Логистика – что это такое простыми словами? Кто такие логисты? Логист - это кто? Чем занимается логист

Отправить

Логистика

Что такое логистика?

Логистика, в основном, - это детальная организация и осуществление сложной операции. В общем деловом смысле, логистикой называют управление потоком вещей между точкой происхождения и точкой потребления с целью удовлетворения потребностей потребителей или корпораций. Ресурсы, управляемые логистикой, могут включать в себя физические предметы, такие как продукты питания, материалы, животных, оборудование и жидкости; а также абстрактные элементы, такие как время и информация. Логистика физических элементов, как правило, включает в себя интеграцию информационных потоков, погрузочно-разгрузочные работы, производство, упаковку, инвентаризацию, транспортировку, складирование, а зачастую и безопасность.

В военной науке, логистика занимается вопросами поддержания каналов снабжения армии, препятствуя снабжению противника, так как вооруженные силы без ресурсов и транспортировки беззащитны. Военная логистика существовала в древнем мире, и так как современные военные имеют значительную потребность в логистических решениях, были разработаны передовые программы реализации. В военной логистике, сотрудники подразделений логистики определяют, как и когда перемещать ресурсы в места, где существует в них потребность.

Управление логистикой является частью управления цепочками поставок, которая планирует, реализует и контролирует эффективность прямых и обратных потоков, а также хранение товаров, услуг и связанную с ними информацию между пунктом происхождения и пунктом потребления с целью удовлетворения потребностей клиента. Сложные логистические процессы можно моделировать, анализировать, визуализировать и оптимизировать благодаря специально разработанному программному обеспечению. Минимизация использования ресурсов является общей целью во всех сферах логистики. Специалист, работающий в области управления логистикой, называется логист.

Происхождение названия "логистика"

Распространенное мнение, что термин логистика появился в конце 19 века от французского LOGISTIQUE (loger означает дать на хранение) и впервые был использован Бароном де Жомини. Другие приписывают греческое происхождение слова: λόγος, то есть причина или речь; λογιστικός, то есть бухгалтер или ответственный за подсчет.

Определение понятия логистики

Оксфордский словарь английского языка определяет логистику как «отрасль военной науки, относящаяся к закупке, обеспечению функционирования и транспортировки материалов, персонала и объектов". Тем не менее, Новый Оксфордский американский словарь определяет логистику как "детальную координацию сложных операций с участием большого количества людей, объектов или расходных материалов", а Оксфордский он-лайн словарь определяет это понятие как "детальную организацию и реализацию сложных операций". Таким образом, логистика обычно определяется как техническое подразделение, которое создает "системы человеческих ресурсов", а не "машинных систем."

Объединение специалистов в области управления цепочками поставок (ранее Объединение специалистов в области управления логистикой) определяет логистику как процесс планирования, реализации и контроля процедур эффективной и результативной транспортировки и хранения грузов, включая услуги и связанную с ними информацию, от точки происхождения до точки потребления для удовлетворения требований клиентов и включает в себя входящие, исходящие, внутренние и внешние передвижения.

Ученые и практики традиционно ссылаются на термин операции или управление производством, когда речь идет о физических преобразованиях, происходящих в одном месте размещения производства (завод, ресторан или даже банковская канцелярия) и оставляют термин логистика для деятельности, связанной с распределением, то есть, перемещением продуктов по территории. Поэтому управление распределительным центром рассматривается как относящееся к сфере логистики, так как в теории, продукты, изготовленные заводом готовы к употреблению, но всё ещё должны быть перемещены по всей распределительной сети в соответствии с некоторой логикой, а распределительный центр собирает и обрабатывает заказы, поступающие из различных областей страны. Как говорится, с точки зрения моделирования, есть сходство между операционным менеджментом и логистикой, и компании иногда нанимают, так называемых, гибридных специалистов, например, "Операционного директора" или "Специалиста по логистике", которые работают над решением аналогичных проблем. Кроме того, термин управление цепочками поставок первоначально относится, в числе прочих вопросов, к обоим сферам - производству и логистике от точки происхождения до точки производства. Все эти термины могут подвергаться смысловому изменению как побочный эффект рекламы.

Виды логистики и их характеристика

Входящая логистика является одним из основных процессов логистики, которая отвечает за закупку и организацию входящего перемещения материалов, деталей, и / или запасов готовой продукции от поставщика к производству, сборочным заводам, складам или магазинам розничной торговли.

Исходящая логистика координирует процессы, связанные с хранением и перемещением конечного продукта, а также относящихся к нему информационных потоков с конца производственной линии до конечного потребителя.

В зависимости от функций выполняемых логистами, можно выделить следующие отрасли логистики:

Закупочная логистика включает такие мероприятия, как исследование рынка, планирование потребности, принятие решения о покупке или производстве, управления снабженческой деятельностью, размещение заказов и контроль их выполнения. Цели закупочной логистики могут быть противоречивыми: максимизация эффективности при концентрации на основных компетенциях; аутсорсинг, но при этом сохраняя самостоятельность компании; минимизация расходов на закупку при максимальной безопасности процесса поставки.

Основной задачей распределительной логистики является поставка готовой продукции заказчику. Она состоит из обработки заказов, складирования и транспортировки. Распределительная логистика очень важна, так как время, место и количество производства отличается от времени, места и количества потребления.

Основной функцией утилизационной логистики является снижение логистических расходов и повышение качества предоставляемых услуг, связанных с утилизацией отходов, образующихся в процессе функционирования предприятия.

Обратная логистика обозначает все операции, связанные с повторным использованием продуктов и материалов. Процесс обратной логистики включает в себя управление и продажу излишков, а также возврат продукции поставщику со стороны покупателя. Понятие обратной логистики объединяет все операции, связанные с повторным использованием продуктов и материалов. Это "процесс планирования, реализации и контроля продуктивного, эффективного с точки зрения затрат потока сырья, рабочего инвентаря, готовой продукции и связанной с ними информации от точки потребления до точки происхождения с целью возвращения стоимости или надлежащей утилизации. Точнее сказать, обратная логистика - это процесс перемещения товаров от типичного конечного пункта назначения с целью возвращения стоимости или правильной утилизации. Антонимом обратной логистики является прямая логистика.

Экологически чистая система логистики описывает все попытки измерить и минимизировать экологические последствия логистической деятельности. Это включает в себя все действия прямых и обратных потоков. Это может быть достигнуто за счет интермодальных грузовых перевозок, оптимизации маршрута, заполнения транспортного средства и городской логистики.

Логистика НДР (Надежность, Доступность и Ремонтопригодность) сочетает в себе бизнес-логистику и военную логистику, поскольку она связана с весьма сложными технологическими системами, для которых надежность, доступность и ремонтопригодность являются сверхважными понятиями, например: системы вооружения и военных суперкомпьютеров.

