Что такое Римский статут? Почему Россия отказалась от Римского статута? Международный уголовный суд

    Государства участники МУС (ратифицировавшие зелёного цвета, подписавшие, но не ратифицировавшие жёлтого) по состоянию на 1 октября 2009 года Римский статут … Википедия

    День международного правосудия - отмечается в честь принятия Римского статута Международного уголовного суда 17 июля 1998 года. Римский статут основополагающий документ Международного уголовного суда. Работа над ним шла с 9 декабря 1948 года, когда Генеральная Ассамблея ООН… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Оригинальный документ. Женевские конвенции ряд международных соглашений, заключенных на конференциях в Женеве (Швейцария). Жен … Википедия

    Два монаха демонстрируют орудия пыток представителю испанской инквизиции. Около 1700 Пытка причинение мучений с целью получения информации либо показаний. Пытка является разновидностью истязаний. Истязание есть любая процедура, причиняющая… … Википедия

    На 1 й и 2 й мирных конференциях в Гааге в 1899 и 1907 годах приняты международные конвенции о законах и обычаях войны, включённые в комплекс норм международного гуманитарного права. Содержание 1 1 я Гаагская конференция 1899 года 2 2 я Гаагс … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Апартеид (значения). Часть серии статей о дискриминации Основные формы … Википедия

    Запрещающая пытки при любых обстоятельствах, запрещающая выдачу лиц в страны, где для них существует серьёзная угроза пыток, и устанавливающая обязанность уголовного преследования за пытки конвенция ООН, принятая в 1984 году и вступившая в силу в … Википедия

    Конституционн … Википедия

    Государства участники выделены тёмно зелёным Международный пакт о гражданских и политических правах пакт Организации Объединённых Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека. Принят 16 декабря … Википедия

    Принудительная стерилизация государственная программа, которая принуждает людей пройти хирургическую или химическую стерилизацию. В первой половине XX века такие программы были начаты в некоторых странах мира, как правило, в рамках… … Википедия

    Государства участники МУС (ратифицировавшие зелёного цвета, подписавшие, но не ратифицировавшие жёлтого) по состоянию на 1 октября 2009 года Римский статут … Википедия

    День международного правосудия - отмечается в честь принятия Римского статута Международного уголовного суда 17 июля 1998 года. Римский статут основополагающий документ Международного уголовного суда. Работа над ним шла с 9 декабря 1948 года, когда Генеральная Ассамблея ООН… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Женевские конвенции - Оригинальный документ. Женевские конвенции ряд международных соглашений, заключенных на конференциях в Женеве (Швейцария). Жен … Википедия

    Пытки - Два монаха демонстрируют орудия пыток представителю испанской инквизиции. Около 1700 Пытка причинение мучений с целью получения информации либо показаний. Пытка является разновидностью истязаний. Истязание есть любая процедура, причиняющая… … Википедия

    Гаагские конвенции и декларации (1899 и 1907) - На 1 й и 2 й мирных конференциях в Гааге в 1899 и 1907 годах приняты международные конвенции о законах и обычаях войны, включённые в комплекс норм международного гуманитарного права. Содержание 1 1 я Гаагская конференция 1899 года 2 2 я Гаагс … Википедия

    Апартеид - У этого термина существуют и другие значения, см. Апартеид (значения). Часть серии статей о дискриминации Основные формы … Википедия

    Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания - запрещающая пытки при любых обстоятельствах, запрещающая выдачу лиц в страны, где для них существует серьёзная угроза пыток, и устанавливающая обязанность уголовного преследования за пытки конвенция ООН, принятая в 1984 году и вступившая в силу в … Википедия

    Депортация - Конституционн … Википедия

    Международный пакт о гражданских и политических правах - Государства участники выделены тёмно зелёным Международный пакт о гражданских и политических правах пакт Организации Объединённых Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека. Принят 16 декабря … Википедия

    Принудительная стерилизация - Принудительная стерилизация государственная программа, которая принуждает людей пройти хирургическую или химическую стерилизацию. В первой половине XX века такие программы были начаты в некоторых странах мира, как правило, в рамках… … Википедия

Россия отказалась от ратификации Римского статута Международного уголовного суда в Гааге, которую ждали 16 лет. За два дня до этого офис прокурора МУС опубликовал отчет о предварительном расследовании событий на Украине. Документ констатирует существование вооруженного конфликта между Россией и Украиной и фиксирует многочисленные преступления, совершенные в Крыму и на востоке Украины с конца февраля 2014 года. Если бы Россия признавала юрисдикцию Международного суда, после окончания расследования россиянам могли предъявить обвинения. Но теперь это невозможно.

