Общение с гибдд: что почитать для повышения юридической грамотности? Правила общения с сотрудником дпс Памятка водителю при общении с гаишником

Памятка водителю при общении с сотрудником ДПС содержит рекомендации, позволяющие избежать конфликтных ситуаций и недопониманий. Обычно исход беседы с инспектором ГИБДД зависит от поведения водителя, умения отстоять свои права, избегать грубого тона и оскорбительных выражений. Сотрудник полиции также должен общаться на «вы», обойтись без нравоучений, говорить четко и по делу. При остановке транспортного средства желательно использовать видеорегистратор. Если возникла спорная ситуация, можно ориентироваться на положения действующего законодательства. Желательно избегать конфликтов, однако не нужно соглашаться со своей виной без наличия четких доказательств, ссылаясь на свидетельские показания, аудио- и видеозаписи.

Приказы МВД №185 и №329 определяют ситуации, когда остановка ТС является обоснованной:

  1. Автомобиль нарушает правила дорожного движения, может стать причиной создания аварийной ситуации. Конкретные неверные действия должны быть установлены визуально или с помощью специализированных технических средств. Когда водитель затормозил, сотрудник обязан четко указать нарушения, в которых обвиняется человек за рулем.
  2. В дорожно-патрульную службу поступило сообщение о возможной причастности водителя к преступлению. Если сотрудник ГИБДД получил соответствующую информацию по служебным каналам, остановка автомобиля произошла по причине дачи соответствующих показаний третьими лицами или из-за возникновения подозрений у других постов ДПС, инспектор обязан четко сообщить причину, назвать правонарушение, в котором подозревается водитель. Остановка правомерна только в том случае, если есть основания для подозрения человека в совершении тяжкого преступления, участии в ДТП с последствиями или в нарушении правил дорожного движения, за что наступает административная ответственность.
  3. Автомобиль, на котором передвигается водитель, похож на транспортное средство, находящееся в розыске или угоне. Также инспектор может остановить человека, если у него есть основания предполагать, что ТС планируют использовать для совершения противоправных действий.
  4. Есть вероятность, что водитель или пассажиры обладают информацией о преступлении или ДТП, очевидцами которого они являлись. В этом случае остановка правомерна, так как инспектор на законном основании собирает свидетельские показания.
  5. Привлечение понятых для проведения досмотра уже остановленного автомобиля.
  6. Четко обусловленная служебная необходимость во временном использовании транспортного средства или услуг водителя для оказания помощи сотрудникам ГИБДД при проведении спецопераций, а также взаимодействия с другими участниками дорожного движения.
  7. Проверка наличия и правильности оформления водительских документов. В зависимости от того, находятся ли в салоне пассажиры или определенный груз, сотрудник ДПС имеет возможность запросить предъявление различных бумаг. Водитель должен иметь право на перевозку любых грузов, которые находятся в ТС, а также сопроводительную документацию, свидетельство о праве владения и управления автомобилем. Если в салоне есть пассажиры, инспектор может запросить предъявление их паспортов для удостоверения личности. Сотрудник имеет возможность остановить автомобиль с целью просмотра документации только на КПП или стационарных постах.
  8. Установление личности водителя, перечня перевозимых грузов при выполнении приказа руководителя МВД или ГИБДД.

Внимание! Другие случаи остановки транспортного средства являются неправомерными. Если сотрудник ДПС не назвал четкие причины или перечислил неправомерные основания остановки автомобиля, можно обвинить его в нарушении служебной дисциплины. Чтобы доказать свою правоту, желательно при возникновении подозрения о неправомерной остановке ТС воспользоваться видеокамерой.

Как себя вести после остановки автомобиля?

После правомерной остановки транспортного средства инспектор должен подойти к машине, указать имя, фамилию, должность и звание. Также сотрудник ГИБДД обязан четко указать причину остановки авто, при необходимости дать пояснения. Если остановка произошла не по вине водителя, инспектор должен рассказать о конкретной проблеме, четко указать цель общения с водителем.

Попросите инспектора предъявить его служебное удостоверение. Необходимо не просто увидеть документ, а убедиться в его подлинности, внимательно рассмотрев важные поля. Если сотрудник ДПС просит предъявить документы, следует передать ему их лично в руки. Просто показать бумаги недостаточно, так как инспектор может запросить их для проверки подлинности. Сразу после ознакомления с документами инспектор обязан отдать их водителю. У участника дорожного движения сохраняется право находиться в своем автомобиле, не покидать его, а также не перемещаться в служебную машину по требованию сотрудника дорожно-патрульной службы. Водитель имеет право выйти из машины, однако без четких оснований не обязан этого делать.

