Культура безопасности жизнедеятельности условие формирования. Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления. Особенности такой политики должны включать

Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности у студентов

В настоящее время человек придает особое внимание культуре безопасности жизнедеятельности. В России ежегодно происходит свыше 50000 аварий, число погибших варьируется около 35000 человек, 270000 получают травмы различной степени. В 80% случаев причиной ДТП является несоблюдение правил дорожного движения, как пешеходам, так и водителям транспортных средств. Также в России происходит большое количество пожаров причиной является не осторожное обращение с огнем. В современном обществе наблюдается рост заболеваний СПИДом, алкоголизмом, наркоманией, зависимости от табакокурении, пренебрежение правилами культуры поведения в обществе, семье, личной гигиены и здорового образа жизни - это и является следствием отсутствия культуры жизнедеятельности.
Стремление создать систему образования, способную адекватно решать стоящее перед обществом задачи, является одним из приоритетных направлений современной государственной политики. Компонентом такой системы должно стать образование в области безопасности жизнедеятельности человека и общества .
Любая деятельность потенциальная опасна. Самые строгие меры и законы не могут снизить потери общества и государства, если не будут создать условия для развития культуры безопасности поведения, поощрения и формирования безопасности личности.
Основной причиной возникновения катастроф - отсутствие культуры безопасности.
Воспитание культуры безопасности у студентов закономерно входит в состав педагогического процесса вуза, реализуется в педагогической практике как компонент и функция педагогического процесса. Культура безопасности человека включает содержательно-процессуальный (качества личности, направления базовой культуры личности – мировоззрение, нравственность и т.д., компоненты деятельности, способствующие безопасности человека и общества) и функциональный (самосовершенствование безопасной жизнедеятельности; присвоение и совершенствование культуры безопасности общества; прогнозирование, профилактика и минимизация ущерба от вредных и опасных факторов жизнедеятельности; использование социальных факторов защиты; создание безопасных условий жизнедеятельности; противодействие негативному влиянию социальных и природных факторов, контркультуры деструктивности на направленность и содержание безопасной жизнедеятельности) аспекты .

Воспитание культуры безопасности включает следующие аспекты: формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска), специальную теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.), психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т.д. как основы безопасности человека и общества). Важным направлением является формирование культуры безопасности жизнедеятельности в социуме. Под культурой безопасности жизнедеятельности в социуме понимается такое состояние развития личности, которое характеризуется осознанным отношением к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, практической деятельностью по снижению социальных рисков, развитостью психологических и духовно-нравственных качеств, владение нормами безопасного и продуктивного поведения в социуме, ведение здорового образа жизни, развитостью умений пользоваться информацией .