Офис прокурора Международного уголовного суда в Гааге 14 ноября опубликовал материалы предварительного расследования по событиям на Украине с 21 ноября 2013. Проанализировав события на Майдане, в Крыму и на востоке Украины, прокурор приходит к выводу, что «ситуация на территории Крыма и Севастополя равнозначна международному вооруженному конфликту между Украиной и Российской Федерацией».

Это первый раз, когда международная юридическая инстанция трактует события на Украине как военное столкновение между двумя государствами.

Через два дня, 16 ноября, Владимир Путин подписал распоряжение «О намерении Российской Федерации не стать участником Римского статута Международного уголовного суда».

Документ

Это решение прокомментировал российский МИД: «К сожалению, Суд не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым, авторитетным органом международного правосудия», — гласит заявление на сайте МИДа. Особо в документе отмечается недовольство России по поводу расследования МУС событий в Южной Осетии в августе 2008 года и замечание, что африканские страны уже выходят из Римского статута.

Под юрисдикцию Международного уголовного суда (МУС) подпадают преступления, совершенные на территории стран-участниц Римского статута, учредившего МУС в 1998 году, либо их гражданами.

Россия подписала статут в 2000 году, но так и не ратифицировала его. Украина сделал заявление о разовом признании юрисдикции МУС с 21 ноября 2013 по 22 февраля 2014 года, а в 2015 году продлила это положение на неопределенный срок, поэтому потенциально под юрисдикцию МУС могут подпадать любые лица, участвовавшие в событиях на Украине с обеих сторон.

Дмитрий Матвеев, директор Центра правового регулирования межгосударственных отношений РАНХиГС, считает, что после отказа от ратификации МУС не может вести в отношении России никаких расследований.

«Если государство подписывает статут и дальше идет период ожидания ратификации, то даже в период ожидания в отношении этого государства могут предприниматься какие-то действия. Как в случае ЮКОСа признали Энергетическую хартию применимой, хотя она еще не была ратифицирована. Но с сегодняшнего дня понятно, что Россия не будет ратифицировать статут, поэтому никаких последствий этого расследования для России не будет», — говорит Матвеев.

В чем суть документа, опубликованного на сайте Международного уголовного суда? Сам по себе он не является судебным актом и не выдвигает обвинений. Но, проведя предварительное расследование, прокурор может обратиться в палату предварительного производства, состоящую из трех судей, и получить санкцию на открытие официального расследования.

Если в процессе конкретным людям будут предъявлены обвинения в военных преступлениях или преступлениях против человечности, прокурор сможет сделать запрос на их экстрадицию, чтобы они предстали перед судом.

По словам адвоката Каринны Москаленко, трудно представить, что МУС теперь сможет предъявить какие-либо обвинения россиянам. До сегодняшнего дня Россия и ее граждане находились в переходном состоянии: «В таком случае юрисдикции формально нет, но конвенция о праве международных договоров звучит так, что если мы уже подписали конвенцию, то мы ее признаем и уже находимся в зоне ее действия, — замечает Москаленко. — В ситуации с Южной Осетией представители МУС заявили, что если конфликт происходит между двумя странами, одна из которых признает его юрисдикцию, а другая нет, то такое дело может рассматриваться в Суде. По-видимому, российские власти почувствовали возможность негативного результата и поспешили такой шаг (отказ от ратификации — А.Б. ) совершить», — говорит адвокат.

