Маскировка Московского Кремля в годы ВОВ. Как маскировали кремль в годы великой отечественной войны

Через несколько дней в Москве состоится праздничный парад. К Дню Победы уже обновили брусчатку на Красной площади, навели лоск на башни Кремля. Мало кто знает, что в годы войны средневековая крепость, символ страны, должна была «тряхнуть стариной» - вновь подставить свои мощные стены под удар врага, стать одним из рубежей обороны в столице.

О том, как кремлёвские памятники, храмы и правительственные здания готовили к войне, охраняли, спасали от фашистских бомбёжек, о том, как собирались бить немецкие танки прямо на Красной площади, рассказывают авторы книги «Московский Кремль в годы Великой Отечественной войны». Книга станет подарком ветеранам и гостям Парада Победы. В ней собраны уникальные воспоминания, фотографии и документы. Мы публикуем часть из них.

Что было слышно о войне?

К концу 30-х годов неизбежность большой войны, в которую, скорее всего, «втянется» и Советский Союз, была очевидна. Развёртывание частей противовоздушной обороны 1-го корпуса ПВО в Москве началось в первой половине января 1941 года. В пределах Садового кольца на крышах нескольких зданий на дежурство встал зенитно-пулемётный полк. В Кремле для бойцов подразделений комендатуры и полка специального назначения чуть ли не ежедневными стали полевые учения, боевые стрельбы и учебные тревоги. Так, например, 26 марта 1941 года отрабатывали светомаскировку. Вместо 5 минут норматива окна зашторивали… целый час, и то кое-как. Здания продолжали «светиться».

В 8.30 утра 22 июня комендант подписал приказ, которым вводился режим усиленной охраны и обороны объекта. Личный состав Полка специального назначения, отдельной транспортной роты, военно-пожарной команды, составляющих военный гарнизон Московского Кремля, был переведён на казарменное положение. С 20 июля на него же перевели и вольнонаёмных сотрудников комендатуры - без права выхода с территории Кремля.

Вермахт безудержно продвигался к Москве. С июля из кремлёвских бойцов на всякий случай начали формировать группы истребителей танков, которые вооружили противотанковыми ружьями. А в сентябре 1941 года гарнизон начал готовиться к действиям в окружении и боям непосредственно на территории охраняемого объекта.

Кто хотел подложить динамит?

Резервный узел связи в начале войны на какое-то время разместили… в Царь-колоколе. То есть в колокол (и из него) в этом смысле слова можно было позвонить. Подступы к Кремлю были разделены на сектора, на стенах и в башнях разместили пулемётные гнёзда. В случае попытки прорыва через ворота Боровицкой, Троицкой, Никольской или Спасской башни прямой наводкой противника должны были встретить орудия двух зенитных батарей. Пушки с конца июля стояли в Большом сквере у 14-го корпуса Кремля. Сегодня это здание Администрации президента. 10 октября 1941 года комендант сообщил своему начальству о готовности на крайний случай взорвать некоторые здания и объекты внутри крепости. Для этого он просил выделить четыре тонны взрывчатки, детонаторы и бикфордов шнур.

Почему он стал разноцветным?

Первую воздушную тревогу в Москве пришлось объявить уже на третий день войны. Но в начале немецкие асы летали только на разведку. Кстати, для ориентировки шофёров в тёмное время суток на стенах в арках Спасских, Боровицких и Арсенальных ворот краской были нарисованы белые полосы. Через неделю после начала войны перестали играть куранты на Спасской башне. К середине июля в кремлёвских зданиях закончили оклейку окон полосками материи крест-накрест.

