Мой парень курд или кто такие курды? Курдов разделяют не только границы

Турки пришли на Ближний Восток относительно недавно, в 11-ом веке. На территории Ближнего Востока тюрки появились вследствие миграции из Средней Азии племен тюрок-огузов, южная ветвь которы - сельджуки - создала Сельджукскую державу.
Сельджуки - это тюркские племена, вожди которых числили себя потомками Сельджука, личности по всей видимости мифической. Турки-сельджуки происходили из Центральной Азии, в XI веке они, под началом Тогрула, вторглись в Персию.
А к середине столетия продвинулись и на Ближний Восток. В 1055 г. сельджуки захватили Багдад, богатейший город Ближнего Востока, а к 1064 году потеснили Грузию и завоевали Армению и Азербайджан.
Спустя четыре года, в 1068-м, под руководством султана Арслана, они приступили к завоеванию территории Византийской империи. В 1077 году на захваченных землях турки основали Конийский (или Румский, Ромейский) султанат – государство со столицей в Конье, и постепенно расширили свои границы почти на всю Малую Азию.
А до них здесь жили и живут другие народы. Но сам факт существования в Турции коренных национальных меньшинств Турцией отрицается. А вот существование переселенцев - албанцев, болгар-мусульман, убыхов, черкессов, лезгин, абхазов, чеченцев - как раз признается.
Представители этих народов признаются в качестве беженцев типа палестинских. А «палестинские беженцы», как известно, в отличие от всех остальных беженцев, обладают неотъемлемым правом на создание собственного государства.
Но добрая и миролюбивая Турция согласна на разумный компромисс - вместо появления независимого государства к примеру черкесов, Турция удовлетворилась бы освобождением исконных черкесских земель от захватчиков и воссоединить их с Турцией. Мол, мы свободолюбивые дети мусульманских предместий, люди мирные и богобоязливые, живем от намаза до намаза. Но своего мы не отдадим.
В XVI веке в Европе не существовало никаких полноценных государств, кроме Османской империи. Прекрасно обученные, дисциплинированные, отважные османские воины шаг за шагом теснили разрозненные, плохо вооруженные формирования христианских европейских правителей, осваивая для империи все новые и новые «дикие» европейские земли.
В результате концу пятнадцатого века на европейском континенте им принадлежала Болгария, к началу XVI века - Греция и Сербия, к середине века граница отодвинулась до Вены. Турки покорили Венгрию, Молдавию, Трансильванию, захватили Мальту, опустошили побережья Испании и Италии.
К началу XVI века существование христианского мира как такового стояло под вопросом. В то время Османская империя, относительно погружающей в мракобесие средневековой Европы, была государством относительно веротерпимым и, несомненно, более передовым.
К примеру, 100 000 евреев, изгнанных инквизицией из Испании в 1492 году, были охотно принятых в подданство султаном Баязидом. Кроме того турки обладали наиболее передовой для своего времени регулярной профессиональной армией.
Ее костяк составлял так называемый «янычарский корпус». В XVI веке он практически полностью формировался из купленных или захваченных в плен мальчиков, юридически являвшихся рабами султана.
Все они проходили качественное воинское обучение, получали хорошее вооружение и превращались в лучшую пехоту, какая только существовала в Европе и средиземноморском регионе. Численность корпуса достигала 100 000 человек.
Но, потом, постепенно в империи нарастала общая деградация, что не могло не привести к поражениям на поле брани. В результате ее христианские недруги отвоевывали у Турции один регион за другим. Появившаяся на ее западных границах Австро-Венгрия медленно, но верно теснила ее на Балканах.
А Россия с севера. При Абдул-Азизе I-ом (1861-76 гг.) Турция приняла из России 600.000 беженцев с западной части северного Кавказа. На этом кавказские войны Россия закончила, так как на западе северного Кавказа лиц кавказской национальности не осталось. Тех, которые не убежали в Турцию были вырезаны под корень. А снабжение оружием беспокойных горцев шла из Турции именно через западную часть северного Кавказа.
В Турецкой энциклопедии сказано, что, по данным турецкого переселенческого комитета, с 1816 по 1910 год в Турцию различных кавказских племен (аварцы, черкесы, чеченцы и др.) переселилось 3,1 млн человек.
Если бы эти горцы остались на своей родине, то к концу ХХ века численность коренных народов на Северном Кавказе должна была составлять не менее 20 млн человек (вместо 5 млн человек в реальности). Освобожденные от мусульман земли Крыма, Причерноморья и Северного Кавказа щедро раздавались переселенцам, исповедовавшим христианство.
Сюда были переселены немцы, болгары, сербы, армяне, гагаузы и т. д. Даже евреям перепало, там был создан еврейский автономный район. Но самой многочисленной этнической группой, воспользовавшейся эмиграцией татар и горцев, были казаки и украинцы. В общей сложности их сюда переселилось до 2 млн человек.
В результате такой имперской истории национальный состав Турции очень пестрый. Премьер Давутоглу, к примеру - этнически крымский татарин. А президент Эрдоган - аджарец. А основатель турецкого государства, Кемаль Ататюрк, как вы уже догадались, родился в простой еврейской семье. Правда принявшей ислам еще до его рождения.
А на языке зазаки, принадлежащему к иранской группе языков, говорит и поныне население проживающее на Армянском нагорье в верховьях Тигра и Евфрата. Всего 1,6 млн. человек (2,2%. от общей численности населения Турции). Турция их тоже считает турками, но в силу общей деградации перешедшими с высокого тюрского языка на убогий ираноподобный жаргон.
А вот существование народов, которые жили на территории современной Турции, Турция признавать отказывается. А отказывать признавать Турции есть что. В 1915-1923 годах в Турции был осуществлен геноцид христианского населения. Тогда было убито более 3 (трех) млн. христиан. В том числе не менее 1,5 млн. армян, 0.5 миллиона ассирийцев, остальные греки.
Но их уже нет. А на нет и суда нет. Поэтому факт геноцида армян, ассирийцев и греков в Османской империи во время Первой мировой войны Турция категорически отрицает.
Но курды то существуют. От геноцида их спасло тогда то, что они сунниты, как и турки. А геноциду тогда подверглись исключительно христиане. Даже живших в Турции евреев, а уж принято резать всегда, турки не тронули.
Упоминания о мидийцах (мидянах) относятся году так к 2500 до нашей эры. Так вот, мидийцы - это предки курдов. Кстати, жизнь этих горцев не всегда была пасторальной. Первая резня армян была осуществлена именно курдами (1894-96 годы). Да и в геноциде армян и, в особенности, ассирийцев в 1915-16 годы, курды принимали посильное участие.
Курды, по официальной версии турецких властей - это вовсе не придуманные предателями врагами турецкого народ «курды», а «горные турки», которые в условиях горного климата, бедолаги, «одичали и забыли свой язык». Практически одичали и опустились, в результате чего превратились в маугли.
Хотя курды живут там, где они живут, более 5 тысяч лет. А турки пришли в Переднюю Азию из Средней Азии в XI веке. Более того, курды никакие не впавшие в дикость турецкие маугли. Курды по своему происхождению к тюркам вообще никакого отношения не имеют. Это ираноязычный, а не тюркоязычный народ.
Сегодня Курдистан состоит из следующих регионов - автономии в Ираке - Южный Курдистан, в Сирии - Западный Курдистан, Турецкий Курдистан, где проживает основная масса курдского народа - Северный Курдистан, регион заселенный курдами в Иране (есть курдская автономия) - Восточный Курдистан. Курды составляют до 10% населения Ирана и проживают на западе страны, в провинциях Курдистан, Западный Азербайджан и Керманшах.
Все вместе это образует единую страну заселенную курдами - Курдистан. Сегодня это примерно 45 миллионов человек.
Курдов с независимостью великие державы стабильно обманывают. После первой Мировой войны, в качестве мировых держав, это сделали Англия и Франция. Курдам тогда было обещано независимое государство по Севрскому мирному договору 1920 года, решавшему судьбу Османской империи, проигравшей в Первой мировой войне.
То есть с курдами собирались поступить так же, как в том же 1920 году, по тому же Севрскому мирному договору, из распавшейся Османской империи была образована подмандатная территория «Ирак», что в переводе с арабского означает «Междуречье». Мандат на управлении этой территорией был предан тогда Великобритании.
Но с Курдистаном, в конечном счете, этого не произошло. Потому что решили сохранить Турцию, пусть и в усеченном варианте.
А вообще в Курдистане исторически проживают следующие этно-конфессиональные группы:
1) Курды - мусульмане, исповедующие суннизм (но есть и группа курдов-шиитов в районе Ханекин).
2) Езиды - населяют районы Синджара и Дахука. Здесь же находится и их главная святыня - храм Лалеш. Езиды говорят на курманджийском языке курдской группы арийской ветви индоевропейской семьи. Когда-то все курды были езидами по вероисповеданию, но постепенно большинству из них постепенно навязали ислам (суннизм).
Общая численность езидов 1,5-2 миллионов человек. Из них не менее 500 тысяч проживают в Ираке (прежде всего, на севере страны, в горах Синджар, где их сейчас режут арабы Исламского халифата, и в районах Айн-Сифни и Дохук).
В других странах: Германия – 60 тысяч (сейчас, в связи с потоком беженцев, их в Германии гораздо больше), Россия – 40 тысяч, Армения – 35 тысяч, Грузия – 20 тысяч, Сирия – 14 тысяч, Швеция – 4 тысячи (цифра до потока беженцев), Украина – 2 тысячи. Кроме того, небольшие общины езидов есть в США, Канаде, Великобритании, Франции, Нидерландах, Бельгии, Дании, Швейцарии, Австралии, а также в Турции.
3) Ассирийцы - древний народ, являющийся паствой Ассирийской церкви Востока.
4) Халдеи - арабы и ассирийцы, являющиеся верующими Халдейской католической церкви.
5) Туркоманы, или иракские туркмены. Тюрки, которые практически стали турками.
6) Арабы, среди которых также есть и сунниты, и шииты, и христиане;
7) Армяне, проживающие в Дахуке и Захо.
8). Евреи курдские, или «лахлухи». Поголовно перебрались в Израиль еще в 20 веке. Интересны тем, что в быту говорят на арамейском языке.
К началу XIX столетия правители Оттоманской империи уже осознавали, что мусульманский мир безнадежно отстает от христианского Запада, и чем дальше, тем больше. Начались лихорадочные попытки догнать «неверных» путем слепого копирования западных образцов.
Султан даже завел у себя военный оркестр (может, оттого западные армии так хорошо воюют, что они вдохновляются победными маршами?). И пригласил на роль капельмейстера Луиджи Доницетти, брата великого композитора. Луиджи много лет прослужил в должности придворного музыканта, отуречился, принял ислам и в конце своей долгой жизни руководил женским оркестром императорского гарема.
Но даже эти драматические перемены в культурной жизни султанского гарема не спасло Оттоманскую империю от поругания…
Чуть позже с курдами заигрывал Сталин. В 20-е годы в Закавказье был создан Красный Курдистан (Курдский национальный уезд с центром в городе Лачин). Но в 30-е годы Красный Курдистан был ликвидирован, а значительная часть его населения позже была депортирована в Среднюю Азию и Казахстан.
После войны, в 1946 году в зоне контроля советских войск, куда попал иранский Курдистан, была создана курдская Мехабадская республика. Но потом и Иран решили не разрушать. Поэтому в 1947-м, после вывода советских войск из Ирана, шахский режим потопил Мехабадскую республику в крови.
На входе в синагогу неизвестные повесили свиную ногу. Через 15 минут они за ней вернулись - но ее и след простыл. На Ближнем Востоке всегда так - верить никому нельзя.
Вот и США, воюя с Саддамом Хусейном после захвата им Кувейта, обещали иракским курдам независимость. И вновь обманули.
Но теперь, когда это грязная пена схлынула, курдов, может быть, не обманут. И, я вовсе не призываю Путина ввести куда-нибудь войска, но свое государство курды все-таки получат.
Впрочем, и не одни курды. К примеру, идея объединения Северного (который был в СССР) и Южного (иранского) Азербайджанов живет и побеждает. Турки, азербайджанцы и туркмены - это примерно русские, украинцы и белорусы. Согласно доктрине пантюркизма это вообще одна нация. Здесь тоже процесс пошел и зашел достаточно далеко.
А вообще, попытка внедрить демократию в тоталитарных государствах Ближнего и Среднего Востока – неизбежно приведет к кровавой анархии, и Сомали в конечном итоге.
И главное тут запустить процесс - и в какой-то точке он станет необратимым. Как кусок мяса может убить дистрофика, как свежий воздух может убить водолаза - так демократия может убить любой народ и любое общество, стоящий на родоплеменном уровне и обладающий родоплеменным сознанием.
И главное тут, чтобы это общее одичание не замыкалось ближневосточными пустынями, а выбрасывало миллионы беженцев в Германию. Пока страна этих нелюдей не будет затоплена беженцами как старый унитаз, подключенный к засорившейся канализации.
Европа нынче вступает в период перемещений, переселения, выселения, бегства населения от войн и т. д. Этот процесс называется «Великое переселение народов». Последний раз в Европе это событие произошло в конце первого-начале второго тысячелетий нашей эры. После его окончанию этническая картина Европы изменилась до неузнаваемости.
Сегодня в Европе, после тысячелетнего перерыва, вновь происходит Великое Переселение Народов. Которое, естественно, закончится тем же, что и первое - по его окончанию этническая картина Европы изменилась до неузнаваемости.

