Что такое реверсивное движение

Проблема перенасыщения автомобильных дорог движущимися по ним транспортными средствами знакома многим жителям крупных городов. Заторы на дорогах приводят к затруднению передвижения, значительным временным потерям и даже к созданию аварийной обстановки.

С целью стабилизации такой ситуации и для дополнительной разгрузки автомобильных магистралей было введено реверсивное движение. О сущности, преимуществах и правилах его осуществления - далее в статье.

Понятие и особенности

Реверсивное движение - это организация дорожного движения таким образом, что на одной полосе автомобиль может ехать в различных направлениях. Основным признаком реверсивной полосы является возможность изменения направления движения в зависимости от различных дорожных условий.

ВАЖНО! Главная цель ее использования - это загрузка других полос для более быстрого и комфортного передвижения авто. Еще одна ситуация, при которых она может применяться - это проведение ремонта дорожного полотна или устранение последствий ДТП.

Особой популярности эти полосы в России еще не получили, но в рамках эксперимента они введены в некоторых крупных городах. Например, к ним относятся:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Екатеринбург;
  • Новосибирск;
  • Самара.

Регулирование на таких дорогах осуществляется следующими способами:

  • при помощи дорожных знаков;
  • посредством сигналов светофора;
  • дорожной разметкой.

Для правильного передвижения по реверсивным дорогам необходимо соблюдать требования каждой из этих групп.

Специальные знаки

Установка знаков - это основной и наиболее эффективный способ управления движением на реверсивной полосе. Именно знаки имеют первоначальное значение при регулировании движения, разметка и светофор - это уже второстепенные элементы.

В зависимости от ситуации используются следующие обозначения:

  1. Знак 5.8 (белая стрелка на синем фоне, показывающая направление вперед и назад). Он устанавливается в начале каждого перекрестка, а также после его окончания, если дорога с реверсивным движением продолжается и далее.
  2. Знак 5.9 (аналогичный предыдущему, но с перечеркивающей красной чертой по диагонали). Обозначает окончание дороги с возможностью двустороннего движения.
  3. Знак 5.10 (белая стрелка на синем фоне, показывающая направление вправо и влево). Этот знак устанавливается на въездах с прилегающих улиц.

Знак 5.9
Знак 5.10 Знак 5.8

Если возможность двустороннего движения допускается только в определенное время, то вместе с этими знаками могут устанавливаться и таблички с его обозначением. Также может быть вывешена предупреждающая о начале участка с реверсивным движением табличка.

Дорожная разметка

Поскольку знаки обозначают лишь дорогу с реверсивным движением, то для обозначения конкретных полос используется дорожная разметка 1.9 . Она представляет собой двойную прерывистую линию, длина основных частей которой втрое превышает разрыв между ними.

При нанесении дорожной разметки никакие специальные знаки не используются, что является существенным недостатком. В определенных условиях она просто может быть не видна водителям, например:

  • на трассе, которая занесена снегом;
  • в случае частичного или полного стирания разметки.

В этих случаях могут применяться различные знаки, а также сигналы регулировщика. Разметка может быть нанесена:

  • с двух сторон автомобильного потока;
  • с левой стороны дороги.

В последнем случае обязательным является наличие горизонтального светофора, регулирующего движение. На такой полосе направление движения будет меняться в зависимости от того, какой именно сигнал подает светофор. В любом случае при движении нужно обращать внимание не только на наличие разметки, но и на дополнительные сигналы светофора, дорожных знаков или регулировщика.

ВАЖНО! Пересечение данной разметки возможно только в том случае, если она расположена с правой от водителя стороны, а светофор при этом не работает.

