Административные вопросы в лютеранском договоре. Соглашение с церковью. "Латеранские соглашения" в книгах

Латеранские соглашения , между итальянским государством и Ватиканом , привели к правовому урегулированию взаимных претензий между Италией и папским престолом, к ликвидации «Римского вопроса» , существовавшего с 1870; определили права и привилегии католической церкви, её положение в итальянском государстве. Подписаны 11 февраля 1929 в Латеранском апостолическом дворце (Palazzo Laterano). Состоят из договора, финансовой конвенции и конкордата. Договор признаёт католицизм «единственной государственной религией» Италии (ст. 1) и «суверенитет святого престола в международных делах» (ст. 2); предусматривает образование государства Ватикан, границы которого определяются планом, приложенным к договору (ст. 3). Ряд статей регулирует административные вопросы, положение о ватиканском гражданстве, дипломатическом корпусе при папском престоле и т. д. Финансовая конвенция предусматривает выплату Италией папскому престолу 750 млн. лир в 5%-ных ценных бумагах (ст. 1); взамен папский престол отказывается от финансовых претензий к Италии, появившихся в результате образования итальянского государства (ст. 2). Конкордат определяет права и привилегии католической церкви в Италии, государство объявляет нерабочими днями 10 церковных праздников, а также воскресенья (ст. 11); епископы обязываются присягать на верность главе государства (ст. 20). Др. статьи предусматривают широкое привлечение духовенства в систему просвещения Италии, признают «Католическое действие» и т. д. В период существования фашистской диктатуры в Италии (1922-43) Л. с. обеспечили фашистскому режиму поддержку Ватикана.

Л. с. и поныне определяют правовые отношения между государством и католической церковью в Италии в соответствии со ст. 7 Итальянской республиканской конституции 1947.

Демократические силы Италии ведут борьбу за пересмотр Л. с. В 1969 палата депутатов приняла закон, разрешавший развод; этот закон фактически отменял ст. 34 конкордата.

Публ.: Enciclopedia del Papato, Catania, 1961.

Лит.: Ковальский Н. А., Католицизм и дипломатия, М., 1969; Коровин E. А., Католицизм как фактор современной мировой политики, М. - Л., 1931; Шейнман М. М., Ватикан между двумя мировыми войнами, М., 1948.

Н. А. Ковальский.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Латеранские договоры 1929 года - между Ватиканом и Италией подписаны 11. II. При объединении Италии территория Церковной области была включена в состав итальянского государства, а в Рим была перенесена столица королевства. Тем самым папа был лишён светской власти.

Положение папы было определено "законом о гарантиях", изданным итальянским правительством 13. V 1871. Этот закон признал личность папы священной и неприкосновенной. Посягательство и подстрекательство против личности папы подлежало наказанию, как посягательство и подстрекательство против личности короля. Папа сохранил право содержать свою гвардию для охраны. Он сохранил Ватиканский и Латеранский дворцы "со всеми зданиями, садами и прочими земельными принадлежностями" и виллу "Кастель Гандольфо". Обеспечивалась полная экстерриториальность этих владений папы. Папа сохранил право иметь дипломатические сношения с иностранными государствами и принимать послов. Папе было также предоставлено право свободного общения с епископами и всем католическим миром и была обеспечена свобода конклавов. Папа получал цивильный лист в размере 3 225 тыс. лир.

Пий IX отказался признать "закон о гарантиях". Он протестовал против лишения его светской власти, запретил католикам участвовать в выборах и, объявив себя "узником", заявил, что не будет выходить за пределы Ватикана. Ещё до этого (в ноябре 1870) папа отлучил от церкви всех участвовавших в упразднении светской власти папы. Так возник т. н. "римский вопрос".

Как Пий IX, так и последующие папы не упускали случая протестовать против лишения их светской власти. Положение изменилось после установления фашистского режима в Италии. Пий XI видел в фашистах своих естественных союзников по проведению реакционной политики в Италии и за её пределами, а Муссолини стремился соглашением с папой укрепить своё положение в стране. Переговоры между Ватиканом и правительством Италии по "римскому вопросу" начались в 1926 году и завершились подписанием Латеранские договоры, состоящих из основного договора, финансовой конвенции и конкордата.

