Лукаво забытое старое: Геннадий Онищенко — о реформе надзорных органов. Правительство приступило к масштабной реформе контрольно-надзорных ведомств Что такое «дорожная карта»

С 2018 года контрольно-надзорные органы России будут проводить проверки, используя риск-ориентированный подход. Об этом заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в ходе селекторного совещания по вопросу «О ходе реализации приоритетной программы „Реформа контрольной и надзорной деятельности“».

«Начиная с 2018 года все плановые проверки должны проводиться исключительно исходя из категорий рисков. По таким категориям рисков необходимо распределить все поднадзорные объекты», - сказал Медведев.

Председатель правительства пояснил, что в этом случае фокус деятельности контрольно-надзорных органов должен быть сосредоточен на тех сферах, где угроза причинения вреда, прежде всего жизни и здоровью людей, является максимальной. «Такой же подход необходимо использовать и при внеплановых проверках», - добавил премьер.

При этом после реформирования деятельность контрольно-надзорных органов должна будет оцениваться не по количеству проведенным проверок или величине выписанных штрафов, а по улучшению реальных показателей безопасности, подчеркнул Медведев.

Важно, чтобы не только приходили с проверкой, а фактически замеряли, насколько снизилась смертность, травматизм, заболеваемость или экономический ущерб. На этом же основании будут приниматься и соответствующие кадровые решения, отметил глава правительства.

Премьер обратил внимание, что многие требования контрольно-надзорных органов «перекочевали из советских времен», что несовместимо с современными условиями развития предприятий. Поэтому Медведев поручил надзорным ведомствам подготовить к осени дорожные карты по сокращению и актуализации требований. «В дальнейшем эти требования должны быть кодицифицированы по каждой сфере государственного контроля», - говорит глава кабмина.

Он призвал предпринимателей активно участвовать в пересмотре требований контрольно-надзорных органов. По мнению Медведева, это должно улучшить взаимоотношения властей и предпринимателей.

При непосредственном участии предпринимателей внедряются и проверочные листы, то есть списки контрольных вопросов для проверки. Я подписал ряд постановлений на эту тему. Такие чек-листы станут обязательными при плановом пожарном надзоре, надзоре в сфере природопользования и связи. Предмет проверок будет строго ограничен с согласованным перечнем вопросов, сказал премьер.

Еще одним из главных направлений реформирования контрольно-надзорной сферы должна стать ее цифровизация, уверен Дмитрий Медведев:

Нам предстоит совершить переход от долгих и дорогих очных проверок к дистанционным методам контроля с помощью телеметрии, датчиков, фото- и видеофиксации и так называемого интернета вещей.

Основным результатом реформы Медведев назвал принципиальное изменение самой философии контрольно-надзорной деятельности.

«Перестроить принцип „найти нарушение и наказать любой ценой“ на принцип партнерского и сервисного отношения к бизнесу. Сместить акцент на профилактику нарушений и предотвращение ущерба», - объяснил премьер.

Мы договаривались с каждым надзорным органом, что в регионах ежеквартально будут проводиться публичные обсуждения результатов проверок предпринимателей по существу, причем в профессиональном ключе. Для оценки практических результатов хода реформы в правительстве будет создана специальная аттестационная комиссия. Она будет постоянно следить за работой руководящего состава надзорных ведомств, заключил Дмитрий Медведев.

Присутствующий на совещании глава Генпрокуратуры Юрий Чайка отметил, что наибольшее количество проблем предпринимателям приносят проверки со стороны МВД.

«Спросите любых представителей бизнеса: визиты кого из проверяющих создают наибольшие проблемы? Ответ будет однозначный - сотрудников полиции. Под видом властных оперативных мероприятий они могут появиться в любой организации, изъять документацию», - цитирует генпрокурора ТАСС.

По словам Чайки, еще в 2013 году выступая в Совете Федерации, он предложил установить обязательное согласование подобных проверок прокурорами. «Однако соответствующее законодательное предложение, поддержанное Общественной палатой и бизнес-сообществом, торпедируется МВД и другими силовиками и до сих пор не организовано», - пожаловался руководитель ГП.

Между тем, согласно его данным, за последние три года при проведении более 19 тысяч гласных оперативных мероприятий подразделениями МВД допущено свыше двух тысяч нарушений, а возбуждением уголовного дела закончилось менее 15% расследований. «Спрашивается, в остальных случаях зачем сотрясали бизнес-структуры?» - заметил генпрокурор.

По данным прокуроров, МВД в целом является одним из лидеров по числу допущенных нарушений в ходе реализаций контрольных полномочий в отношении предпринимателей. Свыше 4 тысяч в 2016 году. Больше только у МЧС - почти 6 тысяч, подытожил он.

Как сообщил по итогам совещания министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов , в реализации реформы контрольно-надзорной деятельности принимают активное участие в том числе и региональные власти. В частности, регионы ставят вопросы о делегировании части надзорных полномочий в тех сферах, которые наиболее значимы для экономики и жизни конкретных территорий.