Тем временем 26 июня комендант Николай Спиридонов предложил приступить к маскировке объекта, чтобы затруднить поиск центра Москвы с воздуха и уменьшить возможность прицельного бомбометания. К записке на имя главы НКВД Лаврентия Берия прилагались срочно подготовленные группой академика архитектуры Бориса Иофана рисунки и планы. К работам приступили 28 июня. На площадях с обеих сторон крепостных стен рисовали крыши зданий и улицы, возводили фальшстроения из фанеры и полотнищ, раскрашенных под крыши, - создавались ложные городские кварталы. Красные крепостные стены, жёлтые фасады зданий и зелёные кремлёвские крыши перекрашивались в разные цвета. Макет здания возвели над Мавзолеем. Особо пришлось потрудиться над колокольней Ивана Великого, которая в то время была одним из самых высоких зданий в Москве. Колокольню, а также храмы и их позолоченные купола покрасили в защитный цвет, кресты сняли, рубиновые звёзды на башнях закрыли деревянными коробами. Но сделать Кремль совершенно невидимым было невозможно.

Как немцы целились в Сталина?

Первые бомбы на территории Кремля упали через месяц после начала войны, в ночь на 22 июля. Налёт длился шесть часов. Несмотря на то что часть самолётов удалось сбить или отогнать от столицы, на город в эту ночь упали 1521 фугасная и 56 620 зажигательных авиабомб, пострадали 6380 человек, из них 1327 погибли. Одна из фугасных бомб весом 250 кг попала в Большой Кремлёвский дворец, пробила крышу и потолочное перекрытие Георгиевского зала. Но каким-то чудом не взорвалась. Развалившись на части, она упала на пол зала, оставив в нём бесформенную воронку. На чердаке дворца нашли и не сработавшую термитную (зажигательную) бомбу весом 1 кг. Во время первого налёта Кремль почти не пострадал, хотя на его территорию упало и сработало ещё несколько бомб. Жертв и серьёзных разрушений в крепости не было до ночи на 12 августа, когда немцы разыграли невиданное представление. Через полчаса после полуночи в небе над центром Москвы появился одномоторный самолёт. Видимо, на подлёте к столице его приняли за свой истребитель и огня не открыли. Он отыскал Кремль, «накрутил» над ним в небе два круга дымовой полосы с перекрестием в центре и улетел. Вскоре появились бомбовозы, которые начали сбрасывать в этот прицел свой смертельный груз. Две бомбы легли в цель. Одна из них - 1000-килограммовый фугас - угодила в здание Арсенала, полностью разрушив его восточную часть. Серьёзно пострадали расположенный во дворе Арсенала Малый (сталинский) гараж, общежития подразделений гарнизона; тела 13 человек после этого взрыва просто не нашли. Оконные переплёты после налёта пришлось менять и в кабинете Сталина в здании бывшего Сената.

С 21 июля 1941-го до середины 1942 года, когда закончились наиболее интенсивные бомбардировки, город пережил 95 ночных и 30 дневных налётов. В них участвовало 7202 самолёта, но к столице через истребителей, зенитный огонь и аэростаты удалось прорваться лишь 388. 29 марта 1942 года на территорию Кремля упала последняя бомба. 15 апреля кремлёвцы разобрали маскировку Мавзолея, у его дверей опять появился пост № 1. Тем не менее налёты продолжались до августа 1943 года, опасность бомбардировок сохранялась аж до конца 1944 года.

Куда дели золото СССР?

Уже в июне 1941 года зашла речь об эвакуации из Москвы советского руководства и сокровищ, которые хранились в кремлёвских подвалах, - запасов драгоценных металлов и камней, Алмазного фонда СССР и ценностей Оружейной палаты Кремля. К 5 июля первый груз, упакованный в 277 ящиков, был отправлен в Свердловск. 4 июля в Тюмень отправился специальный эшелон с телом Ленина. С 5 июля 1941 года началась эвакуация из Москвы семей начальствующего состава и сотрудников комендатуры и 1-го отдела (госохрана) Наркомата госбезопасности в Куйбышев. На Волгу должно было переехать всё советское правительство, для его эвакуации одновременно разрабатывался план передвижения на самолётах, по железной дороге и на автомобилях. В последнем случае колонна растянулась бы на 5 км. Для отражения воздушного нападения противника в ней предусматривалось нахождение четырёх 37-миллиметровых зенитных орудий, а с воздуха караван должен был прикрывать полк истребительной авиации. Но Сталин, как известно, в последний момент решил остаться в Москве.

