Мораль «Преступления и наказания. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание, Нравственные проблемы в романе «Преступление и наказание Сочинение по произведению на тему: Нравственные проблемы в романе «Преступление и наказание»

Ерахтин Андрей 10 класс

Одной из главных проблем, которая продолжает волновать человечество на протяжении всей истории его существования является поиск нравственных ориентиров. Каждое общество и каждый отдельно взятый человек пытается понять, по каким принципам нужно жить. Кто-то ориентируется на философские учения, кто-то сверяет свою жизнь с ценностями той или иной религии. Помимо этого каждый человек обладает уникальным даром – совестью, которая позволяет человеку не только критически относиться к своим поступкам и мыслям, но и стремиться к идеалу.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сергачская средняя школа №3»

НАУЧНО-ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«Преступление и наказание» или нормы морали, содержащиеся в отечественной литературе»

Выполнил: Ерахтин Андрей Валерьевич,

Обучающийся 10 класса

Руководитель: Загнетина Ольга Алексеевна,

Учитель русского языка и литературы

2015 г

Одной из главных проблем, которая продолжает волновать человечество на протяжении всей истории его существования является поиск нравственных ориентиров. Каждое общество и каждый отдельно взятый человек пытается понять, по каким принципам нужно жить. Кто-то ориентируется на философские учения, кто-то сверяет свою жизнь с ценностями той или иной религии. Помимо этого каждый человек обладает уникальным даром – совестью, которая позволяет человеку не только критически относиться к своим поступкам и мыслям, но и стремиться к идеалу. Человек часто пытается заглушить её, но она неизбежно напоминает о себе, заставляя человека мучиться от несоответствия своих поступков нормам морали.

Доказательство этому можно найти в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников рационально планирует убийство, считая, что преследует благие цели. Однако, совершив убийство, он испытывает страшные душевные муки. Причина этому – совесть. Христианская заповедь «не убий», заложенная в сознание Раскольникова с раннего детства, напоминает о себе, и главному герою не остается другого выхода, кроме признания в убийстве. Можно смело сказать, что даже на каторге он живет более полноценно, чем на воле. Это происходит потому, что он избавился от двойственности мыслей, решил жить по нормам морали.

Стоит отметить, что христианская мораль всегда преобладала в русской литературе. Например, Л. Н. Толстой никогда не скрывал, что является христианином, и, хотя отношения с церковью у него были сложны, но главным жизненным ориентиром для него было Евангелие. Толстой считает, что люди должны помогать друг другу. Именно в этом заключается главная норма морали. Жизнь человека, который стремится обособиться от других, неполноценна. Это хорошо показано и в романе «Война и мир». Здесь к пониманию того, что все люди должны быть едины, приходит большинство героев (Пьер Безухов, Андрей Болконский). Помимо этого в финале романа декларируются простые жизненные ценности. Морально то, что позволяет человеку жить спокойной семейной жизнью: растить детей, любить друг друга, не нанося вреда другим людям.

В этом же романе наглядно показано, как Наташу Ростову мучает совесть из-за того, что она едва не впала в грех прелюбодеяния. Не случайно, Толстой подробно описывает посещение Наташей церкви, где она молится о прощении. Она осознает, что нарушила нормы морали, которые были приняты в обществе.

Значит ли это, что нормы морали могут быть только у религиозных людей? Вряд ли. Совесть (следовательно – и нормы морали) есть и у атеистов. Вспомним рассказ В. Астафьева «Царь-рыба». Главный герой, браконьер, чудом остается живым, но, находясь на грани жизни и смерти, он вспоминает о своих грехах, например, об униженной им девушке, о жадности, которая заставляла его заниматься браконьерством. Заметим, что главный герой произведения, Игнатьич, не рассуждает о Боге, но осознает, что жил неправильно, поэтому после спасения он в корне меняет свою жизнь.

Однако не всегда нормы морали отдельного человека соответствуют нормам морали целого общества. Об этом говорится в повести А. И. Куприна «Поединок». Молодой подпоручик Ромашов страдает от пошлости и грубости офицерского общества, при этом постепенно становясь похожим на остальных: это и тяга к алкоголю, и тяга к любовным связям. Однако Ромашов не может смириться с тем, что офицеры избивают и калечат простых солдат. Все равнодушно относятся к этому явлению, воспринимая его как должное, и лишь подпоручик находит в себе мужество пожалеть одного из них – Хлебникова. Таким образом, его нормы морали больше соответствуют общечеловеческим ценностям, чем нормы окружающих его офицеров.

