О программе IYT - права на управление яхтой. Перечень документов которые необходимо иметь для плавания на яхте

Романтика морских путешествий была актуальна всегда - со времён первых людей, решивших покорить неизведанные воды в поисках новых земель, до тенденции выпуска круизной коллекции каждым значительным модным брендом. Море обладает магией, которая притягивает людей определённого типа и гонит их в поисках непознанного.

Наверняка у многих есть мечта самостоятельно встать за штурвал. Это не так сложно, как может показаться - для осуществления желания есть несколько возможностей: профессиональный наём, парусный спорт и всё остальное, то есть любительский уровень. Первые две категории требуют специального длительного образования, по окончании которого предполагается, что вы будете работать в яхтенной индустрии и получать за это деньги. Вариантов работы масса: шкипер (он же просто капитан) чартерной компании, работа в экипаже суперяхты, инструктор яхт-школы, регаты и так далее. Чаще всего в профессиональный яхтинг попадают люди, выросшие на море, поблизости от яхт-клубов, или те, чьё детство прошло среди яхтсменов.

Но если вы человек с улицы, это не должно останавливать вас на пути к мечте и морским брызгам в лицо. В этой статье пойдёт речь о самой доступной точке входа в мир яхт для новичков, а именно - о получении лицензии на управление маломерным судном. Такая лицензия даст вам право брать в аренду парусные и моторные яхты до 24 метров практически в любой точке мира.

В отличие от автовождения, общемировой системы лицензирования управления яхтой нет. Существуют единые для всех Международные правила предупреждения столкновения судов в море - International Regulations for Preventing Collisions at Sea (Colregs). Но вот «международных яхтенных прав» нет. Дело в том, что многообразие акваторий, типов судов и целей пребывания на воде настолько велико, что для каждого случая требуются особенные навыки. Например, можно ходить на моторном катере по внутренним водам - это одна категория удостоверения, а можно на парусном судне ходить кругосветку - совсем другая история. Поэтому единой системы просто не может быть.

ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) является частью МЧС России, её основная задача - регистрация маломерных судов и аттестация судоводителей. Туда следует обращаться, если вы приобрели катер, моторную лодку, гидроцикл, парусное судно и вам необходимо получить права на их управление. В таких правах ставятся отметки о типе судна (площади парусов, если судно парусное) и разрешённом районе плавания. А схема получения удостоверения схожа с автоправами - для сдачи экзамена требуется представить документ о прохождении обучения, медицинскую справку и паспорт. Экзамены сдаются в территориальном отделении ГИМС и состоят из двух частей - теоретической и практической. Подготовиться к экзаменам можно очно или дистанционно как в самом отделении ГИМС, так и в обучающих центрах на любом крупном водоёме. Удостоверения ГИМС выпускаются только на русском языке. Соответственно, с такими документами взять яхту в аренду за рубежом не получится.

Сегодня каждая страна имеет свои организации, следящие за порядком на внутренних водах. В России существует две: ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) и ВФПС (Всероссийская федерация парусного спорта), обучающие судоводителей и выдающие удостоверения на управление судами.


Основная цель Федерации парусного спорта, как следует из названия, - подготовка спортсменов. Причём парус может быть на любом судне, в том числе и на доске виндсёрфинга. Но даже если у вас нет цели уйти в профессиональный спорт, вы можете пройти обучение на квалификацию «Яхтенный рулевой дневного плавания» в любой парусной школе, указанной в реестре на сайте ВФПС . Такая квалификация соответствует международной Day Skipper и даёт возможность управлять судном в дневное время не далее 20 морских миль от берега. Теоретическое обучение длится порядка 30-ти часов, его можно пройти как в классе, так и дистанционно. Практика проводится на базе школы - сначала в России, а затем в течение недели за рубежом, чаще всего в маринах Турции.