Согласно предварительному расследованию, на территории Украины совершалось множество преступлений и массово нарушались права человека. Среди этих преступлений, например, притеснения крымских татар: после присоединения Крыма около 19 тысяч человек в регионе стали вынужденными переселенцами, большая часть которых — крымские татары. Они подвергались похищениям: всего с марта 2014 года, по данным прокурора, в Крыму пропало как минимум десять человек.

Кроме того, на полуострове зафиксированы жестокое обращение с арестованными, незаконные аресты, принуждение к военной службе.

«Поступили сообщения о переезде ряда молодых людей на основную часть Украины с целью избежания принудительного призыва в армию де-факто органами власти», — гласит документ.

Что касается восточной Украины, прокурор предполагает такие преступления, как массовые убийства, разрушение гражданских объектов, незаконные аресты, похищения, пытки, сексуальное насилие.

Там, по мнению прокурора, можно говорить о наличии одновременно вооруженного конфликта немеждународного характера между армией Украины и повстанцами, а также, в отдельных случаях, столкновений между Россией и Украиной (вооруженные обстрелы территорий двух государств, аресты Украиной российских военнослужащих и наоборот).

Офис прокурора проверяет заявления о том, что Россия осуществляла полный контроль над вооруженными формированиями в восточной Украине, что потенциально может привести к выводу о квалификации вооруженного конфликта как международного в целом (между Россией и Украиной).

В любом случае, процесс — от предварительного расследования до предъявления обвинения и выдачи ордеров на арест — может занять годы. Основной эффект отчета, который выпустил офис прокурора — это юридическое признание последним вооруженного конфликта между Россией и Украиной в Крыму и — потенциально — на востоке Украины.

В докладе не затрагиваются события в других частях Украины, кроме Крыма и восточных областей, но в будущем могут быть сформулированы обвинения и по событиям на Майдане, гласит доклад: «Канцелярией прокурора установлено, что, хотя акты насилия, предположительно совершенные органами власти Украины между 30 ноября 2013 г. и 20 февраля 2014 г., могли бы рассматриваться как "нападение на представителей мирного населения" в соответствии со статьей 7(2)(а) Статута, имеющиеся сведения не представляют собой достаточное основание предполагать, что нападения были систематическими и широко распространенными в соответствии с условиями статьи 7 Статута. Тем не менее, Канцелярией прокурора отмечено, что в рамках событий на Майдане Независимости имели место случаи серьезного нарушения прав человека, и выражается готовность пересмотреть предварительный анализ в свете каких-либо новых сведений».

Отказ от лишних обязательств: Россия вышла из юрисдикции МУС Москва решила отказаться от участия в Римском статуте Международного уголовного суда (МУС). Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков пояснил, что это объясняется национальными интересами России.

Работа над ним шла с 9 декабря 1948 года, когда Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций утвердила Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него и предложила Комиссии международного права "рассмотреть вопрос о желательности и возможности создания международного юридического органа, на который возлагается рассмотрение дел лиц, обвиняемых в совершении преступления геноцида".

Согласно Римскому статуту, Международный уголовный суд (МУС) является постоянно действующим международным судебным органом, "уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества".

Юрисдикция МУС носит комплиментарный характер: он берет дело в свое производство только, если какое либо государство не хочет или не может судить лицо, подозреваемое в серьезных нарушениях международного гуманитарного права.
МУС является самостоятельным по отношению к ООН международным органом.

В составе Международного уголовного суда 18 судей, избираемых на заседании Ассамблеи государств-участников Статута.

Государства-участники при отборе судей учитывают необходимость обеспечения в составе Суда: представительства основных правовых систем мира; справедливого географического представительства и справедливого представительства судей женского и мужского пола. В составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства.

Суд состоит из следующих органов: президиум; апелляционное отделение, судебное отделение и отделение предварительного производства; канцелярия прокурора; секретариат.

Судья занимает свою должность в течение девяти лет без права переизбрания.

В состав президиума МУС входят председатель, первый и второй вице-председатели, которые избираются абсолютным большинством голосов судей.