Где было убежище вождя?

Интересный факт: машины, которые не подлежали досмотру, в том числе и автомобиль Сталина, тоже передвигались по Москве в ночное время без света фар. Водители при приближении к постам изнутри фонариком подсвечивали пропуск на ветровом стекле. Сотрудникам госохраны приходилось учитывать и возросшую опасность покушений. Кстати, своего бункера для первых лиц в Кремле на случай бомбёжек в начале войны не было. 22 июня руководство НКВД начало срочно подыскивать подходящие помещения. Буквально за 4 дня в резервную резиденцию для высшего руководства страны превратили особняк на улице Кирова (сегодня - Мясницкая). Из здания в считаные часы выселили детский туберкулёзный диспансер. Особняк находился рядом со зданием Штаба, подвалы которого были настоящим бункером с выходом в тоннель метро прямо у станции «Кировская» (сегодня - «Чистые пруды»). На платформе станции устроили ещё один кабинет для Сталина, приёмную и помещения для помощников и охраны.

Когда вернулся Ленин?

В начале октября в Кремле, как и во всей столице, начались перебои с подачей газа, электричества и воды. Есть свидетельства, что с января 1942 года услугами Центральных городских бань, без огласки, пришлось пользоваться и руководству СССР. Все охранные мероприятия в годы войны готовились в условиях строжайшей тайны. Иногда доходило и до прямой дезинформации противника. Так, 6 ноября 1942 года в Большом театре должно было пройти торжественное заседание в честь 25-й годовщины революции. Приглашения выдавались заранее. И даже рядовые сотрудники охраны узнали лишь в последний момент: заседание на самом деле пройдёт в Большом Кремлёвском дворце. Об этой истории напоминает курьёз - картина «Гимн Октябрю» художника А. Герасимова: в президиуме сидят руководители Советского государства, с трибуны выступает товарищ Сталин. Но трибуна, если присмотреться, стоит… на сцене Большого театра.

В историю, конечно же, вошло торжественное заседание 1941 года, которое провели на платформе станции метро «Маяковская». Охрана была не только наверху, в городе, но и в тоннелях метро - их на подходах к станции перекрывали автоматчики. У самой платформы стояли два поезда. На одном из них за 5 минут до начала заседания на «Маяковскую» приехало высшее руководство. В другом были организованы буфет, гардероб, пункт связи, а на открытой платформе находился оркестр. Ещё одно испытание сотрудникам кремлёвской охраны пришлось пережить на следующий день - 7 ноября 1941 года - во время традиционного парада на Красной площади. Благодаря рассекреченным документам сегодня известно, что парад длился считаные минуты: начался в 9.00, а в 9.25 охрана с площади уже была снята. А войск на параде было так мало, что позже к записи добавляли кадры с подразделениями, марширующими по Красной площади в другие дни. Выступление Сталина на параде транслировалось в радиоэфире. А вот кинозапись, которую включили в фильм «Разгром немецко-фашистских захватчиков под Москвой», пришлось делать позже. В Свердловском (Екатерининском) зале Кремля Сталин произнёс речь на фоне специальной ширмы, имитирующей Мавзолей. Показать, что страна жива и способна даже на парады, было очень важно. Но парад в Москве мог оказаться под угрозой срыва из-за диверсии или налёта вражеской авиации. Поэтому в Куйбышеве 7 ноября на час позже московского прошёл ещё и парад-дублёр - в случае чего радиотрансляция велась бы оттуда.

Осадное положение в Москве отменили 7 января 1942 года. В июне 1944 года москвичи обратили внимание, что по крайней мере днём в Кремле перестали запирать ворота Боровицкой и Спасской башен. В конце февраля 1945 года в Москву вернули тело Ленина. А 1 мая 1945 года впервые за годы войны на башнях Кремля расчехлили и зажгли звёзды. Но, как выяснилось, после всех военных передряг им надо было менять потрескавшиеся стёкла.