В качестве компонентов культуры безопасности жизнедеятельности в социуме выделяются следующие:
1. Ценностно-мотивационный: ·Осознание жизни как главной ценности; ·Осуществление жизнедеятельности, сохраняющей биосферу как фундамент жизни; ·Осуществление созидательной жизнедеятельности в благоприятной среде обитания, в гармонии с окружающим миром, в рациональном потреблении его ресурсов; ·Обеспечение личной безопасности как условие сохранения собственной жизни; ·Обеспечение безопасности окружающих как условие межличностного взаимодействия · Отсутствие склонностей к риску; ·Стремление к жизненному успеху и совершенству; ·Потребность в личной независимости и свободе (политической, религиозной, экономической, физической); ·Стремление к минимизации рисков и возможных опасных и чрезвычайных ситуаций; ·Готовность к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности при столкновении с вредными и опасными факторами жизнедеятельности; ·Развитие готовности действовать в опасных (сложных, трудных, экстремальных) ситуациях с элементами информационной неопределенности, помех, неожиданных препятствий; ·Развитие готовности к безопасному поведению при выполнении различных социальных функций: студента, семьянина, производственника, гражданина, военнослужащего и т.д.; ·Гордость за свою страну и свой народ; ·Стремление предвидеть и предупредить вредные и опасные факторы, преодолеть с наименьшими потерями (если предупредить не удалось), уменьшить отрицательные последствия вредных и опасных факторов; ·Стремление к овладению системой знаний о безопасности, совершенствованию практического опыта, личностных качеств для безопасной жизнедеятельности, творческому самостоятельному применению правил и норм безопасности.
2. Когнитивный (знания):
·Опасные ситуации, которые могут возникнуть дома, на улице, в образовательном учреждении, их возможные последствия;
·Опасные ситуации, которые могут возникнуть на природе;
·Опасные ситуации, возникающие на технических объектах и производствах, их возможные последствия; ·Опасные ситуации, связанные с жизнью социума, их возможные последствия; ·Опасные ситуации, связанные с использованием транспорта
·Правила безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций возможных в социуме; ·Правила безопасности при активном отдыхе в природных условиях и туризме; ·Основные последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; ·Организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ · Основные положения нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности в РФ;
·Имеющийся опыт по обеспечению безопасности и действиям в случае оказания в опасных или чрезвычайных ситуациях;
·Основы самообороны и возможности использования мировоззренческих, нравственных, психологических, правовых, физических, коммуникативных, интеллектуальных, информационных, экономических, политехнических, медицинских, эстетических и иных средств обеспечения безопасной жизнедеятельности в социуме. 3.Деятельностный (умения и навыки):
·Предвидеть возможные опасные ситуации в социуме; ·Принимать решения по действиям в случае возникновения опасных ситуаций; ·Проектировать свое поведение в случае возникновения опасных ситуаций в социуме; ·Ориентироваться на местности по местным признакам;
·Пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;
·Использовать различные средства обеспечения безопасной жизнедеятельности; ·Пополнять знания об опасности и безопасности;
·Предвидеть и предупреждать воздействие вредных и опасных факторов;
·Уменьшать отрицательные последствия вредных и опасных факторов;
·Помогать другим людям в опасных ситуациях; ·Проектировать возможные опасные и чрезвычайные ситуации
·Продуктивно общаться; ·Учиться на опыте других в обеспечении безопасности и передавать опыт безопасного поведения;
4.Рефлексивный: ·Осознание правил и норм, являющихся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых приводит к низкой эффективности (или даже полному провалу) деятельности без возникновения опасных ситуаций, вредных для человека и общества последствий; ·Осознание правил и норм, являющихся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых приводит к ущербу в виде упущенной выгоды, экономическим потерям;
·Осознание правил и норм, являющихся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых приводит к возникновению опасных ситуаций, угрожает человеку потерями в форме травм, болезней, нанесением морального и иного вреда непосредственным участникам деятельности; ·Осознание правил и норм, являющихся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых угрожает человеку физической гибелью, возникновением опасных и экстремальных ситуаций, угрожающих человеку и обществу; ·Способность анализировать опасные ситуации, свои действия в них; ·Стремление к формированию привычек, способностей, убеждений, необходимых для профилактики и преодоления многих опасных ситуаций, таких как: готовность к разумному риску, готовность к коллективным действиям в случае опасности, умение обратиться за помощью при опасности и т.д.; ·Совершенствование личностных качеств и способностей, необходимых для профилактики и преодоления практически любых опасных ситуаций: уверенность в себе, смелость, осторожность, способность прогнозировать опасности, готовность к преодолению страха, волнения, готовность к адекватному самоконтролю в опасных условиях и т.д.; ·Способность к адекватному пошаговому и прогностическому самоконтролю при профилактике и преодолении вредных и опасных факторов, а также по выходу из опасной ситуации. 5. Креативный: ·Способность предлагать варианты решения проблемы выхода из опасной ситуации в социуме, в том числе и воображаемой;
·Способность представлять в воображении возможные опасные ситуации дома, на улице, в природной среде; ·Способность проектировать возможные опасные ситуации и минимизировать риски попадания; ·Способность предлагать нестандартные варианты действий в опасной ситуации, связанной с деятельностью социума;
Сформированность компонентов культуры безопасности жизнедеятельности у студента, будущего специалиста (бакалавра), по нашему мнению, снижает риски, которые возникают на первых порах профессиональной деятельности, позволяют более безболезненно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности.
В заключение хотелось бы отметить, что степень и соразмерность названных компонентов в итоге определяют уровень сформированности культуры безопасности в социуме. Это, в свою очередь, является необходимым условием для осуществления будущими педагогами профессиональной деятельности. В основе данной деятельности должна быть заложена идеология создания безопасных и комфортных условий для обучающихся, формирование у них компонентов культуры безопасности жизнедеятельности в процессе передачи им имеющегося собственного опыта по обеспечению безопасности в современном социуме.студенты с разными интересами, уровнем подготовки, состоянием здоровья и физического развития, поэтому главной задачей ВУЗа является обеспечение благоприятной прихологической атмосферы и исключить предпосылки нарушения безопасности жизни и здоровья.