Сигналы светофора

Для регулирования движения на дорогах с такими полосами используются особые виды светофоров, которые также носят название реверсивных. В отличие от обычных, сигналы на них устанавливаются не в вертикальной, а в горизонтальной последовательности. В зависимости от ситуации они могут иметь три разных поля:

  1. Красный крестик используется для запрета движения. Если над полосой горит красный сигнал, переезжать на нее запрещается. Если красный крестик загорелся уже после въезда автомобиля на участок дороги, водителю необходимо покинуть его как можно быстрее и перестроиться вправо. То же самое касается ситуаций, когда красный свет горит одновременно с зеленым.
  2. Зеленая стрелка, направленная вниз, обозначает, что движение по участку дороги возможно. То есть на полосу свободно можно въезжать и двигаться по ней.
  3. Желтая стрелка, направленная в нижний правый угол, сигнализирует о необходимости перестраиваться на соседнюю полосу. Также она обозначает переключение направления в ближайшее время.

ВАЖНО! На практике чаще всего используются только два первых вида полей, то есть красное и зеленое.

Тот или иной сигнал, который горит на светофоре, используется для регулирования движения лишь на той полосе, над которой он установлен. Если над реверсивной полосой, расположенной в центре дороги, установлен выключенный светофор, то двигаться по ней запрещено. Если разметка есть только с левой стороны, то отсутствие сигнала говорит о том, что в данный момент эта полоса может использоваться в обычном режиме.

Правила передвижения

Для правильной и эффективной организации реверсивного движения необходимо провести множество исследований, чтобы выявить участки дороги с максимальной нагрузкой. Это могут быть:

  • трассы с односторонним движением;
  • тоннели;
  • дороги, которые сужаются;
  • места, где больше всего нарушений парковки авто и т. д.

Чаще всего дороги с реверсивным движением используются в определенные дни недели (например, в будние дни) или в строго ограниченное время (утром и вечером). Выявление времени, в которое максимально необходимо введение такого движения, также является заданием проводимых исследований.

Использование реверсивной полосы может вызвать определенные проблемы у водителя, поэтому необходимо соблюдать следующие основные правила:

  1. На реверсивную полосу можно заезжать с любого направления. Но съезжать с нее необходимо строго на крайнюю правую полосу.
  2. Запрещается пересекать разметку, которая разделяет противоположные потоки автомобилей, с левой стороны. Такие действия квалифицируются как выезд на встречную полосу, что правилами запрещается.
  3. Проводить опережение допускается лишь в тех случаях, когда это позволяет обстановка на дороге.
  4. Поворачивая на дорогу с реверсивным движением, водителю необходимо занять крайнюю правую полосу. При этом не имеет значения, в какую именно сторону ему нужно ехать - вправо или влево.

В случае несоблюдения этих правил водителя может ожидать штраф или даже лишение прав.

Возможное наказание

В Кодексе об административных правонарушениях не содержится отдельных статей, которые были бы посвящены именно участкам с реверсивным движением. Однако выделяются некоторые похожие ситуации, при которых применение наказания все же возможно:

  1. Игнорирование сигналов светофора. Это нарушение может произойти, например, при выезде на полосу с горящим над ней красным крестиком. В первый раз водителя могут оштрафовать на 5 тыс. руб. или лишить прав на срок от 4 месяцев до полугода. Во второй раз срок лишения прав может составить 1 год.
  2. Объезд препятствия слева, с пересечением разметки и выездом на встречную полосу. Такое нарушение наказывается штрафом в размере от 1 до 1,5 тыс. руб.
  3. Неправильное размещение ТС во время пересечения перекрестков в разных направлениях. Штраф в этом случае составляет 1,5 тыс. руб.

Каждое из перечисленных наказаний предусмотрено ст. 12.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ .

Стоит учесть, что в случае фиксации нарушения камерой (что и происходит чаще всего) применять самую строгую меру (то есть лишение прав) инспекторы ГИБДД не могут.

Преимущества и недостатки

У реверсивного движения как способа управления транспортными потоками есть как сторонники, так и противники. Это связано с тем, что данный способ одновременно имеет преимущества и недостатки. К преимуществам относятся:

  • обеспечение равномерной нагрузки на дорожное полотно;
  • отсутствие необходимости строить новые дороги для автомобилей;
  • серьезная разгрузка главных магистралей города и избежание пробок;
  • обеспечение постоянного и бесперебойного передвижения по автомобильным дорогам.