Немногие сегодня знают, кто такие курды и где они живут? А ведь к курдам относится большое количество людей. Курдистан — юго-западная территория азиатского материка, которую в абсолютном или относительном большинстве населяют курды. Курдистан — не государственно-политическое, а этнографическое название, поскольку он расположен на территории четырех государств:


    Сегодня курдов насчитывается, по разным оценкам, от 20 до cвыше 30 млн человек. В Турции проживают 14—15 млн курдов, в Иране — около 4.8—6.6 млн, Ираке — около 4—6 млн и Сирии — около 1—2 млн. Почти 2 млн курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В странах бывшего СССР насчитывается 200—400 тыс. курдов, в основном в Азербайджане и Армении .

    Курды являются ираноязычным народом, проживающим на территориях Турции, Ирана, Сирии, Ирака, а также частично в Закавказье. Курдский народ говорит на двух диалектах — курманджи и сорани.
    Курды — один из древнейших народов Ближнего Востока. О предках курдов древние египетские, шумерские, ассиро-вавилонские, хеттские, урартские источники стали сообщать довольно рано. Известный востоковед доктор исторических наук М. С. Лазарев писал, что «очень трудно найти народ, который на своей национальной территории жил бы так долго…» . С точки зрения Н. Я. Марра, «курды сохраняют элементы древней культуры Переднего Востока потому, что они являются потомками автохтонного населения… » — писал 0. Вильчевский (1-70). Ученые — академики Н. Я. Марр, И. М. Дьяконов, В. Ф. Минорский, Г. А. Меликишвили, И. Шопен, П. Лерх, профессор Эгон фон Эльктедт, Амин Заки, Гурдал Аксой и другие в числе предков курдов называют древние племена кутиев, луллубеев, хурритов, касситов, мадов (мидийцев) , кардухов, урартцев, халдов, маров, киртиев и других обитателей седого Ближнего Востока. Курды как потомки этих племен своими корнями уходят в далекое историческое прошлое

    Курды — самый большой народ, не имеющий собственного государства. Курдская автономия существует только в Ираке (Курдское Региональное Правительство Ирака).