Логистика управления имуществом компании в розничных каналах, организованные розничными продавцами и поставщиками, часто используют активы, необходимые для отображения, сохранения, продвижения своей продукции. Некоторые примеры - это холодильники, стенды, демонстрационные мониторы, сезонное оборудование, стенды с наглядной агитацией и каркасы.

Экстренная логистика (или гуманитарная логистика) - термин, используемый логистикой, цепочкой поставок и обрабатывающей промышленностью для обозначения определенных неотложных видов транспорта, используемых для перемещения товаров или предметов срочным образом, в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Причиной привлечения услуг экстренной логистики может быть задержка производства или предполагаемая задержка производства; острая необходимость в специализированном оборудовании для предотвращения таких событий, как заземление воздушного судна (так называемое понятие "повреждение воздушного судна на земле"), опоздание морских судов или отказ телекоммуникационного оборудования. Гуманитарная логистика привлекает правительства, военных, агентства по оказанию помощи, доноров, неправительственные организации и аварийно-спасательные логистические услуги, как правило, полученные от специализированного поставщика услуг.

Термин производственная логистика описывает логистические процессы в рамках системы добавленной стоимости (например: на заводе или в шахте). Производственная логистика стремится обеспечить, чтобы каждая машина и рабочая станция получала нужный продукт в нужном количестве и качестве и в нужное время. Речь идет о производстве, испытании, транспортировке, хранении и поставке. Производственная логистика необходима как на уже существующих, так и на новых заводах: поскольку производство на действующем заводе - это постоянно меняющийся процесс, замена оборудования и добавление новых машин, что дает возможность усовершенствовать систему производственной логистики соответственно. Производственная логистика предоставляет средства для получения отклика от клиента и эффективности капиталовложений. В условиях уменьшения размеров партий производственная логистика становится все более важной сферой. Во многих отраслях промышленности (например, мобильных телефонов), краткосрочной целью является эффективное удовлетворение спроса каждого отдельного потребителя. Наблюдение и отслеживание, являются неотъемлемой частью производственной логистики в связи с проблемами безопасности и надежности продукции. Это приобретает все большее значение, особенно в автомобильной и медицинской промышленности.

Строительная логистика известна человечеству с древних времен. По мере того как различные человеческие цивилизации пытались возвести самые лучшие произведения в области строительства для жизни и защиты. Сейчас строительная логистика стала важной частью строительства. За последние несколько лет строительная логистики проявилась в другой сфере знаний и исследований по вопросу управления цепочкой поставок и логистикой.

Цифровая логистика управляется новым поколением приложений для логистики предприятия размещенных на веб-сайтах, которые позволяют оптимизировать совместную работу, используя центральную логистическую информационную основу, которая обеспечивает обзор всего предприятия и обширной цепочки поставок.

Военная логистика

В военной науке, логистика, занимаясь вопросами поддержания каналов снабжения своей армии и разрушая линии снабжения противника, является одним из важнейших, а некоторые говорят, что самым ответственным элементом военной стратегии, так как вооруженные силы без ресурсов и транспортировки беззащитны. Исторические фигуры такие как Ганнибал, Александр Великий, и герцог Веллингтон считаются гениями логистики: экспедиция Александра, самая долгая военная кампания из когда-либо предпринятых, значительно выиграла от его дотошного внимания к обеспечению своей армии; Ганнибалу приписывают наличие "исправной логистики" против римлян во времена Пунических войн и успех англо-португальской армии в Полуостровной войне был связан с эффективностью системы снабжения Веллингтона, несмотря даже на значительные просчеты. Поражение британцев в американской войне за независимость и поражение Оси в африканском театре боевых действий Второй мировой войны объясняются некоторыми учеными как логистические просчеты.

Военные имеют значительную потребность в логистических решениях и поэтому разрабатывают передовые реализации. Комплексная логистическая поддержка (ILS) - дисциплина, которая используется в военной промышленности для обеспечения концепции - легко поддерживаемой системы надежным обслуживанием клиентов (логистики) с самыми низкими затратами, гарантируя высокую надежность, доступность, ремонтопригодность и другие требования, определенные для проекта.

В военной логистике, специалист по логистике, определяет: как и когда перемещать ресурсы в места, где существует в них необходимость.

При управлении цепочками поставок в военной логистике часто приходится иметь дело с целым рядом переменных в прогнозировании стоимости, износа, потребления и будущего спроса. Вооруженными силами Соединенных Штатов была разработана категориальная классификация поставок таким образом, что категории поставок с аналогичным переменным потреблением сгруппированы вместе для целей планирования. Например, потребление боеприпасов и топлива в мирное время будет значительно ниже, чем в военное время потребления этих же расходных материалов, в то время как другие категории поставок, такие как питание и одежды имеют относительно одинаковый уровень потребления, независимо от войны или мира.

Некоторые классы поставок имеют линейную зависимость от спроса: по мере добавления количества войск, необходимо дополнительное количество питания; или при использовании дополнительного оборудования, потребляется больше топлива и боеприпасов. Другие классы поставки должны рассмотреть третью переменную помимо использования и количества: время. При старении оборудования, требуется все больше и больше запасных частей, даже если оборудование просто простаивает. Посредством записи и анализа этих тенденций в течении долгого времени и применяя их к будущим сценариям, вооруженные силы США могут точно осуществлять поставки своим войскам всего необходимого и в нужный момент. История показала, что хорошее логистическое планирование создает эффективную и без лишних элементов боевую силу. Его отсутствие может привести к неуклюжим, медленным, и плохо оснащенным силам, которые будут страдать от слишком больших или слишком маленьких поставок.

Бизнес-логистика

Одно из определений бизнес логистики гласит "поставка правильного товара, в правильном количестве, в правильное время, в правильное место, по правильной цене, в правильном состоянии, правильному клиенту". Бизнес логистика включает в себя все отрасли промышленности и нацелена на управление осуществлением жизненного цикла проекта, цепочек поставок, и, как следствие эффективности.

Термин "бизнес-логистика" развивался с 1960-х годов из-за возрастающей сложности снабжения предприятий материалами и доставки продуктов в условиях растущей глобализации цепочек поставок, что приводит к вызову для профессионалов под названием "логисты цепочек поставок".

В бизнесе, логистика может иметь либо внутренний фокус (входящая логистика), либо внешний фокус (исходящая логистика), охватывающий поток и хранение материалов от точки происхождения до точки потребления (см. управление цепочками поставок).

Основные функции квалифицированного логиста включают в себя управление запасами, закупки, транспортировку, складирование, консультирование, а также организация и планирование этих мероприятий. Логисты сочетают профессиональные знания по каждой из этих функций для координации ресурсов в организации.

Есть две принципиально различные формы логистики: одна - оптимизирует постоянный поток материалов через транспортную сеть и узлы хранения, а другая - координирует последовательность ресурсов для выполнения какого-нибудь проекта (например, реструктуризации склада).