Э.Н. Аюбов, Н.В. Твердохлебов, А.Ф. Хоруженко

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД МЧС РОССИИ К ФОРМИРОВАНИЮ

КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Монография

Москва ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

ÓÄÊ 004:005.52:005.334 À998

Рецензенты:

А.Ю. Ховрин - первый проректор «МАТИ - Российского государственного технологического университета имени К.Э. Циолковского», доктор социологических наук, доцент;

Н.Г. Топольский - заместитель заведующего кафедры АГПС МЧС России, д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

А998 Аюбов Э.Н., Твердохлебов Н.В., Хоруженко А.Ф. Комплексный подход МЧС России к формированию культуры безопасности жизнедеятельности. Монография / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. 204 с.

ISBN 978-5-93970-069-6

Монография подготовлена в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий). Она посвящена характеристике современного этапа развития культуры безопасности жизнедеятельности (далее - КБЖ).

 монографии показана роль человеческого фактора в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения, рассмотрены методические основы формирования КБЖ и охарактеризованы ее основные составляющие в области гражданской защиты, транспортной и информационной безопасности, безопасности в сферах экологии, природопользования, энергетики и производственной деятельности.

 труде раскрыты основные направления деятельности МЧС России в области формирования КБЖ населения и пути реализации проводимых по ним мероприятий. Рассмотрены проблемы, связанные с обучением населения в области гражданской защиты и пожарной безопасности, духовно-нравственным, психологическим и патриотическим воспитанием населения.

Подробно освещены технологии формирования КБЖ и перспективы их развития. Кроме того, охарактеризованы методы активного информационного воздействия на население и персонал в условиях чрезвычайных ситуаций.

 список используемой литературы включены основные отечественные и зарубежные источники по рассматриваемому направлению.

Монография рассчитана на широкий круг читателей, а также специалистов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Она может быть использована в учреждениях высшего профессионального образования при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

© Аюбов Э.Н., Твердохлебов Н.В., Хоруженко А.Ф., 2012

© МЧС России, 2012

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Раздел 1. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности. 8

1.1. Культура безопасности жизнедеятельности и ее влияние на безопасность человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

1.1.1. Безопасность, риски и человеческий фактор. . . . . . . . . . 8

1.1.2. Понятие «культура безопасности жизнедеятельности»

è его истоки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

1.1.3. Методические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . 19

1.2. Составляющие культуры безопасности жизнедеятельности и роль федеральных органов исполнительной власти по ее

формированию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

1.2.1. Составляющие культуры безопасности жизнедеятельности 24

1.2.2. Культура безопасности в области гражданской защиты. . . 26

1.2.3. Культура транспортной безопасности. . . . . . . . . . . . . 27

1.2.4. Культура безопасности в области экологии

è природопользования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

1.2.5. Здоровый образ жизни и культура безопасности в быту. . . 36

1.2.6. Культура безопасности в области энергетики. . . . . . . . . 49

1.2.7. Культура безопасности труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

1.2.8. Культура информационной безопасности. . . . . . . . . . . 56

1.3. Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63

Раздел 2. Деятельность МЧС России по формированию культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . 65

2.1. Основные направления формирования КБЖ в сфере деятельности МЧС России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65

2.2. Формирование государственной политики в области безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67

2.3. Обучение населения в области гражданской защиты. . . . . . . . 72

2.3.1. Обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. . . . . . . . . . . . . 72

2.3.2. Обучение населения в области пожарной безопасности. . . 92

2.4. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание населения 102

2.4.1. Пропаганда в области безопасности жизнедеятельности, ее основные формы и методы. . . . . . . . . . . . . . . . . 103