Требование о выходе из автомобиля является правомерным при наличии таких оснований:

  1. Устранение неисправностей, если водитель имеет возможность вручную выполнить необходимые действия, чтобы не нарушать ПДД. В данную категорию попадают в случаи, когда не соблюдаются правила транспортировки габаритных или опасных грузов.
  2. Поведение или внешний вид водителя указывают на то, что есть вероятность его нахождения в состоянии опьянения. Инспектор может остановить машину при подозрении на содержание в крови алкоголя или наркотических веществ. Также остановка машины допустима, если есть четкие признаки неадекватности водителя.
  3. Появились основания для досмотра машины.
  4. Человек за рулем подозревается в совершении правонарушения или совершает действия, опасные для сотрудника ДПС или других участников дорожного движения.
  5. Водитель должен оказать помощь инспекторам или участникам аварии.

​Большинство конфликтов между инспектрами и водителями возникает в процессе составления протокола. Иногда водителям сложно разобраться в ситуации, также есть риск превышения полномочий сотрудниками ГИБДД. Важно поддерживать вежливое общение с инспектором, не допуская нарушения собственных прав.

Если сотрудник ГИБДД обвиняет водителя в совершении каких-либо правонарушений, однако не может предоставить четких доказательств, не следует соглашаться с инспектором. Согласно положению о презумпции невиновности, без доказательства правонарушения составление протокола нецелесообразно.

При любых нарушениях инспектор обязан представить водителю доказательство и его вины, включая видеозапись, показатели специальных технических средств или свидетельства очевидцев. Правонарушение считается недоказанным даже в том случае, если водитель не может подтвердить свою невиновность, так как представление улик полностью возлагается на сотрудников ГИБДД.

Иногда при составлении протокола инспекторы приглашает водителей в служебный автомобиль или предлагают последовать в пост-пикет. Человек имеет право отказаться от этого, так как обязанность выполнять данные требования инспектора за водителем не закреплена. Помещение в служебный автомобиль без учета мнения водителя возможно только при задержании лица на законных основаниях в соответствии со ст. 27.3 КоАП.

Во время заполнения протокола необходимо проконтролировать, чтобы все поля оформлялись в соответствии с законами требованиями, не искажалась правдивая информация:

  1. В протоколе должна быть изложена суть правонарушения, указаны ссылки на доказательства вины водителя. По желанию в соответствующей графе можно указать свою точку зрения при рассмотрении определенной ситуации. Ставить свою подпись в протоколе можно только в том случае, если водитель полностью признает свою вину, а также согласен с каждым словом, написанным инспектором.
  2. При возникновении конфликтов и недопониманий, отказе сотрудника ГИБДД переписать протокол, если в нем указана некорректная, по мнению водителя, информация, в соответствующей графе следует указать: «Не согласен. Требую адвоката». Так можно увеличить свои шансы на победу при обжаловании протокола в судебном порядке.
  3. Нельзя покидать место, где произошла остановка транспортного средства, до момента выдачи копии протокола водителю. Желательно в экземпляре, который остается у сотрудника ДПС, оставить надпись «требую юридической помощи». Так можно уведомить о своем праве на решение спорных вопросов с участием юриста, повлиять на отмену решения инспектора при рассмотрении вопроса в суде.
  4. Если свидетели происшествия не были опрошены, следует поставить прочерк в соответствующей графе. Не следует оставлять важные поля пустыми, чтобы избежать риска внесения свидетельских показаний лицами, привлеченными сотрудником ГИБДД без ведома водителя.

Необходимо соблюдать правила общения с инспектором ГИБДД, однако не поддаваться на провокации. До вынесения судебного решения можно предполагать, что в протоколе содержатся нарушения положений КоАП, из-за чего водитель имеет право на законных основаниях доказывать свою невиновность, опровергать необоснованные обвинения.

Протокол за превышение скорости

При составлении соответствующего протокола необходимо обратить внимание на показатели радара. Важно уточнить, что устройство показывает скорость конкретного автомобиля непосредственно перед его остановкой. Если инспектор предъявляет прибор, на котором отображаются цифры, не соответствующие скорости машины, составление протокола является неправомерным, необходимо оспаривать действия сотрудника ДПС в судебном порядке.

Протокол за нечитаемые номера

При управлении автомобилем с нарушением законных требований к состоянию номерных знаков возможно вынесение предупреждения или взыскание штрафа в размере 500 руб. Если причиной остановки транспортного средства являются грязные номера, желательно не спорить с сотрудником ГИБДД, а протереть знаки влажной тряпкой. Если инспектор настаивает на составлении протокола, желательно сфотографировать номерные знаки, подтвердив их читаемость.

В некоторых случаях инспекторы пытаются приравнять езду с нечитаемыми номерами к передвижению с отсутствием регистрационных знаков. Данное действие является неправомерным, так как загрязненность можно устранить на месте. Если инспектор составляет протокол, при этом оснований для признания водителя виновным недостаточно, необходимо выразить свое несогласие с информацией, указанной в документе. В суде желательно предоставить фото или видео подтверждение правоты водителя.