Стоимость обучения сильно варьируется в зависимости от школы, причём причины разницы в цене часто субъективны. Чтобы не запутаться в поиске подходящей школы, сразу обратите внимание на тип сертификата, который вам выдадут, и на рекомендации выпускников. Дело в том, что хотя ВФПС входит в состав Международной федерации парусного спорта, что значит признание российских сертификатов во всём мире, по факту большинство чартерных компаний с ними не знакомо. Стоит найти школу, которая выдаёт ICC - International Certificate of Competence - попытка Европейской экономической комиссии ООН урегулировать лицензирование судоводителей. Официально такие права действуют на внутренних водах Европы, в реальности они имеют вес во всём мире.

Существуют ещё несколько способов получить заветную корочку, причём, как показывает опыт последних лет, при правильном планировании они выходят дешевле, чем вышеописанные. Основные шаги следующие: освоение теоретических знаний самостоятельно, получение базовых практических навыков на ближайшем к вашему дому водоёме, выезд на практический курс уровня Day Skipper на Средиземное море - и вот вы капитан.

Наиболее распространёнными и популярными школами являются британская RYA (Royal Yachting Association) и IYT (International Yacht Training) Worldwide. Последняя создавалась в США, в настоящее время базируется в Канаде.

У каждой из этих школ есть плюсы и минусы, защитники и противники - с доводами каждой из сторон можно ознакомиться на специализированных форумах. Важно то, что школы объединяет - схожая программа обучения и признание выданных ими сертификатов во всём мире. По сути, какую школу выбрать, зависит от ваших предпочтений места обучения, стоимости курса и рекомендации знакомых. В итоге при усердном старании и хорошем инструкторе вы получите и там и там сертификат, дающий право управлять яхтой.


Инструкторы из RYA ведут обучение только на английском языке - соответственно, будьте готовы, помимо ежедневного общения на английском, выучить, понимать и бегло применять массу новой морской лексики. Исторически сложилось, что морская терминология, применяемая в большинстве стран мира, - английская. Но так как Пётр I проходил обучения кораблестроению на голландских верфях, в России применяется голландская терминология.

Не пугайтесь разнообразия курсов, ваша цель - sail cruising, то есть управление парусной круизной яхтой. Право самостоятельного управления такой яхтой даётся начиная с уровня Day Skipper. Практический курс длится одну неделю. Конечно, с нуля за такой короткий срок вы ничему не научитесь. Необходимо заранее подготовиться, иначе вас просто не допустят к обучению. Подготовиться нужно по теории и практике. С первым всё просто - в сети достаточно легко найти обучающую литературу уровня Day Skipper издания того же RYA или более увлекательные авторские учебники.

Что касается практической подготовки, то для уровня капитана прибрежного плавания необходимо иметь опыт пребывания в море около десяти дней и 200 морских миль пути. Доказательства вашего опыта никто не спросит, но как только вы окажетесь на борту учебного судна, сразу станет понятно, можете ли вы скрутить оверштаг, принять швартовы, поставить грот или смайнать стаксель. Проще всего овладеть базовыми навыками, взяв несколько занятий с инструктором в ближайшем к городу яхт-клубе. Количество занятий зависит от ваших способностей и инструктора. У некоторых получается интуитивно понять принцип движения лодки и работы парусов, другим требуется сначала понять всё в теории, выучить термины и только потом почувствовать уверенность в управлении.

Если у вас есть возможность на неделю уехать на Средиземку, сходите в качестве члена команды на круизной яхте и получите таким образом необходимый опыт. В летний сезон в сети очень много предложений о наборе в команду в любом районе Средиземного моря - выбирайте даты, регион, стоимость и договаривайтесь со шкипером о вашем желании получить опыт. Средняя стоимость недельного выхода - 700–900 евро. Подобный недельный выезд также поможет определиться, стоит ли продолжать занятия. Бывает, что после первого длительного перехода любовь к морю остаётся на берегу.

Принцип получения сертификата школы IYT в целом не отличается от вышеописанного. Основная разница - возможность выбора языка обучения, так как школы IYT дают курс на языке места нахождения школы. По системе IYT лицензировано несколько школ в России - самая первая из них Московская яхтенная школа . Английскую морскую лексику придётся выучить всё равно. Но при наличии русскоязычного инструктора процесс обучения станет проще. Для самостоятельного управления яхтой требуется пройти курс International Bareboat Skipper . Этот уровень не для новичков - так же как и в ситуации с RYA Day Skipper, вам потребуется доказать теоретические знания и иметь опыт порядка десяти дней в море и около 200 морских миль пути.