    Этот народ борется за создание Курдистана уже более двадцати лет. Стоит отметить, что курдскую карту разыгрывают все мировые державы. Так, например, Израиль и США, которые являются союзниками Турции, поощряют её борьбу с курдским движением. Россия же, Греция и Сирия поддерживают Рабочую партию Курдистана.


    Такой интерес других государств к Курдистану можно объяснить и их заинтересованностью богатыми природными ресурсами территории, населённой курдами. Одним из важнейших ресурсов является нефть.

    Из-за довольно выгодного географического и стратегического положения Курдистана с давних времён иноземные завоеватели обращали особенное внимание на эти земли. Поэтому со времен образования Халифа и до настоящего момента курды вынуждены были вести борьбу против поработителей. Стоит отметить, что курдские династии во времена раннего феодализма имели значительное политическое влияние на Ближний Восток и правили не только в отдельных княжествах, но и в таких крупных странах как Сирия и Египет.

    В 16 веке в Курдистане началась череда непрекращающихся войн, причиной которых стали Иран и Османская империя, спорившие за обладание его землями.

    Согласно Зохабскому договору (1639 г.), ставшему итогом этих войн, Курдистан разделился на две части — Турецкую и Иранскую. Впоследствии это событие сыграло роковую роль в судьбе народов Курдистана.

    Османское и иранское правительство постепенно ослабляли, а затем ликвидировали курдские княжества с целью закабалить Курдистан в экономическом и политическом плане. Это привело к усилению феодальной раздробленности страны.

    Правительство Османской империи втянуло курдов против их воли в первую мировую войну, что впоследствии привело к разорению края и разделу его на четыре части: турецкую, иранскую, иракскую и сирийскую.

    Происхождение курдов

    Происхождение курдов в настоящее время является предметов дискуссий и споров. Согласно нескольким гипотезам, этот народ имеет:


    • Скифо-мидийское происхождение.

    • Яфетическое.

    • Северная Месопотамия.

    • Иранское плато.

    • Персия.

    Очевидно, что в формировании курдского народа принимали участие многие из представителей указанных местностей.

    Вероисповедание курдов

    В Курдистане существует несколько религий. Основная часть населения курдов (75%) исповедует ислам суннитского толка, также есть мусульмане-алавиты и шииты. Небольшая доля населения исповедует христианство. Кроме того, 2 млн привержены доисламской религии «Езидизма» называющих себя Езидами.. Однако, несмотря на вероисповедание, каждый курд считает своей исконной религией зороастризм.

    Говоря о езидах всегда нужно помнить:


    • ЕЗИДЫ один из древних народов Месопотамии, говорят на диалекте курманджи курдского языка - культура идентично с курдским, религия езидизм.


    • ЕЗИД рождается от отца курда-езида, а матерю может быть любая порядочная женщина.

    • ЕЗИДИЗМ исповедуют не только курды-езиды, но и иные представители курдского народа.

    • ЕЗИДЫ - это этнические курды, исповедуют древнекурдскую религию езидизм.

    Суннизм является доминирующей ветвью ислама. Кто такие сунниты курды? Вероисповедание их основано на «сунне», представляющей собой свод правил и устоев, которые были основаны на примере жизни пророка Мухаммеда.

    Курдский народ — самый крупный по численности, имеющий статус «национального меньшинства». Численность курдов в мире не имеет точных данных. В зависимости от источников, эти цифры очень разнятся: от 13 до 40 млн. человек.

    Проживают представители этой народности в Турции, Ираке, Сирии, Иране, России, Туркменистане, Германии, Франции, Швеции, Нидерландах, Германии, Британии, Австрии и многих других странах мира.

    Курды в Турции сегодня

    В настоящее время в Турции живёт около 1,5 миллионов курдов, которые говорят на курдском языке.

    В 1984 году Рабочая партия Курдистана вступила в войну, (которая длится и до настоящего момента) с официальными властями Турции. Курды в Турции сегодня требуют провозглашения единого и независимого государства — Курдистан, который объединит все территории, населённые курдами.

    Сегодня курдский вопрос — один из ключевых в обсуждениях дальнейшего пути евроинтеграции Турции. Требования Европы предоставить курдскому народу автономность и права, соответствующие европейским стандартам, пока остаются нереализованными. Эти обстоятельства во многом объясняют причину, почему турки не любят курдов.

    Традиции и обычаи курдов

    В связи с тем, что курды не имеют собственного официального государства, определённого политического статуса в мире, не многие знают, кто такие курды. История и культура этого народа, между тем, отличается своим богатством и многогранностью.


    • С согласия девушки жених может её похитить. Если это происходит против воли родителей, ему приходится везти её в дом шейха, причем, в случае, если родные настигнут беглецов, то могут их убить. Если же молодые успеют укрыться в доме шейха, то последний вручает родителям невесты выкуп, и стороны примиряются.

    • Курдская женщина имеет право выбирать себе в мужья любимого мужчину. Как правило, выбор дочери и родителей совпадает, однако, в противном случае, отец или брат могут насильно выдать девушку замуж за того человека, которого посчитают достойным кандидатом в мужья. При этом отказ девушки этому кандидату считается страшным позором. Развестись с женой также считается позором, и такие случаи встречаются крайне редко.

    • Свадьба курдов может длиться до семи дней, и её продолжительность зависит от материального положения хозяев. Это очень напоминает свадебные традиции Турции .

    • Если родственники жениха живут далеко от родственников невесты, то играют две свадьбы, а в случаях, когда молодые проживают на небольшом расстоянии друг от друга — празднуют одну большую свадьбу.

    • Свадебные торжества у курдов пышные и дорогостоящие, поэтому родители сына копят деньги для свадьбы на протяжении долгого времени. Впрочем, расходы окупаются подарками гостей, в качестве которых, как правило, выступают овцы или деньги.

    • Угощения на свадьбы или другие праздники состоят из риса и мяса. Мужчины и женщины отмечают праздники порознь в разных палатках.

    • Кровная месть актуальна у курдов и до настоящего времени. Причинами ссор могут быть нехватка воды, пастбищ и т. д. Однако современные курды всё чаще решают конфликты с помощью платы. Известны и такие случаи, когда в качестве платы выступала женщина или девушка, которую выдавали замуж врагу, и стороны примирялись.


    • Многие курдские женщины и девушки ходят в брюках, что объясняется удобством при верховой езде на лошадях. Украшениями для женщин служат золотые и серебряные монеты.

    • В супружеских отношениях курды моногамны, за исключением беков, которые могут жениться повторно для того, чтобы укрепить родственные связи.

    • Отличается этот народ и своим уважительным отношением к представителям других религий, независимо от того, какая вера у курдов, они могут участвовать в религиозных церемониях иных конфессий.

    • Также курды отличаются своим дружелюбием по отношению к другим национальностям, однако не терпят ситуаций, связанных с притеснением их языков, обычаев и порядков.

    Борьба курдов за независимость

    Первая попытка создания независимого курдского государства была предпринята в 1840-х годах Бадрхан-беком, эмиром области Бохтан (со столицей Джезире). В году он начал чеканить монету от собственного лица и совершенно перестал признавать власть султана. Однако летом г. Бохтан был занят турецкими войсками, эмират ликвидирован, с сам Бадрхан-бек взят в плен и сослан (ум. В 1868 г. в Дамаске).

