Государственные органы и устройство российской федерации. Исполнительный орган власти рф

Что такое исполнительная власть? Какие функции она выполняет? Чем отличается исполнительная власть от судебной и законодательной? Из каких органов состоит? На эти часто задаваемые вопросы мы ответим в нашем материале.

Исполнительная власть - один из трех видов власти в странах с ее разделением. Конституция РФ содержит утверждение, что государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную (Ст. 10). В чем различие этих трех видов власти и чем конкретно занимается каждая из них? Как выглядит структура каждого из названных видов власти в нашей стране? Сегодня в нашей статье речь пойдет об исполнительной власти .

Если с судебной властью все более или менее понятно (судебную власть составляет система судебных органов страны, в которые входят Верховный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные и конституционные суды), то с остальными двумя видами все обстоит не так просто.

Законодательная власть — власть в области законодательства. Ею управляет отдельный орган, занимающийся разработкой законодательства. В РФ законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием. Оно состоит из двух палат - верхней и нижней. Верхняя называется Совет Федерации. Нижняя - Государственная дума РФ. В субъектах России законодательная власть осуществляется Законодательными собраниями.

Исполнительная власть - одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве. Реализуется как совокупность полномочий по управлению государственными делами, то есть представляет структуру органов, осуществляющих эти полномочия.

Органами исполнительной власти осуществляется ее реализация. Это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти - выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Исполнительная власть и законодательная власть должны быть строго разделены, чтобы не оказывать влияние друг на друга.

Субъекты исполнительной власти

С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти :

1) Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ;

2) равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются: 1) Президент Российской Федерации; 2) Правительство Российской Федерации; 3) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства); 4) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; 5) главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президенты, главы администраций); 6) правительства субъектов Российской Федерации; 7) иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Соответственно, существует разделение на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов (региональные). Федеральные органы исполнительной власти состоят в РФ из трех звеньев - это министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральные органы исполнительной власти

Федеральная служба — общее название федерального органа государственного управления, который осуществляет контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере. Федеральное агентство — разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основные функции — правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом. Министерства управляют определенной сферой деятельности каждое.

Руководство деятельностью федеральных министерств, служб и агентств осуществляет президент РФ. Он же принимает решение о создании и упразднении этих органов исполнительной власти. Например, указом президента РФ Владимира Путина в апреле 2016 года были упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральная миграционная служба (ФМС). Их функции были переданы Министерству внутренних дел (МВД).

Той же весной президент приказал создать Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардию). Ею также осуществляется исполнительная власть. В Национальную гвардию были преобразованы внутренние войска МВД. Росгвардия представляет федеральные органы исполнительной власти.

На данный момент исполнительные органы государственной власти (федеральные) имеют следующую структуру:

1. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

3. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

4. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)

5. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)

6. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России)

7. Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) (СВР России)

8. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) (ФСБ России)

9. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)

10. Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба) (ФСО России)

11. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)

12. Федеральное архивное агентство (Росархив)

13. Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) (ГУСП)

14. Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

15. Следственный комитет Российской Федерации (Следственный комитет) (федеральный государственный орган)

Чем занимается орган исполнительной власти

Одним из органов исполнительной власти является Министерство юстиции РФ. Это федеральное министерство занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием, а также осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и адвокатской деятельности, нотариата и нотариальной деятельности, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения и других.

Министр юстиции, как и прочие министры, назначается президентом РФ. Аппарат Министерства юстиции состоит из центрального аппарата, территориальных органов Минюста, судебно-экспертных учреждений, Научного центра правовой информации и прочих подразделений. Исполнительная власть в своих органах зачастую имеет сложную и разветвленную структуру.

Региональные органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти субъектов (региональные органы) состоят из комитетов (в Москве и Санкт-Петербурге), департаментов и главных управлений . Органами исполнительной власти в регионе также являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями.

Исполнительная власть через свои органы в соответствии со их полномочиями решаются задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти. Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ. При этом при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти и согласовании их состава учитываются особенности конкретного региона. Для региональных органов исполнительной власти характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.

Признаки исполнительной власти

Исполнительная власть обладает следующими признаками :

  • является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
  • является проводником государственной политики в жизнь;
  • подзаконна по своему характеру и задачам;
  • объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
  • её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
  • является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

В одном из следующих материалов мы продолжим разговор о трех видах власти и разберем, что такое законодательная власть .



В настоящее время система нормативных правовых актов, регламентирующих правовое положение федеральных органов исполнительной власти, складывается из следующих актов:

  1. Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30);
  2. Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (утвержден постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452);
  3. регламенты федерального органа исполнительной власти (федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства), например Регламент Федеральной службы по финансовым рынкам (утвержден приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25 февраля 2005 г. № 05-26/пз); Регламент Федерального агентства специального строительства (утвержден приказом Федерального агентства специального строительства от 13 мая 2005 г. № 190);
  4. административные регламенты предоставления государственных услуг ;
  5. должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти.

Регламенты федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства разрабатываются ими на основе федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, положения о федеральном органе исполнительной власти и Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Регламенты утверждаются руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают административные регламенты исполнения государственных функций, административные регламенты предоставления государственных услуг и должностные регламенты государственных гражданских служащих федерального органа исполнительной власти, содержащие последовательность действий по исполнению государственных функций и нормативные сроки осуществления таких действий.

Административный регламент федерального органа исполнительной власти составляют:

  1. регламент федерального органа исполнительной власти;
  2. административные регламенты исполнения государственных функций;
  3. административные регламенты предоставления государственных услуг;
  4. должностные регламенты государственных гражданских служащих федерального органа исполнительной власти.

Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг утверждаются федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в ведении федерального министерства, государственными внебюджетными фондами по согласованию с федеральными министерствами, координирующими их деятельность.

Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679 утвердило Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг. Этот нормативный правовой акт устанавливает общие требования к разработке и утверждению федеральными органами исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг. Эти регламенты определяют сроки и последовательность действий (административные процедуры) федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами , а также его взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при исполнении государственных функций или предоставлении государственных услуг федеральными органами исполнительной власти.

Административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг разрабатываются федеральными органами исполнительной власти на основе федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, положения о федеральном органе исполнительной власти с учетом положений Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти и Порядка разработки и утверждения административных регламентов. В административный регламент исполнения государственных функций включаются разделы «Общие положения» и «Административные процедуры». В административный регламент предоставления государственной услуги включаются разделы «Общие положения», «Требования к порядку предоставления государственной услуги» и «Административные процедуры». Регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти с учетом методических рекомендаций по разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, одобренных Правительственной комиссией по проведению административной реформы .

При разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг федеральный орган исполнительной власти обеспечивает:

  • устранение избыточных административных процедур, если это не противоречит федеральным законам, актам Президента РФ и Правительства РФ;
  • упрощение действий и административных процедур, включая уменьшение сроков исполнения действий и административных процедур;
  • предоставление информации о действиях и об административных процедурах гражданам и организациям;
  • возможность установления персональной ответственности должностных лиц за соблюдение требований административных регламентов по каждому действию или административной процедуре при исполнении государственной функции и предоставлении государственной услуги.

Административные регламенты представляются федеральными органами исполнительной власти на государственную регистрацию в Министерство юстиции РФ в порядке, установленном законодательством РФ. Административные регламенты подлежат опубликованию в соответствии с законодательством РФ о доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления , а также размещаются в Интернете на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, участвующих соответственно в исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги. Административные регламенты предоставления государственных услуг размещаются также в местах предоставления государственных услуг.

Правительство РФ рекомендовало органам исполнительной власти субъектов РФ при разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг руководствоваться Порядком разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг.

Следует отметить, что федеральное министерство, являясь федеральным органом исполнительной власти, имеет право осуществлять функцию нормативного правового регулирования в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральная служба и федеральное агентство имеют право в пределах своей компетенции издавать индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативное правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, т. е. в некоторых случаях федеральные службы и федеральные агентства наделяются правом принятия также нормативных правовых актов (п. 2.8 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти). Например, Регламент Федеральной службы по финансовым рынкам определяет, что этот орган федеральной исполнительной власти имеет право осуществлять функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (п. 1.4 Регламента).

Основным и самым заметным промежуточным результатом проводимой в настоящее время административной реформы явилось изменение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Новая система и структура федеральных органов исполнительной власти была утверждена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в который были внесены изменения Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

Указами было установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят:

  1. федеральные министерства;
  2. федеральные службы;
  3. федеральные агентства.

Были определены понятия и виды функций федеральных органов исполнительной власти.

1. Функции по принятию нормативных правовых актов - это издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

2. Функции по контролю и надзору - это:

а) осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

б) выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

4. Функции по оказанию государственных услуг - это предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, а функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, - постановлением Правительства РФ.

Федеральное министерство - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Федеральное министерство на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

Федеральное министерство в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

    а) утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

    б) вносит в Правительство РФ по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения об их предельной штатной численности и фонде оплаты труда работников;

    в) вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

    г) вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства РФ;

    д) во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;

    е) имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом;

    ж) назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;

    з) назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

Федеральное министерство осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

    а) вносит в Правительство РФ предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда;

    б) принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;

    в) вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов;

    г) вносит в Правительство РФ по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда;

    д) назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в случаях, устанавливаемых законом.

Федеральная служба - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, проведения борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральное агентство - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство в пределах своей компетенции может издавать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ. Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, утверждаются Президентом РФ. Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств. Заместители руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств.

В настоящее время действует следующая Структура федеральных органов исполнительной власти:

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

  • Министерство внутренних дел РФ
  • Федеральная миграционная служба
  • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Министерство иностранных дел РФ
  • Министерство обороны РФ
  • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
  • Федеральная служба по оборонному заказу
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
  • Федеральное агентство специального строительства
  • Министерство юстиции РФ
  • Федеральная служба исполнения наказаний
  • Федеральная регистрационная служба
  • Федеральная служба судебных приставов
  • Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба)
  • Служба внешней разведки РФ (федеральная служба)
  • Федеральная служба безопасности РФ (федеральная служба)
  • Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)
  • Федеральная служба охраны РФ (федеральная служба)
  • Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство)
  • Управление делами Президента РФ (федеральное агентство)

II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

  • Министерство здравоохранения и социального развития РФ
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
  • Федеральная служба по труду и занятости
  • Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
  • Федеральное медико-биологическое агентство
  • Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи
  • Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ
  • Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
  • Федеральное архивное агентство
  • Федеральное агентство по культуре и кинематографии
  • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
  • Министерство образования и науки РФ
  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности , патентам и товарным знакам
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  • Федеральное агентство по науке и инновациям
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство природных ресурсов РФ
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
  • Федеральное агентство водных ресурсов
  • Федеральное агентство лесного хозяйства
  • Федеральное агентство по недропользованию
  • Министерство промышленности и энергетики РФ
  • Федеральное агентство по промышленности
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • Федеральное агентство по энергетике
  • Министерство регионального развития РФ
  • Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
  • Министерство сельского хозяйства РФ
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
  • Федеральное агентство по рыболовству
  • Министерство транспорта РФ
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
  • Федеральное агентство воздушного транспорта
  • Федеральное дорожное агентство
  • Федеральное агентство железнодорожного транспорта
  • Федеральное агентство морского и речного транспорта
  • Федеральное агентство геодезии и картографии
  • Министерство информационных технологий и связи РФ
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи Федеральное агентство по информационным технологиям
  • Федеральное агентство связи
  • Министерство финансов РФ
  • Федеральная налоговая служба
  • Федеральная служба страхового надзора
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Федеральная служба по финансовому мониторингу
  • Федеральное казначейство (федеральная служба)
  • Министерство экономического развития и торговли РФ
  • Федеральное агентство по государственным резервам
  • Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
  • Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
  • Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ

  • Федеральная антимонопольная служба Федеральная аэронавигационная служба Федеральная служба по тарифам
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
  • Федеральная служба государственной статистики
  • Федеральная служба по финансовым рынкам
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
  • Федеральная таможенная служба
  • Федеральное агентство по атомной энергии
  • Федеральное космическое агентство Федеральное агентство по туризму
  • Федеральное агентство по физической культуре и спорту