2.4.2. Деятельность библиотек и музеев МЧС России в интересах формирования культуры безопасности

жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108

2.4.3. Влияние традиций и ритуалов в МЧС России на формирование культуры безопасности

жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

2.4.4. Деятельность Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и перспективы ее развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117

2.5. Контроль и надзор за формированием культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123

2.5.1. Организационные и правовые основы надзорной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123

2.5.2. Контроль и надзор за формированием культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . 129

Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131

Раздел 3. Технологии формирования КБЖ и перспективы их развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134

3.1. Технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134

3.1.1. Автоматизированные центры обучения в области безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . 135

3.1.2. Электронные издания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136

3.1.3. Интернет-ресурсы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141

3.1.4. Мобильные учебные комплексы. . . . . . . . . . . . . . . . 146

3.2. Методы активного информационного воздействия на население и персонал в условиях чрезвычайных ситуаций. . 151

3.2.1. Особенности информационного воздействия на людей. . 152

3.2.2. Средства и методы активного информационного воздействия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165

3.3. Комплексные системы информирования и оповещения населения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175

3.3.1. Комплексные системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания. . . . . . . . . . 176

3.3.2. Факторы, влияющие на эффективность функционирования комплексных систем

информирования и оповещения населения. . . . . . . . . . 179

3.4. Перспективы развития технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . 189

Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200

Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201

80-летию Гражданской обороны посвящается

Введение

На протяжении многих веков человечество сопровождают различные опасные и чрезвычайные ситуации, которые уносят сотни тысяч человече- ских жизней, наносят ущерб окружающей среде и экономике государств.

В XXI веке мир не стал безопаснее. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в жизнедеятельности каждого человека. Они постоянно ему сопутствуют, несут угрозу жизни, нередко приводят к гибели людей, уничтожают материальные и духовные ценности.

Особое место занимают чрезвычайные ситуации техногенного и социального характера. Эти чрезвычайные ситуации нередко называют «рукотворными».

В техногенной сфере, на сегодняшний день, сохраняется высокий уровень аварийности и, как следствие, высокая степень возникновения чрезвы- чайных ситуаций техногенного характера. Это связано, прежде всего, с ростом масштабов и сложности производства. К этим факторам добавляются причины, характерные для мирового кризисного состояния. Среди них: разрыв хозяйственных связей, падение технологической дисциплины, снижение уровня квалификации кадров, прогрессирующий износ средств производства

è техники, рост стрессовой нагрузки на персонал из-за снижения жизненного уровня и нестабильности и, как правило, совершение ошибок, приводящих к возникновению опасной ситуации. По оценкам экспертов, человеческие ошибки обусловливают до 60% экстремальных ситуаций . Наибольшее число ошибок, ведущих к авариям и травматизму, имеют молодые работники

è лица со стажем непрерывной работы более 10-15 лет. У первых это связано с неопытностью, неумением оценивать сложившуюся, особенно сложную ситуацию, и быстро находить в ней правильные решения. У вторых - с так называемой «вторичной беспечностью», - состоянием, формирующимся под влиянием опыта, которое приводит к нарушениям правил безопасности.

Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций социального характера являются: нестабильное состояние экономики, усиление социальных противоречий, обострение межнациональных и международных отношений, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма. Все это создает широкий спектр угроз для безопасности любого государства.

Людские жертвы от последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и террористических актов сопоставимы с потерями от локальных войн.

Достаточно сказать, что только за последние 20 лет от них пострадало более 900 млн человек, а ежегодный прямой материальный ущерб в мире исчисляется десятками миллиардов долларов .

Для России вопросы безопасности в чрезвычайных ситуациях природного характера также крайне актуальны. Значительная часть ее населения проживает в зонах подверженных значительным природным опасностям, общая площадь которых составляет более 32 % ее территории.

По статистическим данным, на территории Российской Федерации в 2011 году произошло 297 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе 185 ЧС техногенного характера, 65 ЧС природного характера, 42 биолого-социаль- ных ЧС. В 5-и террористических актах погибло 38 чел., пострадал 161 человек. Всего в результате ЧС погибло 791 чел., пострадало 23 716 человек .