Протокол за непристегнутый ремень

Нередко сотрудники ГИБДД останавливают автомобиль, однако не могут четко указать причину, назвать правонарушения, допущенные водителем. Если человеку удалось опровергнуть свою вину, основания, использованные инспектором для остановки ТС, не подтвердились, сотрудник дорожно-патрульной службы может сослаться на непристегнутый ремень. В этом случае необходимо указать на свою осведомленность о запрете на передвижение без резинового ремня безопасности. Важно уточнить, что водитель снял ремень сразу после остановки автомобиля.

Поведение водителя при незаконных действиях сотрудников ДПС

При противоправных действиях сотрудников ДПС необходимо защищать свои права, используя законные полномочия:

  1. Если инспектор взял документы и уехал на служебном автомобиле, следует отправиться в РОВД, составить заявление о грабеже, указав известную информацию о сотруднике ГИБДД.
  2. Когда инспектор не отдал документы, а ушел, следует позвонить по телефону доверия. Важно указать данные об инспекторе, сообщить подробности разговора с ним.
  3. Иногда звонок по телефону доверия не помогает. В этом случае следует включить видеокамеру, подойти к инспектору, вежливо попросить четко указать правонарушения. Если реакции от инспектора не последует, необходимо зафиксировать его дальнейшие действия на камеру, затем составить жалобу.
  4. Если сотрудник ДПС взял документы, сославшись на необходимость уточнить какую-либо информацию по базе, позвоните по телефону 102, попросите переключить на дежурного по ГИБДД, указать, что инспектор отказывается вернуть документы.

Важно! При необходимости можно обратиться в прокуратуру, чтобы составить заявление о превышении инспектором ДПС своих служебных полномочий.

Любые обвинения водителя со стороны сотрудников ДПС должны подтверждаться с помощью средств видеонаблюдения, технических приборов или с привлечением свидетелей. Водители могут доказать свою правоту, а также обжаловать действия инспектора. Важно соблюдать вежливость при общении с работником ГИБДД, при этом отстаивать свои права, при необходимости фиксировать противоправные действия сотрудников с помощью камеры или видеорегистратора, не признавать свою вину без веских оснований.

Данную памятку водителю вы можете скачать и распечатать для того, чтобы она всегда была у вас под рукой.

С 20 октября 2017 года в России вступает в силу новый регламент ГИБДД (приказ МВД № 664).

1. Остановка по требованию

Одно из главных нововведений - это право инспекторов останавливать автомобили в любом месте на дороге. Раньше это было разрешено делать только на стационарных постах. Хотя, если проходил какой-то рейд или важная операция по задержанию нарушителей, полицейские могли проверять документы везде, где удобно. Поэтому на практике это новшество никак не повлияет на жизнь водителей.

2. "Отстегните права"

Ещё один важный момент при проверке документов автомобилист обязан предоставить их инспектору не только без обложки, но и без "удерживающих устройств" - речь идёт о всевозможных цепочках, которыми некоторые водители привязывают права. Лучше действовать по закону, рассказал руководитель региональной общественной организации автомобилистов "СПБ АВТО" Святослав Данилов:

"Вообще, общение с инспектором занимает 15-30 секунд времени. Соответственно, ты даёшь человеку права и страховку, он проверяет, видит, что всё в порядке, желает вам приятного пути, Вы говорите ему "спасибо" и всё общение заканчивается. То есть, на мой взгляд, не нужно дополнительно придумывать какие-то там средства удержания, либо средства, которые, так или иначе, могут спровоцировать конфликт, потому что проверка документов - это довольно-таки простое действие на дороге, которое проходит крайне быстро и каким-то образом его удлинять, утяжелять мне кажется бессмысленным."


3. Снимать на камеру можно

Кроме того, новый регламент подробно описывает, как инспекторы должны общаться с автомобилистами. Сотрудникам ГИБДД запрещается вести себя грубо, проявлять пренебрежительный тон, быть заносчивыми, и уж тем более не допускаются оскорбительные выражения и реплики. Если же полицейский станет грубить водителю, тот сможет всё заснять на видео (по закону это делать разрешено).

Вообще, спор можно ли снимать на камеру инспекторов или нет, начался из-за того, что в новом регламенте Гоавтоинспекции исчез пункт, который разрешал гражданам производить фото и видеосъёмку общения с сотрудником ГИБДД.