Вообще, практический опыт в управлении яхтой - это самое главное. Ситуации на воде никогда не повторяются, все яхты имеют свои особенности, и каждый маршрут требует определённых навыков - учиться нужно всю жизнь. Но сообщество яхтсменов с радостью принимает в свои ряды тех, кто уважает традиции «хорошей морской практики», и с удовольствием делится знаниями.

Книги, с которых стоит начать

В течение последних лет появилось много книг и полезных справочников на русском языке, наибольший выбор которых предлагают издательства «Моркнига» и Yacht Russia . «Моркнига» выпускает узкоспециализированные издания, в то время как Yacht Russia ориентировано на ежедневные потребности яхтсмена-любителя. На английском языке литературы неизмеримо больше, поэтому лучше выбрать книги, проверенные годами и многочисленными переизданиями.

Все, что необходимо знать желающим бороздить просторы морей и океанов по ту и эту сторону границы

Как получить права
на управление яхтой

Все, что необходимо знать желающим
бороздить просторы морей и океанов
по ту и эту сторону границы

Путешествия под парусом, как потенциальная возможность пересечь океан и самостоятельно изучить все мелкие островки, разбросанные по морским просторам планеты, будоражат сознание засидевшегося в офисе москвича не первый год, но в последнее время в России началось по-настоящему масштабное увлечение парусами. Бум яхтинга пришелся на 2000-е и 2010-е - в одной только Москве теперь проходят сотни регат. Местным яхт-клубам, школам, туристическим агентствам и прочим бизнесам удалось убедить россиян в том, что яхтинг - это не так уж дорого, достаточно безопасно и намного интересней, чем все другие виды времяпрепровождения на курортах. Так что пока пухнущий курс евро не перекрыл нам путь за границу окончательно, давайте разберемся, как вообще гражданин России может получить права на управление парусным судном.


Яхтинг, по сути, бывает трех магистральных видов: работа (наем на судно, работа инструктором, перегон лодок с место на место), профессиональный спорт и любительский уровень. С первым вариантом все довольно непросто, и даже если вы до него доберетесь, то уж точно не имеет никакого смысла думать об этом в начале пути. Вторая категория - в общем-то, как и первая - это разговор о специальном образовании, спонсорах и так далее, хотя сюда тоже можно попасть из категории любителей. В общем, лучше всего сразу сосредоточиться на третьем пункте.


«Чтобы путешествовать на собственной яхте по Волге, а потом отправиться в Грецию и взять лодку в прокате, вам нужно получить два типа удостоверений»

Это в первую очередь чартерный яхтинг (то есть когда вы берете лодку в прокате в любой точке мира), путешествия, владение собственным парусником и спорт на любительском уровне (а это как раз подавляющее большинство всех регат). Итак, перейдем к самому неприятному моменту этого материала: вы из России, ваши внутренние права не признаются где-либо еще, и наоборот. То есть для того, чтобы - возьмем самый общий случай - путешествовать на собственной яхте по Волге, а потом отправиться в Грецию и взять лодку в прокате, вам нужно получить два типа удостоверений.

Внутренние водные пути

В России регулированием движения на водных путях и выдачей документов занимаются две федеральные организации: ВФПС (Всероссийская Федерация Парусного Спорта) и ГИМС (Государственная Инспекция Маломерных Судов). В первой проще всего получить «корочку» рулевого первого класса, позволяющую, например, участвовать в регатах, но вообще можно и отучиться на квалификацию «Яхтенный рулевой дневного плавания». Для этого вас посадят в аудиторию примерно на месяц, будут учить навигации, лоции, устройству яхты, принципам работы паруса и радиосвязи, а потом отправят на практику, например, в Турцию. Проблема лишь в том, что с документами ВФПС, которые имеют формальный вес за рубежом, вам вряд ли выдадут лодку в чартерной компании Греции.


