Оценки в дневнике: что делать если оценки в обычном и электронном дневниках различаются

Методические рекомендации на основании документов МинОбра.

Промежуточная аттестация является удобным способом контроля успеваемости учащихся. При выставлении четвертной оценки учитываются все сильные и слабые стороны ребенка. Таким образом можно получить объективную оценку его знаний. Хотя по ряду предметов, таких как физическая культура, музыка и ИЗО рекомендуется введение безотметочной системы.

В Вашей школе должно быть разработано Положение об оценивании достижений учащихся по предметам, учитывающее также спорные моменты. Система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения должны быть указаны в Уставе учреждения (ст.13 закона РФ «Об образовании»). Заметим, что при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора методов оценки знаний обучающихся (ст. 55 закона РФ «Об образовании»).

  1. При использовании устаревшего способа выставления четвертной оценки, учитель суммировал все полученные ребенком баллы и вычислял среднее арифметическое.
    Далее оценка округлялась до целых чисел в большую сторону если первая цифра после запятой равна или больше 5, и в меньшую сторону если эта цифра меньше 5.
    Этот способ промежуточной аттестации являлся несовершенным, так как при подсчете не учитывалось, за что же именно ребенок получил ту или иную оценку.
    Именно поэтому сейчас этот способ не рекомендован к применению МинОбром.
  2. Большую значимость имеют баллы, заработанные за проверочную или контрольную работу.
    Оценки за классную работу и ответы у доски рассматриваются как менее значимые.
    Результаты домашних работ и вовсе имеют небольшой вес, так как при их выполнении ребенок имеет возможность воспользоваться дополнительными материалами и посторонней помощью, он не ограничен во времени, а потому оценка домашней работы является довольно субъективной и учитывается при выставлении оценок лишь в спорных случаях, как показатель старательности учащегося.
  3. Если в четверти ребенок имел хотя бы одну неудовлетворительную оценку по предмету, то при аттестации ему не может быть выставлен высший балл.
    Но и из этого правила могут быть исключения.
    Если в итоговой контрольной работе были задания на тему, по которой у ребенка ранее был неудовлетворительный результат, но сама работа выполнена на высший балл, то на усмотрение учителя четвертная оценка также может быть отличной.
  4. Суммируйте все оценки, полученные за домашние задания, и вычислите общий результат.
    Таким же образом посчитайте средний балл за классные работы.
    Если результаты классных и домашних работ совпадают, можно считать, что это объективная оценка знаний учащегося.
    Если балл за классные работы выше или ниже, чем за домашние, следует считать именно его приоритетным.
  5. Посчитайте и оцените общий результат контрольных работ.
    Если он совпадает с оценкой за домашние и/или классные работы, следует считать его четвертным итогом.
    Если баллы за контрольные работы выше или ниже, приоритет отдается баллам за контрольные работы.
  6. В спорных случаях следует проанализировать результаты и попытаться понять причину низких оценок.
    Если проверочные задания выполнены хуже из-за медлительности или неаккуратности ученика, но объективно его знания выше полученного результата, можно поставить более высокий балл.
  7. Учитывайте и индивидуальные особенности ребенка при выставлении четвертных оценок.
    Если вам известно, что устные ответы школьника всегда намного лучше письменных в силу его личностных качеств, оценку можно немного повысить, заостряя внимание на результатах вербальных методов работы с ним.
    Возможна и обратная ситуация: если ребенок успешнее в письменных работах, чем в устных, обращайте внимание на соответствующие отметки. Это поможет более объективно оценивать имеющиеся у учащегося знания, учитывая уровень его коммуникативных способностей.
  1. Приказ Министерства Просвещения СССР от 27.12.1974г. №167 «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации»;
  2. Приказ Минобразования РФ от 29.12.1997г. №2682 «О нарушениях при подготовке и проведении итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений»;
  3. Письмо Минобразования России от 19.11.1998г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе";
  4. Письмо Минобразования России от 20.02.1999г. № 220/11-12, п. 12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы»;
  5. Методические рекомендации по работе с документами в образовательных учреждениях (письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.12.2000г. №03-51/64);
  6. Письмо Минобразования РФ от 07.02.2001г. №22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений»;
  7. Письмо Минобразования РФ от 16.05.2002 N 14-55-353ин/15 "О Методике создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов";
  8. Письмо Министерства образования Российской Федерации № 13-51-237/13 от 03.10.2003 «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке».