Они выполняют свои функции в течение трехлетнего срока или до завершения срока их полномочий в качестве судей, в зависимости от того, какой из этих сроков истекает ранее. Они могут быть переизбраны один раз.

В настоящее время пост председателя МУС занимает Сильвия Фернандес де Гурменди (Аргентина).

Апелляционное отделение МУС состоит из председателя и еще четырех судей, Судебное отделение — не менее чем из шести судей и Отделение предварительного производства — не менее чем из шести судей.

Канцелярия прокурора действует независимо как отдельный орган Суда. Канцелярия возглавляется прокурором, у которого один или несколько заместителей. Прокурор избирается путем тайного голосования абсолютным большинством голосов членов Ассамблеи государств-участников. Заместители прокурора избираются в таком же порядке из списка кандидатур, представленного прокурором.
В настоящее время прокурором МУС является Фату Бенсуда (Гамбия).

Секретариат отвечает за несудебные аспекты управления делами и обслуживания МУС.

Местопребыванием МУС является город Гаага (Нидерланды), но, если суд сочтет нужным, он может заседать в любых других местах.
Международный уголовный суд может осуществлять свои функции и полномочия на территории любого государства, ратифицировавшего Римский статут, и, по специальному соглашению, на территории любого другого государства.

По состоянию на ноябрь 2016 года участниками Римского статута Международного уголовного суда являются 124 государства . Из них 34 - африканские государства, 19 находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 18 - в Восточной Европе, 28 - страны Латинской Америки и Карибского бассейна, 25 - страны Западной Европы и других регионов.

Российская Федерация подписала Римский статут , однако до сих пор его не ратифицировала и государством-участником Международного уголовного суда не являлась.

16 ноября 2016 года президент Владимир Путин подписал распоряжение " ", что означает отзыв Россией подписи под этим документом.

17 июля 1998 AD в Риме был принят Статут Международного уголовного суда (Римский Статут) - универсальный договор, содержащий развернутый перечень деяний, которые квалифицируются в качестве военных преступлений (вступил в силу в 2002 AD, РФ и США, Индия и Китай не участвуют)

Международный уголовный суд является постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества, указанные в настоящем Статуте, и дополняет национальные системы уголовного правосудия.

Почему же создание суда и ратификация Римского Статута оказались необходимы и приемлемы для 105 государств мира и проблематичны для тех, кто еще не участвует в его работе?

Якобы жизненной (биологической) потребности обратиться за помощью к мировому сообществу и к международному уголовному правосудию у РФ нет.

Так ли это?

В РФ уже практически исчезло государство, оно приватизировано и превратилось в клановую корпорацию.

Военные преступления в одних случаях могут квалифицироваться как международные преступления (совершенные деяния связаны с преступной деятельностью государства), а в других - как преступления международного характера

К числу последних относятся единичные, случайные преступления, совершенные в районе военных действий индивидами из корыстных и иных личных побуждений (грабёж, убийство, насилие над населением на оккупированной территории etc.).

Они не связаны с государством и представляют собой т. н. "эксцессы исполнителей".

Дела о таких преступлениях подсудны не международным военным трибуналам, а военным судам .

Отдельные составы военных преступлений закреплены в ст. 356 УК РФ "Применение запрещенных средств и методов ведения войны " (гл. 34 "Преступления против мира и безопасности человечества ")

Партизаны -по международному праву лица, добровольно сражающиеся в составе вооруженных организованных партизанских сил на территории, занятой противником (контролируемой реакционным режимом) за свободу и независимость своей родины.

1. Суд обладает юрисдикцией в отношении военных преступлений, в частности когда они совершены в рамках плана или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений.