Из всех видов ЧС наибольшее количество составили техногенные аварии и катастрофы, в результате которых погибло 751 чел., пострадало более 1100 чел. Основными причинами возникновения данных ЧС явились износ оборудования и «человеческий фактор».

Практика свидетельствует о том, что результативные действия по снижению негативных факторов ЧС не должны ограничиваться нормативными правовыми, организационно-техническими и инженерными мероприятиями. Все очевиднее становится тот факт, что решить проблемы безопасности нельзя без учета «человеческого фактора».

Однако учет «человеческого фактора» в процессе обеспечения безопасности общества и государства не может сводиться только к формированию у людей простой совокупности знаний и умений. Необходимо более эффективно формировать на принципиально новой основе физическую и психологиче- скую устойчивость человека к условиям воздействия неблагоприятных факторов чрезвычайных ситуаций.

Формирование норм безопасного поведения, уровень подготовленности каждого человека являются определяющими условиями для недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий.

Решение любой технологической задачи состоит из этапов восприятия информации, ее оценки, анализа и обобщения на основе заранее заданных или сформулированных критериев оценки, принятия решения о действиях, приведение в исполнение принятого решения. На всех этих этапах возможны ошибочные действия. Поэтому повышение уровня защищенности общества от последствий различных аварий и катастроф во многом зависит от адекватных действий каждого гражданина и должно достигаться путем развития системы идеалов и ценностей, норм формирования культуры безопасности жизнедеятельности .

МЧС России уделяет постоянное внимание изучению проблем в данной области. Большая исследовательская работа по обоснованию необходимости формирования КБЖ, направлений деятельности и путей их реализации была проведена в начале 2000 года учеными и специалистами МЧС России. Значи- тельный вклад в обоснование концептуальных основ формирования КБЖ внесли ученые и специалисты ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Аюбов Э.Н., Дурнев Р.А., Твердохлебов Н.В.

Научно-технический прогресс, развитие современных технологий дают новые возможности по решению задач в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, качественной подготовки всех категорий населения с использованием дистанционных и перспективных форм обучения, разработки технических средств обучения на основе современных технологий сенсорной чувствительности и виртуальной реальности.

Вместе с тем, очевидным становится тот факт, что в условиях жизнедеятельности современного урбанизированного общества любые чрезвычайные ситуации (аварии, катастрофы, стихийные бедствия, террористические акты и т.д.) приводят к необходимости мобилизации и координации сил и средств различных ведомств и служб для эффективной их деятельности по ликвидации последствий ЧС .

Практика свидетельствует о том, что только совместная деятельность и четкое взаимодействие всех заинтересованных сторон могут привести к положительным результатам в области обеспечения безопасности населения, общества и государства. С учетом этого, а также значения и характера деятельности по формированию КБЖ, она должна носить не только системный, междисциплинарный, но и межведомственный характер. Только совместными, комплексными, скоординированными усилиями органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и науч- ных сообществ можно повысить уровень культуры людей в области безопасности жизнедеятельности, повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, имидж государственных служб, обеспе- чивающих безопасность жизнедеятельности населения.

 настоящее время проблемами формирования КБЖ занимаются специалисты Центра культуры безопасности жизнедеятельности ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). В данной монографии авторы обобщили и осветили вопросы формирования КБЖ и ее влияние на обеспечение безопасности населения, раскрыли составляющие КБЖ, направления деятельности и основные мероприятия по ее формированию в сфере полномочий МЧС России, а также раскрыли вопросы перспективных технологий формирования КБЖ.

 подготовке разделов монографии принимали участие Веденеева Т.А., Верескун А.В., Лукьянович А.В., Муркова М.В., Омельченко А.В., Попова А.В., Прищепов Д.З.