За помощь в подготовке материала редакция благодарит официального представителя ФСО России Сергея Девятова и сотрудника Центра по связям с прессой и общественностью ФСО России Валентина Жиляева.

В ночь с 21 на 22 июля 1941 года в небе Москвы появились самолеты со свастикой. Это был самый первый налет вражеской авиации на столицу. И самой первой их целью был Кремль, они сразу направились к центру, прямо в сердце города.

Но представьте себе растерянность немецких летчиков, которые, прилетев к Кремлю… не нашли его. Ни Кремля, ни Мавзолея, ни Красной площади. Огромная территория почти в 28 гектаров с двадцатью башнями, с сияющими куполами храмов и сверкающими звездами исчезла. Испарилась! На ее месте был обычный город — крыши домов, дороги. Ничего примечательного.


Сбитый Юнкерс. Москва, площадь Свердлова (Театральная), июль 1941 года.

Не заметить Кремль было невозможно: с высоты он имеет вид треугольника, это великолепный (увы) ориентир для пилотов, так же, как и театр Советской Армии, представлявший ту же опасность в военные годы.

Здание театра, выстроенное в форме звезды, стало тогда любимым ориентиром для фашистских самолетов – каждый из ее пяти лучей был направлен на один из московских вокзалов, бомбить которые не составляло труда.

Уже в июне 1941-го встал вопрос спасения столицы: было ясно, что Москву в ближайшее время начнут бомбить. Город окружили ПВО, подготовили бомбоубежища для жителей, светомаскировку, а вот что делать с памятниками архитектуры и, главное, с Кремлем, никто не знал.


Борис Иофан, Вера Мухина, 1936 год.

Уникальный план, спасший Москву от разрушения, предложил Борис Иофан – знаменитый архитектор, один из создателей памятника «Рабочий и колхозница», автор проекта Дома на набережной и Дворца Советов на месте Храма Христа Спасителя. Его идея была проста и гениальна: Кремль и самые ценные объекты надо было замаскировать. Скрыть с глаз, изменить до неузнаваемости.

Несмотря на абсурдность плана, времени на размышления не было. Разрисовывали вручную, в кратчайшие сроки. Перекрасили в темный цвет золотые купола храмов, на рубиновые звезды надели чехлы, а кремлевские стены замаскировали под жилые здания.


Женщины наносят маскировку на Манежную площадь в Москве. 1941 год. Фото М. Бурк-Уайт.

Мавзолей стилизовали под милый старомосковский особняк – накрыли его крышей с мезонином и дорисовали колонны. Самого великого квартиранта отправили спецпоездом в Тюмень – домой Ильич вернулся лишь весной 1945 года – как положено, «вечно живым» и невредимым.

Кроме «расписной» маскировки была еще и маскировка ложная — когда при помощи ложных объектов менялась планировка улиц, а с помощью маскировочных сеток — силуэты зданий. Несуществующие дороги, фальшивые мосты, дома-призраки — всё это появилось в Москве за считанные дни.


Закамуфлированное здание Большого театра. 1941 год. Фото А. Красавина.

Уже после первого налета было ясно — план работает. Гитлеровские летчики путались, «новая Москва» вводила их в ступор. Днем они прилетать не решались, ПВО работала блестяще, а вот ночами бомбили по нескольку часов, но бесцельно, наугад. Да и ночью было сложно — ослепляющие лучи прожекторов, непрекращающийся зенитный огонь, ложное освещение ложных объектов…

Достаточно сказать, что за четыре года войны Москву бомбили 141 раз, из них Кремль — всего восемь. Правда, в 1945-м возникла новая проблема — черная краска так вьелась в купола, что сделать ее снова златоглавой к Параду Победы не успели…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Многие события военной истории хорошо известны, однако открываются и новые факты. Как удалось замаскировать и сохранить уникальные архитектурные и стратегические объекты Москвы и Ленинграда?