У каждого школьника есть свой дневник, который еженедельно проверяют родители и активно «посещают» учителя. Как известно, оценки в дневнике выставляются плохие и хорошие, максимально точно и правдоподобно отражая успеваемость того или иного ученика.

Оценки в обычном школьном дневнике

Многие школьники в экстренных ситуациях задаются главным вопросом, как исправить оценки, чтобы родители меньше расстраивались и ругались. Уже несколько десятилетий из уст в уста передаются реальные способы, которые действительно помогают видоизменить неудовлетворительную оценку и сохранить безоблачное настроение строгих родителей.

Например, низкую отметку можно вывести белизной либо хлоркой, но также не исключено использование белил и вовсе удаление нерадостной страницы. А что все равно в дневнике много страниц остается, мама ничего и не заметит. Такие методы работают уже много лет, однако научно-технический процесс все равно не стоит на месте. Сегодня существуют прогрессивные способы, как контролировать реальную успеваемость школьника.

Сегодня, как и несколько лет назад, у каждого ученика может быть два дневника. Вот только в данном случае присутствует принципиальная разница. Если раньше ученик один дневник подносил для выставления положительных отметок, а другой — для двоек и замечаний; то сегодня наравне с печатной продукцией активно используется и электронный дневник.

Наверное, многие мамы о таком и не слышали, а некоторые и вовсе отказываются верить в такой скачок науки. На самом деле это не миф, а реальность, причем электронный дневник гарантирует правдивые сведения, невозможность подделки фактов даже учителями.

Оценки в электронном дневнике

Понятие «Электронный дневник» появилось относительно недавно, а описывает не печатное издание, а специальную программу в электронном варианте, которая надежно хранится на просторах всемирной паутины. Доступ к сайту имеют и родители, и ученики, и учителя, а система оценивания знаний предельно прозрачная, гласная.

Итак, если родитель хочет поинтересоваться успеваемостью своего ребенка, необходим компьютер и подключение к виртуальной сети. После введения электронного адреса открывается специальный сайт с данными по тому или иному классу любой школы.

Чтобы получить доступ к просмотру, рекомендуется зарегистрироваться на портале, запомнить пароль. Эти данные позволят посещать электронный дневник неограниченное количество раз на свое усмотрение. Ничего сложное, но главное — вполне реально и осуществимо для родителей, у которых отсутствует навык работы с персональным компьютером.

Многие родители, не понимая своего счастья, всерьез озадачены вопросом, для чего именно необходим электронный дневник? Вариантов несколько, но задумка всегда одна. Разработчики этой уникальной программы обеспечили максимально прозрачную систему образования. Получается, что ни родители, ни школьники, ни учителя не могут исправить выставленную оценку. Соответственно по итогам четверти каждый получит по заслугам.

Основные преимущества электронного дневника

Сегодня многие школы и классы завели электронные дневники для отчетности перед дирекцией и настойчивыми родителями. Это очень удобно, хотя забот у классного руководителя заметно прибавилось. Теперь после каждого урока он в электронном варианте выставляет оценки, после чего нажимает кнопку на экране «Закончить урок». Больше доступа к этой информации некто не имеет, так что исправить отметку просто невозможно.

Вот и первое преимущество, и таких предостаточно, не зря же электронные дневники пользуются сегодня такой большой популярностью. Также следует выделить следующие моменты:

— удобство заполнения электронного дневника;

— открытый доступ для родителей и учеников;

— невозможность подделать оценку;

— прозрачная система оценивания;

— жесткий родительский контроль;

— быстрый доступ к программе.