С юридической точки зрения о запрете съёмки водителями речь не идёт. А всё, что не запрещено - допустимо! Тем более, что регламент ГИБДД носит административный характер. А ведь есть ещё федеральный закон "О полиции", который на ранг выше этого регламента и он-то как раз разрешает снимать на камеру полицейских, в том числе и инспекторов, пояснил Авторадио председатель Ассоциации "Правовое товарищество" Георгий Холманский:

"По этому вопросу уже давно сформировалась определённая практика. Поскольку закон "О полиции" предполагает, что действия сотрудников органов внутренних дел носят общедоступный порядок, направленный на защиту прав и интересов граждан, то нет никаких проблем при производстве видеозаписи действий сотрудников полиции. Исключение - когда они заняты при производстве оперативно-розыскных мероприятий в рамках уголовного дела".

Поэтому вы смело можете снимать инспекторов на смартфон. Но всё-таки эксперты советуют делать это в случаях острой необходимости, например, когда сложилась спорная ситуация, а не ради забавы, когда инспектор решил закурить. Кстати, про курение в новом регламенте ГИБДД ни слова. Не потому что можно дымить, а потому что запрет на курение прописан в кодексе этики сотрудников Госавтоинспекции.

4. Права не смогут изъять на месте правонарушения

Если дело дойдёт до изъятия прав, то на этот счёт в новом регламенте есть важное изменение: исключены нормы, позволяющие изымать водительское удостоверение на месте нарушения. Теперь автомобилисту даётся три дня с момента совершения нарушения на то, чтобы самостоятельно сдать водительское удостоверение.

5. Сопровождение после медицинского освидетельствования

Кроме того, сотрудники ГИБДД теперь будут обязаны возвращать водителя к его автомобилю после прохождения медицинского освидетельствования, если освидетельствование проходило на стационарном посту и водитель по результатам проверки признан трезвым.

6. Справок о ДТП больше не будет

Водители после аварии станут получать только копии протоколов и постановлений. Очень надеемся, что и страховые компании прекратят их требовать (ибо в законе об ОСАГО эта норма все еще присутствует, как и во многих правилах компаний в случае полисов каско). И что касается ОСАГО. Теперь водитель может предъявлять инспектору распечатанный вариант электронного полиса, а не только бумажный, как раньше.

7. Дорожные камеры поставят где угодно

Ещё одно важное новшество коснулось видео и фото комплексов. Ранее был запрет на установку автоматических камер в зоне действия временных ограничений. И этот пункт вызывает больше всего вопросов — ведь никто им не помешает самим ставить на трассе знаки "40" и присылать штрафы. В Госавтоинспекции уверяют, что перегибов быть не должно: камеры будут штрафовать только во время проведения ремонта, а если он по бумагам закончился, то «письма счастья» не придут (даже если камеру еще не убрали).

Когда инспектор ГИБДД может остановить машину, порядок общения. Как оформляются процессуальные действия. Права водителя.

Каждый водитель хотя бы раз задавался вопросом, могут ли его автомобиль остановить просто так. По этому поводу создано множество тем на форумах, ведутся бесконечные споры, выдвигаются разные версии. Где же истина?

Законодательное регулирование остановки автомобиля

Процедуре остановки автомобиля посвящён отдельный раздел в главе 3 Административного регламента исполнения МВД РФ функции госнадзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения . Регламент утверждён Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664. Новые правила применяются около полутора лет - с февраля 2018 года.

Основные нововведения касаются места возможной остановки автомобиля и видеозаписи действий сотрудников ГИБДД.

Могут ли машину остановить просто так

Порядок освидетельствования на предмет употребления алкоголя

При любой остановке инспектор ГИБДД обращает внимание на состояние водителя. При малейших подозрениях на алкогольное опьянение следует проверка наличия факта употребления алкогольных или иных запрещённых средств.

Освидетельствование может проходить в двух формах:

  • на месте сотрудником ГИБДД с использованием специального прибора;
  • в форме медицинского освидетельствования в условиях медицинского учреждения.

Любая проверка состояния подлежит документальному оформлению. По результатам освидетельствования составляется акт.

Акт составляется и в случае отказа водителя проходить проверку на месте

Освидетельствование путём анализа крови на содержание спирта проводится не всегда. Причиной для направления водителя в медучреждение является:

  • его несогласие с результатами проверки на месте;
  • если водитель отказался от проверки инспектором;
  • при отрицательном результате проверки на месте и наличии явных признаков опьянения.

Направить в медучреждение водителя инспектор может только после того, как была проведена проверка портативным алкотестером либо если водителю предложили такую проверку, а он отказался. Направление на медицинское освидетельствование в нарушение указанной последовательности является незаконным.

Законодательно закреплена обязанность водителя проходить проверку состояния, если этого потребует инспектор. Однако это требование должно исполняться добровольно, принуждение не применяется. При этом отказ квалифицируется как самостоятельное правонарушение, предусмотренное статьёй 12.26 КоАП. За такое упрямство можно не только обеднеть на 30 тысяч рублей, но и лишиться статуса водителя на 1,5–2 года.

Видео: освидетельствование при задержании

Причины для задержания и доставки водителя и пассажиров в участок

При худшем развитии событий водитель может быть даже задержан и направлен в отделение полиции.