Прорисовка Кремлевской стены. Она должна была сливаться с пейзажем, имитировать жилую застройку — так легендарный архитектор Борис Иофан летом 1941 года придумал спрятать самый узнаваемый московский вид — главную цель фашистских бомбардировок. Каково было удивление летчиков Люфтваффе, когда они не обнаружили ни Кремля, ни Мавзолея, ни Красной площади! А ведь это гигантская территория — двадцать семь с половиной гектаров. Исчезли крепостные стены, Мавзолей, колокольня Ивана Великого высотой 81 метр — все словно растворилось в городской застройке.

На месте Мавзолея возвели муляж трехэтажного здания. Трибуны перекрыли подвешенными полотнищами, раскрашенными под крыши домов. На кремлевских стенах нарисовали окна и двери. Зубцы покрыли фанерой, сымитировав крыши. Все старинные здания внутри Кремля стилизовали под обычные дома и густой краской закрасили древнюю позолоту куполов и крестов.

"Была задача — максимально сделать неузнаваемым Кремль, поэтому были закрыты чехлами красные звезды. Были прорисованы темной краской купола колокольни Ивана Великого, звонницы кремлевских соборов", — рассказал официальный представитель Федеральной службы охраны России, доктор исторических наук Сергей Девятов.

Впрочем, маскировали не только Кремль. Ложные объекты строили по всей столице. На улицах появились здания-призраки. Силуэты многих сооружений изменили маскировочными сетками. Построенный перед самой войной в виде гигантской звезды театр Советской Армии — идеальную авиацель — камуфляжная раскраска словно стерла из городского пейзажа. Повсюду протянулись несуществующие дороги, а настоящие разрисовали под крыши домов.

Стратегические Волоколамское и Ленинградское шоссе при взгляде с высоты словно бы перестали существовать. "Ленинградское шоссе первое время часто загораживали макетами домов, кусками фанеры, имитирующими крыши", — вспоминает житель поселка Сокол Сергей Церевитинов.

Не менее тщательно маскировали промышленные объекты. Чтобы спрятать знаменитое предприятие "ЗИС" и шарикоподшипниковый завод, прибегли к грандиозным бутафорским постройкам. "Кроме камуфляжной маскировки придумали на пустырях сделать фальшивый завод", — рассказал сын командира маскировочного батальона Бориса Маркуса Константин Маркус. Именно этот завод фашистская авиация уничтожит, приняв за настоящий.

Грандиозные работы параллельно шли и в Ленинграде. Бойцы созданного из промышленных альпинистов аварийного батальона маскировали шпили, купола и десятки других высотных ориентиров при помощи одних лишь стремянок, веревок и альпинистского оборудования, без установки лесов и под постоянным обстрелом. Михаил Бобров был в числе тех, кто спас большинство знаменитых памятников Петербурга. "Красили мы только два собора - Исаакиевский собор и шпиль Петропавловского собора. Десять дней — и купол растворился в осеннем мглистом небе. Еще четыре звонницы. Пятнадцать дней — и нет", — вспоминает Бобров.

Сложно представить современный облик Петербурга и Москвы, если бы не мужество таких людей, как Михаил Бобров. За 900 дней блокады Ленинграда удалось сохранить большинство исторических зданий.

Москва пережила 95 ночных и 30 дневных налетов, в которых участвовало 7200 самолетов, но только считаные бомбы упали на территорию Кремля и других стратегических объектов столицы.

Руководил маскировкой Кремля Борис Михайлович Иофан вместе с группой архитекторов. Знаменитые рубиновые звезды на кремлевских башнях затянули защитными чехлами. Точно также закрыли и соборные кресты. Сами купола были окрашены в черный цвет.

Весьма узнаваемыми с воздуха оставались и зубцы Кремля. Специально для маскировки по всему периметру стены были выстроены макеты жилых домов. Мавзолей Ленина ― наиважнейший в то время символ Советского Союза ― превратили в жилой двухэтажный дом. На Красной площади нанесли раскраску, похожую на разметку жилых кварталов. Между Спасскими и Боровицкими воротами сделали насыпь из песка ― так получилась иллюзия проезжей части. Все здания Кремля обрели грязно-серый цвет.