Согласно ст. 1 основного договора Италия признала римско-католическую религию "единственной государственной религией". Для обеспечения независимости папского престола создавалось папское государство - Ватикан - на части территории г. Рима (ст. 3). Договором предусматривались вопросы административно-технического порядка, устанавливалось понятие ватиканского гражданства и определялись гарантии гражданам Ватикана. Согласно ст. 12 договора "Италия признаёт за св. престолом активное и пассивное право посольства, согласно общим правилам международного права". Между Италией и Ватиканом устанавливались дипломатические отношения. Другие статьи договора давали перечень недвижимости, признаваемой собственностью папского престола, предусматривали освобождение чиновников Ватикана от налогов, порядок транзита через Италию в Ватикан, свободу и безопасность созыва конклавов, порядок наказания за преступления, совершённые в Ватикане, и др. Стороны договорились, что "город Ватикан всегда и во всех случаях будет рассматриваться как территория нейтральная и неприкосновенная".

Подписанная одновременно с договором финансовая конвенция предусматривала порядок ликвидации финансовых претензий Ватикана к Италии. Согласно конвенции в компенсацию за потери, понесённые Ватиканом в 1870, Италия обязалась выплатить Ватикану 750 млн. лир наличными и 1 млрд. лир в ценных бумагах.

Заключённый одновременно конкордат определял права католической церкви Италии и её положение в государстве, права и привилегии духовенства, порядок назначения епископов. Католическая церковь обязывалась молиться за благоденствие итальянского короля, а епископы обязывались приносить присягу в том, что они сами будут верны государству и королю и будут требовать того же от подчинённого им духовенства.

Фактически Латеранские договоры явились актами о союзе папского престола с итальянским фашистским режимом Муссолини. По заявлению Пия XI, "посланный провидением" Муссолини должен был предстать перед католиками всего мира как человек, решивший, наконец, "римский вопрос".

Латеранские договоры сохранили свою силу и после свержения фашизма.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Муссолини хотел, чтобы его считали христианином, хотя с детства не ходил в церковь и слыл антиклерикалом. Некоторые из его последователей провозглашали себя атеистами или язычниками, сам он в частном кругу не раз насмехался над обрядами и догмами церкви. Но хотя в фашистском утверждении: «в государстве все, вне государства – ничего», содержался явный вызов христианству, тем не менее Италия была католической страной, и история научила Муссолини, что он едва ли выйдет сухим из воды открытого сражения с папством. Наоборот, церковь и фашизм могли бы помогать друг другу. С помощью духовного слова легче было бы убедить иностранцев в том, что ему можно доверять, а внутри Италии духовенство могло бы обеспечить фашизму завоевать народное одобрение.

У Муссолини были веские причины, чтобы опять обратиться на путь христианства и стать добропорядочным католиком. Газеты начали рассказывать истории и публиковать фотографии, представлявшие его благочестивым религиозным человеком, а некоторые помощники зашли даже так далеко, что стали находить близкое сходство его со святым Игнатием Лойолой. Для начала Муссолини в 1923 году окрестил своих детей, а затем поднял статус семьи, обвенчавшись с Рахелью. Его памфлет времен ранней юности, называвшийся «Бога нет», и еретическая брошюра про Яна Гуса больше не печатались и были изъяты из продажи, а вследствие этого исчезли и из церковного «Индекса запрещенных книг». Ватикану очень польстило, когда он объявил вне закона масонство, освободил духовенство от налогов и пустил общественные фонды на спасение католических банков от банкротства. Введя год Святых, провозглашенный Папой в 1925 году, ограничив работу миссии протестантов в Италии и запретив постройку мечети в Риме, он многого достиг за небольшую цену.

За пределами Италии интересы фашизма и церкви иногда переплетались. Муссолини делал все возможное, чтобы бороться за католическое дело в Палестине против православного патриарха и англичан, которые, к его великому сожалению, владели мандатом на эту территорию. В Албании Муссолини принудил местную православную церковь отказаться от вассальной зависимости по отношению к Константинопольскому патриарху и признать главенство Ватикана. То же самое он проделал на Родосе, прибегнув к насилию и провокационным действиям по отношению к местному населению.