Мы будем прорабатывать эти предложения. Есть виды государственного надзора, которые не могут быть переданы на региональный уровень. Связано это с тем, что многие риски, которые контролируют надзоры, являются экстерриториальными. Это означает, что их федерализация, централизация - наиболее качественный путь по защите интересов граждан, их жизни и здоровья, высказался Абызов.

По словам министра по работе Открытого правительства, чтобы уберечь бизнес от давления со стороны силовиков, о чем говорил Чайка, административные расследования бизнес-структур могут приравнять к проверкам с обязательным согласованием.

«Одно из поручений, решений, которое сегодня обсуждалось, связано с тем, чтобы внести изменения в законодательство и административное расследование фактически приравнять к проверкам, а это означает, что административное расследование будет подлежать согласованию с прокуратурой», - сказал он журналистам.

Впервые реформа, затрагивающая сокращение контрольно-надзорных органов, увидела свет в 2008 году. Правительство России приняло решение уменьшить количество проверяющих лиц и надзорных органов, желая, прежде всего, облегчить давление на предпринимателей и организации, которые в последнее время жаловались, что проверки стали слишком частыми.

Чиновники позволили себе провести небольшой эксперимент и избавить предприниматели от тотального контроля, как говорили некоторые депутаты, Россия – уже не СССР, поэтому нужно отходить от строгого руководства, чтобы наладить нормальные взаимоотношения между государственными учреждениями и фирмами, дать последним возможность свободно и самостоятельно развиваться.

По плану административная реформа включает в себя сразу несколько важных этапов:

  • объединение отдельных государственных надзорных органов в зависимости от сферы деятельности;
  • уточнение функций каждого госучреждения;
  • объединение с целью исключить дублирование одной и той же деятельности.

Негласно было принято решение, что при надобности возможно сокращение в России квалифицированных кадров надзорных органов, а именно уменьшение заведений с 21 до 15, закрытие 11 федеральных агентств, вместо которых создаются более функциональные, 9 федеральных ведомств по надзору.

Итак, по итогу 2008 года общее количество админпроверок ИП, которые инициируются сотрудниками Роспотребнадзора, уменьшилось практически в 4 раза. По состоянию на 2015 год, эта цифра изменилась еще на 30%, и именно тогда правительство России признало неудачной попытку реформировать надзорные органы.

Что не понравилось Кремлю

Заседание по обсуждению программы проходило за закрытыми дверями, однако кое-какая информация все же просочилась к журналистам. Чиновники пошли на попятную и перестали обсуждать сокращение российских надзорных органов, в основном на заседании проговаривались принципы создания 6 федеральных ведомств надзора. Правительство заинтересовала идея слияния сразу нескольких крупных организаций:

  1. Экономический надзор предполагает объединение ФАС и ФСТ.
  2. Для улучшения экологической ситуации и контроля за экологической обстановкой нужно совместить между собой Росгидромет и Росприроднадзор.
  3. Финансовый учет будет проводить новое ведомство, созданное на основе Росфиннадзора, Росалкогольрегулирования и Счетной палаты.
  4. Что касается технического надзора, на рассмотрение 2015 года было взято предложение упразднить Ростехнадзор, Росаккредитацию, Роскомнадзор, Ространснадзор и Росстандарт. Вместо всех этих учреждений будет создано одно-единственное объединение, которое возьмет на себя анализ и контроль безопасности пищевых продуктов и медицинских препаратов.
  5. Социальный контроль, безусловно, тоже остается – на основе Рособрнадзора и Росструда.

Безусловно, новоявленные предприятия – не резиновые, разместить и трудоустроить всех, кто работал в ликвидирующихся организациях, невозможно. Поэтому хотя сокращение контрольно-надзорных органов открыто не обсуждалось, все осознают, что часть работников останется за бортом, аналитики называют цифру 30% от общего количества госслужащих.

Однако и здесь чиновники видят свои преимущества:

  1. Как раз в тяжелые времена, когда приходится уйти с «насиженного» рабочего места, многие начинают собственное дело и становятся индивидуальными предпринимателями, что благотворно сказывается на благосостоянии граждан России и их семей и, конечно, страны, которая получает нового налогоплательщика.

Стать предпринимателем может не каждый, но самые активные и действенные учетчики и ревизоры, знающие, что такое ответственность и как правильно вести финансы, обязательно проявят себя и свои профессиональные качества. Как показывает практика, в условиях экономического кризиса и при отсутствии стабильности, некоторые даже меняют направление деятельности, обучаются новым профессиям и открывают в себе таланты, на которых можно хорошо заработать.

  1. Хотя целью административной реформы изначально не являлось сокращение контрольно-надзорных органов с целью уменьшения выплат из госбюджета, чиновники уже подсчитали сумму, которую удастся сэкономить, внедрив изменения в жизнь.