Недостатками являются:

  • повышенный риск аварий и ДТП;
  • требование от водителей большей концентрации на дороге, чем в обычных условиях;
  • невысокая эффективность (как в экономии времени, так и при разгрузке дороги).

ВАЖНО! Интересен тот факт, что подобный негативный опыт от использования реверсивного движения носит исключительно отечественный характер. То есть проблемы возникают лишь в России и некоторых постсоветских странах, западные государства имеют в основном лишь положительный результат от использования таких полос.

Стоит помнить, что на дорогах с предусмотренными для движения реверсивными полосами почти всегда размещаются средства фото- и видеофиксации. Поэтому в случае несоблюдения установленных правил водитель может быть оштрафован даже без участия сотрудников ГИБДД. Все это говорит о необходимости тщательного выполнения требований светофора, знаков и дорожной разметки, которые используются на таких дорогах.

Жители больших городов знают, что вопрос загруженности дорог стоит здесь очень остро. В утреннее время весь поток транспорта направляется в центральные или промышленные районы, где находятся офисные здания и предприятия, а вечером ситуация прямо противоположная - все направляются по домам в спальные районы или за город.

Не сложно догадаться, что при таком распорядке дороги загружены неравномерно, в одном направлении формируются постоянные пробки и заторы, хотя по можно свободно передвигаться.

Разгрузить городские магистрали можно добиться с помощью реверсивного движения.

Аверс и реверс (орел, решка) - понятия знакомые всем. Реверс - это движение в обратном направлении. Соответственно, реверсивное движение - специально выделенные потоки, направление движения на которых не является постоянным, а изменяется в течение дня.

Говоря простым языком, по такой полосе утром транспортный поток движется в направлении центра, а в вечерние - от центра.

Таким образом, можно выделить целый ряд преимуществ такого способа организации дорожного движения:

  • значительная разгрузка основных городских магистралей;
  • обеспечение бесперебойного передвижения по дорогам;
  • отпадает острая необходимость в строительстве новых дорог в пределах города;
  • нагрузка равномерно распределяется на дорожное полотно.

В России полос с таким движением пока еще не очень много, но в больших городах такую практику повсеместно внедряют. Так, эксперименты проведены удачно в Москве и Санкт-Петербурге, есть реверсивные полосы и в других городах миллионерах: Самара, Екатеринбург, Новосибирск. Жителям же небольших городов нужно просто выучить основные правила передвижения по таким дорогам, так как они включены во все программы обучения в автошколах, а вопросы попадаются на экзаменах в ГИБДД.

Как организовывается реверсивное движение?

Понятно, что сам принцип реверсивного движения был перенят у Запада - в США, Лондоне, Париже, Токио, Риме с проблемами заторов борются давно и не всегда успешно.

Для организации бесперебойной и безаварийной езды по реверсивным полосам были придуманы новые средства регулировки:

  • особые светофоры;
  • знаки и таблички;
  • дорожная разметка.

Есть также особые правила, которых следует придерживаться во время передвижения по таким дорогам, при выезде и заезде на них, а также при совершении обгонов.

Рассмотрим обязательные для этого обозначения.

Дорожная разметка

Определить, что вы едете по реверсивной полосе можно благодаря двойной прерывистой линии. Ее номер - 1,9.

Ее наносят следующим образом:

  • либо с обеих сторон выделенного потока;
  • либо слева (если над ней висит светофор).

То есть, если слева от себя вы видите такую прерывистую разметку, значит направление движения на данном участке дороге может изменяться на противоположное в зависимости от сигналов светофора, а иногда и жестом регулировщика. Хотя возможны и такие варианты, когда полоса, в левой своей части отмеченная разметкой 1,9, может использоваться как в качестве реверсивной, так и «классической», то есть односторонней, соответственно, разметка будет разделять потоки с разным направлением движения.