Логические узлы

Узлы распределительной сети включают в себя:

  • Заводы, где продукты изготовлены или смонтированны.
  • Депо или хранилище представляет собой стандартный тип склада, предназначенный для хранения товаров (больших товарно-материальных запасов).
  • Распределительные центры предназначены для обработки заказов и их выполнения (более низкий уровень товарно-материальных запасов), а также для приема возвратов от клиентов.
  • Транзитные пункты организовываются для перераспределения груза, который перегруппируется согласно графику поставок (только перемещение товаров).
  • Традиционные розничные небольшие семейные магазины, современные супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры или также волонтерские сети, потребительские кооперативы, группы потребителей с коллективной покупательной способностью. Обратите внимание, что филиалы будут главным образом принадлежать сторонней компании и франчайзеру, используя бренд другой компании, но владея на самом деле точкой продажи.

Между узлами могут оперировать некоторые посредники, такие как торговые агенты или брокеры, выполняя представительские функции.

Логистические показатели

Логистическое семейство представляет собой набор продуктов, которые имеют общие характеристики: вес и объем, обязательные требования при хранении (температура, радиация, ...), удовлетворение потребностей, частота заказа, размер упаковки и т.д. Следующие показатели могут быть использованы компаниями для разделения своего ассортимента на логистические семейства:

  • Натуральные показатели, используемые для оценки системы учета материальных запасов, включают в себя мощности для складирования, селективность, поверхностное использование, объемное использование, транспортный потенциал, использование транспортного потенциала.
  • Денежные показатели, включают в себя расходы на содержание пространства (здание, стеллажи и услуги), а также расходы на обработку (люди, погрузочно-разгрузочное оборудование, энергетическая мощность и техническое обслуживание).

Другие показатели могут быть представлены как в натуральном, так и денежном выражении, например, стандартная оборачиваемость запасов.

Элемент логистики

Грузовые единицы представляют собой комбинации отдельных позиций, которые перемещаются с помощью погрузочно-разгрузочных систем, как правило, с использованием паллет нормированных размеров.

Погрузочно-разгрузочные системы включают в себя: паллетные погрузчики, погрузчики с противовесом, мачтовые погрузчики, двусторонние погрузчики, трехсторонние погрузчики, автоматически управляемые тележки и штабелеры. Системы хранения включают в себя: штабельное хранение, ячеечные стеллажи (статические или передвижные), консольные стеллажи и гравитационные стеллажи.

Обработка заказов представляет собой последовательный процесс, включающий: обработку выводящегося списка, сбор (выборочное перемещение элементов из грузовых единиц), сортировка (сборка элементов на основе назначения), формирование пакета (взвешивание, маркировка и упаковка), консолидация заказа (сбор пакетов в грузовые единицы для транспортировки, контроль и подготовка транспортной накладной).

Комплектация заказа может выполняться как вручную, так и автоматически. Ручная сборка может осуществляться в режиме "человек к товарам", то есть оператор, использует тележку или ленточный конвейер, или "товар к человеку", тогда оператор ощущает выгоду от присутствия системы мини-нагрузки, вертикальной или горизонтальной карусели или от автоматической системы вертикального хранения (AVSS). Автоматический сбор осуществляется либо с помощью дозаторов, либо депалетизаторов.

Сортировка может быть сделана вручную с помощью тележек или конвейерных лент, или автоматически через сортировщиков.

Транспортное обеспечение логистики

Грузы, т.е. транспортируемые товары, могут быть перемещены с помощью различных транспортных средств и организованы различными категориями отгрузки. Грузовые единицы, как правило, собираются в более крупные стандартные единицы, такие как: контейнеры ИСО, съемные кузова или полуприцепы. Для особо дальних расстояний предусмотрена транспортировка продукта с использованием различных транспортных средств: мультимодальные перевозки, интермодальные перевозки (без обработки) и комбинированные перевозки (минимум автомобильного транспорта). При перемещении груза типичными ограничениями являются максимальный вес и объем.

Операторы, участвующие в перевозке: все железнодорожные и автомобильные компании, авиакомпании, компании речного и морского транспорта, курьеры, экспедиторы и мультимодальные транспортные операторы.

На международном уровне, товар перевозится, как правило, на условиях стандартов Инкотермс, изданных Международной торгово-промышленной палатой.

Управление логистикой

Аналогично производственным системам, логистические системы должны быть должным образом настроены и управляемы. На самом деле ряд методик были непосредственно заимствованы из операционного управления, таких как использование оптимальных размеров заказа для управления запасами в узлах сети. Планирование ресурсов распределения (DRP) аналогичен MRP, за исключением того, что это не относится к деятельности в узлах сети, а к планированию распределения при перемещении товаров через звенья сети.

Традиционно в логистике конфигурации могут быть на уровне склада (узла) или на уровне распределительной системы (сети).

Что касается склада, вдобавок к вопросам проектирования и строительства склада, конфигурация означает решение ряда взаимосвязанных технико-экономических вопросов: определение размера стеллажной ячейки, выбор метода паллетирования (вручную или с помощью робота паллетайзера), размеры стеллажей и конструкции, количество стеллажей, количество и тип погрузочно-разгрузочной техники (например, штабелеры). Есть очень важные ограничения, которые должны быть учтены: прочность на изгиб несущей балки и правильное размещение разбрызгивателей пожарной сигнализации. Хотя сбор заказа на складе - это больше решение тактического планирования, чем проблема конфигурации, но важно учитывать этот момент при принятии решения о макете стеллажей внутри склада и покупки складской техники, такой как погрузчики и автоматические тележки, так как только эти решения будут приняты, они будут работать в качестве ограничений при управлении складом, те же выводы работают и для сортировки при проектировании конвейерной системы и / или установки автоматических диспенсеров.

К конфигурации на уровне системы распределения относятся, прежде всего, проблемы расположения узлов в географическом пространстве и распределения мощности между узлами. Первый пункт может упоминаться как местоположение объекта (выбор участка специального назначения), в то время как последний - в качестве распределения пропускной способности. Проблема аутсорсинга, как правило, возникает на этом уровне: узлы цепочек поставок очень редко принадлежат одному предприятию.

Распределительные сети можно охарактеризовать числом уровней, а именно от количества промежуточных узлов между поставщиком и потребителем:

Прямые поставки в магазин, то есть ноль уровней

Сеть в один уровень: центральный склад

Два сетевых уровня: центральные и периферийные склады

Это различие является более полезным для целей моделирования, но это также относится и к тактическим решениям в отношении резервных запасов: учитывая сеть в два уровня, если резервные запасы хранятся только на периферийных складах, то она называется зависимой системой (от поставщиков), если распределяется между центральными и периферийными складами - независимой системой (от поставщиков). Транспортировка от производителя до второго уровня называется первичной транспортировкой, от второго уровня к потребителю - вторичной транспортировкой.