В регламент федерального органа исполнительной власти включаются разделы, определяющие общие правила его деятельности и особенности организации осуществления полномочий, в том числе:

    а) общие положения;

    б) порядок планирования и организации работы;

    в) порядок подготовки и оформления решений и поручений руководителя федерального органа исполнительной власти и его заместителей;

    г) порядок исполнения поручений в федеральном органе исполнительной власти;

    д) порядок подготовки проектов, вносимых в Правительство РФ (для федеральных органов исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями);

    е) порядок рассмотрения парламентских запросов, запросов и обращений депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

    ж) порядок деятельности и взаимодействия подразделений федерального органа исполнительной власти при осуществлении возложенных на них функций;

    з) порядок взаимодействия федерального министерства и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также порядок осуществления федеральным министерством своих полномочий по координации и контролю деятельности соответствующих федеральных служб, федеральных агентств, а также государственных внебюджетных фондов;

    и) правила организации деятельности территориальных органов (при наличии территориальных органов);

    к) правила организации взаимодействия с территориальными органами и подведомственными организациями (при наличии территориальных органов и подведомственных организаций);

    л) порядок работы с обращениями граждан и организаций;

    м) порядок обеспечения доступа к информации о деятельности федерального органа исполнительной власти.

На примере Регламента Федеральной таможенной службы, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 2 декабря 2005 г. № ИЗО, можно показать основные элементы механизма правового регулирования организации и деятельности этого федерального органа исполнительной власти. В этом Регламенте установлены: общие положения; структура и штатное расписание ФТС России; полномочия руководителей ФТС России; административные регламенты и стандарты государственных услуг (административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, которые определяют административные процедуры, обеспечивающие осуществление функций ФТС России, эффективную работу его структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан); порядок планирования и организации работы; порядок подготовки и оформления решения ФТС России; порядок исполнения поручений в ФТС России; порядок подготовки проектов нормативных правовых актов Минэкономразвития России и Минфина России, разрабатываемых ФТС России, и проектов приказов ФТС России, согласовываемых с Минэкономразвития России; порядок рассмотрения проектов актов Правительства РФ, поступивших на согласование в ФТС России; порядок рассмотрения и подготовки проектов федеральных законов, концепций, технических заданий на их разработку, а также проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства РФ на законопроекты; порядок рассмотрения парламентских запросов, запросов и обращений депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, участие в работе Федерального Собрания РФ; Правила организации деятельности таможенных органов; порядок взаимоотношений с органами судебной власти ; порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан; порядок обеспечения доступа к информации о деятельности ФТС России.

В настоящее время завершается процесс утверждения регламентов федеральных органов исполнительной власти.

Административная реформа в известном смысле пронизывает многие сферы публично-правового регулирования. В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. должны разрабатываться и утверждаться так называемые технические регламенты. Указанный федеральный закон устанавливает правовые основы определения порядка обязательных требований к продукции, процессам производства , эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, оценке и подтверждению соответствия1. Область технического регулирования должна нормативно обеспечиваться в виде многочисленных технических регламентов, которые должны приниматься в форме федерального закона. Распоряжение Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. № 1421 -р утвердило Программу разработки технических регламентов на 2004-2006 гг. В каждом техническом регламенте должен содержаться весьма полный перечень положений, требований и норм, предъявляемых к соответствующему виду технического регулирования. Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. № 609 был утвержден специальный технический Регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».

Порядка их организации и деятельности и их формирование относится к ведению РФ.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят:

  • Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;
  • министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ", других федеральных законов и РФ.

Согласно Федеральному конституционному закону "О Правительстве РФ" и Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти " руководство федеральными органами исполнительной власти в зависимости от раздела структуры, в котором они располагаются, осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ.

Согласно названному Указу в систему федеральных органов исполнительной власти входят следующие виды федеральных органов исполнительной власти :

  • федеральные министерства;
  • федеральные службы;
  • федеральные агентства.

В соответствии с данным Указом федеральные органы исполнительной власти могут иметь следующие функции:

1) федеральные министерства:

  • по выработке и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
  • по принятию ;

2) федеральные службы:

  • по контролю и надзору;

3) федеральные агентства:

  • по управлению государственным имуществом;
  • по оказанию государственных услуг.

Функции конкретного федерального органа исполнительной власти определяются положением о нем. Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, утверждаются Президентом РФ, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ - соответственно постановлением Правительства РФ.

Под по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Под функциями по контролю и надзору понимаются осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам, а также регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Федеральное министерство

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).
Федеральное министерство на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ. Федеральные министры вправе давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания, а также приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом. Однако федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Федеральное министерство также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный министр во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение; назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств, заместителей этих руководителей; утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, отчет об их исполнении, а также осуществляет ряд других функций.
Федеральное министерство осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр вносит в Правительство РФ предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда; принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов; назначает проверки их деятельности в случаях, устанавливаемых федеральным законом, а также осуществляет иные функции.

Федеральная служба

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Ее возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
В пределах своей компетенции федеральная служба издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Однако федеральная служба не вправе осуществлять управление государственным имуществом, оказание платных услуг, а такженормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Федеральная служба по надзору не вправе.

Федеральное агентство

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору, оно может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ или Правительству РФ. Его возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.
Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.
Вместе с тем федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Так, например, Федеральное агентство по рыболовству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в своей сфере деятельности, по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания, а также по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности.

исполнительный власть федеральный кадастр

Как было ранее сказано, виды органов исполнительной власти- это система исполнительных органов.

Классификация органов исполнительной власти следующая:

1) По федеративному устройству:

· федеральные органы исполнительной власти;

· органы исполнительной власти субъектов.

2) По объему компетенции:

· органы общей компетенции;

· органы специальной компетенции;

· органы отраслевой компетенции;

· органы внутриотраслевой компетенции;

· органы межотраслевой компетенции;

· органы смешанной компетенции.