Чтобы не запутаться, нужно обращать внимание на светофоры и дорожные знаки, которые устанавливаются перед началом реверсивных полос, причем светофор применяется не вертикального типа, а горизонтального и висит над каждым потоком.

Могут возникать определенные проблемы и сложности в зимнее время, когда разметки не видно. В таких случаях допускается установка дополнительных знаков. Также в некоторых случаях на дорогу могут выходить регулировщики.

Следует обратить также внимание на тот факт, что разметку 1,9 можно пересекать лишь в том случае, если светофоры не работают, а сама разметка находится от водителя справа.

Светофор

Светофоры здесь применяются не привычные, а особые - реверсивные.

Они могут иметь два или три основных поля:

  • зеленая стрелка вниз - ехать можно по полосе;
  • желтая стрелка вправо вниз - нужно перестроиться на соседнюю полосу, так как вскоре направление будет переключено;
  • красный крестик - движение запрещено.

Обычно вешают светофор с двумя дисплеями - зеленое и красное поле, которые загораются, согласно дорожной обстановке и графику передвижения.

Ориентироваться по данному светофору достаточно просто: если полоса с двух сторон выделена разметкой 1,9, то двигаться по ней можно лишь при горящей зеленой стрелке. Желтая стрелка выполняет ту же функцию, что и желтый свет обыкновенного вертикального светофора - предупреждает о скорой перемене направления движения.

Красный крестик или полностью выключенный светофор говорят о запрете движения. В том случае, если разметка 1,9 нанесена только слева, то выключенный светофор свидетельствует о том, что в данный момент полоса не является реверсивной, и по ней можно ехать (ПДД РФ 6.7).

Для контроля за соблюдением водителями Правил Дорожного Движения обычно на въездах на такие отрезки магистралей располагают камеры видео и фотофиксации, поэтому нужно неотступно придерживаться требований ПДД.

Дорожные знаки

Дорожные знаки выставляются только перед началом реверсивной дороги, на каждом перекрестке и на въездах с прилегающих улиц:

  • 5.8 - в начале и после каждого перекрестка, если дорога продолжается и дальше;
  • 5.9 - в конце;
  • 5.10 - с прилегающих улиц.

Поскольку реверс может включаться только в определенные дни (например, в будни с восьми утра до восьми вечера), то параллельно с этими знаками могут быть вывешены соответствующие таблички (8.5.1-8.5.7). Также в дополнение к ним иногда устанавливают знаки направления движения по полосам (5.15.1 или 5.15.7).

В частности знак 5.15.1 нужен для того, чтобы показывать водителям, с каких полос можно совершать левый или правый поворот. Так, повернуть направо можно только с крайней правой полосы, налево - с крайней левой, причем только на перекрестках.

Также в начале участка с реверсивным движением и на всей его протяженности может быть вывешена табличка «Внимание! Участок с реверсивным движением!»

Основные правила передвижения в реверсивном потоке

Обычно реверсивное движение устанавливается на прямых участках дороги и на магистралях с минимальным количеством перекрестков. Тем не менее, в больших городах часто возникают проблемы, особенно если вы приближаетесь с прилегающей улицы или территории.

В данном случае нужно придерживаться следующих правил:

  • Нельзя пересекать всю проезжую часть, если вам нужно ехать, например, налево.
  • Необходимо влиться в общий поток и ехать до ближайшего перекрестка, параллельно перестраиваясь в крайний левый ряд, чтобы на перекрестке совершить по правилам.

Правила передвижения:

  • Согласно ПДД заезжать на реверсивную дорогу можно с любого направления, а съезжать - на крайнюю правую полосу.
  • Опережение разрешается только в тех случаях, если дорожная обстановка позволяет.
  • Пересекать разметку 1.9, разделяющую транспортные потоки разных направлений, с левой стороны запрещено, это будет классифицироваться, как выезд на встречку.

Возможные штрафы за нарушения движения

В КоАП нет особых статей посвященных участкам с реверсивным движением, поэтому за нарушения будут штрафовать, исходя из ситуации.

