нужно придерживаться стратегии. Если в ходе решения задачи обстоятельства изменятся, необходимо оперативно вносить изменения в план. В процессе решения задач следует развивать интеллект, внимательность, логику.

Развитие навыков критического мышления

К навыкам мышления следует подходить критически. Стоит пересмотреть их, если они приводят к нежелательным последствиям. Нужно стараться мыслить позитивно и не допускать негативных мыслей. Для , человек должен научиться:

Решив развить критическое мышление, человек должен провести черту между выводами и наблюдением. Нельзя рассуждать, не проверив сведения. Только владея точной информацией, можно делать выводы. При этом во время тренировок следует следить за тем, чтобы не исчезло чувство юмора. Способность подшучивать над собой и видеть юмор в ситуациях помогает сохранению ясного ума и ненавязчиво выражению своего мнения по поводу проблемы. Но следует проявлять осторожность, если смех используется в качестве психологической защиты.

Навыки, способствующие самосовершенствованию

Чтобы научиться мыслить критически, человеку должно быть дело до всего. В жизни есть много неизученных вещей. Любопытство развивает ум. Благодаря любознательности происходят открытия, случаются приключения. Развивший способность интересоваться происходящим не только выработает критический склад ума, но и сделает свою жизнь насыщеннее и разнообразнее.

У каждого обитателя современного мира должно быть выработано объективное восприятие информации. Нельзя всецело доверять всему тому, о чем говорят в СМИ, телевизионной рекламе. Необходимо трезво смотреть на реальность и проверять информацию, вызывающую недоверие. Правда устанавливается в ходе мышления, а не под воздействием общественного мнения. Не все предполагаемое является истиной. Необходимо научиться сопротивляться бурным эмоциям. При их проявлении, у человека может затмеваться разум.

Выработка критического склада ума и современное общество

Человеку, живущему в современном обществе, постоянно пытаются навязать чужое мнение. Следует критично относиться к информации, получаемой из:

  • рекламы;
  • уст агитаторов.

Сведения, распространяемые среди людей, не всегда являются правдивыми. Необходимо научиться отличать правду от лжи и не доверять всему слепо.

Человек должен помнить о перспективах. Любая ситуация должна оцениваться критично, а план действий обдумываться трезво. Не следует завышать или занижать самооценку. Требуется трезво понимать свои возможности и действовать, исходя из них. При этом следует заниматься самосовершенствованием. Чтение книг, занятия спортом, получение новой информации и обучение навыкам могут поднять человека на новый уровень. Бывает, что поведение человека диктуется негласными правилами. Их знание ведет к принятию правильного решения и поведения. При незнакомой ситуации или нахождении в чужой культуре, необходимо проявить наблюдательность или расспросить тех, кто ближе знаком с ситуацией. Негласные правила современного мира необходимо изучать.

Разговор является лишь составной частью общения, которое ежедневно происходит общения между людьми. Существует обмен невербальными знаками. Необходимо знать и уметь применять разновидность общения на практике. Если человек мило улыбается и ведет себя дружелюбно, но при этом стремится доставить боль собеседнику при рукопожатии, следует подвергнуть сомнению искренность данного человека. Если слушатель утверждает, что ему интересно повествование, но при этом откровенно зевает и всем своим видом показывает скуку, у докладчика появляется весомый повод усомниться в словах.

Если на человека давят, то, чтобы не ошибиться в принятии решения, следует остановиться и подумать, взвесив все за и против. Быстрое решение под чужим напором не всегда верное. Научившись анализировать, прежде чем доверять, человек сделает большой шаг на пути развития критического мышления.

Чувства и способность мыслить критически

Чтобы научиться мыслить критически, человек должен стремиться не поддаваться чувствам и общественному мнению. Ярлыки и стереотипы способны сбить с толку и привести к неверным выводам. Перед принятием важного решения, следует узнать как можно больше о всех его аспектах.

Негатив – чувство, способное сбить с толку любого. Часто человек слишком критичен к себе. Надо постараться заменить негатив на позитив. Это не только благотворно повлияет на решение, но и повысит самооценку.

Встав на путь саморазвития, не следует забывать об общечеловеческих чувствах. Нельзя осуждать других, не поняв конкретную ситуацию и действия другого человека в определенных условиях. Сопереживая, можно принять правильное решение. Осудив человека, не разобравшись в ситуации, впоследствии можно сильно пожалеть. Решая чью-то судьбу, следует поставить себя на его место. Стараясь понять поведение других людей, можно научиться правильно мыслить и принимать решения.

Факты, влияющие на принятое решение, должны быть неоднократно проверены. Пунктов для анализа должно быть много. При недостаточном количестве фактов, решение может быть принято неверно. Необходимо получить как можно больше информации из надежных источников.

Важный навык – умение выслушать. Часто человек задает вопрос, а другой просто пропускает его слова. Озабоченность мыслями не позволяет сосредоточиться и вникнуть в важные вещи. Этот простой навык развить очень трудно. Если слушать внимательно, то можно получить больше полезной и важной информации.

Учимся думать нелогично

В книгах по философии описывается логическое мышление, а также приводится пример его искажения. В современном мире ценится креативность и оригинальность. Необходимо разбираться в этом и трезво оценивать жизненные примеры.