3) По организационно-правовым формам:

· правительства;

· советы министров, имеющие статус правительства;

· министерства;

· государственные комитеты;

· комитеты;

· службы;

· главные управления;

· управления;

· инспекции;

· агентства;

· департаменты;

· администрации;

· отделы;

· другие органы исполнительной власти.

4) по порядку разрешения подведомственных вопросов:

· единоначальные;

· коллегиальные.

Как раньше было отмечено, система и структура органов исполнительной власти не одно и то же. Но данные понятия связаны между собой. На их развитие влияет множество политических, социальных, правовых и других факторов. В последнее время система федеральных органов исполнительной власти часто менялись. Раньше эта система создавалась на основе улучшения принципа негосударственного управления экономической сферой. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945) утвердил новую систему федеральных органов исполнительной власти, в которую входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В структуру федеральных органов исполнительной власти входит Правительство РФ, и алфавитный перечень федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб, агенств. Виды органов представляют некую совокупность взаимодействующих между собой органов, как в рамках каждого вида, так и между ними, не могут выступать в качестве структуры целого (системы) .

1. Федеральные министерства - это федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ в сфере деятельности. Функции по принятию нормативных правовых актов- это издание на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Министерство возглавляется входящим в состав Правительства РФ федеральным министром. Министерство в установленной сфере деятельности не может выполнять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции и функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, которые установлены указами Президента РФ.

Суть федеральных министерств заключается в осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности, кроме вопросов, правовое регулирование которых согласно Конституции РФ и законодательству осуществляется исключительно федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

2. Федеральная служба - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Функции по контролю и надзору - это действия по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, законодательством.

Федеральные службы в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ и федерального законодательства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может находиться в ведении Президента РФ или быть подведомственна Правительства РФ.

3. Федеральные агентства - это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Функции по оказанию государственных услуг- это осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц;

Федеральные агентства в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ и федерального законодательства. Таким образом, система федеральных органов исполнительной власти - это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации.

Многообразие федеральных органов исполнительной власти обуславливается стремлением к наиболее эффективному осуществлению функций государственного управления. Но следует отметить, что нет закона, который конкретизирует все положения об исполнительной власти.

На данный момент данные положения содержаться в нескольких нормативных актах. Принятие единого нормативного акта создаст устойчивую правовую основу для формирования эффективной исполнительной власти, в том числе системы федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные министерства, государственные комитеты. При очевидном несовершенстве законодательства относительно дифференциации министерств и государственных комитетов их положение характеризуется некоторыми общими чертами:

Перечень устанавливается Президентом Российской Федерации;

Они относятся к центральным органам исполнительной власти и действуют в пределах своей компетенции в масштабе Российской Федерации;

Большинство этих органов работает под непосредственным руководством Правительства Российской Федерации;

Министры, председатели государственных комитетов назначаются Президентом Российской Федерации;

Положение о каждом федеральном министерстве, государственном комитете утверждается Президентом или по его поручению Правительством Российской Федерации;

Министерства и государственные комитеты пользуются самостоятельностью во взаимоотношениях с соответствующими органами других ветвей власти, правительством, между собой, однопрофильными нижестоящими органами.

Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1994 года №66 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что государственные комитеты Российской Федерации обладают равным статусом. Но это в полной мере относится к статусу, во-первых, федеральных министерств, во-вторых, федеральных министерств и государственных комитетов. При этом равенство статуса не исключает различий в объёме и характере конкретных полномочий отдельных министерств и государственных комитетов, определяемых особенностями выполняемых ими задач и функций.

Однако федеральные министерства и государственные комитеты -- это конкретные разновидности государственных органов, их правовой статус наряду с общими включает и специфические моменты, главным образом организационно-правового характера.

Федеральные министерства являются единоначальными органами. Они возглавляются министрами, которые по должности входят в состав Правительства и обладают решающими полномочиями по всем вопросам компетенции возглавляемых ими министерств.

В федеральном министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, а также других руководящих работников системы министерства. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в её состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности министерства и принимает соответствующие решения большинством её членов в форме постановлений. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В случае разногласий между коллегией и министром министр проводит в жизнь своё решение. Вместе с тем докладывает о разногласиях, в зависимости от формы подчинения министерства, Президенту и Правительству Российской Федерации, либо лишь Правительству, если оно находится только в его прямом подчинении. Члены коллегии вправе сообщить этим лицам своё особое мнение по принятому решению.

Министр издаёт приказы и инструкции, даёт указания по вопросам деятельности министерства и подведомственных организаций.

Юридические особенности функций и полномочий федеральных министерств определяются, во-первых, прежде всего, тем, является ли министерство органом отраслевого или межотраслевого управления; во-вторых, спецификой порученных им сфер и отраслей. Министерства межотраслевой компетенции осуществляют преимущественно функции координации и регулирования, а также решают конкретные вопросы в порядке реализации данной функции.

Министерства отраслевой компетенции осуществляют разноплановые функции, "привязанные" к функционированию и развитию соответствующей отрасли. Они участвуют в формировании государственной политики, а также обеспечивают её проведение в отрасли; разрабатывают и реализуют федеральные целевые и отраслевые программы по развитию отрасли; выступают государственными заказчиками продукции, используемой в отрасли и т.д.

Вместе с тем каждое отраслевое министерство выполняет разнообразные задачи и функции соответствующего отраслевого профиля.

Государственные комитеты по определению должны быть и многие из них действительно являются коллегиальными органами. Государственный комитет возглавляется его председателем, который по должности не входит в состав Правительства. Только в тех случаях, когда статус комитета приравнивается к статусу федерального министерства, а его председателя -- к статусу министра, председатель входит в состав Правительства.

Наряду с решающим коллегиальным органом в государственном комитете образуется коллегия в составе председателя комитета (председатель коллегии), его заместителей, руководящих работников комитета и подведомственных ему организаций.

В положениях о такого рода государственных комитетах дифференцируется компетенция комитета как коллегиального органа, его председателя, коллегии, в том числе и правовые формы их решений. Чаще всего комитеты принимают по вопросам своей компетенции постановления, а их председатели -- приказы, инструкции, дают указания. Постановления являются межведомственными актами, а акты председателя издаются по внутриведомственным вопросам.