Хотя настройка распределительной сети c нуля возможна, логистам, как правило, приходится иметь дело с реструктуризацией существующих сетей из-за наличия целого ряда факторов: изменение спроса, инновационного продукта или процесса, возможности для аутсорсинга, изменение политики правительства по отношению к торговым барьерам, инновации в сфере транспортных средств (как транспортные средства, так и пути сообщения), введение правил (в частности те, которые касаются загрязнения окружающей среды) и доступность систем поддержки ИКТ (например, ОПР или электронной коммерции).

После того, как логистическая система настроена, управление переходит к решению тактических задач на уровне склада и распределительной сети. Решения должны приниматься в соответствии с набором ограничений: внутренних, например, с учетом использования имеющейся инфраструктуры, или внешних, например, соблюдение заданных сроков годности продукта.

По складу, специалист по логистике должен решить, как распределить товары на стеллажах. Три традиционных типа хранения: общее хранилище, выделенное хранилище (стеллаж или пространство, отведенное для конкретного товара) и хранение в зависимости от класса (хранение товаров различных классов разделено в соответствии с их индексом доступа).

Эффективность комплектации значительно варьируется в зависимости от ситуации: начиная от человека и заканчивая товаром, отличаются высоким уровнем комплектации (вертикальная составляющая) и значительно низким уровнем (вертикальная составляющая комплектации незначительна).

Должен быть принят ряд тактических решений, касающихся сбора:

  • Маршрутизация пути: стандартные альтернативы включают поперечную маршрутизацию, обратную маршрутизацию, среднесрочную маршрутизацию и максимальный разрыв обратной маршрутизации.
  • Методы пополнения запасов: стандартные альтернативы включают равное пространство для запасов каждого класса продуктов и равное время поставки для каждого класса продуктов.
  • Логика подбора: комплектация заказов против пакетного сбора.

На уровне распределительной сети, тактические решения связаны, главным образом, с контролем за состоянием запасов и оптимизацией пути доставки. Обратите внимание, что логистам может потребоваться управление не только прямым, но и обратным потоком.

WMS система управления складом

Хотя есть некоторое дублирование функциональных возможностей, системы управления складом (WMS) могут существенно отличаться от систем контроля складом (WCS). Проще говоря, WMS дает еженедельный прогноз деятельности на основе таких факторов, как статистические данные и тенденции, в то время как WCS действует как руководитель склада в режиме реального времени для того, чтобы работа была выполнена наиболее эффективными методами. Например, WMS может сказать системе, что ей необходимо пять единиц складского учета (SKU) А и пять SKU B часов заранее, но к тому времени система продолжает действовать, и другие вводные, возможно, вступят в силу или может быть затор на конвейере. WCS может предотвратить эту проблему, работая в режиме реального времени и адаптации к ситуации, принимая решение в последнюю минуту, основанное на текущей деятельности и рабочем состоянии. Работая вместе, WMS и WCS может решить эти проблемы и достигнуть максимальной эффективности для компаний, которые полагаются на эффективную работу своего склада или распределительного центра.

Логистический аутсорсинг

Логистический аутсорсинг включает в себя отношения между компанией и поставщиком логистических услуг (LSP), который, по сравнению с базовыми логистическими услугами, делает более индивидуальные предложения, охватывает широкий спектр услуг, характеризуется долгосрочной ориентацией, и, таким образом, имеет стратегический характер.

Аутсорсинг не обязательно должен быть полным переходом на услуги LSP, он также может быть частичным:

  • Один контракт на поставку конкретной услуги в некоторых случаях
  • Образование новых смежных предприятий
  • Создание совместного предприятия

Логистика с привлечением третьих сторон (3PL) предполагает использование внешних организаций для выполнения мероприятий по логистике, которые традиционно выполненялись в рамках самой организации. Согласно этому определению, (3PL) логистика включает в себя любую форму аутсорсинга логистической деятельности, ранее выполняемых самой компанией. Например, если компания с собственным складированием решает использовать услуги сторонних транспортных компаний, это будет примером логистики с привлечением третьих сторон. Логистика является новым направлением деятельности во многих странах.

Концепция логистики поставщика четвертой стороны (4PL) была впервые определена Андерсен Консалтинг (теперь Accenture) как интегратор, который собирает ресурсы, возможности планирования и технологий собственной компании и других организаций для проектирования, создания и запуска решений общей цепочки поставок. В то время как логистика 3PL имеет своей целью лишь одну функцию, 4PL цели - это управление всем процессом. Некоторые издания описывают 4PL как генерального подрядчика, который управляет другими подрядчиками третьей стороны (3PL): водителями-дальнобойщиками, экспедиторами, агентами таможни и другими участниками; по существу, принимая ответственность за полный процесс для клиента.

Стратегический альянс

Горизонтальные бизнес-альянсы часто возникают между поставщиками услуг в области логистики, т.е. сотрудничество между двумя и более логистическими компаниями, которые потенциально являются конкурентами. В горизонтальном союзе, партнеры могут дважды получить выгоду. С одной стороны, они могут "получить доступ к значительным ресурсам, которые можно непосредственно использовать". Например, расширенная общая транспортная сеть, складская инфраструктура и возможность предоставлять более сложные пакеты услуг, всё это может быть достигнуто за счет объединения ресурсов. С другой стороны, партнеры могут "получить доступ к неосязаемым ресурсам, которые не используются непосредственно". Это, как правило, ноу-хау, информация, а также инновации.

Автоматизация логистики

Автоматизация логистики - это применение компьютерного программного обеспечения и / или автоматизированного оборудования с целью повышения эффективности логистических операций. Как правило, это относится к операциям в пределах склада или распределительного центра, с более обширными задачами, которые решаются системами управления цепочками поставок и системами планирования ресурсов предприятия.

Промышленное оборудование может идентифицировать продукты, либо через штрих-кода, либо через РЧИ-технологии. Информация, содержащаяся в обычных штрих-кодах хранится в виде последовательности черных и белых полос разной ширины, они же при считывании лазером переводятся в цифровую последовательность, которая в соответствии с установленными правилами может быть преобразована в десятичное число или другие данные. Иногда информация в виде штрих-кода может быть передана через радиочастоты, хотя более привычным является радиопередача с использованием меток радиочастотной идентификации. Метка системы радиочастотной идентификации (РЧИД) - это карта, содержащая чип флэш памяти и антенну, которая передает сигналы на считывающее устройство. Радиочастотный ключ может быть найден на товарах, животных, трспортных средствах и даже на людях.

Профессия логист

Логист - это профессиональный специалист в сфере логистики. Профессиональные логисты часто сертифицированы профессиональными ассоциациями. Одни логисты могут работать в чисто логистической компании, такой как судоходные линии, аэропорт, или в экспедиции, другие - в отделе логистики компании. Однако, как уже упоминалось выше, логистика это широкое понятие, охватывающее сферы закупок, производства, распределения и утилизации. Таким образом, перспективы карьерного роста являются достаточно широкими. Новой тенденцией в отрасли являются 4PL или четвертая сторона логистики - фирмы, консалтинговые компании, предлагающие услуги по логистике.