Это ни много ни мало – 1 триллион рублей. Весомый вклад в этот показатель составляет снижение количества проверок для предпринимателей, ведь на каждую проверку оформляется масса документов, оплачивается бензин на транспорт при выезде комиссии на место и многие другие издержки, больно бьющие по бюджету страны.

Как дела обстоят в 2019 году

Сотрудники пока еще действующего Роспотребнадзора выделяют несколько важных принципов, которыми руководствуются учетчики в 2019 году, проводя проверки на предприятиях:

  1. Сначала эксперты проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности существующих организаций и выделяют те, которые более всего подвержены риску совершить ошибку в отчетности. Чаще ревизии затрагивают крупные фирмы.
  2. Начиная с 2008 года, по указанию правительства существенно уменьшился перечень продукции, которую нужно регистрировать. Если раньше в список входило 30 наименований, то в 2016 году осталось только 7 видов товаров, подлежащих государственной регистрации.
  3. Период рассмотрения и изучения отчетности, а значит, и время проводимой ревизии в каждой из организаций сократилось втрое.

Вступившие в силу изменения чиновники не пускают на самотек. В конце 2015 года было инициировано и выиграно сразу несколько дел, где шла речь о превышении полномочий сотрудников Роспотрбнадзора, создающих необоснованные административные преграды в предпринимательской деятельности.

Сокращение проверок до сих пор не коснулось, пожалуй, единственной сферы деятельности – торговли. Эксперт, который является уполномоченным лицом при президенте по защите прав и интересов предпринимателей в России, Роман Терехин просит набраться российских граждан, занимающихся предпринимательской деятельности, терпения. Программа осваивается постепенно, для этого нужно как минимум несколько лет. А пока уже в 2017 году по официальным данным уменьшение проверок экспериментируют:

  1. Роспотребнадзор, где численность ревизий уменьшилась на 30%.
  2. Ростехнадзор, пересмотревший количество проверок в сторону уменьшения на 48% от обычного числа.

Что такое «дорожная карта»

Среди последних новостей 2017 года – введение «дорожной карты», которая в рамках админреформы позволит контролировать в сжатые сроки деятельность не только малого бизнеса, но и более крупного.

В конце мая 2016 года чиновники представили собственное видение госконтроля, оформленное в соответствующем документе. В июне начали разрабатываться принципы концепции, которая описывает сокращение российских надзорных органов и окончательное соединение оставшихся в зависимости от сфер деятельности.

Такое основательное переформатирование одобряют руководители крупных предприятий, отчисляющих в госказну большой объем налоговых взносов. Особенно радует, что их поддержало правительство, пообещав со своей стороны для достижения общей цели объединить усилия законодательной и исполнительной власти.

Риск-ориентированный подход в системе контроля качества фармацевтической помощи с прошлого года стал повседневной практикой. Как это отразилось на работе аптек? На какие моменты своей работы фармацевтам следует обратить особое внимание?

На эти и другие вопросы отвечает ассистент кафедры управления и экономики фармации и фармацевтической технологии ПиМУ (Нижний Новгород) Дмитрий Баранов.

Контроль становится партнёрством

Дмитрий Евгеньевич, как отразилось на проверках аптек внедрение нового подхода в работе надзорных органов?

Напомню, что цели внедрения риск-ориентированного подхода заключались в следующем:

  • достижение партнёрства между контрольными органами и субъектами медицинской и фармацевтической деятельности;
  • снижение административного давления на бизнес;
  • повышение качества медицинской и фармацевтической помощи;
  • улучшение показателей здоровья населения.

Реформирование контрольных органов ещё не завершено, однако определённых результатов удалось достичь. Существенно повысилась открытость деятельности надзорных служб, сформированы исчерпывающие реестры подконтрольных объектов, установлены категории риска и их критерии. Утверждены перечни нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к аптечным учреждениям.

Каковы преимущества риск-ориентированной модели контроля?

Прежде всего риск-ориентированная модель работы надзорных органов позволяет сконцентрировать внимание на тех объектах, которые наиболее в этом нуждаются. Контроль направлен туда, где больше рисков возникновения неблагополучной ситуации. Это касается не только потенциальных опасностей, но и фактических обстоятельств, связанных с человеческим фактором. Например, если в аптечном пункте, где изначально степень риска невысокая, будут обнаружены нарушения, то этот пункт попадает в другую категорию объектов, и его будут проверять чаще. При этом для объектов низкого риска плановые проверки проводиться не будут. Такой подход позволяет снизить административные издержки и убрать необоснованную нагрузку на аптечный бизнес.

В чём проявляется повышение открытости надзорных органов?

Важно понимать, что надзорные органы решают те же задачи, что и медицинские и фармацевтические организации. Они находятся не по другую сторону барьера, а работают для повышения качества медицинской и фармацевтической помощи, для повышения качества жизни в целом.

Росздравнадзор предоставляет полную информацию и о проверках, и о возникающих при этом вопросах. Проводятся публичные слушания, где любой желающий может лично пообщаться с представителями контрольных органов и получить ответы. Это другой уровень взаимодействия - уже не столько надзор, сколько партнёрство.