В самой Италии епископы не только оказали существенную поддержку фашизму в его борьбе против либерализма и социализма, но также выразили явное удовлетворение отношением Муссолини к женщинам и семье. Несомненно, он зашел слишком далеко, когда назвал женщин неисправимыми кокетками, несозидательными и неинтеллектуальными существами, ратуя в то же время за повышение рождаемости. Во времена своей антихристианской юности Муссолини был убежденным сторонником искусственных противозачаточных средств, но в 1924 ввел уголовную меру наказания для каждого, кто будет их защищать, а в 1926 году развернул широкую кампанию за повышение деторождаемости. Он показал пример доброго семьянина, взяв к себе на постоянное жительство семью и произведя на свет еще двух детей, но идеальной семьей считал ту, где воспитывается двенадцать детей. В момент особого оптимизма Муссолини заявил в парламенте, что нужно удвоить темп рождаемости, выдвинув странный, но, по его мнению, убедительный аргумент, что только таким путем Италия сможет противостоять 90 миллионам немцев и 200 миллионам славян. В 1927 году была спущена установка за следующие 25 лет увеличить население Италии с 40 до 60 миллионов, и Муссолини опрометчиво заявил: так как Италии нужны большие семьи, чтобы иметь больше солдат, это станет настоящей проверкой жизнеспособности его фашистской революции. Неэффективность законодательных мер и усилий пропаганды в осуществлении такого великого дела вызвала у дуче недоумение. Но тем важнее был успех в побочной цели – сближении с церковью.

Несмотря на то что до 1925 года Муссолини всячески способствовал обеспечению женщин работой, вскоре он изменил тактику и стал поощрять их сидеть дома и рожать детей. Он ввел налог на «неоправданное безбрачие» и предлагал ввести налог на бездетные семьи. Частным фирмам и гражданским ведомствам было приказано нанимать на работу в первую очередь семейных. Вышли указы, предусматривавшие суровые наказания за нарушение супружеской верности, причем более суровые для женщин, чем для мужчин. Новые фашистские правовые нормы способствовали повышению авторитета мужа как главы семьи. Разводы были запрещены и увеличены штрафы за аборты. Заражение сифилисом, по личному приказу Муссолини, было приравнено к преступлению.

Многие фашисты были очень распутными. Муссолини это знал и воспринимал как должное. Но на людях он выражал восхищение пуританством Кромвеля и говорил, что превратит Рим в самый высоконравственный город в мире. Он также клялся и божился, что будет отдавать под суд за всякого рода спекуляции, но так как это слишком противоречило вкусам большинства фашистов, намерения дуче не увенчались успехом. Он пытался регулировать танцевальные стили – современные танцы «аморальны и непристойны, являются зародышем греха, вселяя в умы людей стремление к безнравственности». Ночные развлечения были жестко ограничены, за что Папа был ему особенно благодарен, хотя и жаловался, что представления с раздеванием все еще продолжаются, невзирая на закон об их запрещении. С помощью прессы была также начата кампания против алкоголизма, по указу сверху в первые годы режима были закрыты 25000 винных торговых точек.

Эффективность всех этих мер была ниже ожидаемой, но фашизм продолжал напускать на себя перед всем миром аскетический и пуританский вид. Приезжие иностранцы замечали, что люди в фашистской Италии стали менее улыбчивы и даже дети привыкли принимать «суровую, гладиаторскую позу... как бы утратив свое обычное чувство юмора». Как пояснял философ Джентиле, фашизм был серьезным, «даже религиозным» делом, а «смех идет от дьявола и истинно верующие не станут улыбаться, разве что с горьким сарказмом».

Такая же пуританская строгость проявилась и в отношении женщин и их поведения. Предписывались ханжеские правила фасонов купальных костюмов и длины юбок, ограничения в использовании косметики и обуви на высоких каблуках. Делались попытки заставить женщин отказаться от «негритянских плясок», а вместо этого заняться бегом или каким-нибудь другим более красивым видом спорта. Тут вмешался Ватикан, возражая против участия женщин в публичных спортивных состязаниях. «Если женщина и должна поднять руку, то мы надеемся и уповаем, чтобы она подняла ее для молитвы или для благотворительности». Муссолини склонен был с этим согласиться; он находился под сильным впечатлением утверждений, что «мускульные» виды спорта, такие, как верховая езда, коньки и велосипед являются причиной бесплодия женщин и отвлекают их от «естественной и основной миссии».

Хотя Ватикан осуждал фашизм за применение насилия и знал, что часть ответственности за это лежит непосредственно на Муссолини, все же союз с ним оставался для церкви наиболее приемлемой из всех возможных альтернатив.