Так что такой прогрессивный метод реально работает и считается полезной разработкой в Министерстве Образования. Не все школы прибегают к такой услуге, но те, кто все же подписались, несколько не сожалеют о своем выборе.

Электронный дневник: можно ли исправить оценку?

Многие хакеры стремятся взломать эту прогрессивную систему, чтобы школьники могли повысить свою успеваемость таким нечестным путем. Однако на сегодняшний день все попытки безуспешны, поскольку электронный дневник продолжает свое существование, показывает родителям реальный результат обучения своего чада.

Но вопрос о подделке школьных отметок по-прежнему стоит особенно остро. Неужели нет никаких вариантов? Некоторые школьники пытаются разгадать логин и пароль учителя, чтобы получить доступ к его странице и исправить собственные отметки. Такие старания опять же напрасные, поскольку после выставления оценок учитель нажимает кнопку «Урок проведен». После такой манипуляции ни о каких исправлениях речи быть не может — нет возможности и активных окон. Так что и педагогу в данном вопросе желательно проявить особую внимательность.

Если исправить отметки в электронном дневнике своего ученика старается сам педагог, то и у него ничего не получится. Доступа к странице все равно нет, вернее, ее можно только распечатать для большей наглядности. Так что и хитрый учитель при желании не сможет пойти на такое злодеяние, ведь для него также имеется контроль.

Соответственно, можно сделать вывод, что это очень надежная виртуальная система, обхитрить которую уж точно не удастся. Как показывает практика попытки были многочисленные, но в итоге оценки сохранялись в первоначальном виде.

Различия оценок в реальном и виртуальном дневниках

Многие школьники, особенно среднего и старшего звена, самостоятельно контролируют свою успеваемость по электронному дневники. Такая заинтересованность понятна, поскольку дает представление о слабых предметах, успеваемость по которым так хочется подтянуть. Также такой контроль очень важен для предстоящего ЕГЭ, который в России считается самой настоящей «путевкой в жизнь».

Иногда так случается, что оценки различаются, и тут школьника охватывает паника, особенно, если занижен балл. Неужели такое возможно? На самом деле здесь требуется учитывать такое понятие, как «человеческий фактор», которое следует отнести к учителю по тому или иному предмету. Не исключено, что оценка была выставлена ошибочно по невнимательности и рассеянности педагога, но после завершения урока исправить ее нет возможности.

Именно поэтому не стоит отказываться от обычных дневников, которые верой и правдой служат школьникам уже нескольких поколений. Не стоит лениться и подойти после урока к учителю за оценкой знаний, особенно за положительной. Если этого не сделать, то доказательств ошибки учителя в электронном варианте не будет. Получится, что ученик зря старался на уроке и так усердно отвечал домашнее задание.

Конечно на защиту может встать весь класс, но такую солидарность строгий преподаватель обязательно поставит под сомнение (а вдруг это просто заговор). Остается только рассчитывать на память учителя, но и в ней могут оказаться крайне неуместные пробелы. Столько учеников на потоке, разве можно запомнить успеваемость всех?

Именно поэтому важно понимать, насколько важен бумажный дневник, который обязательно найдется в каждом рюкзаке и портфеле. Отметка с личной подписью учителя — это и есть подтверждение того, что в электронном варианте была допущена грубейшая ошибка. К тому же лишним подтверждением становится дата выставления вполне заслуженного балла.

Если бумажный дневник случайно утерян в течение года, необходимо купить новый — обязательно пригодится и не раз выручит в трудную минуту.

На заметку родителям

Чтобы не ругать свое чадо за потерянный дневник, необходимо поинтересоваться у классного руководителя, а нет ли электронного варианта оценки знаний. Как показывает практика: если в классе появился виртуальный дневник, реальный все реже и реже теряется.

Если после изучения электронного дневника и сопоставления оценок с печатной продукцией найдены отличия, самое время вызвать свое чадо на серьезный разговор и в обязательном порядке разобрать возникшую ситуацию.

Не стоит сомневаться в подлинности оценок, которые предлагает сайт интернета. Это и есть реальная успеваемость школьника, подделать которую не способны даже профессиональные хакеры.