Не менее яркий пример, мы встречаем и в рассказе А. П. Чехова «Припадок». Главный герой, студент, доходит до сумасшествия, столкнувшись с таким явлением, как публичные дома. Он искренне не понимает, почему другие равнодушно относятся к их существованию, к тому, что разрушается жизнь тысяч женщин. Студент размышляет о том, что всё изменилось бы в одночасье, если бы каждому в голову пришли те же самые мысли. Однако никто его не понимает, да и не стремится понять.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что русская литература всегда учила своего читателя быть, прежде всего, нравственным человеком. В ней заложены нормы морали, которые тот или иной писатель пытается передать другим людям, показывая конкретные примеры.

Однако возникает вопрос: «Откуда берутся эти нормы?». Как уже было сказано выше, трудно переоценить влияние христианства, которое сформировало именно те универсальные ценности, которые повлияли на мораль самых разных обществ. Это вечные заповеди: «Не убий», «Не прелюбодействуй»… Подобные заповеди настолько прочно засели в сознании людей, что повлияли, во многом, и на развитие морали советского общества, о чем свидетельствует «Царь-рыба». При этом мораль неразрывно связана с понятием совести. Вполне вероятно, что совесть не формируется только лишь воспитанием, а является неким даром свыше. Возможно, в каждом человеке заложен нравственный ориентир, который одинаков для людей разных времен и разных обществ. Именно поэтому мы и сейчас можем перечитывать произведения ХІХ века, возмущаясь, например, бессердечием русских помещиков в «Путешествии из Петербурга в Москву» или восторгаясь бескомпромиссностью Чацкого в «Горе от ума».

Проблематика которого нас интересует, является одним из важнейших образцов русской литературы, поскольку в нем были затронуты глобальные жизненные вопросы и проблемы. Перед читателем раскрывается сложный мир исканий, внутренних переживаний, стремлений героев, которые ведут мучительную борьбу с окружающей несправедливостью и с самими собой. Описывается их духовное падение и следующее за ним возрождение в романе "Преступление и наказание".

Основная идея произведения

Другие образы в романе "Преступление и наказание" позволяют автору глубже раскрыть проблематику произведения. Достоевский основную идею вкладывает в речь следователя Порфирия, который призывает Раскольникова: "Станьте солнцем - и вас увидят". Другими словами, лишь через человечное, высокое, доброе можно возвыситься в мире. Соня чувствует то же самое. К сожалению, этой девушке пришлось на собственном печальном опыте в этом убедиться.

Подводя итог вечным вопросам и нравственным исканиям, автор приводит героя, а с ним и всех нас, к осознанию необходимости жить жизнью настоящей, а не придуманной, как личность утверждаться лишь через доброту и любовь, через служение другим людям и идеалам человечности и справедливости. Таков смысл романа "Преступление и наказание". Никогда не потеряют актуальности идеалы духовной гармонии и истинной гуманности. И сегодня нам близки затронутые автором проблемы. В романе "Преступление и наказание" есть очень важные мысли, которые могут предостеречь читателя от ошибок в жизни и направить его на верный путь.