Самая распространенная ситуация - пренебрежение сигналами светофора. Так, если горит красный крестик, то выезд на полосу равнозначен выезду на встречку. За это по статье 12.15 ч.4 полагается штраф 5 тысяч рублей. Если повторно совершите данное нарушение и данный факт зафиксирует инспектор ГИБДД, то можно лишиться прав на год.

Если перед вами на дороге возникло препятствие и вы его объезжаете слева, с выездом на встречную полосу, то есть пересекаете разметку 1.9, то такое нарушение рассматривается по статье КоАП 12.15 ч.3 - штраф 1-1,5 тыс. руб.

Также нарушителя могут наказать за неправильное размещение транспортного средства при пересечении перекрестков в разных направлениях. Здесь есть определенные особенности. Так, даже в том случае, если вам нужно с реверсивной полосы повернуть налево на дорогу с обычным движением, то согласно ПДД, совершать это можно таким образом, чтобы ваш автомобиль на обыкновенной дороге с занял крайнее правое положение.

Данный момент очень часто фиксируется, потому что на таких перекрестках вывешивают камеры видеофиксации. Штраф в случае нарушения взимают по статье 12.15 ч.1 - 1500 рублей.

Чтобы избежать всех этих штрафов, необходимо следить за сигналами светофора, и дорожными знаками. Правда, может радовать тот факт, когда в случае фиксации нарушения камерой, изъятия прав не происходит, а выписывают штраф.

Стоит ли использовать такое движение?

Несмотря на то, что в Европе и Америке такой способ регулирования движения зарекомендовал себя с наилучшей стороны и активно начал использоваться еще с конце девяностых, в России же отнеслись к этому неоднозначно. При первом применении реверсивного движения в нашей стране, появились его противники. Действительно, как показала практика, на уменьшение количества ДТП это никак не повлияло, а даже наоборот, при ее организации некоторые водители начали путаться и совершать ошибки.

Так, учеными из европейских стран были проведены эксперименты, которые в результате показали, что на сокращение аварий регулировка реверсивности никак не влияет. Безусловно к положительным моментам можно отнести то, что это позволяет добиться увеличение средней скорости движения порядка 10 км/ч, а в некоторых случаях и больше. Такой способ позволяет увеличить пропускную способность, как на временных участках автодорог при проведении их ремонта, так и в часы пик.

Данное движение в России используется редко и только в крупных городах. Примерами могут служить небольшое количество улиц в Москве, Самаре, в городе Екатеринбурге, где улица Шейнкмана в утренние часы пик становится на время односторонней.

Выскакивание на «встречку» – опасный для жизни маневр, особенно если водитель совершает его там, где правилами объезд, мешающих движению объектов или обгон строго запрещены. За подобное правонарушение инспектор может не только выписать штраф управляющему транспортным средством, но и лишить его водительского удостоверения.

Штрафы за выезд на встречную полосу

Рассмотрим случаи, когда подобный маневр будет однозначно расценен инспектором ГИБДД, как жесткое нарушение ПДД, в результате которого водитель понесет крупные денежные потери, или вовсе станется без водительского удостоверения.

Перестроение без разрешающего сигнала на специальную полосу

Перестроение на часть дороги, предназначенную для реверсивного движения сотрудниками ГИБДД, приравнивается к движению по «встречке» и приводит к лишению права управлять автомобилем (максимум 6 месяцем, минимум – 4) либо денежное наказание (5000 рублей ). Повторный заезд на полосу, предназначенную для реверсивного движения при отсутствии разрешающего сигнала светофора, отнимет права на 12 месяцев. Перестраиваясь при неработающем специальном светофоре на реверсивную полосу, водители забывают, что с противоположной стороны сигнал может гореть.

Примечание. Полоса, на которой в зависимости от условий на дороге регулируется движение, называется реверсивной. Ее опознавательными элементами являются светофор и двойная прерывистая линия. Въезжать на нее разрешается только в том случае, если горит зеленая стрелка на светофоре. Если оба знака горят или он не работает въезжать нельзя.