С каждым годом все больше и больше школ с удовольствием переходят на ведение электронных дневников для большей прозрачности системы образования. Многие учителя и родители на личном примере убедились, насколько доступный и полезный такой сервис. Как выяснилось, электронный дневник заметно облегчает проведение занятий и оценивание школьников, исключает развитие коррупции в Министерстве Образования. Поэтому не стоит игнорировать этот вариант, самое время предложить его классному руководителю своего ребенка.

Если учителя рекомендуют контролировать знания своего ребенка с помощью виртуального дневника, не стоит игнорировать такие полезные советы. Дело в том, что таким прогрессивным методом можно и за учебой следить, и контролировать свое чадо на предмет честности и открытости со своими родителями. Так что самое время освоить азы персонального компьютера, наконец-то разобраться в правилах работы всемирной паутины.

Как выставляются итоговые оценки за год? Этот вопрос волнует не только самих школьников, но и их родителей. Поговорим о тех нормативных документах, которые используют в своей работе российские педагоги.

Локальные акты

В каждом образовательном учреждении принимается свое Положение, согласно которому ставятся итоговые оценки за год, за четверть. В нем содержится подробная инструкция, которую и используют в своей работе учителя.

Помимо общего Положения, существуют и специальные дополнения и пояснения, по которых выставляются итоговые оценки за год в начальной школе, среднем звене, на старшей ступени обучения.

Инструкция является обязательной для исполнения всеми учителями, которые преподают определенную учебную дисциплину.

За четверть ставятся отметки со второго полугодия во 2 классе по 9 класс включительно. Оценивание школьников на старшей ступени (10-11 класс) проводится только по полугодиям.

Текущее оценивание

Как выставляются оценки за год по полугодиям? Рассмотрим подробно алгоритм действий учителя.

Педагог в процессе проведения учебного занятия осуществляет проверку знаний и навыков у своих воспитанников, выставляет в электронный журнал текущие отметки.

Для каждого вида работы: устного рассказа, письменной контрольной работы, практических опытов, защиты рефератов, в электронном дневнике предусматривается отдельная графа. Еженедельный контроль за текущими отметками осуществляет классный руководитель и родители обучающихся. На итоговые оценки за год не должно влиять поведение детей во время учебных занятий и внеклассных мероприятий.

Оценивание за полугодие

Отметки, которые выставляет учитель по своему предмету старшеклассникам, должны быть обоснованными и своевременными. За отчетный период у ребенка должно быть выставлено не менее трех оценок для дисциплин, преподаваемых один раз в неделю, и не меньше пяти - по предметам, учебная нагрузка по которым составляет 2 часа в неделю.

Примерно за две недели до завершения полугодия учитель доводит информацию о предварительных отметках до классного руководителя. Выставляются отметки согласно тем срокам, которые указываются в приказе по школе, составляемом руководителем образовательного учреждения.

После введения электронного дневника, педагогу не нужно больше искать средний арифметический показатель, суммируя все отметки ученика, а затем деля полученную цифру на число оценок. В российских школах стал использоваться электронный журнал, в котором эти действия выполняются автоматически. В зависимости от того, за какой вариант ответа была поставлена отметка, она по-разному влияет на суммарный балл. Например, при получении неудовлетворительной отметки за итоговую контрольную работу автоматически снижается средний взвешенный балл за полугодие. И школьник не сможет рассчитывать на выставление «отлично».

Как выставляется оценка за год, если спорная отметка получается по итогам двух полугодий? Этот вопрос подробно объясняется в новых образовательных стандартах.

Если после проведения математических операций получается отметка «3,4», то в таком случае учитель выставляет «удовлетворительно». При получении балла «3,6» ребенок получает отметку «хорошо». ФГОС указывает на округление отметки в сторону ученика, независимо от ступени обучения.

Годовые отметки

Попробуем выяснить, как выставляется оценка за год в школе. Для школьников младшего и среднего звена используют четвертные отметки, которые учитывают при выведении годовой. В старшей школе учитывают оценки за полугодия, на их основе путем вычисления среднего арифметического числа получают конечный результат.