    Новую попытку создать независимый Курдистан предпринял племянник Бадрхана Езданшир. Он поднял восстание в конце г., воспользовавшись Крымской войной; вскоре он сумел взять Битлис , а за ним и Мосул. После этого Езданшир начал готовить наступление на Эрзерум и Ван. Однако попытка соединиться с русскими не удалась: все его гонцы к генералу Муравьеву были перехвачены, а сам Езданшир был заманен на встречу с турецкими представителями, схвачен и отправлен в Стамбул (март г.) После этого восстание сошло на нет.

    Следующую попытку создания курдского государства предпринял шейх Обейдулла в г. Обейдулла, верховный руководитель суфийского ордена Накшбанди, пользовавшийся большим уважением в Курдистане как по своему положению, так и за личные качества, созвал в июле 1880 г. в своей резиденции Нехри съезд курдских вождей, на котором выдвинул план: создать независимое государство, а для того сначала напасть на Персию (как более слабого противника), овладеть Иранским Курдистаном и Азербайджаном и, опираясь на ресурсы этих провинций, повести борьбу против Турции. План был принят, и в августе того же года началось вторжение курдов в Иранский Азербайджан. Оно сопровождалось восстанием местных курдских племен; отряды восставших подошли к самому Тебризу. Однако Обейдулла со своими основными силами замедлил при осаде Урмии, в конце концов был разбит и вынужден возвратиться в Турцию. Там он был арестован и сослан в Мекку, где и умер.

    В это время в Курдистан все более проникает из Европы идеология национализма ; ее пропаганду вела первая курдская газета —«Курдистан», которую выпускали с г. в Каире потомки Бадрхана.

    Новый подъем национального движения в Курдистане наступил после Младотурецкой революции года. Возникает и тотчас приобретает популярность националистическое общество «Возрождение и прогресс Курдистана», главой которого был вернувшийся из ссылки шейх Абдель-Кадер — сын Обейдуллы; вслед затем возникает «Лига Курдистана», ставившая своей целью создать «Курдистан бейлик» (курдское княжество) то ли в составе Турции, то ли под протекторатом России или Англии — в этом отношении были разногласия. С ней был связан шейх племени барзан Абдель-Салям, поднявший ряд восстаний в 1909—1914 г.. и особенно Молла Селим, ставший лидером восстания в Битлисе в марте 1914 г.

    Что же касается Турецкого Курдистана, то курды, боявшиеся попасть под власть армян и западных держав, поддались на агитацию Мустафы Кемаля , обещавшего им полную автономию в совместном курдско-турецком мусульманском государстве, и поддержали его в ходе греко-турецкой войны. В результате в 1923 г. был заключен Лозаннский мирный договор, в котором о курдах вообще не упоминалось. Этот договор определил современные границы между Ираком, Сирией и Турцией, разрезавшие бывший Османский Курдистан.

    После этого кемалистское правительство начало проводить политику «тюркизации» курдов. Ответом явились восстание, поднятое в начале 1925 г. шейхом Саидом Пираном. Восставшие овладели г. Генчем, который шейх Саид провозгласил временной столицей Курдистана; далее он намеревался захватить Диярбекир и провозгласить в нем независимое курдское государство. Однако штурм Диярбекира был отбит; вслед за тем восставшие были разбиты под Генчем, руководители восстания (включая шейха Абдул-Кадыра, сына Обейдуллы) взяты в плен и повешены.

    Новое восстание турецких курдов началось в г. в Араратских горах. Оно было организовано обществом «Хойбун» (Независимость); восставшие попытались сформировать регулярную армию под командованием бывшего полковника турецкой армии Ихсана Нури Паши; была создана и гражданская администрация под руководством Ибрагима-паши. Восстание было подавлено в г. Последним массовым движением турецких курдов было движение курдов-заза (племя, говорящее на особом диалекте, исповедующее алавизм и ненавидевшее мусульман) в Дерсиме. До г. Дерсим пользовался фактической автономией. Преобразование этой области в вилайет Тунджели с особым режимом управления вызвал восстание под руководством дерсимского шейха Сеида Реза. Посланный против восставших армейский корпус не добился успеха. Однако командир корпуса генерал Альпдоган заманил Сеида Резу в Эрзерум на переговоры, где курдский вождь был арестован и вскоре повешен. Восстание было подавлено только в г. В результате установившегося в Турецком Курдистане режима военно-полицейского террора, запрета курдского языка, курдской национальной одежды и самого названия «курды» (кемалистские ученые объявили курдов «горными турками», якобы одичавшими и забывшими исконный турецкий язык), а также массовых депортаций курдов в Западную и Центральную Анатолию курдское движение в Турции на долгие годы было уничтожено, а курдское общество — деструктурировано.

    Центром курдского движения в это время стали Иракский и Иранский Курдистан. В г. в Сулеймание вновь поднимает восстание Махмуд Барзанджи. Восстание было подавлено, но тотчас вслед за тем вспыхнуло восстание шейха Ахмеда в Барзане (1931—1932). В 1943—1945 годах в Барзане происходит новое восстание под руководством 1975 г. В ходе восстания Барзани удалось добиться формального признания за курдами Ирака права на автономию; однако, в конце концов он потерпел поражение. Поражение восстания спровоцировало раскол в движении иракских курдов: от Демократической партии Курдистана откололся целый ряд левых партий, летом 1975 г. оформившихся в Патриотический союз Курдистана под руководством Джаляля Талабани .

    В начале г., в связи с исламской революцией в Иране, власть в Иранском Курдистане оказалась практически в руках курдов. Однако уже в марте начинаются вооруженные столкновения между отрядами Демократической партии Иранского Курдистана и посланными из Тегерана «Стражами исламской революции». В начале сентября иранцы начали массированное наступление, сопровождавшееся массовыми казнями жителей захваченных селений начиная от 12—13 лет. В результате, правительственным силам удалось взять под свой контроль основную часть Иранского Курдистана.

    В трагическом положении оказались иранские и иракские курды во время Ирано-Иракской войны 1980—1988 гг., когда первые пользовались поддержкой Багдада, а вторые — Тегерана; на этой почве происходили вооруженные столкновения между отрядами иракских и иранских повстанцев.

    В марте года в результате поражения иракских войск, в Иракском Курдистане вспыхнуло новое восстание. В апреле оно было подавлено Саддамом Хусейном, однако затем силы НАТО , действуя по мандату ООН вынудили иракцев покинуть часть Иракского Курдистана, где был создан так называемый «Свободный Курдистан» с правительством из членов ДПК и ПСК. Окончательное освобождение Иракского Курдистана произошло после падения Саддама Хусейна. В настоящее время там существует формально федеральное, а фактически полунезависимое государство, президентом которого является

    В это время в Турции возникает Курдская рабочая партия которую возглавил Абдулла Оджалан по кличке «Апо» («Дядя»), отчего ее приверженцев называют «апочистами». После военного переворота г. ее члены бежали в Сирию, где, получив помощь от сирийского правительства, начали вооружённую борьбу против турецкого государства под лозунгом «Единого, демократического, независимого Курдистана», Первая вооруженная акция была совершена в году, к середине 90-х гг. РПК уже обдала армией не несколько тысяч (по ее собственным утвержденим до 20 тысяч) «герилла» (партизан) и разветвленными политическими структурами в курдской диаспоре по всему миру. Всего в результате боевых действий погибло более 35 тысяч человек. В г. Сирия под нажимом Турции отказалась от поддержки РПК и выслала Оджалана, чем нанесла по партий сильнейший, и как оказалось непоправимый удар; Оджалан был захвачен турками в Кении, судим и приговорен к смертной казни; в настоящее время он находится в тюрьме на о. Имралы.

    В настоящее время фактическим центром курдского национального движения является Иракский Курдистан. Среди курдов распространена надежда, что он станет основой будущего независимого и объединенного «Большого Курдистана».