Водитель, перестроившийся на «встречку» через разделительную полосу, понесет убытки в размере 5000 рублей . За подобный маневр инспектор также вправе лишить его водительского удостоверения на полгода (минимум – 4 месяца). При повторном игнорировании правил права заберут на 12 месяцев. Если же маневр был записан на специальное техническое устройство в автоматическом режиме, лишения прав можно избежать, потребуется только оплатить штраф, который придет по почте.

Примечание. Разделительной полосой именуется элемент дороги, выделенный разметкой либо специальными конструкциями и предназначенный для разграничения смежных проезжих частей.

В случае если автолюбитель совершал маневр для объезда объекта, мешающего движению, штраф составит от 1000 рублей до 1500 .

Трамвайные пути

Водителю, совершившему выезд на пути, предназначенные для трамваев, грозит денежное наказание в том же размере, что и за разделительную полосу, или даже лишение прав до полугода. На 12 месяцев изымут водительские права в случае, если водитель вновь решил прокатиться по путям.

Примечание. Права заберут только в том случае, если инспектор ГИБДД лично видел нарушение. Если же выезд был зафиксирован камерой видеонаблюдения, водителю придется оплатить лишь штраф.

Если водитель выехал на трамвайные пути встречного направления, в связи с невозможностью продолжения движения в своей полосе из-за препятствия, инспектор выпишет штраф на сумму 1000–1500 рублей .

Неправильная трактовка нарушения инспектором ГИБДД

Сотрудники полиции могут приравнять «разворот или поворот на дороге с нарушением требований знаков и разметки» к «движению по полосе встречного движения», хотя это два совершенно разных понятия, а соответственно и наказания за них неодинаковые. В первом случае водителю «прилетит» штраф в пределах 1000–1500 рублей , второй вариант может стоить прав либо штрафа в 5000 . Если вы уверены в своей невиновности, не бойтесь доказать ее инспектору, это поможет сохранить водительское удостоверение.

Когда за выезд на «встречку» не грозит наказание

Кратковременный выезд на полосу встречного направления не всегда является нарушением ПДД и наказывается лишением водительского удостоверения. В случаях, когда ПДД не запрещают такой маневр, инспектор не имеет права оштрафовать водителя.

  • Заезд на встречную полосу не расценивается, как нарушение, если дорога на которой происходит движение неширокая, не обозначена разметкой и не оборудована знаками, запрещающими обгонять ТС. На такой дороге водителю разрешается выехать на левую полосу, например, для совершения обгона.
  • Инспектор не сможет оштрафовать водителя, выехавшего на полосу встречного движения, если тот делал это с целью объезда аварии, провала и других препятствий, мешающих езде по своей части дороги.

Важно . Пробка или тихоходное ТС, не уступающее дорогу автомобилям сзади не является препятствием на дороге. Если инспектор заметит объезд, на автолюбителя будет составлен протокол.

  • Для совершения поворота автолюбителю разрешается заехать на «встречку» на дороге с тремя полосами при условии, что на нее нанесена разметка, а знаков запрещающих не имеется.
  • Не будет считаться нарушением выезд автомобиля на встречную полосу для осуществления обгона на границе прерывистой и сплошной линии.
  • Сотрудник ГИБДД ограничится словесным предупреждением, в случае если маневр осуществлялся для того, чтобы избежать возможную аварию.

Перестроение на полосу встречного движения не всегда грозит лишением прав, а в некоторых ситуациях даже не считается нарушением. Однако стоит понимать, что выезд на «встречку» – опасный маневр и по возможности таких ситуаций следует избегать. Чтобы сохранить права и деньги инспектора рекомендуют водителям следить за изменениями в административном кодексе и соблюдать ПДД.

Вопрос загруженности дорог очень остро поставлен в городах-миллионниках, где есть большое количество транспортных средств. Одновременный выезд автомобилей на отдельный участок приводит к образованию заторов. Все это влечет за собой необходимость поиска выходов из сложившейся ситуации. Одним из вариантов разрешения этой проблемы является организация реверсивного движения.