Задержание - серьёзная мера, для которой должны быть веские основания. Таким основанием является совершение преступления и причастность участников движения к этому.

Инспектор при задержании должен об этом сообщить дежурному, после чего следует вызов следственной группы к месту задержания или указание о доставлении правонарушителей в полицию.

От задержания следует отличать принудительное направление лица в отделение полиции. К такой мере приходится прибегать, если:

  • на месте невозможно составить протокол;
  • ответственность за противоправные действия водителя предусматривает административный арест. В таком случае идёт речь об административном задержании;
  • если необходимо установить личность и есть подозрения о том, что гражданин находится в розыске;
  • требуется решить вопрос о задержании и на месте остановки машины это затруднительно;
  • это необходимо для безопасности гражданина при наличии угрозы его жизни и здоровью и если он сам не может о себе позаботиться;

При этом в отделение полиции гражданин доставляется на патрульном либо собственном автомобиле, но управление передаётся инспектору.

Вправе ли инспектор требовать оплаты штрафа на месте

Часто остановка машины заканчивается вынесением постановления по административному правонарушению. Действительно, по некоторым статьям КоАП, как правило, предусматривающим мелкие нарушения, инспектор может самостоятельно привлечь нарушителя к ответственности и назначить наказание. Это допускается, если наказание предполагает штраф или предупреждение и водитель со всем согласен.

Но если водитель несогласен с фактом нарушения, должен быть составлен протокол и направлен на рассмотрение в управление ГИБДД. В таком случае постановление не выносится.

Штраф - это мера наказания, предполагающая уплату нарушителем некоторой фиксированной суммы в бюджет. Заплатить штраф можно в отделении банка, почты, через терминалы, а также специальные интернет-сервисы (мобильные приложения, единый портал госуслуг).

Уплата штрафа на месте не предусмотрена. Любая передача денег должностному лицу может квалифицироваться как взятка.

Со стороны инспектора должна лишь последовать информация о том, как и где можно заплатить штраф.

Напомним о том, что при уплате штрафа не позднее 20 дней после вынесения постановления нарушитель экономит половину суммы, размер которой установлен соответствующей статьёй КоАП.

Другие права водителей при остановке машины инспектором

Любому водителю будет нелишним знать о своих правах.

Остановимся на тех правах, которые не были упомянуты ранее:

  • если идёт речь об оформлении административного правонарушения, инспектор должен пояснить водителю его права и обязанности;
  • водитель или его попутчики могут знакомиться с составляемыми в их отношении процессуальными документами;
  • предполагаемый нарушитель может и должен делать пояснения в случае своего несогласия с протоколом. Не стоит думать, что отказ от подписи протокола может как-то вас защитить. Чтобы действовать разумно, протокол нужно внимательно прочесть и в случае аргументированного несогласия или наличия каких-либо замечаний обязательно указать об этом в самом протоколе, после этого - подписать. Только в этом случае ваши комментарии будут учитываться и могут как-то повлиять на рассмотрение дела или обжалование;
  • участники производства имеют право на копию протокола, которая вручается им по умолчанию.

За 22 года ни разу не останавливали просто так докопаться, если были остановы, то за явное нарушение ПДД или просто проверка документов \ сплошной рейд проверки на трезвость. Мне и в голову никогда не приходило оспорить законность остановки, ибо ничего проще нет, чем остановиться на 2 минуты, пообщаться с инспектором и поехать дальше.

Роуэн Аткинсон

https://forums.drom.ru/law/t1152458199-p3.html

Видео: права водителя при составлении протокола сотрудником ГИБДД

Что делать водителю, если его права нарушают

При составлении жалобы на сотрудника ГИБДД необходимо указать факты его поведения, которые водитель счёл за нарушение его прав

Водителям следует помнить о принципе презумпции невиновности. То есть сам факт остановки ещё ничего не значит. Другое дело, если водитель сам знает о нарушении правил. В таком случае стоит лишь убедиться в правильном оформлении административного производства и придерживаться доброжелательного корректного поведения.

В обратном случае он может быть уверенным в своей невиновности, пока не будет доказано обратное. Для привлечения к ответственности нужны прямые доказательства вины. Вот именно в этом контексте не следует пускать ситуацию на самотёк, а нужно позаботиться о защите своих прав.

  • изучение ПДД. В правилах есть много оговорок, которые освобождают от ответственности. Например, нельзя привлечь за непристёгнутый ремень, если в конструкции машины это не предусматривается. Аргументированное возражение с указанием нормы ПДД или других документов сможет стать решающим фактом;
  • многие спорные ситуации можно разрешить с помощью записей с видеорегистратора;
  • внимательно читать любой составляемый на месте документ, указывать в нём о своём несогласии, брать себе копию.