При обсуждении [Латеранского] договора о перемирии церкви и государства Папа потребовал 4000 миллионов лир в качестве компенсации за конфискованную в 1870 году собственность. Однако ко времени подписания этого [Латеранского] договора в феврале 1929 года требование было урезано более чем наполовину. Кроме того, фашизм признал право духовенства на отправление правосудия в вопросах брака и семьи, хотя в последующие годы стало ясно, что это была всего лишь теоретическая уступка, которой Муссолини мог и пренебречь.

Муссолини оглядывался на свое примирение с церковью как на шедевр. Это, безусловно, было крупным политическим успехом, завоевавшим ему шумное одобрение со стороны католиков. Но как только он получил это соглашение и завоевал народную поддержку, он тотчас начал активно расширять свои завоевания. В довольно оскорбительной для Пия XI речи Муссолини заявил, что церковь в результате заключенного Латеранского договора уже не свободна, а подчиняется государству. Как истинный еретик он сослался на историю католицизма, представлявшего собой вначале небольшую секту, которая смогла распространиться по всей Палестине лишь благодаря ее слиянию с организацией Римской империи. Никогда напряжение в отношениях с Ватиканом не было столь острым, как в последовавшие после соглашения годы. Муссолини за три месяца конфисковал больше изданий католических газет, чем за предыдущие семь лет. Именно в этот период – и, вероятно, с его разрешения – начал появляться на разных языках рассчитанный на дешевый успех его роман «Любовница кардинала». Муссолини категорически отказался пойти навстречу требованиям духовенства на право голоса в системе образования и, по собственному признанию, едва не был отлучен от церкви, но упорно держался за свое и в итоге выиграл эту борьбу за тотальный контроль над молодежью.

Латера́нские соглаше́ния - система договоров между итальянским государством и Святым Престолом. Привели к правовому урегулированию взаимных претензий между Италией и Святым Престолом, к разрешению «Римского вопроса», существовавшего с 1870 года; определили права и привилегии Католической церкви, её положение в Итальянском королевстве.

Подписаны 11 февраля 1929 года в Латеранском Апостольском Дворце (Palazzo Laterano) кардиналом Пьетро Гаспарри и премьер-министром Италии Б. Муссолини, действовавшим от имени короля Виктора Эммануила III. Ратифицированы в мае того же года нижней палатой итальянского парламента, полностью состоявшей из членов фашистской партии .

Состоят из договора, финансовой конвенции и конкордата. Договор признаёт католицизм «единственной государственной религией» Италии (ст. 1); светский суверенитет Святого Престола, включая международные дела (ст. 2); предусматривает формальное признание за Ватиканом статуса суверенной территории, управляемой Святым Престолом, формально именуя Ватикан - Городом Ватикан (Citta del Vaticano ), границы которого определяются планом, приложенным к договору (ст. 3).

Ряд статей регулирует административные вопросы, положение о специальном гражданстве для подданных Святого Престола, дипломатическом корпусе при Святом Престоле и т. д. Финансовая конвенция предусматривает выплату Италией Святому Престолу 750 млн лир в 5%-ных ценных бумагах (ст. 1) ; взамен Святой Престол отказывается от финансовых претензий к Италии, появившихся в результате образования итальянского государства (ст. 2)(имелся ввиду вооруженный захват территории Папского государства войсками Короля Сардинского Виктора Эммануила Савойского в 1870 году, и провозглашения Королевства Италия в 1871 году).

Конкордат определяет права и привилегии католической церкви в Италии, государство объявляет нерабочими днями 10 церковных праздников, а также воскресенья (ст. 11); епископы обязываются присягать на верность Королю Италии, как главе государства (ст. 20). Другие статьи предусматривают широкое привлечение духовенства в систему просвещения Италии, признают организацию «Католическое действие» и т. д..

В 1969 году палата депутатов приняла закон, разрешавший развод; этот закон фактически отменял ст. 34 конкордата.

Соглашения были пересмотрены в 1984 году, главным образом в части того, что католичество является государственной религией Италии.

Список литературы:

    Станислав Минин «Само Провидение послало нам Муссолини». «НГ Религии» (20 мая 200). - Латеранские соглашения, или Как дуче переиграл Ватикан.