Меньше нарушений - меньше проверок

Как отразится введение новой модели контроля на общем числе проверок в аптечных организациях?

Риск-ориентированный подход в сфере обращения лекарственных средств принят для федерального государственного надзора. Помимо этого существуют проверки в сфере лицензионного законодательства, а также выборочный контроль качества лекарственных средств. Если мы говорим о сегменте применения риск-ориентированной модели, то число плановых проверок в сфере обращения лекарственных средств будет закономерно снижаться.

То есть лицензионная проверка будет проводиться вне зависимости от того, к какому классу рисков относится та или иная аптека?

Риск-ориентированный подход не распространяется на лицензионный контроль. Важно подчеркнуть, что в малом бизнесе в настоящее время действуют «надзорные каникулы» в сфере лицензионного контроля. То есть в текущем году плановых лицензионных проверок в аптечных организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства, производиться не будет.

Допустим, мы возьмём среднестатистическую аптеку в городе. Как часто она будет подвергаться плановой проверке в рамках риск-ориентированного подхода?

Если мы берём пример со среднестатистической аптекой готовых лекарственных форм, то значение показателя риска у неё будет соответствовать умеренному уровню. Это означает, что плановые проверки в отношении этой аптеки будут проводиться не чаще одного раза в шесть лет. А при соблюдении определённых условий можно перейти в категорию низкого риска, которая вообще не предполагает плановых проверок.

Каким образом это сделать?

Риск-ориентированная модель контроля даёт возможность проявлять гибкость в оценке деятельности каждого конкретного учреждения. Если в течение двух лет при проведении других проверок не было выявлено серьёзных нарушений, учреждение переходит в разряд более низкого риска. Если же при проверках были нарушения, повлекшие наложение штрафов, то градация рисков повышается. Таким образом стимулируется соблюдение законодательства сразу по нескольким направлениям.

Проверь себя сам

На что важно обратить особое внимание аптекам при подготовке к плановой проверке, которая проводится по риск-ориентированной модели?

Наибольшее количество вопросов связано с хранением лекарственных средств. Аптекам готовых лекарственных форм важно обратить внимание на этот аспект работы. И если есть какие-то нестыковки в стандартных операционных процедурах (СОП), нужно привести их в соответствие с требованиями законодательства. Другие часто возникающие вопросы связаны с транспортировкой, отпуском и унич¬тожением лекарственных препаратов.

Особо отмечу, что для аптечных организаций проверочные листы - большое подспорье. Если уделить внимание предварительной работе с заполнением листов и соответственно коррекции СОП, то проверка пройдёт максимально эффективно. Риск-ориентированная модель работы надзорных органов реально позволяет создать оптимальные условия и для проверяющих, и для проверяемых.

23 мая бизнес-омбудсмен Борис Титов представит Владимиру Путину доклад о проблемах предпринимателей. Одной из его тем будет реформа контрольно-надзорной деятельности, которую курировал в Белом доме до смены кабинета министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов. Как процесс будет организован теперь, пока неизвестно - надежды на продолжение реформы связывают с тем, что новый вице-премьер и глава аппарата Белого дома Константин Чуйченко ранее занимался этой тематикой в администрации президента. Бизнес же жалуется на то, что число проверок превышает официальные показатели в разы, а количество требований, зафиксированных в чек-листах, делает их невыполнимыми.


В среду, 23 мая, бизнес-омбудсмен Борис Титов представит Владимиру Путину пятый ежегодный доклад, основанный на обращениях бизнеса к уполномоченному (55 тыс. обращений в 2017 году против 36 тыс. в 2016-м и 25,4 тыс.- в 2015 году). Одной из основных проблем предпринимателей, по мнению Бориса Титова, является пробуксовка реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД). Напомним, проект в ушедшем в отставку после выборов президента правительстве курировал министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов, его центральная идея заключалась в систематизации видов госконтроля с последующим устранением избыточных и дублирующих. Однако, как отмечается в проекте доклада бизнес-омбудсмена (есть у “Ъ”), несмотря на масштабную работу, заметного сокращения контрольных мероприятий добиться пока не удалось. Минэкономики (ведомство также курирует реформу) отмечает снижение числа плановых и внеплановых проверок, но предприниматели этого не подтверждают. Так, по данным министерства, в 2017 году проведено 1,7 млн плановых и внеплановых проверок (на 200 тыс. меньше, чем в 2016 году) - однако опросы предпринимателей по инициативе уполномоченного показывают, что проводится до 10 млн контрольных мероприятий.