Инспектор может составить постановление только после протокола. Нельзя путать эти два документа. Расписавшись в постановлении, водитель подтверждает своё согласие с фактом нарушения.

Ранее уже упоминалось, что в случае несогласия водителя с фактом нарушения представитель ГИБДД обязан составить протокол и направить его на рассмотрение в управление ГИБДД или суд. На деле часто после составления протокола выносится и постановление. В судебной практике есть случаи, когда водители добивались отмены такого решения. Мотивировали они это тем, что одно и то же лицо не может возбуждать и рассматривать дело об административном нарушении.

В случае если инспектор, не имея прямых доказательств вины водителя, выносит постановление, нельзя опускать руки. Свою позицию можно отстоять путём обжалования. Если водитель несогласен с постановлением, у него есть 10 дней, чтобы подать жалобу в территориальное отделение ГИБДД или суд.

Как бы водитель ни стремился избежать встречи с инспектором ГИБДД, у последнего всегда найдутся основания для остановки машины. Будучи за рулём, не стоит игнорировать требование должностного лица. Если за водителем нет никакой вины, важно сохранять спокойствие и придерживаться вежливого поведения. Любое процессуальное действие подлежит оформлению в виде акта или протокола. Важно правильно заполнить эти бумаги и взять копию на руки. При этом условии, а также при отсутствии прямых доказательств нарушения у водителя есть все шансы восстановить свои права.

Утвержденного приказом МВД России № 664 (ред.от 21.12.2017), описаны принципы, которых должен придерживаться сотрудник ДПС при общении с водителем. К основным относятся: вежливость, тактичность, проявление спокойствия и выдержки, обращение исключительно на «Вы». Среди прочего инспектор обязан воздерживаться от грубости, оскорбительных выражений и реплик, не быть заносчивым, не делать предвзятых замечаний.

Все эти правила работают и в обратную сторону, а значит крайне актуальны для каждого водителя. Даже если вы считаете, что ничего не нарушили, старайтесь вовремя умерить свой пыл и общаться c инспектором вежливо - так уладить все разногласия будет в разы проще.

Не требуйте

«Немедленно сообщите , почему вы меня остановили ! » - не самая лучшая формулировка , согласитесь? А если добавить к подобному вопросу пренебрежительный , высокомерный тон , то каши уже явно не сваришь .

Представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, а также, если вы об этом попросите, показать удостоверение, затем сообщить причину и цель своего обращения (п. 45 Административного регламента). В противном случае водитель может сам проявить инициативу и в вежливой форме попросить сотрудника ДПС представиться, а также пояснить причину остановки. Главное -выражать свои просьбы тактично.

Не запрещено лишний раз уточнить или попросить инспектора дополнительно разъяснить свои требования , замечания , основание и причину, по которой ограничиваются права и свободы автомобилиста , суть нарушения и конкретную норму закона , на которую ссылается сотрудник ГИБДД (пп . 43 , 45 , 50 Административного регламента ). Максимально доступно и недвусмысленно отвечать на вопросы водителя - прямая обязанность сотрудника ДПС . «Качать права» - не лучшее решение , куда продуктивнее общаться уважительно и опираться на конкретные нормы регламента .

Не забывайте о своих правах и обязанностях

Добрая половина дорожных споров с сотрудниками ДПС чаще всего возникает из-за банального незнания норм ПДД, КоАП , ФЗ « О безопасности дорожного движения » и Административного регламента. Каждый , кто садится за руль, должен досконально изучить Правила дорожного движения (п . 11 Административного регламента и п . 1 . 3 ПДД ).

Не менее важно знать и правила общения с инспектором ГИБДД. Нюансов много. К примеру, автомобилист не обязан в случае остановки авто сразу же покидать салон машины: достаточно опустить стекло со стороны водителя и ждать, когда инспектор подойдет к вам (п. 48 Административного регламента). Правда, если есть объективные обстоятельства, по которым находиться на проезжей части и подходить к двери водителя для инспектора небезопасно, он может обратиться к водителю с противоположной стороны машины или действовать по ситуации. Например, попросить открыть любое другое окно и даже предложить переместить машину в указанное им место (пп. 48 и 93. 2 Административного регламента). Раздражаться, удивляться, спорить в таких случаях не стоит, ведь это , которым он может воспользоваться. Кроме того, в определенных ситуациях инспектор вправе предложить автомобилисту выйти из авто.

Перечень случаев, в которых сотрудник ДПС может предложить покинуть салон авто:

  • наличие у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния (п. 93.1 Административного регламента);
  • проведение личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза (п. 93.1 Административного регламента);
  • проведение в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах (п. 93.1 Административного регламента);
  • когда требуется участие водителя в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции (п. 93.1 Административного регламента);
  • если необходимо устранить техническую неисправность транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов (п. 93.1 Административного регламента);
  • когда поведение участника дорожного движения создает угрозу личной безопасности сотрудника (п. 93.1 Административного регламента);
  • занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов (п. 93.3 Административного регламента).