После того, как переговоры между Россией и Сирией и курдами Африна потерпели неудачу, российская сторона заключила сделку с Турцией. Теперь Турция атакует Африн, а все остальные смотрят в сторону.

«Луна Алабамы» про ситуацию в Африне:

Главным стимулом для этого развития стало объявление оккупации США на северо-востоке Сирии с помощью курдского YPG / PKK. Стратегия оккупации уже терпит неудачу. Курды сделали ложный выбор. Они будут проигравшими в этой игре.

Мы ошибочно предсказали, что турецкие угрозы против курдских держав в северо-западной части Африна были пустыми.

В настоящее время Турция нападает на кантон Африн в полную силу. С помощью Джорджа Оруэлла операция была названа «Оливковая ветвь».

Турецкая операция, проводимая в Африне была вызвана двумя событиями. Важнее было объявление США о постоянной оккупации северо-восточной Сирии с помощью 30 000 человек SDF «сил пограничной охраны», состоящих в основном из курдов и некоторых арабов, ранее сражавшихся против ИГИЛ:

Как мы уже отмечали, турки не консультировались с США и, конечно же, не удивлялись, что «террористическая банда», обученная и вооруженная США, будет контролировать длинный участок своей южной границы. Любому турецкому правительству придется принять жесткие меры для предотвращения такой стратегической угрозы для страны.

Движение в США было дилетантским. Он проигнорировал потребности безопасности своего союзника по НАТО в Турции в обмен на незаконную и неустойчивую оккупацию северо-восточной Сирии. Государственный секретарь Тиллерсон попытался успокоить турков, заявив, что «силы пограничной охраны» не предназначены для защиты границ. Сообщения из учебного лагеря показывают, что это ложь: «Эта сила станет основной силой для защиты границ северной Сирии», - провозгласил диктор на церемонии вручения дипломов».

Вторым мотивом для турецкой операции был успех сирийской армии на востоке Идлиба, где «Свободная сирийская армия» и «Аль-Каида Такфирис», поддержанные Турцией, были ликвидированы атаками Сирийской армии.

Прошедшей сейчас турецкой операции предшествовало несколько раундов переговоров.

Сирийское правительство и его российские союзники предложили курдам Африна защитить их от любых турецких нападений.

Почти неделю назад состоялась встреча между российскими чиновниками и курдскими лидерами. Москва предположила, что сирийское государство становится единственным органом, отвечающим за северную границу. Курды отказались. Сразу после этого турецкие генералы были приглашены в Москву. Наличие сирийского государства, контролирующего его Северную границу, не было единственным требованием России. Другое дело, что курды вернули нефтяные месторождения в Дейр-эль-Зоре. Курды отказались, заявив, что США этого не допустят. Встреча прошла не совсем удачно.

Этот счет был подтвержден курдскими переговорщиками. Алдар Кселил , член Демократического свободного общества Тев-Дем: «На встрече Россия предложила администрации Африна, что если Африн будет управляться сирийским режимом, Турция не будет нападать на нее. Администрация кантона Африн отказалась от этого предложения».

Курды сделали встречное предложение. Они поднимут некоторые сирийские флаги и откажутся от (в основном уничтоженных) военно-воздушной базы Менаж, которую они держат, но они не хотели отказываться от какого-либо пограничного контроля.

Амберин Заман беседовал с должностными лицами Рожавы Нобахаром Мустафой и Синамом Мохаммедом . Они говорят:

Россия стремится ослабить YPG и превратить Африн в территорию «режима» (Асада).
Мы все еще ведем переговоры с Россией. Они сказали, что если вы передадите Африну режиму, он защитит вас. Мы отказались. Мы предложили передать авиабазу Менаж и некоторые другие контрольно-пропускные пункты, но они отказались.
Мы можем выйти из Сочи Новые союзы будут сформированы с Саудовской Аравией, ОАЭ и Египтом.
Командующие силами Рожава генерал Мазлум и Ильхам Ахмед встретились с Бреттом МакГерком , чтобы попросить США прекратить турецкие атаки. Это испытание того, насколько надежным союзником является США.

После того как переговоры с курдами потерпели неудачу, Сирия и Россия, которая была переговорной организацией, заключили сделку с Турцией. Турция согласилась на зону деэскалации в Идлибе, но так и не приступила к созданию обещанных наблюдательных пунктов в контролируемой зоне «Аль-Каиды». Турция поддержала «Аль-Каиду». Борьба с этим напрямую связана с интересами Турции. Он слишком уязвим, поскольку многие боевики «Аль-Каиды» имеют семью и друзей, живущих в Турции.

Новая сделка даст Сирии контроль над большей частью Идлиба в обмен на турецкий контроль над Африн (если турки действительно смогут занят этот район). Параллельно с началом турецкой операции сирийская армия заняла авиабазу Абу-Духур на востоке Идлиба. Она ликвидирует все, что осталось от «Аль-Каиды» и ИГИЛ в ныне закрытом котле. Затем она перейдет в провинцию Идлиб.

Если Турция возьмет Африн, это плохо для Сирии. Сирийское правительство явно не приветствует сделку, которую русские сделали от ее имени. Любое соглашение со смелым президентом Турции Эрдоганом , скорее всего, не будет длиться долго. Но иметь курдов с США оккупирующих северо-восток страны еще хуже.

Сирийское правительство отклонило турецкие заявления о том, что оно было проинформировано об этом нападении и официально осудило турецкий шаг. Но он мало что может сделать против этого. Его армия истощена и занята в других местах. Ни Россия, ни Иран не поддержали бы открытый конфликт с Турцией.

Турция начала довольно крупную операцию против Африна. Ее ВВС бомбардируют этот район. Сейчас она отправляет туда свои самые современные танки. «Аль-Каида» - «Свободная сирийская армия», которую Турция поддерживает и контролирует, будет ее пехотой на фронтовой линии, которая, несомненно, будет истекать кровью больше всего. Африн - горный регион, и это будет трудный бой. Два турецких танка уже уничтожены. Курды хорошо подготовлены и вооружены. У обеих сторон будет много потерь. Между тем сирийская армия и ее союзники успеют захватить Идлиб.

Политика СЩА в Сирии находится в полном беспорядке. Их стратегия для Сирии, объявленная только на прошлой неделе, уже разваливается. Центральное командование отклонило любую ответственность за курдов в Африне, когда они сражались вместе с курдами на востоке. Это те же люди. Курдский военный командир в Африне ранее сражался в Кобэне. Теперь турецкие самолеты вылетают с авиабазы Инджирлик, чтобы бомбить союзных США курдов на западе Сирии, в то время как американские самолеты-заправщки вылетают из Инджирлика для поддержки альянса США с курдами на востоке.
Многие элементы SDF изменят сторону в этом конфликте. Мы можем ожидать «инсайдерских атак» против американских сил, которые их обучают.

Курдское командование обвиняет Россию в турецком нападении на Африна. Это смешно. Сирия и русские поддерживали курдов на протяжении всей войны. Они первыми доставили оружие и боеприпасы курдам для борьбы с Такфирами. Именно курды изменили свои позиции и пригласили оккупацию США. Именно курды заявили, что попросят саудовскую поддержку.
Всего несколько месяцев назад курдский проект в Ираке потерпел неудачу. Правительство Ирака вернуло все завоевания, которые курды совершили за десятилетие, и США ничего не сделали, чтобы помочь своим курдским «союзникам». Почему курды в Сирии верят, что их захват будет иметь другой результат?

(Оригинал на английском языке (в тексте могут быть неточности, адаптирован с технического перевода)

Немецкие марксисты еще летом 2016 года предупреждали курдов.