Как заявила “Ъ” глава экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович, проблема избыточности требований до сих пор не решена, что сводит на нет все усилия по внедрению риск-ориентированного подхода. В «перезапущенные» чек-листы (закон 227-ФЗ от 2016 года обязывает указывать в них вопросы, ответы на которые составляют предмет проверки) включено слишком много требований, а критериев их отбора нет. В результате проверяются все требования, что по факту приводит к ужесточению контроля. Борис Титов настаивает на аудите обязательных требований и уточнении применения чек-листов и списка контрольных вопросов. «Выполнить их все просто невозможно, зато для проверяющих де-факто появились очень удобные справочники-подсказки»,- отмечает госпожа Алехнович. Вице-президент «Опоры России» Марина Блудян подтверждает: в проверочных листах зафиксировано 2 млн требований к бизнесу. «В ходе реформы сделано беспрецедентно много, но ей необходим толчок, пока ее задачи не выполнены»,- отмечает она. Экспертизу требований проводит РСПП, но пока изучены только первые 400 требований.

В бизнес-объединениях надеются, что реформу КНД в Белом доме будет курировать вице-премьер и глава аппарата правительства Константин Чуйченко. Ранее как помощник президента и глава контрольного управления администрации он плотно занимался тематикой КНД. Пока известно, что работу над реформой продолжит «Открытое правительство» - для этого Белый дом сохранит его экспертный совет и департамент по формированию системы «Открытого правительства» уже без Михаила Абызова. Структура и формат организации процесса в Белом доме сейчас обсуждаются.

О ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

Селекторное совещание.

Из стенограммы:

Д.Медведев: Где-то полгода назад мы приступили к реформе контрольной и надзорной деятельности. Эта сфера была выделена в отдельную приоритетную программу . Все целевые задачи реформы вплоть до 2025 года были специально сформулированы и утверждены. Мы, кстати, вчера их обсуждали и на партийной комиссии «Единой России» . Так что эта тема является очень важной для различных форматов обсуждения.

Горки, Московская область

Вступительное слово Дмитрия Медведева на селекторном совещании о ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

Успех любой реформы в значительной мере зависит от эффективности её исполнения в регионах, поэтому у нас сегодня такой селектор. Мы обсудим с коллегами, как организована эта работа и как обеспечивается координация реформы с территориальными органами.

На что хочу обратить особое внимание руководителей контрольных ведомств, которые здесь присутствуют?

Во-первых, начиная с 2018 года все плановые проверки должны проводиться исключительно исходя из категорий рисков. По таким категориям, в свою очередь, необходимо распределить все поднадзорные объекты.

Как мы и договаривались, контрольный фокус – на места, где угроза причинения вреда, прежде всего жизни и здоровью людей, является максимальной. И наоборот, нет смысла ходить с проверками туда, где потенциальная угроза незначительна.

Такой же подход необходимо использовать и при внеплановых проверках.

Второе. Деятельность контрольных ведомств будет оцениваться не по количеству проверок, величине выписанных штрафов и красивым бумажным отчётам, а по улучшению реальных показателей безопасности. Важно, чтобы не только приходили с проверкой, а фактически замеряли, насколько снизились смертность, травматизм, заболеваемость или экономический ущерб. На этом же основании будут приниматься и соответствующие кадровые решения.

Третье. Развитие современной высокотехнологичной компании несовместимо с выполнением устаревших требований со стороны надзорных органов. Многие из этих требований перекочевали ещё с советских времён. К осени ведомства должны подготовить «дорожные карты» по их сокращению и актуализации. А в дальнейшем эти требования должны быть кодифицированы по каждой сфере государственного контроля.

Подготовкой предложений по пересмотру требований занимается и Общественно-деловой совет под руководством РСПП.

Такая совместная работа должна повысить доверие бизнеса к государству и, конечно, улучшить взаимоотношения властей и предпринимателей.

При непосредственном участии предпринимателей внедряются и так называемые проверочные листы, то есть списки контрольных вопросов при проверках. Я подписал ряд постановлений на эту тему. Такие «чек-листы» станут обязательными при плановом , надзоре и . Предмет проверок будет строго ограничен согласованным перечнем вопросов.

В числе таких вопросов и требований – наиболее значимые угрозы. Они касаются вреда жизни и здоровью, окружающей среде, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и некоторых других. С октября этого года новые правила заработают с некоторыми исключениями, а с июля следующего года – для всех объектов защиты.

Уже сейчас очевидно, что одним из главных направлений будущей работы станет цифровизация государственного управления, и в первую очередь государственного контроля, в рамках задачи по построению цифровой экономики, которая была поставлена Президентом. Сегодня она будет обсуждаться на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Нам предстоит совершить переход от долгих и дорогих очных проверок к дистанционным методам контроля – с помощью телеметрии, датчиков, фото- и видеофиксации и так называемого интернета вещей. Для этого крайне важно наладить быстрый и удобный обмен данными с регионами и таким образом шире вовлечь их в создаваемую единую информационную среду контроля и надзора.

В отдельных местах уже успешно применяются технологии дистанционного контроля. Более того, они доказали свою экономическую эффективность. Все эти практики можно тиражировать.