Еще один из важных аспектов касается документов . Передавая инспектору на проверку документы, нужно позаботиться о том , чтобы они были без обложек , удерживающих устройств , лишних предметов , денег и ценных бумаг (п. 53 Административного регламента) . Знание основных правил поможет избежать недопониманий .

Не оправдывайтесь

Что в таких случаях происходит чаще всего? Как правило, он либо оправдывается, либо красноречиво доказывает, что ничего не нарушал. Хотя первое, что нужно сделать, это потребовать доказательства своей вины. К примеру, данные фото- видеосъемки, на которых отчетливо зафиксировано . Помните, что водитель не обязан доказывать свою невиновность (презумпция невиновности), кроме случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (ст. 1. 5 КоАП РФ).

Доказывать вину водителя должен сотрудник Госавтоинспекции . Поэтому достаточно корректно сообщить ему о своей невиновности и праве не свидетельствовать против себя (п . 1 ст . 51 Конституции ).

Когда дело дойдет до составления протокола, водителю должны разъяснить права и обязанности, о чем делается отметка в документе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ). Оформляя саму бумагу, внимательно читайте каждый ее пункт. В протоколе должно быть описано нарушение, которое водитель совершил, с обязательным указанием места и времени. Проверьте дату, указание на место составления протокола, должность, фамилию и инициалы сотрудника ГИБДД, собственные данные и данные свидетелей, если таковые имеются (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Если ваше мнение по определенной ситуации идет вразрез с позицией инспектора, смело дополняйте документ своими объяснениями, замечаниями, аргументированно излагайте собственную точку зрения (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Ставьте прочерки в незаполненных строчках и обязательно снабдите протокол формулировкой « С нарушениями не согласен . ПДД не нарушал ». Корректно настаивайте на том , чтобы в документе фигурировал термин « водитель », а не «нарушитель» . И не забудьте попросить копию протокола (ч. 6 ст. 28. 2 КоАП РФ). Не теряйтесь , не робейте , не идите на конфликт , просто запомните , на что вы имеете право, и тактично настаивайте на своем .

Не будьте голословными

Спор без фактов лишен смысла . Старайтесь всегда подкреплять свою позицию ссылками на конкретные нормы . Когда вы апеллируете к букве закона, найти контраргументы крайне сложно . Скажем , если вас остановили и утверждают , что во время движения вы были не пристегнуты , то обязательно попросите инспектора ГИБДД предоставить фотографии или видео , на которых будет четко видно , что это так . Если доказательств нет , а упор сделан на то , что в момент разговора с инспектором вы не пристегнуты , то можно ссылаться на ст . 12 . 6 КоАП РФ , в которой четко сказано , что пристегиваться нужно только во время движения автомобиля . Из чего прямо следует , что автомобилист может отстегнуться непосредственно после остановки машины , чтобы извлечь , к примеру , документы из кармана .

Если в машине есть , который одновременно снимает и происходящее в салоне, и за его пределами, это подтвердит вашу позицию. Если же камеры нет, так же как и доказательств, а инспектор все равно настаивает на своем, попросите составить протокол и укажите все свои доводы, отметив, что прямых доказательств вашей вины нет.

Случаются также ситуации , когда замок ремня выходит из строя или рвется прямо в дороге (всякое может быть) . В этом случае тоже не стоит паниковать . Нужно объяснить сотруднику ДПС , что инцидент случился прямо в пути и вы направляетесь к месту стоянки либо СТО для устранения неисправности (п. 2.3.1 ПДД). И наконец , если конструкцией вашей машины вообще не предусмотрено наличие ремней безопасности , то нарушения с вашей стороны также не будет (ст. 12.6. КоАП РФ).

Правовая грамотность поможет тактично разрешить массу спорных моментов , опираясь на конкретные факты , а не на голословные заявления . Общаясь с инспектором ГИБДД, не стоит идти на поводу у эмоций , какой бы ни была ситуация . Залог успешного диалога - вежливость и знание норм права .

Остановка машины сотрудником ДПС зачастую вызывает у водителя волнение. С ходу выстроить диалог с инспектором получается не у всех. Риск переступить тонкую грань между легким недопониманием и жарким спором довольно велик. Уладить разногласия и сохранить эмоциональное равновесие поможет закон. Выясним, как себя вести с инспектором ГИБДД и можно ли избежать трений?

Жизнь российских автомобилистов в ближайшем будущем сильно изменится. С 1 апреля 2017 года вступит в силу новый административный регламент МВД, регулирующий, в частности, надзор за дорожным движением. На первый взгляд, изменений по сравнению с регламентом образца 2009 года немного. Тем не менее, они есть, и касаются в том числе сферы общения сотрудников ГИБДД и водителей. Разбираемся в тонкостях нового регламента.