Тяжёлый роман и много смыслов, характеры и борьба... И во имя чего? Чему нас учит данное произведение. Христианству? Пути возрождения? Равенству каждой живой твари и неприемлемости насилия? Знаете, а я ведь не соглашусь с этим. Как-то слишком это всё красиво и хрестоматийно. Может, даже напоминает детский кукольный театр с добрым дядей, улыбающимся и учащим добру. А что-то есть иное? Безусловно. Извольте. В чём основная идея? Что затрагивает каждого персонажа? Грех и возрождение или гибель? Безусловно. Только зачем нужен этот путь? А чтобы в зеркале каждого образа отразить одну старую, но всё такую же злободневную поговорку: "Не зная брода, не лезь в воду". Да, именно эта. Даже не "Не буди лихо, пока оно тихо", хоть они и синонимичны. А теперь проследим в жизни персонажей эту истину. Раскольников. Родион Романович, Родька, бывший студент, убийца... И была у него презанимательная теория: великий человек (что может двинуть человечество вперёд, "новое слово сказать") может ради своей цели препятствия устранять. Наполеона как пример использовал. Действительно. А почему нет? Почему ради Франции и империи было не отправить на гильотину неугодных? Вполне. Работает теория? Работает. Только вот... Куда автор теории полез? С чего вдруг барин стал топором размахивать? Старуха мешала слово сказать? Да ори, сколько влезет! Да и было ли ещё "новое слово" после теории? Не было. Ничего не было. А Раскольников полез проверять, тварь дрожащая он или право имеет. Полез напролом, ни о чём не думая. Значит, права-то и не имел... За что и поплатился. Катерина Ивановна и её муж Мармеладов. У них есть желания, они предпринимают даже какие-то действия... шагают в воду... и тонут. В крови - чахотка и копыта лошади их добьют. Потому что желания и цель - вещи разные. Слишком разные, чтобы дать путь, тот самый брод. Недалеко от старших Мармеладовых ушёл и Свидригайлов. У него было не только желание, он мог бы похвастаться и целью. Только вот... не было его пути завершения, герой утопал в глине... А затем и вовсе почувствовал, что его брод уходит в никуда. Вернуться, пока есть почва? Остаться промокшим, но так ничего и не достигшим? Нет, он выбирает другое - утонуть. "Отправиться в Америку". А точнее - застрелиться. Соня Мармеладова. Девушка знала, куда идёт и на что. Знала и терпела, погружаясь по самое горло и выплывая. Потому что видела цель и знала, как сохранить себя в дороге. Не утонула в разврате, не потеряла веру, так ещё и мятежному Родиону указала путь. Да что указала... взяла за руку и повела... А что на противоположном полюсе от Раскольникова? А там Порфирий Петрович. Почему? Вот всё знает, всё просчитывает, по единой чёрточке всю картину видит. Видит и... остаётся почти недвижим. Сбор улик, помещение подозреваемого в острог? Нет... он выжидает и тем не менее ведёт Раскольникова к признанию. Ни одного лишнего движения. Только он и цель. Не стоит быть ханжами, не стоит переписывать страницы учебников, не стоит думать штампами. Стоит думать. И действовать. Удачи.

Жизнь русского народа в прошлом была мучительно тяжелой. «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех… муках людских… Этот человек - », - писал . « » - самый значительный и совершенный роман писателя, в котором с особенной силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества Достоевского, его острая боль за поруганного и униженного человека, обреченного строем капиталистического общества на одиночество и страдание.

В письме к издателю журнала, в котором хотел поместить свой роман Достоевский, писатель излагает подробную программу своего произведения, его главную идею: «Главный мотив преступления рассматривается так: молодой человек, поддавшись «недоконченным» идеям, решил убить старуху, ненужную и злую, чтобы сделать счастливыми своих родных и самому выбиться из нищеты. Ему удается преступление, но после него развертывается весь психологический процесс преступления… он доносит на себя, закон правды и человеческая природа взяли свое, убили убеждения… в моей повести есть, кроме того, намек, что налагаемое юридическое наказание меньше устрашает преступника… отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».

Достоевский в «Преступлении и наказании» разоблачил и осудил буржуазный индивидуализм, показал несостоятельность анархического бунта, но сделал это с позиций, чуждых передовой революционной теории. От революционной борьбы за коренное изменение общественного устройства писатель уходит в область моральных исканий, а острые социальные конфликты переносит в сферу отвлеченных этических представлений. В романе поставлены те социальные и этические проблемы, которые Достоевский неоднократно развивал в своих произведениях на протяжении всей жизни. Это вопросы о праве человека на бунт, на восстание против существующего положения вещей, о возможности революционного изменения действительности и гармоничного устройства мира, социально-этическая проблема нравственного перевоспитания человека путем религиозного смирения и страдания. Носитель «бунта», отрицания существующего порядка - . Он при всей непоследовательности своих идей и взглядов решительно вступает на путь протеста и борьбы за поруганное человеческое достоинство, не может примириться с несправедливостью и фальшью окружающего общества, основанного на циничном презрении к человеку, на корысти и эксплуатации человека человеком.

В основе романа лежит конфликт, внешне имеющий детективный характер. Через него Достоевский раскрывает идею огромного социально-философского значения: о теоретической возможности совершения преступления ради высоких целей и корректировке жизнью этой теории. Жизнь не допускала таких теорий. Основная проблема романа - проблема права на кровь. С ней тесно связана и другая важная проблема - проблема униженных и оскорбленных, которая раскрывается в истории семьи Мармеладовых. Крайнее отчаяние этих людей запечатлено в горьких словах: «Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти?» Задавлен бедностью и сам Раскольников. Описание его одежды, жилища дает возможность представить жизнь бедного студента. Зарисовки площадей, Сенной площади, описания доходных домов, трактиров, вонючих улиц создают картины бедствия и страданий городских низов. Именно эта часть Петербурга, в которой было совершено преступление Расколь-никова, получила название Петербурга Достоевского.

