Карта свияжска с достопримечательностями. Музей художника Геннадия Архиреева. По железной дороге

Про Свияжск. Часть 2. Историческая.

Как бы это, на первый взгляд, не показалось странным, Свияжск своим рождением обязан... Ивану Грозному. Это по его указанию, и с его "легкой руки" на горе Круглой в 25-ти километрах от столицы Казанского ханства в 1551 году была возведена деревянная крепость, как будущий плацдарм для взятия Казани. Крепость была построена всего за четыре недели, что было немыслимо по всем параметрам тогдашнего строительства фортификационных сооружений. А весь секрет заключался в том, что, по сути, крепость строилась в два этапа. Руководство постройкой и составление чертежей крепостных сооружений будущего города было поручено известному мастеру, дьяку Ивану Григорьевичу Выродкову. Первый этап строительства проводился зимой, выше по течению Волги, - в городе Мышкине. К весне 1551-го деревянный кремль со стенами, 18-ю башнями, строениями для размещения армии и двумя церквями был уже готов. Все колышки-бревнышки крепостного ансамбля были аккуратно пронумерованы и на плотах спущены ко впадению Свияги в Волгу. Тут они были выловлены, и в 4-х недельный срок бригада из 75 тысяч рабочих-плотников на Круглой горе соорудила город-крепость, который сразу же был заселен русскими людьми и оснащен артиллерией. Это был второй этап строительства. Назвали новодел Ивангородом. Но название не прижилось, и, вскоре, его стали называть Свияжском.

От крепостных сооружений Свияжска сохранилось только одно строение. Это - Троицкая церковь. Она была срублена то ли в Мышкине, то ли в Угличе зимой 1550 года, сплавлена по Волге вместе с другими сооружениями крепости, и собрана за один день воинами князя П. С. Серебряного-Оболенского. Говорят, что строительство этой церкви находилось под бдительным контролем самого князя Серебряного. Основой церкви является сруб из толстенных брёвен лиственницы. Церковь была освящена 17 мая 1551 года - в день Святой Троицы.

О том, какой мы увидели Троицкую церковь. Церковь стоит на кирпичном побеленном цоколе, снаружи обшита досками и покрашена серо-голубой масляной краской. Купол с восьмискатной крышей покрыт крашеным в зеленый цвет железом. К основному зданию церкви пристроены крылечки. Большие квадратные рамы окон пристроек занимают все стенные пространства, а стекла прикрыты деревянными оконными переплетами.

Церковь была закрыта, но, говорят, что внутри она тоже переделана, и в настоящее время (нашего пребывания в Свияжске) - пуста. Иконы из иконостаса Торицкой церкви собраны в Государственном музее изобразительных искусств РТ.

Своих фотографий церкви я показать не могу по причине: я ее просто не сфотографировала, так как приняла за новодел. Да. Вот так. Ни больше - ни меньше!

(По данным сети, при последнем восстановлении, церковь опять переделали, но, теперь уже на старый лад).

При входе в ворота бывшего Иоанно-Предтеченского монастыря деревянная Троицкая церковь стоит слева. На фото виден ее "кусочек".

Троицкая церковь (фото из интернета).

Потом Свияжск станет монастырским городком с Троице-Сергиевским, Успенским и Иоанно-Предтеченским монастырями, расстроится новыми храмами и монастырскими кельями-корпусами, конным двором и посадами с купеческими домами, обзаведется пекарней и водонапорной башней, гимназией и больницей, обустроится мощеными улицами и газовыми фонарями...
Свияжск станет крупным торговым центром и первым христианским городом Казанского края...
А потом... потом постепенно угаснет...

Основную часть площади бывшего женского Иоанно-Предтеченского монастыря занимает собор Богоматери Всех Скорбящих Радость, построенный в 1896 - 1906 годах по проекту архитектора Ф. Н. Малиновского. .


...

Внутри собора прекрасная акустика, великолепное по красоте пространство с потертыми и размытыми живописными росписями стен и купола.

Иконостас.

На звонницу поднимается старинная металлическая лестница, отгороженная строительной лентой с табличкой, запрещающей подниматься наверх

На монастырском подворье сохранилась трапезная церковь преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, построенная в 1604 году.

В тени стены можно передохнуть от жары.

Монастырская ограда.