Некоторые университеты и учебные заведения готовят логистов, предлагая базовый курс и аспирантуру. Университет с основным фокусом на логистику - это Университет логистики Кюне в Гамбурге, Германия. Это некоммерческое учебное заведение при поддержке Кюне-Фонда предпринимателя в сфере логистики Клауса Михаэля Кюне.

Чартерный Институт логистики и транспорта (CILT), учрежденный в Соединенном Королевстве в 1919 году, получил королевский устав в 1926 году. Чартерный Институт является одним из профессиональных организаций или учреждений, для логистического и транспортного секторов, который дает возможность получить профессиональную квалификацию или степень в управлении логистикой. Программы CILT можно изучать в центрах по всей Великобритании, некоторые из которых также предлагают варианты дистанционного обучения. Институт также имеет зарубежные филиалы, а именно Чартерный Институт логистики и транспорта Австралии (CILTA) в Австралии и Чартерный Институт логистики и транспорта в Гонконге (CILTHK) в Гонконге. В Великобритании, программы управления логистикой предлагаются многими университетами и профессиональными организациями, такими как CILT. Эти программы, как правило, предлагаются на последипломном уровне.

Международная ассоциация логистов общественного здравоохранения (IAPHL) является профессиональной сетью, которая способствует профессиональному развитию менеджеров цепочек поставок и других организаций, работающих в области материально-технического обеспечения общественного здравоохранения и безопасности сырьевых товаров, с особым упором на развивающиеся страны. Ассоциация поддерживает логистов по всему миру, это сообщество специалистов-практиков, где члены могут поддерживать связь, обмениваться идеями, а также улучшать свои профессиональные навыки.

Музей логистики

Есть много музеев в мире, которые охватывают различные аспекты практической логистики. К ним относятся музеи транспорта, таможни, упаковки и отраслевой логистики. Тем не менее, только следующие музеи полностью посвящены логистике:

Общая логистика:

  • Музей логистики (Санкт-Петербург, Россия)
  • Музей логистики (Токио, Япония)
  • Музей логистики при Пекинском университете Wuzi (Пекин, Китай)

Военная логистика:

  • Музей Королевского логистического корпуса (Суррей, Англия, Великобритания)
  • Музей логистики Вооруженных сил Канады (Монреаль, Канада)
  • Музей логистики армии (Ханой, Вьетнам)

В настоящее время логистика стала самостоятельным бизнесом, в котором задействованы тысячи сотрудников, а также она является неотъемлемой частью крупных компаний. Глобальные затраты на логистику составляют около 15% мирового ВВП, что составляет свыше семи триллионов долларов. Хотя логистика совсем недавно появилась на рынке страны, тем не менее, она пользуется огромным спросом у работодателей.

Кто такой логист?

Логист – это человек, который профессионально занимается доставкой товара, дальнейшим его складированием, а также тот, кто разрабатывает наиболее выгодную схему поставок. Это человек, который ищет надежных партнеров, проводит расчеты, занимается анализом рынка транспортных услуг, готовит необходимые документы. Проще говоря, задача логиста считается целиком выполненной, если заказанный продукт был доставлен заказчику соответствующего качества в нужном количестве и объеме в нужный срок с минимальными затратами средств и сил.

Хороший логист всегда имеет в резерве запасной путь доставки товара, чтобы при возникновении форс-мажорных обстоятельств (проблема с таможней, поломка поезда, ремонт автодороги, задержка самолета), товар все равно был доставлен в срок. Кроме того, он постоянно должен быть в курсе изменений в законодательстве, которые касаются его работы.

Специальность логист более всего подходит людям, которые умеют работать самостоятельно и мыслить творчески, быть мобильными и коммуникабельными. Это те люди, которые имеют развитые аналитические способности, то есть умеют всецело представлять отдельные цепочки поставок.

Так что должен знать логист в своей работе?

Хорошими логистами становятся те, кто имеют отличные знания в юриспруденции, экономики, математики и других точных науках, которые умеют пользоваться новыми технологиями в своей работе. Во время, когда компьютерные технологии применяются во всех сферах человеческой деятельности, когда многие компании пользуются интегрированными IT-решениями, специалист в сфере логистики должен пользоваться программными средствами на высоком уровне.

Какая же цена найма логиста, сколько получает логист?

Как было написано выше, основная цель логистики – экономия ресурсов компании. Поэтому профессия логиста оценивается недешево и спрос на них постоянно растет. То, какую зарплату специалисту предложат, влияет в основном его опыт работы в данной сфере и профессионализм. Молодым людям, не имеющим опыта работы, и которых на рынке труда представлено в немалом количестве, работодатели готовы платить 600-1500 долларов в месяц. В то же время, в рыночной отрасли почти отсутствуют настоящие профессионалы, которым компании готовы платить от 2500 долларов и больше. «Среднее звено», которое представлено специалистами с двух- трехлетним стажем и которые умеют руководить небольшими подразделениями, является самим востребованным, их зарплата колеблется в диапазоне от полторы до двух тысяч долларов.

По причине нехватки именно «среднего звена», компании вынуждены нанимать либо недостаточно квалифицированных логистов, либо очень опытных и дорогих. Во многих случаях работодатель отдает предпочтение двум новеньким логистам, которые нанесут вреда компании меньше, чем необходимо будет потратить на зарплату одного дорогого профессионала. Однако впоследствии эта стратегия может оказаться убыточной.

Какие же основные требования к профессиональным логистам?

Так как логистика – это сложный процесс, состоящий из множества разных процессов, которые необходимо воспринимать едино, одно из основных требований к логисту - умения видеть процесс целиком. Наиболее востребованными кандидатами являются те, которые разбираются не только в различных видах перевозок, но также знают складскую и закупочную логистику, владеют несколькими иностранными языками, работавшие в крупных компаниях, имеющие опыт работы от трех до пяти лет.

Наибольший спрос имеют профессионалы в области международных перевозок, а также специалисты по закупкам. Если человек готов к профессиональному росту, владеет основами экономики, имеет высшее гуманитарное образование, то у него есть все шансы достичь успехов в сфере логистики. Многие компании хотят, чтобы на них работали многопрофильные логисты, которые разбираются в складской логистике, в организации транспортирования грузов и многом другом, а требования к образованию по специальности особо не предъявляется. Это, в первую очередь связано с тем, что в стране совсем немного ВУЗов, которые обучают данной специальности, и, во-вторых, опыт в этой сфере ценится намного больше образования.

Во многих случаях хорошим началом карьеры может стать работа стажера в одной из известных компаний, которая работает с использованием новейших технологии, а процессы логистики отлично структурированы. И, в случае успешного старта, уже через пять лет можно будет занять место руководителя среднего звена одного из направлений (складская логистика, транспорт, закупочная логистика).