Авторский коллектив выражает уверенность, что книга заинтересует широкий круг читателей и будет признателен лицам, которые пришлют свои замечания и предложения по адресу: 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 4-й НИЦ «Культуры безопасности жизнедеятельности». E-mail: [email protected]

Раздел 1. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности

1.1. Культура безопасности жизнедеятельности

è ее влияние на безопасность человека

1.1.1. Безопасность, риски и человеческий фактор

XX век был ознаменован техническим прогрессом, расширенным воспроизводством, глобализацией экономики. В XXI веке во главу угла ставятся новые цели: устойчивость развития, повышение уровня и качества жизни людей, защита интересов и обеспечение безопасности человека, в том числе от глобальных катастроф .

Вопросы безопасности человека и общества всегда были актуальными. С давних времен людям приходилось сталкиваться с явлениями, процес-

сами, событиями, создававшими угрозу для их здоровья, жизни, имущества или иных ценностей. Большей частью это были опасности природного характера - наводнения, землетрясения, сильные бури, засухи и т.п. В процессе развития производства, создания сложных технических систем к ним присоединились «рукотворные» опасности: обвалы и взрывы в шахтах, аварии и пожары на предприятиях, транспортные происшествия и т.д.

Любая деятельность человека потенциально опасна. Опасность - внутреннее свойство системы или процесса (источника опасности), состоящее в возможности негативного воздействия. Опасность проявляется через явления или процессы, способные поражать, наносить ущерб, действовать разрушительно. Опасность предостерегает нас от непродуманных решений и действий.

Многообразие областей, в которых возникают опасности, существенные различия в причинах, которые их порождают, и сам характер их проявления вызывают проведение разных по содержанию специальных исследований, позволяющих вырабатывать необходимые меры безопасности. Мировая история и практика показывают, что некоторые из этих исследований имеют многовековую историю, которые были начаты еще в XVIII веке и получили свое развитие во второй половине ХХ века.

Из предшествующих теоретических разработок вопросов безопасности следует отметить работы австрийского ученого Йозефа Зонненфельса, которые во многом опередили свое время. В труде «Основания полиции, промышленности и финансов» (1756 г.) он утверждал, что у государства одна цель - достижение благополучия. Благополучие же обеспечивается двумя фактора-

ми - благосостоянием и безопасностью. При этом под безопасностью подразумевалось такое состояние общественной жизни, при котором любой законопослушный человек не опасался бы за свое имущество и жизнь. Подобное положение физического лица составляет частную безопасность, а государства - общественную безопасность, которую, в свою очередь, можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Способы обеспечения безопасности ставились им в зависимость от видов опасности, связанных с человеческой волей или случайными обстоятельствами.

Дальнейший ход истории и научные исследования подтвердили его выводы о том, что безопасность - основное право человека, один из главных блоков для построения процветающего человеческого общества. При таком теоретическом подходе в условиях постоянного присутствия каких-либо опасностей, исходящих от других личностей, иностранных государств или стихийных сил природы, безопасность выступает в качестве целевой установки, определяющей всю деятельность государства. «Безопасность собственная есть высший закон в политике...», - писал наш великий соотечественник Н.М. Карамзин.

Большинство нормативных правовых актов , имеющих отношение к различным аспектам безопасности, оперируют этим понятием.

В них «безопасность» определяется как защищенность (состояние защищенности) жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, генерируемых различными источниками опасности определенного вида. Указанное выше определение «безопасности» не в полной мере отражает ее содержание как категории и не может конструктивно использоваться на практике, т.к. здесь «безопасность» - есть отсутствие опасности и тождественно «защищенности», а последняя в вышеназванных законах никак не определяется и может ассоциироваться лишь с обыденными представлениями. Кроме того, здесь «безопасность» выступает в неком абсолютизированном и самостоятельном качестве, в отрыве от причин ее порождающих и на нее влияющих. Как следствие - стремление получить абсолютную защищенность (безопасность) или непрерывно увеличивать защищенность (повышать безопасность) в отрыве от реалий практики.

Вместе с тем, «опасность» порождается практической деятельностью, являющейся специфической формой, непременным атрибутом самой человече- ской жизни. Отсюда можно сделать вывод - безопасность есть условие осуществления практической деятельности, накладываемое самим субъектом или социумом на осуществление этой деятельности. Тем самым, безопасность не является состоянием защищенности, а является условием или совокупностью специальных условий осуществления практической деятельности.