«Для получения удостоверений ГИМСа нужны медицинские справки, документы о прохождении обучения и паспорт»

ГИМС же работает как своего рода «морская полиция» - регистрирует суда и следит за порядком на воде. Туда стоит идти, если вам посчастливилось купить собственный катер или парусную яхту. Для получения удостоверений ГИМСа нужны медицинские справки, документы, подтверждающие прохождение обучения (например, в школах ВФПС или каких-то других) и паспорт. Вас заставят также сдать небольшой экзамен (а еще и, возможно, пройти курс лекций на знание правил на внутренних водных путях - а они отличаются от морских - если вы не проходили их ранее) и в итоге выдадут «корочку», определяющую район плавания, тип судна, площадь парусности и прочее.


Школы IYT и RYA

Для того, чтобы вам дали лодку в европейской чартерной компании, все перечисленное выше совершенно не годится. Вам придется пройти курс «Капитана дневного плавания» в одной из школ, подключенной к системе, которая признается во всем мире (ну, или почти). Основных таких систем две: IYT (International Yacht Training), придуманная в Канаде и распространившаяся повсеместно, и RYA (Royal Yachting Association), которая, как несложно догадаться по первому слову названия, родом из Великобритании.


«Знать английскую терминологию яхтсмену, который собирается активно путешествовать по всему свету, нужно в любом случае»

В обеих системах существует масса своих плюсов и минусов, о которых не перестают спорить адепты каждой на яхтенных форумах. RYA, вроде бы, считается чуть более авторитетной и пристально следит за репутацией, поэтому у системы есть одно важное требование - обучение ведется исключительно на английском языке, так что все «оверштаги» и «гики», которыми пользуются ваши друзья, для вас тут же превратятся в tack и boom. Знать английскую терминологию яхтсмену, который собирается активно путешествовать по всему свету, нужно в любом случае, но стоит ли с нее начинать - вопрос отдельный.


Система, которая оказалась в России раньше всех - IYT, запущенная здесь «Московской яхтенной школой». Смысл точно такой же, но обучение возможно на русском. И вроде бы все хорошо, но проблема в том, что тренировочных центров, имеющих право выдавать подобные удостоверения, стало в России как-то уж слишком много, почти как турагентств, отчего, конечно, кое-где теряется качество обучения, а это может сильно испортить вам жизнь. Так что нужно, во-первых, обращаться в авторитетные заведения, вроде той же «Московской яхтенной школы», «12 узлов», «Кабестана» и других. Во-вторых, отчетливо понимать, что какую бы школу и систему вы ни выбрали, вам нужно по-настоящему усердно учиться, интересоваться абсолютно всем, читать литературу и постоянно развиваться, снова и снова возвращаясь к знаниям, которые вы уже, вроде бы, прошли.


Первый капитанский уровень в системе IYT называется International Bareboat Skipper - позволит вам брать лодку в чартер или управлять собственной по всему миру. Лодка эта должна быть до 24 метров (но для начала лучше ограничиться лодкой 8-10 метров), и отойти на ней можно будет, следуя этим документам, на 20 миль от берега в дневное время суток. В этом случае вам придется оказаться на месяц все в той же лекционной аудитории, освоить за несколько десятков часов науки, которым люди посвящают всю жизнь, и отправиться затем, например, в Турцию или Черногорию, наплавать там с инструктором 200 морских миль и сдать несложный экзамен.


Чтобы пересечь океан, и в RYA, и в IYT существуют системы повышения квалификации, получать которые совершенно несложно - лишь бы вам удалось наплавать необходимое количество морских миль. После соответствующих отметок в вашем логбуке, нужно просто приехать в родную школу, где вы проходили обучение, и сдать экзамен.


Стоит знать еще вот о чем - наш ГИМС, который выдаст вам удостоверение на право управлять судном внутри страны, в качестве документов о прохождении курсов парусного капитана принимает как раз бумажки из IYT и RYA. Так что после получения международных прав можно прослушать курс лекций о специфических внутренних правилах, сдать экзамен в ГИМСе и готово - вторые документы у вас в кармане. Теперь-то можно ловить ветер и тут, и там.