От бывшего Иоанно-Предтеченского монастыря по Успенской улице мы прошли к Успенскому мужскому монастырю. В монастыре шли строительные работы, и вход на его территорию был закрыт. Единственным местом, через которое можно было попасть на монастырское подворье, был пролом в стене для движения строительной техники и грузовых машин. Мы воспользовались проломом))

Территория монастыря представляла собой сплошную строительную площадку: была полностью перекопана землеройной техникой, рядом с траншеями громоздились кучи грунта, песка и щебня, а соборы стояли в лесах, и были закрыты на ремонт-реставрацию.


Но главные храмы монастыря мы увидели. Справа великолепный Успенский собор, построенный по мотивам Псковской архитектуры в середине XVI века. Собор был возведен за 4 года из белого тесаного камня артелью Постника Яковлева и Ивана Ширяя - зодчих, построивших в Москве храм Василия Блаженного (Покровский собор) и Благовещенский собор в Казани. Свой нынешний облик храм обрел в XVIII веке, когда под влиянием модного тогда течения "украинского барокко" собор существенно вырос в высоту, обретя 12 острых кокошников и новый купол.

Слева - колокольня Успенского монастыря. Колокольня относится к Никольской церкви - одной из первых, построенных в Свияжске. Никольская церковь - действующая, но открыта только для монахов. Высота колокольни составляет 43 метра, - это самое высокое здание в Свияжске. Красивое, и строгое. Во времена Ивана Грозного, на колокольне были установлены башенные часы, а из нижнего яруса к берегу Щучьего озера вел потайной подземный ход, предназначенный для снабжения водой в случае осады Свияжской крепости.

Пройти дальше и рассмотреть все уголки монастырского двора мы не смогли из-за строительных работ.
Вернулись на внешнюю сторону, и пошли вдоль монастырской стены. Здесь тоже интересно: с одной стороны трех-пятиметровая каменная высота, с другой - просторы - виды на окрестности.

Монастырская стена с бойницей.

О дальнейшей судьбе и истории Свияжска рассказывать не буду. Приведу лишь фрагменты из книги Сергея Соколова «Казань. Портрет в стиле импрессионизма»

"...Первый тяжелейший удар по городу был нанесён революцией и гражданской войной. Здесь в 1918 году Лев Троцкий останавливал отступление Красной армии путём децимации - методом, забытым со времён античного Рима и орды Чингисхана. Расстреливали каждого десятого красноармейца. Просто выстраивали на площади в шеренгу воинскую часть, отступившую под натиском армии Каппеля и белочехов, и каждому десятому человеку пускали пулю в затылок...

Около этой стены белогвардейцы расстреливали красногвардейцев. (фото из интернета)

По приказу Троцкого при содействии революционного писателя и поэта Демьяна Бедного на главной площади Свияжска был установлен памятник Иуде Искариоту, привезённый из Москвы на бронепоезде! Скульптура изображала человека, грозящего небу кулаком. Даже такой ненавистник православия, как Владимир Ленин, посчитал это ошибкой, и вскоре памятник-нонсенс был убран. Зато были закрыты монастыри и церкви, с иконостасов сорваны иконы. Были расстреляны монахи и священники, а также многие жители города.

Были взорваны Рождественский собор и Никольская церковь, разобрана надвратная церковь Успенского монастыря. Потом Свияжск надолго стал подразделением ГУЛАГа и в монастырских кельях содержались заключённые, а кирпичные ограды монастырей были последней «стенкой» для обречённых на расстрел «врагов народа». Сколько людей нашли свою смерть в этих концлагерях, неизвестно, архивы недоступны. Потом к тюремным учреждениям были добавлены больница для инвалидов Великой отечественной войны и психбольница. Это не были учреждения для излечивания и выздоровления пациентов, это были помещения для изоляции от общества неизлечимых, изуродованных войной или сталинскими лагерями или просто неугодных. Лучшего места, чем остров Свияжск, для такого дела не найти..."http://sviyazhsk.info/sviyazhsk/publitsistika

Разглядывая монастырское ограждение, мы чуть было не прошли мимо двух плит, вделанных в стену.
"Владимир Голицын Художник, моряк 1901 - 1943" "Софья Олсуфьева Реставратор 18.. - ... (далее цифры подтерты)". И крестики...
Дома я нашла сведения об этих людях... Мороз по коже...