И главное, чего предстоит добиться в результате реформы, – это принципиально изменить саму философию контроля. Перестроить его с принципа «найти нарушение и наказать любой ценой» на принцип партнёрского и «сервисного» отношения к бизнесу. Сместить акцент на профилактику нарушений и предотвращение ущерба.

И люди наши, и, конечно, сам бизнес ждут от реформы конкретных результатов, прозрачности, современных и предсказуемых подходов, качества работы. Ждут нового уровня безопасности и нового уровня экономической свободы.

Мы договорились, что каждым надзорным органом в регионе ежеквартально будут проводиться публичные обсуждения результатов проверок с предпринимателями – по существу и в профессиональном ключе.

Для оценки практических результатов хода реформы в Правительстве будет создана специальная аттестационная комиссия. Она будет постоянно следить за работой руководящего состава надзорных ведомств.

Отдельно хочу выделить в реформе государственного контроля роль органов прокуратуры. В тесном взаимодействии с Генеральной прокуратурой Правительство готовило все основные направления этой реформы. И один из основных ресурсов по обеспечению прозрачности государственного контроля – единый реестр проверок – создавался и развивается нами совместно.

Для дальнейшего обсуждения передаю слово Юрию Яковлевичу Чайке.

Ю.Чайка (Генеральный прокурор Российской Федерации) : Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Уже более 10 лет органами прокуратуры осуществляются мероприятия по защите бизнеса. Только за последние два с половиной года пресечено около 150 тыс. нарушений в этой сфере, прокурорами отклонено почти 900 тыс. необоснованных заявлений контролирующих органов о проведении проверок. Это ощутимый для бизнеса результат. Однако, к сожалению, не всё идёт гладко.

Повсеместно мы сталкиваемся с нежеланием контролёров менять устаревшие подходы к проверкам бизнес-структур. Показательны результаты недавнего соцопроса, проведённого Минвостокразвития в рамках подготовки совместного с Генпрокуратурой заседания коллегий: 47% предпринимателей Дальневосточного федерального округа сталкивались с проверками, носящими заказной характер, причём две трети опрошенных, по сути, не видят каких-либо шансов отстоять свои права в суде.

Спросите любого представителя бизнеса: визиты кого из проверяющих создают наибольшие проблемы? Ответ будет однозначный: сотрудников полиции. Под видом гласных оперативных мероприятий они могут появиться в любой организации, изъять документацию, оргтехнику, парализовать работу. Ещё в 2013 году, выступая в Совете Федерации, я предложил установить обязательное согласование подобных проверок прокурорами, однако соответствующие законодательные предложения, поддержанные Общественной палатой и бизнес-сообществом, торпедируются Министерством внутренних дел и другими силовиками и до сих пор не реализованы.

Вместе с тем за последние три года при проведении более 19 тыс. гласных оперативных мероприятий подразделениями МВД допущено свыше 2 тыс. нарушений, а возбуждением уголовного дела закончилось менее 15% обследований. Спрашивается, зачем в остальных случаях сотрясали бизнес-структуры?

По данным прокуроров, МВД и в целом является одним из лидеров по числу допущенных нарушений в ходе реализации контрольных полномочий в отношении предпринимателей (свыше 4 тыс. в 2016 году). Больше только у МЧС – почти 6 тыс. Кроме того, прокурорами вскрыто около 4 тыс. нарушений в деятельности органов Роспотребнадзора, свыше 2 тыс. – в деятельности Ростехнадзора и Ространснадзора, по 1 тыс. – в Росреестре и Росприроднадзоре.

Остановлюсь на наиболее характерных недостатках в деятельности органов контроля, выявленных прокурорами. Плановые проверки нередко проводятся по адресам, не совпадающим с указанными в распоряжениях, с превышением предельного 20-дневного срока, иногда более чем вдвое. Распространены факты незаконного проведения контрольных мероприятий без включения в ежегодный сводный план проверок – в Воронежской области, Ханты-Мансийском округе и ряде других регионов.

Несмотря на действующий мораторий, в план на 2017 год предлагались проверки предприятий малого и среднего бизнеса. Причём подобные нарушения допускались и на федеральном уровне.

Внеплановые проверки проводятся в отсутствие сведений о нарушении прав, без издания соответствующих распоряжений и согласования с органами прокуратуры. И даже, вопреки прямому запрету в законе, – по анонимным обращениям.

Отдельно хотел бы остановиться на коррупционных проявлениях в деятельности контрольно-надзорных органов. Они связаны с незаконными выплатами контролёрам поднадзорными предприятиями за оказание консультационных, образовательных услуг, с неправомерным принятием решений в пользу аффилированных структур, недостоверностью декларируемых сведений о доходах и расходах. В 2016 году и I квартале 2017 года прокурорами установлено 9 тыс. подобных нарушений, в связи с чем, по нашим материалам, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 730 виновных должностных лиц.