Если получается нецелое число, то в таком случае оценка за год выставляется в пользу ученика. При возникновении спорных ситуаций берутся во внимание все контрольные и проверочные работы. У родителей есть право в письменном виде выразить свое несогласие с отметкой, поставленной его ребенку. В таком случае в образовательном учреждении по приказу директора создается специальная комиссия, которая проверяет правильность действий учителя.

Если педагогом были соблюдены все требования инструкции, принятой в данном образовательном учреждении, родители получают мотивированный письменный ответ, а готовая оценка не меняется. При выявлении комиссией нарушений при выставлении отметки, осуществляется ее корректировка, о чем также уведомляются родители или законные представители школьника.

Итоговые отметки

Помимо четвертных, полугодовых оценок, в выпускных классах выставляются еще и итоговые отметки. Что при этом следует учитывать? Если ребенок не выбирает итоговую аттестацию в девятом классе в 11-м классе) по данной учебной дисциплине, итоговая отметка дублирует годовую оценку.

При выводе итогового результата у ребят, которые сдавали экзамен по предмету, полученная оценка суммируется с годовым баллом, выводится средняя арифметическая величина. Как правильно выставляются оценки за год, а также отметки в аттестат?

Если полученное число имеет нецелое значение, округление осуществляется в пользу ученика.

В спорных ситуациях назначается устная или письменная проверка качества знаний школьника по тому предмету, который стал предметом конфликта. Решение учебной комиссии оформляется в виде специального протокола и является окончательным.

Система оценивания

Многие родители пытаются понять, как выставляются оценки за год. 2 класс предполагает оценивание только со второго полугодия. Освоение учебных дисциплин сопровождается промежуточным контролем, итоговыми аттестациями.

Промежуточная проверка знаний является отдельным элементом оценивания достижений школьников, она не связана с текущей успеваемостью.

Текущий контроль является системной проверкой учебных достижений школьников. Педагог использует его в ходе ведения образовательной деятельности согласно тематическому планированию.

Основным предназначением подобной проверки знаний является контроль уровня образовательных достижений школьников, которые предусмотрены программой по данной учебной дисциплине, анализ соответствия результатов нормативам образовательных стандартов, осуществление учениками самооценки. По полученным результатам педагог планирует корректировку знаний и навыков, выстраивает индивидуальные траектории развития для каждого школьника.

Осуществляется фиксация итогов текущего контроля по пятибалльной шкале. В некоторых учебных заведениях принимается решение об оценивании текущих знаний в виде «зачета» или «незачета».

Индивидуальное обучение

В последнее время увеличилось число школьников, которые обучаются по индивидуальным программам. Фиксация их универсальных учебных навыков осуществляется в полном соответствии с учебным планом, разработанным для конкретного ребенка. Если у школьника есть серьезные проблемы со здоровьем, для него организуется инклюзивное обучение. Например, с помощью Skype педагог общается с ребенком, проводит для него учебные занятия, проверяет выполнение домашних заданий.

У педагога есть право продумывать собственный вариант оценок для текущего контроля, но итоговые отметки выставляются по тем же правилам, что и для других школьников. В случае спорных отметок за четверть, полугодие или год определяется между всеми оценками, а конечный балл ставится в пользу ребенка.

Важные моменты

В первых классах российских школ по новым федеральным стандартам используется безотметочное обучение.

При проведении факультативных и элективных курсов в среднем и старшем звене выбирают зачетную систему.

Вариант оценивания указывается в программе курса и доводится до сведения школьников, их родителей. Также он предварительно утверждается на педагогическом совете.

Если учебная дисциплина не имеет специального пособия, то в качестве зачетной работы учитель может предлагать ребятам творческие задания. Такая система подходит для таких предметов и курсов, где сложно выразить результат обученности с помощью классической пятибалльной шкалы.

В заключение

Несмотря на те инновационные преобразования, которые коснулись российского образования за последние годы, система оценивания по-прежнему является действенным инструментом в работе педагогов. На уроке учитель проводит фронтальный, индивидуальный опрос, а отметки ставит в электронный журнал.