Софья Владимировна Олсуфьева (3 июня 1884 - 15 февраля 1943) Живописец, график, реставратор. Из знатной дворянской семьи. С 1934 жила в Москве, где получила работу художника-реставратора в Музее изящных искусств. Сопровождала мужа, сотрудника отдела древнерусской живописи Третьяковской галереи, в командировках по старым русским городам.
В марте 1938г. мужа арестовали и расстреляли на Бутовском полигоне "за распространение антисоветских слухов".
В 1941г., когда возникла угроза оккупации Москвыи, Софья Олсуфьева, в возрасте 57 лет, была арестована вместе с большой группой аристократов. Приговорена к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. После приговора, попала в колонну заключенных, которую погнали в Казань. Место заключения - Свияжский концлагерь. Умерла в заключении - Свияжский концлагерь.
Место захоронения - Свияжский концлагерь...

Вместе с Софьей Владимировной отбывал заключение ее родственник В.М.Голицын, - художник, моряк, Князь, - который одновременно с ней был арестован, и умер в лагере у нее на руках.

Рисовал с детства. Один из строителей корабля "Персей", участвовал в арктической экспедиции на ледоколе "Малыгин". Удостоен золотой медали на Международной выставке в Париже за роспись деревянных изделий (1925). Изобретатель детских настольных игр, иллюстратор детских книжек... Осужден на 5 лет ИТК. Срок отбывал в колонии Свияжска. Погиб от пеллагры, заболевания группы авитаминоза.

В стену монастыря, где находился лагерь, вделана плита с датами жизни С.В.Олсуфьевой и В. М. Голицина.

В. Серов. Портрет Софьи Владимировны Олсуфьевой. Уголь, пастель. 1911 год. ГМИИ им.Пушкина

С 1937 по 1948 год за время функционирования политической тюрьмы ГУЛАГа в Свияжске погибло 5 тыс. репрессированных... Мы обошли вокруг ограды...

Когда-то в Свияжске было множество церквей, и звон колоколов производил незабываемое впечатление на проплывающих по Волге. В советское время все приходские церкви Свияжска были уничтожены. Старейшая уцелевшая церковь - Константина и Елены, построенная в конце XVI века и перестроенная в XVIII веке. Расположена она недалеко от пристани.
По преданию, место для церкви выбрал сам Иван Грозный. В церкви и вокруг нее тоже шли строительные работы, так что посмотреть ее мы могли только на расстоянии.


...

Уцелела...

Сложно даже представить, как бы выглядел Свияжск, если бы все церкви сохранились...

Вот все, что мы посмотрели. Нет... не все. Еще покажу природу и виды, но это будет в другой раз.

Некоммерческий информационный проект «Остров-град Свияжск». История Свияжска. Виртуальная прогулка по острову. Научные статьи, публицистика, фотографии, видео и рассказы путешественников.

Предположительно, в дохристианскую эпоху место на Круглой горе в устье реки Свияги (30 километров вверх по Волге из Казани), где сейчас находится Свияжск, было языческим капищем (древней стоянкой). В окрестностях Свияжска после основания крепости находили кости мамонта.

К XIII-XIV веку относится первое упоминание свияжского останца в булгарских хро­никах Шарафетдина бин Хисаметдина аль-Муслими аль-Булгари под назва­нием «Кара кирмен» («Черная кре­пость»).

Город-крепость

Свияжск, основанный как крепость в 1551 году , не имеет аналогов в мировой истории военной операции.

В середине XVI века между Казанским ханством и растущим Московским царством шла ожесточенная борьба за господство в Среднем Поволжье.
С 1547 года Иван Грозный предпринимал безуспешные попытки разгромить Казанское ханство. Даже имея численный перевес и артиллерию, взять Казань русские не могли. Несмотря на то, что ханство переживало глубокий экономический кризис, Казань по-прежнему оставалась мощнейшей крепостью того времени, а ее защитники во главе с имамом Кул Шарифом отличались невероятным боевым духом.

Граница Казанского ханства пролегала всего в 20 километрах западнее его столицы, по реке Свияга, и Ивану Грозному была необходима хорошо укрепленная крепость, так как отрезанные из-за трудностей сообщения с Москвой московские войска не могли длительно осаждать Казань.

В 1551 году после очередного неудачного похода на Казань восйко Ивана IV разбило свой лагерь в устье Свияги на расстоянии суточного перехода до Казани. Для того, «дабы учинить тесноту казанской земле», царю необходимо было найти место для опорной базы влизи ханской столицы. Никольская летопись гласит, что татарские князья во главе с Шах-Али, сторонники Москвы, указали на Круглую гору, поросшую лесом — высокий холм с плоским верхом и обрывистыми склонами, омывавшийся двумя речками — Свиягой и Щукой. Вокруг холма располагались непросыхающие после половодья болота, что исключало возможность внезапного нападения на крепость. Здесь, в 26 верстах от Казани, решили заложить город-крепость. Но сделать это оказалось не так-то просто, ведь русское войско было на вражеской территории. Поэтому царь повелел срубить весь город в углических лесах, за 1000 км до предполагаемой крепости.