Согласно ПДД, реверсивное движение предоставляет возможность по одной полосе двигаться в разные стороны. Такая необходимость вводится в час пик. Порядок направления регламентируется по времени.

Что такое реверсивное движение?

Чтобы разобраться с тем, что означает реверсивное движение, следует понимать - это вынужденная мера, направленная на то, чтобы разгрузить остальные полосы во время час пика. Движение по реверсивной полосе может изменяться на противоположное. Существует несколько способов регулировки такого движения. Необходимость введения реверсивного движения может возникать при проведении ремонта дорожного полотна. В таком случае обязанности по регулировке движения возлагаются на рабочих или сотрудников ГИБДД.

Преимуществом реверсивного движения является увеличение пропускной способности дорожного отрезка. В результате этого сокращается время преодоления отдельного участка дороги.

Особенности реверсивного движения

Дорога с реверсивным движением - это участок повышенного риска, на котором возрастает вероятность ДТП. Вследствие этого от водителя требуется максимальная концентрация внимания. Движение по реверсивной полосе может продолжаться до установленного знака, который будет свидетельствовать об окончании данного дорожного отрезка.

Очень осторожным следует быть при повороте направо и перестроении в крайний правый ряд на перекрестке с началом движение такого типа. Даже при условии необходимости поворота налево, где реверсивная полоса заканчивается с правой стороны, по завершении маневра следует расположиться в правом ряду. Несоблюдение этого момента чаще всего фиксируется дорожными инспекторами при выезде на дорогу с двойным движением.

Важно! Перестроение на полосу с реверсивным движением разрешено только в зоне видимости светофора. Маневр выполняется при работающем разрешающем сигнале.

При условии смены сигнала на светофоре во время непосредственного движения транспортного средства необходимо максимально быстро произвести перестроение на свою полосу. Если на светофоре включен запрещающий сигнал реверсивную полосу следует покинуть в любой удобный момент.

Что касается разворота с полосы реверсивного движения, то прямого запрета на выполнение таких действий в ПДД не указано. Однако там же отмечено, что при условии расположения линии 1.9 с правой стороны от водителя при включенных реверсивных светофорах её разрешено пересекать только тогда, когда линия разделяет полосы с разрешенным движением в одном направлении. Из этого следует вывод, что крайнюю левую разметку 1.9, отвечающую за разделение встречных потоков, нельзя пересекать ни при каких обстоятельствах.

Способы организации реверсивного движения

Правилами предусмотрена организация реверсивного движения различными способами. Наиболее значимым из них является установка соответствующего дорожного знака. Также для разрешения этого вопроса может использоваться дорожная разметка или светофоры.

Дорожная разметка

Полосы при реверсивном движении используются не слишком часто. Дороги с таким направлением выделяются двойной прерывистой линией , разрыв которой в три раза короче, чем её основная часть. Такой тип разметки называется 1.9.

Отдельных дорожных знаков, предусматривающих обозначение реверсивных полос, не предусмотрено. Данный момент существенно осложняет передвижение по такому участку дороги при заснеженной трассе или в том случае, если они с течением времени стерлись. А отсутствие разметки может свидетельствовать об отсутствии реверсивных полос.

При отсутствии светофоров и наличии реверсивных полос выезжать на них нельзя. Это обусловлено тем, что она расположена в центре дороги.

Светофоры

Реверсивная полоса движения также предполагает установку специальных светофоров . В ПДД отмечено, что для координирования направления полос движения, езда по которым может осуществляться в разные стороны, используются светофоры с зеленым сигналом в виде стрелы. Последняя направлена вниз. Также для этих целей используется светофор с красным X-образным сигналом.

Сигналы такого светофора актуальны не для всего перекрестка, а только для той полосы движения над которой он установлен. Помимо красного и зеленого может также использовать желтый сигнал, представленный в виде стрелки. Последняя направлена вниз по диагонали в левую или правую сторону. Значение такого сигнала отличается от традиционного круглого светофора. Если там он запрещает движение, то желтый сигнал реверсивного светофора свидетельствует о необходимости перестроиться на соседнюю полосу движения. Такой сигнал не запрещает движение. Поэтому перестраиваться на другую полосу можно до включения красного света светофора.