В случае проведения зачетной тестовой работы первоначально до сведения всех школьников доводятся те критерии, по которым будет выставляться «зачет». Кроме того, учащимся могут быть предложены тестовые вопросы, правильные ответы на которые дадут им право на получение «зачета» по оцениваемому курсу.

В настоящее время идут бурные дебаты между сторонниками и противниками пятибалльной системы оценивания учебных достижений школьников. Некоторые педагоги предлагают полностью отказаться от оценочной системы в старшей школе, заменив ее тестовыми заданиями. Несмотря на такие заманчивые предложения, пока в российском образовании используется пятибалльный вариант оценивания учебных достижений школьников.

Для проверки электронного дневника ребенка:

  • войдите в школьника. Для этого необходимо авторизоваться на портале сайт;
  • выберите раздел «Дневник» в верхнем горизонтальном меню, далее - вкладку «Дневник»;
  • на открывшейся странице вы увидите расписание уроков, домашние задания, оценки и комментарии учителей к ним.

Чтобы сообщить классному руководителю, что вы проверили дневник, нажмите кнопку «Я ознакомлен(а) с дневником» в правом верхнем углу. В дневнике появится отметка с датой проверки. Проверить дневник можно только за уже закончившуюся неделю. На текущую неделю кнопка становится активной в пятницу. Чтобы проверить дневник за предыдущие недели, необходимо перейти в календаре на нужную неделю и нажать кнопку «Я ознакомлен(а) с дневником».

2. Как узнать, за что и когда выставлена оценка?

  • чтобы посмотреть, за какой предмет и когда выставлена оценка, выберите раздел «Дневник» в верхнем горизонтальном меню, далее - вкладку «Дневник». Наведите курсор на оценку, чтобы увидеть всплывающее окно, где указано, когда и за какую форму контроля (контрольная, самостоятельная работа и тому подобное) поставлена оценка;
  • чтобы посмотреть, как менялся средневзвешенный балл по каждому из предметов по неделям, выберите раздел «Анализ» в верхнем горизонтальном меню, далее - вкладку . Если навести курсор на средний балл, появится список оценок, из которых он был рассчитан. Средневзвешенный балл можно посмотреть по всем оценкам или отдельно для контрольных и текущих оценок. Для этого выберите соответствующий фильтр в правом меню;
  • чтобы построить график успеваемости по каждому предмету, отметьте его во вкладке «Динамика успеваемости» - график построится автоматически.

3. Что означают символы в электронном дневнике?

  • точка - учитель ждет ответа от ученика, если он не подготовился к уроку или не сдал для проверки работу или проект. Наведите курсор на точку, чтобы увидеть, за какую работу она выставлена. Учитель определяет, когда точка должна стать оценкой или быть удалена. Точка может стать оценкой раньше, если текущий аттестационный период истечет до момента, как закончится срок действия точки;
  • цифра рядом с оценкой - вес оценки. Как правило, эти оценки получены за контрольные и самостоятельные работы. Чем больше вес оценки, тем больше она влияет на средневзвешенный балл и оценку за промежуточную аттестацию (четверть, модуль или другие аттестационные периоды, определенные в школе). Например, если выставлена оценка «5 2 » - это оценка «5» (отлично) с весом 2, то есть две оценки «5» (5 + 5).

4. Как выставляется оценка за промежуточную аттестацию?

Если школа использует систему оценок с весом, то обычно при выставлении оценок за промежуточную аттестацию самый большой вес имеют оценки, полученные за проверочные или контрольные работы. Меньший вес имеют оценки за работу в классе и ответы у доски. Наименьший вес имеют отметки за домашние работы, так как при их выполнении ребенок не был ограничен во времени и мог пользоваться дополнительными материалами и посторонней помощью.

Посмотреть оценки за промежуточную аттестацию можно в разделе «Анализ», во вкладке : во втором и последующих столбцах указаны оценки за аттестационные периоды, в последнем - годовая оценка.