Безусловно, рассмотрение актов прокурорского реагирования контролирующими органами приводит к активизации их деятельности, что в результате может повлечь дополнительное давление на бизнес, поэтому в декабре 2016 года мной прокурорам дано указание воздержаться от предвзятых, негативных выводов о работе органов контроля, приводящих к проведению необоснованных проверочных мероприятий в отношении субъектов предпринимательства. Прокуроры в целом ориентированы на совершенствование работы по защите бизнеса.

При формировании планов контрольных мероприятий на 2017 год мы будем рассматривать предложения органов контроля, учитывая правильность определения ими интенсивности проверок предприятий в зависимости от степени опасности производства и их репутации. Иными словами, мы оценим, как контролёры применяют риск-ориентированный подход.

Кроме того, дальнейшее развитие получит функционал единого реестра проверок, возможности коммуникации с бизнес-сообществом с использованием современных технологий.

В условиях стремительно развивающейся цифровой экономики контролирующим органам следует более активно участвовать в создании информационной среды контрольно-надзорной деятельности, развивать свои ресурсы, с тем чтобы их мероприятия проводились в предсказуемом, прозрачном режиме.

Необходимо и в дальнейшем совершенствование нормативно-правовой базы. На сегодня огромное количество внеплановых проверок вообще не согласовывается с органами прокуратуры. В соответствии с законодательством утверждению подлежит лишь 3% от общего числа. В 2015–2016 годах мы санкционировали только 75 тыс. из 2,5 млн внеплановых проверок.

По поручению главы государства нами разработан проект закона, устраняющий данные диспропорции, который положительно оценивается общественными объединениями предпринимателей. С учётом позиции Государственно-правового управления Президента он направлен в Правительство для формирования консолидированного мнения и согласования.

Прошу Вас, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич, поддержать нашу инициативу.

Очевидно, что благоприятный бизнес-климат сегодня во многом зависит от чётко выстроенной работы региональных властей. Во время организации в этом году совещания по защите прав предпринимателей в Ярославле мы непосредственно убедились, что в данном регионе, а также в Тульской, Белгородской, Калужской областях и ряде других налажен конструктивный диалог между властью и бизнесом. Активно взаимодействуют с ними в данной сфере и прокуроры.

В заключение хотел бы отметить, что при подготовке сегодняшнего мероприятия получен положительный опыт координации нашей совместной с Правительством Российской Федерации деятельности. Мы высоко оцениваем данные результаты и возлагаем большие надежды на то, что все наработки будут нами совместно эффективно использованы в целях обеспечения прав предпринимателей.

Д.Медведев: Спасибо большое, Юрий Яковлевич.

Михаил Анатольевич (обращаясь к М.Абызову) , расскажите, как по линии Правительства эта работа велась, потому что Вы этим занимаетесь.

М.Абызов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

За период с момента утверждения паспорта приоритетной программы уже есть определённые достижения по каждому из проектов. В целом хочу доложить, что мы идём в рамках утверждённого президиумом графика.

Я хотел бы акцентировать внимание на двух моментах.

Первое. Перед нами стоят масштабные, амбициозные задачи, начиная с построения качественно иной, партнёрской модели взаимодействия с бизнесом, внедрения риск-ориентированного подхода и заканчивая повсеместным внедрением современных информационных технологий при осуществлении контроля. Всё это требует более высокой квалификации инспекторского состава. Именно эти люди должны принимать решения, от которых зависит жизнь и здоровье граждан. Они должны прекрасно разбираться во всех тонкостях подконтрольной сферы, включая технологические процессы, а также обладать высокими навыками работы с современными сложными информационными системами.

В этой связи крайне важно выстроить принципиально новую, масштабную систему подготовки и обучения сотрудников, повышения их квалификации, а это в общей сложности порядка 130 тыс. человек. В этой связи нами в рамках проекта подготовлен стандарт кадрового менеджмента, а также комплексная программа по повышению квалификации и переобучению персонала.

Второе – это работа по профилактике нарушений. Именно профилактика нарушений должна стать ключевой осью по предупреждению нарушений, предупреждению вреда для жизни и здоровья граждан.

В этой связи мы запустили практику проведения публичных слушаний с бизнесом и участием региональных властей, в рамках которых подконтрольные органы, а также субъекты, контрольные органы на местах рассказывают о результатах своей работы, разъясняют требования и помогают бизнесу избежать нарушений в будущем.

Только за два прошедших месяца в субъектах Российской Федерации было организовано более 400 подобных мероприятий, в каждом из которых принимали участие до 200 человек. В общей сложности это несколько десятков тысяч людей, наших предпринимателей, которые ознакомились со всеми тонкостями и особенностями работы контрольных органов.

Брифинг Михаила Абызова по завершении совещания

Из стенограммы:

Вопрос: По итогам селекторного совещания звучали какие-то предложения от регионов? И второй вопрос: были даны какие-то дополнительные поручения Председателем Правительства?