Зимой 1550-1551 года на Верхней Волге в лесах началась работа. Руководство постройкой и составление чертежей крепостных сооружений будущего города было поручено известному мастеру, дьяку Ивану Григорьевичу Выродкову в городе Мышкин (современная Ярославская область). К весне деревянный кремль со стенами, башнями и церквами был готов.
Фрагмент иконы «Сергий Радонежский с житием» (середина VII века, Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник):

Затем все бревна разметили, разобрали и связали из них несколько плотов .
В апреле 1551 года , как только Волга вскрылась ото льда, караван судов «везущи с собой готовы град деревян… того же лета нов, хитр сотворен» , отправился вниз по Волге к выбранному месту.

Одновременно из Москвы на Казань выступило государево войско, двинулись рати князя Хилкова из Мещеры, князя Серебрянного из Нижнего Новгорода и Бахтияра Зюзина из Вятки, которые блокировали Казань, перекрыв водные пути и заняв переправы через Волгу и Каму.

24 мая 1551 года русские войска заняли позицию у берега Свияги. На острове началась работа: гору разровняли и очистили от лесов. Царские люди выловили плоты с разобранным городом ниже по течению около устья Свияги, и из готовых бревен всего за 24 дня на горе Круглой была возведена крепость, по размерам превосходящая Московский кремль и Новгород. День и ночь трудились 75 тысяч человек. В этот же срок были поставлены и Рождественская церкви. Первоначально город-крепость был назван в честь царя Иван-городом, но уже скоро его начали называть «Новгород (Новоград, новый город) Свияжский».

В 1552 году стал базой русских войск при осаде Казани.

«Ступайте, дураки, — насмехались над русскими татары, — в свою Русь, напрасно не трудитесь; мы вам не сдадимся; мы и Свияжск отымем!»

Тем временем русские войска обложили Казань и началась затяжная осада. Перед штурмом, в русских полках было велено всем воинам исповедаться и причаститься, сам Государь провел часть ночи со своим духовником. А когда наступило утро штурма, Царь Иоанн приказал не прекращать богослужения даже в разгар битвы: «Если до конца отслушаем службу, то и совершенную милость от Христа получим». И вот раздался мощный взрыв (русские саперы сделали тайный подкоп в который заложили бочки с порохом), разрушивший ворота и часть стены. Вскоре послышался второй взрыв, еще более сильный. Тогда русские люди, воскликнув: «С нами Бог!» — пошли на приступ. татары встретили их криком: «Магомет! Все помрем за юрт!» Когда Царь подъехал, на стенах уж развевались русские знамена.

По приказу Царя половина царской дружины сошла с коней; к ней пристали седые, степенные бояре, отроки, окружавшие царя, и все вместе двинулись к воротам. В своих блестящих доспехах, в светлых шлемах царская дружина врубилась в ряды татар, одержав над ними победу. Князь Воротынский прислал сказать Царю: «Радуйся, благочестивый Самодержец! Казань — наша, ее царь в плену, войско истреблено». Таким образом, разбойничье Казанское ханство было ликвидировано. (Русская линия)

Выполнив свою основную функцию, город не пришел в упадок.

В 1552 году в Свияжске на пути в Москву останавливалась царица Сююмбике с сыном Утямашем.

В 1606 году происходят волнения «гулящих людей» во главе с Илейкой Муромцем (Горчаковым).

В 1610-1911 году «бунташный люд» осаждает город, но восставшие царские войска разгромили восставших.
В 1612 году мимо Свияжска прошло Казанское ополчение с иконой Казанской Божьей Матери спасать Москву.
В конце XVII — начале XVIII века Свияжск сохранил за собой лишь функции первого христианского города в бывшем Казанском ханстве с действующими монастырями. Экономические, политические и административные функции постепенно отошли к Казани.

В 1710 году построили каменную .

В 1734 году построена каменная приходская церковь Николая Чудотворца.

В 1735 году построена каменная приходская Софийская (Тихвинская)
церковь.

В 1754 году на центральной площади города возведен каменный кафедральный Рождественский собор.