Административный регламент МВД регулирует все аспекты, касающиеся осуществления сотрудниками правопорядка своей деятельности и регламентируют взаимоотношения с участниками дорожного движения. Иными словами, это свод правил для сотрудников МВД, которым они должны беспрекословно подчиняться. Разберёмся в тонкостях документа.

Отстаиваем свою правоту

Принципиальным отличием нового регламента от старого стало введение права для водителя «поставить под сомнение» доказательства ГИБДД при составлении протокола о нарушении, и «привести контраргументы». Раньше такой нормы попросту не существовало, и автомобилистов заставляли заполнять документы, что называется, «по форме». В пункте 12 регламента говорится, что лица, в отношении которых осуществляется федеральный государственный надзор, имеют право «обжаловать действия (бездействие) сотрудников», «на возмещение вреда, причинённого противоправными действиями или бездействием сотрудников», «делать замечания по поводу правильности занесения показаний в протокол», «использовать фото-, видео и звукозаписывающую аппаратуру». Это открывает широкие возможности для самих участников дорожного движения в противодействии коррупции и пресечении противоправных действий со стороны блюстителей правопорядка. Ещё одна норма гласит, что при определении размера штрафа должен будет учитывать возраст и место жительства водителя, а также семейное и имущественное положение.

Не согласны - настаивайте на своём и отражайте всё в документах!

Проверяем сотрудников ГИБДД на профпригодность

В документе чётко прописаны правила взаимодействия сотрудников с участниками дорожного движения. В первую очередь каждый водитель должен помнить, что при остановке транспортного средства сотрудник МВД «должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего сообщить причину и цель обращения». По вашему требованию он «обязан в развёрнутом виде показать служебное удостоверение, не выпуская его из рук». А при общении блюститель правопорядка «обязан быть вежливым, объективным и тактичным», обращаться только на «Вы». Любые разъяснения должны даваться «без нравоучений, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования ПДД и нормативных правовых актов».

Обратите особое внимание на то, как обращаются с вашими документами. В них нельзя делать никаких отметок в не предусмотренных для этого местах. В случае передачи их сотрудникам правопорядка с вложенными деньгами, ценными бумагами или какими-либо предметами последние обязаны вернуть документ гражданину и предложить предоставить их без иных предметов, обложек и удерживающих устройств. В случае склонения сотрудника МВД к злоупотреблению последний обязан подать соответствующее уведомление об этом в установленном порядке.

Если сотрудник правопорядка ведёт себя неподобающим образом или склоняет к взятке, смело обращайтесь в вышестоящие инстанции! Однако помните, что если вы отказываетесь выполнять законные (!) требования инспектора, то он вправе инкриминировать вам статью 19.3 КоАП «Неподчинение требованиям полицейского», которая может привести даже к аресту.

Какие документы могут проверить

Сотрудники правопорядка имеют право проверять документы на право пользования у управления транспортным средством, а также документы на перевозимые грузы, наличие страхового полиса ОСАГО или распечатанной на бумаге информации о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа. Также сотрудники МВД могут проверить соответствие номеров агрегатов вашего транспортного средства указанным в документах и проверить подлинность самих документов.

За что могут остановить

Причин для остановки вашего транспортного средства, как и прежде, перечислено в документе великое множество. Это и зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, и ориентировки, и необходимость привлечения водителя в качестве понятого, необходимость использования транспортного средства и проведение спецопераций, необходимость содействия в беспрепятственном проезде автомобилей спецслужб и многие другие причины. Отдельным пунктом значится всеми «любимая» «проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров».

Однако помните - последний предлог для остановки допустим лишь на стационарных постах ДПС! Мало того, вы вправе не останавливаться на участках дорог, «где остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления или административного правонарушения». Проверка технического состояния транспортного средства также является поводом для остановки.

Принудительная остановка

Если же вы проскочили подозрительный экипаж, находящийся в странном месте, и вас пытаются остановить принудительно, не забывайте: это не допускается в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов, на горных дорогах и участках дорог с ограниченной видимостью, на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах и эстакадах, а также в тоннелях. Кроме того, сотрудники правопорядка не имеют права останавливать транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров (с пассажирами в салоне) и транспортные средства консулов и дипломатов. Кроме того, сотрудники ГИБДД не имеют права останавливать транспорт ритуальных услуг и кареты скорой помощи.

Это лишь малая часть норм и рекомендаций, которые будут введены с 1 апреля 2017 года. С полным текстом документа мы настоятельно рекомендуем ознакомиться каждому без исключения водителю. Ещё лучше всегда иметь его с собой и, в случае необходимости, апеллировать к документу - это позволит решить почти любые разногласия с сотрудниками ГИБДД ещё на стадии общения.