Профессиональный логист должен уметь исполнять такие основные должностные обязанности :

  • Проектировать и разрабатывать логистические системы;
  • Разрабатывать методы и формы ведения отчетности;
  • Координировать внешние и внутренние связи фирмы;
  • Анализировать эффективность и стоимость логистических операций компании;
  • Согласовывать работу отдела логистики с другими отделами компании;
  • Направлять и координировать финансы, которые связаны с логистическими процессами;
  • Участвовать в формирования бюджета, который будет выделяться на логистику.
Логистика – это сфера, в которой ежедневно выполняется огромное количество задач, и циркулируют большие потоки информации, поэтому логистам нужно уметь стратегически мыслить, четко соблюдать установленные сроки и быть очень внимательными. Логист, который не выполняет уговор и срывает поставки, вряд ли дождется похвалы со стороны начальства, а тем более увеличение зарплаты. Компании всегда стараются сократить свои расходы, а логистика – одна из наиболее затратных статей, поэтому в этой сфере ценится тот профессионал, который сможет удачно провести трендер с минимальным расходом денежных средств.

Оптимальная организация перемещения материальных и информационных потоков – это неотъемлемая часть работы любого крупного предприятия. Правильно настроенные логистические процессы позволяют сэкономить ресурсы компании, а также оптимизировать складские запасы. В этой статье мы рассмотрим что такое логистика и её виды, а также кто такой логист и чем он занимается на предприятии.

Некоторые особенности

Многие причисляют логистику к математическим наукам. Нельзя не согласиться с этим утверждением, т.к. это наука, большей частью которой являются расчеты вне зависимости от сферы ее применения. Современные высшие учебные заведения готовят специалистов как широкой, так и узкой направленности, а сама логистика стала настоящим секретом успешного бизнеса, т.к. с ее помощью можно сэкономить на материалах, времени и информации.

Логистика – это рациональное продвижение товара или услуги от поставщика до потребителя, включая планирование, управление и контроль процесса.

Цель — повышение эффективности компании, а также повышение ее конкурентоспособности. Задачами являются:

  • улучшение управления товарами и услугами;
  • создание и повышение эффективности системы управления материальными и информационными ценностями;
  • повышение качества продукции.

Видео — что такое логистика транспорта и почему она важна:

Логистика имеет несколько направлений, основными из которых являются закупочная, производственная, маркетинговая и распределительная логистики. С каждым из этих направлений напрямую взаимодействует транспортная и информационная логистики.

Организация логистики на предприятии

Следует отметить, что работа отдела логистики будет эффективна только тогда, когда руководитель компании мыслит стратегически.

С понятием логистической системы тесно связано понятие «логистическая цепь». Логистическая цепь – это канал поставок, включая поставщика, склад, перевозчика, дилера (и/или дистрибьютора), продавца, покупателя.

В зависимости от товара, величины компании и прочих параметров звенья логистической цепи варьируются. Так, самой короткой цепью бывает цепь «Производитель – покупатель», однако, такое встречается крайне редко. Обычно в цепочку включены перекупщики, склады и перевозки.

Как строится и что включает в себя логистика на предприятии:

  1. Создание службы логистики. Важно понимать, то налаженная логистика значительно экономит бюджет предприятия и повышает качество сервиса. На первом этапе компания определяется с приемлемой технологией логистики.
  2. Мероприятия по достижению поставленных задач. Чтобы достичь задачи компании (сокращение расходов и повышение качества товара или услуги) предприятие после создания логистической службы должно комплексно подойти к вопросу отлаженности ее функционирования. Если это необходимо, ставятся новые задачи, либо прежние разбиваются на подзадачи. Важно провести хотя бы небольшой анализ маркетинговой среды компании (пройтись по конкурентам, окружающей среде и проч.). Также на этом этапе исключаются возможные угрозы.
  3. Мероприятия по совершенствованию и расстановке приоритетов. Создание инфраструктуры логистики в компании еще не означает, что все будет идеально отлажено с самого начала. Необходимо проводить ревизию каналов распространения товара, если требуется увеличить их пропускную способность, расставить приоритеты. Также на этом этапе исправляются крупные ошибки логистической цепочки.
  4. Совершенствование рабочего состава. Никогда не поздно проревизировать работу менеджеров и идентифицировать проблемы. На этом этапе консолидируются полномочия, власть и влияние.

Кто такой логист и чем он занимается

Логист – это человек, который, грубо говоря, организует доставку из одного пункта в другой. Если вам кажется, что в этом нет ничего сложного, вы глубоко ошибаетесь: логист должен учесть множество факторов и выбрать оптимальный вариант перевозки продукции или доставки услуги.

Логисты существовали еще во времена Византийской империи и занимались тем, что разрабатывали план перемещения армии. Разработка оптимального плана действий – вот чем занимается логист.

Должность логиста востребована, в первую очередь, в компаниях, которые занимаются перевозками. Более того, логист нужен любому предприятию (например, агрофирме), т.к. продукцию необходимо каким-то образом доставлять до конечного потребителя.

В обязанности логиста входит:

  • организация и координирование перевозок;
  • составление маршрута;
  • управление складом;
  • работа в 1С;
  • прием и контроль автомобильного транспорта, координация работы водителей;
  • оптимизация затрат;
  • формирование разного типа отчетов.

Видео — поможет на примере понять кто такой логист и чем он занимается:

Виды логистики

Логистику можно рассмотреть с точки зрения ее функционала, масштаба и типа затрагиваемых ресурсов.

Остановимся подробнее на первой классификации. Логистика по своему функционалу делится на следующие виды:

  • Закупочная . В ведении этого вида находится поиск и оценка поставщиков, выбор условий доставки, установление выгодных отношений с партнерами.
  • Производственная . Вид логистики, которая работает внутри предприятия. Отвечает за распределение материальных ресурсов.
  • Сбытовая . Управление уже готовым продуктом или услугой. В этот вид частично водит маркетинг (например, управление внешним видом товара).
  • Складская . Эффективное управление операциями на складе, выбор складов.
  • Транспортная . Выбор метода транспортировки, транспортного средства, маршрута и проч.
  • Таможенная . Перевозка груза через границу, работа с импортом и экспортом, работа с финансовой документацией.
  • Финансовая . Отвечает за оптимизация финансов на предприятии.
  • Туристическая . Организация маршрутов, работа с авиакомпаниями, отелями и проч.
  • Комплексная . Управляет всем выше названным.

Конечно, существует и другие виды логистики. Например, информационная — которая отвечает за эффективное распространение информации. Логистика – это неотъемлемая часть эффективности организации. Если компания выросла до определенного масштаба и ей требуется оптимизация, то без внедрения определенных логистических принципов не обойтись.