В 1764 году происходит закрытие Троице-Сергиевского монастыря.
В 1781 году
учрежден герб г. Свияжска.
Описание герба:
«В голубом поле, город деревянный на судах на реке Волге, и в той реке рыбы»

Монастырский город

В XVIII-XIX веках Свияжск был монастырским городком с Троице-Сергиевским, и монастырями. Его роль как первого христианского города Казанского края учитывалась в титуловании архиепископов и митрополитов Казанской епархии, именовавшихся Казанскими и Свияжскими.

В 1795 году образован на месте бывшего Троице-Сергиевского мужского монастыря.

В 1798 году в Свияжске останавливался император Павел I.

В 1829 году выполнен проект регулярного плана развития города Свияжска.

В 1833 году в Свияжске останавливался А. С. Пушкин.

В 1836 году в Свияжске останавливался император Николай I в. пору пребывания наследником престола.

В июне 1847 года Тарас Шевченко проезжал через Свияжск, следуя в Оренбург во время путешествия на пароходе «Князь Пожарский», о чем упомянул 14 сентября 1858 в своем Дневнике.

В 1871 году в Свияжске останавливался император Александр II в. пору пребывания наследником престола.

Гравюра по рисунку М. И. Махаева (середина XVIII века)

В 1877 году на IV археологическом съезде академик И. И. Срезневский ставит вопрос о сохранении уни­кальной фресковой живописи в свияжском Успенском монастыре.

В 1896 году в Свияжске произведена корректировка генерального плана города Свияжска (население 3,5 тыс. человек).

В 1902-1904 году профессор Д. В. Айналов исследует фрески свияжских соборов.

Во второй половине XIX — начале XX века ведется широкое строительство каменной и деревянной городской застройки, сохранившейся до настоящего времени.

В 1906 году возведен собор в честь иконы «Всех Скорбящих Радости», архитектор Ф. Малиновский.

Уничтожение памятников

В 1917 году произошли первые акты вандализма и экспроприации.

В 1918 году в Свияжск направляют Льва Троцкого, цель которого — борьба с белыми. По его приказу началось истребление духовенства:
настоятеля Успенского Богородицкого монастыря архиепископа Амвросия зверски убили за то, что он отказался отдать хлебные запасы монастыря и церковные ценности;
священник Софийской церкви отец Константин (Долматов), ветхий старик, был расстрелян за то, что он якобы палил из пулемета по красноармейам с колокольни своей церкви;
монахинь Предтеченского монастыря расстреливают без каких-либо обвинений.

«Газета «Le Journal» сообщает: «Датский писатель Галлинг Келлер, возвратившийся из путешествия по России, рассказывает, что он присутствовал в Свияжске на открытии памятника Иуде Искариотскому . Местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин — слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском, как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу» (из книги князя Н. Жевахова «Еврейская революция»).

В 1922 году
произошло вскрытие мощей Св. Германа уполномоченными Казанского ОПТУ.

В 1923-1924 году закрыли Успенский и Иоанно-Предтеченский монастырь.

В 1926 году Свияжск окончательно приходит в запустение и получает статус села Верхнеуслонского района.

В 1928 году в помещениях Успенского монастыря открыли детскую колонию с принудительным трудом с выселением из монастыря всех постояльцев и жильцов.

В 1929 году трудовую колонию преобразуют в трудкоммуну для беспризорных подростков с целью перевоспитания принудительным трудом.

С 1929 по 1930 год были :
надвратная церковь Вознесения Успенского монастыря;
Германовская церковь Успенского монастыря;
приходская Никольская церковь;
кафедральный Рождественский собор;
приходская Благове­щенская церковь;
приходская Софийская (Тихвинская) церковь.

В 1933 году закрыли колонию-коммуну с передачей ее хозяйства в ведение НКВД ТАССР.
В 1936 году колонию преобразовали в тюрьму с лимитом в 200 человек.
С 1937 по 1948 год за время функционирования политической тюрьмы ГУЛАГа погибло 5 тыс. репрессированных.

В. Голицын. Показатели за день по ИТК №5 (эскиз для стенда).
В. Голицын. «Папа, да иди же обедать!» (рисунок на обороте эскиза для стенда).
1942 год. ИТК №5, Свияжск.
Оберточная бумага, цветные карандаши, акварель.
Музей «Творчество и быт ГУЛАГа» при Международном «Мемориале»


Владимир Михайлович Голицын (1901-1943), художник. Был трижды арестован на короткое время в 1925, 1926 и 1933. В 1930 выслан из Москвы с семьей. Арестован 22.10.1941 , в заключении в ИТК № 5 г. Свияжска под Казанью. Умер от пеллагры

Вам часто приходилось бывать в сказке? Нет? Тогда милости просим посетить живописный остров Свияжск с его неповторимой красотой природы и незабываемой культурой.