2. Для целей настоящего Статута военные преступления означают:

а) серьезные нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, а именно любое из следующих деяний против лиц или имущества, охраняемых согласно положениям соответствующей Женевской конвенции:

I) умышленное убийство;

II) пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;

III) умышленное причинение сильных страданий или серьезных телесных повреждений или ущерба здоровью;

IV) незаконное, бессмысленное и крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью;

V) принуждение военнопленного или другого охраняемого лица к службе в вооруженных силах неприятельской державы;

VI) умышленное лишение военнопленного или другого охраняемого лица права на справедливое и нормальное судопроизводство;

VII) незаконная депортация или перемещение или незаконное лишение свободы;

VIII) взятие заложников;

b) другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооруженных конфликтах в установленных рамках международного права, а именно любое из следующих деяний:

I) умышленные нападения на гражданское население как таковое или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;

II) умышленные нападения на гражданские объекты, т.е. объекты, которые не являются военными целями;

III) умышленное нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, пока они имеют право на защиту, которой пользуются гражданские лица или гражданские объекты по международному праву вооруженных конфликтов;

IV) умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной случайной гибели или увечья гражданских лиц или ущерба гражданским объектам или обширного, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей природной среде, который будет явно несоизмерим с конкретным и непосредственно ожидаемым общим военным превосходством;

V) нападение на незащищенные и не являющиеся военными целями города, деревни, жилища или здания или их обстрел с применением каких бы то ни было средств;

VI) убийство или ранение комбатанта, который, сложив оружие или не имея более средств защиты, безоговорочно сдался;

VII) ненадлежащее использование флага парламентера, национального флага или военных знаков различия и формы неприятеля или Организации Объединенных Наций, а также отличительных эмблем, установленных Женевскими конвенциями, приводящее к гибели людей или причинению им серьезных физических увечий;

VIII) перемещение, прямо или косвенно, оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупируемую ею территорию, или депортация или перемещение части населения оккупируемой территории в пределах границ или за пределы этой территории;

IX) умышленное нанесение ударов по зданиям, предназначенным для целей религии, образования, искусства, науки или благотворительности, историческим памятникам, госпиталям и местам сосредоточения больных и раненых, при условии, что они не являются военными целями;

X) причинение лицам, которые находятся под властью противной стороны, физических увечий или совершение над ними медицинских или научных экспериментов любого рода, которые не оправданы необходимостью медицинского, зубоврачебного или больничного лечения соответствующего лица и не осуществляются в его интересах и которые вызывают смерть или серьезно угрожают здоровью такого лица или лиц;

XI) вероломное убийство или ранение лиц, принадлежащих к неприятельской нации или армии;

XII) заявление о том, что пощады не будет;

XIII) уничтожение или захват имущества неприятеля, за исключением случаев, когда такое уничтожение или захват настоятельно диктуются военной необходимостью;

XIV) объявление отмененными, приостановленными или недопустимыми в суде прав и исков граждан противной стороны;

XV) принуждение граждан противной стороны к участию в военных действиях против их собственной страны, даже если они находились на службе воюющей стороны до начала войны;

XVI) разграбление города или населенного пункта, даже если он захвачен штурмом;

XVII) применение яда или отравленного оружия;

XVIII) применение удушающих, ядовитых или других газов и любых аналогичных жидкостей, материалов или средств;

XIX) применение пуль, которые легко разрываются или сплющиваются в теле человека, таких, как оболочечные пули, твердая оболочка которых не покрывает всего сердечника или имеет надрезы;

XX) применение оружия, боеприпасов и техники, а также методов ведения войны такого характера, которые вызывают чрезмерные повреждения или ненужные страдания или которые являются неизбирательными по своей сути в нарушение норм международного права вооруженных конфликтов, при условии, что такое оружие, такие боеприпасы, такая техника и такие методы ведения войны являются предметом всеобъемлющего запрещения и включены в приложение к настоящему Статуту путем поправки согласно соответствующему положению, изложенному в статьях 121 и 123;

XXI) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

XXII) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, как она определена в пункте 2 (f) статьи 7, принудительная стерилизация и любые другие виды сексуального насилия, представляющие собой грубое нарушение Женевских конвенций;

XXIII) использование присутствия гражданского лица или другого охраняемого лица для защиты от военных действий определенных пунктов, районов или вооруженных сил;

XXIV) умышленное нанесение ударов по зданиям, материалам, медицинским учреждениям и транспортным средствам, а также персоналу, использующим в соответствии с международным правом отличительные эмблемы, установленные Женевскими конвенциями;