Герой романа - талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников (семья Мармеладова) и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам (Лужин). Писатель беспощадно обнажает эти вопиющие социальные противоречия, показывает несправедливость преступного в своей основе собственнического общества. Закон и мораль охраняют жизнь и «священную собственность» хищной старухи-ростовщицы и отказывают в праве на существование молодому даровитому студенту. Развратник и преступник может безнаказанно совершать насилие над беззащитными людьми, потому что он помещик и богач, а честная и чистая девушка должна продавать себя, губить свою молодость и честь, чтобы ее семья не умерла от голода. Важнейшим вопросом, который освещает Достоевский, является значение христианской морали в жизни каждого человека и всего народа. Время действия романа - время коренных реформ (отмена крепостного права).

Люди в стремительно изменяющейся жизни искали четкие духовные ориентиры. Молодые, образованные люди не хотели жить по-старому и искали свой путь в духовной жизни, распространяя идеи нигилизма и атеизма. Новые идеи конфликтовали с христианскими догмами, с заповедями, определяющими нравственное поведение человека. Взгляд на христианство неприемлем. Его главная цель - достичь успеха и славы любой ценой, он любит одного себя, нарушая христианскую заповедь, он эгоистично переступает через людей без малейших угрызений совести. У Мармеладова совершенно не было силы воли, он всячески оправдывал свои действия, не менялся сам и не пытался что-нибудь изменить, потому что был уверен во всепрощении Бога. Раскольников был воспитан в христианской среде, но в Петербурге христианство не отвечает его духовным потребностям, что оно уравнивает всех перед Богом. После убийства Раскольников вновь обращается к христианству. В этом ему помогла (Соня Мармаладова которая верила в Бога и поэтому жила в гармонии с собой. Ее пора, в отличие от веры Мармеладова, была активной и помогла ей корежить все превратности судьбы, унижения и обиды. Чувство любви к Соне заставляет Раскольникова попытаться принять ее взгляды.

Непомерные страдания бедняков, обреченных на нищету, унижение, проституцию, гибель, Достоевский передал в своем романе с таким горячим, взволнованным сочувствием, с такой силой жизненной правды, с такой гневной ненавистью в адрес их палачей, хозяев жизни, виновных в страданиях простых людей, что роман стал безжалостным, суровым приговором обществу, основанному на эксплуатации, толкающему человека на путь преступления, порока и гибели.

Самые популярные статьи :



Домашнее задание на тему: Нравственность в романе «Преступление и наказание» .

>Сочинения по произведению Преступление и наказание

Мораль

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в первую очередь, философского содержания. Писатель работал над ним в 1860-х гг., когда в стране проходила капитальная перестройка социальных отношений. Это был переход к капиталистическому строю, в котором все покупалось и продавалось только за деньги. Некоторые герои Достоевского неплохо вписались в этот строй и пытались занять достойную нишу в нем, например, Лужин , Свидригайлов . Однако главным героем автор сделал не их, а Раскольникова Родиона Романовича - молодого студента, еле сводившего концы с концами.

Сам Достоевский провел некоторое время в каторге и знал, что большинство преступлений совершаются на социальной почве. По этой причине он нашел подходящие причины и мотивы для преступления, которое совершил его герой. В первую очередь, Раскольников искал в своем поступке нечто благородное. Убив злосчастную процентщицу , он хотел освободить общество от очередного зла. Сам он жил в комнате-коморке, которая наводила на него только мрачные мысли. Мучаясь оттого, что он не может заработать себе на жизнь честным способом, и не может ничем помочь матери с сестрой, он решается на такой отчаянный шаг.

Но кто он Раскольников - преступник или святой? По его теории все люди подразделялись на несколько разновидностей людей. Одни были простыми смертными, не способным на важные решения, меняющие ход истории. Другие были людьми «высшей» касты. Они меняли действительность. Только они могли внести что-то хорошее или плохое в этот мир. Для себя он решил, что хотел бы вершить судьбы, то есть относиться ко второй категории людей. С точки зрения христианства Раскольников грешен, но не только потому что он совершает убийство, а потому что он не любит людей.

Подробно исследуя теорию своего героя, автор опровергает ее. Он заставляет его по-новому взглянуть на мир, покаяться и принять смирение сердца. По его мнению, гордость ума и бунтарство ведет только к плохим последствиям. В конце произведения мы видим, что герой смог узреть истинный путь в себе самом. Он смог стать ближе к Богу и постичь истину бытия, стать добрее, мудрее и понятливее.