Для империализма, использование этнических противоречий всегда было желанным средством для реализации политики «Разделяй и властвуй!». Во время Первой мировой войны английские империалисты под видом археологов (вроде секретного агента Лоуренса-Аравийского) поднимали восстание наиболее реакционных арабских племен против регрессивной Османской Империи. Царская Россия в свою очередь подстрекала христианское армянское население для борьбы с Османской Империей. В то время, как христианское население Османской Империи (греки, армяне) легко принимало посулы Антанты, курды-мусульмане наоборот принимали активное участие в Освободительной войне 1919-1923 годов на стороне турецких патриотов против иностранных интервентов (Англии, Франции, Италии и Греции).

После вторжения в Ирак в 2003 году, американский империализм столкнулся с растущей оппозицией его стратегии на разжигание этнических и религиозных противоречий. Это привело к фактическому разделу Ирака - курдский северо-восток, суннитский северо-запад и шиитский юг. К югу от Турции, США преследуют цель создания многочисленных несостоявшихся государств, путем разрушения существующих, с превращением этих территорий в «зоны конкуренции полевых командиров».

По этой причине, создание замкнутой структуры Рожавы не в интересах американского империализма, так как США не заинтересованы в полной ликвидации ИГИЛ. Американский империализм поддерживает открытое нарушение международного права и нарушение территориальных границ Сирии после начала вторжения турецкой армии к западу от Евфрата, дабы сохранить разрыв между кантоном Африн и Кобане, а захваченную территорию использовать для создание «безопасной зоны» для «Аль-Каиды» и сохранение возможностей для Халифата сохранить каналы снабжения через Турцию. Из этой зоны, защищенной от сирийских и российских военных, они хотят продолжать свою работу по свержению сирийского правительства.

В настоящее время существует много слухов о новом союзе Путина и Эрдогана. В текущих условиях, в интересах России, США и Турции вбивать такие клинья, для предотвращения создания полноценного курдского государства, чему должны помешать действия турецких шовинистов, провоцирующих дальнейшую исламизацию Турции. Это будет приводит к тому, что союз Асада и Эрдогана вряд ли будет иметь долгосрочные перспективы. так как режим Асада остается светским арабским националистическим режимом. Кроме того, Турция будет вынуждена учитывать интересы США с их планами по дестабилизации региона, даже несмотря на то, что эти планы угрожают существованию Турции.

В стане курдов сейчас звучат жалобы на «предательство со стороны Соединенных Штатов». Бывший американский доброволец воевавший за курдов заявил. «Решение США является пощечиной для курдов. Но не только для курдов, но и для иностранных добровольцев воевавших за них. Маостские добровольцы внезапно обнаружили, что красные звезды на мундирах спецназа США были просто нашивками. В YPG официальную позицию Вашингтона по поводу турецкого вторжения назвали «предательством со стороны правительства США». Те, кто раньше поддерживал авиационной поддержкой наступление курдов на «Исламское государство», ныне заставляют курдов отступать. Учитывая, что ранее курды разорвали союз с сирийским правительством и его союзником Россией, то ныне курдов попали в полную зависимость от американского империализма. Так кто же там действительно влип? Будто империализм мог изменить свою природу. Вы поверили хищнику, который кормил вас и вели себя покладисто, в надежде, что вас он не проглотит. Сотни бойцов погибли в боях за освобождение Манбиджа от ИГИЛ. Напрасно, потому как это лишь вопрос времени, когда он будет занят про-турецкими боевиками связанными с «Аль-Каидой» или самой турецкой армией.

Ставка на американский империализм не помогла иракским курдам. Не поможет и сирийским.

Сolonel Сassad

Источник

Подпишитесь на нас

— около 4—6 млн и Сирии — около 1—2 млн. Почти 2 млн курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В странах бывшего СССР насчитывается 200—400 тыс. курдов, в основном в Азербайджане и Армении .

Курды являются ираноязычным народом, проживающим на территориях Турции, Ирана, Сирии, Ирака, а также частично в Закавказье. Курдский народ говорит на двух диалектах — курманджи и сорани.
Курды — один из древнейших народов Ближнего Востока. О предках курдов древние египетские, шумерские, ассиро-вавилонские, хеттские, урартские источники стали сообщать довольно рано. Известный востоковед доктор исторических наук М. С. Лазарев писал, что «очень трудно найти народ, который на своей национальной территории жил бы так долго…» . С точки зрения Н. Я. Марра, «курды сохраняют элементы древней культуры Переднего Востока потому, что они являются потомками автохтонного населения… » — писал 0. Вильчевский (1-70). Ученые — академики Н. Я. Марр, И. М. Дьяконов, В. Ф. Минорский, Г. А. Меликишвили, И. Шопен, П. Лерх, профессор Эгон фон Эльктедт, Амин Заки, Гурдал Аксой и другие в числе предков курдов называют древние племена кутиев, луллубеев, хурритов, касситов, мадов (мидийцев) , кардухов, урартцев, халдов, маров, киртиев и других обитателей седого Ближнего Востока. Курды как потомки этих племен своими корнями уходят в далекое историческое прошлое

Курды — самый большой народ, не имеющий собственного государства. Курдская автономия существует только в Ираке (Курдское Региональное Правительство Ирака).

Этот народ борется за создание Курдистана уже более двадцати лет. Стоит отметить, что курдскую карту разыгрывают все мировые державы. Так, например, Израиль и США, которые являются союзниками Турции, поощряют её борьбу с курдским движением. Россия же, Греция и Сирия поддерживают Рабочую партию Курдистана.


Такой интерес других государств к Курдистану можно объяснить и их заинтересованностью богатыми природными ресурсами территории, населённой курдами. Одним из важнейших ресурсов является нефть.

Из-за довольно выгодного географического и стратегического положения Курдистана с давних времён иноземные завоеватели обращали особенное внимание на эти земли. Поэтому со времен образования Халифа и до настоящего момента курды вынуждены были вести борьбу против поработителей. Стоит отметить, что курдские династии во времена раннего феодализма имели значительное политическое влияние на Ближний Восток и правили не только в отдельных княжествах, но и в таких крупных странах как Сирия и Египет.

В 16 веке в Курдистане началась череда непрекращающихся войн, причиной которых стали Иран и Османская империя, спорившие за обладание его землями.

Согласно Зохабскому договору (1639 г.), ставшему итогом этих войн, Курдистан разделился на две части — Турецкую и Иранскую. Впоследствии это событие сыграло роковую роль в судьбе народов Курдистана.

Османское и иранское правительство постепенно ослабляли, а затем ликвидировали курдские княжества с целью закабалить Курдистан в экономическом и политическом плане. Это привело к усилению феодальной раздробленности страны.

Правительство Османской империи втянуло курдов против их воли в первую мировую войну, что впоследствии привело к разорению края и разделу его на четыре части: турецкую, иранскую, иракскую и сирийскую.

Происхождение курдов

Происхождение курдов в настоящее время является предметов дискуссий и споров. Согласно нескольким гипотезам, этот народ имеет:


  • Скифо-мидийское происхождение.

  • Яфетическое.

  • Северная Месопотамия.

  • Иранское плато.

  • Персия.

Очевидно, что в формировании курдского народа принимали участие многие из представителей указанных местностей.

Вероисповедание курдов

В Курдистане существует несколько религий. Основная часть населения курдов (75%) исповедует ислам суннитского толка, также есть мусульмане-алавиты и шииты. Небольшая доля населения исповедует христианство. Кроме того, 2 млн привержены доисламской религии «Езидизма» называющих себя Езидами.. Однако, несмотря на вероисповедание, каждый курд считает своей исконной религией зороастризм.

Говоря о езидах всегда нужно помнить:


  • ЕЗИДЫ один из древних народов Месопотамии, говорят на диалекте курманджи курдского языка - культура идентично с курдским, религия езидизм.


  • ЕЗИД рождается от отца курда-езида, а матерю может быть любая порядочная женщина.