XXV) умышленное совершение действий, подвергающих гражданское население голоду, в качестве способа ведения войны путем лишения его предметов, необходимых для выживания, включая умышленное создание препятствий для предоставления помощи, как это предусмотрено в Женевских конвенциях;

XXV I) набор или вербовка детей в возрасте до пятнадцати лет в состав национальных вооруженных сил или их использование для активного участия в боевых действиях;

с) в случае вооруженного конфликта немеждународного характера серьезные нарушения статьи 3, общей для четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, а именно: любое из следующих деяний, совершенных в отношении лиц, не принимающих активного участия в военных действиях, включая военнослужащих, сложивших оружие, и лиц, выведенных из строя в результате болезни, ранения, содержания под стражей или по любой другой причине:

I) посягательство на жизнь и личность, в частности убийство в любой форме, причинение увечий, жестокое обращение и пытки;

II) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

III) взятие заложников;

IV) вынесение приговоров и приведение их в исполнение без предварительного судебного разбирательства, проведенного созданным в установленном порядке судом, обеспечивающим соблюдение всех судебных гарантий, которые по всеобщему признанию являются обязательными;

d) пункт 2 (с) применяется к вооруженным конфликтам немеждународного характера и, таким образом, не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения напряженности, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия или иные акты аналогичного характера;

е) другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в вооруженных конфликтах немеждународного характера в установленных рамках международного права, а именно любое из следующих деяний:

I) умышленное нанесение ударов по гражданскому населению как таковому, а также умышленное нападение на отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;

II) умышленное нанесение ударов по зданиям, материалам, медицинским учреждениям и транспортным средствам, а также персоналу, использующим в соответствии с международным правом отличительные эмблемы, предусмотренные Женевскими конвенциями;

III) умышленное нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, пока они имеют право на защиту, которой пользуются гражданские лица или гражданские объекты по праву вооруженных конфликтов;

IV) умышленное нанесение ударов по зданиям, предназначенным для целей религии, образования, искусства, науки или благотворительности, историческим памятникам, госпиталям и местам сосредоточения больных и раненых, при условии, что они не являются военными целями;

V) разграбление города или населенного пункта, даже если он взят штурмом;

VI) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, как она определена в пункте 2 (f) статьи 7, принудительная стерилизация и любые другие виды сексуального насилия, также представляющие собой грубое нарушение статьи 3, общей для четырех Женевских конвенций;

VII) набор или вербовка детей в возрасте до пятнадцати лет в состав вооруженных сил или групп или использование их для активного участия в боевых действиях;

VIII) отдача распоряжений о перемещении гражданского населения по причинам, связанным с конфликтом, если только этого не требуют соображения безопасности соответствующего гражданского населения или настоятельная необходимость военного характера;

IX) вероломное убийство или ранение комбатанта неприятеля;

X) заявление о том, что пощады не будет;

XI) причинение лицам, которые находятся во власти другой стороны в конфликте, физических увечий или совершение над ними медицинских или научных экспериментов любого рода, которые не оправданы необходимостью медицинского, зубоврачебного или больничного лечения соответствующего лица и не осуществляются в его интересах и которые причиняют смерть или серьезно угрожают здоровью такого лица или лиц;

XII) уничтожение или захват имущества неприятеля, за исключением случаев, когда такое уничтожение или захват настоятельно диктуются обстоятельствами конфликта;

f) пункт 2 (e) применяется к вооруженным конфликтам немеждународного характера и, таким образом, не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения напряженности, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия или иные акты аналогичного характера. Он применяется в отношении вооруженных конфликтов, которые имеют место на территории одного из государств-участников, когда идет длительный вооруженный конфликт между правительственными властями и организованными вооруженными группами или между самими такими группами.

3. Ничто в пунктах 2 (с) и (d) не затрагивает ответственности правительства за поддержание или восстановление закона и порядка в государстве или за защиту единства и территориальной целостности государства всеми законными средствами.