Безопасность - есть условия существования субъекта или социума, вводимые, контролируемые и управляемые ими. «Опасность» и «безопасность» не находятся между собой в отношении простой противоположности отрицания друг друга. Опасность - объективно существующий атрибут практиче- ской деятельности, хотя по отношению к различным субъектам, находящимся в поле этой деятельности, мера опасности может быть различной. «Безопасность» же категория в основном субъективная, формируемая субъектом

Таким образом , важнейшей задачей в области защиты людей состоит в том, чтобы просвещать людей, как достичь гармоничного развития человека, природы, техносферы, и таким образом, противостоять чрезвычайным ситуациям.

Важно , чтобы образование по безопасности жизнедеятельности не ограничивалось только получением знаний и навыков, но стало приоритетной задачей и внутренней потребностью человека, общества и цивилизации. Это может быть достигнуто путем развития нового мировоззрения, системы ценностей, норм и традиций безопасного поведения, то есть формированием культуры безопасности жизнедеятельности.

Культура безопасности жизнедеятельности означает уровень человеческого и социального развития, характеризующийся важностью обеспечения безопасности жизни в системе личных и социальных ценностей, распространением стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в защите от угроз и рисков в опасных и чрезвычайных ситуация во всех сферах жизни.

Иными словами, культура безопасности жизнедеятельности - это состояние человеческого развития, социальных групп, общества, характеризующиеся отношением к вопросам безопасности жизни, безопасных условий на работе и, что более важно, активной практикой по снижению риска.

Очевидно, что объектом культуры безопасности жизнедеятельности на первом уровне является человек. Несомненно, личностные черты имеют решающее значение для предотвращения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий.

Компоненты культуры безопасности жизнедеятельности:

. на индивидуальном уровне - она состоит из мировоззрения , норм поведения, индивидуальных ценностей и личной готовности в области безопасности жизнедеятельности;

. на коллективном уровне - она состоит из корпоративных ценностей , профессиональной этики и морали, то квалифицированных специалистов в этой области;

. на государственном уровне - она состоит из традиций безопасного поведения, социальных ценностей, готовности населения в области безопасности жизнедеятельности.

Как мы можем видеть, культура безопасности жизнедеятельности носит глобальный характер и имеет многомерный смысл. Таким образом, усилия по содействию культуре безопасности должны быть системными, междисциплинарными и межведомственными. Осуществление политики в обществе играет особую роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения.

Особенности такой политики должны включать:

Активную реализацию национальных и региональных программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий;

Активное привлечение граждан, общественных организаций и общества в целом для обеспечение безопасности граждан, что придает государственной политике в этой области национальный характер;


Развитие служб безопасности, комплексные услуги и продукты, которые позволяют обеспечить безопасность человека в дополнение к государственным органам;

Привлечение страховых механизмов в целях снижения рисков, формирование позитивного общественного мнения по обязательному страхованию от пожаров как часть культуры безопасности жизнедеятельности, разъяснение основ государственной политики в области страхования от чрезвычайных ситуаций, целесообразность налогообложения на противопожарную и другие виды безопасности.

Учитывая эти характеристики , дальнейшее развитие безопасности человеческой жизни и общества в целом, должно быть сосредоточено на основных принципах. Прежде всего - это принцип высшего приоритета человеческой жизни. Все мероприятия в области безопасности жизнедеятельности должны быть разработаны, чтобы минимизировать человеческие травмы и жертвы.

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Основы безопасности жизнедеятельности

Тема: «Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в современном обществе»

Для специальности: 190631.01 «Автомеханик»

Исполнитель:

Егоров Александр Владимирович,

студент 1 курса, группы № 19

Руководитель:

Лущук Владимир Владимирович,

преподаватель – организатор ОБЖ

Воркута, 2015г.



Введение.

Современный стиль жизни населения планеты, ведущий к недопустимому уровню расхода природных ресурсов и выброса веществ, загрязняющих окружающую среду, характеризуется главенствующим императивом потребительства, мгновенным устареванием вещей, массовым изготовлением полуфабрикатов, быстродействующих лекарств, значительной частотой смены прихотей и мод на предметы потребления и т.п. Результатом этого является исчерпание в самое ближайшее время запасов невозобновляемых природных ресурсов Земли.