  • ЕЗИДИЗМ исповедуют не только курды-езиды, но и иные представители курдского народа.

  • ЕЗИДЫ - это этнические курды, исповедуют древнекурдскую религию езидизм.

Суннизм является доминирующей ветвью ислама. Кто такие сунниты курды? Вероисповедание их основано на «сунне», представляющей собой свод правил и устоев, которые были основаны на примере жизни пророка Мухаммеда.

Курдский народ — самый крупный по численности, имеющий статус «национального меньшинства». Численность курдов в мире не имеет точных данных. В зависимости от источников, эти цифры очень разнятся: от 13 до 40 млн. человек.

Проживают представители этой народности в Турции, Ираке, Сирии, Иране, России, Туркменистане, Германии, Франции, Швеции, Нидерландах, Германии, Британии, Австрии и многих других странах мира.

Курды в Турции сегодня

В настоящее время в Турции живёт около 1,5 миллионов курдов, которые говорят на курдском языке.

В 1984 году Рабочая партия Курдистана вступила в войну, (которая длится и до настоящего момента) с официальными властями Турции. Курды в Турции сегодня требуют провозглашения единого и независимого государства — Курдистан, который объединит все территории, населённые курдами.

Сегодня курдский вопрос — один из ключевых в обсуждениях дальнейшего пути евроинтеграции Турции. Требования Европы предоставить курдскому народу автономность и права, соответствующие европейским стандартам, пока остаются нереализованными. Эти обстоятельства во многом объясняют причину, почему турки не любят курдов.

Традиции и обычаи курдов

В связи с тем, что курды не имеют собственного официального государства, определённого политического статуса в мире, не многие знают, кто такие курды. История и культура этого народа, между тем, отличается своим богатством и многогранностью.


  • С согласия девушки жених может её похитить. Если это происходит против воли родителей, ему приходится везти её в дом шейха, причем, в случае, если родные настигнут беглецов, то могут их убить. Если же молодые успеют укрыться в доме шейха, то последний вручает родителям невесты выкуп, и стороны примиряются.

  • Курдская женщина имеет право выбирать себе в мужья любимого мужчину. Как правило, выбор дочери и родителей совпадает, однако, в противном случае, отец или брат могут насильно выдать девушку замуж за того человека, которого посчитают достойным кандидатом в мужья. При этом отказ девушки этому кандидату считается страшным позором. Развестись с женой также считается позором, и такие случаи встречаются крайне редко.

  • Свадьба курдов может длиться до семи дней, и её продолжительность зависит от материального положения хозяев. Это очень напоминает свадебные традиции Турции .

  • Если родственники жениха живут далеко от родственников невесты, то играют две свадьбы, а в случаях, когда молодые проживают на небольшом расстоянии друг от друга — празднуют одну большую свадьбу.

  • Свадебные торжества у курдов пышные и дорогостоящие, поэтому родители сына копят деньги для свадьбы на протяжении долгого времени. Впрочем, расходы окупаются подарками гостей, в качестве которых, как правило, выступают овцы или деньги.

  • Угощения на свадьбы или другие праздники состоят из риса и мяса. Мужчины и женщины отмечают праздники порознь в разных палатках.

  • Кровная месть актуальна у курдов и до настоящего времени. Причинами ссор могут быть нехватка воды, пастбищ и т. д. Однако современные курды всё чаще решают конфликты с помощью платы. Известны и такие случаи, когда в качестве платы выступала женщина или девушка, которую выдавали замуж врагу, и стороны примирялись.


  • Многие курдские женщины и девушки ходят в брюках, что объясняется удобством при верховой езде на лошадях. Украшениями для женщин служат золотые и серебряные монеты.

  • В супружеских отношениях курды моногамны, за исключением беков, которые могут жениться повторно для того, чтобы укрепить родственные связи.

  • Отличается этот народ и своим уважительным отношением к представителям других религий, независимо от того, какая вера у курдов, они могут участвовать в религиозных церемониях иных конфессий.

  • Также курды отличаются своим дружелюбием по отношению к другим национальностям, однако не терпят ситуаций, связанных с притеснением их языков, обычаев и порядков.

Борьба курдов за независимость


Первая попытка создания независимого курдского государства была предпринята в 1840-х годах Бадрхан-беком, эмиром области Бохтан (со столицей Джезире). В году он начал чеканить монету от собственного лица и совершенно перестал признавать власть султана. Однако летом г. Бохтан был занят турецкими войсками, эмират ликвидирован, с сам Бадрхан-бек взят в плен и сослан (ум. В 1868 г. в Дамаске).

Новую попытку создать независимый Курдистан предпринял племянник Бадрхана Езданшир. Он поднял восстание в конце г., воспользовавшись Крымской войной; вскоре он сумел взять Битлис , а за ним и Мосул. После этого Езданшир начал готовить наступление на Эрзерум и Ван. Однако попытка соединиться с русскими не удалась: все его гонцы к генералу Муравьеву были перехвачены, а сам Езданшир был заманен на встречу с турецкими представителями, схвачен и отправлен в Стамбул (март г.) После этого восстание сошло на нет.

Следующую попытку создания курдского государства предпринял шейх Обейдулла в г. Обейдулла, верховный руководитель суфийского ордена Накшбанди, пользовавшийся большим уважением в Курдистане как по своему положению, так и за личные качества, созвал в июле 1880 г. в своей резиденции Нехри съезд курдских вождей, на котором выдвинул план: создать независимое государство, а для того сначала напасть на Персию (как более слабого противника), овладеть Иранским Курдистаном и Азербайджаном и, опираясь на ресурсы этих провинций, повести борьбу против Турции. План был принят, и в августе того же года началось вторжение курдов в Иранский Азербайджан. Оно сопровождалось восстанием местных курдских племен; отряды восставших подошли к самому Тебризу. Однако Обейдулла со своими основными силами замедлил при осаде Урмии, в конце концов был разбит и вынужден возвратиться в Турцию. Там он был арестован и сослан в Мекку, где и умер.

В это время в Курдистан все более проникает из Европы идеология национализма ; ее пропаганду вела первая курдская газета —«Курдистан», которую выпускали с г. в Каире потомки Бадрхана.

Новый подъем национального движения в Курдистане наступил после Младотурецкой революции года. Возникает и тотчас приобретает популярность националистическое общество «Возрождение и прогресс Курдистана», главой которого был вернувшийся из ссылки шейх Абдель-Кадер — сын Обейдуллы; вслед затем возникает «Лига Курдистана», ставившая своей целью создать «Курдистан бейлик» (курдское княжество) то ли в составе Турции, то ли под протекторатом России или Англии — в этом отношении были разногласия. С ней был связан шейх племени барзан Абдель-Салям, поднявший ряд восстаний в 1909—1914 г.. и особенно Молла Селим, ставший лидером восстания в Битлисе в марте 1914 г.

Что же касается Турецкого Курдистана, то курды, боявшиеся попасть под власть армян и западных держав, поддались на агитацию Мустафы Кемаля , обещавшего им полную автономию в совместном курдско-турецком мусульманском государстве, и поддержали его в ходе греко-турецкой войны. В результате в 1923 г. был заключен Лозаннский мирный договор, в котором о курдах вообще не упоминалось. Этот договор определил современные границы между Ираком, Сирией и Турцией, разрезавшие бывший Османский Курдистан.

После этого кемалистское правительство начало проводить политику «тюркизации» курдов. Ответом явились восстание, поднятое в начале 1925 г. шейхом Саидом Пираном. Восставшие овладели г. Генчем, который шейх Саид провозгласил временной столицей Курдистана; далее он намеревался захватить Диярбекир и провозгласить в нем независимое курдское государство. Однако штурм Диярбекира был отбит; вслед за тем восставшие были разбиты под Генчем, руководители восстания (включая шейха Абдул-Кадыра, сына Обейдуллы) взяты в плен и повешены.