Если светофор над реверсивной полосой не работает или на нем горит красный свет, то въезд на неё запрещен. Если же запрещенный сигнал появился уже после въезда на полосу, то при первой же возможности её необходимо покинуть.

Специальные знаки

Белая вертикальная стрелка с двумя наконечниками на синем фоне, направленными вверх и вниз - это знак реверсивного движения. Знак 5.8 свидетельствует, что впереди начинается реверсивная полоса. Аналогичная стрелка, перечеркнутая красной полосой, говорит об окончании такой полосы. Такой знак называется 5.9.

Существует ещё знак 5.10. На нем изображена все та же белая стрелка. Вот только наконечники направлены влево и вправо. Определение такого знака заключается в том, что впереди находится дорога с реверсивным движением. Разница заключается лишь в том, что установка данного обозначения производится на перекрестках.

При повороте на дорогу с реверсивным движением важно соблюдать п. 9.8 ПДД. Суть этого правила заключается в том, что при выезде водитель должен занимать исключительно крайнюю правую полосу. Совершение данного маневра необходимо при повороте и направо, и налево.

Штраф за нарушение ПДД при реверсивном движении

Несоблюдение правил пересечения участка дороги с реверсивным движением чревато наложением штрафа. Величина денежного взыскания определяется типом нарушения. Если водитель не перестроился в правый ряд при выезде с такого отрезка дороги, то он будет оштрафован на 500 рублей . Такая мера наказания предусмотрена ст. 12.15 КоАП.

При условии выезда на реверсивную полосу движения при неработающем светофоре водитель может быть оштрафован на 5000 рублей . При повторном нарушении последует безотлагательная конфискация водительского удостоверения сроком на 1 год. Опасность выезда на реверсивную полосу при выключенном светофоре заключается в том, что другой стороны он может быть включен. Именно поэтому такое правонарушение приравнивается к выезду на встречную полосу.

Несоблюдение правил выезда на реверсивную полосу в соответствии с сигналами светофора грозит правонарушителю 1000 рублей штрафа . Такая мера наказания в 2019 году определяется ст. 12.12 ч.1 КоАП.

Как быть?

Введение реверсивного движения целесообразно только на тех участках дороги, где интенсивность транспортных потоков в разных направлениях является неравномерной. Это может происходить в час пик, при выполнении дорожно-ремонтных работ или в случае дорожно-транспортного происшествия на отдельном участке дороги. Чаще всего реверсивные полосы можно встретить на выездах из больших населенных пунктов, где перед выходными основной поток автомобилей направлен за город.

Практика реверсивного регулирования достаточно давно применяется в Европе, странах Северной Америки, Австралии. Реверсивное движение в России ещё имеет множество недоработок. Очень много организационных вопросов, которые мешают достижению положительного итогового результата.

Учитывая специфику системы отечественных ПДД и менталитет водителей, можно говорить о высоком уровне аварийности на таких дорожных отрезках. Постепенное введение реверсивных полос вызывает множество дискуссий среди водителей.

Несмотря на организационные сложности, практика показывает, что реверсивное регулирование позволяет увеличить скорость передвижения автомобилей в общем транспортном потоке до 10 км/ч. При этом количество транспортных средств в разные стороны не увеличивается.

С целью увеличения количества реверсивных полос в России необходима разработка ряда мероприятий, которые могли бы дисциплинировать водителей. Также следует отметить необходимость оценки финансовой целесообразности таких полос. И главным требованием при этом является снижение уровня аварийности на таких дорожных отрезках.

Реализация реверсивных полос требует от водителей максимальной концентрации внимания. Владелец транспортного средства должен четко понимать при этом меру возможной ответственности и строго соблюдать установленные правила. Все это позволит минимизировать количество аварийных ситуаций на отдельном участке.