Было изменено и очертание Москвы-реки. Использовав специальный камуфляж, а также сделав макет моста между Большим Каменным и Москворецким мостами, защитники столицы смогли дезориентировать врага.

Московский Кремль бомбили восемь раз, но ни одного пожара или серьезного разрушения нанесено не было. Никто не знает, какие были бы последствия, если бы проект маскировки не был осуществлен.

Маскировка Мавзолея.

Вид на Кремль с Большого Москворецкого моста. Стену и башни замаскировали под жилые дома.

Для маскировки Кремля и прилегающих территорий используется плоскостная имитация с перекраской крыш и открытых фасадов зданий.

Еще один кадр. На шпили Кремля натягивали чехлы, на площадь наносили специальную раскраску, создавая иллюзию жилых кварталов.

Для пилотов Люфтваффе Москва с самого начала войны была целью номер один. Но, благодаря подвигу советских летчиков и воинов ПВО, столицу спасли от серьезных разрушений. И не все знают, что наряду с военными Москву защищал целый батальон художников. За считанные дни они нарисовали на месте Москвы совсем новый город. И Кремлевские башни превратились в густые облака. Как создать такую оптическую иллюзию, знал авангардист Яков Чернихов.

Первая воздушная тревога была объявлена в Москве уже на второй день войны.

"Большое время было потрачено на то, чтобы выключить свет, фонари, закрыть окна, затемнить Московский Кремль", - рассказывает научный сотрудник Федеральной службы охраны РФ Валентин Жиляев.

И хотя первая тревога была учебной, выяснили: к налётам вражеской авиации Москва не готова, и нужно срочно собрать все силы в кулак, лишь бы спасти город. Ведь ещё 22 июня, в самый день объявления войны, в небе над Москвой кружил немецкий самолёт-разведчик. Используя мощную оптику, он сделал сотни снимков столицы - самую точную карту, какую только можно придумать. Особое внимание, конечно же, Московскому Кремлю. Каждый лётчик Вермахта знал, как он выглядит с высоты. Инструкции чётко диктовали, что уничтожать и как найти цель.

"То, что вы увидите, может измениться через какой-то срок, и не будет соответствовать этим фотоснимкам. Предупреждали, что Манежная площадь и сам Манеж будет перестроен и перекрашен. Мы не узнаем Красной площади", - рассказывает научный сотрудник Федеральной службы охраны РФ Валентин Жиляев.

В Берлине ещё предполагали, а в Москве уже остановили строительство Дворца Советов и все силы во главе с архитектором Борисом Иофаном бросили на маскировку Кремля и его окрестностей. Эти документы хранились в сейфах под грифом "совершенно секретно" почти 70 лет. Эскизы, которые 14 июля 1941 года лёгли на стол главы госбезопасности Лаврентия Берии, вероятно, их изучил и сам Сталин - всё-таки дело особой важности. Архитекторы предложили раскрасить кремлёвские стены и здания по всему периметру так, чтобы внешне они стали похожи на обычные городские кварталы. А Красную площадь следовало застроить домами и засадить деревьями. В то же время над маскировкой столицы работали художники. Авангардист Яков Чернихов по заказу Наркомата обороны за короткое время придумал особые изображения, которые с расстояния производили магический эффект: пролетает немецкий ас над Кремлём, а там, внизу какие-то окраины, или лес с озером, или, вообще, густые облака.

"При наведении на цель у тебя есть секунды. И вот эти секунды художник рассчитывает так, чтобы в это кратчайшее мгновение и произошёл обман!" - объясняет архитектор Андрей Чернихов, внук художника Якова Чернихова.

Фотокорру американского журнала "Лайф" Маргарет Берк-Уайт, которая находилась в Москве с первого дня войны, удалось застать не только самое начало авианалётов на столицу (простым москвичам было запрещено фотографировать), но и сделать из своего номера в "Национале" уникальный снимок, как рисовали прямо на асфальте Манежной площади крыши окрестных зданий.