Государственные комитеты, являющиеся единоначальными органами, строятся обычно по модели министерств.

Федеральные ведомства (комитеты, службы и т.д.). Помимо министерств и государственных комитетов к федеральным органам исполнительной власти относятся ведомства в их разнообразных формах -- комитеты, службы, агентства. Правовое положение их большинства также имеет общие черты. Перечень ведомств утверждается Президентом Российской Федерации. Он же образует их и утверждает положения о них, либо поручает решение данного вопроса Правительству. Руководители ведомств назначаются на должность и освобождаются Президентом, как правило, не входят по должности в состав Правительства.

Ведомства являются самостоятельными органами исполнительной власти и не могут входить в состав министерств и государственных комитетов. Они, за установленными исключениями, осуществляют свою деятельность под руководством Правительства Российской Федерации.

Среди ведомств имеются органы отраслевой, межотраслевой компетенции, по конкретным проблемам, имеющим значение для Российской Федерации в целом или её субъектов (например, космическое агентство). Среди них имеются коллегиальные и единоначальные органы.

Характерным для правового положения большинства федеральных органов исполнительной власти является то, что они находятся в ведении Правительства Российской Федерации (за исключением органов, подведомственных Президенту Российской Федерации по вопросам, закреплённым за ним Конституцией Российской Федерации, либо в соответствии с законодательными актами Российской Федерации).

В положениях о конкретных федеральных органах вопрос о подчинении их Президенту Российской Федерации решается по-разному. В одних случаях применяется вышеизложенная формулировка, в других устанавливается, что тот или иной орган подведомственен Президенту по вопросам, закреплённым за ним Конституцией Российской Федерации, и подчиняется Правительству Российской Федерации. Следует иметь в виду, что независимо от различий в формулировках во всех случаях, когда руководитель федерального органа входит в состав правительства, такой орган в той или иной степени ему подчиняется.

К федеральным органам исполнительной власти, подведомственным Президенту Российской Федерации по вопросам, закреплённым за ним Конституцией Российской Федерации, либо в соответствии с законодательными актами Российской Федерации относятся, например, министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Федеральная пограничная служба Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и др.

Таким образом, Президенту Российской Федерации напрямую подчинены в основном органы, представляющие атрибуты государства как политической организации, обладающей аппаратом принуждения.

Однако характер конституционных полномочий Президента таков, что в силу необходимости их осуществления в сфере его ведения оказываются другие федеральные органы исполнительной власти. Не оговорены также ограничения для законодательного решения этого вопроса. Формальность проступает особенно ярко при понимании того, что Президент Российской Федерации назначает и освобождает от должности руководителей этих органов.

Проблема в другом: прямое подчинение федеральных органов исполнительной власти Президенту Российской Федерации ограничивает полномочия Правительства Российской Федерации по руководству соответствующими органами, ослабляет его влияние на них и контроль их деятельности.

Руководители федеральных органов (министерств и др.) обладают рядом однородных полномочий в решении определённых вопросов. Они утверждают структуру и штатное расписание центрального аппарата данного органа; в пределах предоставленной компетенции назначают и освобождают работников; утверждают положения о структурных подразделениях органа и решают другие вопросы.

Руководители этих органов несут персональную ответственность за выполнение возложенных на возглавляемые ими органы задач и осуществление ими своих функций.

В зависимости от характера функций и полномочий федеральные органы исполнительной власти могут быть сведены с известным допуском условности в следующие группы:

Органы, осуществляющие руководство отраслями, либо их однородными комплексами;

Органы, осуществляющие межотраслевое регулирование и координацию;

Органы контроля и надзора, осуществляющие в пределах предоставленной им компетенции специализированные функции вневедомственного значения;

Органы по определённым общегосударственным социально-экономическим и иным проблемам;

Иные органы, выполняющие специфические по своему характеру функции.

Федеральные органы исполнительной власти функционируют в сфере:

Экономики. Это министерства топлива и энергетики; экономики; сельского хозяйства и продовольствия; природных ресурсов; торговли; Государственный земельный комитет; Федеральная служба лесного хозяйства; Федеральная служба по валютному и экспортному контролю; Федеральный горный и промышленный надзор и др.

Социально-культурной деятельности. Министерства общего и профессионального образования; культуры; науки и технологий; труда и социального развития; здравоохранения; Государственные комитеты по делам молодёжи; по кинематографии; по физической культуре и туризму; по печати; Федеральная служба по телевидению и радиовещанию и др.

Административно-политической деятельности. Министерства обороны; иностранных дел; внутренних дел; юстиции; региональной политики; по делам Содружества Независимых Государств; Федеральная пограничная служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная служба охраны Российской Федерации и др.

В настоящее время нет нормативно-правовых актов, которые бы устанавливали общие основы правового положения федеральных органов исполнительной власти.

Объём и характер их полномочий определяются особенностями порученных им отраслей и сфер деятельности.

Федеральные органы, действующие в экономической и социальной сферах, осуществляют общее руководство соответствующими отраслями.

Как правило, предприятия, учреждения и организации выведены из их прямого административного подчинения по вопросам их основной деятельности. В компетенцию федеральных органов исполнительной власти не входит всестороннее руководство этими объектами.

Главные функции федеральных органов -- анализ состояния, прогнозирование и определение основных направлений развития профильных сфер и отраслей; создание более благоприятных условий для работы соответствующих предприятий, учреждений и организаций, в установленных случаях лицензирование их деятельности; получение и обработка информации по вопросам компетенции данного органа.

Федеральные, в том числе отраслевые, органы лишены права непосредственного распорядительства в отношении предприятий, учреждений и организаций. Свои функции они выполняют путём подготовки проектов решений, принимаемых Президентом или Правительством Российской Федерации, а также издания собственных нормативно-правовых актов. По строго определённым вопросам, требующим безотлагательного решения, отдельные Министерства наделяются распорядительными полномочиями. Например, Министерство путей сообщения по вопросам обеспечения безопасности движения; Министерство по атомной энергии -- по вопросам, связанным с обеспечением эксплуатации соответствующих объектов и др.