Видео — логист что это за профессия:

Логистика - это наука, которая изучает движение товаров от производителя к покупателю. Также логистика - это прикладной вид деятельности. Его целью считается организация доставки товаров от производителей потребителям оптимальным способом. Иногда данный вид деятельности называют транспортной логистикой. Чем занимаются специалисты по логистике в транспортных и производственных компаниях? Подробности дальше.

Какие задачи решает логистика

Специалисты по логистике работают в производственных и транспортных компаниях, торговых сетях и других организациях, участвующих в движении товара от производителя к потребителю. Чтобы обеспечить оптимальные схемы поставок продукции, логисты решают комплекс задач на этапе производства, хранения, транспортировки и сбыта.

Производственная логистика обеспечивает планирование выпуска продукции в соответствии с актуальным спросом потребителей. Логисты работают в связке со специалистами отделов маркетинга и продаж.

Также производственная логистика решает проблему обеспечения условий для производства нужной номенклатуры и объемов продукции. Для этого логисты обеспечивают закупки сырья и оборудования, которые используются в производственном процессе.

Складская логистика решает задачу оптимальной доставки товара от потребителя на склад и со склада потребителю. Также специалисты управляют складскими запасами: планируют закупки и поставки продукции, следят за сроками хранения и сохранностью товаров.

Транспортная логистика решает комплекс задач, связанных с доставкой продукции из одного пункта в другой. Логисты выбирают маршрут и транспортное средство, оформляют необходимые для передвижения товаров документы, включая таможенные декларации.

Результатом работы отдела логистики является своевременная доставка продукции в пункт назначения с оптимальными затратами.

Логистика сбыта решает комплекс задач, связанный с доставкой продукции конечному потребителю. Специалисты по сбытовой логистике контролируют наличие товаров на складе, сроки поставок, сохранность продукции. Также логисты изучают спрос на товары и ассортимент конкурентов.

Где учатся логисты

Профессию логиста можно освоить в ВУЗе. Изначально подготовкой логистов занимались технические и транспортные высшие учебные заведения. В настоящее время специалистов готовят ВУЗы разных профилей.

Обучение после школы занимает четыре или пять лет. Также получить диплом логиста можно на факультетах последипломного образования. В этом случае у будущего специалиста уже должно быть высшее образование.

Кроме собственно логистики, будущие логисты изучают экономику, право, документооборот, основы бухгалтерского учета, маркетинг и другие теоретические и прикладные дисциплины. В процессе обучения специалист овладевает такими знаниями и умениями:

Развитие логистической инфраструктуры и формирование цепей поставок.

Анализ и планирование движения товаров.

Анализ эффективности логистики.

Управление складскими запасами.

Организация и контроль движения продукции.

Управление рисками при движении товаров.

Специалисты по логистике востребованы на рынке труда.

Вместо заключения: можно ли обойтись без логистики

Нет. Даже небольшие локальные предприятия решают те или иные логистические задачи. А компании, рынки сбыта которых не ограничиваются одним регионом, нуждаются в услугах квалифицированных логистов. Логистика обеспечивает бесперебойность производства, распределение и хранение товаров и их движение к конечному потребителю.

Логистика

Логистика - профессия, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям , функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг , управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения. Более широкое определение логистики трактует её как учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах. С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки, продажи, и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. День логиста - 10 января.

История

Происхождение термина

В различных культурах

В Империи инков

Испанский юрист и экономист XVI века Хуан Поло де Ондегардо в 1572 году сообщал о том, что в Империи инков чиновниками кипукамайоками вёлся учёт по текущим необходимым продуктам для инкского двора. При этом учитывались: место отправки, доставляемая продукция, срок доставки, и, возможно, расстояние: «Этим путём письма приносились из Куско в Лиму за три дня, на расстояние 130 лиг (1 лига - 5,55 км), и всё по очень неудобной дороге. Инки также использовали этих посыльных-часки для доставки свежей рыбы с моря; и они проделывали за два дня расстояние в сотню лиг. У них были записи в кипу , о рыбе приносимой иногда из Тумбеса , с расстояния более чем 300 лиг» .

Теория логистики

Военная логистика

Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны . Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.

В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.

Бизнес-логистика

В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы. Логистическая система - совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых - снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение - уменьшение затрат при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т. п.) направления деятельности. Общепризнанные логистические системы и концепции управления приведены далее. Just In Time: MRP - Materials requirements planning, DRP (distribution requirements planning), MRPII - Manufacturing resource planning, ERP - Enterprise resource planning; LEAN PRODUCTION: CSRP - Customer Synchronized Resource Planning, ROP, QR, CR, AR; EOQ МОДЕЛЬ; Система двух уровней; Двухбункерная схема; Модель с постоянной периодичностью заказа; Метод АВС; Нестационарные и стохастические модели управления запасами и другие. Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL - от англ. «first-party logistics» - подход, при котором организация решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» - подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Задача управления логистикой на практике сводится к управлению несколькими компонентами, которые составляют так называемый «logistics mix» :

Логистика делится на виды: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Закупочная логистика

Основная статья: Закупочная логистика

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочная логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.

Распределительная логистика

Это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями.

Сбытовая логистика

Сбытовая логистика (логистика распределения) - это область научных исследований системной интеграции функций, реализуемых в процессе распределения материального и сопутствующих ему (информационного, финансового и сервисного) потоков между различными потребителями, то есть в процессе реализации товаров, основная цель которой - обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами . С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения - совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.

Транспортная логистика

Транспортная логистика это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Более детальными функциями данной логистики являются - 1) персонал который занимается осуществлением этих задач(грузчики, водители), 2) классификация транспортных средств(по объёмам м³), 3) ценовая политика(на рабочую силу, на ГСМ, предоставление транспортных услуг).

Логистика запасов

Политика управления запасами состоит из решений - что закупать или производить, когда и в каких объёмах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.

Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по отдельности, а можно централизованно (требует большей координации и информационного обеспечения)

Логистика запасов

Управление запасами предприятия - интегрированный процесс, обеспечивающий операции с запасами внутри фирмы и вне её - на всем протяжении цепи управления поставками.

Политика управления запасами обязательно должна опираться на стратегию предприятия в целом. Именно от стратегии зависит выбор модели управления запасами.

«Реактивная» модель, иными словами модель «вытягивания», позволяющая строить управление запасами в зависимости от спроса или конкретного заказа от производителя до конечного потребителя. Плановая модель предполагает продвижение продукта внутри маркетингового канала распределения по определенному графику в соответствии с прогнозом спроса на продукт и его наличием на рынке. Особенно актуальна смешанная модель управления, комбинирующая методы управления предыдущих моделей и позволяющая быстрее и эффективнее приспосабливаться к изменениям на рынке.

Контроль за состоянием запасов - техническое средство реализации политики управления материальными запасами. В процедуру контроля запасов входят учет наличия запасов, регулярное отслеживание приходов/расходов. Эти операции особенно эффективно могут выполняться с использованием автоматизированных систем управления вручную, без использования информационных систем. Использование информационной системы ERP-класса на сегодня является неотъемлемой частью системы управления производственными и материальными запасами предприятия.