«Вебинары и учебники помогут вам обойтись без прослушивания теоретического курса к аудитории»

Есть также несколько уловок, которые позволят вам обойтись без теоретического курса, который, кроме того, что немало стоит, еще и неслабо растянут по времени. Первая - это вебинары, которых существует масса. Можно просто записаться в группу и слушать все лекции, не выходя из дома. Но есть и еще более отважный вариант - купить учебники и изучить все самостоятельно, договорившись впоследствии с руководством выбранной вами школы о том, что пойдете сразу на практику.


На самом деле, дополнительных лазеек и возможностей приобщиться к экологически чистому и физически сильному миру парусных гонок и путешествий существует масса. Но что бы вы ни придумали, важно помнить банальный, но чертовски верный девиз каждой яхт-школы: «Чтобы отойти от берега, вам нужны права, а чтобы вернуться - знания».

03.11.2016

Виды прав на управление яхтой

Любому серьезному яхтсмену ясно как дважды два, что без лицензии на управление яхтой невозможно не то что выйти в море, но даже взять ее в аренду. Парусное судно в Вашей собственности? Что ж, прекрасно. Но и в этом случае береговая служба не выпустит Вас из порта.

Сегодня совершить прогулку под парусом несложно. Можно оплатить такое удовольствие в подходящем сервисе. Или напроситься к другу, профессиональному яхтсмену «покататься». Надо ли объяснять, что взять штурвал в свои руки и быть пассажиром большая разница?

Даже если товарищ рискнет Вас кое-чему научить, это не имеет ровно никакого значения. Кроме того, это довольно небезопасно, поскольку «самоучки» обучаются вне рекомендованных программ. И Ваш приятель может упустить очень важные моменты. Да и ни одна страховая компания не возьмет на себя риск застраховать судно, у которого такой сомнительный капитан.

Где же получить права

Плавание в российских водоемах, независимо от их территориального нахождения, возможно при наличии прав, выданных Государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС). Эта структура находится в ведении МЧС. Лицензию выдают только тем, кто прошел курсы управления яхтой, а также сдал экзамены по теории и практике (принцип их проведения практически такой же, как при получении водительского удостоверения в ГИБДД).

Права, выданные ГИМС, делятся на несколько категорий:

Первые - позволяют свободно передвигаться по российским водоемам. Вторые - имеют ограничения на выход в море. Третьи – на хождение по внутренним водным путям.

Как получить международную лицензию

Указанные документы действуют исключительно в пределах российской юрисдикции. По этой причине управление парусным судном в любой другой стране мира будет невозможным. Здесь потребуются международные права, выданные одной из следующих организаций:

  1. International Yacht Training (США);
  2. International Sailing Schools Association (Великобритания);
  3. Royal Yachting Association (Великобритания).

Владелец международных прав получает возможность без ограничений оформлять чартеры на суда в любой точке мира, принимать участие в спортивных соревнованиях по парусному спорту и свободно путешествовать. Среди описанных систем наибольшей популярностью пользуется IYT, так как дает возможность обучаться на родном языке. В рамках программ IYT типы лицензий различаются. Если говорить точнее, то сертификаты определяют границы компетенций - от осуществления функций помощника до подтверждения полномочий капитана.

Права на управление автомобилем есть у многих, а вот права на управление яхтой в Москве — далеко не у каждого. Бытует мнение, что стать судоводителем достаточно сложно. На самом деле, это стереотип. Воспользоваться услугами центра дистанционной подготовки СТОРМ и стать капитаном яхты сегодня может каждый.

Мы предлагаем пройти обучение вождению маломерного суда, включая и яхту, и уверенно чувствовать себя на воде. Получение прав возможно в ходе разных форм обучения:

  • Дистанционный вариант подготовки нашей яхтенной школы подразумевает самостоятельное освоение теории посредством дистанционной системы «СТОРМ» через Интернет.
  • Интенсивный вариант подготовки водителя яхты включает самостоятельное освоение теоретической части через интернет при помощи дистанционного обучения «СТОРМ» и посещение очных занятий в группе из 4-6 человек.
  • Корпоративный вариант обучения предусматривает подготовку корпоративных групп, численность которых не менее 4 человек. Теоретический материал подается очно, по месту пребывания кандидатов или в классах центра.
  • Индивидуальная форма позволяет получить права на управление маломерными транспортными средствами после самостоятельного изучения теории в системе дистанционного обучения «СТОРМ», индивидуальных занятий в классе с опытным инструктором. Практика проходит на навигационном тренажере или на яхте. Кроме этого, обязательной является подготовка к экзаменам по программе «ГИМС-ТЕСТ».