Однако распорядительство во всех случаях исключает вмешательство федеральных органов, действующих в экономической и социальной сферах, в производственную и хозяйственно-финансовую деятельность предприятий, учреждений и организаций.

Министерства, государственные комитеты и ведомства, замкнутые на административно-политической деятельности, в большинстве своём наделены более широкими полномочиями в области оперативного распорядительства. Это объясняется тем, что их функционирование подчинено задаче обеспечения обороны страны, государственной и общественной безопасности, правоохранительной деятельности. Хотя и не все. Своеобразие функций Министерства иностранных дел, Министерства юстиции предопределяет общий характер их деятельности. Оперативные связи Министерства иностранных дел Российской Федерации с учреждениями, находящимися за рубежом (посольствами, консульствами) нетождественно административному распорядительству, хотя и оно при этом не исключается.

Межотраслевые органы федеральной исполнительной власти имеют неодинаковый статус. Одни из них осуществляют функции нормативно-координационного характера; разрабатывают и часто самостоятельно принимают нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение исполнения законов, указов Президента и Правительства Российской Федерации. При этом они не обладают правом применения административных принудительных мер, связанных с осуществлением возложенных на них функций.

Другая группа органов, наряду с аналогичными полномочиями в области нормотворчества, наделена широкими административными полномочиями по применению мер административного принуждения. В большинстве своём это органы, на которых возложены контрольно-надзорные функции. К ним следует отнести прежде всего Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности и др.

Следует иметь в виду, что федеральные органы исполнительной власти, ориентированные на осуществление общего руководства, могут быть наделены также полномочиями в области решения конкретных вопросов деятельности предприятий, учреждений и организаций. Это бывает связано с значимостью таких вопросов и спецификой функции того или иного органа. Например, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет регистрацию общественных объединений Российской Федерации; Министерство транспорта Российской Федерации выдаёт лицензии на внешние перевозки автотранспортом и т.д.

Основы правового статуса таких органов нередко определяются законами, Указами Президента Российской Федерации, в соответствии с которыми утверждаются положения о каждом из них.

V. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Что представляет собой действующая система органов исполнительной власти в субъектах РФ, формируемая ими самостоятельно?

Дать однозначный ответ на этот вопрос не представляется возможным, прежде всего в силу того, что слишком разнохарактерны 89 субъектов РФ.

Нельзя также забывать при этом, что сама государственно-правовая природа субъектов РФ весьма различна. С одной стороны, республики, вошедшие в состав РФ со своими конституциями и вытекающими отсюда особенностями организации исполнительной власти; с другой стороны - края и области, т.е. типично административно-территориальные единицы, живущие по собственным уставам; с третьей стороны - автономные образования (область и округа) как форма государственного определения малых народов; в-четвёртых, города федерального значения (г. Москва и г. Санкт-Петербург), в ряде случаев превосходящие по своему потенциалу все иные образования в отдельности, а иногда и вместе взятые.

В силу этого в настоящее время приходится учитывать существенные различия в организованных системах органов исполнительной власти на соответствующих уровнях Российской Федерации.

1. Органы исполнительной власти в республиках, входящих в состав РФ (их 21). Они имеют много общего, одновременно выражая известную специфику, оказывающую определённое влияние на те звенья системы органов государственной власти республик, которые олицетворять исполнительную власть. При этом обнаруживаются следующие варианты:

a) Президентская республика (ст.25 Степного уложения (Основного закона) Республики Калмыкия; ст.65 Конституция Республики Саха (Якутия) - Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в республике). В ряде случаев роль Президента характеризуется значительно шире. Так, Президент Республики Бурятия одновременно является Главой Республики, её исполнительной власти и Председателем республиканского Правительства (ст.69 Конституции Республики Бурятия); Президент Кабардино-Балкарской Республики является главой государства и исполнительной власти (ст.73 Конституции Кабардино-Балкарской Республики). Иногда исполнительную власть осуществляет Глава Республики и возглавляемое им Правительство (ст. 80 Конституции Республики Коми); фактически он выполняет президентские функции, возглавляя систему органов государственного управления республики

Главой государства признаётся и Президент республики Татарстан, но он также возглавляет систему органов государственного управления республики и направляет деятельность местных администраций (ст. 106, 111 Конституции Республики Татарстан). Президент Республики Марий Эл является главой государства и высшим должностным лицом в системе исполнительной власти.

b) Республика, в которой главой исполнительной власти признаётся Правительство. Наиболее характерна в этом смысле Республика Хакасия. Её Конституция не предусматривает пост Президента республики; исполнительную власть в ней осуществляют Председатель Правительства Республики, возглавляемое им Правительство (ст.88 Конституции Республики Хакасия). Впрочем, высшим органом исполнительной власти в Республики Мордовия (Президента здесь сейчас нет) также является её Правительство (ст.93 Конституции Республики Мордовия). Аналогичная картина наблюдается в Республике Ингушетия, где Президент Республики - только глава государства, а Правительство осуществляет исполнительную власть (ст.48 Конституции Республики Ингушетия). Наконец, главой исполнительной власти и высшим должностным лицом Республики Карелия является избираемый всем населением Председатель Правительства (ст.64 Конституции Республики Карелия).

c) Республика, в которой исполнительная власть принадлежит особому органу государственной власти. В этом отношении показательна Республика Дагестан, в соответствии со ст.87 Конституции которой возглавляет исполнительная власть и обеспечивает взаимодействие органов государственной власти республики Государственный Совет Республики Дагестан.

Независимо от того, кто реально возглавляет исполнительную власть в данной республике (президент, правительство и т.п.), её исполнительно-распорядительная суть выражается достаточно определённо.

Так, Президент Республики Татарстан, возглавляя систему органов государственного управления Республики, представляет Государственному Совету Республики на утверждение кандидатуру на пост премьер-министра Республики; по согласованию с Государственным Советом формирует Кабине Министров республики, вносит в его состав изменения, освобождает от должности премьер-министра и членов Кабинета Министров; представляет Государственному Совету предложения об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов; отменяет постановления и распоряжения Кабинета Министров; издаёт указы и распоряжения (ст.111 - 112 Конституции Республики Татарстан).