Складская логистика

Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). При этом используются наиболее распространенные методики FIFO , LIFO , FEFO , FPFO , BBD . Для информационно-технической поддержки таких процессов используются специализированные системы управления складом WMS .

Информационная логистика

Совокупность действий по эффективному распределению информационных потоков между цифровыми и традиционными носителями.

Комплексная логистика

Системный подход к организации всего цикла жизни товара и связанных с ним мероприятий в период от момента производства его комплектующих до момента потребления. Это эффективная система управления материальными, информационными и финансовыми потоками, связанными с жизненным циклом товара. Комплексный подход к логистическому процессу позволяет сократить или нейтрализовать риски неопределенности, под влиянием которых находится функциональный цикл жизни товара.

Экологическая логистика

Основная статья: Экологическая логистика

Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный продукт и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде. Экологическая логистика также обеспечивает сбор и сортировку отходов, образующихся при потреблении товарных продуктов, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде . Она позволяет радикально очищать большие территории, загрязненные несанкционированным мусором.

Бережливая логистика

Синтез логистики и Лин концепции позволил создать вытягивающую систему, объединяющую все фирмы и предприятия, задействованные в потоке создания ценности, в которой происходит частичное пополнение запасов небольшими партиями. Принципы Лин технологии распространяются на сферы материально-технического снабжения, управления складами, запасами и транспортом в рамках предприятий, а затем и на управление внешними по отношению к заводам потоками. Лин логистика использует принцип совокупной логистической стоимости, Total Logistics Cost, TLC , что позволяет:

  • Сократить запасы по всей цепи;
  • Снизить затраты на транспортировку и хранение;
  • Наладить логистическое сотрудничество.

Городская логистика

Городская логистика (сити логистика, муниципальная логистика) - комплекс логистических решений, действий, процессов, нацеленных на оптимизацию управленческих решений администрации, потоков материалов, транспортных средств, людей, знаний, энергии, финансов, информации в рамках подсистем города и его инфраструктуры.

Другие сферы применения

В последнее время наметилась тенденция применения принципов логистики не только в экономике и финансах , но также в социальной области (социальная логистика): политика (политическая логистика ), муниципалитетах (муниципальная логистика), педагогика (педагогическая или образовательная логистика), психология (педагогическая психологизированная логистика), медицина (медицинская логистика), фармация (фармацевтическая логистика) и демография демографическая логистика); виртуальная логистика и др.

Задачи, решаемые логистикой

  1. выбор вида транспортного средства;
  2. определение маршрутов;
  3. организация транспортировки груза;
  4. упаковка товаров в контейнеры;
  5. управление запасами;
  6. ответственное хранение на складских площадях;
  7. формирование сборных заказов;
  8. таможенные услуги

и другое.

Логистика в компьютерных играх

Hard Truck Tycoon - компьютерная игра на логистическую тему. Truck Tycoon Mobile (Java) - первая мобильная игра на логистическую тему. Цель обеих игр - создание инфраструктуры между небольшими городами. Для того чтобы уменьшить расстояние между терминалами, их необходимо разместить в центральной зоне карты. Минимальное расстояние между терминалами дает максимальную прибыль. В игре Truck Tycoon Mobile (Java) самым прибыльным рейсом (ROUTE) является перевозка топлива (OIL). Прибыль от такой перевозки в один конец с прицепом - 2000$. Carnival Cruise Line Tycoon 2005: Island Hopping - ещё одна игра.

Food Force - игра по снабжению гуманитарной помощи.

Big Mutha Truckers - игра в стиле Hard Steel. Тема - Дальнобойщики.

Axis & Allies и Arsenal Of Democracy - игры на тему военной логистики снабжения.

Truck Depot Mobile - мобильная игра, демонстрирующая погрузку груза в трейлер.

Cruise Ship Tycoon Mobile - мобильная игра, планирование пассажирских перевозок на круизном лайнере.

См. также

  • Транспортная биржа

Примечания

Литература

Книги
  • Под ред. Дж. Ферна и Ли Спаркса Логистика и управление розничными продажами = Logistics and retail management. - 2-е. - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2007. - С. 263. - ISBN 5-379-00303-6
  • Е.В. Панасенко Логистика: персонал, технологии, практика. - 1-е. - Москва: Инфра-Инженерия, 2011. - С. 224. - ISBN 978-5-9729-0034-3
  • Под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной Логистика . - 2-е. - Москва: Проспект, 2010. - С. 406. - ISBN 978-5-392-01325-8
  • Аникин Б. А. Практикум по логистике. Учебное пособие.- М: Инфра-М, 2007. ISBN 978-5-16-002492-9
  • Круминьш Н., Витолиньш К. Логистика в Восточной Европе. - М: SIA, 2007 г. ISBN 978-9984-39-171-7
  • Коршунов В. А., Фролов Е. Б. Моделирование и оптимизация в менеджменте и логистике. - Ваш Домъ, 2009. ISBN 978-5-98204-044-2
  • Неруш Ю. М. Логистика. - М.: Проспект, 2010. - 517 с. - ISBN 978-5-392-01330-2
  • Сербин В. Д. Основы логистики: Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2004
  • Сток Д. Р. Стратегическое управление логистикой. - М: Инфра-М, 2005. ISBN 5-16-002007-1
  • Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мэрфи-мл. П. Современная логистика. 8-е изд. - М.: Издательский дом Вильямс, 2009. ISBN 978-5-8459-0969-5
  • Экологический менеджмент: Учебник для ВУЗов. / Н. Пахомова, К. Рихтер, А. Эндрес. - СПб: Питер, 2003. ISBN 5-94723-494-7
  • Ы. Е. Ташбаев Актуальные вопросы и тенденции развития логистики
  • Миротин Л. Б. Некрасов А. Г. Эффективность интегрированной логистики
  • Григорьев М. Н., Долгов А. П., Уваров С. А. Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистров / - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва.: Издательство Юрайт, 2011. - С.734 - ISBN 978-5-9916-1368-2
  • Григорьев М. Н., Уваров С. А. Логистика. Базовый курс: учебник для бакалавров /- 2-е изд., испр. и доп. - Москва. : Издательство Юрайт, 2012. -C.818 - ISBN 978-5-9916-1560-0
Статьи
  • Фролов Е.Б. Современные концепции управления в производственной логистике: MES для дискретного производства - метод вычисляемых приоритетов (рус.) // САПР и графика : журнал. - М .: Компьютер Пресс, 2011. - № 1. - С. 71-75. - ISSN 1560-4640 .
  • Проценко О. Д. Логистика // Большая российская энциклопедия: в 30 т. / председатель науч.-ред. Совета Ю. С. Осипов; отв. ред. С. Л. Кравец. Т. 17. - М. : Большая российская энциклопедия, 2010. С.734