До самой Тайницкой башни маскировщики собирались перекинуть ещё один мост через реку, правда, фальшивый, из фанеры. Но идею отвергли: а вдруг получится очень уж не похоже или помешает судоходству? Зато, буквально за несколько дней красная кирпичная стена Кремля превратилась в пёструю улицу с окнами и дверьми. А над зубцами выросли будто бы крыши домов. Остро не хватало ни рукавиц, ни краски, ни гвоздей, но люди работали на износ.

Уже к концу июля Кремль было не узнать даже с земли, не то, что с воздуха. В первую очередь погасили все звёзды, надели на них чехлы, а сами башни перекрасили в разные цвета. Зелёные крыши сделали коричневыми, чтобы не отличались от обычных московских, а жёлтые фасады кое-где стали чёрными, и казалось, будто это уже не одно здание, а несколько разных. Все дорожки в Кремле засыпали песком. Под краской и брезентом спрятали золотые купола колокольни и соборов. А на Красной площади и Васильевском спуске выросли целые кварталы. Кроме того, в Тайницком саду натянули брезент, расписанный под крыши, и через стену перекинули полотно с нарисованной дорогой.

Всё это с самолёта осмотрела особая комиссия и настояла, чтобы перекрасили ещё Большой Кремлёвский дворец, Александровский сад застроили макетами домов, а все мосты через реку укрыли под слоем чёрной краски. Дольше всего архитекторы ломали голову, как спрятать излучину реки Москвы. Ведь место-то самое приметное.

"Там были поставлены баржи, и на этих баржах было построено что-то вроде домиков с разным освещением. И сверху было, действительно, впечатление, что там находится город малоэтажной застройки! Излучина была совсем не видна!" - рассказывает вдова комиссара маскировочного батальона МПВО Бориса Маркуса Светлана Маркус.

Конечно же, на то, что центр Москвы для пилотов Вермахта будто совсем куда-то исчез, никто и не рассчитывал. На разведсъёмке видно, что Красная и Манежная площади замаскированы, но легко разобраться что и где, правда, днём. Но ведь бомбили, в основном, ночью. И вот тут немецких асов удалось сбить с толку. И если из 8,5 тысяч бомбардировщиков к Москве сумел прорваться лишь каждый 37-й, а почти 1,5 тысячи были сбиты силами ПВО, то уже в городе каждая третья бомба угодила в ложную цель.

"Бомбардировка была очень неэффективная. Это было, по существу, сбрасывание бомб по площадям! Куда попадёт - и хорошо!" - говорит военный историк Борис Невзоров.

Возможно, это и случайность, но все здания с крайне редких снимков замаскированной Москвы, действительно, остались целы. Театр Вахтангова на Арбате был разрушен почти до основания. А вот в Большой прилетела всего одна бомба. Знаменитый фасад и колесницу Аполлона сотрудники укрыли прямо декорациями оперы "Князь Игорь". Что вместе с нарисованной на площади крышей, видимо, и спасло Большой от прямого попадания фугасной бомбы. Кремль немецкая авиация пыталась уничтожить 8 раз. Сбрасывали даже бочку с нефтью, которая взяла и не загорелась. Но, страшно рискуя, часть маскировки, в том числе и с Мавзолея, сняли к 7 ноября, чтобы защитники столицы уходили на смерть из того города, который любили.

"Отрадно было, что Москва жива, Москва борется и Москва побеждает. Представляете, такой был подъём! Мы топали так строевым шагом, будто фашистов вбивали в землю!" - вспоминает ветеран Великой Отечественной войны, участник военного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года Леонид Шевелёв.

После парада Москву бомбили ещё 5 долгих месяцев, до марта 1942 года. Потом маскировку постепенно снимали, и довоенный вид города помогал людям верить в мирную жизнь. В последнюю очередь, лишь через год после Победы, очистили от краски, которая слишком въелась, купола кремлёвских соборов. И сегодня они какое-то особое напоминание о титанической работе солдат, офицеров, инженеров и художников, спасших это для всех нас.