Во время выработки критического хода мыслей, на помощь может прийти 6 чувство. Догадки о вещах, событиях, поступках существуют и на подсознательном уровне. Интуиция не подвержена логике, но она ценна в качестве дополнения в принятии решений.

Плюсы умения мыслить критически

Считается, что критическое мышление – естественный процесс, обычный ход мыслей. Однако в жизненных ситуациях люди отклоняются от этого. Воспитать и развивать мышление – значит повысить качество жизни, принимать правильные решения и добиваться успехов в жизни. Ход мысли формирует правильный взгляд на мир и развивает логику.

Развитие мышления дает много преимуществ. К ним относятся:

  • способность делать правильные выводы;
  • умение собирать нужную информацию;
  • способность обосновывать и рассуждать;
  • умение четко знать проблему;
  • умение использовать идеи;
  • взаимодействие с людьми;
  • умение использовать альтернативное мышление.

Выработав критический склад ума, человек начинает мыслить направленно, с корректированием своих выводов. Такое мышление отличается от стандартов и позволяет решать сложные задачи.

Задумывались ли вы, какие навыки мышления отличают успешных людей от остальных? Вот 10 навыков мышления успешных людей, которые делают их другими:

Позитивное мышление

Успешные люди понимают, что их менталитет может повлиять на все аспекты их жизни, в том числе и успеха. Исследователи обнаружили, что позитивное мышление открывает людям способность разработки новых навыков, которые могут иметь эффект компаундирования среди счастливых людей, которые повторяют этот процесс. Например, если вы приобретаете привычку работать в удовольствие и делать всё хорошо, это приведёт вас к началу успеха. Позитивное мышление может иметь многочисленные преимущества для здоровья: увеличение продолжительности жизни, снижение депрессии, устойчивость к простудам и болезням. Также развиваются навыки справляться со стрессами.

Использование риск-ориентированного мышления

Весьма успешные лидеры мечтают о большем, чем остальные. Когда вы убеждены и осмеливаетесь сделать шаг там, где другие не замечают, вы будете восхищаться своим риском и будете иметь больше.

Вывод — Мышление

Чтобы получить то, в чём вы нуждаетесь, вам необходимо определить точный вывод или гипотезу, используя информацию, которую вы имеете в своем распоряжении.
Представьте себя в качестве бизнес-менеджера. Вы ищете в последнем прогнозе продажу, и вы видите, что продажа снизились. Это важно для вас, чтобы понять, что дополнительная информация может понадобиться для того, чтобы выяснить, почему это произошло; в том числе выявление внутренних проблем, внешней конкуренции или даже экономических условиях. Способность понимать информацию и найти лучшее решение — это важный навык для вас, независимо от того, в какой области карьеры вы находитесь.

Сосредоточенное мышление

Сосредоточенное мышление закрывает и устраняет помехи, что позволяет сконцентрироваться над делом. Когда вы способны сосредоточить своё мышление, вы можете ясно видеть свои цели и результаты.

Аналитическое мышление

Аналитический ум предполагает сознательное направление наших психических процессов, чтобы найти решение заданной проблемы. Это умение преодолевать препятствия, чтобы найти решение. Будучи аналитически умным, определяет способность эффективно решать проблемы.
Успешные лидеры тратят свое время сомнению в том, что они знают и чего не знают. Когда вы спрашиваете, то получаете знания, когда вы получаете знания, то должны произвести влияние. Чтобы быть впечатляющим, нужно принимать всё как должное. Это даст вам толчок в инновации и творчестве.

Креативное мышление

Творческий интеллект — это способность придумывать новые идеи. С творческим интеллектом человек может генерировать инновационные решения для решения проблемы.
Говоря простыми, словами, это взгляд на проблемы или ситуации со свежей точки зрения, что предполагает нестандартные решения (которые могут выглядеть тревожным на первый взгляд). Творческое мышление может стимулироватся как неструктурированный процесс, например мозговой штурм, и структурированный процесс — латеральное мышление.

Рефлексивное мышление

Потратьте время, чтобы подумать, прежде чем действовать, слушать, прежде чем говорить, понимать, прежде чем ответить, и проявить сострадание, прежде чем реагировать. Когда вы берете время, чтобы подумать, это дает перспективу. Это позволяет видеть то, что действительно происходит без эмоциональности. Рефлексивное мышления позволяет дистанцироваться, так что вы можете смотреть на вещи другим взглядом.

Общее мышление

Совместные мыслители хотели бы услышать, что думают другие люди, так что они могут расширить свои собственные идеи.

Стратегическое мышление

Стратегические мыслители могут упростить трудности, подготовиться к неопределенности и уменьшить количество ошибок, потому что у них есть план. Стратегическое мышление заставляет вас сделать планирование, как легко перейти от туда, где вы находитесь сегодня, туда, где вы хотите быть завтра.
Исследуйте мышление большой картины
Великие мыслители всегда готовы видеть вещи, которые другие люди не могут видеть; они способны оценить ситуацию и принять все изменения во внимание. После того, как вы можете подключить все точки, как никто другой, вы всегда будете готовы уловить возможность, как только придёт время.