Президенты республик вправе утверждать структуру правительств, председательствовать на их заседаниях (см. ст.83 Конституции Республики Северная Осетия-Алания); устанавливать структуру органов исполнительной власти республики (см. ст.79 Конституции Республики Марий Эл); возглавлять Правительство Республики (см. ст. 73 Конституции Республики Тыва) и т.п. Практически действия высших должностных лиц республик осуществляются на основаниях, аналогичным тем, которыми руководствуется в подобных случаях Президент РФ.

Конституции Республик, входящих в состав Российской Федерации, достаточно подробно регламентируют все основные стороны организации деятельности республиканских правительств (кабинетов министров). Некоторые различия наблюдаются лишь в тех случаях, когда правительство существует наряду с президентом либо действует в качестве единственного республиканского органа исполнительной власти.

Характерной чертой республиканских правительств является то, что они осуществляют исполнительную власть в республике по руководством Президента Республики, являющегося одновременно его Председателем (ст.92 Конституции Республики Бурятия), либо являются исполнительным и распорядительным органом государственной власти, лишь формируемый Президентом Республики (ст.67 Конституции Республики Ингушетия), либо исполнительным органом государственной власти, подотчётным Президенту Республики (ст.110 Конституции Кабардино-Балкарской Республики), либо высшим органом исполнительной власти (ст.93 Конституции Республики Мордовия). Только Республика Калмыкия не имеет своего исполнительного органа государственной власти.

В республиках, где не действует институт президентской власти (Дагестан, Карелия, Хакасия), роль республиканских правительств достаточно высока. Но и здесь имеются определённые различия. Так, в Республике Дагестан, где исполнительную власть возглавляет Государственный Совет Республики, Правительство образуется им в составе Председателя Правительства, его заместителей и министров; имеется возможность введения в состав Правительства по предложению Государственного Совета руководителей других республиканских органов управления (ст.103 Конституции Республики Дагестан). Правительство осуществляет управление республиканской собственностью, участвует в управлении совместно с Российской Федерацией собственностью; объединяет и направляет деятельность министерств, других органов исполнительной власти; образует в случае необходимости комитеты, управления и другие ведомства Правительства по вопросам экономического и социально-культурного управления; издаёт постановления и распоряжения.

Исполнительно-распорядительные функции в Республике Карелия осуществляются главой исполнительной власти (т.е. Председателем Правительства) и органами государственного управления (министерствами, государственными комитетами и другими ведомствами, должностными лицами). Председатель Правительства представляет на утверждение Законодательного Собрания Республики структуру исполнительной власти республики, назначает руководителей республиканских органов государственного управления, освобождает от должности руководителей и других должностных лиц республиканских органов государственного управления; формирует из числа руководителей республиканских органов государственного управления Правительство Республики и определяет порядок его деятельности; издаёт постановления и распоряжения (ст. 63, 68 Конституции Республики Карелия).

В Республике Хакасия исполнительную власть осуществляет Председатель Правительства, возглавляемое им Правительство, органы исполнительной власти районов и городов республиканского значения (ст. 88 Конституции Республики Хакасия). Правительство является коллегиальным органом и работает в составе Председателя, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов.

Следует добавить, что, как правило, в республиканских конституциях фиксируется право соответствующих правительств отменять акты министерств, государственных комитетов, других подведомственных правительству органов, а также распоряжения органов местной власти и управления (см., например, ст.71 Конституции Республики Ингушетия). Подчёркивается также, что правительство правомочно решать все вопросы государственного управления, отнесённые к ведению данной Республики, поскольку они не входят в компетенцию Парламента или Президента Республики (см., например, ст. 113 Конституции Кабардино-Балкарской Республики).

Что касается состава республиканских правительств, то он принципиально разнообразен - министры, председатели государственных комитетов и руководители республиканских ведомств, образуемых соответствующими правительствами.

Установлено, что руководители министерств, государственных комитетов и других республиканских органов государственного управления несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления (см., например, ст.75 Конституции Республики Карелия); что министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления руководят соответствующими отраслями или осуществляют межотраслевое управление (ст.96 Конституции Республики Бурятия). Перечень министерств, государственных комитетов и иных центральных органов государственного управления, а также их полномочия определяются республиканскими законами (ст.117 Конституции Кабардино-Балкарской Республики). В некоторых случаях предусматривается образование Президиума Правительства республики в качестве его постоянно действующего органа (ст.97 Конституции Республики Мордовия).

В республиках чаще всего функционируют стабильные, т.е. традиционно создаваемые как на уровне Российской Федерации, так и на уровне её национально-государственных субъектов исполнительные органы. Это, например, министерства внутренних дел, юстиции, культуры, здравоохранения, образования, социальной защиты населения, сельского хозяйства, охраны природных ресурсов и т.п.

2. Органы исполнительной власти в территориальных субъектах РФ. Здесь органом исполнительной власти признаётся администрация края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Это обобщённое наименование имеет нередко различные конкретные формы своего выражения. Так, в соответствии с Уставом (Основным Законом) Ставропольского края исполнительную власть в крае осуществляют губернатор и возглавляемое им правительство края (ст.8); в Иркутской области - губернатор и возглавляемая им администрация области (ст.4); в Пермской области - губернатор, который возглавляет администрацию области и руководит на принципах единоначалия и личной ответственности (ст.10); в Курганской области - администрация (правительство) и исполнительно-распорядительные органы районов, городов Кургана и Шадринска (ст.78). При этом высшим должностным лицом области является глава (губернатор), олицетворяющий единство всех ветвей власти, т.е. не выступающий в роли главы областной администрации.

В то же время губернатор Ленинградской области возглавляет систему исполнительной власти, является её главой. Одновременно исполнительным органом государственной власти области является и областное правительство (ст.24). В Липецкой области исполнительным органом государственного управления является областная администрация, возглавляемая главой администрации (ст.10); в Новгородской области - глава администрации области, администрация области, а также образуемые ими органы (ст.4). В автономных округах исполнительную власть осуществляют либо главы администраций (например, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе), либо губернаторы и правительства (в Ханты-Мансийском автономном округе).