Права на яхту по программам ГИМС

Обратившись к нам, вы пройдете подготовку, необходимую для того, чтобы получить права на яхту. Полученная подготовка подтверждается при аттестации в ГИМС, в случае положительного результата судоводитель получает документ на право управления маломерным судном.

Предлагаем выбрать одну из программ обучения в зависимости от того, в каких водах вы собираетесь ходить.

  • Обучение судоводителей на маломерные моторные и парусные суда для их эксплуатации по внутренним водным путям и внутренним несудоходным водам РФ.
  • Обучение судоводителей на маломерные моторные и парусные суда для плавания в морских отечественных водах.
  • Обучение судоводителей яхт для плавания по внутренним водным путям и внутренним несудоходным российским водам и для плавания в морских российских водах.

Права на управление яхтой международного образца

В центре подготовки «СТОРМ» вы можете получить права на управление яхтой международного образца. В этом случае предстоит выбрать одну из программ обучения по системе "International Yacht Training". Слушатели, которые окончили курсы подготовки судоводителей в морских прибрежных и внутренних водах стран Евросоюза, получают международные права на яхту - ICC.

Недавно я завершил обучение в одной из московских яхтенных школ и получил права IYT на управление парусной яхтой до 16 метров. О том как пройти обучение и получить статус International Bareboat Skipper и права, дающие право на чартер парусной яхты до 16 метров по всему миру, кроме России, конечно;), читаем ниже...


Введение

В мире существует несколько школ обучения яхтингу. Основные из них - это Британская Королевская Яхтенная Ассоциация (RYA), и Международная сертификационная система IYT International Yacht Training Worldwide (Головной офис Florida, USA). Кроме того, существуют школы в национальных парусных ассоциациях Франции и Германии. Система IYT появилась благодаря развитию чартерного яхтенного бизнеса, который начался только в 90-х годах.

Особенность системы IYT заключается в том, что преподавание может проводиться на любом иностранном языке, в том числе и на русском.

Система обучения IYT многоуровневая. Мой сертификат называется International Bareboat Skipper Certificate. Кандидат на данный сертификат должен удовлетворять минимальным требованиям по здоровью (например иметь водительские права), пройти курс радиооператора и уметь держаться на воде. Для получения данного сертификата кандидат должен пройти 200 морских миль, и быть в море не менее 10 дней. Права на управление яхтой позволяют его владельцу самостоятельно брать яхту в аренду в любой чартерной компании мира, и говорит о том, что его обладатель имеет навыки и знания, достаточные для плавания на яхте до (24 метров) и удалением от берега до 20 морских миль в качестве капитана (Skipper) преимущественно в дневное время суток.

Мое обучение проходило в два этапа, хотя можно было уложиться только в один - практический:

1. Теоретические курсы 32 часа. Москва, вечер, два раза в неделю, продолжительностью полтора месяца.
2. Практический интенсивный курс в Черногории на яхте Bavaria 46 продолжительностью 10 дней с отработкой основных элементов управления яхтой.

Выбор школы

Самый первый шаг в яхтинг начинается с выбора школы. В Москве таких школ достаточно, например http://www.yachtcaptains.ru/ , http://www.go-og.ru/ , http://12knots.ru/ru/obuchenie/ . Прежде всего советую Вам обратить внимание на каких яхтах и в какой акватории проходит практический курс яхтинга, т.к. от этого зависит самый главный этап Вашего обучения. Чем современнее и больше яхта, на которой вы будете обучаться, тем больше практических навыков вы получите. Выбор акватории в свою очередь повлияет на качество марин, в которых вы будете стоять, а также на климатические условия и силу ветра. Например, Черногория по всем параметрам лучше северного побережья Турции, хотя разница в цене обучения может достигать 200-300 евро. Мой совет - не скупитесь, яхтинг - это дорогой и красивый вид спорта и времяпрепровождения, на нем глупо экономить;) Берите только лучшее.