    Текст Латеранских соглашений (англ.)

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Латеранские_соглашения

Её положение в Итальянском королевстве.

Территория Ватикана согласно Латеранским соглашениям

Состоят из договора, финансовой конвенции и конкордата . Договор признаёт католицизм «единственной государственной религией» Италии (ст. 1); светский суверенитет Святого Престола , включая международные дела (ст. 2); предусматривает формальное признание за Ватиканом статуса суверенной территории, управляемой Святым Престолом, формально именуя Ватикан - Городом Ватикан (Citta del Vaticano ), границы которого определяются планом, приложенным к договору (ст. 3).

Ряд статей регулирует административные вопросы, положение о специальном гражданстве для подданных Святого Престола, дипломатическом корпусе при Святом Престоле и т. д. Финансовая конвенция предусматривает выплату Италией Святому Престолу 750 млн лир в 5%-ных ценных бумагах (ст. 1) ; взамен Святой Престол отказывается от финансовых претензий к Италии, появившихся в результате образования итальянского государства (ст. 2; имелся в виду вооружённый захват территории Папского государства войсками Короля Сардинского Виктора Эммануила Савойского в 1870 году, и провозглашения Королевства Италия в 1871 году).

Конкордат определяет права и привилегии католической церкви в Италии, государство объявляет нерабочими днями 10 церковных праздников, а также воскресенья (ст. 11); епископы обязываются присягать на верность Королю Италии, как главе государства (ст. 20). Другие статьи предусматривают широкое привлечение духовенства в систему просвещения Италии, признают организацию «Католическое действие» и т. д. .

Категории:

  • История папства
  • Пий XI
  • Ватикан
  • Международные договоры Италии
  • Международные договоры XX века
  • Религия в Италии
  • Религия и право
  • 1929 год в праве

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Латеранские соглашения" в других словарях:

    Юридический словарь

    Латеранские соглашения - (Lateran Treaties) (11 фев. 1929 г.), соглашения между пр вом Муссолини и папой Пием XI об урегулировании отношений между Ватиканом и итал. гос вом, остававшихся напряженными с 1870 г., когда Папская обл. была включена в состав объединенной… … Всемирная история

    ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ - соглашения между итальянским государством и Ватиканом, подписанные 11 февраля 1929 г. (действуют в редакции 1984 г.). Состоят из договора, финансовой конвенции, конкордата. Положили конец «римскому вопросу». Договор признал образование на… … Юридическая энциклопедия

    Между итальянским государством и Ватиканом, подписаны 11 февраля 1929 (действуют в редакции 1984). Состоят из договора, финансовой конвенции, конкордата. Положили конец Римскому вопросу. Договор признал образование на территории Рима суверенного … Большой Энциклопедический словарь

    Ряд документов, подписанных 11 февраля 1929 и ратифицированных 7 июня 1929 в результате продолжительных переговоров между властями Ватикана и фашистским правительством Италии. В 1870, когда была провозглашена единая независимая Италия,… … Энциклопедия Кольера

    Между итальянским государством и Ватиканом, подписаны 11 февраля 1929 (действуют в редакции 1984). Состоят из договора, финансовой конвенции, конкордата. Положили конец «Римскому вопросу». Договор признал образование на территории Рима… … Энциклопедический словарь

    Соглашения между итальянским государством и Ватиканом, подписанные 11 февраля 1929г. (действуют в редакции 1984 г.). Со стоят из договора, финансовой конвенции, конкордата. Положили конец римскому вопросу Договор признал образование на территории … Энциклопедический словарь экономики и права

    латеранские соглашения - соглашения между итальянским государством и Ватиканом; подписаны 11 февраля 1929 г. (действуют в ред. 1984 г.). Состоят из договора, финансовой конвенции, конкордата. Положили конец Римскому вопросу. Договор признал образование на территории г.… … Большой юридический словарь

    Система договоров между итальянским государством и Святым Престолом. Привели к правовому урегулированию взаимных претензий между Италией и Святым престолом, к разрешению «Римского вопроса», существовавшего с 1870; определили права и привилегии… … Католическая энциклопедия

    Между итальянским государством и Ватиканом, привели к правовому урегулированию взаимных претензий между Италией и папским престолом, к ликвидации «Римского вопроса» (См. Римский вопрос), существовавшего с 1870; определили права и… … Большая советская энциклопедия