Есть понимание и того, что формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно осуществляться на протяжении всей жизни человека и в нем должны принимать активное участие семья, школы, органы местного самоуправления, органы государственной власти всех уровней, а также общественные организации.

Вместе с тем единого мнения среди ученых и практиков по структуре и направлениям формирования культуры безопасности жизнедеятельности пока нет. В большинстве случаев искусственно выделяется его органическая часть, посвященная вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях. Этим нарушается исходная идея учета всех аспектов безопасности и совместных усилий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

Однако гибель людей и материальный ущерб, связанные с иными опасностями, в том числе и несоблюдением норм здорового образа жизни, во многом превышают потери от ЧС. Так, в России ежегодно погибают в результате: ДТП - более 26 тыс. человек, производственного травматизма - около 25 тыс. человек, отравления алкоголем и передозировки наркотиков - до 300 тыс. человек, суицидов - более 49 тыс. человек, заболеваний, вызванных табакокурением, - более 70 тыс. человек, влияния неблагоприятной окружающей среды - более 28 тыс. человек.

Большая часть этих потерь связана с низкой культурой поведения в ходе трудовой и повседневной деятельности.

В наше время необходимо, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Для этого нужно развивать новое мировоззрение, систему идеалов и ценностей, формировать качества личности безопасного типа, создавать общество и государство, и, в конечном итоге, мировое сообщество безопасного типа. Одним из наиболее эффективных путем достижения этого является формирование соответствующей культуры как основы существования и важнейшего идентификационного признака любой цивилизации.

Что такое безопасность жизнедеятельности. Основными разделами дисциплины БЖД.

1. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это наука о сохранении здоровья человека и поддержании его работоспособности в течение всей жизни, которая идентифицирует опасные и вредные факторы среды обитания (обнаруживает количественно и качественно), разрабатывает методы и средства по ликвидации этих опасностей, либо по снижению их до приемлемых значений; прогнозирует, предотвращает и ликвидирует чрезвычайные ситуации и их последствия.

2. Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

§ Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста)

§ Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения)

§ Ежегодное снижение средней общей численности населения

3. Основными разделами дисциплины БЖД являются:

ü 1 Охрана труда;

ü 2 Охрана окружающей среды;

ü Защита населения территории в чрезвычайных ситуациях.

Жизнь и деятельность человека происходит в среде обитания, в которой на человека действуют благоприятные, вредные и опасные факторы.

Вредным называется фактор, который при взаимодействии с организмом человека вызывает в нем временную утрату трудоспособности.

Опасным называется фактор, который при взаимодействии с организмом человека вызывает различные заболевания, стойкую утрату трудоспособности или гибель человека.

По природе происхождения факторы бывают:

– естественные;

– техногенные (источник – техническая система);

– антропогенные (источником является человек, его ошибки);

– социальные (источник – наркотики, курение, стресс ит.д.)

2.Культуры безопасности жизнедеятельности:

Можно выделить следующие важнейшие компоненты определения культуры безопасности жизнедеятельности:

1. Мирровоззренческая основа, система ценностей;

2. традиции, устойчивые правила поведения членов общества;

3. духовные, интелектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности.

Таким образом, проведя обобщение многочисленных определений понятия «культура» и выполнив его композицию с конструктами «безопасность» и «жизнедеятельность», можно дать следующее определение:

Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

Основные направления деятельности КБЖ:

· научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности;

· патриотическое и нравственное воспитание молодежи, популяризация деятельности МЧС России;

· научно-методическое обеспечение информационной политики в области безопасности жизнедеятельности;

· научное и учебно-методическое сопровождение подготовки населения и специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· развитие современных методов обучения населения и подготовки специалистов, в том числе с применением технических средств массовой информации, передовых информационно-коммуникационных технологий и дистанционных форм обучения;

· совершенствование организации обучения подрастающего поколения в области безопасной жизнедеятельности;

· разработка учебно-методической литературы, мультимедийных пособий, компьютерных обучающих программ;

· популяризация профессии спасателя и пожарного.