Посещать или нет теоретические занятия? Факт есть факт - на сдаче экзамена на борту лодки, прошедшие теоретический курс чувствуют с ебя увереннее. Понимаете, какое дело... Даже обладая всеми пособиями вы не сможете в той же Черногории изучить всю теорию в достаточном объеме... Солнце, море и вино за два евро вам этого не позволят. Мой совет - если вы собираетесь заниматься яхтингом каждый сезон, связываете с ним отдых своей семьи и видите в нем образ жизни - вам необходимо получить теоретическую подготовку. Кроме того, тория морского дела насчитывает уже около 500 лет и очень интересна сама по себе.

Практический курс

Этот этап самый интересный и вы будете ждать его с нетерпением;) Моя практика проходила в Черногории на яхте Bavaria 46. Из Москвы до Белграда 2,5 часа лета, а потом час до Тивата, расположенном в самом южном фьерде Европы - Боко-Которском заливе.


Основная стоянка нашей яхты была в современной марине PortoMontenegro, в которую активно инвертируются деньги. По задумке инвесторов эта марина станет лучшей в Адриатике.
По площади яхта это однокомнатная квартира, около 34 кв.м. в кают компании, состав команды - 6-7 человек. Люди, которые приходят учиться яхтингу уже понимают, чего хотят от жизни. В моей команде было три бизнесмена со всего СНГ и городов России - Алма-аты, Нижневартовска, Питера. У кого то дети уже учатся в Лондоне, кто то закончил MBA в Калифорнийском университете. Наш капитан был с Красноярска, полгода с Женой они живут в Тивате, а зимой улетают в Питер. В общем скучать на борту не придется)
Сама Черногория после удушливого московского смрада кажется райским островком спокойствия и счастья. Тут не дорогие цены в магазинах и в отличие от чопорной Европы они не закрываются в 5 часов вечера. Фрукты, овощи - сущие копейки. Мясо свежее, пиво и вино - вкусные. Природа радует красками, а люди - улыбками.
В каждом заведении вы получите уже забытый в москве "сервис". Рестораны в основном с местной кухней - рыба (дорада), морепродукты (кальмары, осьминоги, устрицы - все свежее), плескавица (свиная котлета с начинкой), баранина и пршут (местная разновидность хамона). Кульминационное блюдо, которое я кушал в отличном ресторане Montenegrino в Тивате - кальмар фаршированный крабами и осьминогами на гриле. Будете рядом - обязательно попробуйте.
Из самих теоретических занятий особенно запомнились - постановка парусов, ночной переход и ориентирование по маякам, а также спасение человека-бутылки за бортом:) И узлы)

В одной из бухт встретили украинца на старой яхте Арктика. Он уже три года как живет на воде с женой и двумя кошками на борту - говорит, не может починить мотор... но нам всем показалось, что просто не хочет;)


По правилам школы экзамен принимается у вас другим капитаном и проходит, обычно в форме беседы. Экзамена не бойтесь - права вы получите в любом случае. Бойтесь моря - оно не прощает ошибок.

Сколько стоит?

Стоимость теоретического курса в разных школах в среднем - 30 т.р. В эту стоимость входят пособия IYT И дополнительные материалы, которые пригодятся вам на экзамене. Практика стоит около 1350 евро, плюс билеты Москва-Тиват (400 евро). В эту же стоимость входит комплект документов (сертификаты, права, логбук и т.д.), которые школа заказывает из США после прохождения вами практики. С собой берем 500 евро, 200 из которых уходят в общесудовую кассу, а 300 сполна хватит на сувениры, вино и кухню.

А дальше перед вами открывается множество дорог. Самая прямая - брать лодку в чартер с друзьями и отдыхать, занимаясь яхтингом и, иногда, сейлингом. Вторая дорожка - регаты и накопление мастерства. Я же надеюсь, что в следующем году мой путь приведет меня на яхту Петр 1, которая будет ходить в Норвежских Фьердах. Может быть, увидимся на борту;)

Всем мира и любви!