Тем не менее, в собирательном плане речь идёт именно об администрации и о её главе. Президентом РФ 3 октября 1994 г. было утверждено специальное Положение о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ. В этом документе именно глава администрации характеризуется в качестве высшего должностного лица, руководящего соответствующими органами исполнительной власти. Глава администрации подчиняется Президенту РФ и правительству РФ по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и её субъектов.

Глава администрации представляет интересы края, области и т.д. в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти, а также в отношениях с другими субъектами РФ. Он может вступать в отношения с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств и подписывать необходимые документы. В числе полномочий главы администрации: разработка и представление на утверждение законодательного органа края, области и т.д. бюджета и обеспечение его исполнения; формирование органов исполнительной власти края, области и т.д.; назначение на должность и освобождение от должности глав администраций городов и районов, а также решение вопросов о применении к ним мер дисциплинарной ответственности; решение вопросов о представительстве органов исполнительной власти края, области и т.д. при Президенте РФ, Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти и органах власти других субъектов РФ. По вопросам своей компетенции глава администрации принимает постановления и распоряжения.

В Уставах конкретных субъектов РФ правовой статус глав администраций получает более конкретное и детальной закрепление, не выходя, однако, за установленные Президентом границы их полномочий. В частности, речь может идти, например, об утверждении структуры и штатов органов исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований на эти цели; о согласовании назначения руководителей территориальных подразделений федеральных органов управления; о представлении органа исполнительной власти в Совете Федерации Федерального Собрания РФ лично либо через назначенного представителя; о распоряжении средствами фонда главы администрации; о внесении на рассмотрение представительных органов власти проектов нормативных правовых актов; об осуществлении функций распорядителя кредиторов при исполнении местного бюджета; об организации взимания налогов и сборов; об осуществлении внешнеэкономической деятельности и т.п.

В целях усиления координации деятельности министерств и ведомств РФ, администраций краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Правительство Российской Федерации ещё в 1993 г. предложило примерную структуру органов краевой, областной администрации. В частности, перечень таких органов предполагал образование управлений (юстиции, внутренних дел, финансовое, по вопросам инвестиций, сельского хозяйства), комитетов (например, по архитектуре и строительству, по управлению государственным имуществом, по поддержке предпринимательства, по культуре, по здравоохранению и т.п.).

3. Определённые особенности имеет организация исполнительной власти в г. Москве. В соответствии с Уставом - Основным Законом г. Москвы (1995) исполнительным органом городского самоуправления и исполнительным органом государственной власти является Московская городская администрация (городская администрация или мэрия). Деятельностью мэрии руководит избираемый жителями Москвы мэр Москвы, являющийся высшим должностным лицом города и главой городской администрации. В структуру городской администрации входят коллегиальный орган исполнительной власти - правительство Москвы, управление делами мэрии, отраслевые и функциональные органы городской администрации, префекты административных округов, а также иные органы, создаваемые мэром. Отраслевые органы городской администрации могу распоряжениями мэра объединяться в комплексы городского управления. Городская администрация как исполнительный орган самоуправления имеет территориальные отделения в районах города - районные управления.

Таким образом, для администрации г. Москвы установлен двойной статус: она является как органом государственной власти субъекта РФ, так и органом местного самоуправления. В последнем случае глава управы возглавляет администрацию муниципального района.

Устав Москвы детально регламентирует компетенцию мэра и вице-мэра, выполняющего поручения мэра города. Мэр устанавливает и изменяет структуру городской администрации, определяет компетенцию её органов, назначает руководителей органов городской администрации и освобождает их от должности, применяет к должностным лицам городской администрации меры поощрения и дисциплинарной ответственности, назначает руководителей предприятий, учреждений и организаций городского подчинения, издаёт по вопросам своей компетенции распоряжения.

Правительство Москвы рассматривает наиболее важные вопросы жизни города и управления городским хозяйством, вносимые мэром. В составе правительства: премьер, его первые заместители и заместители, управляющий делами мэрии Москвы, министры правительства Москвы из числа руководителей отраслевых, функциональных органов городской администрации, префекты административных округов. Премьером правительства является мэр Москвы или, по его решению, вице-мэр, а также иное лицо, назначенное мэром и утверждённое в должности постановлением Московской городской Думы. Заместители премьера назначаются и освобождаются от должности мэром, который также распределяет обязанности между членами правительства. Правительство издаёт постановления, а премьер вправе издавать распоряжения.

Отраслевые и функциональные органы городской администрации - департаменты - осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определённых отраслях и сферах управления городом. Их руководители назначаются мэром и издают по вопросам своей компетенции приказы, обязательные для исполнения всеми подразделениями и служащими департамента. Положения о департаментах утверждаются мэром.

Префекты административных округов - должностные лица городской администрации, осуществляющие в пределах своих полномочий исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории соответствующих округов. Назначаются они мэром или издают распоряжения.

Должностными лицами городской администрации являются: мэр, члены правительства, руководители органов городской администрации и их заместители, а также другие служащие администрации согласно номенклатурному перечню, утверждённому мэром, наделённые административно-распорядительными полномочиями.

Управление и распоряжение объектами собственности Москвы. Их реконструкция, реставрация и строительство, изыскание необходимых инвестиций, предоставление зданий и сооружений в аренду федеральным органам государственной власти, установление ставок арендной платы; управление и распоряжение земельными участками. Сбор земельных платежей и взыскание штрафов за нарушение земельного законодательства, очистка и рекультивация земель, зонирование территории Москвы, градостроительные планы, контроль за использованием и охраной земель осуществляются городской администрацией.

Районная управа обеспечивает решение вопросов местного значения, а также руководство хозяйственными и социальными службами района, включая контроль за деятельностью предприятий, учреждений и организаций на территории района (торговли, общественного питания, бытового обслуживания) независимо от форм собственности.

Своеобразна форма организации исполнительной власти в г. Санкт-Петербурге. В данном случае при сохранении основных позиций, относящихся к общей характеристике администраций и их глав в субъектах РФ, обращает на себя внимание лишь тот факт, что главой исполнительной власти этого города федерального значения является губернатор, возглавляющий одновременно и правительство города.