М.Абызов: Регионы принимают самое активное участие в реализации задач реформы контрольно-надзорной деятельности (у нас принят отдельный проект по совершенствованию государственного надзора на региональном уровне). И их вовлечённость в этот процесс, понимание того, что происходит на местах, является, наверное, ключевым аспектом и залогом успешности реформы.

Многие предложения, которые сегодня звучали и обсуждались, актуальны не только для тех регионов, которые высказались, но и для всех регионов России.

Конечно, в первую очередь это вопрос исключения избыточных и дублирующих, устаревших надзорных требований, которые уже несовместимы с сегодняшним уровнем технологического развития наших предприятий и которые надо менять.

И эту работу мы вместе с регионами будем проводить. Регионы такие предложения готовят и направляют в наш проектный центр, с тем чтобы мы их обобщали и принимали соответствующие решения.

Второй вопрос связан с задачами по информатизации государственной контрольно-надзорной деятельности. Когда мы говорим о реализации проекта «Цифровая экономика», то имеем в виду, что необходимо и ту часть государственного управления, которая нуждается в цифровизации, реализовывать более активно. И эту задачу надо решать и на федеральном, и на регионом уровне.

Третье. Конечно, много вопросов обсуждалось в отношении проверок, которые проводят федеральные надзорные ведомства в регионах. Не все проверки бывают объективными, есть случаи предвзятых проверок. Бывают случаи, когда вместо проведения проверочных мероприятий некоторые надзорные ведомства используют так называемые административные расследования, которые не надо согласовывать с органами прокуратуры. И в результате предприниматели, по сути дела, подвергаются проверочному давлению без полного соблюдения всех необходимых требований, которые предусмотрены нашими надзорными регламентами. Поэтому одно из поручений, решений, которое сегодня обсуждалось, связано с тем, чтобы внести изменения в законодательство и административные расследования фактически приравнять к проверкам, а это означает, что административные расследования будут подлежать согласованию с органами прокуратуры и будут регламентироваться как обыкновенные надзорные мероприятия.

Кроме того, регионы ставят вопросы о делегировании части надзорных полномочий в тех сферах, которые наиболее значимы для экономики и жизни конкретных территорий. Мы будем прорабатывать эти предложения. Есть виды государственного надзора, которые не могут быть переданы на региональный уровень. Связано это с тем, что многие риски, которые контролируют надзоры, являются экстерриториальными. Это означает, что их федерализация, централизация – наиболее качественный путь по защите интересов граждан, их жизни и здоровья.

Кроме того, обсуждался вопрос финансирования реформы контрольно-надзорной деятельности. Мы будем готовить предложения по возможному выделению дополнительных средств в следующем финансовом цикле на финансирование работы наших региональных, территориальных органов.

Вопрос: Сегодня Премьер-министр сообщил о создании аттестационной комиссии. Расскажите об этом подробнее. И как будут обучать инспекторов, которые будут проводить проверки?

М.Абызов: Президиумом Совета по приоритетным проектам утверждён паспорт приоритетной программы по реформе контрольно-надзорной деятельности. В частности, один из проектов, который в рамках этого паспорта реализуется, это проект по совершенствованию кадровой работы. Им предусмотрено в том числе на федеральном уровне, на уровне Правительства создание аттестационной комиссии, которая будет рассматривать качество работы высших руководящих сотрудников федеральных надзорных ведомств. Это утверждено решением президиума, и нам в ближайшее время необходимо внести документы по организации работы такой комиссии. Затем Председатель Правительства будет принимать решение.

По поводу обучения инспекторов. Я думаю, что на этой неделе мы опубликуем комплексную программу по обучению сотрудников контрольно-надзорных ведомств. Мы обсуждали её на прошлой неделе, и она практически сегодня согласована. Там есть несколько направлений этой работы, начиная от онлайн-курсов для инспекторского состава, в рамках которых будет повышаться общая квалификация по общим дисциплинам управленческого характера, заканчивая специальным курсом по отдельным видам контроля и надзора, связанным с подготовкой проверок, организацией проверок, профилактических мероприятий, системой взаимодействия между инспектором и предпринимателем. Нам необходимо в рамках этих онлайн-курсов охватить процессом переобучения более 130 тыс. сотрудников надзорных ведомств, это большое количество людей. И такие дистанционные онлайн-курсы и последующая аттестация по результатам онлайн-курсов должны существенно повысить квалификацию нашего инспекторского персонала.

С другой стороны, отдельное направление работы с высшим руководящим составом надзорных ведомств – это семинары, которые мы будем проводить совместно с РАНХиГС. Большую работу будет проводить аналитический центр при Правительстве, на площадке которого для руководителей федеральных и территориальных государственных надзоров будут обсуждаться лучшие практики. Проблемы, с которым сталкиваются в своей работе надзорные ведомства, во многом одинаковы, поэтому и удачные решения, которые кто-то находит, важно вовремя выявлять и масштабировать. Этим будет заниматься аналитический центр при Правительстве.

Министерства и ведомства, органы при правительстве:

  • Федеральный проектный офис (Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам)(до 19.07.2018)