Остров Свияжск нашел свое место на высоком холме возле реки Свияга. Площадь этого райского уголка всего 62 гектара, а от Казани до него рукой подать – каких-то 30 километров. В каком бы уголке острова вы не находились, всегда сможете полюбоваться речной гладью.

Кстати, островом Свияжск был не всегда. До 1956 года это был обычный город со своими жителями.

А с тех пор, как открыли Камское водохранилище, вода приняла этот город в свои объятия со всех сторон. Тогда очень много жителей покинули свои родные дома. А сегодня множество туристов приезжают в это место, чтобы полюбоваться его достопримечательностями.

Невероятно, как на такой малюсенькой территории поместился 21 памятник федерального значения?!

Церковь Святой Троицы

Одно из самых главных достопримечательностей острова – старинное сооружение Иоанно-Предтеченского монастыря (ранее именовалось как Троице-Сергиев монастырь).

Эта церковь – первое деревянное строение на Волге . Ее освятили в 1551 году. Позже храм постоянно обновляли. Кстати, именно из-за постоянных переделок, снаружи церковь выглядит абсолютно не привлекательной. Но стоит попасть внутрь… Каждое бревнышко здесь спешит рассказать посетителю свои древние тайны.

В церкви постоянно приглушенный свет и прохлада. А возле храма стоит совсем неприглядная скамеечка. Местные жители рассказывают, что на ней отдыхал Иван Грозный . Но правда это или приманка для туристов – остается загадкой.

Храм Преподобного Сергия

В том же году, когда освятили Троицкую церковь (1551 год), неподалеку построили Сергиевский храм. Сначала он был деревянным , но в 1604 году Борис Годунов приказал возвести на этом месте двухэтажный каменный храм, который назвали Церковью Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.

Особенность этого храма – иконостас, написанный в стиле Древней Руси.

Собор Богоматери

В конце 19 – в начале 20 века на острове Свияжск построили еще один храм – собор Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость».

Чуть позже, в 1914 году, стены собора расписали. А вокруг храма заботливые монахини создали невероятной красоты цветник .

Часовня

Часовня, по сравнению с храмами Свияжска, достаточно молодая . Ее освятили в 2004 году во имя царственных страстотерпивцев (но построили немного ранее).

На входе посетителей встречает икона, где изображена царская семья.

В самой часовне можно увидеть достаточно много знаменитых икон, одна из которых мироточит.

Собор

Еще одно старинное сооружения острова – Успенский Собор. Его построили в 1556 году.

Это самый большой храм в Свияжске . Что интересно, храм полностью расписан фресками, которые датируются эпохой Ивана Грозного.

Есть здесь и уникальная фреска – образ Христофора. Здесь он изображен воином с головой лошади. Удивительно, как такое изображение могло сохраниться, ведь в 18 веке подобные образы Христофора уничтожали.

Церковь Константина и Елены

Единственная посадская церковь Свияжска, которая сохранилась до наших дней. Ее построили в 18 веке вместо деревянного храма.

В 20-х года 20 столетия она была закрыта. Чуть позже, с 1980 по 1990 годы, церковь использовали для экспозиций музея. И только в 1994 году храм снова начал принимать прихожан.

Приезжайте на Свияжск

Остров Свияжск знаменит своей необычной и старинной архитектурой. Во всем мире его знают как духовную ячейку Казани . Огромное количество церквей, храмов, монастырей, построенных в 16-19 веках, делают этот остров спокойным и умиротворенным. Здесь легко и приятно находится.

Что еще интересно, что из года в год Свияжск почти не меняется. Здесь не ездят автомобили, как по всему миру, здесь не гудят заводы. Только тишина и уют.

На весь остров есть только одна школа, в которой работает часть населения. В остальных свое хозяйство и храмы.

Каждый год на остров Свияжск приезжают туристы со всего мира, чтобы прикоснутся к исторической архитектуре, которая уже много лет хранит свои тайны.

Это действительно сказка! Ни один уголок мира не сравнится с этим островом. Никакого шума машин, заводов, промышленных предприятий, только тишина, покой, умиротворение.