Новое восстание турецких курдов началось в г. в Араратских горах. Оно было организовано обществом «Хойбун» (Независимость); восставшие попытались сформировать регулярную армию под командованием бывшего полковника турецкой армии Ихсана Нури Паши; была создана и гражданская администрация под руководством Ибрагима-паши. Восстание было подавлено в г. Последним массовым движением турецких курдов было движение курдов-заза (племя, говорящее на особом диалекте, исповедующее алавизм и ненавидевшее мусульман) в Дерсиме. До г. Дерсим пользовался фактической автономией. Преобразование этой области в вилайет Тунджели с особым режимом управления вызвал восстание под руководством дерсимского шейха Сеида Реза. Посланный против восставших армейский корпус не добился успеха. Однако командир корпуса генерал Альпдоган заманил Сеида Резу в Эрзерум на переговоры, где курдский вождь был арестован и вскоре повешен. Восстание было подавлено только в г. В результате установившегося в Турецком Курдистане режима военно-полицейского террора, запрета курдского языка, курдской национальной одежды и самого названия «курды» (кемалистские ученые объявили курдов «горными турками», якобы одичавшими и забывшими исконный турецкий язык), а также массовых депортаций курдов в Западную и Центральную Анатолию курдское движение в Турции на долгие годы было уничтожено, а курдское общество — деструктурировано.

Центром курдского движения в это время стали Иракский и Иранский Курдистан. В г. в Сулеймание вновь поднимает восстание Махмуд Барзанджи. Восстание было подавлено, но тотчас вслед за тем вспыхнуло восстание шейха Ахмеда в Барзане (1931—1932). В 1943—1945 годах в Барзане происходит новое восстание под руководством 1975 г. В ходе восстания Барзани удалось добиться формального признания за курдами Ирака права на автономию; однако, в конце концов он потерпел поражение. Поражение восстания спровоцировало раскол в движении иракских курдов: от Демократической партии Курдистана откололся целый ряд левых партий, летом 1975 г. оформившихся в Патриотический союз Курдистана под руководством Джаляля Талабани .

В начале г., в связи с исламской революцией в Иране, власть в Иранском Курдистане оказалась практически в руках курдов. Однако уже в марте начинаются вооруженные столкновения между отрядами Демократической партии Иранского Курдистана и посланными из Тегерана «Стражами исламской революции». В начале сентября иранцы начали массированное наступление, сопровождавшееся массовыми казнями жителей захваченных селений начиная от 12—13 лет. В результате, правительственным силам удалось взять под свой контроль основную часть Иранского Курдистана.

В трагическом положении оказались иранские и иракские курды во время Ирано-Иракской войны 1980—1988 гг., когда первые пользовались поддержкой Багдада, а вторые — Тегерана; на этой почве происходили вооруженные столкновения между отрядами иракских и иранских повстанцев.

В марте года в результате поражения иракских войск, в Иракском Курдистане вспыхнуло новое восстание. В апреле оно было подавлено Саддамом Хусейном, однако затем силы НАТО , действуя по мандату ООН вынудили иракцев покинуть часть Иракского Курдистана, где был создан так называемый «Свободный Курдистан» с правительством из членов ДПК и ПСК. Окончательное освобождение Иракского Курдистана произошло после падения Саддама Хусейна. В настоящее время там существует формально федеральное, а фактически полунезависимое государство, президентом которого является

В это время в Турции возникает Курдская рабочая партия которую возглавил Абдулла Оджалан по кличке «Апо» («Дядя»), отчего ее приверженцев называют «апочистами». После военного переворота г. ее члены бежали в Сирию, где, получив помощь от сирийского правительства, начали вооружённую борьбу против турецкого государства под лозунгом «Единого, демократического, независимого Курдистана», Первая вооруженная акция была совершена в году, к середине 90-х гг. РПК уже обдала армией не несколько тысяч (по ее собственным утвержденим до 20 тысяч) «герилла» (партизан) и разветвленными политическими структурами в курдской диаспоре по всему миру. Всего в результате боевых действий погибло более 35 тысяч человек. В г. Сирия под нажимом Турции отказалась от поддержки РПК и выслала Оджалана, чем нанесла по партий сильнейший, и как оказалось непоправимый удар; Оджалан был захвачен турками в Кении, судим и приговорен к смертной казни; в настоящее время он находится в тюрьме на о. Имралы.

В настоящее время фактическим центром курдского национального движения является Иракский Курдистан. Среди курдов распространена надежда, что он станет основой будущего независимого и объединенного «Большого Курдистана».

Курды и турки издавна живут по соседству, и сторонний человек вряд ли отличит одних от других. Между тем единственное, что объединяет эти народы, – религия, да и то лишь частично. В то время как турки являются мусульманами-суннитами, а Османская империя несколько веков была главным оплотом ислама, курды придерживаются разных верований, хотя большинство из них также мусульмане. Чем отличаются курды от турков, кроме религии? Рассмотрим подробнее.

Языки

Между курдским и турецким языками нет ничего общего. Турецкий язык относится к огузской подгруппе тюркских языков, и ближайшими его «родственниками» являются гагаузский язык, на котором говорит малочисленный народ, проживающий в Молдавии и Одесской области Украины, и один из диалектов крымско-татарского языка. Чуть дальше отошел азербайджанский язык, в котором много заимствований из персидского, хотя некоторые лингвисты и его считают диалектом турецкого.

Отличие курдов от турков в том, что курдский язык относится к иранским языкам, входящим в индоевропейскую семью. Хотя существование единого курдского языка – предмет лингвистических споров. Большинство специалистов считает, что корректно говорить о существовании курдской языковой группы, состоящей из нескольких языков:

  • курманджи;
  • сорани;
  • келхури.

Сравнение

Турки, мигрировав в Малую Азию в историческое время (позднее Средневековье), разгромили Византийскую империю и сделали Константинополь свой столицей, дав ему другое имя – Стамбул. Позже Османская империя (в то время турки называли себя османами) разрослась, наводя ужас на европейские королевства. Османы даже осаждали Вену – столицу могущественной Австрийской империи, правда, взять ее не смогли. Османская империя много воевала с другой империей – Российской, постепенно отступая и сдавая захваченные ранее территории. В 1918 году, после поражения в Первой мировой войне, Османская империя развалилась, и новые границы страны были очерчены в основном согласно расселению турецкого народа (за некоторым исключением).

Курды, в отличие от турок, никогда не имели собственной государственности, всегда входя в состав чужих империй. После Первой мировой войны, когда территория Османской империи и Ближний Восток были произвольно перекроены европейскими державами-победительницами, места для курдского государства на новой политической карте мира снова не нашлось. В результате курды, более-менее компактно проживающие на сопряженных территориях трех государств – Турции, Ирака и Сирии, не сумели стать единой нацией с точки зрения мирового сообщества. Этому способствовала не только политическая, но и культурная разобщенность. Курдам часто приходилось отстаивать свои интересы с оружием в руках, поэтому за ними на Ближнем Востоке прочно закрепилась слава стойких и опытных воинов.

Для турок цементом, скрепляющим народ в единую политическую нацию, стал ислам суннитского толка, а вот у курдов не все так однозначно. Часть их, как и турки, мусульмане-сунниты, другая часть, проживающая на востоке национального ареала, – шииты, а третья часть вообще не является мусульманами. Эти курды придерживаются езидизма – синкретической религии, берущей корни не только в исламе, но и в иудаизме, христианстве и даже зороастризме. На этом, пожалуй, можно и закончить разговор на тему, в чем разница между курдами и турками. Как видим, различий намного больше, чем общего.